Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 24 » Скачать Воспитание социальной инициативности детей и молодежи. Тетерский, Сергей Владимирович бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
15:21
Скачать Воспитание социальной инициативности детей и молодежи. Тетерский, Сергей Владимирович бесплатно

Воспитание социальной инициативности детей и молодежи

Диссертация

Автор: Тетерский, Сергей Владимирович

Название: Воспитание социальной инициативности детей и молодежи

Справка: Тетерский, Сергей Владимирович. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.02 Тамбов, 2004 337 c. : 71 05-13/102

Объем: 337 стр.

Информация: Тамбов, 2004


Содержание:

Глава
I Теоретико-методологические основы воспитания социальной инициативности детей и молодежи
§1 Состояние проблемы воспитания детей и молодежи в научно-педагогической теории
§2 Социальная инициативность как интегративное социально востребованное качество личности
§3 Ценности, принципы, функции субъектов воспитания социальной инициативности детей и молодежи
Глава
II Механизмы воспитания социальной инициативности детей и молодежи
§1 Современные подходы к воспитанию социальной инициативности детей и молодежи в Российской Федерации и за рубежом
§2 «Обслуживающая парадигма» воспитания социальной инициативности государственными институтами
§3 «Поддерживающая парадигма» воспитания социальной инициативности институтами гражданского общества
Глава
III Научно-методическое обеспечение процесса воспитания социальной инициативности детей и молодежи
§1 Партнерство государственных и общественных институтов воспитания социальной инициативности детей и молодежи
§2 Программно-методическое обеспечение процесса воспитания социальной инициативности детей и молодежи
§3, Результаты опытно-экспериментального исследования процесса воспитания социальной инициативности детей и молодежи

Введение:

Актуальность исследования обусловлена рядом причин теоретикометодологического и практического характера. Разработка целостной теории и практических организационных мер воспитания социальной инициативности детей и молодежи является одной из проблем, особенно актуальных в период социально-экономических преобразований в российской образовательной практике.Государственными и общественными институтами задача воспитания социальной инициативности как одного из основных социально и личностно значимых качеств ставится как приоритетная, что находит отражение как в обсуждениях разного уровня и масштаба, так и в государственных документах последних лет. Чем больше социальных инициатив «пробивается» к общественному вниманию, тем больше вероятность, что реализуются лучшие, самые плодотворные из них. Социальная инициативность как интегративное личностное качество предполагает восприятие конкуренции как общего фактора повышения качества жизни.В последние годы в России созданы общественные объединения, выступающие значимым фактором воспитания социальной инициативности, вовлекающие в инициативные программы, по разным оценкам, от 2 до 10% детей и молодежи. Десятки тысяч общественных объединений и их инициативная деятельность являются предметом изучения и экспериментирования педагогов, психологов, юристов, экономистов, социологов, политологов, представляя собой эмпирическое поле междисциплинарного исследования, перспективное в прогностическом аспекте, так как здесь сосредоточен человеческий капитал развития российского общества и государства.Президент Российской Федерации В.В.Путин 26 мая 2004 г. в своем послании Федеральному Собранию подчеркнул: «Считаю, что создание в России свободного общества свободных людей - это самая главная наша задача. Но и самая сложная. Главная, потому что несвободный, несамостоятельный человек не способен позаботиться ни о себе, ни о своей семье, ни о своей Родине. Сложная, потому что свободой всегда дорожат. И еще реже умеют ею распорядиться. Созидательную энергию, предприимчивость, чувство меры и волю к свободе нельзя ввести указом, нельзя импортировать, нельзя позаимствовать» (245, с.46).В современной науке в последние годы заметен интерес к исследованию педагогического потенциала социально инициативной деятельности детей и молодежи, научному осмыслению отечественного и зарубежного опыта воспитания социальной инициативности общественными и государственными институтами.Различные аспекты развития воспитательных систем рассматривались И.В.Блаубергом, Б.Н.Боденко, Р.Б.Вендровской, М.В.Воропаевым, Б.З.Вульфовым, А.В.Гаврилиным, В.Дармодехиным, Н.С.Дежниковой, В.Евтушенко, И.А.Зимней., В.А.Караковским, М.Б.Коваль, И.А.Колесниковой, А.Т.Куракиным, В.О.Кутьевым, И.А.Липским, Ю.С. Мануйловым, Н.А.Морозовой, Л.И.Новиковой, ЛЛ.Олиференко, М.И.Рожковым, Н.Л. Селивановой, Е.Н. Степановым, Н.Чистяковой, Э.Г.Юдиным (34; 38; 191; 60; 65; 69; 92; 93; 107; ПО; 122; 130; 133; 157; 158; 168; 184; ПО; 191; 224; 261; 273; 291; 334; 35) и др.