Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 1 » Скачать Соотношение профессиональной идентичности и педагогической направленности студентов педвузов. Назыров, Анвар Сарваретдинович бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
11:53
Скачать Соотношение профессиональной идентичности и педагогической направленности студентов педвузов. Назыров, Анвар Сарваретдинович бесплатно

Соотношение профессиональной идентичности и педагогической направленности студентов педвузов

Диссертация

Автор: Назыров, Анвар Сарваретдинович

Название: Соотношение профессиональной идентичности и педагогической направленности студентов педвузов

Справка: Назыров, Анвар Сарваретдинович. Соотношение профессиональной идентичности и педагогической направленности студентов педвузов : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Москва, 1999 170 c. : 61 00-19/19-1

Объем: 170 стр.

Информация: Москва, 1999


Содержание:

Глгава I Современное с&етомние проблемы профессиональнопедагогической ишгравленности личности и идентичности II
11 Проблема формирования профессионально-педагогической направленности будущего учителя И
111 Содержание и структура профессионально-педагогической направленности П
112 Формирующие факторы профессионально-педагогической направленности
12 Теоретические основы изучения идентичности в современной психологии
121 Развитие понятия идентичности в зарубесисной и отечественной психотюгии,
122 Анализ типов и видов идентичности
123 Возрастные особенности и динамика развития идентичности
13 Психолого-эмпирические аспекты формирования гцэофессиональной идентичности
Глава Ю[ Организации- и мет&ды исследования
21 Организация исследования
22 Основные методы исследования , Глгава Ш Результаты- экепермтентального исследования шро фессиональной идеитичиости и педагогической напршвленнжти ащ^дентов педвузов
31 Результатьх исследования профессионально-педагогической направленности и видов идентичностей студен
311 Уровни и динамика развития профессионально-педагогической направленности личности студентов
312 Динамика вариативности параметров профессионально-педагогической направленности личности студентов
313 Виды идентичности студентов и динамика их развития,
32 Характер связи педагогической направленности и идентичности студентов
Глава IV Результаты эмпирического исследования по целенаправленному формированию профессиональной идентичности студентов педвузов
41 Процедура формирования профессиональной идентичности студентов
42 Анализ показателей педагогической направленности и профессиональной идентичности студентов в конце эксперимента Выводы
Заключение «

Введение:

