Форма входа

Главная » 2014 » Июнь » 1 » Скачать Славянские рабочие песни (социальный контекст, художественно-эстетическое своеобразие). Вахнина, Лариса Константиновна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
16:13
Скачать Славянские рабочие песни (социальный контекст, художественно-эстетическое своеобразие). Вахнина, Лариса Константиновна бесплатно

Славянские рабочие песни (социальный контекст, художественно-эстетическое своеобразие)

Диссертация

Автор: Вахнина, Лариса Константиновна

Название: Славянские рабочие песни (социальный контекст, художественно-эстетическое своеобразие)

Справка: Вахнина, Лариса Константиновна. Славянские рабочие песни (социальный контекст, художественно-эстетическое своеобразие) : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.09 Киев, 1984 175 c. : 61 85-10/452

Объем: 175 стр.

Информация: Киев, 1984


Содержание:

Введение д
Глава I* Истортсоч^ункциональная обусловленность идейно-тематического содержания рабочих песен
Глава П Революционная песня как составная часть рабочего фольклора
Глава Ш Художественное своеобразие рабочих песен

Введение:

Народное творчество на всех этапах своего развития отражало жизнь народа, его взгляды и эстетические идеалы. Каждой эпохе свойственны определенные фольклорные традиции, проявляющиеся как в идейной направленности народно-поэтических произведений, так и в особенностях бытования.
Особое место в народно-поэтическом творчестве принадлежит рабочему фольклору, и в частности рабочим песням, которые является его составной частью. Именно в рабочих песнях дана принципиально новая оценка окружающей действительности, продиктованная задачами классовой борьбы и программой революционного преобразования общества. Рабочее творчество было и остается своеобразным историческим документом, который довольно точно фиксирует все этапы в развитии мировоззрения рабочего класса, отражает все наиболее важные события в его жизни. Изучение рабочего фольклора имеет большое общественно-политическое и историческое значение.
Формирование рабочего фольклора славянских народов, в частности рабочих песен, происходило в непосредственной связи со становлением пролетариата, который пополнялся за счет выходцев из села, и первые рабочие были еще крестьянами по своему мировоззрению. Поэтому одним из источников рабочего фольклора стали образцы традиционного народного творчества. Но изменения в жизни бывших крестьян, обусловленные новой средой, вызвали и возникновение произведений, новых как по содержанию, так и по форме. С другой стороны рабочий фольклор пополнялся литературными произведениями, творцами которых были представители прогрессивной интеллигенции или образованные рабочие. Поэтов новое в рабочем фольклоре, и, в частности, в рабочих песнях, по сравнению с традиционными жанрами народного творчества, связано со своеобразием взаимодействия фольклорного и литературного, коллективного и индивидуального, устной и письменной форм бытования.
Таким образом, рабочий фольклор, с одной стороны, являясь составной частью устно-поэтического творчества народа, с другой представляет собой своеобразную сложную и многожанровую систему. Возникнув и развиваясь вместе с рабочим классом, рабочий фольклор выражает новый эстетический идеал, который "не противостоит действительности, а вырастает из революционной программы и из самой практики классовой борьбы". / 4.17, с.284 /.
Развитие рабочего фольклора, проявление характерных для него особенностей происходит в тесной-взаимосвязи со становлением классового сознания рабочих, в процессе формирования его мировоззрения. С усилением организационной борьбы пролетариата, с распространением марксизма в разных странах Европы все большее общественно-политическое значение начинают играть и произведения рабочего фольклора, особенно песенные жанры, возрастает их пропагандистско-агитационная роль.
Оценка рабочего фольклора, и в частности, рабочих песен, немыслима без его осмысления в связи с марксистской теорией о рабочем классе, его месте и роли в истории, анализе мировоззрения, без конкретно-исторического подхода к действительности. Такую теорию создали и воплотили в жизнь К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин» впервые глубоко проанализировав классовый характер рабочих песен, дав оценку их роли и места в истории рабочих движений. Рабочие песни разных народов они связывали с событиями, происходящими в рабочей среде, с революционными процессами в обществе, рассматривая их как форцу общественного сознания, в котором отражаются взгляды трудящихся на окружающую действие тельность. "Марксистская фольклористика рассматривает фольклор как исторически развивающуюся форцу духовного творчества масс, связывает фольклор с историей общества, с классовой борьбой трудящихся за свое социальное освобождение", - отмечает В.Е.1У-сев. / 4.14, ,с.409/.
