Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 7 » Скачать Технология развития информационной компетентности старшеклассника. Тришина, Светлана Владимировна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
17:00
Скачать Технология развития информационной компетентности старшеклассника. Тришина, Светлана Владимировна бесплатно

Скачать Технология развития информационной компетентности старшеклассника. Тришина, Светлана Владимировна бесплатно

Технология развития информационной компетентности старшеклассника

Диссертация

Автор: Тришина, Светлана Владимировна

Название: Технология развития информационной компетентности старшеклассника

Справка: Тришина, Светлана Владимировна. Технология развития информационной компетентности старшеклассника : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Оренбург, 2005 172 c. : 61 05-13/1610

Объем: 172 стр.

Информация: Оренбург, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА
11 Информационная компетентность как педагогическая кате- 11 гория
12 Концептуальная основа технологии развития информаци- 38 онной компетентности старшеклассника
13 Содержательный и процессуальный компоненты техноло- 63 гии развития информационной компетентности старшеклассника
ГЛАВА II ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИ
ТИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА
21 Цель, задачи и содержание педагогического эксперимента
22 Апробация технологии развития информационной компе- 109 тентности старшеклассника
23 Сравнительный анализ результатов опытно-эксперимен- 128 тальной работы по внедрению технологии развития информационной компетентности старшеклассника

Введение:

