Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 24 » Скачать Социальная идентификация творчества в повседневности художника. Кузьмина, Татьяна Владимировна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
16:08
Скачать Социальная идентификация творчества в повседневности художника. Кузьмина, Татьяна Владимировна бесплатно

Социальная идентификация творчества в повседневности художника

Диссертация

Автор: Кузьмина, Татьяна Владимировна

Название: Социальная идентификация творчества в повседневности художника

Справка: Кузьмина, Татьяна Владимировна. Социальная идентификация творчества в повседневности художника : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.06 / Кузьмина Татьяна Владимировна; [Место защиты: Сарат. гос. техн. ун-т] - Саратов, 2009 - Количество страниц: 156 с. Саратов, 2009 156 c. :

Объем: 156 стр.

Информация: Саратов, 2009


Содержание:

Введение
ГЛАВА 1 Социокультурный контекст художественного творчества
11 Социологическая интерпретация художественного творчества
12 Художник в современной социокультурной системе
ГЛАВА 2 Формы социальной идентификации творчества художника
21 Самоидентификация художников в повседневных практиках
22 Идентификация художественного творчества в выставочном пространстве
23 Экспертные репрезентации профессионализма современных художников

Введение:

Актуальность исследования обусловлена необходимостью социологической. рефлексии современных особенностей в социальной и культурной идентификации творчества художника. Это связано с современной трансформацией процессов в сфере культуры, политики, образования, экономики. В государственной политике наблюдаются ограничение объемов финансирования учреждений культуры, введение цензуры вместе с противоречивым отношением к легитимации критериев эстетического в культуре. Неоднозначно трактуется* экономическая выгода проектов в сфере культуры и искусства — от признания эффективности инвестирования до закрытия проектов- и профессиональных союзов как убыточных. Изменение- потребностей и спроса потребителей на эстетические объекты влияет на изменение идентификации творчества, когда художник начинает ориентироваться на современные формы репрезентации,, использовать новейшие мультимедийные технологии, модернизировать-творческие проекты, осуществляя экспансию в другие сферы жизни. Междисциплинарность индустрии культуры приводит к появлению новых отраслей науки, феноменологическому повороту в способах исследования данной сферы.
Актуальность обусловлена изменением социального контекста, в. котором действуют творческие фигуры, и его влиянием на повседневную практику творческой репрезентации. Общественная идентификация художников в тот или иной тип, класс на протяжении истории советского периода и современности всегда оставляют данную социальную группу в категории маргиналов. Социальное положение художника в обществе, в том числе его заработок, социальный статус, сопричастность с профессиональным союзом, выставочными площадками оказывают влияние на самоидентификацию авторов, на стратегии их художественных практик, которые могут видоизменяться в условиях общественных и культурных трансформаций. Сегодня галереи искусств и другие площадки для выставок поддерживают некоторых художников, но многих определяют в «аутсайдеры», что формирует различную повседневность этой социальной группы, раскрытие которой может произойти только в случае феноменологического приближения к практике. Таким образом, формируются, по крайней мере, три поля, посредством которых возможна идентификация творчества: экспертное, потребительское, авторское. Обнаружение пересечений и несовпадений этих полей может помочь разрешить имеющиеся противоречия в культурной политике и действиях отдельных институтов искусства.
В контексте социологии культуры акценты научного интереса перемещаются от области потребления искусства до процесса создания творческого продукта в культуре. Функционалистские предпочтения и институциальный подход постепенно начинают дополняться исследованиями, ориентированными на субъектно-личностный уровень. В современной ситуации в основном художественное творчество обусловлено для исследователей социально-историческими факторами, поэтому анализируется как социальное. Индивидуальное, личностное в процессе художественного производства часто сводится в социологических исследованиях к особенностям психики художника. Сегодня до сих пор нет серьезных отечественных исследований повседневности создателей художественных произведений. Исследования в сфере культуры зачастую продолжают базироваться на консервативных взглядах, медленно реагируя на динамичное поле современной эстетической культуры. Данные феномены указывают на актуальность обозначенного социологического исследования, уникальность которого в раскрытии социальной идентификации творчества в повседневной жизни художника.
