Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 27 » Скачать Социологический подход к стратегиям социализации личности в концепции Э. Эриксона. Яшина, Мария Николаевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
03:40
Скачать Социологический подход к стратегиям социализации личности в концепции Э. Эриксона. Яшина, Мария Николаевна бесплатно

Социологический подход к стратегиям социализации личности в концепции Э. Эриксона

Диссертация

Автор: Яшина, Мария Николаевна

Название: Социологический подход к стратегиям социализации личности в концепции Э. Эриксона

Справка: Яшина, Мария Николаевна. Социологический подход к стратегиям социализации личности в концепции Э. Эриксона : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.01 Санкт-Петербург, 2004 180 c. : 61 05-22/223

Объем: 180 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2004


Содержание:

Введение
Глава 1 Понятие социализации в теории личности
11 Социализация личности как проблема социологического исследования
12 Теоретико-методологические основания социологической концепции ЭЭриксона
13Социализация в процессе жизненного пути личности в концепции ЭЭриксона
Глава 2 Стратегии социализации личности
21 Идентичность как результат социализации личности,,,,,
22 Идеологические факторы социализации
23 Стратегии социализации личности на примере психоисторических исследований

Введение:

Актуальность темы исследования. Последнее десятилетие века минувшего и начало нынешнего столетия являются для России временем перемен, которые затронули социально-экономические, политические, ценностно-культурные основы общества. Сложившаяся ситуация требует осмысления и выработки продуктивных стратегий социализации в современном российском обществе. Попытки решения этой проблемы предпринимаются в области социологии, накопившей большой теоретический и эмпирический материал по вопросам социализации личности.
Процесс социализации изучался учеными с разных точек зрения, в разных группах. Сложившаяся ситуация в нашей стране создает предпосылки для более детального анализа зарубежных концепций социализации, которые формировались в период активных преобразований 60-70-х годов XX века в Европе и США, рассматривающих особенности взаимодействия личности и общества в кризисный период.
К таким концепциям относятся научные взгляды американского социолога и психолога Эрика Эриксона (Erik H.Erikson) (1902-1994). Э. Эриксон в своем творчестве воплотил междисциплинарный подход в изучении взаимодействия индивида и общества, создав на основе проведенных полевых и клинических исследований концепцию развития личности.
В российской истории социологии анализу подхода Э. Эриксона к процессу социализации личности, как и исследованию его идейного наследия в целом уделяется явно недостаточное внимание, особенно если учесть, что Э. Эриксон - одна из наиболее значимых фигур в зарубежной социологии и психологии XX столетия, а его идеи оказали и продолжают оказывать влияние на различные направления социологии и психологии.
Изучение творческого наследия Э. Эриксона, предложившего оригинальную концепцию социализации личности, может стать плодотворным для обогащения социологического наследия.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема социализации личности нашла свое отражение в трудах классиков социологии и психологии таких, как З.Фрейд, Ж.Пиаже, Л.Колберг, Э.Дюркгейм, Ч.Кули, Дж.Г. Мид, Т. Парсонс, Н. Смелзер, Н.Бергман, Т. Лукман, А. Щюц и другие.
Значительный вклад в постановку и разработку проблем социализации внесли отечественные ученые: Н.В.Андреенкова, Г.М. Андреева, Я.И. Гилинский, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Б.Ф. Поршнев, Б.Д. Парыгин, П.Н. Лебедев, Л.И.Спиридонов, Л.В. Партина, P.M. Шамионов, С.П. Иваненков, В.П. Воробьев, Ю.И. Кривов, Е.Б. Весна и др.
Творчество Эриксона всегда привлекало внимание исследователей. Попытки проанализировать его работы предпринимались представителями разных направлений и с различных точек зрения. Однако в нашей стране только в 70-х годах XX века появились первые исследования теории Эриксона в рамках психологического направления. К этим исследованиям относятся публикации Л.И. Анциферовой, описавшей эпигенетический принцип развития человека, Д.Н. Ляликова, представившего обзор и анализ основных произведений Эриксона. Л.Ф. Обухова рассмотрела теорию развития личности Э.Эриксона в рамках психоаналитической теории детского развития.
