Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 24 » Скачать Система индивидуальных форм обучения курсантов высших военно-учебных заведений. Седов, Николай Владимирович бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
16:02
Скачать Система индивидуальных форм обучения курсантов высших военно-учебных заведений. Седов, Николай Владимирович бесплатно

Система индивидуальных форм обучения курсантов высших военно-учебных заведений

Диссертация

Автор: Седов, Николай Владимирович

Название: Система индивидуальных форм обучения курсантов высших военно-учебных заведений

Справка: Седов, Николай Владимирович. Система индивидуальных форм обучения курсантов высших военно-учебных заведений : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Саратов, 2000 259 c. : 61 01-13/1447-3

Объем: 259 стр.

Информация: Саратов, 2000


Содержание:

Глава! Психолого-педагогический анализ проблемы индивидуализации обучения курсантов высшего военно-учебного заведения
11Индивидуализация обучения как психолого-педагогическая пблема
12 Система форм обучения в военно-учебном заведении
13 Анализ условий, обусловливаюпщх индивидуализацию обучения в ввузе
14 Особенности организации ИФО с использованием компьютерных технологий
Выводы
Глава 2 Исследование эффективности системы индивидуальных форм обучения в высшей военной школе '
21 Выбор критериев для оценки эффективности системы индивидуальных форм обучения
22 Разработка и ход проведения констатирующего эксперимента Анализ полученных результатов
23 Обоснование комплекса условий, обеспечивающих эффективность применения системы индивидуальных форм обучения
24 Проведение формирующего эксперимента i
Выводы

Введение:

Актуальность исследования. Социально-экономическое переустройство общества, повышение роли специалистов в функционировании хозяйства страны требуют нового значительно более высокого, чем обеспечиваемое в настоящее время, качества их обучения в высшей школе.Для подготовки молодых людей к участию в сфере труда и в общественно-политической жизни необходимо прививать обучаемым самостоятель1^ ностъ, открывать широкий простор их полезной инициативе и творчеству.В ходе реформирования высшего образования предстоит ускорить переход к формированию специалистов широкого профиля, сочетающего глубокие фундаментальные знания и обстоятельную практическую подготовку, ориентированную на конкретною отрасль. При этом предъявляются высокие требования к профессиональной пригодности специалистов. Профессиональная пригодность рассматривается как совокупность индивидуальнопсихологических особенностей человека, обеспечивающая наибольшую эффективность его трудовой деятельности и удовлетворенность своим трудом.В эту совокупность входят индивидуальные свойства человека, определяющие особенности восприятия, внимания, интеллекта, его эмоциональные и волевые качества, знания, умения, навыки.Проблема совершенствования профессиональной подготовки обучаемых всегда была в центре внимания высшей пшолы. Весомый вклад в теорию и практику профессионального обучения молодежи внесли педагоги Б.Г.Ананьев, А.В.Барабанпщков, А.Т.Ростунов.В концепции развития Вооруженных Сил упор сделан на научнотехнический прогресс в оборонной промышленности и оснащении армии соф временным воор)окением и техникой. Реализация концепции зависит, прежде всего, от реформирования высшего военного образования на принципах интенсивного развития в направлении повышения эффективности и качества практической подготовки специалистов. • в настгоящее время обострились противоречия между требованиями квалификационных характеристик к профессиональной подготовке курсантов и достигнутыми в з^ебном процессе результатами.В условиях усиления требований к профессиональной подготовке специалистов необходимо, чтобы каждый курсант стремился повышать свое разностороннее развитие и свои способности, хорошо понимал значение знаний и практических навыков и умений, а также личностных качеств в условиях научно-технического и социального прогресса. А это требует усиления индивидуализации обучения курсантов. Тем более, что по мере усложнения от курса к курсу содержания и характера учебной деятельности индивидуальные различия курсантов особенно в мотивационной, волевой, интеллектуальной сферах проявляются сильнее и с большим диапазоном.Таким образом, на первый план выдвигаются технологии индивидуализации учебно-воспитательного процесса в ввузе с учетом индивидуальности, самобытности курсанта как носителя субъектного опыта /159, 184, 200, 213, 218/. На наш взгляд, эффективность решения этих задач во многом зависит от всестороннего изучения индивидуально-типологических особенностей личности обучаемых и осуществления на этой основе индивидуальной подготовки курсанта применительно к его будущей профессиональной деятельности /66, 94,174, 185,186,187/.Несомненно, в психолого-педагогической литературе накоплен значительный потенциал идей индивидуализации обучения как по отдельным дисциплинам, так и в плане методического рассмотрения проблемы в целом: А.А.Кирсанов определил комплексный подход к изучению индивидуальных особенностей и к осуществлению целостной системы индивидуализации учебной деятельности; В.И.Гладких, М.Д.Сонин исследовали индивидуальный подход к учащимся как средство повышения эффективности обучения; В.И.Загвязинский, Е.С.Рабунский, Г.М.Николаева, Л.П.Кныш выявили сочетание различных способов организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся; Г.Н.Кондратенко, A.A.AyiQnvi, Г.А.Данилочкина, А %23 В.В.Иванов использовали программированное обучение как средство индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся; А.М.Чернуха исследовал особенности индивидуального подхода в нравственном воспитании молодежи и др.Однако следует отметить, что ряд педагогических аспектов совершенствования организации профессиональной подготовки курсантов и ее методического обеспечения на основе индивидуализации обучения в ввузе исследованы еще недостаточно. Решение всех перечисленных задач требует дальнейшего совершенствования содержания, организационных форм, методов и средств обучения.Ученые-педагоги неодноьфатно высказывались за повышение качества всех форм обучения. Так, М.И.Махмутов считает, что занятия должны отличаться насыщенностью информацией; высоким темпом работы, повышенной интенсивностью учебно-познавательной деятельности учащихся, разносторонностью задач обучения и воспитания. На занятии должна проводиться самостоятельная работа репродуктивного и творческого характера, способст{'J0 вующая развитию разносторонних способностей учащихся /145/.Н.В.Кухарев перечисляет наиболее распространенные недостатки классических форм обучения: неумелое сочетание фронтальной работы с индивидуальной; отсутствие индивидуализации в обучении; недостаточное и неумелое обучение навыкам самостоятельной работы на уроке и при выполнении домашних заданий /87/.Перечисленные недостатки в полной мере относятся и к высшей школе, в том числе и военной. Чтобы достичь высокого качества обучения в ввузах, учитывая индивидуальные особенности и способности каждого курсанта, необходимы существенные изменения в индивидуальных формах обуче'^ ния (ИФО) в соответствии с передовым опытом преподавания и фундаментальными исследованиями в области дидактики. Нужна система ИФО, чтобы научить обучаемого черпать знания из книг, правильно, содержательно и интересно излагать свои знания, получая их из самостоятельно проработанного >« i текста, от преподавателя, от своих товарищ;ей; применять знания в различных ситуациях и для различных целей, чтобы эти знания действительно были прочными, гибкими, правильными, достаточно полными, системными и имели практическую направленность.В последние годы активно развиваются новые подходы к организации индивидуализации обучения и его организационным формам, основанные на положениях эвристической дидактики, личностно-ориентированного образования (В.