В условиях изменения парадигмы современного образования, характеризующегося вариативностью учебно-воспитательных учреждений, расширением инновациоиньЕс процессов, возникает необходимость по-нсвому рассмотреть становление основных проявлений педагога KEIK субъекта деятельности. Современный педагог должен хорошо ориентироваться в обилии педагогических технологий, заметь вырабатывать собствен]яую стратегию профессиональной деятельности, иметь свое мнение и уметь, отстаивать его., правильно оценивать свои возможности в педагогической деятельности, быть готовым к принятию ответственности за свои решеулия.Воспшшше и обучение в isyae призваны обеспечить формирование личности специалиста с таким1[ качествами, опытом, которые соответствовали бы современным требованиям и гарантировали успех практической деятельности с самого ее начала. Поэтому вопрос о профессионгшьной подготовке будущего учителя, о формировании у него должного уровня профессионального самосознани5Е и профессионально-педагогической направленности является весьма акту^альным.Следует отметить, что проблеме профессиональной подготовки и изучению профессионально-педагогической направленности посвящень.1 работы ученых-педаг'ОГ'ов и психологов Х, Асадуллиной, A.M. Ахмедаанова, В.И. Голубевой, Ф.Б'.. Гоиоболина, О.В. Даппсевича, А.П. Копыловой, В.А Крз'тецкого, Н.В Кузьминой., Т.П Мараловой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Е.М. Никиреева, П.И. Пидкасистого, П.А. Просецкого, В.П. Симонова, В.А, Сластеиина, Т.И. Тепеницыной, П.А. Шавир, ^ .^И. Щербакова и других.Эта проблема изучается педагогами в плетхе решения вопросов профессиональной ориентации, профессиональной пригодности и самоопределения школьников и учащейся молодежи в целом. Психологическая же наука уделяет большое внимание изучению содержания и структуры профессионально-педагогической направленности, а таюке ра:*личных фазкторов, влияющих на ее формирование.Исследователи проблемы формирования профессионально-педагогической направленности личности дают различные определения этого личностного свойства. Мы исходим из определения Т.П. Мараловой, считающей, что педагогическая направленность это " устойчивое свойство личности, выраж;ающееся в системе отношений индивида к профессии, к преподаваемому предмету, к детям и к себе как субъекту педагогической деятельности".В изз^ении проблемы формирования профессионально-педагогической направленности студентов педвузов преобладают исследования связанные с влиянием отдельных факторов и свойств личности. На наш взгляд, в настоящее время недостаточно изучено соотношение профессионально-педагогической направленности студентов педвузов и интегративньж образований личности. Таким интегративным образованием, на наш взгляд, является идентичность личности.Проблеме изучения идентичности личности посвящены работы таких отечественных и зарубежных исследователей, как Авдуевская Е'-.П., Антонова Н.В., Араканцева Т.А., Визгина А.В,, Мамбеева А.С., Кон VLC, Столин В.В., Чеснокова В.В. Дцов В.А., Аккерман Н., Ватерман А., Гоффман Э., Левита Д., Марсиа Дд., Мид; ,Цж., Тэджфел X., Тэрнер Дж., Э]шксон Э. и дрзггих.Под идентичностью мы понимаем достижение личностного чувства саиотождественности, организующего мотивы, способности и деятельность личности в единую систему.Под профессиональной идентичностью мы подразумеваем, уровень профессионального развгтпт, при котором происходит самоотож^дествление личности с г^^збранной профессией, с ее социальньиыи и ролевыми функциями, требованиями и задачами.Объект исследования - процесс формирования проф|ессионал]ьнопедагогической направленности студентов педагогических вузов в период обучения.Иредмет исследования - профессиональная идентичность студентов педвузов как механизм регулирующий процесс формирования про(|)есеионально-педагогической направленности студентов педвузов.Гипотеза исследования. В формировании профессионально-педагогической направленности студентов педвузов значительную роль иг|эает щюфессионаиьная идентичность как успешный учитель. Формироваиие профессионально-педагогической направленности студентов педвузов будет осуществляться эффективно, если у студентов развивать чувство единства профессионального самосознания и деятельности соответствующее профессиональным требованиям.Цель исследования за1слюча.ется в изучении психолопиеских особенностей профессиональной идентичности студентов педвузов как механизма регулир^тощего процесс формирования педагогической направленности личности успешного зрителя.Реализация цели предполагает решение следующих задач: 1. Осуществить анализ наз'^ ной литературы по проблеме исследования.2. Подобрать методы и методи^си, соответствующие цели исследова1Шя:.3. Вьювить: а) уровни, динамику и вариативность проф|ессионал]жо педагогической направленности студентов педвузов; б) динамику развития различных видов идентичностей студентов педвузов в период 4. Осуществить сравнительный анализ различны??: видов идентичностей студентов с различными степенями сформированности проф|ессионально-педагогической направленности студентов и определить их соотношение.5. Провести эксперимент., нацеленный на формирование профессиональной идентичности студентов; гфоанализировать результаты и дать сравнительный анализ профессионально-педагогической направленности студентов экспериментальной и контрольных грзшп.