Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 29 » Скачать Социально-нравственная проблематика в современной буржуазной латиноамериканской философии. Петякшева, Наталья Ивановна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
14:35
Скачать Социально-нравственная проблематика в современной буржуазной латиноамериканской философии. Петякшева, Наталья Ивановна бесплатно

Социально-нравственная проблематика в современной буржуазной латиноамериканской философии

Диссертация

Автор: Петякшева, Наталья Ивановна

Название: Социально-нравственная проблематика в современной буржуазной латиноамериканской философии

Справка: Петякшева, Наталья Ивановна. Социально-нравственная проблематика в современной буржуазной латиноамериканской философии : диссертация кандидата философских наук : 09.00.05 Москва, 1984 195 c. : 61 85-9/225

Объем: 195 стр.

Информация: Москва, 1984


Содержание:

Глава I ИДЕЙНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ЛАТИНОАМЕРИКАШКОЙ ФИЛОСОФИИ
§I Особенности социально-исторической ситуации JfeTHHCKoii Америки и с т а н о в ление латиноамериканской философии;
§Позитивистские и антипозитивистские тенденции в латиноамериканской м о ральной философии /конец ХЕХ начало XX в е к а /
§философия "ибероамериканской расы" Хосе Васконселоса
Глава
II "ЭТ1Ш1 ОСВОБОЖДЕНИЯ"
§I "Теология освобождения" и "философия освобождения"
§2 Обоснование "этики освобождения" в философии Энрике Дусселя ГС9 • §Учение об этосе и "де-струкция" истории этики
§4 Добродетели "этоса освобождения" как попытка-преодоления европейского "этоса господства"

Введение:

Актуальность исследования. В современной идеологической борьбе особое место занимает идеология развивающихся стран.Как указано на ХХЯ съезде КПСС, в настоящее время значительно возросла на мировой арене роль государств Латинской Америки .^ Анализ идеологической и политической ситуации в этих странах явля-ется актуальнейшей.; задачей марксистских исследований. Это относится и к такой малоизученной в нашей литературе теме, как становление философской мысли в этом регионе.Специфика буржуазных философских учений в отдельных регионах и странах давно является объектом внимания в советской критической литературе. В границах одной или нескольких стран /можно, например, говорить об англоязычной или испаноязычной философии/ существует некоторая преемственность долговременно действующих материальных и идеологических факторов, которые преломляются вгфилософских исследованиях.Политико-идеологическая ситуация на латиноамериканском континенте BI последние годы характеризуется дальнейшим развитием революционного процесса, вовлечением в этот процесс средних слоев, крестьянских масс, активизацией социальной и философской мысли, появлением ряда течений, выступающих против олигархии и империализма и направленных на постижение исторических судеб и перспектив развития континента, осглысление процессов становления "сознания Америки". Можно говорить о создании некоего достаточно цельного идеологического комплекса, определяющего духовную жизнь латиноамериканских стран, что нашло свое выражение и в философии. По мнению многих латиноамериканских философов;, период, "когда говорить о латиноамериканской I . Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981:, с.25. - 4 философии - это значит рассказать о европейской философии в Латинской Америке"''-, уже прошел, латиноамериканская философия обрела свое лицо как "философия освобождения"'^ . В марксистской советской и зарубежной литературе достаточно широко утвердился взгляд, что латиноамериканская философия уже приобрела континентальный характер, предварительно пройдя стадию оформления в национальных границах^. Диссертант поддерживает эту точку зрения, полагая, что, несмотря на существование определенных и неоспоримых национальных различий, латиноамериканская философия; обладает рядом общих характерных черт, позволяющих рассматривать ее как единое целое и в континентальном масштабе.Проблшам становления латиноамериканской философии, анализу ее специфики посвящен ряд работ в марксистской философской литературе. Среди них можно выделить диссертации о таких латиноамериканских мыслителях как Хосе Марти, Хосе Инхеньерос, Франсиско Ромеро, а также диссертации по современной философии Аргентины, Мексики. Отметим работы В.Аладьина, В.Анишина, Р.Бургете, А.Дессау, Г.Кромбет, А.Кудрявцева, Леви, О.Тернового, В.
4. См.: К вопросу о специфике латиноамериканской философии. М., Институт философии АН СССР, ХЭШ; Проблемы философии и культуры в Латинской Америке. М., Институт философии АН СССР, 1983. тиноамериканская философия исследована еще далеко недостаточно.Автор рассматривает свою работу как предолкение начатых исследований, вызванных необходимостью "обратить внимание на теоретико-методологические проблемы, связанные с изучением конкретно-исторических форм и своеобразных путей развития философии т и духовной.^ культуры отдельных народов и этнических регионов''-^, в: данном случае, специфики латиноамериканской философии:, ее социально-нравственнойiпроблематики.Обращение к латиноамериканской философии объясняется не только указанными причинами, но и общей позицией автора, всецело присоединяющегося-к мнению советского исследователя-латиноамериканиста В.Б.Земскова, подчеркивающего необходимость "вписать латиноамериканскую культуру в историке-теоретическую картину мировой .культуры" как "в интересах полноты общей картины, так и в интересах изучения собственно латиноамериканских проблем"'^. Б полной мере это требование относится и к философии, как важнейшей стороне проявления духовной культуры региона.Насколько всесторонне освоены такие сферы латиноамериканской культуры как история, экономика, литература, искусство, настолько очевидна недостаточная разработанность проблем латиноамериканской философии;.Этико-гуманистический характер латиноамериканского мышления отмечается зарубежными исследователями. На этико-эстетическую направленность латиноамериканской философии; указывал испанский философ Хосе I^oc, который в этой связи подчеркивал и особый тип латиноамериканского философа - моралиста, творчество 1. См.: "Вопросы философии на рубеже 80-х годов". - Вопросы философии, 19Ш, J^ I , C.I6.2. ЗемсковВ.Б. Аргентинская поэзия гаучо. -М. : Наука, 1977, с.201. - 6 т которого носит пропагандистско-проповеднический характер . Об "этической, озабоченности" латиноамериканской философии, которая "питает и дает ей смысл", говорит и аргентинский философ Р.Фрондиси'^ .