Анализу проблем воспитания социально значимых качеств личности детей и молодежи посвящены работы К.А.Абульхановой-Славской, В.Алещенка, А.Г.Асмолова, А.В.Беляева, В.Ф.Бехтерева, В .^Ю.Большакова, А.С.Гаязова, С.Гиля, И.П. Иванова, А.В.Кирьяковой, Э.Г.Костяшкина, В.Н. Кочергина, А.Н. Лутошкина, Т.Н.Мальковской, А.В.Мудрика, И.Н.Никитина, В.Н. Николаева, Г.Г. Николаева, В.Б.Орлова, Е.Г.Радионова, Р.Ф.Роговой, В.А.Ситарова, В.С.Собкина, Г.С.Суховейко, Л.И.Уманского, Г.Н. Филонова, М.А.Шкробовой, М.М.Ященко (2; 9; 17; 27; 32; 40; 72; 79; 112; 126; 143; 144; 178; 181; 199; 209; 214; 215; 226; 253; 258; 276; 280; 294; 309; 316; 337; 357) и др.Анализу истории, опыта и проблем развития общественного движения детей и молодежи посвящены исследования Алиевой Л.В., Бабочкина П.И., Балясной Л.К.,. Басова Н.Ф., Березиной В.А., Богуславского М.В., Борисовой Л.А., Волохова А.В., Дергунова В.А., Ильинского И.М., Камалдиновой Э.Ш., Кирпичника А.Г., Коврова В.В., Костиной Н.М., Костюшева В.В, Кудинова В.А., Кульпединовой М.Е., Литвак Р.А., Мальцевой Э.А., Миронец О.Г., Моровой Н.С, Пташко Д.Р., Радиной К.Д., Сабитовой Г.В., Сорочинской Е.Н., Титовой Е.В., Тихоновой СВ., Трухачевой Т.В., Ушакова А.Г., Харченко Я., Шпона А.П. (10; 20; 22; 24; 29; 37; 44; 56; 94; 114; 117; 125; 131; 183; 221; 152; 156; 171; 183; 192; 198; 250; 252; 269; 287; 300; 302; 307; 310; 327; 341) и др.В последние годы активное развитие получили исследования процесса воспитания в общественных (некоммерческих, негосударственных) организациях как значимых институтах строительства гражданского общества и демократического государства: Е.А.Абросимова, А.С.Автономов, О.П, Алексеева, В.Алещенок, М.Антонова, В.Г.Бочарова, П.Ю.Гамольский, Л.Н.Коновалова, Р.М.Куличенко, Л.Е.Никитина, А.К.Толмасова, Ф.Э.Шереги, В.Н Якимец, Л.И.Якобсон (1; 3; 8; 9; 13; 45; 71; 136; 155; 211; 305; 1; 352; 353) и др.Психолого-педагогические аспекты воспитания, взаимодействия личности и коллектива, коллектива и общества раскрываются в исследованиях Алексеевой Л.Ф., Беличевой А., Бендас Т.В., Божович Л.И., Волкова И.П., Донцова А.И., Дубровиной И.В., Зинченко В.П., Климова Е.А., Кона И.С, Мухиной B.C., Немова Р.С, Нечаева Н.Н., Петровского А.В., Платонова Ю.П., Рубцова В.В., Слободчикова В.И,, Фельдштейна Д.И., Хайкина В.Л., Эльконина Д.Б., Эльконина Б. Д. (6; 26; 28; 39; 54; 102; 104; 111; 129; 135; 201; 206; 207; 233; 237; 265; 279; 313; 325; 348; 349) и др.Эффективность использования различных методик и технологий в воспитании социально значимых качеств личности исследуют Л.В.Байбородова, В.П.Беспалько, В.М.Коротов, А.М.Лопухин, В.А.Луков, Л.А.Петровская, А.С.Прутченков, Н.В.Самоукина, И.И.Фришман, А.Шмаков (21; 30; 142; 251; 176; 232; 247; 270; 321; 338) и др.Издано значительное количество монографий, материалов научных и практических конференций, сборников статей, публикаций, которые являются источником нового знания о государственном и общественном воспитании социальной инициативности детей и молодежи. Однако выявляются фрагментарность и недостаточность обобщающих, систематизирующих имеющийся опыт и теоретические разработки исследований.В настоящее время на разных уровнях взаимодействия субъектов воспитания социальной инициативности детей и молодежи проявляется ряд противоречий и рассогласований: - между новыми, в определенной мере индивидуализированными личностными интересами (мотивами) подростка, молодого человека и объективной потребностью в социально инициативной личности, обеспечивающей прогрессивное развитие государства и гражданского общества; - между потребностью в социально инициативной личности и отсутствием адекватного современным требованиям научного обоснования процесса воспитания социальной инициативности детей и молодежи, предполагающего участие обучающихся в разработке и решении местных общественных проблем, моделировании институтов гражданского общества, поощрение свободного и открытого обсуждения организационных принципов жизни коллектива, страны, мира; - между объективно интегративным характером государственного и общественного воспитания детей и молодежи и осуществлением воспитания инициативной личности государственными и общественными институтами дифференцированно, автономно друг от друга; - между тенденцией увеличения количества инициативных объединений детей и молодежи (на локальном, муниципальном, региональном, общероссийском, международном уровнях) и несформированностью системы поддержки общественных объединений детей и молодежи, подготовки кадров в общественном и государственном секторах социальной сферы.Высокая степень актуальности и противоречивости проблемы воспитания социальной инициативности детей и молодежи обусловливает необходимость определить перспективные направления этого процесса на гносеологическом, структурно-функциональном, прогностическом, научноорганизационном уровнях, разработать и обосновать научно-методическое обеспечение данного процесса.