Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 19 » Скачать Советский общественный строй как историческое явление и этап в развитии России. Абышев, Сергей Владимирович бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
00:17
Скачать Советский общественный строй как историческое явление и этап в развитии России. Абышев, Сергей Владимирович бесплатно

Советский общественный строй как историческое явление и этап в развитии России

Диссертация

Автор: Абышев, Сергей Владимирович

Название: Советский общественный строй как историческое явление и этап в развитии России

Справка: Абышев, Сергей Владимирович. Советский общественный строй как историческое явление и этап в развитии России : диссертация кандидата философских наук : 09.00.11 Нижний Новгород, 2003 169 c. : 61 03-9/411-6

Объем: 169 стр.

Информация: Нижний Новгород, 2003


Содержание:

Введение
Глава I Раннехристианская историческая традиция в православной церковной мысли России (XI - начало XX вв)
§ 1 Античное христианство в общественной мысли и идеологии XI - XVII вв
§ 2 Раннее христианство в православной церковной мысли XIX - начала XX вв
Глава II Античное христианство в научной мысли XVIII - начала XX вв
§ 1 Раннехристианская традиция в научной мысли XVIII - первой половины XIX вв
§ 2 Античное христианство в отечественной науке второй половины XIX - начала XX вв
§ 3 Русское византиноведение об античном христианстве
Глава III Раннехристианские сюжеты в общественно-политической и педагогической мысли
XIX - начала XX вв
§ 1 Христианская идеология и историческая традиция в общественно- политической мысли
XIX - начала XX вв
§ 2 Античное христианство в дореволюционном школьном учебнике

Введение:

