Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 19 » Скачать Социально-педагогические и организационные основы борьбы с допингом в спорте. Гончарова, Елена Константиновна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
00:48
Скачать Социально-педагогические и организационные основы борьбы с допингом в спорте. Гончарова, Елена Константиновна бесплатно

Социально-педагогические и организационные основы борьбы с допингом в спорте

Диссертация

Автор: Гончарова, Елена Константиновна

Название: Социально-педагогические и организационные основы борьбы с допингом в спорте

Справка: Гончарова, Елена Константиновна. Социально-педагогические и организационные основы борьбы с допингом в спорте : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.04 Малаховка, 1994 164 c. : 61 95-13/846-2

Объем: 164 стр.

Информация: Малаховка, 1994


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ ПРОБЛЕМА ДОПИНГА В СПОРТЕ
11 Сущность проблемы допинга в спорте
12 Понятие "допинг"
13 Влияние допинга на организм спортсмена
14 История появления допинга и борьбы с ним в спорте
15 История и сотояние борьбы с допингом в нашей стране
16 Отражение проблемы допинга в спорте в современной периодической печати
ГЛАВА ВТОРАЯ ЗАДАЧИ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С ДОПИНГОМ В
СОВРЕМЕННОМ СПОРТЕ
31 Организация допинг-контроля
32 Эффективность современной системы организации допинг-контроля
33 Система наказаний за использование допинга и её эффективность
ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С
ДОПИНГОМ В СПОРТЕ
41 Нравственные аспекты использования допинга и борьбы с ним в спорте
42 Педагогические методы борьбы с допингом
43 Антидопинговая пропаганда в системе борьбы с допингом в спорте
44 Основы национальной программы борьбы с допингом и "антидопинговому воспитанию"
ВЫВОДЫ

Введение:

Актуальность темы. Среди множества проблем современного спорта всё большее значение начинает приобретать проблема допинга. Она является чезвычайно сложной, поскольку включает в себя тесно между собой взаимосвязанные медицинские, юридические, политические, нравственные, организационные, социальные и педагогические аспекты.
Медицинские аспекты обусловлены тем, что использование допингов спортсменами приводит к негативным, а в ряде случаев трагическим последствиям для их здоровья - зарегистрирован ряд случаев инвалидизации и даже смертельных исходов в результате их применения. В связи с этим международные спортивные и медицинские организации на протяжении нескольких десятилетий ведут борьбу с допингом. Однако эта борьба не дала желаемых результатов: использование допинга спортсменами продолжается.
Данная проблема не является до конца решённой и с юридической стороны, поскольку узаконенная система наказаний за употребление допинговых препаратов как в международном спортивном движении, так и в отдельных странах, либо не является достаточно эффективной, либо отсутствует вообще (в законодательстве ряда стран наказания за употребление допинга не предусматриваются) .
Выпуск новых фармакологических средств, рекламируемых в целях получения прибыли, часто приводит к тому, что истинные возможности того или иного препарата значительно преувеличиваются, а это подталкивает спортсменов и некоторых спортивных руководителей к использованию данных препаратов для достижения побед в соревнованиях. Дело в том, что высокие результаты в международных соревнованиях обеспечивают значимые .социальные и экономические выгоды, решают в ряде случаев определённые политические и идеологические задачи.
Проблема допинга содержит и нравственный аспект. Использование допинговых препаратов противоречит сущности спорта, создавая неравные условия в достижении спортивного результата, нанося ущерб престижу страны и команды, международному спорту в целом.
Эффективность борьбы с допингом в спорте во многом зависит от системы её организации. Следует однако отметить, что организационные основы борьбы с допингом практически не находились в поле зрения учёных. Основные усилия спортивной и медицинской науки были направлены на изучение воздействия допинга на организм спортсмена, на поиск методов его обнаружения, биохимических составляющих, а также удешевления процедур допинг-контроля и поиск наиболее простых и эффективных его процедур. В связи с этим исследование организационных основ борьбы с допингом актуально теоретически и практически.
Являясь частью общества, спорт отражает процесссы, происходящие в жизни людей. Проблема применения допингов спортсменами тесно связана с проблемой злоупотребления наркотическими веществами (наркоманией), получившими широкое распространение в последнее время особенно среди молодёжи. Небезопасным является приём допинговых препаратов спортсменом и для окружающих, поскольку употребление ряда препаратов приводит к изменению его поведения ( например, к повышению агрессивности), немотивированным действиям, что может послужить причиной возникновения социально опасной обстановки.
Важным аспектом в борьбе с допингом в спорте является педагогический. Долгое время ему не уделялось должного внимания. В настоящий момент в соответствии с документами международного спортивного движения разработке и внедрению антидопинговых образовательных программ отводится одно из главных мест. Важной стороной педагогического аспекта является воспитательная работа.
Таким образом, все перечисленные аспекты делают проблему борьбы с допингом важной для современного спортивного движения и актуальной для научного исследования.
Степень разработанности темы. Поскольку проблема допинга актуальна, она не могла остаться без внимания учёных, журналистов, врачей, тренеров, спортсменов.
Научные публикации в основном посвящены медицинским вопросам (С. Н. Алмаева, 1979; А. А. Виру и П.К.Кырге, 1983; А.Н.Воробьёв, 1988,1989; В. А. Геселевич, 1969; Н. Д. Граевская, 1971, 1974, 1977, 1984, 1987, 1993; Э.Дойзер, 1980; Г.А.Макарова, 1976; С.К.Сарсания и другие, 1972; Р.Д.Сейфулла и И.
A. Анкудинова, 1988, 1989; В.А.Семёнов. 1993; A.Beckett, 1988; D.H. Catlin, 1986; A.Dirix, 1980, 1983; M.Donike, 1980, 1984; R.Dugal, 1980, 1985; N.Gledhill, 1982,1984; B.Goldman, 1984; F.Hatfield, 1982; L.Prokop, 1970; A.L.Strickland, 1988; R.Voy, 1991; M.N.Williams, 1980, 1981 и другие). И это не случайно: прежде, чем решать педагогические, юридические и другие проблемы борьбы с допингом в спорте нужно знать его воздействие на организм и последствия применения.
Это не означает, что другие аспекты игнорировались. Социологические и педагогические стороны проблемы отражены в работах Г. С. Деметера, 1992; В.Р.Николаева, 1990; Н.Г.Озоли-на, 1991; В.С.Родиченко, 1988; В.В.Столбова, 1984, 1989;
B.И.Столярова, 1988, 1989; Ю.А.Фомина, 1989, 1993; А.М.Якимова, 1991; M.N.Anshel, 1991; J.P.Corcoran, 1989; A.Ljung-qvist, 1975, 1988; N.Nicholson , 1989; G.L.Redmon , 1990; P.Tschiene, 1989 и некоторых других.
В организационном плане проблема борьбы с допингом в спорте затрагивалась в публикациях Н. Д. Граевской, В.А.Гесе-левича, Е.Е.Беленького и других авторов, 1971; В.В.Громыко, С. Г. Сейранова, С. Н. Португалова, 1992; В.В.Громыко, А.А.Исаева, 1994; В. А. Рогозкина, 1980, 1990; B.Baynton, 1988; Y. Kuroda, 1972; А.de Merode,1979 и других.
В отечественной публицистике проблему допинга отражали учёные, врачи и журналисты: Е.Богатырёв, 1990, В.Геселевич, 1969; Ю.Землянский, 1991; Е.Зубова, 1989; Е.Малков, 1989; С.Португалов, 1989; С.Родиченко, 1990; Г.Родченков, 1991; В.Семёнов, 1993; Д. Сребницкая, 1989, 1990, 1991; Е.Чазов, 1989 и другие. Однако публикации в периодической печати, как правило, были откликами на материалы, разоблачающие приём допингов тем или иным спортсменом.
Несмотря на обилие публикаций, в комплексе эта проблема не рассматривалась, а педагогические и организационные вопросы проблемы борьбы с допингом оказались недостаточно разработанными. Это связано в значительной степени с тем, что результаты допинг-контроля на международных соревнованиях разглашаются только с разрешения исполкома Международного олимпийского комитета (МОК) и исполкомов международных спортивных федераций (МСФ). Информация о работе Медицинской комиссии МОК (МК МОК) ограничена, а в ряде стран публикация материалов по определённым аспектам функционирования большого спорта находились под запретом. Всё это придаёт дополнительную актуальность и необходимость исследования педагогических и организационных основ борьбы с допингом.