Говоря о положении фабричных рабочих, о воплощении в жизнь "принципа воли" самими трудящимися, Ф.Энгельс в фундаментальной работе "Положение рабочего класса в Англии" впервые дает теоретическое обоснование отражения в народной поэзии мировоззрения трудящихся / 1.6, с.462-463 /• Так» Ф.Энгельс перевел с английского на немецкий язык произведение рабочего поэта, который, как он считает, "выражает взгляд самих рабочих на фабричную систему,., и верно передает настроение рабочих"/ 1.6, с Л 96/.
Вопросы бытования произведений рабочего фольклора К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали в связи с политическими и экономическими обстоятельствами. Так, в этом плане ценны высказывания Ф.Энгельса о революционных итальянских песнях сороковых годов XIX ст. / 1.7 /, английской политической поэзии / 1.5 /, произведениях французских и немецких рабочих / 1.7 /. В работах "Роль насилия в истории" /1.4 /, "Германская кампания за имперскую конституцию" / 1.5 /, в письмах к А.Бебелю / 1.8 / Ф.Энгельс делает акцент на сатирической направленности и остроте песен немецкой революции 1848 года.
Взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса о рабочих песнях нашли свое продолжение и развитие в статьях В.И.Ленина 1913 года - "Маевка революционного пролетариата", "Евгений Потье", "Развитие рабочих хоров в Германии" /1.10, 1.11, 1.12 /. В.И.Ленин смотрел на рабочие песни как на одно из средств революционной агитации и пропаганды / 1.1 Г А Так же, как и К.Маркс и Ф.Энгельс, Владимир Ильич подчеркивает выразительную сатирическую направленность рабочих песен. "Рабочие смеялись над бессильной злобой царской шайки и класса капиталистов., писали и пускали по ру-кам-или передавали из уст в уста-сатирические стишки"./I.II, с.297 А Однако В.И.Ленин рассматривает уже вопросы взаимоотношения рабочих песен с задачами революционной социал-демократии /1.11, 1.12 А связи с этим возникновение новых сфер их бытования / 1.12 /.
Без пения революционных и рабочих песен невозможно представить демонстрацию, маевку шеи сходку. ". С пением революционных песен, с громкими призывами к революции., с красными флагами боролись рабочие толпы в течение нескольких часов против. сил полиции и охраны" / 1.12, с. 192 А - писал В.И.Ленин о пер« вомайской демонстрации 1913 года. Бытование русских, украинских, белорусских, польских, чешских и словацких рабочих песен на практике подтвердило тезис В.И.Ленина о "пропаганде социализма песней" / 1.11, 1.12 А Интернационализм рабочих песен проверен практикой революционной борьбы. К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин неоднократно отмечали их идеологическое значение, подчеркивали необходимость изучения и пропаганды. Он исходил из задач революционной борьбы и был исторически обоснован и проверен практикой подпольной работы марксистских организаций.
Пролетарии разных народов понимали, что свободное социальное и национальное будущее они смогут достичь только в совместной борьбе как против царизма, так и против монархий в Германии и Австро-Венгрии, под игом которых проживали представители разных славянских народов.Показательно, что рабочее движение на
Украине, в Белоруссии и Польше стало частью общерусского движения. Сплоченные действия рабочих, представителей разных славянских народов, проявились особенно красноречиво во время Первой . русской и Великой Октябрьской социалистической революций. На "кровавое воскресенье" в Петербурге польские, чешские, словацкие, белорусские и украинские рабочие ответили восстаниями и забастовками / 4.12, 4.24, 4.30, 4.31, 4,65, 4.66 /.
Восстание и вооруженная битва на баррикадах в Лодзи,- побоище в Иваново-Вознесенске, - всеобщие стачки и стрельба в рабочих в Варшаве и Одессе, . - таковы главные политические события истекшей недели" / 1.9, с.ЗЮ/, - отмечал В.ИЛенин.
