Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 27 » Скачать Становление и развитие системы внешкольного воспитания детей в Украинской ССР (1917-1941 гг.). Букреева, Светлана Михайловна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
03:26
Скачать Становление и развитие системы внешкольного воспитания детей в Украинской ССР (1917-1941 гг.). Букреева, Светлана Михайловна бесплатно

Становление и развитие системы внешкольного воспитания детей в Украинской ССР (1917-1941 гг.)

Диссертация

Автор: Букреева, Светлана Михайловна

Название: Становление и развитие системы внешкольного воспитания детей в Украинской ССР (1917-1941 гг.)

Справка: Букреева, Светлана Михайловна. Становление и развитие системы внешкольного воспитания детей в Украинской ССР (1917-1941 гг.) : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Киев, 1981 154 c. : 61 85-13/294

Объем: 154 стр.

Информация: Киев, 1981


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I ПРОБЛЕМЫ ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В
ТЕОРИИ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ12
11 Разработка проблем внешкольного воспитания в трудах советских педагогов12
12 Вопросы внешкольного воспитания детей в методической литературе и периодической печати УССР37
ГЛАВА П СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В УКРАИНСКОЙ ССР
1917-1941 гг/•58
21 Становление внешкольного воспитания детей /1917-1920 гг/58
22 Развитие системы внешкольного воспитания детей /1921-1930 гг/83
23 Совершенствование работы по внешкольному воспитанию детей /1931-1941 гг/107

Введение:

В условиях развитого социализма воспитание подрастающих поколений приобретает все более широкий общественный характер. В приветствии участникам Всесоюзного слета пионерских вожатых Л.И.Брежнев писал: "Воспитание детей в нашей стране стало кровным делом всего советского народа. Объединение усилий семьи, школы, комсомольской и пионерской организаций, широкой общественности позволяет успешно решать задачи коммунистического воспитания юных граждан"*.
Постоянными участниками воспитательного процесса, кроме школы и семьи, стали коллективы промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, различных учреждений, общественность школьных микрорайонов. Все более содержательной, разнообразной и интересной становится деятельность внешкольных учреждений: Дворцов и Домов пионеров и школьников, станций юных техников, станций юных натуралистов, детских зкскурсионно-туристских станций, детских спортивных школ, художественных, музыкальных школ и студий, детских театров, библиотек, парков, детских железных дорог, речных и морских паро-ходств. Они вносят существенный вклад в решение сложных задач всестороннего, гармонического развития личности нового человека - строителя коммунистического общества, развития задатков, способностей и дарований детей и подростков школьного возраста, их идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Система внешкольного воспитания детей - предмет повседневной заботы Коммунистической партии и Советского государства. ХХУ1 съезд КПСС поставил перед школой новые задачи по повышению качества обу
1 Брежнев Л.И. Ленинским курсом. Речи и статьи, т.6. М., 1978, чения, трудового и нравственного воспитания,по укреплению связи обучения с жизнью, улучшению подготовки школьников к общественно полезному труду. Советская страна, говорил Л.И.Брежнев, располагает "большими материальными и духовными возможностями для более полI ного развития личности" и будет "наращивать их впредь" . На необходимость дальнейшего развития сети и улучшения работы "Дворцов /Домов/ пионеров и школьников, других внешкольных учреждений" указывается в "Основных направлениях экономического и социального разр вития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года" .
Дальнейшее развитие теории и совершенствование практики внешкольного воспитания детей предполагает тщательное и всестороннее изучение основополагающих указаний классиков марксизма-ленинизма, соответствующих партийных и государственных документов, теоретико-педагогического наследия выдающихся советских педагогов, всего предшествующего практического опыта.
В.И.Ленин неоднократно требовал внимательно изучать и бережно относиться к духовному наследию прошлого в процессе коммунистического строительства. Он писал, что марксизм ставит все основные вопросы общественного развития на "историческую почву, не в смысле одного только объяснения прошлого, но в смысле безбоязненного предвидения будущего и смелой практической деятельности, направленной 3 к его осуществлению." .
Важность и необходимость такого подхода к решению всех современных вопросов хозяйственного и культурного строительства Л.И.Брежнев подчеркнул в речи на ХУI съезде профессиональных союзов СССР: "Мы воспринимаем прошлое как богатейший резервуар опыта, как мате
1 Материалы ХХУХ съезда КПСС. М., 1981, с.81.
2 Там же, сЛбз!
3 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.26, с.75. риал для раздумий, для критического анализа собственных решений и т действий"
На всех этапах исторического развития Советского государства система внешкольного воспитания детей непрерывно обогащалась новым содержанием, новыми формами и методами работы. Многое из того, что рождалось творческим поиском первых поколений советского учительства, комсомолом в области внешкольного воспитания, не утратило своего значения и сегодня.
В становление, развитие и совершенствование системы внешкольного воспитания детей значительный вклад внесли педагоги Украинской ССР. Хронологические рамки настоящего исследования охватывают период 1917-1941 годов, когда на Украине, как и во всех союзных республиках, закладывались основы социалистической системы народного образования, одной из составных частей которой является внешкольная работа с учащимися.
Для развития системы внешкольного воспитания на Украине, как и для всей страны, огромное значение имел опыт внешкольной работы колонии имени А.М.Горького и коммуны имени Ф.Э.Дзержинского, которыми с 1920 по 1935 годы руководил А.С.Макаренко. Знаменательным был и тот факт, что в эти же годы в Украинской ССР при институтах народного образования были созданы, одними из первых в стране, факультеты социального воспитания, которые готовили кадры для работы в системе учреждений внешкольного воспитания. Многие их выпускники стали впоследствии не только организаторами, но и теоретиками, исследователями проблемы внешкольного воспитания детей.
Большое внимание вопросам внешкольного воспитания детей уделяли видные деятели Коммунистической партии и Советского государства: Ф.А.Сергеев /Артем/, В.П.Заюнский, А.М.Коллонтай, Г.И.Петровский,
I Брежнев Л.И. Ленинским курсом, т.6, с.345.
