Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 13 » Скачать Средства массовой информации Восточной Германии : От тоталитаризма к демократии. Вороненков, Михаил Юрьевич бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
20:38
Скачать Средства массовой информации Восточной Германии : От тоталитаризма к демократии. Вороненков, Михаил Юрьевич бесплатно

Средства массовой информации Восточной Германии : От тоталитаризма к демократии

Диссертация

Автор: Вороненков, Михаил Юрьевич

Название: Средства массовой информации Восточной Германии : От тоталитаризма к демократии

Справка: Вороненков, Михаил Юрьевич. Средства массовой информации Восточной Германии : От тоталитаризма к демократии : диссертация доктора филологических наук : 10.01.10 Москва, 2004 341 c. : 71 05-10/110

Объем: 341 стр.

Информация: Москва, 2004


Содержание:

Введение
Глава 1
Глава 2
Глава 3,
Общественно-политические предпосылки для формирования системы СМИ в условиях оккупации (1945-1949) Информационная политика держав-победительниц
Особенности формирования СМИ в Восточной Германии и влияние национального вопроса на этот процесс Выводы
Генезис системы СМИ ГДР на разных этапах общественного развития (1949 -1989)
СМИ в период создания основ социализма (
СМИ в период развернутого социалистического строительства (1961 — 1986)
Система СМИ в «цветах ГДР» Структура СМИ в условиях «развитого социализма»
Выводы
Общественно-политическая ситуация в ГДР перед народной революцией 1989 г Германо-германские отношения накануне «октябрьской революции» 1989 года Роза Люксембург: «Свобода есть всегда свобода и для инакомыслящих» (1988 г) Эрих Хонеккер: «Эти люди не стоят ни одной нашей слезинки» (1989 г)
Окончательное прощание с «реальным социализмом»: жаркая осень 1989 г
Выводы
Глава 4

Введение:

Актуальность темы диссертации. Произошедшие в 1990-е гг. в постсоциалистических государствах Центральной и Восточной Европы глубокие формационные перемены не могли не затронуть такую важную сферу жизни современного общества, как массовая коммуникация. Системы средств массовой информации, сложившиеся в условиях "реального социализма", претерпели глубокую трансформацию на пути к созданию информационных структур, отвечающих требованиям политического и идейного плюрализма, демократии, рыночной экономики. Произошла смена форм собственности в медийном секторе, сформировались новые организационно-экономические схемы функционирования СМИ. Итогом произошедших перемен стала радикальная смена социокультурных моделей журналистики.
Итак, интеграция одних регионов и дезинтеграция других — характерная особенность современного мира. Как ведут себя в этих условиях некогда находившиеся под диктатом одной партии средства массовой информации, что с ними происходит в свободном мире, какие процессы для них характерны — вот вопросы, волнующие исследователей журналистики. Отказ от тоталитаризма и авторитаризма, перестройка в конкурентоспособную журналистику при рыночных отношениях, соблюдение законов страны и журналистской этики, занятость журналистов, переструктурирование системы — вот неполный круг проблем, с которыми каждодневно сталкиваются средства массовой информации.
Предлагаемая диссертация представляет собой анализ воссоздания и становления антифашистской демократической журналистики в оккупационных зонах Германии, функционирования СМИ Германской Демократической Республики накануне, во время и после исторических событий 1989 года, форм и методов адаптации СМИ в новых условиях после объединения двух германских государств, места масс-медиа новых федеральных земель в современной структуре средств массовой информации ФРГ. Материалы об изменениях в средствах массовой информации восточных земель Федеративной республики сопровождаются комментированной хронологией политических событий.
На общую сложную картину перемен в журналистике постсоциалистических государств наложились активно развивавшиеся в 1990-е гг. процессы глобализации экономической и информационной деятельности, стремительного развития сетевых и спутниковых форм коммуникации. Сегодня развитие национальной журналистики той или иной страны невозможно рассматривать без его увязки с общемировыми процессами, в частности, с трансграничным передвижением капиталов в медийном секторе, с информационной деятельностью транснациональных концернов и мировых служб новостей.
Эти перемены требуют пристального изучения — как на макроуровне, так и на уровне отдельных коммуникационных феноменов. Такое изучение не может быть плодотворным без учета предшествующего этапа развития средств массовой информации, как того требует один из фундаментальных принципов научного познания — принцип историзма. Только такое изучение, дополненное системным и сравнительным анализом, позволит выявить, что в процессах трансформации журналистики постсоциалистических государств является общим, вытекающим из фундаментальных характеристик происходящих перемен, и что определялось национальной спецификой, представляя собой часть особого исторического опыта, свойственного только журналистике данной страны.
В этой связи особый интерес представляет современное развитие журналистики постсоциалистических государств. Сформированные в предшествующий период во многом под влиянием советской модели организации СМИ претерпели глубокую, во многих отношениях стихийную, трансформацию. Но это, в силу социально-политических условий, менее всего коснулось СМИ бывшей ГДР: Потому что переходный характер общества, в котором развивается современная пресса постсоциалистических стран, определяет многие характеристики и особенности ее функционирования. На Востоке Германии переходный этап был кратким по времени и с четко сформулированной программой.
Подобная трансформация происходит впервые в истории и потому требует пристального внимания исследователей. Она представляет не только чисто академический интерес: изучение произошедших в периодической прессе постсоциалистических стран, особенно в бывшей ГДР, перемен имеет отчетливо выраженное практическое значение, так как позволяет систематизировать и осмыслить опыт произведенной трансформации с тем, чтобы своевременно корректировать возникающие проблемы и неблагоприятные тенденции, выявлять перспективы дальнейшего развития СМИ. Безусловно, перед средствами массовой информации бывших социалистических государств стоят во многом сходные проблемы, но это не означает, что повсеместно при их решении применяются одни и те же организационные, правовые и профессионально-журналистские формулы. Существуют и различия, взаимное и пристальное изучение которых способно обогатить опыт становления демократических, плюралистичных СМИ в странах Центральной и Восточной Европы, не исключая и Россию.
В постобъединительный (1990-2000 г.) ФРГ, в отличие, к примеру, от Польши, Венгрии или Болгарии, не требовался процесс децентрализации власти, сопровождавшийся в этих странах перемещением властных политических и экономических полномочий из центра на места, или развитием местного самоуправления. Социалистическая журналистика ГДР не должна была участвовать и в процессах строительства правового государства или формирования гражданского общества, так как это является де-юре и де-факто программой СМИ Федеративной Республики Германия. СМИ экс-ГДР, купленные при помощи Попечительского ведомства крупными и средними медиа-группами собственной страны, должны были практически мгновенно включиться в социально-коммуникационный процесс и соответствовать требованиям по информированию населения, становящегося субъектом общественных отношений. Любое СМИ в новой федеральной земле Германии должно было содействовать интеграции в новую действительность тех индивидуумов и социальных групп, которые испытывают чувства дезориентации и отчуждения под воздействием трансформационных процессов в обществе.