Степень научной разработанности проблемы. В первой половине и середине XX века в социологическом изучении сферы культуры преобладает институциональный подход (Ш. Лало, А. Моль, Ю. Перов, В.Фукс, А. Хау-зер, Ю. Шаров, Л. Шюккинг). В рамках социологии культуры и искусства в России после 1960-х годов исследования проводят А. Вахеметс, С. Плотников, изучение функций культуры и ее влияния на общество посредством искусства превалируют в конце XX века (Л. Коган, Б. Фирсов, Ю. Фохт
Бабушкин). Рассматривается процесс влияния технического мастерства художника, художественных средств на креативность, внутренние устремления живописца в условиях изменяющейся культуры (В. Беньямин, X. Ортега-и-Гассет, П. Сорокин, П.Тиллих). Методологические основания культурных ценностей, человеческой деятельности в формировании культуры представлены в работах А. Арнольдова, В. Давидовича, В. Межуе-ва. Исследования повседневной жизни художника появляются в 70-е годы XX века на Западе (А. Зильберманн, Р. Кениг). Внимание к ценностям, самооценки, воспитанию и обучению художников, их социальным связям и отношению к другим профессиональным группам уделяется в рамках социологии профессии (Э. Буренкова, В. Козловский, С. Кордонский, М. Лазарев, О.Шкаратан). Концепция «культурности» при советском периоде в рамках исследований повседневности разрабатывается В. Волковым.
Весомые теоретические разработки в систематизации художественного творчества и культурных изменений в сфере искусства в целом представлены у Г. Беккера, П. Бурдье, В. Гаузенштейна, Ю.Давыдова, И. Ильина, М. Новикова, В. Семенова, Н. Хренова.
Современное состояние культуры и художественного творчества в научной и практической среде обсуждается российскими учеными Б.Жидковым, Л. Михайловой, Д. Приговым, Л. Рапацкой, К. Соколовым, Н.Степанян. О специфике потребления- и идентификации в культуре рассуждают Ю. Громыко, Б. Дубинин, А. Захаров, И. Иванова, Г.Миненков, В. Ядов. Н. Колосов, В. По дорога изучают искусствоведческие аспекты культуры на стыке политического и философского осмысления. Научное развитие исследований в социологии культуры рассматривают М. Горностаева, Л. Ионин, Е.Попов. О критериях профессионализма художников пишут С. Кожевников, С.Рапопорт, экономической и идеологической составляющей художественного творчества в культуре уделяют внимание М. Афасижев, Е. Барабанов, Б.Денисов, О. Кармадонов, А. Куимин, Р. Флорида.
Влияние внешних условий (профессиональных стандартов, идеологии художественного союза или галереи, моды, экономических показателей) на творческих личностей анализируют Л. Болтански, Б.Гройс, • С.Дамберг, А.Кудрявцев, М. Магидович, Т. Сафонова, В.Семенков, М.Соколов, Л. Теве-но, акцентируя внимание на степень свободы творческих людей. Анализ выставочного пространства представлен в работах А. Демшиной, Ч. Дженкса, М. Кагана, М. Мура, М. Эпштейна. Стратегии репрезентаций в современной культуре можно найти в трудах Дж. Берген, Е. Добренко, Д. Дондурея. Е. Дёготь, С. Зонтаг, Л. Круткин^ Е.Петровская, В. Савчук проводят визуальные исследования по влиянию образов на формирование культуры взгляда, функционирования эстетического объекта. Особенности конструирования идентичности на микроуровне в городском пространстве представлены в исследованиях С.Трунева, Т. Черняевой:
Цель диссертационной работы заключается в социологическом анализе факторов, определяющих современную идентификацию творчества в повседневной жизни художника. Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
1) провести социокультурный анализ специфики социальной группы художников, их повседневности, феноменов «творчество»; «искусство» и особенности их взаимосвязи в социологическом дискурсе;
2) проанализировать взаимоотношения государства и институтов сферы искусства с художниками в советский период и на современном этапе;
3) выявить специфику современной социальной идентификации творчества в повседневной жизни художников в провинции;
4) раскрыть формы репрезентации творчества художников в контексте экспертного, потребительского и авторского представления в современных условиях общества;
5) разработать инструментарий и провести исследование в рамках качественной социологической методологии (интервью, наблюдение, контент-анализ, дискурс-анализ) для изучения процессов художественного творчества и культурных контекстов, осуществить анализ вторичных данных исследований, посвященных макро- и микросоциологическому анализу в сфере производства и потребления искусства;