Основной научной проблемой диссертационного исследования является выявление теоретических оснований и, в соответствии с ними, разработка научно-методического обеспечения, стимулирующего развитие адекватной российским социально-историческим, культурным традициям и общемировым тенденциям системы воспитания социальной инициативности детей и молодежи.Все вышесказанное позволяет обосновать выбор темы диссертационного исследования и сформулировать её следующим образом: «Воспитание социальной инициативности детей и молодежи».Объект: социально инициативная деятельность детей и молодежи.Предмет: процесс воспитания социальной инициативности детей и молодежи.Цель: выявить теоретические основы и разработать научнометодическое обеспечение процесса воспитания социальной инициативности детей и молодежи.Гипотеза исследования Теоретическое обоснование и научно-методическое обеспечение процесса воспитания социальной инициативности детей и молодежи позволят создать систему воспитания социальной инициативности как востребованного качества личности и продуцировать отношения, характерные для высокоразвитого гражданского общества и правового демократического государства, будут способствовать позитивным качественным изменениям функционирования учреждений образования и молодежной политики по следующим компонентам: идейная основа, теоретический фундамент, содержание и формы воспитательной работы, совокупность методик и технологий и др., если: - в теоретических основах воспитания социальной инициативности детей и молодежи будут концептуально учитываться: традиционные духовнонравственные российские ценности; многообразие, изменчивость и динамичность развития общественного движения, государственного строительства России, международный опыт; - воспитание социальной инициативности детей и молодежи будет происходить при согласованности личных (групповых), общественных и государственных интересов и ценностей в педагогически обоснованной и инструментованной социально инициативной деятельности подрастающих поколений; - преобразования в системе воспитания социальной инициативности будут определяться потребностями государственного и общественного развития, а содержание, методы и формы социально инициативной деятельности детей и молодежи явятся отражением позитивных общественных тенденций, будут поддержаны реальными механизмами реализации прав и свобод граждан в отношении их социального творчества, самореализации, самовыражения. « Задачи исследования 1. Выявить и охарактеризовать исторический опыт и современное состояние проблемы воспитания социальной инициативности детей и молодежи. 2. Определить мотивы социально инициативной деятельности и оценить их влияние на мировоззрение и отношения детей и молодежи к ценностям семьи, общества и государства; обосновать целостное теоретическое положение о социальной инициативности как интегративном социально востребованном качестве личности.3. Разработать теоретическое, программное и методическое обеспечение процесса воспитания социальной инициативности детей и молодежи в контексте взаимодействия субъектов.4. Проанализировать и усовершенствовать механизмы воспитания социальной инициативности и ресурсной поддержки социальных инициатив детей и молодежи.5. Обосновать концепцию общественной организации как педагогически эффективной организационно-правовой формы воспитания социальной инициативности детей и молодежи.Методологические основы исследования Исходные методологические позиции исследования определяет диалектический подход, дающий возможность раскрытия сущности педагогических явлений на основе историко-теоретического анализа.Основными методологическими позициями являются: положение о всеобщей связи явлений окружающего мира; о творческой и деятельностной сущности человека, познающего и преобразующего мир, самого себя; системный и комплексный подходы в изучении социальных и педагогических явлений: М.Б. Алексеева, СИ. Архангельский, В.Г.Афанасьев, И.В. Блауберг, М.С.Каган, Ф.Ф. Королев, В.П. Кузьмин, A.M. Новикова, Л.И. Новикова, Э.Г.Юдин (7; 16; 18; 34; 116; 141; 154; 217; 218; 35) и др.; антропологический, культурологический, аксиологический, личностный, деятельностный подходы: А.И.Арнольдов, Л.П. Буева, СИ. Гессен, В.Е. Гмурман, В.В. Давыдов, В.И. Додонов, В.И. Загвязинский, В.П. Зинченко, В.В. Краевский, А.А.Кыверялг, А.Н. Леонтьев, Н.Д. Никандров, A.M. Новиков, В.М. Полонский, М.Н. Скаткин (15; 48; 75; 80; 91; 99; 109; 111; 195; 159; 164; 208; 217; 240; 277) и др.Теоретическими основами исследования выступают: теория цивилизаций в ее историко-социальной интерпретации: Л.Г.Морган, П.А. Сорокин, А.Д.Тойнби, О, Шпенглер (196; 286; 303; 340) и др.; теория социальных групп Т.Гоббса, Я. Морено (81; 197) и др.; концепция целостного мирового педагогического процесса: В.П.Борисенков, Б.Л. Вульфсон, З.А.Малькова, А.