Методологической основой исследования является: Ш положения отечественных психологов о личности как активном субъекте жизнедеятельности, сформулированные Б.Г. Аншаьевым, Л. Рубинштейном, Л.И. Божович и др.; Ш принцип единства сознанш! и деятельности; Ш концепции самосюзнания личности В.В, Столина, Л „И. Анцыферовой, И.И. Чесноковой и др.; Ш положения отечественных психологов по проблемам профессионажьного становления личности, разработанные К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г\ Ананьевым, Е.А. Юхимовым., А.К. '^ /[a]зкoвой и др.; И концепции формирования личности педагога как профессионала Ф.И. Гоноболина, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, В.Д. Шпсандрова и др.; И концептуальные ндеи личностно-ориентированного обучения.Эксиериментальной базой мсследования послужил СтерлитамакС1СИЙ государственный педагогический институт. В исследовании принимали участие студенты I - V ку]эсов факультета математики и информатики (всего 339 человек).Методы исследовадаие: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; метод наблюдения; лабораторный эксперимент; естественный эксперимент; беседа; анкетирование (методика Кузьминой Н.В. по определению профессионально-педагогической направленности); тестирование (тест Р.Б. Кэттелла(16 PF - опросник) по определению эмпатии), по определению идентичности, (опросник Г. Бейтсона), лонгитюдинальный метод, В практике формирующей и корректирующей работы использовались методики и техники нейролингвистического npoqiaMMHpoвания: «ресурсного состояния», «желаемого состояния», «якорения», «логические уровни моделирования Г. Бейтсона», а так же «экологическая проверка».Основные положения, выносимые на защиту: 1, Идентичность и педагогическая направленность имеют следующий характер соотношения: чем выше уровень осознанности и опзущения профессиональной идентичности и составляющие^ ее мотивов, способностей и деятельности, тем выше зфовень педагогической направленности.2. Целенаправленное формирование профессиональной идентичности студентов педвузов оказывает положительное воздействие на процесс форми{эования профессионально-педагопгческой направленности.Научная новизна работы заключается в следующем: 1. Конкретизированы и уточнены основные понятия, характеризируюпще процесс становления профессиональной идентичности, вьмвлена структура и динамика развития профессиональной идентичности схудентов педагогического вуза.2. Экспериментально и теоретически обосновано влияние профессиональной идеитичности на процесс формирования профессионально-педагогической направленности студентов педагогического вуза.3. Теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс дйагностическш[, формирующих и коррекционных методик, предназначенных для психологической диагностики и формирования профессиональной идентичности студентов педвузов, позволяющий достичь высокого развивающего эффекта.Теоретическая значимость заключается в новом подходе к ис^ следованию процесса формирования профессионально-педагогической направленности. Профессионально-педагогическая направленность рассматривается с точки зрения такого целостного образования личности как профессиональная идентичность. Развитие профессионально-педагогической направленности осуществляется посредством формирования компонентов профессиональной жд&ш?жчт.к.тя студентов педвузов.11рикггшческ1&ш зиа'чимость заключается в том, что разработана и экспериментально апробирована методика эффективного влияния на процесс формирования профессионально-педагогической направленности студентов педвузов посредством формирования их профессиональной идентичности.Достоверность результатов проведенного исследования достигалась методологической обоснованностью исследования, пшротой и комплексностью методического обеспечения, достаточного для по,пучения достоверных статист^яческих выводов, количеством испытуемых и числом проведенных опытов, адекватным подбором методов статистической обработки данньж.Анробацшя р©зул1!<тато1'. исследования. Основные результаты исследования были изложен]х'[ в доютадах на 1У Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы педагогики творческого саморазвития л№1Ности и педагогического мониторинга» (Иошкар - Ола, •|998г.); на межвузовсЕжх научных конференциях Московского педагопиеского университета и Стерлитамакского государственного педагогичес1сого института (Москва, 1998,1999гг.; Стерлитамак, 1997,1998гг.); на заседаниях учебно-методического образовательного центра при городском комитете образсдаания г. Королева (Королев, 1999г.); на курсах повышения квалификации учителей г. Стерлт:амаь:а и Стерлитамакского района (Стерлитамак, 1995г.).Стру^гтура и объем диссертации. Диссертация состоит из введеН1ая, четырех глав, заключения, списка использованной литературы (189), приложений. Общий объем составляет 170 страниц мапшнописного текста, включает 18 таблиц, 17 диаграмм.
Просмотров: 170 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930