История русской общественной мысли составляет неотъемлемую часть эволюции отечественной и мировой культуры. Крупнейшие отечественные мыслители стремились к разрешению актуальных мировоззренческих и культурно-исторических вопросов современности и при этом неизменно обращались к сюжетам христианской традиции.
Христианство было одной из важнейших черт отечественной духовной культуры, фактором, во многом определившим ее сущность и эволюцию. Воспринятое европейскими народами, оно на века становится стержнем средневекового мировоззрения, европейской культурной и материальной жизни. Оно определило все многообразие форм и способов культурного бытия России; со времени принятия христианства Русью можно говорить о становлении русской христианской культуры в самом широком понимании этого явления. Таким образом, в условиях опосредованного усвоения Русью - Россией античного наследия, христианство становится основным его элементом, через который происходило приобщение нашей страны к мировому культурно-историческому опыту. В этих условиях усвоение и самостоятельное осмысление античного христианства приобрели значение важнейших факторов развития русской духовой культуры.
Изучение всех аспектов освоения христианской традиции в русской культуре (философии, богословии, науке, искусстве, литературе) в рамках одной диссертации невозможно и представляется значительно более масштабной задачей. Предметом исследования в настоящей работе является процесс и результат усвоения и самостоятельного осмысления раннехристианской исторической традиции в российской общественной мысли. Религиозная и светская (со времени ее возникновения) общественная мысль рассматривали античное христианство по-разному; вместе с тем, их развитие до 1917 г. обусловливалось общими факторами и происходило примерно в одинаковых социально-политических условиях. Поэтому хронологическими рамками работы является период со времени принятия христианства до 1917 г.
Термин «общественная мысль» рассматривается в настоящей работе в самом широком его смысле - как система идей и взглядов общества на общезначимые проблемы1. Общественная мысль, являясь частью духовной культуры общества, представляется «социально-значимым отображением реально существовавшей и существующей действительности»2. В этой связи в сфере внимания общественной мысли всегда находятся вопросы, идеи, представляющие неизменный интерес для всего общества в целом3.
Одной из таких актуальных в общественной мысли тем было раннее христианство (I - V вв.). От степени и направленности осмысления христианской исторической традиции во многом зависела эволюция русской духовной культуры, вся духовная атмосфера в обществе, так как христианство со времени его принятия превращается в важнейший нормативно-регулирующий институт. Обращение к раннехристианской тематике становится неотъемлемой чертой российской общественной мысли и в связи с развитием идеи о России как носительнице ортодоксального, «чистого» христианства. Представители православного клира, политические деятели, просветители, ученые, участники политической борьбы, мыслители, философы обращались к вопросам античного христианства для обоснования своих воззрений; христианская традиция, таким образом, становится не только объектом изучения, но и средством религиозной, политической, научной, философской аргументации.
Христианство, вместе с тем, является и сегодня одним из важнейших факторов общественной, культурной, личной жизни. Осмысление христианской традиции является сегодня не только целью сугубо научного исследования, но и предметом для общественной мысли, политики, искусства, - словом, остается одним
1 О содержании термина «общественная мысль» см.: Пушкарев Л. Н. Содержание и границы понятия «общественная мысль».//Отечественная история, 1992, № 3. С. 73-81.
2 Там же. С. 75.
3 Там же. С. 76 - 77. из элементов современного мировоззрения в целом. Это обстоятельство стимулирует современную науку к более глубокому исследованию роли и значения раннехристианской традиции в истории отечественной светской и религиозной мысли.
Таким образом, научная значимость и актуальность темы сводится к следующим аспектам. Во-первых, исследование эволюции взглядов на проблемы античного христианства в российской общественной мысли XI - начала XX вв. позволит более полно воссоздать ее историю, существенно расширить содержание тех или иных ее направлений. Во-вторых, рассмотрение данной проблемы открывает возможность познания общих закономерностей осмысления раннехристианской исторической традиции, значения этой темы в процессе развития русской общественной мысли.
Источники настоящего исследования представляется возможным разделить на несколько групп. Во-первых, при подготовке настоящей работы были исследованы основные произведения комплекса традиционной христианской литературы, получившие распространение в Древней Руси (библейские тексты, раннехристианские апокрифы, агиография, патристика, произведения византийских хронистов).
