Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 24 » Скачать Социально-экономический механизм защиты прав потребителя в обеспечении качества продукции. Масякин, Александр Николаевич бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
16:12
Скачать Социально-экономический механизм защиты прав потребителя в обеспечении качества продукции. Масякин, Александр Николаевич бесплатно

Социально-экономический механизм защиты прав потребителя в обеспечении качества продукции

Диссертация

Автор: Масякин, Александр Николаевич

Название: Социально-экономический механизм защиты прав потребителя в обеспечении качества продукции

Справка: Масякин, Александр Николаевич. Социально-экономический механизм защиты прав потребителя в обеспечении качества продукции : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05 / Масякин Александр Николаевич; [Место защиты: Тамб. гос. техн. ун-т] - Тамбов, 2008 - Количество страниц: 151 с. ил. Тамбов, 2008 151 c. :

Объем: 151 стр.

Информация: Тамбов, 2008


Содержание:

Введение
1 Теоретические основы защиты прав потребителя в обеспечении качества продукции
11 Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи качества продукции и защиты прав потребителя
12 Основные тенденции регулирования качества продукции в российском законодательстве
13 Институциональные ограничения защиты прав потребителя как фактор совершенствования системы управления качеством
2 Анализ влияния механизма защиты прав потребителей на формирование менеджмента качества
21 Влияние механизма защиты прав потребителей на управление качеством продукции
22 Ретроспективный анализ защиты прав потребителя в обеспечении качества продукции
23 Роль общественных организаций в решении проблемы защиты прав потребителя и обеспечении качества продукции
3 Реализация социально-экономического механизма защиты прав потребителей в обеспечении качества продукции
31 Особенности формирования социально -экономического механизма защиты прав потребителей в обеспечении качества продукции
32 Реализация идеологии управления качеством Управляющей
Компании «Тамбовская топливная компания»

Введение:

Актуальность темы исследования. Активная политика в области защиты прав потребителей промышленной продукции приводит в действие механизмы I управления качеством продукции на предприятии. Эта аксиома обусловила формирование комплексной системы взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Потребитель является наиболее уязвимым участником экономической системы и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства. Поэтому одной из основных задач рыночной экономики является применение эффективных методов защиты прав потребителей. Россия энергично поддерживает основные права и интересы потребителей, соответствующие международно-правовым стандартам в этой сфере. Основные принципы и механизмы защиты потребителей выражены в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», который определил круг прав потребителей, установил технологию реализации этих прав. Интересы защиты прав потребителей отражают все отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное, уголовное. Изменения в экономической, социальной, правовой сферах общества, направленные, в том числе, и на охрану прав и интересов потребителей, протекают в своеобразных социально-культурных условиях. Это требует обращения к историческому опыту, выраженному в законодательных актах прошлого. Анализ норм, регулирующих взаимоотношения покупателей и продавцов в дореволюционной России, механизм защиты интересов потребителей в условиях командно-административной системы позволит подготовить научную почву для эффективной защиты потребителей в условиях современной России. Многообразная рыночная деятельность рождает новые и новые проблемы в современном законодательстве, вызывая тем самым необходимость в его совершенствовании. Управление качеством продукции, тщательное изучение исторического опыта защиты нрав потребителей, установление механизма взаимосвязи между качеством выпускаемой продукции и защитой потребителей позволяет решать сложнейшие задачи современной рыночной экономики. Вышеуказанные обстоятельства определили актуальность и выбор темы диссертации.
Недостаточность научной проработки этих проблем определяет актуальность и значимость их исследования.
Степень разработанности проблемы. Вопросы формирования механизма, защищающего права и интересы потребителей, являются в известной степени новыми для российской экономической науки. Ретроспектива теоретических разработок этой проблемы в научной литературе освещается недостаточно полно. В научных исследованиях проблема защиты прав потребителей освещается в экономико-правовом, либо гражданско-правовом ракурсах вне связи с теорией и практикой управления качеством товаров и услуг. Следовательно, имеется широкое пространство для научного исследования процесса зарождения и становления инструментов, защищающих права и интересы потребителей, изучения механизмов защиты прав потребителей в обеспечение качества продукции. Пытаясь восполнить этот пробел, автор диссертации, на основе комплексного изучения экономических проблем и истории развития законодательства о защите прав потребителей, ретроспективного анализа эволюции теории управления качеством, предлагает теоретические подходы к совершенствованию социально-экономического механизма защиты прав потребителя в обеспечении качества продукции.
Диссертационное исследование опирается на труды русских ученых и практиков, прежде всего, на работы: М.Ф. Владимирского-Буданова, И. Малиновского, П.Н. Мрочек-Дроздовского, К.А. Нсволина, Д.Я. Самоквасова. А также на труды ученых-цивилистов: В.Э. Герценберга, A.M. Гуляева, К. Кавелина. В.Н. Латкина, Д.И. Мейера, К. Победоносцева, A.A. Симолина, Ф.И. Фармаковского. Г.Ф. Шершеневича и др. В диссертации широко использованы положения советских и современных исследований. Вопросы гражданско-правовой защиты потребителей наиболее полно освещены в работах A.JL Белахова, B.C. Белых, А. Винавера, K.JT. Граве, А .Я. Куник, Ю.Я. Львович, Я. Парций, Административно-правовые и уголовно-правовые аспекты отражены в работах Г.И. Вольфмана, Ю.В. Кореневского, Р. Орымбаева. Ю.И. Ляпунова. Проблемам развития потребительского законодательства посвящены труды JI.B. Винокуровой, О.Н. Зименковой, АЛО. Кабалкина, А.Е. Шерстобитова, В.А. Язева.
Проблемы управления качеством материальных объектов, их взаимосвязи с экономическими процессами нашли отражение в трудах Аристотеля, Е. Бем-Баверка, J1. Вальраса, Гегеля, У. Джевонсона, Д. Локка, К. Маркса, К. Менгера, В. Парето, П. Самуэльсона, Ф. Эджуорта.
Вопросы качества продукции и организации производства проводилось в трудах зарубежных авторов: В. Деминга, Д. Джурана, К. Исикавы, Ф. Кросби, Г. Тагути, А. Фейгенбаума, Дж. Харрингтона и в работах отечественных ученых: Г.Г. Азгальдова, Ю.П. Адлера, J1.M. Бадалова, В.Я. Белобрагина, A.B. Гличева, Б.И. Герасимова, Д.С. Демиденко, Н.Д. Ильенковой, Е.М. Карлика, Д.С. Львова, В.В. Окрепилова, B.C. Синько и др.
Следует особенно выделить труды академика В.Я. Белобрагина и его научной школы, посвященные созданию теоретической концепции и применению теории шесть сигм качества продукции и услуг на предприятии.
Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области защиты прав потребителей разрабатывались целой плеядой известных ученых. Следует выделить работы О.С. Иоффе, М.И. Брагинского, А.Ю. Кабалкина, Ю.Х. Колмыкова, Е.Д. Шешенина, А.Е. Шсрстобитова, Я.Е.Парций и многих других.
Практика защиты прав и интересов потребителей нашла отражение в исследованиях СП. Медведева, В.В. Окрепилова, Ю.И. Свядосц и др В основу диссертационного исследования положены следующие источники: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации ч.1, 2, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон «О защите прав потребителей» и др. Среди зарубежных ученых, работы которых использовались в данном исследовании, можно назвать Т. Бург^ани, К. Грэвер, Г. Дернбург, Л. Дюги, С. Жамен, Л. Лакур, в том числе исследования международных институтов, занимающихся проблемами защиты прав и интересов потребителей.
Эти разработки, несомненно, имеют большое теоретическое и практическое значение. Однако в большинстве из них отсутствует системный анализ защиты прав потребителя как социального института России и регионов. Причем качество продукции как социально-экономическая категория рассматривается в отрыве от этапов реформирования и развития процесса защиты прав потребителя.
Отсутствует серьезное методическое обоснование принципов построения социально-экономического механизма защиты прав потребителей, обеспечивающей наполнение и реализацию региональной программы управления качеством жизни.
Из сказанного выше вытекает необходимость создания научно-обоснованной теории формирования социально-экономического механизма защиты прав потребителей в обеспечение качества продукции, что предопределило выбор темы, цель, задачи и основные направления исследования.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является научно-практическое обоснование социально-экономического механизма защиты прав потребителя в обеспечении качества продукции.