Г.Анштейн, Б.Г.Варфаломеев, А.И.Доровская), введении в учебный процесс инновационных организационных форм обучения (П.И.Арапова, И.В.Бабурова, Е.Ф.Баранова, М.Ф.Кларин), модульно-рейтинговой системы обучения (Л.Г.Вяткин, Я.И.Канаев, В.И.Кочнев, А.И.Селиванов, Л.Г.Утягов, П.Л.Юцявичене), открываются перспективы совершенствования компьютерного обучения (В.Г.Лобанов, Е.И.Машбиц, В.П.Кутепов, В.П.Климанов, В.Д.Поминцев, П.Б.Харев.). Вопросами совершенствования форм и методов обучения в высшей военной школе, повышения роли технических средств обз^ения и самостоятельной работы занимались представители военной пе;Ф дагогики и психологии: А.В.Барабанпщков, В.П.Давыдов, В.Я.Макашов, Ю.И.Тарский, Н.Ф.Феденко, И.В. Шевченко и др. Нам представляется, чго в связи с переходом высшей военной школы на трехуровневую структуру высшего образования возникла не только острая потребность, но и объективная необходимость решения проблемы индивидуализации учебновоспитательного процесса в военном вузе /15, 36, 37, 50, 69/. Проблема индивидуализации рассматривается в связи с анализом психолого-педагогических основ функционирования системы высшего образования (Л.Г.Вяткин, Г.П.Корнев, А.В.Родионов, В.Ф.Чаплыгин, В.В.Шевцов, Г.Т.Юртаева), ходом адаптации первокурсников к педагогическому процессу вуза (Н.А.Березовин, ^ А.Гапонова, Ю.А.Кустов, Л.И.Морозова, А.Т.Ростунов), определением этапов продуктивного профессионального мышления обучаемых (Л.Г.Вяткин, Е.П.Коляда), активизацией их учебной деятельности (Н.Г.Ковалевская, А.С.Маслов), развитием личности специалиста как субъекm та профессиональной жизни (Л.И.Ашщферова), разработкой индивидуальных проблемных заданий по математическому моделированию с целью формирования у обучаемых понятийного диалектического мышления (Г.И.Железовская).Однако, несмотря на инноващюнные процессы в высшей военной школе, осуществление индивидуализации обучения курсантов затруднено по целому ряду причин: - признавая наличие обширной литературы по проблеме /1 , 79, 88, 89, 90 и другие/ и многолетнего опыта исследовательской и практической работы, нельзя не отметить отсутствия единства и ясности в толковании понятий "индивидуальное", "индивидуализированное", "дифференцированное", "личностно-ориентированное" обучение; "индивидуальный", "личностный", "дифференцированный" подходы к об)^чению; - существует несоответствие между личностными качествами курсантов и преимущественно массовым характером обучения; - исследуемая проблема не получила должного освещения в педагогике, психологии и методике преподавания учебных дисциплин в высшей военной школе; - отсутствие научно обоснованной системы ИФО, способствующей более эффективному обз^ению каждого курсанта в соответствии с его способностями.В настоящее время сложились и потребности и объективные возможности для расширения понятия принципа индивидуализации обз^ения курсанта с целью формирования у него системы практических знаний, умений, навыков.В ряде ввз^ов накоплен определенный опыт совершенствования практической подготовки курсантов на основе индивидуализации учебной деятельности, который, однако, не получил должного обобщения и массового распространения ввиду отсутствия системы ИФО. Таким образом, имеющиеся концепции высшего образования не обладают достаточным потенциалом i^ f для построения учебного процесса, обеспечивающего стимулирование практической деятельности будущего специалиста. Особую актуальность приобретает проблема индивидуализации обучения курсанта в технических ввузах, в которых наблюдается явное несоответствие между инженерно-технической подготовкой будущих специалистов и формированием устойчивой доминанты на практическую деятельность специалиста с учетом его индивидуальных способностей.Таким образом существуют противоречия между: - требованиями квалификационных характеристик к профессиональной подготовке курсантов и достигнутыми результатами в их учебной деятельности; - инженерно-технической подготовкой будущих специалистов и формированием у них устойчивой доминанты на практическую деятельность с учетом их индивидуальных способностей; - накопленным опытом совершенствования практической подготовки курсантов на основе индивидуализации учебной деятельности и существующими индивидуальными формами обучения.Указанные противоречия определили проблему исследования, связанную с совершенствованием системы ИФО курсанта, которая обеспечивала бы на каждом этапе обучения максимально полное развитие познавательной, мотивационно-потребностной и духовно-нравственной сфер личности.Актуальность проблемы и недостаточная ее разработанность в теории и практике педагогики обусловили выбор темы исследования: "Система индивидуальных форм обучения курсантов высших военно-учебных заведений".Объект исследования - процесс обучения курсантов высших военноучебных заведений.Предмет исследования - система индивидуальных форм обучения курсантов высших военно-учебных заведений.Цель исследования - разработгать, научно обосновать и эксперимен^^ тально проверить условия повышения эффективности системы индивидуальяык форм обучения курсантов ввуза.Гипотеза исследования - эффективность применения системы индивидуальных форм обучения курсантов в военно-з^ебном заведении повысится, если: - организовать процесс обучения исходя из физиологических, психологических, когнитивных возможностей каждого курсанта, ориентируясь на индивидуально-типологические особенности их личности; in - более оптимально использовать ИФО на основе системного подхода, положив в качестве главного критерия классификации этой системы целевой компонент; - совершенствовать систему ИФО с помопц>ю комплекса информационных, дидактических, психологических и организационных условий, т.е. оптимизировать структуру и констр)пщии ИФО в зависимости от особенностей условно выделенных типологических групп курсантов, уров^ ня развития их познавательной, мотивационно-потребностной и духовно-нравственной сфер.