Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 23 » Скачать Совершенствование механизмов управления государственной собственностью на недра в России. Кимельман, Семен Аронович бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
13:15
Скачать Совершенствование механизмов управления государственной собственностью на недра в России. Кимельман, Семен Аронович бесплатно

Совершенствование механизмов управления государственной собственностью на недра в России

Диссертация

Автор: Кимельман, Семен Аронович

Название: Совершенствование механизмов управления государственной собственностью на недра в России

Справка: Кимельман, Семен Аронович. Совершенствование механизмов управления государственной собственностью на недра в России : диссертация доктора экономических наук : 08.00.05 Москва, 2004 308 c. : 71 05-8/424

Объем: 308 стр.

Информация: Москва, 2004


Содержание:

СПИСОК РИСУНКОВ с п и с о к ТАБЛИЦ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ НА НЕДРА
11 Собственность как категория экономики и управления
12 Содержание экономических отношений собственности в рыночной экономике
13 Методологические основы управления собственностью на недра в России
14 Опыт управления государственной собственностью на недра в странах с развитой рыночной экономикой
15 Анализ опыта управления государственной собственностью на недра в странах СНГ
151 Основные функции системы управления государственным фондом недр
152 Сопоставление действующего законодательства о недрах России, Украины и Туркменистана
153 Управление государственной геологической службой страны
154 Объекты государственной собственности на недра Ф 155 Анализ подходов к праву собственности на недра, добытые полезные ископаемые, горное имущество и геологическую информацию
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ НА НЕДРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 Место управления государственной собственностью на недра в общей системе государственного регулирования экономики
22 Цели и задачи системы управления государственной собственностью на недра
221 Государственная политика в сфере регулирования экономических отношений недропользования
23 Современное состояние системы управления государственной собственностью на недра
24 Действующее законодательное и нормативно-правовое обеспечение процессов управления государственным фондом недр
25 Структура государственного фонда недр в качестве объекта управления государственной собственностью на недра Распределенный фонд недр
ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА НЕДР В КАЧЕСТВЕ ОБЪЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
31 Собственность на недра и принцип «двух ключей»
32 Геолого-экономическая характеристика участков государственного фонда недр
321 Участок недр-как имущественный комплекс
34 Собственность на горное имущество на участках недр
0 ' 35 Собственность на геологическую и горнотехническую информацию
36 Собственность на добытые полезные ископаемые
ГЛАВА 4 СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ МЕХАНИЗМОВ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
41 Основные механизмы привлечения недропользователей к ф эксплуатации недр
42 Лицензионно-административная система предоставления права пользования участками недр
43 Гражданско-договорная система предоставления права пользования участками недр на условиях соглашений о разделе продукции (СРП)
441 Проведение торгов на право пользования участком недр
442 Виды недропользования
443 Рекомендации по совершенствованию системы доступа к недропользованию
45 Направления развития экономических механизмов доступа к недропользованию ,
451 Сущность концессии и ее виды
46 Государственное регулирование оборота имущества при концессионном режиме недропользования, в том числе в условиях раздела продукции
ГЛАВА 5 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
51 Специфика применения экономической теории ренты в современных рыночных условиях России
52 Краткий обзор и анализ практики налогообложения недропользователей за рубежом
53 Налогообложение недропользователей в России
531 Особенности применения налога на прибыль в недропользовании
532 Амортизационная политика и ее влияние на налогообложение недропользователей
533 Налог на добычу полезных ископаемых
534 Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
535 Вывозные таможенные пошлины
54 Анализ направлений реформирования налогов на недропользование „
55 Рекомендуемая система платежей и сборов при пользовании недрами
ГЛАВА 6 РЕФОРМИРОВАНР1Е ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДРА
61 Учет, регистрация и оценка объектов государственной собственности на недра
62 Методические принципы определения национального богатства недр в качестве основы геолого-экономической оценки и учета стоимости имущества участков государственного фонда недр
63 Предложения по совершенствованию планирования использования и распоряжения государственной собственностью на недра
64 Рекомендации по усилению действенности контроля и надзора за эффективностью использования и распоряжения государственной собственностью на недра
65 Развитие механизмов и методов управления государственной собственностью на недра
66 Рекомендации по развитию экономических механизмов налогового, ценового и таможенного регулирования платного недропользования
67 Совершенствование законодательной и организационно-нормативной базы управления государственной собственностью на недра