И. Пискунов (43; 67; 180; 235) и др.; положения философии образования и образовательных систем; Г.Н. Волков, О.В. Долженко, Э.Д. Днепров, И.Я.Лернер, Б.Т. Лихачев, В.А.Мясников, В.А.Сластенин, Г.Н. Филонов (53; 101; 138; 165; 173; 203; 278; 316) и др.; положения теории воспитательных систем и концепции воспитательного пространства: А,Т. Куракин, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова, Л.И. Новикова, Д.В.Григорьев (157; 122; 273; 297; 292) и др.; концептуальные положения о теории и практике воспитания и развития личности, социальном и педагогическом прогнозировании, об образовании как способе создания национальных и общечеловеческих ценностей: И.В.Бестужев-Лада, Б.С.Гершунский, В.Дармодехин, Э.Г.Костяшкин, В.О.Кутьев, П.Г.Ш,едровицкий (31; 74; 92; 143; 158) и др., о значении духовных и национальных ценностей в воспитании и образовании личности (Н.Д.Никандров, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин (208; 248) и др.; теория активного влияния социальной среды на развитие личности, социальнопедагогическая концепция образования и социальной работы: В.Г. Бочарова, СИ. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, И.А. Липский, А.В. Мудрик, Л.Е. Никитина, В.Д.Семенов, Г.Н.Филонов (46; 87; 90; 168; 200; 211; 274; 317) и др.; концепция социализации в общественной деятельности: Л.В.Алиева, Н.Ф. Басов, и А.В. Волохов, М.И.Рожков, Е.Н. Сорочинская (10; 23; 56; 58; 287) и др.Методы исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование, проектирование, анализ литературы, документов и продуктов деятельности, наблюдение, опрос (устный и письменный), метод экспертных оценок, тестирование, педагогическое и психологическое обследование, экспертиза, контент-анализ, анализ и обобщение опыта, опытно-экспериментальная работа.Эмпирической базой исследования опыта воспитания социальной инициативности и поддержки социальных инициатив детей и молодежи послужили; международная оценка гражданских инициатив в 57 странах мира, проведенная в 2000-2003 гг. Всемирным институтом служения (Вашингтон), основанная на анализе 210 программ служения, действующих в 57 странах мира (388); результаты контент-анализа 360 проектов, грантовых заявок общественных объединений и инициативных групп детей и молодежи; содержательный анализ анкет 2500 респондентов (детей, молодежи, педагогов и руководителей образовательных учреждений) из 47 регионов Российской Федерации; более 50 общественных объединений детей и молодежи в России; более 100 образовательных учреждений разного уровня в 40 регионах РФ (республики: Дагестан, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия и др., области: Владимирская, Кировская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Пензенская, Пермская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Тамбовская, Тульская, Тюменская, Челябинская, Читинская, Ярославская и др., края: Краснодарский, Красноярский, Приморский), Всероссийский детский центр «Орленок».Экспериментальная база исследования Общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ): более 60 тысяч членов в 47 регионах РФ; образовательные учреждения: Восходовская средняя школа Новокубанского района Краснодарского края, средние школы №63 г. Пензы, №5 г. Березники Пермской области, №№9, 3 г. Кирова, №6 г. Кирово-Чепецка Кировской области; №№101 и 71 г. Перми, профессиональное училище №28 г.Москвы; Балаковский филиал Современной гуманитарной академии, Марийский государственный педагогический университет, Тамбовский государственный университет имени Г.Р, Державина, Пермский государственный педагогический университет, Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д.Ушинского; подростковые клубы по месту жительства г. Ейска Краснодарского края, г.Липецка, г.Тюмени; Центр детского творчества «Приокский» г.Рязани; Кировский межведомственный научнопрактический центр социальной педагогики; Художественный музей Г.Александрова Владимирской области и другие учреждения.Исследование осуществлялось в несколько взаимосвязанных этапов: I ЭТАП (1993-2000 гг.) - теоретический анализ научной, учебной, методической литературы, законодательных и нормативных документов по теме исследования. Основное внимание на данном этапе было обращено на определение предметной области, формирование общей концепции исследования; изучение деятельности общественных объединений; составление общей схемы опытно-экспериментальной работы, определение характера и объема необходимой для получения достоверных выводов информации, способов её получения, источников, последовательности работы с ними; определение эмпирической базы исследования. Автор в этот период принял участие в создании и возглавил общероссийскую общественную организацию «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ), выступающую основной экспериментальной площадкой исследования (1995 г.). Проведение опытноэкспериментальной работы. II