6) проинтерпретировать процесс конструирования существующих представлений в современной культуре и особенностей легитимации профессионального пространства вокруг художественного творчества.
Объект исследования - повседневная жизнь художников, отражающая-социальную идентификацию их творчества. Предмет исследования -факторы, влияющие на социальную идентификацию художественного творчества и региональные стратегии репрезентации творчества.
К базовым понятиям диссертационной работы относятся повседневные практики творчества художников, культурный и символический капитал, формирующий пространство повседневности, и социальная идентификация творчества в повседневности художника. Методологической основой диссертации выступают положения социального конструктивизма (П. Бергер, Т. Лукман), помогающие раскрыть процессы формирования идентификации творчества в повседневной жизни художника и ее репрезентации в культуре общества, а также идеи феноменологии (Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти, А. Шюц), позволившие приблизиться к многомерности индивидуальных практик творческого-процесса. Теоретические разработки Г. Беккера, П. Бурдье, Э.Гидденса, И. Гофмана, Б. Гройса помогают выявить различные аспекты феноменов «художник», «творчество», «искусство», сопоставить идеологический дискурс и повседневные практики. Основные феноменологические идеи Н. Козловой позволяют рассмотреть повседневный мир художника сквозь различные практики и формы творчества. Работы В. Беньямина, Э. Зе-рубавеля, Дж.Томпсона, Р.Флориды, Ю. Хабермаса позволили интерпретировать полученные в ходе эмпирического исследования данные в рамках культуры и общества потребления искусства. Идеи Т. Адорно, М.Хоркхаймера способствовали критическому анализу существующих официальных и неофициальных дискурсов в поле искусства. Методологическую основу диссертации составили принципы сооснову диссертации составили принципы социологического и дискурсивного анализа (Ж.Губриум, Э. Лакло, Ш.Муфф, Дж. Холстен), контент-анализа (Б.Берелсон, X. Лассуэлл, Ч.Осгуд). Методология инструментария исследования основана на разработках Дж. Корбин, П. Романова, В.Семеновой, А. Страус, В. Ядова, Е. Ярской-Смирновой.
Эмпирическую базу диссертационной работы составляют результаты авторского социологического исследования процессов художественного творчества, в ходе которого проведены глубинные интервью с художниками (N=20, 2007- 2008); контент-анализ статей журнала «Художественная жизнь» (N=700, 1993-2008); дискурсивный анализ отдельных статей журнала «Художественная жизнь» (N=40); метод участвующего наблюдения в значимых для информантов контекстах (среди которых N=30 открытия выставок, 20062009, N=10 мастерские художников). Для достижения наибольшей достоверности результатов диссертационного исследования осуществлен вторичный анализ данных качественного исследования (N=15 опубликованных интервью с художниками) и количественных исследований, разделы которых затрагивают проблематику производства и потребления искусства (исследование Социологического научно-исследовательского центра в период с 1997 по 2007 гг., исследования» Фонда общественного мнения). Сочетание комплекса социологических методов позволяет обнаруживать закономерности и соотношения микроуровня и общих тенденций в сфере искусства.
Основная гипотеза исследования. В повседневном опыте художников наблюдается специфическая социальная идентификация творчества, которая влияет не только на выбор предпосылок, репрезентации, оценки, отношения к творчеству, но и формирует определенный взгляд на другие явления повседневности. Социальная идентификация творчества художника может зависеть от авторских, экспертных и потребительских критериев успешности художественного творчества. Творчество художника оказывается основным способом и ресурсом получения статуса автора в культуре и обществе.
Научная новизна диссертации заключается в заключается в постановке, обосновании и решении задач социокультурного анализа идентификации творчества на уровне повседневности и выставочных практик в современной культуре и может быть сформулирована следующим образом:
1) с авторских позиций представлены существующие в отечественной и зарубежной социологии методологические основания проблематики повседневности художественного творчества, взаимодействия и идентификации акторов в сфере культуры, по-новому обобщены подходы изучения творчества художников в социологии культуры;
