Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 7 » Скачать Социально-психологические факторы в структуре экономического поведения предпринимателей. Захарова, Анна Николаевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
17:18
Скачать Социально-психологические факторы в структуре экономического поведения предпринимателей. Захарова, Анна Николаевна бесплатно

Скачать Социально-психологические факторы в структуре экономического поведения предпринимателей. Захарова, Анна Николаевна бесплатно

Социально-психологические факторы в структуре экономического поведения предпринимателей

Диссертация

Автор: Захарова, Анна Николаевна

Название: Социально-психологические факторы в структуре экономического поведения предпринимателей

Справка: Захарова, Анна Николаевна. Социально-психологические факторы в структуре экономического поведения предпринимателей Дис. канд. психол. наук : 19.00.05 Чебоксары, 2001 c. :

Объем: стр.

Информация: Чебоксары, 2001


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ И ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
11 Методологические аспекты изучения феномена «экономического человека»
12 Проблемы детерминации экономического поведения российских предпринимателей
13 Психологические детерминанты экономического поведения предпринимателей
Глава 2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
21 Восприятие экономического поведения предпринимателей с позиций российского менталитета
22 Сравнительный анализ социально-психологических типологий личности российских и зарубежный предпринимателей
Глава 3 ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
31 Организация и методы исследования1
32 Программа, обоснование выборки, методы и методика исследования показателей экономического поведения
321 Программа исследования
322 Выборка исследования
323 Методы и методика исследования экономического поведения предпринимателей
32 Методы обработки данных
32 Структура ценностных ориентаций предпринимателей г
Чебоксары
34 Исследование социально-психологических факторов в структуре экономического поведения предпринимателей
35 Стилевые характеристики экономического поведения предпринимателей
35 Анализ взаимосвязей основных социально-психологических факторов в структуре экономического поведения предпринимателей

Введение:

Актуальность проблемы. Политические и экономические изменения в российском обществе, становление рыночных отношений обусловили необходимость расширения научных исследований в области поведения людей в поиске оптимальных путей изменения общественного сознания. Развитие малого и среднего бизнеса обусловило появление новой общности людей — предпринимателей, которые стали, по-существу, движущей силой экономического прогресса российского общества.
В современной России многообразные проблемы предпринимательства и предпринимательской деятельности находятся на первоначальной стадии изучения, в то время как за рубежом изучение предпринимательства имеет давнюю традицию, характеризуемую междисциплинарным характером исследований в этой области. Существуют различные интерпретации и методологические подходы к определению понятия «предпринимательство». Широкое развитие в зарубежной психологии получили такие области исследования как построение портрета типичного предпринимателя, выявление условий осуществления предпринимательской карьеры, разработка методов оценки предпринимателя исследуются такие его психологические характеристики, как мотивация достижения (D.C. McClelland, 1961—1965), опора на собственные силы (внутренний локус-контроль) (J. Rotter, 1966), отношение к риску (R.H. Brochaus, P.S. Horwitz, 1986) предпринимателей.
Несмотря на продуктивность зарубежного опыта исследования психологии предпринимательства, прямой перенос полученных данных не представляется возможным, так как отечественный предприниматель формируется в условиях другой экономики, иной социальной среды, иного пути становления предпринимательской карьеры, и возможно, иных навыков и способностей (И.Э. Мусаэлян, Ю.О. Сильницкий, 1995). Мировая наука постоянно доказывает, что государственная политика, методы экономического реформирования должны соответствовать социально-психологическим факторам, глубинной психологии этноса, социокультурных особенностей населения. Следовательно, успех проведения рыночных реформ в нашей стране во многом зависит от учета экономического менталитета населения России, провинциального менталитета.
С началом экономических реформ в России российское предпринимательство стало предметом интенсивных междисциплинарных исследований. Первоначально большинство работ в данном направлении было выполнено экономистами, социологами, историками. Вопросы предпринимательства получили новое освещение в трудах таких отечественных ученых как Л.И. Абалкин, А.И. Агеев, B.C. Автономов, П.Г. Бунич, А.В. Бусыгин, Т.И. Заславская, В.В. Радаев, Г.П. Черников, А.Ю. Чепуренко, В.М. Яковлев и ряда других. Со временем были выполнены исследования в области психологии российского предпринимательства, различных ее аспектов, психологических предпосылок успешности российских предпринимателей (A.JI. Журавлев, Н.А. Журавлева, Т.В. Корнилова, В.В. Марченко, В.П. Позняков, В.А. Хащенко, Е.В. Шорохова, А.Е. Чирикова и др.). Однако ситуация с разрешением психологических проблем предпринимательства в современной России, достаточно противоречива и сложна, что и определяет необходимость дальнейших исследований в этой области.
В связи с этим возникает необходимость дальнейшего изучения социально-психологических факторов экономического поведения российского предпринимателя. Представляется актуальным изучение социально-психологических факторов экономического поведения в современных постоянно изменяющихся социально-экономических условиях, с учетом российского и провинциального менталитета, в рамках системного подхода (Б.Г. Ананьев, И.П. Волков, А.И. Губинский, А.И. Галактионов, В.А. Ганзен, В.П. Кузьмин, А.А. Крылов, Б.Ф. Ломов, Г.С. Никифоров, Г.В. Суходоль-ский, В.Д. Шадриков и др.).
Целью исследования является изучение социально-психологических факторов в структуре экономического поведения предпринимателей.
Исходя из поставленной цели в исследовании были поставлены следующие задачи исследования:
1) провести теоретический анализ проблемы социально-психологических предпосылок эффективного экономического поведения в работах зарубежных и российских предпринимателей;
2) провести анализ детерминант экономического поведения предпринимателей с учетом российского менталитета и региональной специфики;
3) разработать методологический инструментарий для диагностики социально-психологических факторов, входящих в структуру экономического поведения предпринимателей;
4) провести эмпирическое исследование социально-психологических факторов в структуре экономического поведения предпринимателей.
Методологические основы исследования. Теоретическим основанием исследования являются фундаментальные разработки отечественных и зарубежных психологов по проблемам психологии предпринимательства (D.C. McClelland, M.F.R. Kets de Vries, K.E. Varnerid, P. Хизрич, M. Питере); социальной психологии (Г.М. Андреева, В.В. Новиков, Г.М. Мануйлов, В.Е. Шорохова, В.А. Ядов); по проблемам экономической психологии, проблемам экономического поведения (G. Tarde, G. Katona, О. Дейнека, А.И. Китов, С.В. Малахов, В.М. Соколинский); психологии рекламы (А.Н. Лебедев, А.К. Боковиков, Н.Н. Богомолова); социологии предпринимательства (B.C. Автономов, И. Бунин, Т.И. Заславская, В.В. Радаев); изучения социально-психологических особенностей российского менталитета и российского национального самосознания (А.К. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, В.В. Знаков, В.Ф. Петренко, Е.Н. Резников, П.Н. Шихирев и др.).
Предметом исследования являются социально-психологические факторы в структуре экономического поведения предпринимателей: ценностные ориентации предпринимателей, направленность социальных установок, стереотипы экономического поведения, стилевые характеристики экономического поведения.
Объект исследования: предприниматели г. Чебоксары; руководители предприятий республики, проходящие обучение и аттестацию по линии министерства экономики Чувашской республики, представители фирм, прошедшие конкурсный отбор в рамках Российской Президентской программы подготовки управленческих кадров, руководители высшего и среднего звена коммерческих предприятий, работающие предприниматели, дополнительно обучающиеся по экономическим специальностям на вечернем отделении факультета бизнеса и менеджмента Чувашского государственного университета; слушатели высших учебных заведений. Всего в исследовании приняли участие 167 предпринимателей.
Исходные теоретические установки определили гипотезы исследования:
1) социально-психологические факторы, входящие в структуру экономического поведения предпринимателя, детерминируют эффективное экономическое поведение предпринимателей;
2) наряду с общими сходными чертами существует региональная специфика социально-психологических факторов экономического поведения, обусловленная как социально-экономическими условиями функционирования бизнеса, так национальными, религиозными, социально-психологическими особенностями предпринимателей ЧР.
На уровне эмпирической разработки первая гипотеза исследования конкретизировалась следующим образом: социально-психологические факторы экономического поведения представляют собой специфический комплекс качеств — ценностных ориентаций, социальной мотивации к предпринимательскому поведению, направленности социальных установок, наличия 1 социально-психологических стереотипов, способности к адаптации к постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям, которые, взаимодействуя с факторами экономической социализации, уровнем образования, семейным положением, экономическим статусом и другими создают предпосылки для успешного экономического поведения предпринимателей.
Методы исследования: в соответствии с целью и задачами работы применялись наблюдение; анализ документации; интервью; методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича в модификации А.В. Хащенко; методика изучения социально-психологических факторов в структуре экономического поведения предпринимателей; методы статистической обработки результатов.
Научная новизна исследования состоит в системном анализе социально - психологических факторов в структуре экономического поведения предпринимателей Чувашской республики. Разработана комплексная методика изучения социально-психологических факторов в структуре экономического поведения предпринимателей Чувашии. Выявлена структура ценностных ориентаций, определены показатели экономического поведения предпринимателей, работающих в различных сферах бизнеса Чувашии. Впервые при анализе терминальных и инструментальных ценностей, показателей и стилевых характеристик экономического поведения предпринимателей Чувашии исследованы тендерные различия; различия, связанные с разной степенью управления бизнесом. Особую новизну и практическую значимость имеют результаты исследования таких показателей экономического поведения предпринимателей как уровень их приспособленности и адаптированно-сти к постоянно изменяющимся экономическим условиям, оценка настоящих и прогноз будущих социально - экономических условий деятельности, наиболее предпочитаемые виды экономического поведения, стилевых характеристик потребительского поведения и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что эмлирические результаты исследования позволили обосновано строить работу по проведению экономических реформ и развития предпринимательства в Чувашии местными органами власти, предпринимательскими структурами, определяется возможностью использования его результатов в обучении в рамках учебных заведений экономического профиля, психологической подготовке и консультировании предпринимателей, в работе департаментов труда и занятости. Материалы данной работы в виде практических рекомендаций и методического инструментария используются в деятельности психологов, работающих в коммерческих фирмах, на государственных предприятиях, рекламных агентствах. Конкретный эмпирический материал, полученный в исследовании, служит основой для разработки тренинговых программ по преодолению социально-психологических факторов, мешающих эффективному экономическому поведению.
Апробация результатов исследования: основные положения диссертации изложены в 25 опубликованных работах; обсуждение результатов исследования проводилось на 16 международных, всероссийских и республиканских научно-теоретических и научно-практических конференциях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Исследование экономической направленности ценностно-мотивационной сферы нового бизнес-слоя (ценностные ориентации, экономическая активность, экономические потребности, ряда других) способствует более полному раскрытию содержательных характеристик и регуляции экономического поведения предпринимателей.
2. Тендерные различия оказывают влияние и проявляются в качественной специфике социально - психологических факторов в структуре экономического поведения предпринимателей.
3.В структуре экономического поведения предпринимателей характеризуются связью между степенью управления бизнесом и качественной спецификой социально - психологических факторов.
Структура диссертации включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, приложения. Список литературы включает в себя 216 названий, из них 62 на иностранных языках. В диссертации 8 рисунков, 12 таблицы, 6 приложений.
Просмотров: 171 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930