Во вторую группу источников вошли произведения деятелей Русской Православной церкви XI - начала XX вв., в той или иной степени посвященные раннехристианской тематике. Их объединяют общие методологические установки, свойственные для христианской историософии, ориентация на сложившийся канон христианской истории, специфическое отношение к источникам, значительная часть которых рассматривалась в религиозной мысли как священные тексты. К этой группе источников относятся сочинения проповеднической и паломнической литературы домонгольского периода, древнерусские летописи и другие произведения хронографической литературы, сочинения нравоучительного характера, религиозные произведения, составленные в периоды внутрицерковной борьбы, постановления церковных соборов. Особое внимание при изучении этой группы источников было уделено анализу исследований по истории первохристианства православных авторов XIX - начала XX вв. Раннехристианская проблематика представлена в этих группах источников в виде канонических сведений, которые не подвергались сомнению церковью. Тем не менее, их информативность велика: они позволяют проследить начальный период освоения христианской традиции на Руси, выявить роль и значение раннехристианских сюжетов в процессе развития религиозной и общественно-политической мысли, обнаружить главные стимулы и результаты осмысления античного христианства в церковной среде.
Следующую группу источников составляют исторические произведения светских исследователей XVIII - начала XX вв. Для них свойственна значительно большая свобода в отношении к раннехристианской литературе, более широкий диапазон оценок тех или иных аспектов античного христианства, ориентация на достижения западной методологии и науки и, вместе с тем, стремление к самостоятельному осмыслению христианской традиции. В рамках данной группы источников были исследованы основные произведения и университетские курсы лекций крупнейших русских дореволюционных специалистов по отечественной истории, ориенталистике, антиковедению, медиевистике, византиноведению, истории религии и культуры.
В-четвертых, особую группу источников составили произведения деятелей общественного движения, особенно радикальной его части. Их исторические изыскания, не составляющие собственно научных исследований, выполняли роль аргументации их общественно-политических, философских взглядов; раннехристианская проблематика играла здесь далеко не последнюю роль.
В следующую группу источников вошли основные наиболее распространенные в дореволюционной России школьные учебные пособия по истории, содержание которых отражало не только эволюцию педагогической мысли, но и общественную ситуацию вокруг преподавания истории в школе. В составе источников этой группы были также исследованы и наиболее значительные пособия для церковных учебных заведений.
Для выяснения общей направленности эволюции общественной мысли, характеристики социально-политической ситуации в России в тот или иной период ее истории привлекались и данные других источников - философских, богословских, дидактических сочинений, произведений литературной критики, исследований зарубежных ученых.
Попытки исследования роли и значения раннехристианской проблематики в процессе эволюции русской общественной мысли предпринимались еще в XIX в. Большое внимание уделялось изучению древней русской литературы домонгольского периода. Этой теме были посвящены исследования крупнейших русских историков и филологов (И. И. Срезневского, Ф. И. Буслаева, А. Н. Пыпина, А. А. Шахматова, В. М. Истрина, Н. С. Тихонравова)1, где неизменно рассматривались проблемы распространения на Руси переводной христианской литературы, усвоения и оригинального осмысления древнерусскими книжниками сведений из истории первохристианства.
Представители православного ученого клира также проявляли интерес к процессу освоения христианской традиции русской религиозной мыслью. Так, А. П. Лебедев предпринял обзор изучения первохристианства (точнее, истории древней церкви) в русской религиозной мысли2 В своем исследовании автор стремится выяснить основные достижения и недостатки церковной концепции данной темы, наметить пути ее дальнейшего развития.
В дореволюционной науке также составлялись общие обзоры, посвященные описанию развития отечественной исторической мысли3. В них рассматривался процесс изучения российскими учеными основных вопросов истории, в том числе и истории первоначального христианства.
Вместе с тем, исследование места истории античного христи
1 Библиографию дореволюционных исследований по древней русской литературе см. в примеч.: Гудзий Н. К. История древней русской литературы. М., 1956. С. 5 - 214.
2 Лебедев А. П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до XX в. в./Собр. соч. Т. I. М., 1903.
3 Бестужев-Рюмин К. Н. Биографии и характеристики. Репринт, изд. М., 1997; Милюков П. Н. Из истории русской интеллигенции. СПб., 1905. - См.: Очерки истории исторической науки в СССР. Т. I./ Ред. М. Н. Тихомиров. М., 1955. С. 436. анства в русской общественной мысли носило в дореволюционной науке несистематический характер; специальных работ, посвященных этой проблеме, создано не было.
Новый этап исследования места и роли христианской традиции в российской общественной мысли составляет советская историография. Исследования советских ученых, связанные в той или иной степени с рассматриваемой проблемой, можно разделить на несколько групп. Во-первых, это исследования по истории науки в целом1. Они посвящены анализу развития отечественной научной мысли, ее организации, общей методологии, ис-точниковой базы; рассматривается правительственная политика по отношению к науке, общественной и религиозной мысли.
