Форма входа

Главная » 2014 » Июнь » 1 » Скачать Социально-педагогические функции школы в защите и обеспечении прав детей. Осипова, Людмила Геннадьевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
16:14
Скачать Социально-педагогические функции школы в защите и обеспечении прав детей. Осипова, Людмила Геннадьевна бесплатно

Социально-педагогические функции школы в защите и обеспечении прав детей

Диссертация

Автор: Осипова, Людмила Геннадьевна

Название: Социально-педагогические функции школы в защите и обеспечении прав детей

Справка: Осипова, Людмила Геннадьевна. Социально-педагогические функции школы в защите и обеспечении прав детей : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 1997 160 c. : 61 97-13/491-8

Объем: 160 стр.

Информация: Москва, 1997


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
11 Положение детей в современном мире и России
12 Конвенция о правах ребенка как социально-педагогическая основа деятельности школы в защите детей
Глава 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЙКОЛН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
21 Опытно-экспериментальная работа по выявлению основных направлений деятельности школы по защите прав детей
22 Социально-педагогические условия реализации основных направлений деятельности школы по защите прав детей
23 Особенности профессиональной подготовки учителя к выполнению функций по защите прав детей

Введение:

Актуальность исследования обусловлена перестройкой отечественной школы, необходимостью учитывать новые сложнейшие условия, в которых происходит воспитание человека в необычайно трудный и ответственный момент социально-экономического обновления России,
Одна из причин кризиса в России в том, что общество было построено на приоритете государства по отношению к человеку, признания обязанностей растущего поколения по отношении к обществу, а не наоборот, адаптации, социализации детей в мире взрослых. В государственной политике по отношению к детству утверждался принцип вторичности. Это вызвало отчуждение детей от воспитательно-образовательных учреждений, от общества в целом. Разрешение зтих противоречий сегодня - одна из наиболее актуальных и глобальных социально-педагогических проблем.
Кризисные социально-экономические ситуации характеризуются ухудшением положения детей, ростом заболеваемости, смертности, снижением показателей физического развития и качества медицинской помощи, образования в целом. Указанное явление представляет собой не только следствие кризиса в обществе, но и причину его дальнейшего углубления из-за несоответствия между возрастающими потребностями ослабленного поколения детей в социальной помощи и защите и устанавливаемыми обществом ограничениями в их удовлетворении.
Первой попыткой разрешения этих проблем стала принятая в 1989 году Конвенция ООН о правах ребенка, которая признала ребенка самостоятельным субъектом права, а его интересы приоритетными перед потребностями общества. Реализация основных прав детей, которые записаны в Конвенции: права на жизнь, права на защиту, права на развитие требует от системы образования, ученых, педагогов незамедлительного решения ряда социальных, нравственных, юридических, психологических и педагогических проблем.
Отдельные аспекты проблемы выявления социально-педагогических условий реализации прав ребенка нашли свое отражение в теории и практике педагогического образования. К настоящему времени теоретически осмыслены проблемы: социально-экономического положения детей в мире и России (А.А.Лиханов, В.М.Лихачев, Е.М.Рыбинский, Э.С.Соколова), социально-правовой защиты (А.И.Беспалова, И.К.Городецкая, Ю.А.Королев, Н.В.Малярова, М.И.Несмеянова, А.М.Нечаева, Т.9.Сафонова), охрана здоровья детей (М.В.Антропова, В,Ф.Базар-нов, А.А.Баранов, С.Я.Долецкий, Н.Б.Коростелев, Г.Д.Кузнецова, Н.А.Матвеева, В.Г.Огарь, Г.П.Сальникова), проведены исследования в области семьи и семейной политики (С.А.Беличева, М.И.Буянов, В.А.Грачева, А.М.Хуков, Н.П.Иванова, Л.В.Кузнецова, Н.С.Мерстне-ва), нашли отражение вопросы правового воспитания (Г.А.Дмитриев, А.Ф.Никитин, Н.Г.Суворова, З.К.Инекендорф), социально-правовые проблемы жестокого обращения с детьми (И.С.Демьяненко, З.А.Маль-кова, Г.М.Миньковский, Е.И.Цымбал), отдельные вопросы, раскрывающие роль иколы в защите прав детей (В.АЛеланков).
Анализируя психолого-педагогическую литературу, деятельность педагогов-психологов, труды видных деятелей педагогической науки, можно сделать вывод о том, что в деле защиты прав детей психолого-педагогическая наука накопила некоторый положительный опыт.
Однако, к настоящему моменту, проблема выявления социаль-но-педагогических функций школы по реализации прав ребенка в школе является недостаточно изученной.
Неразработанность данного направления в теории педагогики и его актуальность обусловили выбор темы данного исследования "Социально-педагогические функции школы в защите и обеспечении прав детей", проблема которого заключается в определении социально-педагогических функций школы, обеспечивающих на практике защиту и реализацию прав ребенка в школе.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является учебно-воспитательная деятельность современной общеобразовательной школы.
Предмет исследования - реализация и защита прав ребенка в условиях функционирования современной школы.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
• выявить социально-педагогические функции деятельности современной школы по реализации прав ребенка;
• определить особенности профессиональной подготовки педагогов к выполнению функций защиты прав детей;
• обосновать социально-педагогические условия, обеспечивающие на практике защиту и реализацию прав ребенка в школе.
Гипотеза исследования. Школа как социальный институт обладает достаточными возможностями в обеспечении и защите базовых прав ребенка. Они могут быть реализованы при условии, если:
• социально-педагогической основой деятельности современной школы являются гуманистическая направленность организации педагогического процесса, реализация на практике субъект-субъектных отношений, развитие личностно-творческого потенциала личности педагогов и учащихся;