Американский историк философии Патрик Романель, сравнивая североамериканскую и латиноамериканскую философии также отмечал, что латиноамериканская мысль "инспирирована в основном проблемами поведения", моральной проблематикой в целом", что выражает, по его мнению, "трагическое чувство жизни", в отличие от североамериканского - "эпического чувства жизни", направленного на проблемы познания . Мексиканский философ Леопольде Сеа, продолжая сравнение, говорит о необходшости согласования идеалов с соответствующим видением мира. Североамериканская философия - праплатизм, выражает растущее господство человека над природой. Латиноамериканская же, "обратилась к миру этики и конкретной политики, соответственно своему мировидению"*^ . Американский ученый Кроуфорд В.Р. в книге "Сто лет латиноаглериканской мысли", отмечает: "Взаимопроникновение этики, эстетики и политики не обещает научности, и результаты, действительно кажутся далекими от монументов европейской философии типа систем Декарта, Спинозы, Гегеля. Но будет ли разумным отрицать, что в разных культурах философия может существовать в разных формах, что ее цели и границы суть также продукты истории? Должны ли мы отказывать латиноамериканцам в праве на филоBJJW, mrzO'CfSni^ /7. /7/). - 7 т Софию только потому, что мы понимаем это слово иначе?"'^ В советской/Литературе также отмечена эта специфическая этико-эстетическая окрашенность латиноамериканского философствования и подчеркивается': необходимость специального изучения ее становления и развития'^.При определении и анализе особенностей латиноамериканской философии возникает ряд методологических трудностей. В целом современную латиноамериканскую мысль довольно трудно расчленить на определенные направления, школы или системы^^ . Однако, идентичность социально-экономических проблем обусловливает и определенную идеологическую общность. Отличительной чертой философского мышления в Латинской Америке стала его содержательная общность, в основе которой лежит сходство исторического развития стран, региона. Несмотря на политическую "дробность" континента, возникшую после завоевания независимости /процесс, начавшийся в ХЕХ веке и совпавший с образованием самостоятельных наций/, у латиноамериканских стран имеется целый ряд общих черт, объясняемых экономической отсталостью и зависимостью этих стран.Историческая общность латиноамериканских стран выразилась Б сходных тенденциях как экономического и политического, так и культурного развития. Социально-экономическое положение стран 1. Цит. по: Концепции историко-культурной самобытности J^THHской Америки. -М. : Наука, 1978, с.Ю.
2. См. там же, с . I I .В первые три столетия испано-португальского господства культурная жизнь Б каждой::.из колоний была единой. Схожесть интеллектуальной- жизни континента является важным фактором для объяснения содержания латиноамериканской философии,. Видный латиноамериканист Манфред Коссок /ГДР/ выделяет следующие факторы, которые сказались на развитии всего региона: относительная географическая самостоятельность; общая колониальная история, приведшая к определенной.:структурной унификации; сознание континентальной общности; единство языка, проявляющееся во всеобщем распространении испанского и португальского; деформированное социально-экономическое и политическое развитие после достижения самостоятельности в условиях косвенной реколонизации; общность задач, стоящих перед народами этого региона, заключающихся в достижении национального освобождения посредством антиолигархичет ской и антиимпериалистической революции . Таким образом, социально-историческая и идеологическая обусловленность латиноамериканской философии несомненна. Совокупность материальных и идеологических факторов в качестве культурно-исторического опыта, с очевидностью обнаруживает себя в формировании латиноамериканской философий.Учитывая вышесказанное, рассмотрение в данной работе культурно-исторических факторов формирования латиноамериканской философии и критический анализ ее социально-нравственной проблематики предполагается провести, главньм образом, на материале философских концепций аргентинских и мексиканских мыслителей, как представителей наиболее развитых в философском отношении I . Коссок М. Общее и особенное в историческом развитии JEтинcкoй Америки. - В кн.: Расы и народы. М., 1974, с.46. - 9 стран^. Кроме того, буржуазная философская мысль этих стран в своем развитии дает представление о комплексе идей, присущих всему континенту. Подтверждение этому мы постоянно находим в работах самих латиношериканских философов. Так, в частности, аргентинский философ Энрике Луссель отмечает: "То, что здесь говорится об Аргентине, аналогично может быть отнесено ко всш латиноамериканским CTpanaM"*^ .Этическая проблематика в философских построениях латиноамериканских мыслителей является специфическим продуктом развиТИЯ "зависимого" капитализма слаборазвитых стран третьего мира^ .^ Проблема этико-морального возрождения латиноамериканских народов поставлена социальньми процессами "зависшего" капитализма более остро, чем в развитых капиталистических странах. Эту ситуацию выражает своеобразный "моральный язык" философских воззрений: тема насилия, одиночества, отчуждения, социальных форм симуляции как выражения неподлинности существования, мистификации, безнадежности, зависимости и т.п.