Во-вторых, советская наука продолжила дореволюционные традиции изучения истории русской литературы. Отечественные ученые исследовали процесс осмысления русскими книжниками отдельных вопросов истории, ими обстоятельно рассмотрена эволюция знаний средневековой Руси о христианской переводной литературе2.
Особая группа исследований была посвящена общим вопросам развития отечественной исторической науки. В советский период был составлен ряд историографических обзоров, в которых анализировался процесс развития дореволюционной исторической науки3 Особое внимание советские исследователи уделили периоду становления исторической мысли в Древней Руси4. Предпринимались в советской науке и специальные исследования, посвященные развитию отдельных направлений русской ис
1 Чесноков В. И. Правительственная политика и историческая наука России 60 - 70-х годов XIX в. Воронеж, 1989; Щетинина Г. И. Университеты в России и Устав 1884 г. М., 1976: Эймонтова Р. Г. Русские университеты на грани двух эпох. М., 1985.
2 Буланин Д. М. Переводы и послания Максима Грека: Неизданные тексты. П., 1984; Кпибанов А. И. К проблеме античного наследия в памятниках древнерусской письменности.//ТОДРЛ. Т. XIII (1957). С. 158-181; Мещерский Н. А. Проблемы изучения славяно-русской переводной литературы XI - XV вв.//ТОДРЛ. Т. XX (1964). С. 180 - 231; Рижский М. И. История переводов Библии в России. Новосибирск, 1978.
3 Бузескул В. П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и в начале XX в. Ч. 1. Л., 1929; Очерки истории исторической науки в СССР Т. I - III. М., 1955 - 1963
4 Алпатов М. А. Русская историческая мысль и Западная Европа. XII - XVII вв. М., 1973; Лихачев Д. С. 1) Возникновение древнерусской литературы. М.-Л., 1952; 2) Исследования по древнерусской литературе. Сб. ст./Ред. О. В. Творогов. Л., 1986 (здесь же см. библиографию работ о древнерусских летописях - с. 399 - 400); Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л., 1975. торической науки1.
К названной группе работ примыкают и специальные историографические исследования. Их главной задачей было рассмотрение научного творчества крупнейших русских историков, их вклада в изучение истории античного христианства. Вместе с тем, изучение взглядов дореволюционных исследователей на проблемы истории первохристианства рассматривалось в советской историографии как часть общих исследований по истории исторической науки в России, но не как специальная тема2
Процесс осмысления христианской традиции в дореволюционной России рассматривался и советскими исследователями истории русской общественной мысли3. Главное внимание при этом, однако, было уделено истории освободительного движения. В этой связи наибольшее внимание советских исследователей привлекали концепции радикальных представителей общественного движения в России XIX - начала XX вв.
Значительное внимание советская историография уделила эволюции русской религиозной мысли: изучались вопросы истории религиозных движений в России, внутрицерковная борьба, церковная полемика по основным догматическим и организацион
1 Курбатов Г Л. История Византии (историография). Л., 1975; Историография античной истории./Ред. В. И. Кузищин. М., 1980; Лившиц Г. М. Очерки историографии Библии и раннего христианства. Минск, 1970.
2 Алпатов М. А. Лекционные курсы П. Г. Виноградова 80-х г. г. по античной истории.//ВДИ, 1957, № 4. С. 127 -141; Алпатов М. А. Мировоззрение М. С. Куторги и его концепция истории Древней Гре-ЦИИ.//ВДИ, 1955, № 3. С. 179-191; Архангельский С. И. Исторические взгляды С. В. Ешевско-го.//СВ, 1955, вып. VI. С. 324 - 344; Асиновская С. Древняя история в лекциях Т. Н. Грановско-Г0.//ВДИ, 1956, № 2. С. 135 - 145; Большакова Л. Н. С. В. Ешевский - русский медиевист. Автореферат дис. . к. и. н. М., 1950; Бороздин И. Н. П. Н. Кудрявцев как историк Древнего мира.//ВДИ, 1951, № 2. С. 179 - 187; Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева: содержание и эволюция. Л., 1988; Плотникова Е. Ф. Римская история в трудах Грановского и Ешевского. Автореферат дис. к. и. н. М., 1951; Сафронов Б. Г Вопросы исторической теории в работах М. С. Корели-на. М., 1984; Сафронов Б. Г. Историческое мировоззрение Р. Ю. Виппера и его время. М., 1976; Удальцова 3. В. Из истории русского буржуазного византиноведения//ВВ. Т. 20. 1961. С. 32 - 63.
3 Общие работы: Георгиева Н. Г. Революционное движение в России в конце XIX - начале XX в. М., 1986; Дьяков В. А. Освободительное движение в России в 1825 - 1861 гг. М., 1979; Карпачев М. Д. Очерки истории революционно-демократического движения в России. Воронеж, 1985; Левин Ш. М. Общественное движение в России в 60 - 70-е годы XIX века. М., 1958; Малинин В. А. Философия революционного народничества. М., 1972; Общественное движение в пореформенной России. Сб. ст./Ред. Л. М. Иванов и др.; Пантин И. К. и др. Революционная традиция в России. М., 1986; Лиру-мова И. М. Земское либеральное движение. М., 1977; Сладкевич Н. Г. Очерки истории общественной мысли России в конце 1850 - начале 60- гг. Л., 1962; Твардовская В. А. Социалистическая мысль в России на рубеже 1870 - 1880-х годов. М., 1969; Цимбаев Н. И. Славянофильство. М., 1986. ным вопросам1. Эти проблемы рассматривались советскими учеными как часть общей истории Русской Православной церкви и ее роли в обществе и политической жизни.