При самом критичном подходе к оценке развития печати в новых федеральных землях все исследователи отмечают феномен — увеличение объемов тиражей бывших окружных газет, совокупный разовый тираж которых уже через три года после объединения, т. е. в 1993 г., равнялся 4,9 млн. экз., что с учетом „Берлинер цайтунг» («Berliner Zeitung») составляло более 90% доли на восточногерманском газетном рынке. До сегодняшнего дня четыре региональные газеты Востока Германии входят в десятку крупнейших по тиражам немецких газет и занимают 3-е, 4-е, 5-е и 9-е места. Крупнотиражными являются хемнитцкая «Фрайе прессе» («Freie Presse» (тираж 452,8 тыс. экз.), гальская «Митгельдойче цайтунг» («Mitteldeutsche Zeitung» (412,7 тыс.), дрезденская «Зэксише цайтунг» («S?chsische Zeitung» (397,7 тыс.) и лейпцигская «ЛФЦ — Лейпцигер фольксцайтунг» («LVZ - Leipziger Volkszeitung» (324,5 тыс.). Самый низкий тираж имела зульская газета «Фрайес вот» («Freies Wort» с тиражом 102,6 экз.), которая и во времена ГДР замыкала тиражную таблицу. В восточных землях страны предпочтение отдается региональным, а не надрегиональным газетам.
Регионализация печатной журналистики — один из главных признаков современной ежедневной печати Федеративной Республики, поэтому в Германии в последние десятилетия активно развивается региональная пресса, которую можно называть земельной или местной. Она имеет хорошую репутацию, благодаря высокому качеству комментарийных жанров. Наличие региональной прессы - особенность Германии, отличающая ее, например, от Франции и Великобритании. Привязанность населения к местным изданиям сложилась исторически из-за прежней раздробленности страны на графства и княжества.
Региональные издания под своей «рубашкой» выпускают местные издания, рассчитанные на определенные районы. В десятку крупнейших по тиражу ежедневных региональных газет входит эссенская «Вестдойче альгемайне цайтунг» («Westdeutsche Allgemeine»), консолидированный тираж которой вместе с тремя издающимися газетами на исходе столетия равнялся 1 млн. 128,5 тыс. экз. Газета «Фрайе прессе» и «Миттель-дойче цайтунг» выходят в 21 издании, «Зэксише цайтунг» — в 23, «Тю-рингер альгемайне» — в 15. Из 33 изданий массовой надрегиональной «Бильд-цайтунг» около половины рассчитано на новые федеральные земли, и которые отличаются друг от друга местной хроникой и локальными рекламными тетрадками.
До начала преобразований система СМИ ГДР имела признаки наибольшего развития только на общегосударственном и региональном уровнях. На местном уровне можно было говорить лишь об отдельных, единичных элементах, обеспечивающих потребности массовой коммуникации, поскольку не было создано локальных инфраструктур, способных удовлетворить потребности общества в местной информации. Упразднение политических, правовых, экономических ограничений с началом реформ привело к быстрому развитию СМИ на Востоке Германии именно на местном уровне. На многих территориях страны сформировалась многоярусная, плюралистичная структура местной коммуникации, способствующая более эффективному восприятию трансформационных изменений на всех уровнях постсоциалистического общества — от местного, регионального до общегосударственного, а также помогающая восточным немцам осознать сущность и значение перемен, происходивших на глобальном, общемировом уровне, а также идентифицировать себя как граждан Германии. Именно региональная и местная пресса непосредственно участвует в формировании новых отношений между людьми, распространению новых образцов поведения в изменившихся социальных условиях. Она способствует восстановлению местных связей, нарушенных динамичным процессом перемен, сплочению местной общественности, которая в условиях развития самоуправления вновь получает возможность приобретения гражданской субъектности.
Повышению роли прессы на Востоке Германии в новых условиях способствовало произошедшее в первый пятилетний после воссоединения период, с одной стороны, существенное расширение состава местных изданий, с другой — полное исчезновение партийной печати. В предлагаемой диссертации под понятием "пресса", согласно традиции немецкой коммуникативистики, подразумевается совокупность периодически выпускаемых изданий (газет и журналов), имеющих общественное распространение и всесторонне отражающих действительность, в особенности — актуальные политические, общественные, экономические, культурные, научные и другие процессы. Употребляемое в более широком значении понятие "пресса" включает в себя также радиовещание и телевидение. Однако чаще для их обозначения употребляется термин «электронные» или «аудиовизуальные СМИ".
Более чем десятилетнее развитие в условиях смены социальноэкономического строя позволяет подвести некоторые итоги адаптации трансформированных СМИ постсоциалистических государств к условиям рыночного функционирования. Именно поэтому представляется весьма своевременным исследование прессы ГДР после воссоединения двух германских государств.
Если в странах традиционной демократии, например в Соединенных Штатах Америки и Франции, наблюдается падение тиражей отдельных изданий и общего тиража ежедневных газет, то в Германии, особенно на исходе XX столетия, — подобное явление нельзя было строго определять как тенденцию. Не только крупнейшая по тиражу среди ежедневных газет бульварная "Бильд-цайтунг" увеличивает их, но и другие надрегио-нальные издания. Так, прирост в 1997 г. (по сравнению с 1995 г.) составил 2,4 %. Если сравнить показатели тиражей региональных газет с предыдущими годами, то лишь в южных регионах Востока страны наметалась тенденция к некоторому снижению тиражей. В сравнении с опубликованными ранее данными можно отметить, что во всех новых федеральных землях действительно уменьшился совокупный тираж. Так, «Фрайе прессе» потеряла шесть тысяч, а «Зэксише Цайтунг» — восемь тысяч экземпляров, а в северных регионах тиражи, напротив, увеличиваются. Но в настоящее время это характерно для всей печатной периодики Германии в силу сложной экономической ситуации.
Статистические данные свидетельствуют о том, что на первом месте по количеству печатных изданий среди новых земель ФРГ находится Саксония. Эта тенденция сопряжена с другой. В той же Саксонии, например, с увеличением общего количества изданий (на одно) уменьшился общий разовый тираж, который в 1996 г. составлял 1 млн. 280 тыс. 500 экз. В Саксонии-Ангальте увеличилось количество изданий, и в настоящее время выходит 37 изданий вместо 20, но общий тираж снизился с 735,4 тыс. до 718,0 тыс. экз., в Тюрингии вместо 59 изданий выходит 51 и т.д.
Наиболее трудно происходило преобразование системы восточногерманских аудиовизуальных СМИ. В течение переходного периода их никто не захотел или не смог купить по экономическим причинам, а сама система в силу громоздкости не смогла преобразоваться в общественно-правовой институт. Поэтому 31 декабря 1991 г. телевидение и радио бывшей ГДР на основе Объединительного договора прекратили свое существование. На базе двух комитетов по телевидению и радиовещанию и 15 окружных ТРК созданы две телерадиокомпании — МДР и ОРБ с юридическим статусом общественно-правовых телерадиокомпаний.
Бывшее единственное государственное информационное агентство ГДР — АДН — сначала было акционировано, а затем объединилось со вторым по значению национальным, но ослабевшим экономически, западногерманским агентством ДДП.