Цель исследования. Проанализировать организацию, и соци-ально-педагогические аспекты борьбы с допингом в спорте, определить эффективность организации этой борьбы в современном спорте.
Объектом исследования было спортивное движение.
Предмет исследования - объективно обусловленная социальными факторами структура организации, формы и содержание борьбы с допингом в спорте, её социально-педагогические основы.
Гипотеза исследования. Предполагается, что недостаточная действенность системы организации борьбы с допингом имеет, в первую очередь, социальные детерминанты, учёт которых позволит повысить её педагогическую эффективность.
Научная новизна. В настоящей работе впервые в отечественной литературе проанализированы организационные и соци-ально-педагогические аспекты борьбы с допингом в спорте, использован комплексный подход при выяснении содержания понятия "допинг", уточнено определение понятия "допинг", учитывающее его многоаспектность, проанализированы позитивные и негативные стороны существующей организации борьбы с допингом в спорте, обоснованы пути её рационализации; на основе отражения объективных закономерностей тренировочного процесса и социальных условий, влияния допинга на организм, сформулированы социальные и педагогические основы организации эффективной борьбы с допингом в спорте.
Практическая ценность работы. Полученные результаты исследования по определению обоснованной оценки существующей системы борьбы с допингом в спорте, выявлению недостатков и положительных сторон этой системы, её влияния на воспитание спортсменов позволяют определить пути повышения её педагогической и социальной эффективности. Изучение материалов данного исследования может способствовать формированию понимания роли борьбы с допингом в спорте, основных тенденций развития и путей повышения её эффективности у спортсменов, тренеров, спортивных врачей, руководящих работников и специалистов физкультурно-спортивного движения.
Материалы исследования могут быть использованы:
• в учебно-педагогической деятельности в курсах истории, организации, социологии физической культуры и спорта, спортивной медицине, ряде практическеских спортивных дисциплин;
• в воспитательной и разъяснительной работе со спортсменами;
• в антидопинговой пропаганде.
На защиту выносятся следующие положения:
• понятие "допинг" должно рассматриваться значительно шире принятого в настоящее время и содержать в комплексе медицинские, юридические, организационные, психологические, нравственные, социальные и педагогические аспекты;
• допинг - это лекарственные, иные средства и методы воздействия, искусственно повышающие те функции организма, от которых зависит улучшение спортивного результата; приём допинга сопряжён с возможностью нанесения морального ущерба спорту и спортсмену, вреда его здоровью, морального и генетического ущерба обществу; юридически отнесение к допингу определяется перечнем групп препаратов, запрещённых Медицинской комиссией МОК;
• использование допинга в современном спорте началось одновременно с его возникновением; юридические основы борьбы с допингом в спорте были заложены в 60-е годы XX века;
• борьба с допингом является частью спортивно-гуманистического воспитания;
• на процесс борьбы с допингом негативное воздействие оказывает ряд социальных факторов, в частности, коммерциализация спорта;
• международная и отечественная системы организации борьбы с допингом имеют существенные недостатки (дороговизна процедур проведения анализов, возможность манипуляций результатами допинг-контроля, слабая оснащённость лабораторий, несовершенство методов определения допинга, классификации групп допинговых препаратов, отсутствие количественного анализа и другие); для повышения эффективности борьбы с допингом в систему должна быть включена чёткая организация антидопинговой пропаганды на всех уровнях спортивной деятельности, учитывающая возрастные, половые и индивидуальные особенности спортсменов, педагогические и социальные возможности; интернационализация допинг-контроля на всех его этапах; создание унифицированного банка данных по использованию спортсменами допинга на уровне МОКа, НОКов, международных и национальных спортивных федераций;
• для реализации воспитания неприятия допинга могут быть использованы как традиционные формы педагогической деятельности (убеждение, наказание, поощрение и другие), так и нетрадиционные (например, психотреннинг);
• наиболее эффективными средствами "антидопингового воспитания" являются: наложение санкций ( временная и пожизненная дисквалификация, штрафы); лекции, беседы и публикации в периодической печати о дисквалификации спортсменов и. о различных аспектах проблемы допинга.
Апробация полученных результатов. Материалы диссертации докладывались на II, III, IV, V Всероссийских научно-практических конференциях "Олимпийское движение и социальные процессы" в 1991 г. в Челябинске, в 1992 г. в Санкт-Петербурге, в 1993 г. в Волгограде, в 1994 г. в Москве, а также на Международном научном конгрессе "Современный олимпийский спорт" в 1993 г. в Киеве, на юбилейной конференции, посвященной 60-летию ВНИИФК в 1993 г., на IV и V сессиях молодых учёных и студентов Центральной Олимпийской Академии России в 1993 и 1994 годах, на 34 сессии молодых участников Международной Олимпийской Академии в Олимпии ( Греция ) в 1994 г., на конференциях, проводимых в Московском областном государственном институте физической культуры в 1992, 1993 годах.
Результаты диссертационного исследования опубликованы в материалах научных конференций и международного научного конгресса "Современный олимпийский спорт", а также в учебном пособии для вузов физической культуры "Введение в политологию" в 1991 году и сборнике научных трудов ВНИИФК в 1993 году.
Автор выражает признательность за предоставленные материалы и консультационную помощь профессору В.В.Громыко, старшим научным сотрудникам С.Н.Португалову, В.А.Семёнову, главному врачу Врачебно-физкультурного диспансера N1 Л.Н.Маркову, руководителю службы антидопингового контроля В.В.Остапенко, а также сотрудникам Олимпийского комитета России и проблемной научно-исследовательской лаборатории МОГИФК.
Просмотров: 154 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930