Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 1 » Скачать Теоретические основы региональной концепции воспитания школьников в Республике Мордовия. Демина, Татьяна Николаевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
10:58
Скачать Теоретические основы региональной концепции воспитания школьников в Республике Мордовия. Демина, Татьяна Николаевна бесплатно

Теоретические основы региональной концепции воспитания школьников в Республике Мордовия

Диссертация

Автор: Демина, Татьяна Николаевна

Название: Теоретические основы региональной концепции воспитания школьников в Республике Мордовия

Справка: Демина, Татьяна Николаевна. Теоретические основы региональной концепции воспитания школьников в Республике Мордовия : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 1998 227 c. : 61 99-13/327-5

Объем: 227 стр.

Информация: Москва, 1998


Содержание:

Глава
I Концептуальный подход к воспитанию в педагогической науке
§1 Концепции воспитания: понятие и классификация
§2 Развитие концептуальных идей и целостных педагогических концепций в отечественной и зарубежной педагогике
§3 Современные концепции воспитания федерального и регионального уровня
Глава
II Сущность и содержание региональной концепции воспитания и технология ее внедрения
§1 Особенности воспитания в Республике Мордовия на современном этапе
§2 Основные направления концептуального подхода к воспитанию в школах Мордовии
§3 Рекомендации и основные направления работы по реализации концепции в условиях региона

Введение:

Глава I. Концептуальный подход к воспитанию в педагогической науке. §1. Концепции воспитания: понятие и классификация. 13 §2. Развитие концептуальных идей и целостных педагогических концепций в отечественной и зарубежной педагогике. 21 §3. Современные концепции воспитания федерального и регионального уровня. 49 Глава П. Сущность и содержание региональной концепции воспитания и технология ее внедрения. 68 § 1. Особенности воспитания в Республике Мордовия на современном этапе. §2. Основные направления концептуального подхода к воспитанию в школах Мордовии. 92 §3. Рекомендации и основные направления работы по реализации концепции в условиях региона. 131 Заключение. 153 Библиографический список использованной литературы. 158 Приложения. 168 областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России по •f разработке и реализации регионально-национальных концепций, программ и рекомендаций по вопросам воспитания на принципах государственной полити1^ ки в области образования. Создание региональных концепций воспитания, направленных на использование потенциалов социума для возрождения общечеловеческих и национальных ценностей как основы полноценного развития каждого школьника, на социально-педагогическую поддержку, удовлетворение интересов и запросов детей и молодежи, поможет регионам сформировать максимально подготовленное к сегодняшним проблемам поколение с учетом этнических потребностей.Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки и осуществления концепции воспитания учащейся молодежи Республики Мордовия с учетом теоретического и практического опыта других регионов, предложений и пожеланий педагогов, родителей и детей, анализа состояния проблем воспитания в республике, специфики региона.Объект исследования - воспитательный процесс в современной школе Республики Мордовия.Предмет исследования - региональная концепция воспитания школьников в республике.Цель исследования - разработать теоретико-методические основы региональной концепции воспитания с учетом закона «Об образовании» и анализа современной практики воспитания в Республике Мордовия.Гипотеза исследования - концепция воспитания будет отвечать своеобразию современной деятельности школ Республики Мордовия, если: - будет реализован федеральный компонент с учетом социальноэкономических, историко-географических и культурных особенностей региона; - разработанная и внедренная в практику региональная концепция воспитания будет построена на гуманистических идеях отечественной педагогики, с учетом федерального и регионального опыта воспитания подрастающего поколения и отражать систему и особенности работы школ Мордовии; - будет обеспечена готовность педагогических кадров к реализации концепции.Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач: 1. Проанализировать подходы ученых к понятию «концепция воспитания».2. Рассмотреть генезис взглядов ученых на концепции воспитания в педагогической науке.3. Раскрыть особенности современных региональных подходов к воспитанию школьников.4. Проанализировать состояние воспитания учащихся в Республике Мордовия, обосновать необходимость и определить организационнопедагогические и научно-исследовательские этапы разработки региональной концепции воспитания.5. Обосновать сущность и содержание региональной концепции воспитания школьников.6. Провести анализ осуществления важнейших положений концепции в реальной практике и разработать рекомендации по реализации концепции в деятельности образовательных учреждений.Для разработки и осуществления региональной концепции воспитания имеется теоретическая основа: определены стратегические задачи регионализации в нормативных документах Министерства образования России, методологические основы решения проблемы (А.А.Анохин, Э.Д.Днепров, В.И.Журавлев, В.М. Петровичев и др.); выявлены историко-педагогические основы анализа различных аспектов изучаемой проблемы (Е.Г.Осовский, В.М.Петровичев, З.И.Равкин); намечены подходы к выбору условий осуществления принципа регионализации в разработке региональных воспитательных программ (В.Н.Аверкин, Ю.В.Васильев); проведены исследования региональных систем воспитания (И.А.Бочкарева, В.С.Кошкина, И.И.Проданов, Н.И.Роговцева и др.). Отдельные аспекты построения воспитательных систем содержатся в диссертационных исследованиях Н.П.Корнюшкина, А.Б.Панькина, Т.Я. Полуниной, В.А.Штурбы и др.Методологической основой исследования являются: принципы историзма, целостного изучения воспитательного процесса, единства логического и исторического, единства формы и содержания, взаимосвязи теории и практики.Теоретические положения основывались на ряде концепций воспитания личности: исторических (П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, К.Д. Ушинский и др.) и современных (И.М. Ильинский, О.С. Газман, Е.В. Бондаревская, В.М. Коротов и др.).Основными методами исследования выступили теоретический и сравнительный анализ концепций воспитания, отраженных в трудах педагогов России, зарубежных концепций воспитания; изучение и обобщение опыта других регионов по разработке воспитательных концепций; контент-анализ взглядов ученых на отдельные аспекты проблемы; анкетирование учащихся, учителей, родителей; наблюдение; опытно-педагогическая работа.Базой исследования стали школы Мордовии. Исследование проводились в городских, районных и сельских школах, с 1995 по 1998 год, было охвачено свыше 1000 учащихся, 93 учителя, около 350 родителей.Основные этапы исследования: - на I этапе (1994-1996) анализировалось состояние проблемы в философской и психолого-педагогической литературе, исторический опыт отечественных и зарубежных педагогов; изучался передовой педагогический опыт, опыт соседних регионов, состояние проблем в практике работы школ; создавался авторский коллектив разработчиков концепции; - на II этапе (1996-1997) разрабатывались теоретические основы концепции; проводилась внутренняя и внешняя экспертиза; вносились корректировки с учетом замечаний и предложений; осуществлялась подготовка учителей к процессу реализации основных положений концепции; - на III этапе (1997-1998) апробировались основные положения концепции и оценивалась их результативность; разрабатывались и внедрялись необходимые рекомендации и материалы по проблеме исследования; определялись дальнейшие направления работы по реализации концепции.Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что: - на основе взглядов ученых на понятие «концепция воспитания» определены ее сущностные признаки и важнейшие компоненты, проанализированы различные подходы к классификации существующих концепций, отражающие философский, психологический и педагогический аспекты; - выявлены основные этапы становления и развития отечественных концепций воспитания, отражающие временные границы и содержательные аспекты на каждом из них; - обоснована сущность регионального подхода к воспитанию подрастающего поколения, отражающая социально-экономические, историкогеографические, культурно-национальные особенности региона и учитывающая факторы развития человека; - обоснована необходимость разработки концепции воспитания подрастающего поколения в республике на основе федерального закона «Об образовании» и анализа конкретного опыта воспитания в Мордовии, отражающего содержательный, результативный и криминогенный аспекты физического и психического состояния школьников, влияние микро- и макросреды; - определены этапы разработки концепции, включающие подготовительный, основной, завершающий; охарактеризованы процедуры, включающие социальный, воспитательный и организационно-педагогические аспекты; - разработана концепция воспитания для школ Республики Мордовия, утвержденная 12 февраля 1997 года на коллегии Министерства образования; - разработаны рекомендации по реализации концепции воспитания, отражающие содержательный, организационно-методический, результативный аспекты; - выявлены тенденции развития процесса воспитания в ходе реализации концепции.