Развитие СМИ Федеративной Республики Германия в постобъединительный период происходило в сложнейших политико-экономических условиях. Падение Берлинской стены и воссоединение породило новые проблемы. Эйфория первых послеобъединительных месяцев сменилась появлением нового психологического барьера между гражданами Запада и Востока, который нередко называется «второй стеной». Другая, и не менее важная проблема — в том, что в силу объективных трудностей и из-за колоссальных финансовых инвестиций в реструктуризацию экономики новых федеральных земель в Германии начался невиданный до сих пор рост безработицы, которая охватывает более 5 млн. человек и коснулась в первую очередь граждан восточных земель. И, наконец, экономические проблемы повлекли за собой чисто политические: в новых землях Германии в последние годы наблюдается рост националистических и даже профашистских группировок, что для Западной Германии послевоенного периода было не характерно.
Состояние и степень научной разработанности проблемы, ее историография. В последние годы наблюдается некоторый спад интереса российских исследователей к проблемам журналистики восточноевропейских стран, вызванный, очевидно, естественным для переходного периода вниманием к опыту развития печатной и электронной прессы в государствах зрелой демократии с устоявшимися системами средств массовой информации и стабильными информационными рынками.
В процессе разработки проблемы преобразований СМИ бывшей ГДР и их интеграции в систему общегерманских масс-медиа автор обращался к научной литературе по различным проблемам журналистики, средств массовой информации, теории и практики коммуникации, информационного общества. Методологической базой диссертации служат научные труды отечественных и зарубежных (в первую очередь — немецких) исследователей. В то же время следует отметить, что опубликованные в разное время сначала в Советском Союзе, затем — и в России научные работы, так или иначе относящиеся к исследуемой проблеме, представляют собой, как правило, исследования, рассматривавшие развитие журналистики ГДР в прежний исторический период, т.е. с 1949 по 1989 гг.1
Научному анализу ситуации в СМИ ГДР посвящены части в книгах Г.Ф. Вороненковой: учебном пособии «СМИ Германии в 90-е годы» и монографии «Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества»2. В то же время необходимо отметить, что
1 Безручко Т.С. Радиовещание в системе СМИ ГДР. Дисс. канд. филол. наук. Москва, 1989; Вороненкова Г.Ф. Система печати Германской Демократической Республики: Становление и развитие. 1945-1980. Дисс. канд. филол. наук. Москва, 1980; Вороненкова Г.Ф. Печать Германской Демократической Республики (1981-1984): Учебно-метод. пособ. М.: МГУ, 1985. 40 е.; Тимофеева С.Л. Печать ГДР. Лекции. М.: МГУ, 1981.
2 Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии// Москва. Изд-во в трудах Г.Ф.Вороненковой основное внимание уделяется национальному своеобразию и развитию общегерманской модели СМИ. Известна также статья Ю.Я.Орлова, посвященная преобразованиям в области журналистики после октября 1989 г. и опубликованная в «Вестнике Московского университета».
Первые шаги к решению названной научной проблемы были предприняты автором, опубликовавшим в России ряд работ о развитии СМИ Восточной Германии3.
Исследование выполнено с использованием и учетом впервые вводимого в научный оборот на русском языке многообразного материала немецких экспертов в этой области, а также оригинальных источников и личных наблюдений автора. При подготовке исторических глав автору помогли исследования западногерманских ученых и экспертов — М.Бехтеля, Т.Беренса, Х.Клессмана, Г.Хольцвайсига и др.4 Общую историческую канву автор сверял по академическому 12-томному собранию «Современная история Германии», по многим другим источникам
Языки русской культуры». 1999 г. 640 С.; Средства массовой информации Германии в 90-е годы. М.: УПЛ ф-та журналистики МГУ. 1998.
3 См.: Вороненков М.Ю."Журналистика Восточной Германии: от тоталитаризма к демократии» / монография. Санкт-Петербург: год-во С.-Петербургского университета, 2002. 204 е.; Вороненков М.Ю.Проблемы и тенденции развития СМИ в новых федеральных землях Германии / тезисы доклада «Журналистика в 2002 г. СМИ и реалии нового века. Сб. материалов научно-практической конф. 4.1. - М.: МГУ, ф-т журналистики, 2003. С. 9 -11; Вороненков М.Ю.Изменения медиа-рынка на востоке Германии / Тезисы к докладу //В сб.: Средства массовой информации в современном мире — 2002. Научно-практическая конференция «Средства массовой информации в современном мире» ф-та журналистики СПбГУ (24-25 апреля 2002 г.); Вороненков М.Ю.Тенденции развития аудиовизуального рынка Германии на рубеже веков (теоретические аспекты) / Тезисы доклада. Междун. научн. конфер. «Филология и журналистика на рубеже тысячелетий» по проблеме «Новое в развитии средств массовой коммуникации в конце XX века» (4-10 сентября 2000 г., ф-т филол. и журн. Ростовского гос. унта), Ростов-на-Дону: РГУ, 2000. С.94-96; Вороненков М.Ю.СМИ новых земель Германии в процессе политических преобразований / Тезисы к докладу. Материалы международной конференции ф-та журналистки и филологии Ростовского госуниверситета, 2002 и др.
4 Bechiel, М. Das Ende, das ein Anfang war. Das Jahr 1945 in den deutschen Tageszeitungen 1995. 206 S.; Tobias Behrens. Die Entstehung der Massenmedien in Deutschland. Peter Lange Verlag GmbH, Frankfurt am Main, 1986; Gunter Holzweissig. Massenmedien in da- DDR // J?rgen Wilke (Hrsg). Mediengeschichte der Bundesrepublik Deutschland. Bonn, 1999; Kiessmann Ch. Die doppelte Staatsgr?ndung. Deutsche Geschichte 1945-1955. Bonn: Bundeszentrale f?r politische Bildung, 1991. Bd 298.
Шт.Волле, Х.Кистлер, В.Тройе, Д.Штаритц и т.д.)5, а также по переводной и отечественной литературе (Н.Л. Волковский, В. И. Дашичев, Я. С. Драбкин, И.В.Кузнецов, Р.П.Овсепян, Б.С. Орлов, Н.В. Павлов)6.
При рассмотрении проблемы формирования системы и структуры СМИ ГДР использованы законодательные акты, книги ученых Лейпциг-ского университета, документы СЕПГ7, а также исследования западногерманских авторов8.
При анализе общественно-политической ситуации в последние годы существования ГДР, в дообъединительный, объединительный и постобъединительный периоды автору помогла политическая и справочная литература, изданная в ФРГ и ГДР9.