П.Н.Постышев, Н.А.Скрыпник и другие партийные и государственные деятели.
Проблема внешкольного воспитания детей на Украине в период 1917-1941 годов нашла некоторое отражение в историко-педагогиче-ской литературе. Отдельные аспекты этой проблемы освещаются в работах М.С.Гриценко и И.А.Винниченко*. История возникновения и развития в республике натуралистической деятельности внешкольных учреждений прослеживается в монографии Д.Л.Сергиенко "Работа кружков р юных натуралистов в школе" . В ней даны сведения о первых сельскохозяйственных клубах, детских натуралистических и агробиологических станциях, дается содержательный анализ их работы. Интересные данные содержит статья Г.Вдовиченко и Т.Реммер, посвященная развиX тию внешкольных учреждений Украины за 30 лет . Краткий экскурс в историю внешкольных учреждений сделан в книге Б.С.Квбзаря и Н.Ф.Ха-ринко "Проблемы воспитания во внешкольных учреждениях"^. Исторические и социально-экономические предпосылки становления и развития системы внешкольной работы с учащимися рассматриваются в брошюре Б.С.Кобзаря "Советы Н.К.Крупской и общественное воспитание де
1 Гриценко М.С. Очерки по истории школы в Украинской ССР /19171965/. Киев: Радянська школа, 1966; Винниченко И.А. Внеклассная и внешкольная работа. В сб.: Народное образование и педагогическая наука в Украинской ССР /1917-1967/. Киев: Радянська школа, 1967.
2 Сергиенко Д.Л. Работа кружков юных натуралистов в школе. Киев: Радянська школа, 1957.
3 Вдовиченко Г., Реымер Т. Внешкольные учреждения Украины за 30 лет. - Радянська школа, 1947, № 6, с.31-39.
4 Кобзарь Б.С., Харинко Н.Ф. Проблемы воспитания во внешкольных учреждениях. Киев: Радянська школа, 1969. тей" . Опыт деятельности детских внешкольных учреждений республики в довоенный период описан в работах по истории пионерской организации^, а также в научно-популярных очерках и в отдельных рабоX тах публицистического характера",.
Анализ историко-педагогической литературы позволяет сделать вывод: несмотря на имеющиеся исследования, важность и полезность которых бесспорна, проблема внешкольного воспитания учащихся на Украине в период 1917-1941 годов еще не получила глубокого и всестороннего научного освещения. Не раскрыты последовательно и детально содержание, формы и методы внешкольного воспитания детей, не выявлены основные тенденции его развития, отсутствует общая характеристика практической деятельности внешкольных учреждений в рассматриваемый период. Кроме того, до сих пор нет работ, в которых бы в комплексе освещались вопросы истории, теории и практиче
1 Кобзарь Б.С. Советы Н.К.Крупской и общественное воспитание детей. Киев: Знания, 1969.
2 Миронов H.H. Первые шаги комдетдвикения на Украине. В кн.: Смена комсомола. М.: Молодая гвардия, 1964; Ваккер Д.Л. Из истории детской коммунистической организации имени В.й.Ленина на Украине. В кн.: Вопросы истории образования и школы на Украине. Киев: Радянська школа, 1958; Литвинов С.А. Пионердвижение на научную основу; Минскин Ю.М. Станция детских развлечений; Савицкая Л.В. Подарок пытливым; Спектор М.П. Первый в СССР.
В кн.: Пионерия Украины. 1917-1941 гг. Сборник. Киев: Молодь, 1979.
3 Глебова Г.С. Страницы пионерской летописи. Одесса: Маяк, 1968; Нудлин Б.М. Страницы пионерской летописи. Киев: Молодь, 1962; Шокотко В.А. Пионерская организация Донецкой области за 40 лет. Донецк, Областное книжное издательство, 1963. ской деятельности внешкольных учреждений. Все это определило акту» альность и выбор темы настоящего исследования, в котором становление и развитие системы внешкольного воспитания детей в Украинской ССР рассматривается как органическая, составная часть общего процесса становления и развития этой системы в СССР.
Объектом исследования является система внешкольного воспитания детей в Украинской ССР, предметом - процесс ее становления в период 1917-1941 годов.
Цель исследования - показать становление и развитие системы внешкольного воспитания детей на Украине в довоенный период.
В соответствии с целью исследования определились его конкретные задачи:
• осветить социально-педагогические условия процесса становления системы внешкольного воспитания детей в указанный период;
• охарактеризовать основные этапы и тенденции ее развития;
• обобщить опыт деятельности внешкольных учреждений и показать его значение для практики внешкольного воспитания в настоящее время.
Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о культурной революции и коммунистическом воспитании. Основополагающее значение для решения задач исследования имели документы Коммунистической партии, Советского правительства, ВЛКСМ о школе и внешкольном воспитании.
В исследовании были использованы труды Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, В.П.Затонского, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко.
Для выработки концепции исследования важное значение имело изучение историко-педагогических трудов Н.К.Гончарова, Ф.Ф.Королева, Т.Д.Корнейчика, М.Н.Колмаковой, Е.Н.Медынского, З.И.Равкина1,
1 Гончаров Н.К. Ленин и педагогика. Киев: Радянська школа, 1968; а также трудов по истории культуры Украинской ССР - С.К.Гутянско-го, И.Д.Золотоверхого, Г.М.Шевчука*, народного образования и школы - А.Д.Бондаря, М.С.Гриценко, Н.М.Грищенко, А.П.Кондратюка, 2