Общей характерной чертой исторических исследований советского периода является абсолютное господство марксистской методологии, которая признавалась высшим достижением мирового обществознания. Поэтому основное внимание при изучении истории светской науки и общественной мысли дореволюционной России уделялось сопоставлению ее с марксистским методом, выявлению соответствия или несоответствия ему концепций русских мыслителей. Эволюция религиозной мысли рассматривалась советскими учеными на фоне отрицательного отношения их к религии и церкви и общей атеистической направленности подобного рода исследований. Вовсе не получил освещения процесс осмысления античного христианства православными авторами XIX - начала XX вв. (например, в пятитомных «Очерках истории исторической науки в СССР» о работах А. М. Иванцова-Платонова, А. П. Лебедева, В. В. Болотова и других крупных исследователей-богословов упоминается в одной строке2).
Таким образом, проблема усвоения и осмысления христианской традиции религиозной и светской общественной мыслью дореволюционной России в советской науке не подверглась комплексному изучению.
В настоящее время интерес к христианству и религии в целом резко возрастает. Это находит отражение и в развитии исторической науки последнего десятилетия. Современные исследователи обращаются к изучению процесса возникновения и эволюции христианства; осознается необходимость осмыслить тот путь, который прошла мировая и отечественная наука и общественная мысль в исследовании этой темы. Поэтому в современной рос
1 Гагарин Ю. В. Старообрядчество. Сыктывкар, 1973; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XV - начала XVI века. М. - Л., 1955; Катунский А. Е. Старообрядчество. М., 1972; Клибанов А. И. Реформационные движения в России XIV - первой половины XVI в. М., 1961; Корецкий В. И. Христологические споры в России (середина XVI в.).//Вопросы истории религии и атеизма. Вып. XI. М., 1963. С. 334 - 361; Никольский Н. М. История русской церкви. 4-е изд. М., 1988.
2 Очерки истории исторической науки в СССР Т. III./ Ред. М. В. Нечкина. М., 1963. С. 409. сийской историографии появляются исследования, посвященные изучению развития дореволюционной российской науки, общественной светской и религиозной мысли, в том числе роли и места в них античного христианства.
Так, в диссертации о советской историографии раннего христианства Ю. В. Шаляевой отдельная глава посвящена краткому анализу дореволюционной русской историографии. Однако здесь процесс осмысления христианской традиции рассматривается только в рамках развития отечественной исторической науки, тогда как процесс усвоения христианской традиции русской религиозной мыслью XI - XVII вв., сыгравший огромную роль в судьбе дальнейшего осмысления в России истории античного христианства, остается за рамками исследования. Поэтому автор приходит к выводу, что «в российской историографии изучение раннего христианства началось с XVIII в.»1.
В современной науке также созданы серьезные исследования по русской историографии античной истории2, по проблеме рецепции античного наследия русской духовной культурой3; рассматривается процесс становления русской исторической мысли и факторов ее эволюции4, изучается значение христианства в развитии русской литературы5, в творчестве крупнейших русских писателей6
Эти исследования свидетельствуют о серьезном внимании современной науки к прошлому русской общественной мысли, в том числе и к такому фактору ее развития, как христианская историческая традиция. Вместе с тем, до сих пор не существует предметного исследования вопроса о месте и значении истории античного христианства в процессе эволюции русской духовной
1 Шаляева Ю. В. Советская историография раннего христианства. Автореф. дис. канд. ист. наук. Томск, 1998. С. 10.
2 Фролов Э. Д. Русская наука об античности: Историографические очерки. СПб., 1999.
3 Кнабе Г. С. Русская античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России. М., 2000.
4 Мильков В. В. 1) Древнерусские апокрифы. СПб., 1999; 2) Осмысление истории в Древней Руси. СПб., 2000.
5 Евангельский текст в русской литературе. XVIII - XX вв. Петрозаводск, 1994.
6 Христианство и русская литература: Сб. ст./РАН, Ин-т рус. лит./Отв. ред. В. А. Котельников. СПб., 1994; Юрьева И. Ю. Пушкин и христианство. М., 1998. культуры. В науке не получил значительного освещения вопрос о влиянии христианской традиции на процесс становления русской религиозной и исторической мысли. Не решен вопрос о значении канонической схемы истории античного христианства в ходе религиозной и даже политической борьбы в России XV - XVII вв. Недостаточно полно освещены в современной науке роль и место раннего христианства в работах светских мыслителей XVIII -начала XX вв., вовсе не исследованы работы по этой теме представителей православного ученого клира. Не рассматривались такие вопросы, как осмысление истории первохристианства деятелями общественного движения; не выявлено значение христианской традиции в процессе развития общественно-политической мысли. Наконец, не был освещен вопрос о месте и значении раннехристианских сюжетов в дореволюционном школьном преподавании истории и вообще в ходе развития педагогической мысли.