ЭТАП (2001-2002 гг.) - систематизация полученных в ходе исследования результатов по отдельным направлениям: мотивы и причины социальной и асоциальной инициативности детей и молодежи; воспитательный потенциал социально инициативной деятельности детей и молодежи; соответствие процесса воспитания социальной инициативности детей и молодежи нормам, реальным запросам, интересам и потребностям личности; потребности и возможности общества и государства в создании общественных организаций как эффективной организационно-правовой формы воспитания социальной инициативности детей и молодежи и др. III ЭТАП (2003-2004 гг.) - проверка всей совокупности полученных теоретических результатов на полноту охвата предметной области и на полноту и непротиворечивость совокупности результатов; оформление результатов исследования в виде диссертации.На протяжении всех этапов осуществлялись апробация и внедрение получаемых результатов и разрабатываемых теоретических и методических материалов в педагогическую практику, публикация монографий, учебных и методических пособий, статей в ведущих педагогических изданиях.Научная новизна исследования Решена научная проблема и получены результаты, в совокупности составляющие теоретически обоснованный государственно-общественный подход к воспитанию социальной инициативности детей и молодежи как интегративного социально востребованного личностного качества, суть которого - во взаимодействий-субъектов, имеющих собственные назначение, направления, функции и формы воспитания социальной инициативности детей и молодежи. Организационно-педагогическим механизмом обеспечения воспитания социальной инициативности выступает поддержка социальных инициатив детей и молодежи институтами гражданского общества и государства.Выявлен, обобщен, систематизирован и охарактеризован исторический опыт, проанализировано современное состояние воспитания социальной инициативности детей и молодежи; выявлены тенденции и направления процесса воспитания социальной инициативности детей и молодежи общественными и государственными институтами в странах различного уровня социально-экономического развития и в России.Определены и разработаны теоретические основы воспитания социальной инициативности детей и молодежи: идейная основа (социальнопедагогическая солидарность), ценности (личная, общественная, государственная), принципы (детерминация, опосредованность, соответствие), целеполагание в соответствии с потребностями субъектов воспитания, блоки (содержание, формы и методы, средства, управление), функции (активизация, интеграция, регуляция), направления развития (стимулирование, ресурсное обеспечение, нормирование, информирование), условия эффективности, критерии оценки результативности.Выдвинута, научно и методически обоснована концепция комплексного воспитания социальной инициативности детей и молодежи, стержнем которого является общественное служение, а общественная организация рассматривается как эффективная организационно-правовая форма воспитания социальной инициативности детей и молодежи, в которой происходит «преломление» конкретных воспитательных воздействий государственных и общественных институтов через призму личностных и социально-групповых интересов.Теоретическая значимость Решена актуальная научная проблема - разработаны теоретические осЗювы,хредства программного и методического обеспечения, стимулирующие развитие адекватного российским социально-историческим, культурным традициям и общемировым тенденциям процесса воспитания социальной инициативности детей и молодежи.Введенное понятие «воспитание социальной инициативности детей и молодежи» позволяет исследовать в единстве государственную и общественную составляющие управления и поддержки формирования, развития воспитательной системы, главной целевой и результативной доминантой которой являются конкретно-исторически востребованные качества личности.Определены мотивы социально инициативной деятельности, проведена оценка их влияния на мировоззрение и отношения детей и молодежи к ценностям семьи, общества и государства, которая показала широкий спектр позитивных изменений в социальном портрете и моральном облике личности.Обосновано целостное теоретическое положение о социальной инициативности как интегративном социально востребованном качестве личности.Выявлено и определено педагогическое содержание актуальных понятий: социальная инициативность, социальная инициатива, межсекторное социальное партнерство, общественная организация, социальный проект, общественное служение и др.Разработаны: типологии и классификации социальных инициатив детей и молодежи; направлений, видов, форм, уровней их государственной, общественной, межсекторной поддержки; стадийность развития общественной организации детей и молодежи.