5 Moderne Deutsche Geschichte; Stefan Wolle. Die heile Welt der Diktatur. Alltag und Herrschaft in der DDR. 1971 - 1989. Bonn, 1998.; Helmut Kistler. Die Bundesrepublik Deutschland. Vorgeschichte und Geschichte 1945-1983. Bonn: Bundeszentrale f?r politische Bildung, 1991. 448 S.; Christian Graf von Krockow. Die Deutschen in ihrem Jahihundert. 1890-1990. Bonn: Rowohlt Verlag, 1990. 580 S. Anhang; Dietrich Staritz. Geschichte der DDR. 1949 - 1990 // Moderne Deutsche Geschichte. Band 11. Edition Suhrkamp, 1996; Der Ministerrat der Deutschen Demokratischen Republik . 1990 (Red.: Klaus J. Holzappel, Andreas Holzappel). NDV Neue Darmstadter Verlag, 1990; Treue W. Deutsche Geschichte // Bd. 1: Von den Germanen bis zu Napoleon; Bd.2: Von Metternich bis zur Gegenwart. Augsburg, 1990; Hermann Weber. Kleine Geschichte der DDR. K?ln, 1988
6 Драбкин Я.С. Становление Веймарской республики. М., 1979; Европейская социал-демократия накануне XXI столетия / Отв. ред. Б.С. Орлов. М., 1998; Орлов Б.С. Европейская культура и тоталитаризм. М., 1998; Орлов КС. Европейская культура и тоталитаризм. М., 1998; Павлов Н.В. Германия на пути в третье тысячелетие. М.: Высшая школа, 2001; Россия и Германия в годы войны и мира.(1941-1996). М.: „Гея". 1995. 568 е.; Россия и Германия в Европе /Сост. Орлов B.C., Тиммерманн X. М.,1998. 288 с.
7 Германская Демократическая Республика. Конституция и законодательные акты. / Под ред. ИЛ. Ильинского. М.: Прогресс, 1979; IX съезд Социалистической единой партии Германии (Берлин, 18-22 мая 1976 г.). М, 1977; Dokumente der deutschen Arbeiterbewegung zur Journalistik. Teil V: Reden und Aufsaetze zum Journalismus der DDR 1949 bis 1981. Leipzig, 1983; Dokumente der deutschen Arbeiterbewegung zur Journalistik. Beschl?sse der SED. Teil IV: 1961 bis 1980. Leipzig, 1983; 4. Journalistenkonferenz des Zentralkomitees der SED. 11.- 12. Dezember 1964 in Berlin. Ideologische Waffen f?r Frieden und Sozialismus. Die Aufgaben von Presse, Rundfunk und Fernsehen beim umfassenden Aufbau des Sozialismus in der DDR. Berlin, 1965; Erich Honecker. Bericht des Politb?ros. 4.Tagung des Zentralkomitees der SED vom 16,- 17. Dezember 1971. Berlin (Ost), 1971; G?nter Raue. Geschichte des Journalismus in der DDR (1945-1961). Leipzig, 1986; W?rterbuch da- sozialistischen Journalistik. Leipzig, 1981.
8 Ulrich B?rger. Das sagen wir nat?hrlich so nicht! Donnerstags-Argus bei Herrn Geggel. Berlin, 1990; Gunter Holzweissig. DDR-Presse unter Parteikontrolle. Kommentierte Dokumentation. Analyse und Berichte des Gesamtdeutschen Instituts Nr. 3/1991. Bonn, 1991; Rudolf Hermstadt. Das HermstadtDokument. Das Politb?ro der SED und die Geschichte des 17. Juni 1953. Hrsg. von Nadja Stulz-Herrnstadt. Rowohlt-Verlag, 1990. 288 S.; Peter Hoff. Das ll.PIenum und der Deutsche Fernsehfunk. II G?nter Agde (Hrsg.) Kahlschlag. Das 11. Plenum des ZK der SED 1965. Studien und Dokumente. Berlin, 1995.
9 Германо-советские договоры. Бонн: Ведомство печати и информации, б.г. 96 е.; Германия в цифрах. 1996. Висбаден: Федеральное статистическое управление, 1997. 94 е.; Германия. Факты. /Под ред. Арно Капплера, Адриане Гревель. Франкфурт-на-Майне: Социетэтс-Ферлаг, 1995. 492 е.; Германия. Факты. /Под ред. Арно Каттера, Штефана Рейхарта. Франкфурт-на-Майне: Социетэтс-Ферлаг,
При написании глав, посвященных анализу системно-структурных преобразований в СМИ Восточной Германии в постобъединительный период, в частности в сегменте печатной периодики, очень полезными были сведения из трудов известных немецких исследователей журналистики Г.Вайшенберга, Ю. Вильке, X. Пюрера и И. Раабе, Г.Рагера, Ш.Руса-Моля и др.10.
В Германии исследовательский интерес ученых к развитию СМИ на Востоке Германии обусловлен как состоянием развития самой науки о массовых коммуникациях, так и их ролью в информационной системе общества. Большинство исследований, посвященных этой проблематике, имело статистическо-исторический характер11. Первые из них были опубликованы еще в условиях существования двух германских государств12; к середине 1990-х гг. появились первые примеры
1996. 544 е.; Основные элементы демократии. / Сост. Д Гетгинг, В.Д. Михаэль. СПб, 1993; Chronologie zur deutschen Einheit 1989/1990. Presse- und Informationsamt der Bundesregierung, o. J.; Das Ende der Teilung: der Wandel in Deutschland und Osteuropa; Beitragen und Dokumenten aus dem EUROPA-ARCHIV/hrsg. von Jochen Thies und Wolfgang Wagner. Bonn: Verlag f?r Internationale Politik, 1990; Deutschland ist eins // Hrsg. vom Presse- und Informationsamt der Bundesregierung. Bonn, 1990; Die Mauer und ihr Fall. 1961- 1990 / Dokumentation Berlin. Hrsg. vom Presse- und Informationsamt des Landes Berlin, 1990; Dokumentation zur Ostpolitik der Bundesregierung. Vertrage, Vereinbarungen und Erkl?rungen (Hrsg. vom Presse- und Informationsamt). Bonn, 1990; Dokumentation zum 3. Oktober 1990. Reden zur Einheit. (Hrsg. vom Presse- und Informationsamt der Bundesregierung). Bonn, 1990; Gemeinschaftswerk Aufschwung Ost. (Hrsg. vom Presse- und Informationsamt der Bundesregierung). Bonn, 1991; Peter Joachim Lapp. Die DDR geht - Die L?nder kommen. Friedrich-Ebet-Stiftung, Bonn, 1990; Politische Parteien und Bewegungen der DDR ueber sich selbst. Staatsverlag der Deutschen Demokratischen Republik. Berlin, 1990; Wirtschaftliche Hilfen f?er die DDR (Hrsg. vom Ferrat ?ffentlichkeitsarbeit des Bundesministeriums f?r Wirtschaft). Bonn (Duisburg), 1990; Vertrag ?ber die abschliessende Regelung in Bezug auf Deutschland. Bonn: Presse- und Informationsamt der Bundesregierung, 1990.
10 Walther A.Mahle (Hrsg.) Pressemarkt Ost Nationale und internationale Perspektiven. M?nchen: Verlag ?lschl?ger, 1990. 208 S.; Heinz Purer, Johannes Raabe. Medien in Deutschland. Bd.1: Presse. M?nchen: ?lschl?ger, 1994; G?nther Rager/Martin May. Dem Publikum auf dem Spur // G?nther Rager, Petra Werner (Hrsg.). Die t?gliche Neuerscheinung. M?nster: Lit, 1992; Stefan Russ-Mohl. Zeitungsumbruch. Wie sich Amerika Presse revolutioniert Berlin: Argon, 1992; Siegfried Weischenberg. Journalistik: Theorie und Praxis aktueller Medienkommunikation / Bd. 1: Mediensysteme, Medienethik, Medien Institutionen. Opladen, 1992.