Введение:

Актуальность темы. Переходный период к рыночным отношениям в настоящее время поступательно трансформируется в этап стабилизащ1и как российской экономики в целом, так и ее важнейшего сектора — недропользования. В свою очередь, начавшийся период стабилизации выдвигает императив усиления роли государственного управления. Во многом не оправдались надежды на саморегулирующую роль рынка в процессах воспроизводства, добычи и использования минерально-сырьевых ресурсов (МСР). Указанные три компонента развиваются крайне диспропорционально: наметилось резкое отставание воспроизводства МСР; рост добычи экспортируемого минерального сырья происходит в основном за счет эксплуатации лучших месторождений; использование (переработка) минерального сырья завершается на ранних стадиях его передела, что выражается в реализации дешевого сырья (нефти, газа, рудных концентратов), а не более дорогих конечных продуктов.Сверхмонополизация и вертикальная интеграция горнодобывающих ф компаний приводят к потере государством важнейших рычагов регулирования и управления государственной собственностью на недра [88].Незыблемым является постулат, что любой собственник заинтересован в наиболее эффективном использовании своей собственности. Тем не менее, в нашей стране насаждается мнение, что государство является неэффективным собственником, что частная собственность более л^ эффективная, чем государственная. Важно не то, кто является собственником, а то, как он управляет собственностью. Мировая практика убедительно доказала, что государство может создать эффективные механизмы управления недропользованием.Опыт становления рыночного недропользования в России показывает, что государство до настоящего момента не создало экономические механизмы эффективного управления принадлежащим ему государственным фондом недр. Действующая редакция Федерального закона «О недрах» неоднозначно определяет собственность на участки недр и «урезает» права государства в качестве их собственника. По существу названный закон передал право государственной собственности на недра в руки частных компаний и передоверил им полномочия по управлению и даже контролю за недропользованием, что привело к своеобразной «приватизации» недропользователями участков государственного фонда недр. Более того, недропользователи «приватизировалю> и считают себя собственниками имущества, созданного за счет выручки от реализации добытых полезных ископаемых, принадлежащих, аналогично участкам недр, на праве собственности государству. В настоящее время дебатируется вопрос об экономической сущности природной ренты, в частности, горной ренты, как она возникает, кому она должна принадлежать, как ее рассчитать, каким образом и сколько надо изымать у недропользователей и, наконец, как использовать рентные доходы на благо всего общества [21, 44, 48, 54, 92, 107, 111, 113, 117, 122, 145].Экономические отношения в сфере недропользования, с точки зрения диссертанта, должны рассматриваться с учетом рентной составляющей таких отношений, что, безусловно, позволит существенно повысить народнохозяйственную эффективность недропользования. Однако наука управления государственной собственностью на недра в России находится пока еще в стадии становления.НеэффекЛ"ивность государственного регулирования пользования недрами в первую очередь детерминируется несовершенством действующей налоговой системы. Уравнительный подход при взимании налогов, геологические и горнотехнические факторы, влияющие на рентабельность отработки месторождений, позволяют компаниям присваивать незаработанный доход, что все более усиливает монополизацию горнодобывающего сектора экономики страны и снижает получение государством (а тем самым и всем обществом) весомой доли ренты от эксплуатации национального богатства недр.Обозначенные проблемы обуславливают необходимость и актуальность разработки теоретических и практических основ совершенствования и развития экономических механизмов управления государственной собственностью на недра.Диссертация является обобщением результатов многолетних исследований автора, отражающих его вклад в процесс создания и совершенствования методологии и методики применения экономических методов управления недропользованием.Цель исследования: разработка методологических основ и экономических механизмов управления государственной собственностью на недра, направленных на создание условий и предпосылок обеспечения пропорционального и устойчивого экономического роста воспроизводства, добычи и использования минерально-сырьевых ресурсов России.