Ведущая роль рабочего класса в истории мирового революционного движения определила агитационно-пропагандистский характер, политическое значение и действенность рабочих песен в фольклоре восточных и западных славян.
Расширение рабочего движения влияло на развитие революционной песни как высшей формы рабочего песнетворчества. Песенные произведения рабочих разных народов становятся достоянием репертуара международного рабочего движения. "Марсельеза" и "Интернационал" , русские песни "Смело, товарищи, в ногу", "Вы жертвою пали", украинская "ШалШте, шалите, скаженг кати", польские "Варшавянка", "Красное знамя" "На (йдэикады", стали массовыми революционными гимнами рабочих промышленных центров России, Украины и Белоруссии, а также Польши и Чехословакии.
Проблема изучения рабочего фольклора и рабочих песен, в частности, является сложной. Творчество рабочих, как искусство зарождающегося класса, стало предметом исследования в довольно позднее время. Не систематическим было и собирание рабочего фольклора.
Буржуазная фольклористика противоречиво оценивала рабочий фольклор и, в частности, песни рабочих» Отдельные ее представители, идеализируя деревню, видели в творчестве рабочих деградацию крестьянского фольклора. Прогрессивные представители культуры указывали на общественно-познавательное и художественное значение творчества рабочих. Так, в конце XIX века появляются статьи и публикации прогрессивных исследователей - Г.Успенского "Новые народные стишки /из деревенских заметок/" / 5.77 /,В.Пе-ретца "Песнй русского народа" /5.58/ и "Современная русская народная песня" /4.52/, В.Милорадовича "Рабочие песни Лубенского уезда Полтавской губернии,собранные в 1890-93 гг."/7.28/,Н.Васильева "К вопросу о новых мотивах в малорусской народной поэзии" /5.II/, С.Цишевского "Крестьянско-шахтерский народ в Окульскш уезде /5.95/ и др.,где впервые рассматриваются вопросы бытования рабочих песен, взаимосвязь с традиционными фольклорными произведениями, и в частности указывается на необходимость их собирания и публикации. Однако, в славянской фольклористике XIX начала XX вв. собирание,публикация и изучение рабочих песен носили преимущественно единичный и частный характер. Тем не менее жизненность рабочих и революционных песен подтвердило их распространение в революционном движении разных славянских народов. В это время в марксистской печати широко публикуется рабочая песня и рабочая поэзия. Как в России, так и в Польше и Австро-Венгрии, в годы революционного под"ема увидели свет многочисленные; публикации и сборники легального и нелегального характера. Многие из них стали библиографической редкостью из-за суровых запретов царизма и буржуазии /1.10, 1.11, 1.12/.
Только "советская фольклористика превратила рабочий фольклор в предмет специального изучения и придала этому изучению необходимый теоретический размах" /4.69, с.З /. Начало такому исследованию было положено еще в 20-е годы. Советские исследователи народного творчества намечают конкретный план изучения рабочего фольклора, в том числе и рабочих несен. Впервые ведутся наблюдения над песенными произведениями рабочих в процессе их бытования, начинается исследование архивных источников. "Только за два года /1934-1935/ появилось свыше двадцати статей по рабочему фольклору" /4.61, с.306 /. Надо сказать, что это было связано также с подготовкой к 30-летию революции 1905 года. Одновременно по инициативе и под руководством А.М.Горького ведется работа над серией "История заводов и фабрик", для создания которой широко использовались не только воспоминания старых рабочих о тяжелом прошлом, но и записи рабочих песен, в которых документально отразились не только далекие события, но прежде всего пролетарское общественное сознание, духовный мир борцов и строителей нового мира. В результате многочисленных экспедиционных исследований русского рабочего фольклора Урала и Подмосковья появился целый ряд работ, где впервые рассматривается специфика рабочих песен, форш их бытования, взаимосвязь с действительностью. Это, например, книги М.П.Соболева "Фольклор фабрично-заводских рабочих /Статьи и тексты/" / 4.70 /, А.Дымпшца "Литература и фольклор" / 4.27 /, В.П.Бирюкова "Дореволюционный фольклор на Урале" / ?,7 /, статьи В.И.Чичерова "Революционные песни 1905 г." / 4.75 /, П.Г.Ширяевой "Из материалов по истории рабочего фольклора" / 5.79 /, "Фольклор фабрично-заводских рабочих о революции 1905 г." /5.80 /, Ю.Соколова "Песни фабрики и деревни'/5.74/,
Ю.Самарина "Песни уральских рабочих ", "Песни старой и новой Украины" / 5.71, 5.72 /, А.Астаховой, З.Эвальд "Работы бригады ЙПНИ по собиранию и изучению рабочей среды" / 5,3 /» Р.Е.Липец "Изучение фольклора подмосковных рабочих" / 5.49 /, Г.Д.Влади-мирского "Рабочие песни XIX в." / 5.15 /, "Массовая поэзия и фольклор на страницах большевистской печати эпохи "Звезды" и "Правды" и целый ряд других.