Обращение к "этическому" в современной латиноамериканской философии является не только реакцией на кризисное состояние буржуазной этики, но и продолжает традиции так называемых "основателей" латиноамериканской философии /общая характеристика 1. См.: [[ liom^re Ij IDS ^^Jores^p,2D.2. MusselF. AtnericqШиа:d^pefiJeffcfa i/ Не/жf0/1.-ЗА. 1^75p,2S^ 3. Подобные процессы характерны и для расово-этнических групп, находящихся на низших ступенях социальной лестницы развитых капиталистических стран. Так, канадский психолог и антрополог Отто Клайнберг отмечает, что движение черного населения США. сопровождается'выработкой сложной философской концепции самобытности и формированием "новой этики черных", базирующейся на расовом самосознании, высоком чувстве собственного достоинства, гордости, полноценности, уверенности. См.: О.Клайнберг. Культура и культуры. - Курьер ЮНЕСКО, август. 1982, с.9. - 10 творчества "основателей" будет дана ниже/. Так, у мексиканского философа Антонио Касо встречается мысль о необходимости ост новать национальную мораль* .^ Определенно говорит о постулировании "новой философии" - "не научного характера, а этической ориентации" аргентинский философ Алехандро Корн'^ . В свете своеобразной этической теории пытается осмыслить процессы освободительной борьбы, обосновать подлинные моральные ценности латиноамериканского народа современный аргентинский филоооф Э. Луссель.В последнем случае речь идет не просто о понимании этики и морали. Подобно тому, как ставится вопрос о специфике латиноамериканской философии речь идет не о том - существует или не существует философия в Латинской Америке. Факт изучения и постановки философских проблем не вызывает у латиноамериканских мыслителей сомнений. Вопрос стоит о существовании именно "латиноамериканской" философии, ее субъекте и объекте, методе исследования. Таким же образом ставится вопрос о возможности латиноамериканской "этики освобождения" в философии Э.Дусселя.Исходным методологическим пунктом для понимания характера. современной латиноамериканской философии в данном случае может служить идея о том, что представления о нравственности в том или ином философскш учении зависят от "характерного для него понимания человека, общества, истории, подчас даже мира в целом, от истолкования задач и путей философствования" . в современной лат и но ал^ериканск ой философии эта зависимость очевидна.Направленность латиноамериканской мысли на обсуждение проблем культурного самоопределения во многом предопределила ее характер как философии моральной, от да] чающейся, в то же время, от традиционной философии морали западной философии. Аргентинский философ Э.Дуссель называет латиноамериканскую философию "этической" , понимая под этим такую "практическую философию", которая должна выявить жизненные принципы и идеалы современного латиноамериканца.1. Так, для мексиканского философа Х.Басконселоса конкиста становится отправной -точкой для разработки концепции "космической расы". Основные категории "этики освобождения" Э.Дусселя вырабатываются им в процессе пересмотра исторического развития не только континента, но и всего человечества.Чем объясняется данный характер латиноамериканской философии? Из всех форм общественного сознания мораль имеет прямую, непосредственную связь с человеком, человеческими проблшами, ее интересует знание не само по себе /как науку/, а знание, прелшленное в ценностях^ и потому "моральное измерение" берется латиноамериканскими мыслителями /в частности, Э.Дусселем/ как наиболее приемлемый способ "человеческого" осмысления проблем латиноамериканского общества и его истории.В исследовании автор руководствовался методологическими принципами анализа историко-философского процесса, сформулированными в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина.В ходе критического исследования возникла необходимость конкретизировать принципы марксистско-ленинской историко-философской методологии на материале латиноамериканской философии. Так, с точки зрения марксистской методологии принцип социальной обусловленности означает требование понять любую философскую систему, философию вообще, во-первых, в связи с историческими условиями своего существования, во-вторых, в связи с другими философскими системами. Зто означает, другими словами, понять латиноамериканскую философию как момент всемирно-исторического хода историко-философского процесса.Б отношении изучения идеологии, философских учений, концепций, возникающих в рамках современного национально-освободительного движения' "все более ощущается потребность в выработке общих методологических подходов к анализу идеологических - 15 течений "третьего мира" . Так, в отношении предаета нашего исследования возникает задача объяснения характерной для философских построений латиноамериканских мыслителей противоречивости, эклектичности, сочетания;'традиционализма и модернизма, радикализма и консерватизма, национализма и социализма и т.д. Марксистская оценка идеологического явления, в нашем случае, латиноамериканской, философии, требует учета тех социально-классовых условий и реальных проблем, которыми вызваны к жизни эти концепции.Б литературе, посвященной общественной мысли развивающихся стран имеется две тенденции'^ : первая состоит в установке на подчеркивание специфики, уникальности ситуации развивающихся обществ; другая рассматривает идейные процессы с точки зрения более широких универсалий-И закономерностей всемирной истории.