Актуальность исследования. Современный этап развития мирового сообщества характеризуется повышением качества образования. Советом Европы определены ключевые компетентности, которые должны освоить выпускники школ. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, ключевым понятием которого является компетентность.
Информационная компетентность является одной из наиболее значимых, поскольку информация формирует материальную среду жизнедеятельности человека, определяет социокультурную жизнь человека, служит основным средством реализации межличностных отношений. Компетентность в сфере информации предполагает умения сбора, оценки и переработки информации, принятия и выполнения на её основе решений.
Необходимость развития данных умений обусловливает потребность поиска современных форм, методов и средств обучения, применения информационных технологий в школьном образовании. Использование достижений информатизации является одной из инновационных составляющих организации образовательного процесса в современной школе, открывает новые возможности для коренного изменения стратегий освоения новых знаний. Образовательная практика испытывает потребность в технологическом обеспечении процесса развития информационной компетентности старшеклассника.
Анализ научной литературы показал, что к настоящему времени в философии, психологии, педагогике накоплен определённый объём знаний, необходимый для разработки технологии развития информационной компетентности старшеклассника.
К группе ключевых компетентностей исследователи относят: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностные (А.В.Хуторской); политические и социальные, межкультурные, коммуникативные, информационные, способности учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни (В.Хутмахер).
В работах учёных сущностный смысл понятия «компетентность» рассматривался как: особый тип организации структурированных знаний (К.Г.Батоцыренова); результат адаптации в процессе взаимодействия человека с внешним миром (Л.Д.Столяренко); совокупность распределённо-уровневых познавательных процессов (Б.С.Гершунский); отражение внутренних механизмов совместной деятельности людей в процессе общения и взаимодействия, результатом которой является изменение партнёров (А.К.Белоусова); в широком смысле - адекватное соотношение социокультурной ниши и сложившейся системы культуры, в узком смысле по соотношению степени свободы в осуществляемом виде деятельности (Э.Н.Гусинский).
Различные классификации компонентного состава компетентности освещались в психолого-педагогических исследованиях: специальные, социальные, личностные и индивидуальные виды компетентностей (А.К.Маркова); специальная и профессиональная, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая (Н.В.Кузьмина).
В научных трудах учёных, исследовавших различные аспекты технологи-зации образовательного процесса, педагогическая технология понимается как совокупность: диагностических целей, содержания обучения, дидактических процессов и организационных форм обучения (В.П.Беспалько); принципов и приёмов оптимизации функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин); психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств (Б.Т.Лихачёв).
Проблема освоения и использования информационных технологий в обучении отражается в исследованиях А.А.Андреева, С.А.Бешенкова, Б.С.Гершунского, А.П.Ершова, Е.И.Машбиц, Е.С.Полат, И.В.Роберт, А.В.Соловова, А.Ю.Уварова, А.В.Хуторского и др. Однако вопросы, связанные с развитием информационной компетентности учащихся, все еще не приведены в соответствие с потребностями системы образования.
Актуальность нашего исследования обусловлена наличием противоречий между:
• потребностью общества в информационной компетентности старшеклассника и сложившейся системой общего образования, не обеспечивающей развитие этого качества;
• потребностью образовательной практики в развитии информационной компетентности старшеклассника и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса;
• потребностью старшеклассника в развитии информационной компетентности и недостаточной теоретико-методической подготовленностью преподавателей в решении этой проблемы.
Проблема исследования заключается в научном обосновании содержания, методов и средств развития информационной компетентности старшеклассника.
Выявленные противоречия, а также актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему нашего исследования: «Технология развития информационной компетентности старшеклассника».
Объект исследования: образовательный процесс старшеклассника.
Предмет исследования: развитие информационной компетентности старшеклассника в образовательном процессе.
Цель исследования: обосновать технологию развития информационной компетентности старшеклассника.
Гипотеза исследования: эффективность образовательного процесса обеспечивается педагогической технологией развития информационной компетентности старшеклассника при реализации следующих условий:
• стимулирование мотивации старшеклассника на получение личностно значимого образовательного продукта;
• актуализация субъектной позиции старшеклассника;
• использование комплекса форм, методов и средств обучения адекватно структуре информационной компетентности старшеклассника.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущностные характеристики понятия «информационная компетентность».
2. Разработать структуру и содержание технологии развития информационной компетентности старшеклассника.
3. Выявить и апробировать педагогические условия, обеспечивающие реализацию технологии развития информационной компетентности старшеклассника.
4. Разработать научно-методические рекомендации по исследуемой проблеме.
Методологической основой исследования являются философские теории целостности, всеобщей связи и взаимообусловленности процессов и явлений, творческой и деятельностной направленности личности, законы и принципы теории познания, развития, системности, активности субъекта, гуманизации образования (Н.А.Бердяев, Г.Гегель, И.Кант, А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс, Э.Фромм).
Теоретическую основу исследования составляют:
• деятельностный подход как основа общего психического и профессионального развития человека (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин и др.);
• информационный подход (Н.Винер, В.М.Глушков, Д.И.Дубровский, А.П.Ершов, К.К.Колин, А.Н.Колмогоров, А.Д.Урсул, Д.С.Чернавский, К.Шеннон);
• компетентностный подход (В.А.Болотов, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Дж.Равен, Л.А.Петровская, В.В.Сериков, А.В.Хуторской).
База исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась в естественных условиях образовательного процесса на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №69», МОУ «Средняя школа с углубленным изучением математики №30». Число участников эксперимента - 346 человек.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (1999-2000). Определены методологические основания исследования: обоснованы проблема, объект, предмет, цели и задачи, сформулирована гипотеза. Изучена философская, психолого-педагогическая и методическая литература по теме; проанализирован педагогический опыт, проведен констатирующий эксперимент.
Второй этап (2001-2002). Конкретизированы организационно-педагогические условия, обеспечивающие процесс развития информационной компетентности, откорректированы его содержание, формы, методы, средства. Уточнена структура понятия «информационная компетентность», разработана концептуальная основа содержательного и процессуального компонентов технологии развития информационной компетентности старшеклассника. Проведен формирующий эксперимент.
Третий этап (2003-2005). Осмыслены результаты опытно-экспериментальной работы; достроена и апробирована в учебном процессе технология развития информационной компетентности старшеклассника. Используемые методы: наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос, экспертная оценка, методы математической статистики, контрольный эксперимент, анализ результатов, оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования:
1. Уточнены сущностные характеристики информационной компетентности старшеклассника как интегративного качества личности, представленьо-го совокупностью компонентов (когнитивного, ценностно-мотивационного, технико-технологического, коммуникативного, рефлексивного), актуализирующего функции (познавательную, коммуникативную, адаптивную, нормативную, оценочную, интерактивную); обладающего рядом свойств (относительность, дуализм, структурированность, селективность, аккумулятивность, самоорганизованность, полифункциональность).
2. Разработана технология развития информационной компетентности старшеклассника, включающая концептуальную основу в составе целевых ориентации на самообразование, саморазвитие, самореализацию, подходов (лично-стно-деятельностного, технологического, информационного), принципов (личностного целеполагания, выбора индивидуальной траектории развития, мета-предметности образовательного процесса, знаково-графической наглядности, проблемности); содержательный компонент, интегрирующий информационно-предметную основу и блочно-модульную структуру освоения учебного материала; процессуальный компонент, отражающий формы организации занятий, методы и средства обучения.
3. Выявлены педагогические условия, обеспечивающие развитие информационной компетентности старшеклассника (стимулирование мотивации старшеклассника на получение личностно значимого образовательного продукта; актуализация субъектной позиции старшеклассника; использование комплекса форм, методов и средств обучения адекватно структуре информационной компетентности старшеклассника).
Теоретическая значимость исследования:
1. Уточнено содержание информационной компетентности за счёт введения сущностных характеристик когнитивного, ценностно-мотивационного, технико-технологического, коммуникативного, рефлексивного компонентов, обоснования ведущих функций и свойств.
2. Обоснован в качестве инновационного элемента педагогической технологии развития информационной компетентности старшеклассника механизм вероятностного моделирования индивидуальных траекторий развития учащихся.
Практическая значимость исследования:
1. Разработан диагностический инструментарий, включающий критерии, уровневые показатели, диагностические методики, обеспечивающий объективность, системность и комплексность контроля и оценки реализации технологии развития информационной компетентности старшеклассника.
2. Внедрена программа факультатива с метапредметным содержанием «Человек и информация», реализующая вариативную часть учебного плана.
3. Разработаны методические рекомендации для преподавателей, обеспечивающие воспроизводимость технологии развития информационной компетентности старшеклассника.
Положения, выносимые на защиту:
1. Информационная компетентность - это интегративное качество личности, характеризующееся когнитивным, ценностно-мотивационным, технико-технологическим, коммуникативным, рефлексивным структурными компонентами; познавательной, коммуникативной, адаптивной, нормативной, оценочной, интерактивной функциями и свойствами: относительностью, дуализмом, структурированностью, селективностью, аккумулятивностью, самоорганизованностью, полифункциональностью.
2. Структурная модель и содержание технологии развития информационной компетентности старшеклассника отражают взаимообусловленность концептуальной основы (целевые ориентации на самообразование, саморазвитие, самореализацию; подходы - личностно-деятельностный, технологический, информационный, принципы — личностного целеполагания, выбора индивидуальной траектории развития; метапредметности образовательного процесса, знако-во-графической наглядности, проблемности); содержательного компонента, интегрирующего в качестве информационно-предметной основы профильное и метапредметное содержание образования и блочно-модульное построение учебных предметов; процессуального компонента, представленного совокупностью форм, методов и средств обучения.
3. Педагогическими условиями, обеспечивающими реализацию технологии развития информационной компетентности старшеклассника, являются: стимулирование мотивации старшеклассника на получение личностно значимого образовательного продукта; актуализация субъектной позиции старшеклассника; использование комплекса форм, методов и средств обучения адекватно структуре информационной компетентности старшеклассника.
Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов и рекомендаций, представленных в исследовании, обеспечена целостностью методологических позиций, концептуальной непротиворечивостью; обусловлена использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету исследования, проведением опытно-экспериментальной работы в естественных условиях, репрезентативностью выборок, качественным и количественным анализом экспериментальных данных, обработкой результатов исследования методами математической статистики.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в педагогической деятельности и посредством организации опытно-экспериментальной работы на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №69», МОУ «Средняя школа с углубленным изучением математики №30». Основные положения исследования и его результаты докладывались и обсуждались на международных (Москва, 2004; Троицк, 2004; Оренбург, 2004), Всероссийских (Москва, 2002, 2004; Челябинск, 2004; Оренбург, 2002), региональных научно-практических конференциях, семинарах-совещаниях, заседаниях кафедры общей педагогики ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» (2001-2004).
Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Просмотров: 159 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930