Практическая значимость Разработаны и используются в практике: методика контент-анализа социальных инициатив, оформленных в проект; методика организации общественного служения, предполагающая сочетание личностных, общественных и государственных интересов в инициативной благотворительной деятельности детей и молодежи; программа и методики комплексного социальнопедагогического исследования изучаемого феномена в широком психологопедагогическом контексте; предложения по организационному совершенствованию воспитательной деятельности инициативных общественных организаций детей и молодежи и образовательных учреждений; примерная программа развития общероссийской общественной организации детей и молодежи, 20 содержательных программ по направлениям культурной и воспитательной работы, частные методики, технологии, тренинги, деловые игры, сценарии мероприятий, программы лагерных смен детско-молодежного актива общественных организаций, учебные программы для Курсовой подготовки лидеров и организаторов общественного движения, экспериментально проверенные и внедренные в массовую практику.Результаты диссертационного исследования послужили основанием для подготовки и издания авторских монографий, учебных и методических пособий, дающих ориентиры практической деятельности педагогам, лидерам общественных объединений детей и молодежи, специалистам органов управления образованием и молодежной политикой на локальном, региональном и федеральном уровнях, которые также используются в учебном процессе педагогических вузов и университетов.Результаты исследования способствуют совершенствованию воспитательной деятельности институтов гражданского общества и учреждений социальной сферы различного ведомственного подчинения, могут послужить материалом для создания моделей детско-молодежных общественных объединений, их взаимодействия с образовательными учреждениями.Достоверность выводов и результатов исследования подтверждается опорой на фундаментальные методологические и теоретические позиции, данными широкомасштабного педагогического эксперимента и сопоставимым эмпирическим материалом, полученным различными методами, адекватными объекту, предмету, цели, гипотезе, задачам научного исследования; положительными изменениями в развитии ценностных отношений в экспериментальных группах детей и молодежи, повышением инициативности детей и молодежи в социально значимых видах деятельности; комплексным характером обработки данных; достаточной фактологической и научной базой; научным и научно-педагогическим опытом соискателя.Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования В период 1993-2004 гг., под непосредственным руководством диссертанта, с целью апробации результатов исследования было проведено более 100 мероприятий межрегионального, общероссийского и международного уровня, наиболее значимыми из которых являются: • Ассамблея средств массовой информации, 23-27 марта 1998 г., г. Тула, 300 чел. • Всероссийская выставка «Все начинается с детства» в Музее революции, март 1997 г., Москва, 1000 чел. • Общероссийская лагерная смена добровольцев «Летний венок России», 9-24 августа 1998 г., г. Александров (с участием представителей Финляндии и Румынии), 200 чел. • Всероссийский Рождественский фестиваль «Парад планет», 5-9 января 1999 г., Москва, 300 чел. • Международный Рождественский фестиваль «Социальная инициатива в XXI веке», 5-9 января 2000 г., г. Киров, более 3000 чел. • Фестиваль детских общественных организаций России во Всероссийском детском центре «Орленок», 11-31 августа 2000 г., 2000 чел. • Всероссийский съезд добровольцев, турбаза «Приморская» Туапсинского района Краснодарского края, 31 августа - 15 сентября 2000 г., 350 чел. • Общероссийский семинар «Взаимодействие с государственным и коммерческим секторами в целях обеспечения финансовой устойчивости детско-молодежной организации», 4-7 ноября 2000 г., г. Пермь, 200 чел. • Международная конференция «Дети и молодежь как стратегический ресурс общества», 27-31 марта 2001 г., г. Ярославль, 300 чел. (с участием представителей Литвы, Польши, США, Германии). • Смена по программам ДИМСИ в рамках 8 смены Всероссийского детского центра «Орленок» - «Специализированные и профильные программы детских общественных организаций России», 14 августа-4 сентября 2001 г., 100 чел. • Всероссийский Рождественский фестиваль «Волонтер и общество. Волонтер и власть», 4-8 января 2002 г., г. Липецк, 200 чел. • Межрегиональная конференция «Подведение итогов и определение перспектив развития сети программы «Большие Братья / Большие Сестры» в России», 6-9 ноября 2002 г., г. Пермь, 100 чел. • Конгресс юных граждан «Я нужен России», смена «Прояви инициативу - сотвори добро», 4-24 сентября 2002 г., ВДЦ «Орленок», 3000 чел. • Всероссийский добровольческий форум «Добровольческое служение молодежи в гражданском обществе», 23-27 марта 2003 г., г. Балаково Саратовской области, 3500 чел. • Межрегиональная ярмарка детских и молодежных социальных проектов, 5-8 января 2004 г., г.Киров, 100 чел. и др.