Объектом исследования выступает горнодобывающий комплекс, рассматриваемый в качестве одного из важнейших доминирующих элементов экономической системы России.Предметом исследования является совокупность экономических процессов и механизмов управления государственной собственностью на недра.Задачи, решаемые в диссертации, определяются поставленной целью, объектом и предметом исследования: • анализ становления и современного состояния действующей системы управления государственной собственностью на недра и разработка на этой основе концепции ее совершенствования и развития; • рассмотрение участка недр в качестве имущественного комплекса, являющегося объектом государственной собственности на недра, включающего в себя не только принятый в законодательстве геометризованный блок недр, но и горное имущество, геологическую и горнотехническую информацию; • анализ и оценка законодательного и нормативно-правового обеспечения процессов управления недропользованием, а также законодательно установленного права собственности на участки недр, добытые полезные ископаемые, горное имущество и геологическую информацию о недрах; • разработка механизмов совершенствования права доступа к пользованию участками государственного фонда недр и вовлечения таких участков в хозяйственный оборот; • исследование экономических отношений в сфере недропользования в контексте создания условий для формирования рациональной величины горной ренты и ее учета, объективного расчета рентных платежей и взаимоприемлемого распределения горной ренты между государством (как собственником недр) и инвестором (недропользователем); И • исследование путей оптимального сочетания механизмов государственного и рыночного регулирования процессов воспроизводства м е р , эксплуатации месторождений и использования (переработки) минерального сырья; • создание сбалансированной системы экономических механизмов организационно-нормативного регулирования недропользования и механизмов экспертизы, оценки, надзора и контроля за эффективностью использования государственной собственности на недра.Методы исследования. Теоретической, методологической и информационной базой диссертации являются труды ведущих ученых и специалистов в области общей экономической теории, экономики минерального сырья и недропользования, теории управления государственной собственностью в условиях рынка. Комплекс выполненных в диссертации исследований базируется на общих принципах системного подхода. Основу методического инструментария составляет всесторонний анализ процессов взаимодействия экономических, организационных и технологических факторов с комплексом механизмов государственного регулирования в отраслях горнодобывающего комплекса. В процессе исследования использовались также методы обобщения, аналогий, математического моделирования и статистического анализа.Научная новизна и личный вклад автора. При подготовке диссертационной работы были использованы результаты исследований, полученные автором в период с 1990 по 2004 год.Личный вклад автора выражается в научном обосновании и разработке методологии соверщенствования механизмов государственного управления отраслями горнодобывающих комплексов в современных экономических условиях; обосновании новых принципов управления государственной собственностью на недра; аргументации необходимости поступательного перехода к социально значимой рентоориентированной экономике и соответствующих механизмов налогового и законодательного регулирования; в разработке практических рекомендаций и предложений по конкретным аспектам повышения эффективности управления недропользованием, совершенствованию механизмов предоставления права доступа к недропользованию, а также созданию условий, стимулирующих инвестиционную активность в рассматриваемой сфере.К защите представляются: 1. Концепция совершенствования управления государственным фондом участков недр и имущественным комплексом на таких участках.2. Методологические основы управления государственной собственностью на недра и обоснование права собственности на участки недр, залегающие в них запасы и ресурсы полезных ископаемых (ПИ), на добытые ПИ, недвижимое горное имущество, а также геологическую и горнотехническую информацию.3. Обоснование необходимости последовательного перехода к гражданско-правовой системе предоставления права пользования участками недр на основе концессионных соглашений (договоров) и соглашений о разделе продукции (СРП).4. Механизмы построения социально направленной рентоориентированной системы управления недропользованием, основанные на новой классификации видов и форм горной ренты, создании оптимальных экономических условий для ее формирования, порядке ее расчета, изъятия и использования.5. Сбалансированная система совершенствования экономических и правовых механизмов организационно-нормативного регулирования недропользования и механизмов экспертизы, оценки, надзора и контроля за эффективностью использования государственной собственности на недра.