В соответствии с целью в ходе диссертационного исследования выделены и решены следующие задачи:
1. Изучение эволюции понятия «потребитель», его роль в экономических механизмах и нормативных документах, защищающих права и интересы потребителей.
2. Обоснование теоретических подходов к проблеме защиты прав потребителя в обеспечении качества продукции в рамках современной социально-экономической концепции управления качеством.
3. Анализ современных и исторических традиций в области регулирования качества продукции в российском законодательстве.
4. Обоснование инструментов и механизмов защиты прав потребителя в качестве ключевого фактора совершенствования системы управления качеством.
5. Выявление основных тенденций формирования социально-экономического механизма защиты прав потребителей и его влияние на развитие управления качеством продукции.
Объект исследования. Объектом исследования является концепция прав потребителя в процессе управления качеством продукции.
Предмет исследования. Предметом исследования является совокупность социально-экономических и управленческих отношений в процессе формирования механизма защиты прав потребителя в обеспечение качества продукции. Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической базой диссертационного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента качества, защиты прав потребителя, истории экономических учений, статистики. При рассмотрении предметной области исследования использовались нормативно-правовые и методические документы в области защиты прав потребителя и управления качеством, а также материалы международных, всероссийских и региональных конференций и семинаров.
Методологическую основу диссертационного исследования составили диалектические принципы, позволяющие обосновать основные свойства исследуемых концепций, механизмов и процессов в их взаимосвязи, выявить тенденции их формирования и развития.
При проведении научного исследования использовались такие методы как анализ и синтез, дедукция и индукция, выявление причинно-следственных связей, а также статистический инструментарий.
Содержание диссертационного исследования соответствует п. 9.18 «Организационно-экономические проблемы защиты прав потребителя в обеспечении качества продукции (услуг)» Паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика и управление качеством.
Научная новизна исследования.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке научно-методического подхода к формированию социально-экономического механизма защиты прав потребителя в обеспечении качества продукции.
Элементы научной новизны содержат следующие результаты исследования:
1. Дано обоснование эволюции понятия «потребитель», показана его роль в формировании экономических механизмов и нормативных подходов, защищающих права и интересы потребителей.
2. Предложено обоснование необходимости теоретических подходов к проблеме защиты прав потребителя как социального института в обеспечении качества продукции в рамках современной социально-экономической концепции управления качеством.
3. Выявлены основные направления современных и исторических традиций в области регулирования качества продукции в российском законодательстве и определена их роль в формировании социально-экономического механизма защиты прав потребителя.
4. Дано теоретическое обоснование инструментов и механизмов защиты прав потребителя в качестве ключевого фактора совершенствования системы управления качеством продукции.
5. Разработан и практически апробирован социально-экономический механизм защиты прав потребителей в обеспечение качества продукции, оказывающий решающее воздействие на процессы управления качеством продукции как одной из определяющих компонент принятия стратегических, тактических и оперативных управленческих решений.
Практическая значимость исследования. Положения, рекомендации и выводы диссертационного исследования имеют прикладной характер и ориентированы на широкое использование при проведении мероприятий, связанных с повышением эффективности защиты прав потребителя в обеспечении качества продукции.
Самостоятельное практическое значение имеют:
1. Алгоритм формирования социально-экономического механизма защиты прав потребителей в обеспечении качества продукции.
2. Методика комплексного анализа существующих институтов защиты прав потребителей как важнейшей компоненты обеспечения управления качеством продукции. Предложенная методика является основой для разработки корректирующих и предупреждающих действий по защите прав потребителя в обеспечении качества продукции.
3. Программа разработки и внедрения социально-экономического механизма защиты прав потребителя в обеспечении качества продукции. Программа реализуется посредством ряда последовательных действий и используется для предупреждения возможных проблем управления качеством продукции и формирования норм и правил защиты прав потребителей.
Апробация результатов исследования. Исследование выполнено в рамках НИР института «Экономика и управление производствами» Тамбовского государственного технического университета, проводимых в соответствии с Единым заказ-нарядом на тему: «Качество объектов микро-, мезо- и макроэкономики, бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита и финансово-кредитной деятельности».
Предложенный социально-экономический механизм защиты прав потребителей в обеспечении качества услуг апробирован и принят к использованию в ОДО Управляющей Компании «Тамбовская топливная компания», в ООО «Нефтегаз»(Мичуринск), что подтверждено соответствующими справками.
Основные положения диссертационной работы докладывались, обсуждались и получили одобрение на Всероссийских и Международных научно-практических конференциях и семинарах, в том числе на: 3-й Международной конференции «Достижения ученых 21 века» (Тамбов, 2007); Международной конференции «Состояние и развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства России» (Тамбов, 2007); 2-й Международной конференции «Наука и устойчивое развитие общества. Наследие В.И.Вернадского» (Тамбов, 2007), 4-й Международной научно-практической конференции «Составляющие научно-технического прогресса» (Тамбов, 2008); 4-й Международной научно-практической конференции «Глобальный научный потенциал» (Тамбов, 2008); а также ежегодных научных конференциях института «Экономика и управление производствами» Тамбовского государственного технического университета (2002-2008).
Результаты исследования использованы в учебном процессе института «Экономика и управление производствами» Тамбовского государственного технического университета для подготовки экономистов по специальностям: 08.01.05 «Финансы и кредит», 08.05.02 «Экономика и управление», 08.05.07 «Менеджмент организации», 08.01.11 «Маркетинг», что подтверждено соответствующими справками. Публикации.
Основные результаты исследования опубликованы в девяти научных работах общим объемом 3,4 печ.л.
Структура диссертации.
Структура работы определена поставленной целью и отражает логику, порядок исследования и решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Просмотров: 171 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031