Проведена работа по внедрению в массовую практику наиболее значимых результатов научного исследования, для чего использовались различные организационные формы: лекции, консультации, проблемные семинары, научно-практические конференции, сессии, беседы, конкурсы, методическое обеспечение учебных процессов в школах, ссузах и вузах, практикумы, экспериментальная апробация и др.Внедрение осуществлялось на всех уровнях: от отдельных образовательных учреждений (школ, гимназий, начальных и средних учреждений профессионального образования, вузов и университетов гг. Балаково, Березники, Ижевска, Йошкар-Олы, Калуги, Кирова, Костромы, Липецка, Москвы, Нижнего Новгорода, Пензы, Перми, Рязани, Санкт-Петербурга, Саратова, Ставрополя, Тамбова, Тольятти, Тулы, Тюмени, Челябинска, Читы, Ярославля и др.), общественных объединений разного масштаба (общероссийские, межрегиональные, международные, региональные, местные общественные объединения) до региональных (республики: Марий Эл, Мордовия, Удмуртия; области: Кировская, Липецкая, Пензенская, Пермская, Рязанская, Саратовская, Тамбовская, Тульская, Тюменская, Челябинская, Ярославская; Краснодарский и Красноярский края) и общероссийских образовательных систем.Часть научных разработок, внедряемых в практику, были выполнены в рамках Комплексных программ Российской академии образования 1993-2004 гг.: «Социальная педагогика: интеграция науки и практики», «Развитие сиетемы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики», «Воспитание как социальный феномен: состояние и перспективы развития» и др., одобрены и рекомендованы Министерством образования Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по делам молодежи, региональными органами управления образованием и молодежной политикой. Они используются в теоретической и практической работе в системе общего и профессионального образования России и некоторых зарубежных стран (Польша, Финляндия и др.).Результаты диссертационного исследования послужили основанием для выработки предложений по совершенствованию нормативной правовой базы развития процесса воспитания социальной инициативности и поддержки социальных инициатив детей и молодежи (разработка и внесение изменений в Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; разработка Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)»; проектов федеральных законов «О государственной молодежной политике», «Об Уполномоченном по правам ребенка в РФ», «Правовое и организационное обеспечение добровольческого труда в системе социальных услуг Российской Федерации» и ДР-)В образовательных учреждениях внедрялись учебные и программные разработки для педагогического сопровождения подготовки организаторов общественной деятельности - студентов ссузов и вузов, слушателей учреждений и курсов дополнительного образования взрослых. Специальное внимание уделялось внедрению методических разработок по развитию социальных инициатив детей и молодежи в сельских территориях (Кировская, Пермская, Рязанская, Ярославская области, Краснодарский, Красноярский, Ставропольский края, республики Марий Эл, Дагестан, Удмуртия и др.).Результаты диссертационного исследования активно пропагандировались и распространялись в Интернете (формы: создание электронной новостной рассылки, создание сайтов и обмен ссылками, листинг в Интернете, Интернет-открытие Всероссийской программы ДИМСИ «ДИМСИ. сеть» (29 января 2002 г., сайт www.dimsi-kirov.narod.ru), открытие официального сайта ДИМСИ (3 февраля 2003 г., сайт www.DIMSI.net). Всего сайтов с элементами названия «ДИМСИ» 8 .За 2002-2004 гг. количество электронных новостных рассылок - более 2000, зафиксировано более 45000 обращений к сайту, из которых около 10000 - целевые пользователи. Основная масса посетителей из России (88,6%), из Европы - 5,2%, США -1 , 1%, Украина - 0,9%, Китай и Беларусь по 0,7%, Германия - 0,5%, Казахстан, Канада, Эстония, Финляндия, Франция - по 0,3%, Нидерланды, Греция, Словакия, Тайвань, Израиль, Литва, Узбекистан, Молдова - по 0,1%.Отдельные результаты исследования размещены также на сайтах Международной ассоциации национального молодежного служения, Международной благотворительной организации «Большие братья/ Большие сестры», Национального совета молодежных и детских объединений России, Агентства социальной информации, Российского добровольческого центра. Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации, Всероссийского детского центра «Орленок» и др.