• особенностью профессиональной подготовки педагогов к выполнению функций защиты прав детей является четкое осознание условий реализации прав детей в школе, знание международных нормативных актов, определяющих статус ребенка, учителя в современном мире;
• эффективность реализации прав ребенка в школе обеспечивается совокупностью социально-педагогических условий и действий.
Для решения поставленных в исследовании задач и проверки выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; изучение и обобщение массового педагогического опыта; наблюдение и анализ работы учителей школ и студентов; беседы, анкетирование, интервьюирование учителей, руководителей школ, студентов, учеников; количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологическую основу исследования составляют важнейшие идеи единства теории и практики, идеи философской и педагогической антропологии о человеке как субъекте права, о природе и сущности человеческой деятельности.
Теоретическую основу составили труды, раскрывающие общие закономерности развития высшей школы (С.И.Архангельский, В.П.Бес-палько, Н.Н.Нечаев, Н.Ф.Талызина), философию и методологию образования (Б.З.Вульфов, Б.С.Гершунский, В.В.Давыдов, В.В.Лебединский, Б.Г.Лихачев, Т.И.Иамова), концепция формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, Е.Н.Ниянов), общетеоретический подход к содержании и технологии профессиональной подготовки учителя заложен в трудах Е.П.Белозерцева, Е.А.Левановой, М.М.Левиной, А.В.Мудри-ка, Н.ЕДурковой и др., гуманистическая концепция воспитания (А.А.Бодалев, В.А.Караковский, Л.И.Новикова, В.А.Ситаров).
В основу построения концепции исследования положены идеи об освоении деятельности (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Д.Б.Зльконин), о механизмах развития личности в деятельности (И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский).
Существенное значение в концептуальном плане имели положения, раскрывающие вопросы социально-экономического положения детей ( А.А.Лиханов, Е.М.Рыбинский), социально-правовой защиты детей (И.А.Королев, Н.В.Малярова, А.М.Нечаева), исследования в области охраны здоровья и здорового образа жизни (М.В.Антропова, В.Ф.Базарнов, М.Я.Виленский).
Основой опытно-экспериментальной базы исследования были факультет педагогики и психологии МПГУ им.В.И.Ленина, школы г.Тольятти. Исследованием были охвачены студенты IV и У курсов МПГУ им.В.И.Ленина, учителя и руководители школ.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап /1992-1993 г.г./ - ориентировочно-поисковый.
На этом этапе было изучено современное состояние проблемы, сделан анализ имеющейся литературы, нормативной, юридической, программно-методической документации по проблемам защиты прав детей. В результате были определены исходные параметры исследования, его предмет, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.
Второй этап /1993-1994 г.г./ - теоретический. Разработка теоретических основ исследования, проверка теоретических положений и технологий, внедрение полученных результатов в практику.
Третий этап /1984-1996 г.г./ - заключительно-обобщающий. Проверка выдвинутой гипотезы, коррекция выводов, систематизация и обработка результатов исследования, оформление диссертации.
Основные положения, выносимые на защиту:
• социально-педагогической основой деятельности школы по обеспечению и реализации прав ребенка является гуманистическая направленность педагогического процесса, позволяющая создать необходимые условия для физического развития и здоровья учащихся: социализации личности учащихся, обеспечения развития умственных способностей, адекватных возможностям обучающегося, для преодоления физического и эмоционального насилия над детьми:
• профессиональная подготовка педагогов к реализации и защите прав детей должна быть направлена на решение двуединой задачи: формирование устойчивого осознания необходимой потребности у студентов в защите детей и с другой стороны, владение навыками и технологиями деятельности в защите и обеспечении прав детей в условиях современной школы;
• основными социально-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность реализации прав ребенка является внедрение в практическую деятельность школы субъект-субъектных отношений, гуманистическая направленность педагогического процесса, развитие личностно-творческого потенциала педагогов и учащихся.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Полученные в исследовании объективные результаты содержат в своей совокупности решение проблемы - определение социально-педагогических функций, обеспечивающих защиту прав детей в школе:
• выявлены и теоретически обоснованы направления деятельности и функции школы в защите и обеспечении прав детей;
• определены особенности профессиональной подготовки педагогов к выполнению функций защиты прав детей;
• выявлена совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих практическую реализацию прав ребенка.
Практическая значимость исследования связана с принципиальной возможностью использования содержащегося в нем теоретического и практического материала и выводов для подготовки педагогов и руководителей системы образования к выполнению функций по реализации и защите прав детей.
Результаты и выводы исследования могут быть использованы в лекционных и практических курсах, включенных в программы профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Достоверность и обоснованность полученных научных результатов исследования обеспечена его методологической основой, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, целям, задачам, подтверждена данными, свидетельствующими о позитивных изменениях в деятельности школы по защите прав ребенка.
Результаты исследования апробированы путем публикаций статей по теме исследования, обсуждения на ежегодных научно-практических конференциях МПГН им.В.И.Ленина /1992-1995 г.г./.
Теоретический и практический материал, полученный в ходе исследования, используется в практике работы руководителей школ города Тольятти, учителей, воспитателей и сотрудников речевого центра.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Просмотров: 136 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30