2) по-новому осуществлен анализ возможного влияния художника на социокультурные критерии искусства в условиях трансформации культурной политики, обоснования кризиса креативности и изменений в репрезентации творчества;
3) впервые выявлены ключевые представления о повседневном процессе художественного творчества, влияющие на его социальную идентификацию и стратегии репрезентации художниками;
4) впервые обозначены критерии идентификации творчества художников (поле восприятия, биография, выбор выставочного пространства, способа репрезентации творчества, стратегии коммуникации с аудиторией, внутренний поиск личности автора), что выявляет совпадение художественной и повседневной практик творчества для деятельности художника;
5) по-новому проинтерпретированы иерархические отношения и символические ориентиры, формирующиеся в выставочном пространстве вокруг художественного творчества;
6) осуществлен авторский анализ экспертного публичного дискурса и дискурса существующих художественных практик о критериях профессионализма в творчестве;
7) разработаны авторская программа, инструментарий и проведено оригинальное социологическое исследование, демонстрирующее различную социальную идентификацию в отношении процесса творчества на уровне повседневных практик, в профессиональном публичном дискурсе и потребительском спросе.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждаются непротиворечивым теоретико-методологическим обоснованием концепции исследования, применением различных социологических парадигм к анализу идентификации творчества и его социокультурного обоснования, соответствием методов и методологии исследования актуальным направлениям интерпретации данных, полученных в прикладных социологических исследованиях, сопоставлением выводов полученных эмпирических данных с другими результатами исследований отечественных и зарубежных ученых.
В ходе проведения теоретического и прикладного социологического исследования получены научные результаты, формулируемые автором диссертации как положения, выносимые на защиту:
1) В повседневной жизни художника в условиях изменений критериев профессионализма заметны два основных вида социальной идентификации художественного творчества. Первый вид - это «институциальная» идентификация, для которой характерны создание и реализация творчества в соответствии с ожидаемыми институтами культуры моделями репрезентации. В этом случае высока рационализация процесса идентификации творчества, ориентированного на современные условия сферы культуры и арт-рынка. Второй вид — «индивидуалистическая» идентификация, формирующаяся в результате субъективных представлений и личностного совершенствования конкретного художника и его взаимодействий с другими представителями социальной группы. Культурный и символический капитал как факторы обозначения статуса и власти являются неотъемлемой характеристикой социальной идентификации творчества.
2) Современная социальная идентификация творчества рассматривается через интерпретацию понятий «творчество» и «искусство», что позволяет выявить латентные практики перехода творческого процесса в официальное признание его «искусством», завоевания его статуса в художественной культуре. Изучение повседневного опыта творчества способствует определению особенностей конструирования социального пространства, происходящего в результате легитимации повседневных практик во взаимодействии с институтами культуры. В социальной идентификации творчества реализуются интересы художника от его личных до экономических притязаний. В* зависимости от того, чем опосредованы представления-художника об идентификации своего творчества, по-разному происходит формирование пространства отношений среди участников художественного пространства: появляются иерархия и наделение художников в профессиональном и общественном дискурсах разными статусами, признанными институтами, арт-рынком и обществом в целом. Сегодня креативное событие заключается не в создании произведения в целом, а приобретении статуса этого произведения, и в этом случае может быть названа легитимацией творчества.
3) В профессиональном дискурсе о социальной идентификации творчества обсуждение ведется через категорию «искусство», воспринимаемую как социальная форма творчества в культуре в целом, без отождествления с автором и в системе коммуникации институтов общества и культуры. «Творчество» всегда связано с субъектом деятельности - автором, представляет взаимодействие между отдельным художником и обществом, уступает категории «искусство» в общественно-научной риторике. На уровне самоидентификации творчества заметно пересечение художественной и повседневной практики художника. Под художественной практикой мы понимаем действия художника, составляющие в комплексе создание продуктов творчества, а также направленные на наделение их статусом в институтах культуры и искусства. Повседневная практика — это основная сфера жизнедеятельности человека, которая наполняет жизненный мир индивида в отрыве от его профессиональной деятельности.