Результаты этих научных исследований детально проанализированы О.Б.Алексеевой /4.1 /.
Закономерностям бытования украинских и русских рабочих песен шахтеров Донбасса и металлургов Жданова, особенностям репертуара рабочей среды в целом,посвящают свои работы в довоенное время А.В.Пясковский "Коллективная пролетарская поэзия /песни Донбасса/" / 4.56 /, В.Ю.Белецкая "Шахтарськ1 п!сн!" / 5.8 /, А.Ионов "Песни и сказы шахтеров. Фольклор горняков Шахтинского района" / 7.19 /, М.П.Гайдай /Рукопись его неопубликованного исследования об украинских рабочих песнях сохраняется в отделе рукописных фондов ЙИФЭ им.М.Ф.Рыльского АН УССР, Ф.8-2, ед.сохр. 5,10, 4.8 А
Следует отметить, что каждый из вышеупомянутых исследователей рабочего фольклора внес большой вклад в историю советской фольклористики прежде всего своей огромной собирательской работой, благодаря которой дошли до наших дней тексты многих рабочих песен старого времени.
Аналогичный под"ем в изучении рабочего фольклора, и в частности рабочих песен, можно наблюдать в чешской, словацкой и польской фольклористике в 50-е годы, которые стали началом строительства социализма в ЧССР и ПНР.
Особенно больших успехов в этой области достигли чешские и словацкие исследователи. Институт этнографии и фольклористики Чехословацкой Академии наук» в частности, его филиал в Брно, | Институт этнографии Словацкой Академии наук, провели фолыслорно-этнографическое обследование горнопромышленных районов Кпадно /Чехия/, каменноугольного района Росице-Ославани /Моравия/ и шахтерского поселка Жакаровцы /Словакия/. Полученные материалы не только позволили составить достаточно ясное представление о репертуаре рабочих, а прежде всего пробудили интерес многих ис следователей к этой проблеме. В 1956 г. в Смоленицах /Чехословакия/ состоялось первое рабочее совещание чехословацких исследователей по изучению жизни и культуры рабочего класса ЧССР, в котором приняли участие ученые Советского Союза, Польши и Венгрии. Следует отметить, что выступившие на нем чехословацкие ученые О.Скальникова, К.Фойтик, Б.Фияова, Я.Йех, С.Еурласова, О.Сироват-ка и многие другие не только проанализировали современное состояние рабочей культуры, и в частности рабочих песен, но и наметили конкретную программу их изучения. В 1961 г. в Либлице /Чехословакия/ состоялся международный симпозиум по исследованию рабочей песни, в котором приняли участие фольклористы II стран.
В чешской и словацкой фольклористике и этнографии рабочий фольклор, в частности рабочие песни, изучаются комплексно и всесторонне. Об этом свидетельствуют такие фундаментальные исследования чешской и словацкой рабочей культуры, авторами которых стали целые научные коллективы, такие как "Кладно. Жизнь и культура народа в промышленной области" / 7.57 /, "Росице-Ославани" / 5.120 /, "Рабочая область Жакаровце" / 5.118 /,десять томов "Этнография Праги".