И.С. Кон одним из первых подверг социологическому анализу концепцию Э.Эриксона. Одна из последних работ по социологии личности принадлежит П.И. Смирнову, в которой он рассматривает наследие Эриксона, Ковалева А.И. разбирает достижение идентичности в подростковом возрасте с точки зрения нормы и отклонения в процессе социализации. Солодникова И.В. уделяет внимание роли социальной идентичности в жизненном пути личности.
С конца 70-х годов по настоящее время были выполнены несколько диссертационных исследований: работа болгарского ученого Г.П. Горнева посвящена изучению методологических оснований теории Эриксона, Е.В. Якимова в своем исследовании рассматривает проблему психоистории, методологические принципы которой были развиты в теории Э.Эриксона, как один из способов анализа социальных процессов. В диссертационной работе
Спиркиной Е.А. анализируется развитие направления эго-психологии, в рамках которого работал Эриксон. О. А. Симонова анализирует проблему персональной идентичности в теории Эриксона и применимости этого понятия в социологических исследованиях.
Наиболее активно стали публиковаться произведения Эриксона и статьи, посвященные его творчеству, во второй половине 90-х годов. На русский язык были переведены «Детство и общество» (1996) - первая книга Эриксона, в которой изложены основные проблемы его теории, такие как развитие личности на протяжении полного жизненного цикла, процесс достижения идентичности, результаты антропологических и клинических исследований социализации детей, психобиогафические исследования. «Идентичность: юность и кризис» (1998), «Проблема эго-идентичности» (1991), статья «Первый психоаналитик» (1996) о Фрейде, психоисторическое исследование «Молодой Лютер» (1996).
Теория идентичности Эриксона используется как методологический принцип в эмпирических исследованиях по изучению установок и ценностных ориентаций в социальной психологии и социологии (исследования В.А.Ядова, И.В. Солодниковой, Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой и др.).
За последние годы были представлены работы, построенные на сравнительном анализе некоторых аспектов теории Эриксона с другими представителями психоаналитического направления, например, с концепцией Р.Бернса (Н.Б. Корнеева, И.Н. Степанова, Д.П. Шульц, С. Э. Шульц и др.). Изучение отдельных аспектов теории Эриксона представлено в работах А.В. Юпитова и Е.Н. Хайрулина.
Концепция Эриксона постепенно начала входить в широкий научный обиход, в учебной литературе по социологии, праву, персонологии и социальной психологии таких авторов, как С. Клонингер, Дж. Первин, С. Мадди и др. теория Эриксона представлена в основном описанием стадий жизненного цикла индивида.
Активно анализируют разные аспекты теории Э.Эриксона в англоязычной литературе. Это и биографические исследования P. Roazen, R. Evans и R.Coles, сравнительные исследования (F.Elkin и G.Handel, G. Elder, Lesner W.J. и др.).
Однако проблема исследования стратегий социализации личности в теории Э.Эриксона не получила должного рассмотрения. В отечественной социологической литературе указывается на значимость его концепции для понимания проблем социализации, но в силу сложности и своеобразия изложения Эриксоном своего подхода его концепция остается не до конца изученной.
Объектом диссертационного исследования являются социологические аспекты творческого наследия Э. Эриксона.
Предмет исследования - концепции социализации Э. Эриксона в контексте социологического знания.
Цель состоит в том, чтобы проанализировать стратегии социализации личности в концепции Э. Эриксона.
Достижению этой цели посвящены следующие исследовательские задачи:
• определить теоретико-методологические основания концепции социализации Э. Эриксона;
• произвести социологический анализ концепции социализации Э.Эриксона в сопоставлении с теориями Ч.Кули, Дж.Г.Мида, З.Фрейда;
• выделить социальные институты социализации в процессе полного жизненного цикла личности в концепции Э.Эриксона;
• проследить стратегии социализации на основе формирования различных типов идентичности;
• проанализировать культурно-исторические и идеологические факторы, оказывающие влияние на процесс социализации личности;
• проанализировать стратегии социализации личности на примере психоисторических исследований Э.Эриксона.
Теоретическую основу диссертации составляют труды классиков зарубежной научной мысли: Э.Дюркгейма, М.Вебера, Т.Парсонса, Дж.Г.Мида, Ч.Кули, Э.Эриксона, А.Щюца и др., а также отечественных ученых: Э.В.Соколова, И.С. Кона, Л.Г.Обуховой, Л.И.Анцыферовой, О.А.Симоновой, С.Н. Иконниковой, И.А. Громова, А.А. Козлова, В.Т. Лисовского и др.