11 Peter Brand, Volker Schulze (Hrsg.). Medienkundliches Handbuch. Die Zeitimg. Zeitungssystematischer Teil. Braunschweig: Agentur Redersen, 1983. 169 S.; Publizistik und Journalismus in der DDR: 8 Beitr?ge zum Gedenken an Elisabeth L?ckenhoff, Rolf Geserick; Arnulf Kutsch (Hrsg.) Muenchen, New-York, London, Paris, 1988.
12 DDR und Medien. Probleme mit Glasnost und Perestroika. BDZV-Schriftenreihe. Heft 24. Bonn, Bad-Godesberg, 1989. 46 S.; Die deutsche Presse 1954. Zeitungen und Zeitschriften. Institut f?r Publizistik an der Freie Universit?t Berlin, 1954. 892 S.; Fragen an die Deutsche Geschichte. Ideen, Kr?fte, Entscheidungen von 1800 bis zur Gegenwart. Katalog. (2. erweiterte Auflage). Stuttgart, W. Kohlhammer GmbH, o.J.,474 S. самостоятельных монографических исследований . Необходимо отметить, что в ФРГ в последние десятилетия средства массовой информации - особенно местные, но, к сожалению, не всегда восточногерманские — анализируются прежде всего с точки зрения их значения для развития современной демократии.
Анализируя преобразования в системе аудиовизуальных СМИ в новых федеральных землях, автор опирался как на справочные материалы14, включая манускрипты Ведомства печати и информации Федерального канцлера, и работы общего характера, касающиеся становления и развития системы телерадиовещания Федеративной Республики15, так и научные материалы, посвященные непосредственно переменам на Востоке Германии16.
13 Michael Haller, Johannes Ludwig, Hartmut Wessler. Entwicklungschancen und strukturelle Probleme der Zeitschriftpresse in den neuen Bundeslaendern. Forschungsbericht f?r den Bundesminister des Innern. Bd.l: Der Zeitschriftmarkt Ost (unveroeff.). Institut fuer Kommunikations- und Medienwissenschaft der Universit?t Leipzig. Okt 1993; Glaser, H. Was bleibt - was wird: Der kulturelle Umbruch in den neuen Bundesl?ndern. Bonn, 1994; Mahle W.A. (Hrsg.) Pressemarkt Ost II Nationale und internationale Perspektiven. M?nchen, 1990; Claudia Mast (Hg.). Markt-Macht-Medien: Publizistik zwischen gesellschaftlicher Verantwortung und ?konomischen Zielen. Konstanz, 1996; Pannen S. Die Weiterleiten Funktion und Selbstverst?ndnis ostdeutscher Journalisten. K?ln, 1992; Presse Ost - Presse West Journalismus im vereinten Deutschland. (Hrsg. von Haller M., Puder K., Schlevoigt J.). Leipziger Beitr?ge zur Kommunikations- und Medienwissenschaft. Bd.1. Leipzig, 1995; Claudia Mast (Hg.). Markt-MachtMedien. Publizistik zwischen gesellschaftlicher Verantwortung und ?konomischen Zielen. Kaistanz: UVK Medien, 1996. 421 S. Anhang; Beate Schneider. Strukturen, Anpassungsprobleme, Entwicklungschansen der Presse auf dem Gebiet der neuen Bundesl?nder. BcL2; Beate Schneider. Massenmedien im Prozess der deutschen Vereinigung // J?rgen Wilke (Hrsg). Mediengeschichte der Bundesrepublik Deutschland. Bonn, 1999
14 ARD-Jahrbuch. 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98,99,2000; IPW- Informationsdiaist (Berlin Ost), 1990; Internationales Handbuch f?r H?rfunk und Fernsehen. 1996/1997. Hrsg. vom Hans - Bredow - Institut f?r Rundfunk und Femsehen; Institut f?r Medialforschung. Nomos-Verlagsgesellschaft Baden-Baden/ Hamburg 1996; Internationales Handbuch f?r Rundfimk u. Fernsehen, 1969/70. Hans-Bredow-Institut, 1970; MediaDaten. Radio-TV-Video. Wiesbaden, 1995; Zeitungen in Berlin (O), Brandenburg, MecklenburgVorpommern, Sachsen, Sachsen-Anhalt, Thueringen (Hrsg. von Presse- und Informationsamt der Bundesregierung). Stand: 20.01.1992.oJ.; Bericht da- Bundesregierung ?ber die Lage der Medial in der Bundesrepublik Deutschland 1994. Medienbericht'94. /Drucksache 12/ 8587 des Deutschen Bundestages, 12. Wahlperiode, vom 20. Oktober 1994 (Hrsg. vom Presse- und Informationsamt der Bundesregierung), 1995; Hamm I. (Hrsg.) Bericht zur Lage des Fernseheais f?r den Pr?sidenten der Bundesrepublik Deutschland. G?tersloh, 1995.
15 B.-P. Arnold, S. Quandt. Radio heute: die neuen Trends im H?rf?nkjournalismus. Frankfurt/Main, 1991; Aufermann J„ Scharf W., Schlie O. Fernsehen und H?rfunk f?r die Demokratie: Ein Handbuch ?ber den Rundfunk in der Bundesrepublik Deutschland. Opladen, 1979; Flottau H. H?rfunk und Femsehen heute. M?nchen/Wien, 1978 / 2. Auflage; Schult GJ Buchholz A. (Hrsg.) Fernseh-Journalismus: Ein Handbuch f?r Ausbildung und Praxis. M?nchen, 1984.
16 Jarren O. (Hrsg.). Medienwandel - Gesellschaftswandel? // 10 Jahre dualen Rundfunk in Deutschland. Eine Bilanz. Berlin, 1994 (b); Radio im Umbruch: 0kt'89-0kt.'90 im Rundfunk der DDR// Darstellungen, Chronik, Dokumentation, Presseiesonanz. Berlin, 1990; Andreas Ulrich, J?rg Wagner (Hrsg.)
В течение последних лет отечественные исследователи проявляют интерес к законодательным основам функционирования западных СМИ. И это можно объяснить актуальностью проблемы и ее значимостью для России. Как известно, по крайней мере германистам, главными исследователями в этой области в Федеративной Республике являются профес
1П сора У. Браналь, М. Лёффлер и Р. Риккер, П. Шиви , труды которых анализируются автором. Одновременно привлечены оригинальные ис
18 точники и документы .
При анализе места прессы и телерадиовещания в современной системе СМИ Германии методологическую помощь автору оказала отечественная литература по различным разделам зарубежной журналистики и массовой культуры (Е.Л. Вартанова, Г.А. Голованова, В.М. Горохов, Л.П. Евсеева, Я.Н. Засурский, С.Г. Колесник, Л.Л. Реснянская, А.Г. Рихтер, И.В. Фомичева, М.В. Шкондин и др.)19. Были полезны монографии и статьи профессоров Санкт-Петербургского (Г.В. Жирков, С.Г.