Одна из последних работ "Старая рабочая Прага" / 4.110 / представляет собой фундаментальное исследование культуры пражского рабочего кдасса, составной частью которой являются и рабочие песни.
Как правило, в каждой из упомянутых работ определенное место отводится публикациям текстов рабочих песен и,в связи с этим,их жанровой классификации.
Вопросам изучения рабочих песен в современное время, их месту в новой социалистической культуре уделяют постоянное внимание, например, такие исследователи, как С.Дурласова в статье "Вопросы изучения рабочих песен" / 5.93 / и Л.Дроппова в статье "Традиции культуры и образа жизни рабочих Словакии и их место в современном социалистическом обществе" / 5.98 /. Рабочая культура, в том числе и рабочий фольклор, стали об"ектом исследования и польских фольклористов послевоенного времени. В 1950-1954 гг. Институт искусств Польской Академии наук провел ряд фольклорных и этнографических экспедиций, в которых принимали участие ученые разных городов страны, представители рабочих центров. Эти материалы, большая часть которых была опубликована и использована в научных исследованиях, сохраняются в архивах Института искусств ПАН /Варшава/ и Силезского научного института /Катовице/.
Одной из новых форм собирательской работы в ПНР стали своеобразные конкурсы рабочего фольклора, возникнувшие в 50-е годы в шахтерском городе Катовице, где местное радио об"явило конкурс на лучшее произведение фольклора рабочих и на лучшее его исполнение. Благодаря это1цу было собрано много материалов - как песенных, так и прозаических. Некоторые из них были издани отдельными сериями /серия I, май 1953 г.,серия II - март 1954г./.
В 1972 г, региональный конкурс рабочего фольклора был об "явлен Лодзинским Отделом Польского Народоведческого Общества. В его организации участвовали также Этнографический музей, ка-I федра этнографии Лодзинского университета и редакция городской газеты. Итоги конкурса были подведены в изданной по его материал лам монографии "Фольклор рабочей Лодзи" /1976/.
Особенно активно исследуется фольклор польских шахтеров. Выходит целый ряд сборников рабочего фольклора, и в частности рабочих песен, подготовленные такими фольклористами, как С.Валлис, Ю.Лигенза, А.Дыгач. В кругу польских исследователей главное место занимают вопросы жанрового состава шахтерской песенности и функций сказочного фольклора, систематизации и документации фольклорных материалов, взаимодействия рабочей и крестьянской традиционной песенности, текста и напева. Это, например, работы Ю.Лигензы "Народня шахтерская литература" / 4.100 /, Д.Симонидес "Современная силезская народная проза" / 4.107 /. Впервые в польской фольклористике классификацию шахтерских песен Силезии предпринимает А.Дыгач в своей монографии "Народные шахтерские песни Домбровского бассейна" / 4.85 /.
Большое внимание польские исследователи уделяют изучению революционных песен, выходят такие работы, как "Песни польского пролетариата" Ю.Козловского / 4.125 /, "Польская революционная песня. Историческое исследование" Д.Вавжиковской-Верцеховой / 4.112, 4.113 /. Польскую революционную поэзию XIX в. исследует Б.Закшевский / 4.117, 4.118 /, он выступил также с докладом "Фольклор революционных песен" / 3.4 / на IX Международном с"езде славистов /Киев, 1983 г./.
Общей чертой в исследовании рабочего фольклора как в советской:, так и зарубежной науке стало региональное его. обследование.
С одной стороны она приносит определенные результаты, позволяя глубже и детальнее изучить, например, фольклор определенной про-, фессиональной среды: ткачей или горняков, с другой стороны -именно на основании его конкретных результатов стало возможным проведение сравнительных и обобщающих исследований, которые смогли бы осветить песенность рабочих в целом, ее место и роль, как в прошлом, так и в современном фольклорном процессе развитого социалистического общества, что особенно актуально.
Вопросы изучения рабочего фольклора стали предметом обсуждения на конференции по рабочему фольклору в 1963 г. в Свердловске / 4.69 /, на симпозиуме "Рабочий фольклор" в рамках УП Международного конгресса антропологических и этнографических наук в 1964 г. в Москве / 3.3 /» на международных симпозиумах в Софии /1963/, в Берлине /1964/, в Югославии /1964, 1965/ / 3.1, 3.2 /.