В качестве исходного методологического принципа выделяется комплексный подход, в основе применения которого лежит особый вид познавательной деятельности, направленной на объединение наук, с целью целостного изучения сложных объектов. Применяется принцип детерминизма для объяснения развития социологического знания в контексте социокультурных изменений, а также биографический метод. В ходе исследования также применен принцип экстрагирования идейно целостных компонентов теоретических постулатов, объединенных общей структурной идеологией.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• показаны теоретико-методологические основания концепции Э.Эриксона, значимые для построения оригинальной концепции социализации личности;
• произведено сравнение концепции социализации личности, предложенной Эриксоном с известными теориями социализации Ч.Кули, Дж.Г.Мида, З.Фрейда;
• показана оригинальность концепции социализации, ее отличия от психоаналитического подхода З.Фрейда к процессу социализации;
• раскрыты стратегии социализации личности как результаты реализации различных типов идентичности, детерминированные культурно-историческими и идеологическими факторами;
• установлено, что выделенные Эриксоном социальные институты, включение в которые обусловлено процессом социализации индивида, являются существенными для развития современных социологических теорий и практик социализации личности;
• показана специфика психоисторического подхода Э.Эриксона при анализе стратегий социализации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Предложенная Эриксоном концепция социализации личности является эффективной в качестве социологического инструмента анализа стратегий социализации личности, в результате выявления социально-исторических детерминант и признание за ними первостепенных факторов в процессе социализации.
2. Рассмотрение наряду с традиционными социальными институтами, участвующими в процессе социализации личности (семья, учебные заведения, трудовые сообщества) таких социальных институтов, как религия, экономика, право, образование, идеология, этика, и признание за ними функции закрепления достигнутых индивидом в процессе социализации качеств, необходимых для плодотворной социальной жизни, расширяет границы анализа агентов и институтов, участвующих в процессе социализации личности.
3. Социализация проходит на протяжении всего жизненного цикла, ее основными координатами являются возраст и нормативный кризис, подготовленный как психологическим развитием личности, так и требованиями социальной среды, в результате решения которого индивид вырабатывает стратегии дальнейшего развития и возможности включенности в общество и стиль поведения в нем.
4. • Достижение идентичности является результатом и целью процесса социализации, основанной на системе ценностей общества.
5. Психоисторические исследования Эриксона основаны на биографическом методе, применяемом в социологии. Их использование служит моделью для анализа причин социальных изменений в обществе с учетом специфики процесса социализации личности. Наиболее детально в психоисторических исследованиях Эриксон рассматривает биографии М.Лютера и М.Ганди.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что ее результаты способствуют более точному и полному освоению теорий социализации личности в рамках социологии, дают потенциальную возможность дальнейшего использования ее в научно-исследовательской деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов диссертации для дальнейшей разработки проблем социализации личности в сфере социологии и культурологии, особенно в курсах истории социологии, общей социологии, социологии личности, социологии девиантного поведения, социологии культуры и др.
Апробация результатов исследования проходила в процессе преподавания курсов социальной психологии, общей социологии, теории и практики социальной работы; на межвузовских научно-практических конференциях «Герценовские чтения» (2002, 2003, 2004 гг.) Диссертация обсуждалась на теоретическом семинаре кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. По теме диссертации опубликованы четыре работы.
Структура работы определяется целями и задачами исследования. В соответствии с содержанием и логикой изложения материала диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Просмотров: 154 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930