Положения, выносимые на защиту 1. Социальная инициативность - интегративное качество конкурентоспособной личности, обеспечивающее жизнеспособность, динамичность и мобильность личностного развития в интересах общества и государства. Потребность и умение реализовывать социальную инициативу, принося пользу себе и другим людям, определяют значение и ценность человека как гражданина, патриота и общественного деятеля, позволяют в процессе реальной социально значимой деятельности формировать у детей и молодежи товарищеские отношения, коллективизм, взаимную требовательность, нравственное отношение к другим людям; воспринимать общегражданские и государственные ценности.2. Социально инициативная деятельность детей и молодежи - добровольная деятельность в интересах и на благо личности, общества и государства, направленная на конструирование новой социальной реальности, предполагающей: - на уровне взаимодействия «человек - окружающая среда»: активность и ответственность в преобразовании окружающей среды; - на уровне взаимодействия «человек - объективированные предметы практической и теоретической деятельности человека»: побуждение и способность к самостоятельным активным действиям, любознательность, творческое отношение и личностный интерес к труду; - на уровне взаимодействия «человек - человек, общество и государство»: социальное творчество и преобразование способов поведения применительно к меняющимся системе ценностей и экономическим отношениям.3. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи - педагогический процесс, построенный на основе целенаправленно моделируемых воспитателем (учитель, руководитель общественного объединения, вожатый и т.п.) субъективных ситуаций формирования ценностного отношения к социальной инициативе как движущей силе самовоспитания личности и фактору преобразования действительности.4. Идейной основой воспитания социальной инициативности детей и молодежи является социально-педагогическая солидарность, предусматривающая интеграцию личных, общественных и государственных интересов в ориентации личности на социально инициативную деятельность. Социальнопедагогическая солидарность как идеологическая характеристика единства цели общественного развития в интересах личности, общества и государства, достигаемых педагогическими средствами, способствует продуктивному взаимодействию институтов государства и гражданского общества, оказывает позитивное влияние на формирование конкурентоспособной личности, систему человеческих отношений, культурный прогресс, жизнеспособность и динамичность всех субъектов воспитания социальной инициативности детей и молодежи.5. Эффективность воспитания социальной инициативности детей и молодежи возможна при сбалансированном взаимодействии личности (группы), общественных и государственных институтов, являющихся обобщенными (инвариантными) субъектами воспитания. Эффективность данного взаимодействия характеризуется результативностью (качественной и количественной) проявленных детьми и молодежью социальных инициатив и их оценкой общественными и государственными институтами.6. «Обслуживающая парадигма» воспитания социальной инициативности детей и молодежи составляет концептуальную основу государственного подхода и проявляется в создании многоуровневого, открытого, доступного, саморегулирующегося рынка инициативных программ и проектов инициативных групп детей и молодежи, с реалистическими, понятными, демократическими и прозрачными правилами получения разных форм и видов поддержки, дающего педагогической общественности дополнительные возможности ресурсного обеспечения воспитательной деятельности.7. «Поддерживающая парадигма» воспитания социальной инициативности детей и молодежи составляет концептуальную основу общественного подхода и проявляется в стимулировании создания и деятельности инициативных общественных организаций, являющихся эффективной организационно-правовой формой воспитания социальной инициативности детей и молодежи, поскольку через нее осуществляются идеологическое обоснование и педагогическая поддержка социальной инициативы подростка, молодого человека. Члены общественной организации являются реальными или потенциальными субъектами социального партнерства государства и гражданского общества при защите интересов личности, решении её экономических, социальных и психолого-педагогических проблем.8. Государственно-общественный подход к воспитанию социальной инициативности характеризуется как общность субъектов социального воспитания (институты государства и общества), стремящихся к согласованию целей, содержания, представления о результатах, средствах поддержки социально инициативной деятельности детей и молодежи в соответствии с потребностями и ожиданиями каждого субъекта; предполагает объединение усилий субъектов на основе единых идей, целей, ценностей и создание межсекторных структур, в которых каждый субъект выполняет свои функции с учетом стоящих перед ним задач.9. Эффективным профаммно-методическим комплексом воспитания социальной инициативности детей и молодежи является общественное служение, представляющее собой особый вид общественно-педагогической практики людей разных поколений - политическое, правовое и нравственное обучение и воспитание в свободной социально инициативной деятельности.
Просмотров: 168 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031