Новые задачи в области изучения рабочего фольклора,и рабочих песен в частности, наметил Всесоюзный симпозиум "Фольклор в духовной культуре современного рабочего класса" /Свердловск, июнь 1984 г./, организованный Научным Советом по фольклору Академии наук СССР, Уральским ордена Трудового Красного Знамени государственным университетом им.А.М.Горького и Главным советом по комплексной программе "Духовная культура Урала". В отличие от первой конференции по рабочему фольклору /Свердловск, 1963г./, особенностью его стало прежде всего расширение самой проблематики изучения рабочего фольклора, конкретный подход к решению многих вопросов» которые в течении длительного времени оставались дискуссионными. Доклады В.П.Аникина "Рабочий фольклор и современные проблемы фольклористики", Й.С.Полищук "Место и роль фольклора в духовной культуре промышленных рабочих /к постановке вопроса и методике исследования/", В.П.Кругляшовой "Теория и методика изучения роли фольклора в духовной культуре рабочих", А.И.Лазарева "Идейно-эстетические функции современного рабочего фольклора", а также выступления остальных участников не только раскрыли современное состояние рабочего фольклора, но и определили новые аспекты в его изучении / 3.6 /.
Среди целого ряда намеченных для решения вопросов таких, как создание истории рабочего фольклора, конкретно-исторический анализ его поэтики, определение места и роли рабочего фольклора в современной социалистической культуре, впервые была подчеркнута необходимость историко-сравнительного его изучения, исследования современных межэтнических связей, их роли в процессе сближения и обогащения рабочей поэзии.
Нужно отметить, что изучению рабочих и революционных песен в современную эпоху в странах социалистического содружества способствует и Международный центр исследований рабочей песни*/, который разработал программу, состоящую из трех основных задач. Первая - необходимость собирать песни современными методами с обязательной магнитофонной записью; вторая - осуществлять систематизацию несен с учетом их генезиса, формы и стиля, проводить комплексное изучение как словесных, так и музыкальных особенностей; третья - устанавливать характер песен, их авторство, место
I/ В 1961-65 гг. Международный центр исследований рабочей песни был создан в Праге. После второй международной конференции по рабочему фольклору в 1965 г» /Югославия/ был перенесен в Будапешт. и среду бытования, ареал распространения / 3.2 /. "Речь должна идти не просто о каком-нибудь историческая комментарии или общих исторических характеристиках /хотя и это очень важно и нужно/, а о . конкретных этнографических и социологических исследованиях рабочей песни", - подчеркивал Б.Н.Путилов в своей докладе на международном симпозиуме в Югославии /3.1, с.1417/.
При Международном центре была также организована международная комиссия по изучению рабочей песни, в состав которой вошли такие советские фольклористы, как В.Е.Гусев и М.Друскин.
Взгляды советских ученых и исследователей творчества рабочих стран социалистического содружества на предмет и понятие "рабочий фольклор", на необходимость его комплексного и одновременно конкретного изучения в главном совпадают.
Исследование рабочего фольклора, и рабочих песен в частности, в современной науке о народном творчестве - одна из ведущих проблем, к решению которой подключены не только фольклористы, но и этнографы, историки, музыковеды и социологи. Методологические вопросы изучения рабочей песни нашли свое отражение в работах В.Е.Гусева "Марксизм и русская фольклористика конца XIX -начала XX вв / 4.14 /, "Эстетика фольклора" / 4.17 /, В.И.Чиче-рова "Вопросы теории и истории народного творчества" / 4.75 /, монографии "Фольклор и действительность" В.Я.Проппа и др./ 4.63/.