DT64. Das Buch zum Jugendradio. 1964 -1993; Stoiber H.-W. Medien in Deutschland // Bd. 2: Teil 1 und 2. Konstanz, 1998
17 Branahl U. Medienrecht: Eine Einf?hrung. Opladen, 1992; L?ffler M. / Ricker R. (Hrsg.). Handbuch des Presserechts. / 3.Aufl. M?nchen, 1994; L?ffler M. Presserecht / 2 Baende, 3. Aufl. Muenchen 1983; Ricker R. Freiheit und Aufgabe der Presse. M?nchen, 1983; Schiwy Р., Sch?tz W.J. (Hrsg.) Medienrecht: Stichw?rter f?r die Praxis. Luchterhand—Verlag, 1977.
18 Основной закон Федеративной Республики Германии. Бонн, 1996; Отношения между государственными органами и средствами массовой информации в Федеративной Республике Германии. (На русскяз.). Бонн: БПА, б.г.; Artikel 23 des Grundgesetzes. Der rasche, sichere und zuv?rlassige Weg des Verfassungsrechts zur deutschen Einheit Presse-und Informationsamt der Bundesregierung, Bonn, 1990. Gesetztexte. Presserecht Bonn: Inter Nationes, 1996; Der Staatsvertrag. Grundlage der deutschen Einheit (Hrsg. vom Ministeriinn f?r Medienpolitik, Berlin; Presse- und Informationsamt da- Bundesregierung). Berlin-Bonn, 1990.
19 Вартанова KJI. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М., 1997; Вартанова КЛ. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М., 1999; Вартанова E.JI. Медиаэкономика зарубежных стран: Учебн. пособ. М., 2003; Голованова ГА. Печать США в начале 90-х годов. М.,1996; Засурский Я.Н. Журналистика переходного периода // Актуальные проблемы журналистики. М.,1997; Колесник С.Г. Основные тенденции развития ТВ США (1995-1996) // Вестн. Моск. ун-та, Сер. 10. Журналистика, 1998, № 1. Современное право средств массовой информации в США /Под ред. А.Г. Рихтера. М., 1997 Горохов В.М. Газетно-журнальные жанры. М., 1993; Журналистика и пересгройкаЛ1од ред. М.В. Шкондина. М., 1989; Методологические основы изучения региональной печати /Под ред. Я.Н.Засурского. М., 1993; Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. М.,1999; Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. М., 1995.
Корконосенко, В.В.Ворошилов, М.А. Шишкина) и других университе
В подготовке исследования автору помогла справочная литература: «АБЦ-журналистики», «Фишер-лексикон: Публицистика. Массовая коммуникация» Ю.Вильке, Э.Ноэлле-Нойман и В.Шульца, «Лексикон масс-медиа: электронные СМИ» и «Справочник по новым СМИ» Д.
А < Л^
Ратцке , «Медиа-датен», «Фишер вельт-альманах» (1990— 1996) , ежегодники Федерального союза германских газетных издателей23, а также материалы из немецкой периодики — общеполитической и специализированной, посвященные газетной и журнальной прессе (журналы «Медиа перспективен» и «Медиа перспективен. Базис-датен», «Журналист», «Медиум», «Фокус», «Шпигель» и «Штерн»), газет бывшей ГДР 1989 — 1991 гг., материалы научных конференций.
В то же время следует отметить, что большинство названных источников отражают лишь общее состояние СМИ в новых федеральных землях с точки зрения статистики. Например, печать многих регионов Восточной Германии до сих пор не подвергалась качественному анализу. Немногочисленна и библиография печатоведческих работ, посвященных функционированию определённых типов местной прессы на Востоке
Жирков Г. В. Журналистика и становление массовой культуры: процесс взаимодействия // Журналистика и массовая культура. СПб, 1994; Жирков Г.В. Итог XX века — массовая журналистика // Современное состояние и перспективы развития журналистской науки, образования, практики. Ростов н/Д., 1995; Корконосенко СТ., Ворошилов В.В. Право и этика СМИ. СПб., 1999; Проблемы и перспективы развития журналистской этики в России. СПб, 1996.
21 Ratzke D. Lexikon der Medien: Elektronische Medien. Frankfurt/M/., 1990; Ratzke D. Handbuch der neuen Medien: Information und Kommunikation, Fem sehen und H?rfunk, Presse und Audiovision heute und morgen / 2. erweiterte Aufl. Stuttgart, 1984.
22 ABC des Journalismus. Reihe Praktischer Journalismus (4. Aufl.). M?nchen, 1986; ABC des Fernsehens (Hg. Blaes R-, Alexander G.) Konstanz, 1997; Fischer Lexikon. Publizistik. Massenkommunikation (/Hrsg. von Elisabeth Noelle-Neumann, Winfried Schulz, J?rgen Wilke). Frankfurt/M, 1995; Media-Daten. Zeitungen, Anzeigenblaetter. Handbuch der deutschen Werbetr?ger. Wiesbaden, 1995; Media Daten. Zeitschriften (2-95). Wiesbaden, 1995; Media Daten. Fachzeitschriften (295). Wiesbaden, 1995; Der Fischer Weltalmanach. Zahlen, Daten, Fakten '91, '92, '93, '94, '96. Frankfurt/ а/ M.; Branchen fuhrer Medien Brandenburg, Mecklenburg-Vorpommern, Sachsen, Sachsen-Anhalt, Th?ringen, Berlin (Ost). 2.Ausgabe 1991/1992, Band 3. Berlin: Vistas, 1992. 288 S.; Branchen f?hr er Medial DDR 90/91. 1. Ausgabe 1990/91. Band 1. Berlin: Vistas, 1990. 148 S.
23 Zeitungen'92. Bonn, 1992; Zeitungen '96; Zeitungen '99; Zeitungen '2000: Jahrbuch des Bundesverbandes Deutscher ZeitungsVerleger. Bonn, 1996, 1997, 1999,2000.
Германии. И даже в имеющихся работах основой для определений и выводов, как правило, является ограниченный эмпирический материал, касающийся только одного региона.
Изучение современного опыта функционирования СМИ в постсоциалистических государствах остается одной из существенных сфер исследовательской деятельности представителей российского печатоведения. Однако заметные попытки исследования в этой области предпринимаются, пожалуй, лишь исследователями МГУ им. М.В. Ломоносова и факультета журналистики Санкт-Петербургского университета24. Изучение коммуникации носит в них как методологико-теоретический, типологический, так и системный характер.
Работы западных авторов, опубликованные на английском языке, часто носят универсальный характер, имеют фундаментальное значение для теории и практики массовой коммуникации в условиях информационного рынка .
Цели и задачи исследования. Цель данного исследования заключается в решении важной теоретической и социально-культурной проблемы - в анализе трансформации СМИ на востоке Германии, начавшийся в период 1989-1990-е гг. и произошедшей под воздействием глубоких общественно-политических и социально-экономических перемен после вхождения ГДР в ФРГ. Этот процесс привел к коренному изменению идеологического, политического и ценностного вектора СМИ, их организационно-системных, содержательных и типологических характеристик. При этом изменения в составе и функционировании
24 Вороненкова Г.Ф., Чесанов A.A. Периодическая печать Германии: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - 220 С.