С.А.Литвинова, И.В.Пухи, ДЛ.Сергиенко, Г.И.Ясницкого .
Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики 1927—1920. М.: Мзд. АПН РСФСР, 1958; Королев Ф.Ф., Корнейчик Т.Д., Равкин З.И. Очерки по истории советской школы и педагогики 1921-1931. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961; Колыакова М.Н. Воспитательная работа школы и внешкольных учреждений. Деятельность пионерских и комсомольских организаций. В кн.: Народное образование в СССР. М.: Просвещение, 1967; Медынский E.H. Народное образование в СССР. М.: Изд. АПН РСФСР, 1952.
1 Гутянский С.К. В.й.Ленин и культурное строительство на Украине. Киев: Наукова думка, 1965; Осуществление ленинских принципов народного просвещения на Украине. Киев: Изд. АН УССР, 1960; Золотоверхий И.Д. Становление украинской советской культуры /19171920/. Киев: Изд. АН УССР, 1963; Шевчук Г.М. Культурное строительство на Украине в 1921-1925 гг. Киев, 1963.
2 Бондарь А.Д. Развитие общественного воспитания в Украинской ССР. Киев: Изд. Киевского университета, 1968; Гриценко М.С. Очерки из истории школы в Украинской ССР /1917-1965/. Киев: Радянська школа, 1966; Грищенко Н.М. Сорок лет развития советской школы в Украинской ССР. В кн.: Развитие народного образования и педагогической науки в Украинской ССР 1917-1957. Киев: Радянська школа, 1957; Кондратюк А.П. Развитие социалистической теории нравственного воспитания молодежи. Киев: Вища школа, 1977; Литвинов С.А. Н.К.Крупская. Жизнь, деятельность, педагогические идеи. Киев: Радянська школа, 1970; Пуха И.В. Первый этап борьбы за утверждение советской школы на Украине. В кн.: Из истории школы и
Кроме того, для сравнительного анализа были использованы материалы ряда диссертационных работ, в которых прослеживается история становления и развития внешкольного воспитания детей в союзных республиках - в Российской Федерации, Латвийской ССР, в Узбекской ССР*.
В работе над диссертацией использовались методы исследования:
• теоретический анализ литературных источников;
• анализ архивных материалов по вопросам внешкольного воспитания;
• беседы и интервью с работниками внешкольных учреждений.
Источники исследования:
• документы Центрального государственного архива Октябрьской революции и социалистического строительства УССР /ДГАОР/ УССР, а также областных государственных архивов: Винницкого /ВОГА/, Днепропетровского /Дн.ОГА/, Донецкого /ДОГА/, Житомирского ДОГА/, Запорожского /БОГА/, Одесского /ООГА/, Полтавского /ДОГА/, Сумского /СОГА/, Харьковского ДОГА/, Черниговского /ЧОГА/;
• сборники документов, статистические справочники;
• материалы периодической печати.
К документам, которые были использованы в диссертации, припедагогической мысли на Украине. Киев: Радянська школа, 1963; Ясницкий Г.И. Развитие народного образования на Украине /19211925 гг./. Киев, 1965.
1 Афанасьева Т.Я. Становление и развитие внешкольных учреждений в Советской Латвии /1917-1975 гг./, канд. дисс., М., 1975. Ку-вандыков К. Возникновение и развитие внешкольных детских учреждений в Узбекской ССР /1917-1941 гг./, автореферат канд. дисс. Ташкент, 1969; Шепилова A.C. Внешкольная воспитательная работа с детьми в РСФСР /1917-1941 гг./, канд. дисс. М., 1975. надлежат циркуляры, постановления, распоряжения Наркомпроса Украины, программы педкурсов, отчеты губнаробразов, уставы, положения, инструкции по вопросам работы внешкольных учреждений, отчеты, справки, докладные записки работников внешкольных учреждений, программы и планы их работы, сметы, списки детей, посещающих внешкольные учреждения, анкеты, протоколы заседаний, собраний.
В научный обиход впервые введено более 80 единиц архивных документов.
Научная новизна, С учетом новых архивных и других научных источников в диссертации впервые освещается процесс становления и развития системы внешкольного воспитания детей на Украине в 1917-1941 гг.
Практическая значимость. Диссертация представляет собой историко-педагогическое исследование, материалы которого могут быть использованы при изучении истории развития народного образования в нашей стране, а также в воспитательной практике современных внешкольных учреждений.
Апробация работы. Результаты исследования сообщались на Республиканской научной конференции "Русско-украинские педагогические связи", посвященной 325-летию воссоединения Украины с Россией /Киев, 1979/, на научной конференции НИИ педагогики и НИИ психологии УССР /Киев, 1976/, на межвузовской научно-теоретической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.В.Луначарского /Полтава, 1975/, на научных конференциях Киевского педагогического института /Киев, 1979, 1980, 1981/. По результатам исследования прочитан цикл лекций для студентов Киевского государственного педагогического института имени А.М.Горького и Киевского государственного института культуры имени А.Е.Корнейчука.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка основной использованной литературы и источников.
Просмотров: 160 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930