Практическая значимость исследования заключается в том, что определены ориентиры в воспитательной работе: цели, задачи, содержание, принципы организации; разработаны критерии и уровни воспитанности школьников, критерии эффективности деятельности педагогических работников; разработаны программы новых курсов для учащихся и родителей. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в работе образовательных учреждений, в системе повышения квалификации работников образования, при разработке авторских концепций школ.Внедрение и апробация результатов исследования. Содержание диссертации, ее выводы и научно-методические рекомендации докладывались в ходе выступлений перед коллегами, учебных занятий Мордовского государственного педагогического института им. М.Е.Евсевьева, Мордовского республиканского института повышения квалификации работников образования, на совещаниях при городском управлении образования, педсоветах, в выступлениях на республиканских и всероссийских конференциях (1995-1998), VI-VIII психолого-педагогических чтениях Института Молодежи (Москва, 1996-1998), в публикациях автора.Положения, выносимые на защиту.Понятие «концепция воспитания» представлено нами как многоаспектное психолого-педагогическое образование, построенное на определенной теоретико-методологической основе и обобщении передового опыта; отражающее систему идей и взглядов, интегрирующих совокупность процессуального (цель, содержание, принципы организации, методы осуществления и способы взаимодействия его субъектов) и результативного (уровень развития духовных ценностей) компонентов воспитательного процесса.Становление и развитие отечественных концепций воспитания прошло ряд этапов, начиная с отдельно существовавших педагогических идей XI-XVII веков (идея духовного совершенства личности, признания ценности человеческой индивидуальности, взаимоотношения семьи, школы, общества, детей и родителей, учителей и учащихся), послуживших основой для становления концепций воспитания гуманистического направления конца XVIII- начала XIX веков, 60-х годов XIX века, начала XX века, и, заканчивая современными концепциями воспитания федерального и регионального уровней, построенных на принципах гуманизма, поддержки и развития индивидуальности, альтернативности и гибкости методов и форм воспитания, учета социально-экономических, историко-географических, национально-культурных особенностей региона.Особенность региональных концепций состоит в том, что они выстраиваются, исходя из особенностей развития территорий, потребностей системы образования, кадровых возможностей, национально-культурных традиций народов региона.Сущность регионального подхода к воспитанию рассматривается как: фактор развития человека в своеобразной жизни региона; принцип, предполагающий учет социально-экономических, историко-географических и культурно-национальных особенностей региона при определении содержания процесса воспитания и характера деятельности образовательновоспитательного учреждения, а также система по подготовке подрастающего поколения к жизни в определенном социокультурном пространстве.Процесс регионализации обладает следующими свойствами: интеграция образовательно-воспитательного процесса с другими сферами жизнедеятельности региона; достаточность внутренних ресурсов; системность в решении задач; ориентация на традиции и особенности региона.Необходимость разработки концепции воспитания в республике обусловлена потребностью преодоления кризисного характера, решения проблем, осложняющих процесс воспитания в Республике (обострение вопросов гражданского, духовного и нравственного воспитания; изменение состояния воспитанности; актуализировались проблемы сохранения здоровья детей; вызывает озабоченность проблема детской преступности, детского и юношеского демократического движения; отмечено снижение роли семьи в воспитании подрастающего поколения; возникла реальная опасность разрушения системы наследования культурно-исторического и педагогического опыта; много трудностей испытывают учреждения дополнительного образования; остро встал вопрос о совершенствовании личности воспитателя).Основными этапами разработки концепции воспитания в Республике Мордовия явились подготовительный, основной и завершающий. Для создания региональной концепции воспитания осуществлены следующие организационно-педагогические и научно-исследовательские процедуры: собрана и проанализирована социально-экономическая, социологическая и социокультурная информация об исходном положении дел в регионе; изучен опыт и тенденции развития системы образования в мире, стране, в соседних регионах; разработаны основы концепции воспитания подрастающего поколения; обозначен механизм осуществления концепции, система педагогических кадров, система подготовки и переподготовки педагогических кадров. «Концепция воспитания учащейся молодежи Республики Мордовия» одобрена решением коллегии Министерства Республики Мордовия от 12.02.97. года и отражает целевой, организационно-деятельностный, содержательный, результативный и критериальный аспекты воспитательного процесса, способствует созданию системы воспитательной работы, воспитанию личности в новых условиях.Для координации усилий педагогической общественности Республики u Мордовия разработаны рекомендации по реализации концепции воспитания, отражающие систему мер по оптимизации воспитательного процесса в школах.Направления работы по реализации концепции воспитания включили: обновление содержания воспитания в школах (разработка программ, курсов, тематик бесед); определение задач, стоящих перед учреждениями дополнительного образования; разработка и включение в работу новых форм воспитания; создание социальной службы образовательного учреждения; организация работы с родителями; проведение курсов повышения квалификации педагогических работников.Тенденции развития процесса воспитания в республике отражают изменения характера ценностных ориентации, уровней воспитанности школьников, состояние кросскультурнои осведомленности, отношение к культуре народов региона.Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (в главе I - «Концептуальный подход к воспитанию в педагогической науке» рассматривается и анализируется понятие «концепция воспитания»; различные подходы к классификации концепций; идеи, исторически возникшие в отечественной и зарубежной педагогике, и их влияние на становление современных концепций воспитания федерального и регионального уровней; раскрывается сущность и особенности региональных подходов к воспитанию. Во П-ой главе - «Сущность и содержание региональной концепции воспитания и технология ее внедрения» проводится анализ состояния проблем воспитания в Республике Мордовия; обосновывается необходимость, организационнопедагогические и научно-исследовательские этапы разработки региональной концепции воспитания, основные направления концептуального подхода к воспитанию в школах Мордовии на современном этапе. В результате опытноэкспериментальной работы проведен анализ осуществления важнейших положений концепции в реальной практике, составлены рекомендации и определены основные направления работы образовательных учреждений по реализации концепции ), заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений (в приложения автором включены: программа педагогического образования родителей, учебно-тематический план курсов повышения квалификации учителей, программа «Здоровый образ жизни», анкета по выявлению кросскультурной грамотности учащихся, тематика бесед с учащимися различных возрастов, анкета для педагогов, краткий обзор концепций воспитания федерального и регионального уровней).
Просмотров: 144 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930