Специальные исследования, посвященные русской рабочей песне, были осуществлены О.Б.Алексеевой "Устная поэзия русских рабочих. Дореволюционный период" / 4.1 /, Л.П.Кузьминой "Народное поэтическое творчество рабочих Сибири /Рабочий фольклор как исторический источник/"/ 4.36 /. Обстоятельную характеристику русской рабочей песне дала автор многочисленных историко-теоретических статей и исследований таких, как "Устно-поэтическое творчество рабочих" / 5.64 /, "Отражение самосознания рабочих в их песенном репертуаре" / 5.65 /, "Рабочий фольклор,как источник изучения условий труда и быта русских рабочих" / 5.66 / и др. Н.С.Полищук. Исследования Р.Р.Гельгардта, в частности его статьи "Об изучении рабочего фольклора" / 5.17 /, и "К вопросу о лингвистической основе фольклора и его культурно-историческом статусе" / 5.19 / характерны применением комплексного и в то же время дифференцированного подхода к изучению рабочих песен, им также намечены пути историко-сравнительного исследования русского и чешского рабочего фольклора.
Нужно отметить, что в настоящее время одним из ведущих центров по изучению и собиранию русского рабочего фольклора, его песенных жанров, стала кафедра фольклора и древней литературы Уральского университета, возглавляемая В.П.Кругляшовой. Вопросы рабочего фольклора постоянно освещаются в ежегодном межвузовском сборнике "Фольклор Урала" / 4.72 /, а при проведении студенческой практики во многих вузах Урала используется "Программа-вопросник по собиранию рабочего фольклора" /Свердловск, 1982/.
В целом русские рабочие песни изучаются на определенном локальном материале и в большинстве случаев рассматриваются как исторический источник.
В белорусской фольклористике менее интенсивно изучается рабочий фольклор, этой проблеме посвящена монография К.П.Кабаш-никова "От традиционного фольклора к революционной поэзии" / 4.35 /, в которой рассматриваются основные закономерности формирования и развития белорусской рабочей песни, раскрыта ее идейно-эстетическая сущность.
Отдельные вопросы эстетики рабочего фольклора разработаны в монографиях А.И.Дея "1ван Франко 1 перша росгйська револю-ц1я" / 4.21 /, "1ван Франко I народна творчхсть" / 4.20 /, а также статье М.М.Плисецкого "1ван Франко I фольклор роб1Тншив Борислава" и его выступлении в сборнике "Фольклор Урала" / 4.48 , 5.70 /.
Интересные наблюдения над репертуаром интегрированной среды рабочих Чернобыльской атомной электростанции в последние годы проводит С.И.Грица/ 5.23 /.
Надо отметить, что если идейно-тематические особенности рабочих песен рассматривали практически многие исследователи рабочего фольклора /4.1, 4.107 и др./, то вопросы жанровой специфики, формирование и развитие, взаимодействие и др. не нашли надлежащего анализа в большинстве современных работ как советских, так и зарубежных фольклористов. В отдельных работах /О.Б.Алексеева, А.Дыгач, С.Бурласова/ предложена классификация рабочих песен.
Изучение идейно-художественной специфики славянских рабочих песен связано с проблемой межэтнических связей как в прошлом, так и настоящем. "В рабочем фольклоре интернациональное создается на основании национального. Национальное как бы перерастает свои рамки и приобретает функцию интернационального" / 5.70,с.14/. Общность тематики, законов развития и бытования рабочих песен славянских народов - результат их революционных и историко-культурных связей.
Однако, сравнительный аспект изучения рабочего фольклора не занял еще надлежащего места в современной фольклористике. Как правило, исследователи рабочих песен того или иного народа ограничиваются лишь сравнением отдельных фольклорных образцов в пределах определенной темы / 5.18 /• Рабочий фольклор и, в частности, рабочие песни славянских народов представляют обширный материал для сравнительного изучения« Общность судеб славянских народов, взаимосвязь их рабочего движения, генетическая общность влияли на взаимодействие, сближение и взаимообогащение их творчества. Нам представляется, что исторически сложившиеся общие и близкие черты развития рабочего движения в западных и восточных славянских странах, территориальная и языковая близость славян этого ареала, предоставляют исследователю достаточный сравнительный материал по вопросам формирования и развития рабочего фольклора.