Научная новизна работы состоит в следующем: • разработана концепция новой редакции Федерального закона «О недрах», базирующаяся на переходе к гражданско-правовой системе недропользования на основе концессионных соглашений (договоров) в сфере добычи полезных ископаемых и договоров подряда на производство геологоразведочных работ; • предложено новое толкование участка недр в качестве имущественного комплекса, а также объекта управления государственной собственностью на недра. Участок недр рассматривается диссертантом как «сложная и главная вещь», принадлежностью которой являются недвижимое горное имущество, геологическая и горнотехническая информация, предназначенные для обслуживания главной вещи (участка недр), связанные с ней общим назначением и следуюпще судьбе главной вещи (ст. 134, 135 ПС РФ); • предложена классификация видов и форм ренты (имущественная рента, абсолютная и дифференциальная горная рента, ценовая рента), позволяющая создать принципиально новые механизмы расчета ренты и взаимоприемлемого (обоюдовыгодного) ее распределения между государством и инвестором (недропользователем); • разработана методология социально направленной рентоориентированной экономики и механизмы ее практического осуществления; • обосновывается необходимость распространения государственной собственности не только на недра, но и на имущественный комплекс участка недр, создаваемого в процессе поиска, разведки, подготовки к освоению и разработки месторождения полезных ископаемых; • предложен порядок установления собственности на добытые полезные ископаемые при разработке месторождения на основе концессионных соглашений (договоров) и на условиях раздела продукции (СРП); • разработана методология системного, комплексного и сбалансированного регулирования недропользования и управления государственной собственностью на недра; • предложена система налогообложения недропользователей (инвесторов), основанная на рентных принципах, в частности, на снижении налогов на труд и капитал с одновременным замещением их рентными платежами.Практическая значимость полученных результатов Выполненные исследования представляют собой научные основы развития и совершенствования системы управления государственной собственностью на недра, позволяющие повысить экономическую эффективность и социальную значимость функционирования горнодобывающего сектора российской экономики. Использование предложенных в диссертации методологических основ, методических рекомендаций и аналитических разработок способствовало совершенствованию научной обоснованности и усилению действенности решений, принимаемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также рядом горнодобывающих предприятий и компаний.Материалы отдельных разделов диссертационного исследования использовались Министерством природных ресурсов Российской Федерации в процессе подготовки проектов законодательных и нормативно-правовых актов.Предложения автора легли в основу Концепции изменения и в соответствующие редакции федеральных законов «О недрах», «О соглашениях о разделе продукции», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «О континентальном шельфе», одобренные в 2002 г.Комиссией при Президенте Российской Федерации по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного управления (образована Указом Президента Российской Федерации от 21.06.2001 г. №741).Апробация результатов диссертационного исследования Основные положения, выводы и рекомендации диссертации докладывались на: • пятом Всероссийском съезде геологов (г. Москва, 2003 г.); • Байкальском экономическом форуме (г. Чита, 2003 г.); • секции «Экономика природопользования» Вольного экономического общества России (г. Москва, 2001 г.); • всероссийских конференциях и научно-технических советах МПР России (г. Москва, 2001-2002 гг.); • международных научно-технических конференциях ВНИГРИ (г.Санкт-Петербург, 2001-2004 гг.); • научных советах Всероссийского НИИ экономики минерального сырья и недропользования (ВИЭМС) МПР России и РАН и др.Публикации. Основное содержание диссертации опубликовано и содержится в 64 работах общим объемом 80,4 п.л., в том числе выполненных лично автором 45,6 п.л., включающих 3 монографии, 6 брошюр, 55 статей в сборниках и журналах. ф
Просмотров: 152 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031