Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 19 » Скачать Социально-инновационные ресурсы в системе управления современными российскими вузами. Куприяненко, Александр Ильич бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
00:53
Скачать Социально-инновационные ресурсы в системе управления современными российскими вузами. Куприяненко, Александр Ильич бесплатно

Социально-инновационные ресурсы в системе управления современными российскими вузами

Диссертация

Автор: Куприяненко, Александр Ильич

Название: Социально-инновационные ресурсы в системе управления современными российскими вузами

Справка: Куприяненко, Александр Ильич. Социально-инновационные ресурсы в системе управления современными российскими вузами : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.08 / Куприяненко Александр Ильич; [Место защиты: Моск. гос. технол. ун-т "Станкин"] - Москва, 2009 - Количество страниц: 169 с. Москва, 2009 169 c. :

Объем: 169 стр.

Информация: Москва, 2009


Содержание:

Глава 1 Особенности социально-управленческой ситуации в системе управления современных российских вузов
11 Инновации в образовательной среде
12 Социально-экономическая и правовая база образовательной среды
13 Наука и исследовательская деятельность в современном вузе
Глава 2 Социальные ресурсы инноваций в системе управления образовательной средой
21 Перспективы развития инновационной деятельности в высшей школе
22 Формирование инновационной деятельности студентов технических специальностей как социальный ресурс в системе управления современными российскими вузами
23 Российский национальный инновационный проект научно-исследовательские университеты _

Введение:

Современная Россия решает весьма сложные социально-управленческие задачи на путях создания национальной инновационной системы с учетом мирового опыта и своих экономических, политических, социально-культурных и духовных особенностей и традиций.В этой связи особую актуальность приобретают вопросы управления развитием инноваций современной образовательной среды в России, отвечающей требованиям перспективного социально-экономического роста и учитывающей особенности трансформационного периода.В настоящее время инновационная деятельность провозглашена в качестве приоритетного направления государственной экономической политики.Основными носителями инновационной способности нации (социальноинновационные ресурс) являются современные российские технические вузы, и на них возлагается задача по интенсификации инновационной деятельности.Актуальность проблемы развития системы эффективного управления современным российским инновационным образованием обусловлена факторами, ярко проявившимися в настоящее время: организационные и кадровые проблемы высшей школы; рациональная структура научно-педагогических кадров; несовершенство системы внедрения инноваций в учебный процесс; проблема определения критериев эффективности инновационных методов обучения; маркетинг в сфере образования и образовательный консалтинг.Актуальность исследования определяется также Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, согласно которой главное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, формируемым в процессе: - развития инновационной сферы; - изменения стрзчоуры экономики в пользу наукоемких отраслей; - формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны; - обеспечения социальной и профессиональной мобильности; - формирования кадровой элиты общества, основанном на свободном развитии личности.В связи с этим исследование социально-инновационных ресурсов в системе управления современными российскими вузами особо способствует не только пониманию и развитию принципов социального управления в ВУЗе, но и формированию мощной социальной базы для развития отечественной науки и технологий, что в конечном итоге будет способствовать созданию основы для дальнейшего развития российского общества.СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Проблематика управления инновационной деятельностью в сфере образования, которая является предметом исследования в данной работе, находится на пересечении нескольких научных областей, в частности, социологии управления, социологии образования, социологии науки, инновационного менеджмента, стратегического менеджмента, экономики, социальной психологии и общей теории управления.В то же время вопросу управления инновационными процессами в практике управления социально-инновационными ресурсами в системе управления современными вузами с учетом специфики социально-экономических условий современной России, по мнению автора, уделено недостаточно внимания.Определенный вклад в эту область исследований внесли в нашей стране следуюпще авторы: Анчишкин А.И, Бляхман Л.С., Васильев Г.А., Волков О.И., Глазьев Г., Дагаев А.А., Дуженков В.И., Олейников ЕА. и другие специалисты, а также такие зарубежные исследователи в контексте анализа нововведений и инновационных процессов в образовании, как Дж. Агтербек, Р. Баррас, Г. Вильяме, М.Вудхол, Е. Денисон, Я.Кук, Ф.Кумбс, П.Майерс.Т.Шульц и другие.Так, в работах зарубежных авторов глубоко изучены теоретические и практические аспекты инновационных процессов, а также большое внимание уделяется организации внедрения научно-технических достижений в образовании с учетом особенностей современных инноваций.Однако перенос зарубежного опыта в систему управления современными российскими вузами требует дополнительного изучения ряда вопросов, в том числе поиск эффективного механизма внедрения нововведений, ориентированного на отечественную действительность.Несмотря на то, что интерес к теории нововведений в нашей стране возник несколько позже по сравнению с рядом зарубежных стран, тем не менее, вышеуказанньвли советскими и российскими авторами внесен значительный вклад в развитие этого направления.Вместе с тем глубокая проработка теоретических вопросов не всегда сопровождается практическими рекомендациями по определению наиболее социально - целесообразных социально-инновационных ресурсов в системе управления современными российскими вузами.Фундамент междисциплинарного направления "инноватика" заложили в начале века работы экономистов и, одновременно, социологов - теоретиков И. Шумпетера и Н.Д. Кондратьева'. Их работы позволили очертить циклические закономерности научно-технического прогресса, обосновать идею взаимодействия технологических и институциональных сдвигов.Гуманитаризация экономических наук наметившаяся в 1980-90-е гг., способствовала ренессансу социально-экономических исследований по теме инновационной деятельности (С. Клайн, Н. Розенберги^ др.). Немалый вклад в развитие этого направления внесли теоретики инновационного менеджмента (Дж. Залтмен, Р. Данкан, Дж. Холбек, П. Дракер и др.у. ' Schumpeter J.А. The theory of economic development. Cambridge, 1934; Кондратьев Н.Д. Проблемы эконо.мической динамики.- М. 1989; ^ Kline SJ. and Rosenberg N. An Overview of Innovation./ In R. Landau and N. Rosenberg (eds.). Tlie Positive Sum Game. -Washington, DC: National Academy Press, 1986. ^ Zaitman G.,Dimcan R., Holbek J. Innovation & organizations. -N.Y: John Wiley & Sons, 1973; Drucker, P.P. Entrepreneurship and Innovation -N.Y., 1985.С конца XX века формируется самостоятельная социологическая ветвь инноватики, интегрирующая социальные, экономические и управленческие подходы. Приоритетность в разработке методологических и концептуальных основ инноватики принадлежит западным социологам (В. Лундвал, Р. Витли, Л. Виннер и др.у. Их исследовательские интересы были сосредоточены на внутриорганизационной и межорганизационной социальной интеракции в процессе осуществления, инновационной деятельности, роли социально-экономических связей и сетей, глобального социоэкономкгческого моделирования инновационного процесса.