Сравнительный аспект исследования должен способствовать решению не только целого ряда проблем, которые в общеметодологическом плане остаются дискуссионными в народном творчестве в целом, и в рабочей песенности, в частности, это проблема коллективного и индивидуального, то-есть взаимоотношение традиционного творчества и литературы; это изучение вопроса репертуара и собственно рабочих песен, процесса создания новых произведений, раскрытие их идейно-художественной целостности. Требует решения и проблема о характере вариативности произведений рабочего фольклора. В сравнительном изучении будут установлены общие закономерности развития рабочего фольклора, выделены формы бытования и трансформации.
Исходя из этого, цель и задачи данного исследования состоят в определении историко-функцдональной обусловленности и развития рабочих песен славянских народов, анализе их идейно-тематического содержания и художественно-эстетического своеобразия» г
Для достижения поставленной цели автор использует следующую структуру: введение, три главы, заключение и библиография по проблеме.
В первой главе "Историко-функциональная обусловленность идейно-тематического содержания рабочих песен" рассматриваются вопросы возникновения и бытования, жанрового состава песенного рабочего фольклора восточных и западных славян, исследуется идейно-тематическое содержание рабочей песенности на разных этапах ее развития, связь с действительностью.
Во второй главе "Революционная песня как составная часть рабочего фольклора" исследуются мировоззренческие истоки формирования революционных песен славянских народов, связь их с общенародным коллективным творчеством и литературной пролетарской поэзией, раскрываются формы их бытования, интернационалистская идейно-эстетическая сущность»
В третьей главе "Художественное своеобразие рабочих песен" уделяется внимание поэтике и стилю рабочих песен, сравнительному анализу художественных средств и композиционных приемов»
Следует оговорить, что историко-сравнительное исследование русской, украинской, чешской, словацкой и польской рабочей , и революционной песни позволяет, с одной стороны, помочь понять национальную специфику рабочей песни каждого народа, а с другой-подтвердить, что именно рабочая песенность наиболее интернациональна по своему содержанию, показать ее идейно-воспитательное значение и агитационную роль в международном рабочем движении.
Отдельного рассмотрения требует проблема современного состояния рабочей песенности, на анализе которой автор сосредотачивает внимание лишь в связи с решением тех или других задач исследования»
Автор руководствовался методологическими положениями, содержащимися в произведениях классиков марксизма-ленинизма, в которых раскрыта социальная роль рабочего фольклора и, в частности, рабочей песни, ее взаимосвязь с рабочим и революционным движением славянских народов.
Основой для оценки современного состояния рабочей песен-ности, как составной части новой социалистической культуры, послужили Программа КПСС, материалы XXIУ, ХХУ, ХХУ1 с"ездов КПСС, материалы Пленумов ЦК КПСС и постановления ЦК КПСС. йсторико-сравнительный анализ рабочих песен проводился с учетом данных современной фольклористической и исторической литературы как советских, так и зарубежных исследователей, материалов теоретических и научно-практических конференций, международных симпозиумов, посвященных проблемам рабочего фольклора и истории рабочего класса, на анализе фактического материала, опубликованного в разных национальных изданиях, а также хранящегося в архивах Киева, Москвы, Ленинграда, Варшавы, Кракова.
Освещенные вопросы показывают важность дальнейшего изучения рабочего фольклора как в Советском Союзе, так и в других странах социалистического содружества, необходимость постановки этой проблемы в более широком масштабе, указывают на необходимость. расширения исследований рабочего фольклора в его непосредственном бытовании.
Сделанные выводы могут найти применение на практике во время изучения и других форм новой социалистической культуры -таких, как художественное самодеятельное творчество масс, новая социалистическая обрядность. Вопросы изучения славянских рабочих песен должны найти отражение в учебных программах славянских отделений филологических факультетов университетов и пединститутов, помочь студентам при проведении фольклорной практики в рабочей среде. Данная работа не может, естественно, решить весь комплекс вопросов, связанных с исследованием песенных жанров рабочего творчества славянских народов, это под силу лишь коллективу авторов.
Таким образом изучение социального контекста и художественно-эстетического своеобразия рабочей песенности актуально как на национальном, так и межнациональном уровнях.
Рабочий фольклор в современную эпоху остается одним из проявлений новой социалистической культуры, национальной по форме и интернациональной по содержанию, что, бесспорно, и обусловливает его всестороннее изучение.
Просмотров: 164 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30