Blumer, J.G. The Role of Theory in Uses Gratifications Studies. // Communication Research, 1979, No. 6; D.J. Canary, B.H. Spitzberga-. Loneliness and Media Gratifications. // Communication Research, 1993, No.6; J. Keane, The Media and Democracy. London 1991; E. Hollander, Communication, Culture, Community. Nijmegen 1993; McQuail, D. Mass Communication Theory. An Introduction. L., 1994; Drok, "N. Local and Regional Journalism in Europe. Maastricht, 1998.
СМИ в новых федеральных землях Германии рассматриваются комплексно, в динамике, в контексте развития средств массовой коммуникации в стране в целом.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных задач:
1. Анализ исторического процесса становления и развития СМИ в послевоенной Германии (сначала в условиях оккупации странами-победительницами, затем — после создания двух германских государств), а затем — на различных исторических этапах: от ан-тифашистско-демократического до строительства журналистики «в цветах ГДР», от начала общественно-политических и экономических реформ в стране в 1989 г. вплоть до воссоединения разделенной нации в октябре 1990 г. При этом особое внимание уделено развитию СМИ и, прежде всего - печати, на этапах, непосредственно предшествовавших началу объединительного периода.
2. Вычленение роли и места СМИ бывшей ГДР в контексте современных процессов развития средств массовой информации в общегерманском масштабе в переходный период, а затем — на современном этапе.
3. Определение основных концептуальных, организационно-правовых и типологических характеристик восточногерманской прессы.
4. Анализ трансформационных процессов системы аудиовизуальных СМИ на востоке Германии в период после «мирной революции» 1989 г.;
5. Исследование социальной роли восточногерманской прессы на этапе общественно-политических и экономических реформ;
6. Раскрытие влияния правовых основ функционирования СМИ в
ФРГ на развитие восточногерманской журналистики.
7. Определение перспектив дальнейшего развития СМИ новых федеральных земель.
В ходе исследования реализованы сопутствующие задачи, в частности, содействовать выработке признаваемых международной научной общественностью методологических основ и единых исследовательских критериев и подходов к изучению прессы (включая местную периодику), применение которых сделает возможными широкие сопоставительные исследования печати как постсоциалистических, так и других стран мира. Это связано с тем, что до сих пор не преодолены отмеченная еще в середине 1980-х гг. многовариантность терминологии, нестабильность понятийного аппарата, используемых при описании и анализе феноменов прессы.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в отечественной науке проанализирован и обобщен сложнейший процесс интеграции постсоциалистической прессы в систему СМИ демократического государства с развитой рыночной экономикой, обоснованы теоретические положения о закономерностях развития СМИ в необычных условиях конвергенции масс-медиа, дана классификация своеобразных типологических моделей как печатной, так и аудиовизуальной журналистики, а также вводит в научный оборот большой массив неизвестного фактического материала.
Данная диссертация является первым опытом комплексного исследования современной прессы в новых федеральных землях Германии, основанного на комбинированном применении методов классификации, исторической типологии. Впервые выявляются тенденции актуального развития немецкой прессы, ее взаимодействие с другими составными частями системы массовой коммуникации, формулируются прогнозы ее дальнейшего развития, рассматриваются рыночные механизмы функционирования.
Исходя из этого, на защиту выносятся следующие положения:
1. На основе разработанных методологических основ анализа своеобразия преобразований внутри национальной медиа-модели Германии в социокультурном коммуникационном контексте особо выделяются:
• Степень влияния исторических факторов и национальных традиций на развитие постсоциалистических СМИ в условиях социально ориентированной рыночной экономики,
• Влияние уровня концентрации и конвергенции СМИ на трансформацию содержания.
2. На основе комплексного изучения преобразований восточногерманской журналистики внутри социокультурной модели германских СМИ в условиях правового демократического государства с развитой социальной рыночной экономикой выявлены:
• эволюция типологических моделей прессы в историческом контексте;
• особенности функционирования средств массовой информации в условиях конвергенции с новыми технологиями.
3. В ходе анализа установлено, что интеграция восточногерманских СМИ в общенациональную систему масс-медиа была более краткой и четкой, чем в других постсоциалистических странах. Во-первых, в отличие от других европейских стран, лишь печатные средства информации являются рыночным продуктом, а аудиовизуальные СМИ (прежде всего, общественно-правовые телевидение и радиовещание) являются в Германии системным элементом культуры. Отсюда — и их особая роль в обществе.
Как и в традиционных землях ФРГ, на Востоке Германии существует система государственного регулирования для аудиовизуальных медиа-групп, выражающаяся в создании парламентами земель комитетов
СМИ. В их обязанность входит прежде всего распределение частот на федеральном и земельном уровнях и регистрация новых теле- и радиокомпаний.
Во-вторых, поскольку преимущественной моделью является региональная (или «родная» — «Нета^ейшщеп») пресса, то надрегиональные (национальные) газеты, занимая прочное место в системе печатных СМИ Федеративной Республики, все же не получили широкого распространения на Востоке, и граждане экс-ГДР по-прежнему привязаны к бывшим окружным газетам, о чем свидетельствуют высокие тиражи.
Наряду с общими факторами фундаментального характера, к каковым относятся общегосударственные политические, экономические, культурные и идейные влияния, на развитие этого типа прессы оказывают влияние факторы, отражающие специфику данной местности, в том числе: общественная и интеллектуальная активность местных жителей, степень осознания ими необходимости и значения выпуска местного издания, сложившиеся местные традиции и привычки читательской аудитории, наличие в данной местности экономической и материально-технической базы, требуемой для издания местной прессы. Наиболее значимой характеристикой региональной (местной) прессы в восприятии читательской аудитории является местный характер ее содержания.
При этом автор исходит из того, что социальная коммуникация опирается на все типы общения, которые включают, кроме межличностного и медийного, также групповую и институциональную коммуникацию. Происходящий в ходе местной коммуникации обмен информацией и мнениями, обеспечивающий основы функционирования местной общности, в целом коллективной жизни людей, касается различных сфер: политической, экономической, культурной и просветительской.
В современных условиях периодическая печать новых федеральных земель ФРГ является основным формальным каналом местной коммуникации, снабжающим граждан информацией о социальной среде.
В-третьих, несмотря на агрессивность издательских групп в завоевании восточногерманского медиа-рынка, не получил широкого распространения такой тип издания как бульварные газеты, Некоторые из новых изданий исчезли с информационного рынка через короткое время после основания.
4. Рынок прессы, образовавшийся после воссоединения Германии, не деформирован вследствие ограниченного экономического потенциала восточных территорий и отличается высокой степенью концентрации, при этом, например, в отличие от Польши, все СМИ вовлечены в рыночные отношения.
Теоретико-методологическая база исследования. Проведенная многолетняя работа по накоплению исследовательского материала, касающегося особенностей функционирования сначала СМИ ГДР, затем — постсоциалистической прессы на примере новых федеральных земель Германии, позволяет осуществить переход от преимущественно поисково-описательного этапа изучения этой группы СМИ к этапу синтеза научных знаний в данной области, теоретического осмысления процессов трансформации изучаемого объекта в 1990-е гг. Теоретико-методологическую основу диссертации формируют положения научных трудов, посвященных проработке фундаментальных проблем методологии научного познания в области прессоведения.