Таким образом, научная новизна настоящего исследования сводится к следующим аспектам. В диссертации по-новому рассматривается роль и значение раннехристианской традиции в истории русской общественной мысли. Здесь представлена комплексная оценка воззрений русских мыслителей по проблемам раннего христианства, рассматривается вопрос о влиянии процесса осмысления первохристианства на развитие религиозной, научной, общественно-политической, педагогической мысли. Как отдельная проблема исследуется роль сюжетов первохристианства в ходе общественно-политической и идеологической борьбы. Христианская традиция рассматривается в диссертации как один из важнейших элементов античной культуры, что дает возможность проанализировать значение первохристианства в процессе рецепции античного наследия, преломления его в процессе эволюции русской духовной культуры.
Целью диссертационной работы является определение и исследование места, роли и значения раннехристианской исторической традиции в процессе эволюции российской общественной мысли XI - начала XX вв. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи :
1.выяснить источники формирования знаний о раннем христианстве в Древней Руси, проследить процесс усвоения комплекса традиционной христианской литературы в русской религиозной мысли и формирования на его основе канонической схемы христианской традиции;
2. рассмотреть процесс и специфику осмысления раннехристианских сюжетов представителями русского ученого клира и становления православной конфессиональной доктрины христианской традиции;
3.установить роль и значение раннехристианской тематики в ходе внутрицерковной и политической борьбы в России XV - XVII вв.;
4.изучить роль и значение раннехристианской тематики в процессе развития гуманитарных наук;
5.исследовать значение сюжетов и идей античного христианства в ходе развития общественно-политической мысли в России XIX - начала XX вв.;
6. проанализировать изложение сюжетов раннего христианства в дореволюционных школьных учебниках и борьбу мнений по этому вопросу в русской педагогической мысли.
Диссертация выполнена на основе таких общеметодологических принципов, как научная объективность и историзм. В основе исследования лежит общенаучный метод системного анализа, который предполагает рассмотрение явления во взаимосвязи и развитии его существенных элементов. В соответствии с этим российская общественная мысль рассматривается как система взаимосвязанных аспектов и направлений с присущими им характерными чертами и закономерностями развития; она, в свою очередь, составляет часть более широкой системы - русской духовной культуры в целом. В процессе исследования также применялись логический и сравнительный методы; при обработке источников использовались основы литературоведческого анализа.
Структура диссертационной работы определяется на основе заявленных цели и задач исследования.
Сюжеты и идеи античного христианства прежде всего становятся достоянием русской религиозной мысли. Представители православного клира стремились к усвоению и самостоятельному осмыслению христианской традиции на основе специфической методологии. Опора на канонические данные об античном христианстве приобретает значение важнейшего аргумента в борьбе мнений по важнейшим социально-политическим и догматическим вопросам. Это порождало пристальный интерес православного ученого клира к основным вопросам первохристианства. Данной проблеме посвящена первая глава исследования. Первый этап осмысления христианской традиции в церковной среде составляет время от принятия христианства до подчинения церкви государству (то есть до начала XVIII в.). С начала XIX в. происходит постепенное возрождение на новом уровне самостоятельной церковной религиозной мысли, поэтому период XIX - начала XX вв. выделен в настоящей работе как отдельный этап процесса рассмотрения ею античного христианства.
На рубеже XVII - XVIII вв. античное христианство становится объектом внимания и для зарождавшейся светской общественной мысли. Светских мыслителей интересовал, в основном, историко-культурный аспект, то есть они рассматривали раннее христианство прежде всего как элемент античной и русской культуры. Место и роль раннехристианской тематики в развитии светской науки рассматриваются во второй главе диссертации. При этом первый этап истории светской общественной мысли рассматривается со времени ее возникновения (начало XVIII в.) до эпохи либеральных реформ. Вторым этапом осмысления вопросов первохристианства либеральной дореволюционной наукой был пореформенный период (середина XIX - начало XX вв.).
К сюжетам и идеям первохристианства систематически обращались и представители радикального направления общественной мысли, независимо от его внутреннего многообразия. Эта тема служила и в данном случае способом обоснования их общественно-политических концепций, то есть выходила за рамки собственно научного или богословского осмысления. Этой проблеме посвящена третья глава настоящего исследования. Кроме
15 того, в данной главе также рассматривается и процесс освещения раннехристианской тематики в дореволюционной педагогической мысли, который нашел отражение в школьных пособиях по истории. Борьба вокруг преподавания тех или иных периодов или тем всемирной (в том числе древней) истории составляла важную часть общего движения идей в русском обществе и также выходила за рамки сугубо научного или канонического исследования истории раннего христианства.
Просмотров: 151 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930