В этом случае анализ конкретного материала необходимо ведет к уточнению и разработке общетеоретических проблш. Тема нашего исследования, на первый взгляд, следует первой из утсазанных тенденций.! Но здесь надо иметь в виду, что, в принципе, оба подхода не только правомерны, но и должны взаимно дополнять друг друга, фугими словами, необходимо исходить из диалектики общего и особенного, их проявления в историко-философском процессе.Понимание специфики невозможно без выхода к "общему" - без учета ранее известных закономерностей и понятий. Нахождение необходиглой меры - гармонично дополняющих друг друга конкретно-исторического и историко-философского /причем - социально-этического/ анализа составляет здесь безусловную трудность.1. Хорос В.Г. О популистских течениях в развивающихся странах.Вопросы философии, 1978, № I , с.68.2. См. об этом: Хорос В.Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах. -М. : Наука, 1980. - 1 6 Касаясь этих положений методологии истории философии, следует, однако, отметить, что методологические пробламы исследования-философии отдельного народа /народов, региона/ и подходы т к ее изучению еще недостаточно определены . Таким образом, рассмотрение истории философии не только со стороны общих закономерностей, но и со стороны национальных особенностей является важной задачей историко-философской науки. Национальная философия как конкретно-историческая форма всемирно-исторического развития философского познания воплощает диалектическое единство всеобщих закономерностей философского развития и индивидуально-своеобразного проявления этого развития. Анализ латиноамериканской философии на уровне диалектической взаимосвязи общего и особенного позволяет учитывать не только общие закономерности, что обычно и делается, но и специфические особенно-' сти развития этойг!философии. Поскольку национальный момент присутствует в революционном движении угнетенных народов не просто как его форма, а как выражение его сущности, особую важность приобретает то своеобразие, в котором выражается духовная сущность нации.В своем исследовании автор опирался на методы и результаты исследования современной буржуазной философской мысли XX столетия. Это работы А.С.Богомолова, Б.Т.Григорьяна, О.Г.Дробницкого, А.Б.Зыковой, Т.А.Кузьминой, Ю.К.Мельвиля. М.К.Мамардашвили, Э.Ю.Соловьева, Т.И.Ойзермана и др.Методологическими принципами исследования проблем этики и морали в латиноарлериканскои мысли являются положения, выработанные советскими этиками. Автор опирался на исследования А.А.ХУсейнова, О.Г.Дробницкого, А.И.Титаренко, К.А.Шварцман и др. I . См.: Каменский З.А. История философии отдельного народа.Вопросы философии, 1968, )§ 3. - 17 Ср|ественное значение для проведения диссертационного исследования имело также изучение работ по истории, политике, культуре стран Латинской Америки, выполненные советскими исследователями-латиноамериканистами /М.С.Альперович, И.Р.ГригулеБИЧ-, Т.В.Гончарова, В.Б.Земсков, В.А.Кутейщикова, Л.С.Осповат, И.А.Тертерян. А.Б.Шестопал и др. / .Диссертация написана на основе анализа латиноамериканских источников. Диссертантом критически осмысливаются работы латиноамериканских философов, историков, социологов. В частности, для реконструкции позитивистской философии в Мексике и Аргентине существенную помощь оказали работы мексиканского философа Леопольде Сеа, панамского историка философии Рикаурте Солера, аргентинского исследователя-марксиста Берты Перельштейн.Научная новизна исследования. Работа представляет собой первую в советской литературе попытку систематического анализа социально-нравственных проблем и этико-гуманистического характера латиноамериканской философии. В работе предпринята попытка проследить развитие указанной особенности латиноамериканской философии в ходе ее становления. В таком аспекте латиноамериканская мысль еще не исследовалась. Фрашентарно поднималась проблема специфики латиноамериканской философии ,^ но не ставилась специально задача целостного воссоздания в рамках историкоэтического анализа одной из характерных тенденций в развитии современной латиноамериканской философии.Практическая и теоретическая значимость исследования. Результаты и материалы работы мозут быть использованы при подготовке спецсеминаров по изучению истории философии, истории нравственности и моральных учений, критике современных буржуазных I . См.: К вопросу о специфике латиноамериканской философии. М., Институт философии АН СССР, 1980. - 18 этических концепций, в лекционно-пропагандистской работе. Критический анализ латиноамериканской философии, ее социальнонравственной проблематики важен также и для понимания особенностей :совраменной интеллектуальной жизни латиноамериканских стран.Критический анализ латиноамериканской философии, предпринятый в диссертации, может слуншть основанием для развертывания дальнейших исследований философской.мысли этого культурного региона. - 19 Глава:-!. ИДЕ14НЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ЛАТИНОМЕРИКАНСКОЙ ФИЛОСОФИЙ
Просмотров: 179 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031