4) В контексте современных социокультурных трансформаций развитие профессиональных институтов культуры и творческого потенциала отдельного художника не совпадают по темпу, формам и потребительской аудитории. Повседневный мир художника во многом обусловлен существующей системой взаимодействий с другими акторами художественного творчества, а также определенным представлением обо всех явлениях, исходя из специфики социальной идентификации своего творчества. Институты культуры базируются на формальном и' легитимном наборе технологий, стратегий творчества и его управлении, выстраивая для художника дополнительные барьеры для творчества. Ориентируясь на публичный' дискурс, учреждения и институты культуры вносят категории «кризиса креативности», «обновления искусства». Сегодня индивидуальные практики художников направлены на поиск стратегий реализации своего творчества вне участия в профессиональной организации.
5) Персональная выставка в специально организованном для этого пространстве оказывает более ощутимое влияние на общество и символически значима в культуре, чем индивидуальная практика художественного творчества вне выставок. Неотъемлемой характеристикой повседневной практики художника является следование социальной идентификации своего творчества, основанного на внутренних субъективных представлениях о творчестве, и поэтому не всегда совпадающего с требованиями выставочных пространств. При более гибкой форме выставочного пространства и наличии ресурсов, соответствующих профессиональным возможностям художников, пересечение социальной идентификации творчества достигается чаще. В настоящее время ресурсами сближения с творчеством художников для выставочного пространства служат инновационные формы экспонирования, эклектичность методов, уменьшение дистанции в пространстве отношений организатор — художник, наделение зрителя активной субъектной позицией, использование мультимедийных и других современных технических средств.
6) Развитие рыночной конъюнктуры в сфере искусства, наличие статуса, легитимированного выставочным пространством, единым художественным рейтингом, справочником или другим официальным изданием, то есть потребительское и экспертное отношение к творчеству, формируют иерархии внутри группы художников, влияя- на специфику творчества и художественную практику. Таким образом, социальная идентификация творчества сегодня зависит от статуса художника, уровня творческой репрезентации в учреждениях культуры, соответствия спросу аудитории, умения использовать как инновационные, так и академические формы репрезентации, степени пересечения повседневной деятельности с процессом художественного творчества.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты диссертационной работы имеют теоретическое и практическое значение для разработки культурных проектов и программ, реализации государственной политики, эффективных и актуальных для отдельного художника, культурных учреждений и общества в целом, в условиях трансформирующихся в процессов художественного творчества, форм его реализации. С учетом полученных результатов эмпирического исследования микроуровня в социологии возможен критический взгляд на доминирующий профессиональный дискурс о художественном творчестве, отношение потребителей искусства и социальную идентификацию творчества в повседневности художника, возможность вскрытия латентных противоречий в сфере художественной культуры. Основные положения и выводы, сформулированные в диссертационной работе, могут быть использованы при разработке курсов по социологии, социологии культуры, социологии искусства, культурологии, творческим методам работы для студентов, магистрантов, сотрудников и преподавателей социально-гуманитарных специальностей и работников, занятых в системе учреждений культуры.
Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на методологических семинарах, заседаниях кафедры социальной работы и социальной антропологии СГТУ (2006-2009), на межвузовских, межрегиональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 научных работ, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК, общим объемом 3,8 п.л.
Структура диссертации включает введение, две главы (пять параграфов), заключение, список использованной литературы, приложения.
Просмотров: 169 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031