Методологической основой исследования послужили:
Основополагающие исследовательские принципы гуманитарных наук — принципы комплексного и системного подхода; универсальные принципы историзма, включающие метод компаративного анализа истории СМИ на протяжении всей истории существования двух германских государств; когнитивный метод исследования своеобразия СМИ новых федеральных земель ФРГ как компоненты общей медиа-системы Германии; базовые идеи формирования нового информационного общества. Метод компаративного анализа необходим при исследовании развития СМИ на разных этапах и поисков доминант и параллелей.
В диссертации использованы дефиниции и принципы германской журналистской теории и практики, относящиеся к СМИ и коммуникации в целом, исходя из того, что наблюдаемые в переходный период тенденции развития СМИ бывшей ГДР, подвергшиеся динамичным переменам, не поддаются однозначной интерпретации. Массовая коммуникация в условиях кардинальных общественных перемен является одновременно и их объектом, и причиной, и следствием. СМИ в настоящее время испытывают как воздействие процессов социального развития, так и подвергаются изменениям в результате технологической революции.
Многообразие и многомерность процессов развития прессы порождают закономерный вопрос: насколько возможным является построение классификации реформированных изданий в условиях подвижности общей картины современного развития СМИ, насколько типологический анализ периодики будет отражать сложность и неоднозначность этой картины? Адекватный ответ на этот вопрос может дать лишь исследование, построенное на принципах историзма и системного подхода, охватывающее изучаемый объект в его развитии, в его сложностях и противоречиях, во взаимосвязях и взаимовлиянии с родственными объектами, каковыми в данном случае являются другие элементы системы средств массовой информации - общенациональная и региональная периодика, радиовещание и телевидение.
В современных условиях средства массовой информации с их мощным материально-техническим и организационным аппаратом, с развитым инструментарием воздействия на аудиторию во все большей степени заменяют традиционные формы межличностной коммуникации, характерной для общения представителей разных поколений, членов семей, соседей, жителей одной местности и пр. Следствием этого является постепенное ограничение межличностного общения, рост значения так называемых формальных каналов (периодики, радио, телевидения) на уровне национальной и международной коммуникации.
Закономерен вопрос, приобретающий особую актуальность в связи с современным кризисным, но в то же время интенсивным развитием немецких СМИ: в каких взаимоотношениях находятся и будут находиться все каналы восточно- и западногерманской коммуникации? Дополняют они друг друга или, напротив, как и в случае межличностной коммуникации возникла новая стена — психологическая?
В этой связи уместен и вопрос, имеющий важное теоретическое и практическое значение: насколько различные типы (типологические группы) региональной восточногерманской прессы участвуют в коммуникационных интеракциях, образующих процесс социальной коммуникации?
Существенной теоретической проблемой диссертации является анализ направлений дальнейшей эволюции прессы новых федеральных земель. Сложность и значение этой проблемы подтвержается тем, что в осуществлении общегосударственной информационной политики участвуют все региональные и национальны СМИ, что придает системе коммуникации гетерогенный характер. В связи с этим лишь системный анализ деятельности СМИ позволит выявить, какие из структур, участвующих в коммуникационном процессе, станут в дальнейшем превалировать, будут ли создаваться какие-либо промежуточные структуры, как будет в целом выглядеть будущая модель подсистемы восточногерманских СМИ и будет ли она вообще отличаться от западногерманской?
Немаловажной научной проблемой является оценка влияния различных политических сил на формирование — причем, как на начальном этапе вхождения в сформированную систему СМИ, так и после ассимиляции внутри нее.
В диссертации сочетается синхронический и проблемный подход к изучению проблем СМИ новых федеральных земель Германии. Учитывая масштабность объекта исследования, его динамичный, а не статичный характер, в исследовании намеренно СМИ востока Германии рассматриваются в их диалектическом развитии, во взаимосвязи изучаемых феноменов, с учетом ключевых противоречий и качественных метаморфоз, наблюдаемых в современном состоянии. Это требует применения комбинированного набора методов исследования.
При характеристике процесса формирования СМИ в послевоенной Германии в условиях оккупации, а затем в двух германских государствах с противоположным общественным строем в диссертации применяется историко-описательный метод. Изучение системно-структурных особенностей СМИ бывшей ГДР потребовало применения методов классификации и типологического анализа, используемых в филологических науках. Теоретический метод употребляется при выявлении роли восточногерманских СМИ в контексте коммуникации. Использование сравнительного метода позволяет выявить сходство и различия в состоянии и развитии СМИ новых федеральных земель ФРГ на переходном этапе в сопоставлении с предшествующими периодами.
Источниковедческая и эмпирическая база исследования. Во многих аспектах работа основывается на конкретно-социологических исследованиях, архивных разысканиях и научных материалах, опубликованных как в Германии, так и в России. Для получения эмпирического материала, который является основой диссертации, были использованы результаты следующих исследований:
• функционирования СМИ бывшей ГДР советскими, западногерманскими и учеными экс-ГДР в 1949 - 1989 гг.;
• роли оппозиционных сил на этапе «мирной революции» осенью 1989 года;
• изменения структуры СМИ на Востоке Германии, проведенные Ведомством печати и информации Федерального канцлера Германии в 1990, 1991 и 1992 гг.;
• содержания региональных печатных изданий новых федеральных земель Германии, проведенные Ганноверским институтом менеджмента и коммуникаций под руководством профессора Беаты Шнайдер, институтом публицистики Майнцского университета под руководством профессора Юргена Вильке и института журналистики Дортмундского университета под руководством профессора Гюнтера Рагера.
В диссертации использованы результаты исследований, выполненных другими немецкими научными центрами. Учтены итоговые данные общегерманских исследований медиа-рынка, проведённых в 1994-1995 гг. по заданию президента Федеративной республики.
Автором были проведены также исследования в крупнейших библиотеках и архивах Берлина и Дортмунда. Использовались каталоги и статистические сборники о средствах массовой информации, изданные в ФРГ в 1990-2003 гг., а также данные, содержащиеся в иностранных каталогах СМИ и статистических сборниках, в сети ИНТЕРНЕТ.
В диссертации использован и личный 30-летний практический опыт журналиста-международника: материалы бесед и интервью с ведущими политиками, общественными деятелями, журналистами бывшей ГДР и ФРГ, полученные во время работы автора в качестве корреспондента иновещания Гостелерадио СССР, корреспондента ТАСС в ГДР (1982) и ГДР/ФРГ в 1987-1993гг., специального корреспондента РИА-Новости; а также материалы научно-практических конференций, в которых автор принимал участие с 1994 по 2003 гг. в Бонне, Дортмунде и Берлине.
Предлагаемая диссертация является продолжением научного исследования, предпринятого в кандидатской диссертации в 1984 г. и посвященного анализу деятельности информационного агентства ГДР — АДН26.
Структура диссертации соответствует определенным автором исследовательским задачам. Работа состоит из введения, оглавления, пяти глав, заключения, библиографии и приложений.
Просмотров: 235 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930