Предтечей оформившегося отечественного направления социальной инноватики можно считать промышленную социологию. Среди наиболее авторитетных отечественных исследователей социальных проблем инновационной деятельности признаны Д.М. Гвишиани, А.И. Пригожий, B.C. Дудченко, Н.И.Лапин\ Прикладное направление сформировали работы социологов-практиков В.И. Герчикова, B.Bi Чичилимова и др.В период интенсивного перехода экономики на новый уклад тема технологического прогресса и его социального сопровождения ушла на задний план. Интерес к ней возродился только по мере стабилизации новых форм хозяйственной жизни, т.е. в последние годы. Появились публикации, непосредственно сфокусированные на инновациях в образовательной сфере и их социальном обеспечении (Р.В. Рывкина и ЛЛ. Косалс, В.И. Кабалина, А. Кугель, А.А. Гордиенко и др.). Вместе с тем динамичность общественноэкономической ситуации не способствовала целостности восприятия столь важного социально-экономического явления, каким является инноватика.Вместе с тем глубокая проработка теоретических вопросов не всегда •* Limdvall В.-А., ed. National Systems of Innovation: Towards a Tlieory of Innovation and Interactive Learning. - London, 1992.; R. Whitley (ed.), The Changing European Firm. - London:Routledge, 1996; Winner L. Upon opening tlie black box and timing it empty: Social constructive tarn philosophy of technology // Science, Technology, & Human Values, 1993.-N 18.-P.362-378. ^ Научные исследования и человеческие потребности. (Под ред. Гвишиани Д.М, Лапина Н,И.)- М., 1979; Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (сощюкультурные проблемы инноватики) - М., 1989; Дудченко B.C. Основы инновационной методологам. - М., 1996. Герчиков В.И. Социальное планирование н социологаческая служба в промышленности. Методологая с позиций пракп1кн.-НоБоснб1фск, 1984.; Чичилимов B.C. Заводской социолог в системе управления коллективом.//СоцИс-1982.-№4. сопровождается практическими рекомендациями по определению наиболее социально - целесообразных социально-инновационных ресурсов в системе управления современными российскими вузами.Недостаточное изучение тенденций последних лет (фрагментарность работ и запаздывание в обобщении опыта) диктуют настоятельную потребность в новых исследованиях социально-управленческой составляющей современных инновационных процессов в системе управления современными российскими вузами, в частности социально-инновационных ресурсов.ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются система управления российскими вузами.ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ - социально-инновационные ресурсы в системе управления современными российскими вузами, ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, чтобы выявить и исследовать социально-инновационные ресурсы в системе управления современными российскими вузами и разработке научных положений по управлению образовательной средой.Для достижения поставленной цели, потребовалось решение следующих задач диссертационного исследования ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. • Оценить социально-экономические и нормативно-правовые аспекты функционирования и разврпия образовательной среды; • Проанализировать состояние, тенденции формирования инновационной деятельности студентов технических специальностей на основе существующей системы научно-исследовательской работы; • Определить социально-управленческие функции внедрения инноваций в образовательный процесс; • Обобщить существующие подходы к исследованию социальной составляющей инновационной деятельности в системе з^равления современными российскими вз^ами; в> Выявить социальные рес5фсы инноваций и социальные технологии в системе управления образовательной средой; • Обосновать основные подходы к созданию новой организационной структуры - сети национальных исследовательских университетов; •> Разработать констрз^ктивные рекомендации и определить перспективы развития инновационной деятельности в высшей школе современной России.МЕТОДОЛОИШЕСКАЯ БАЗА И МЕТОДЫ ИССЛЕда Теоретической базой диссертации являются труды отечественных и, зарубежных ученых, заложивших, фундаментальные социологические и'. управленческие основы исследования образовательной среды,. институционализации и функционирования в рамках высшего образования моделей управления инновационными процессами: Особое значение для диссертационного исследования имеют разработки в области современной социологии управления и социологии образования.Теоретическая база и методология работы предполагала использование методов и процедур социологического исследования, позволяюищх определить многоаспектные срезы объекта исследования.Эмпирическая база исследования формировалась из опубликованных материалов общероссийских и ведомственных статистических источников, нормативных документов, отражающих характер государственного управления сферой науки, образования и инновационной деятельности.Привлечены для вторичного анализа след)аощие материалы: нормативные документы и законодательные акты в сфере образования; приказы, письма и другие нормативные акты органов государственного управления высшим образованием; материалы исследований по моделям управления инновациоьшыми процессами в российских ВУЗах; материалы научных конференций и семинаров по рассматриваемому кругу проблем; собственные наблюдения в ходе осуществления нововведенческой деятельности в университете и материалы проведенного автором в 2007 - 2008 годах социологического экспертного опроса представителей профессорско-преподавательского состава, научных работников и студентов 5 и 6 курсов технических специальностей Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского государственного технологического университета «Станкин». Материалы опроса и основные результаты исследования отражены в диссертации автора.НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в следующих результатах, которые и выносятся на защиту: 1. Объективно неизбежное формирование на основе гармоничной интеграции фундаментальной науки, образования и практической деятельности научно-исследовательских университетов требует переосмысления места, и роли ВУЗа в тех стратегических концепциях, которые определяют направления и характер . научно-технического развития, роста инновационного потенциала и реализации конкретных задач устойчивого и динамичного развития общества. ВУЗ, интегрируясь с наукой, сферой НИОКР и практикой, может стать своеобразным генератором, обеспечиваюыщм инновационно-активную составляющую функционирования современного социума.2, Необходимо создание на базе ведущих университетов и академий, позитивно зарекомендовавших себя в сфере инновационной деятельности, университетских комплексов и, как их подвидов, учебно-научно-инновационных комплексов (УНИК) и учебно-научно-производственных комплексов (УНПК), в которых на основе уже имеющегося уровня финансирования необходимо создавать соответствуюшую морально-психологическую и профессиональную среду и инновационную инфраструктуру для ускоренного освоения нововведений в научно-технической и образовательной сферах.3. Инновационная политика ВУЗа должна быть направлена на укрепление его конкурентных позиций на имеющихся и новых образовательных рынках России, обеспечение монопольного и конкурентного положения в разработке наукоемких товаров и услуг в определенных областях науки и техники путем приобретения патентных и других исключительных прав, на создание и сохранение ноу-хау, а также эффективного управления этой интеллектуальной собственностью.4. Применение той или иной модели в практике управления инновационными процессами в российской образовательной среде зависит не от достоинств или преимуществ этих моделей, а от таких факторов как общий социально-политический климат, степень готовности к внедрению инноваций, сила или слабость реформаторских движений, усиления или ослабления бюрократических структур.5. Определён перспективный вектор развития образовательной деятельности на основе интенсивного использования инновационных технологий: система образования неизбежно должна трансформировать парадигму своего функционирования в направлении неуклонного движения к опережающему образованию, а её ориентация должна смениться с техногенно-экономической на гуманистическую и экологическую. Инновационный путь модернизации высшей школы страны принес заметные результаты. Важными и перспективными элементами инновационной структуры в высшей школе России являются созданные на базе ведущих ВУЗов страны Учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК) и технопарки, которые развиваются достаточно быстрыми темпами. Однако правовая основа инновационной деятельности высшей школы России требует существенной коррекции. В развитии инновационной системы высшей школы России существует множество проблем, решение которых способствовало бы большей эффективности инновационной деятельности.6. Инновационная деятельность конкретного высшего учебного заведения должна рассматриваться как элемент общегосударственной инновационной политики, но обладать значительной долей самостоятельности, обеспечивающей её «привязку» к определённым особенностям региона, ситуации, собственным возможностям, надёжную интеграцию учебного, научного и инновационного процессов на основе концентрации административно-структурного, нормативно-правового, финансово-экономического и материально-технического ресурсов.8. Показано, что главный, фундаментальный фактор неудовлетворительного состояния инновационной деятельности в высшей школе — невнятная, спорадическая, непоследовательная, противоречивая' государственная инновационная политика в целом. Принимаемые государственные нормативные акты (законы, указы, постановления; программы - и т. п;) находятся в противоречии с реальностью: скудостью, а часто отсутствием соответствующих финансов, несовершенством системы управления и координации этого процесса, крайне неудовлетворительной системой стимулирования, контроля, оценки и реализации получаемых результатов.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Сформулированные основные положения и выводы способствуют расширению и углублению имеющихся в современном научном знании представлений о социально-инновационных ресурсах в системе управления инновационными процессами в образовательной среде современной России, могут быть полезными в процессах выработки государственной инновационной политики в целом и высшей школе в частности.Понятие инновационной деятельности студентов в роли научноисследовательской работы, как базовой составляющей в ее формировании, обосновании вьщеления ключевых компонентов в интеллектуальной творческой деятельности студентов в подготовке к инновационной деятельности на основе научно-исследовательской работы в материалах диссертации может найти применение при подготовке учебных и консультативных курсов по социологии управления и образовательной политики, положены в основу спецкурсов по соответствующей проблематике для студентов-социологов, управленцев, правоведов, аспирантов, специалистов по социально-управленческой работе в образовательной среде, а также при разработке стратегии и политики инновационной деятельности в высших учебных заведениях.АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ Основные теоретические и практические положения и выводы диссертации* обсуждены на заседании кафедры «Социологии, психологии и педагогики» Московского государственного технологического университета «Станкин», в докладах автора на методологических и аспирантских семинарах кафедры, а также на конференциях, конгрессах и круглых столах, специализированных семинарах Учебного центра подготовки руководителей Федерального агентства по образования, специализированных учебно-практических семинарах и круглых столах, проводимых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Материалы диссертации использованы в публикациях автора.
Просмотров: 195 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930