В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогические основы индивидуализации обучения курсантов, выявить социальные, психологические и педагогические факторы, обусловливающие процесс ее организации в ввузе; 2. Дать характеристику основных видов индивидуальньгс форм в военноучебном заведении, разработать на их основе систему ИФО и определить критерии оценки эффективности этой системы. ' • 3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс условий повышения эффективности системы ИФО. Теоретико-методологической основой исследования явились труды классиков педагогической и психологической назпки (Б.Г.Ананьева, Ю.К.Бабанского, Л.С.Выготского, А-В.Петровского и др.). При разработке '•^ программы исследования мы обращались к концепции целостного системного подхода к рассмотрению педагогического процесса (В.П.Беспалько, В.С.Ильин, Ю.А.Кустов, И.Я.Лернер, Ю.П.Сокольников), взглядам на сущность и структуру педагогической деятельности (О.А.Абдуллина, Л.Г.Вяткин, Н.В.Кузьмина, А.И.Щербакова), к теориям деятельности (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.Н.Леонтьев, Л.Рубинштейн) и поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Элькошш), теории формирования умений и навыков (Е.Н.КобановаМеллер, Н.А.Менчинская), изучению познавательной самостоятельности (А.В.Барабанщиков, Л.Г.Вяткин, В.Я.Макашов, П.И.Пидкасистый), учению о двух зонах развития (Л.С.Выготский), концепции личностноориентированного обучения (И.А.Колесникова, Г.П.Корнев, Б.Б.Коссов, В.В.Сериков; И.С.Якиманская), положениям о целостности, активности личности и ее саморазвитии (В.В.Давыдов, А.Г.Ковалев, А.Н.Леонтьев, Л.Рубинштейн), а также идеям зарубежных авторов относительно проблеф мы типологизации личности (Э.Берн, Р.Бернс, Р.Кеттелл, А.Маслоу, К.Роджерс, К.Юнг), организации индивидуального обучения (Р.Гроот, Й.А.Зиккингер, Е.Паркхерст, П.Серч, К.Уошборн). Особое внимание нами было уделено изз^ению основных организационных форм обучения (В.К.Дьяченко, М.А.Лозовская, И.М.Чередов), индивидуализации обучения (А.А.Бударный, А.А.Кирсанов, В.С.Мерлин, И.Э.Унт, В.Д.Шадриков), технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко) и др. /17, 18, 50, 51, 95, 160,161, 174, 185, 188,199, 214, 217, 219/.Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс теоретических и экспериментальных методов исследования. %23 Методы теоретгического уровня: концептуальный анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме, моделирование (построение модели индивидуализации обучения курсантов и разработка системы ИФО). Экспериментальные методы: диагностические (собеседование, анкетирование, тестирование, имитационные и ситуацион* ные игры), обсервационные (наблюдение, анализ творческих и экспериментальных работ, фиксирование результатов учебной деятельности, применение различных ИФО), прогностические (контент-анализ ожиданий курсантов по отношению к изучаемым дисциплинам, метод экспертных оценок, составление характеристик условных тршологических групп курсантов), праксиологические (оценка уровня развития учебных возможностей в учебной деятельности и в ситуациях, моделируюпщх профессиональную деятельность). При обработке экспериментальных данных использовались методы математической статистики. Значительное место в работе было отведено педагогическому эксперименту.Системное изучение проблемы индивидуагшзации обучения и условий эффективного применения системы ИФО с помопц.ю представленных методов позволило получить и проанализировать количественные и качественные результаты исследования.Диссертационное исследование включало три этапа: (ф Первый этап (1994-1996гг.) - выбор теоретической концепции, формулировка темы, определение предмета, цели, рабочей гипотезы и задач исследования; изучение философской, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования; конструирование модели индивидуализации обучения, анализ существующих ИФО. Второй этап (1997-1998гг.) - уточнение гипотезы исследования, выбор критериев для оценки эффективности системы ИФО, теоретическое обоснование комплекса условий повышения эффективности системы ИФО, разработка и проведение констатирующего эксперимента по диагностике эффективности системы индивидуальных форм обучения. В эти годы разра% батывалась структура и различные конструкции индивидуальных форм обучения, реализовывалась программа обучающего эксперимента на занятиях по информатике и математическому моделированию, корректировались педагогические условия с учетом личностной ориентации образования, предметно%23 дидактическая модель индивидуализации обучения дополнялась психологопедагогической, разрабатывались практические рекомендации по совершенствованию системы ИФО с целью организации индивидуализации обучения в высших военно-учебных заведениях и проверялась их эффективность в учебно-воспитательном процессе.Третий этап ('1999-2000гг.) - проведение формирующего эксперимента, теоретгическое осмысление эмпирического материала, обработка, систематизация и обобщение полученных результатов, оформление выводов исследования и рекомендаций по совершенствованию системы ИФО в рамках общей профессиональной подготовки курсантов.Экспериментальной базой исследования являлся Саратовский военный институт радиационной, химической и биологической защиты (СВИРХБЗ). В исследовании приняли участие курсанты экологического и технологического факультетов института, а также курсанты Саратовского филиала военного артиллерийского университета (СФВАУ) и Энгельсского высшего зенитного ракетного командного училища ПВО (ЭВЗРКУ ПВО).Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработано методическое обеспечение индивидуального подхода к обучению курсанта в условиях военного вуза; составлены учебные программы с учетом индивидуальных особенностей, военно-профессионального ин^ тереса и специфики из)^аемьгх дисциплин; апробирована технологР1я индивидуального обучения курсанта на занятиях по информатике и математическому моделированию с использованием разработанной системы ИФО; описанная структура подсистем ИФО в ввузе позволяет педагогам строить процесс обучения, исходя из задач, стояпщх на данном этапе подготовки специалиста, согласно квалификационным требованиям; предложенные комплексные индивидуальные задания повышают профессиональную направI ленность обучения и способствуют улучшению качества подготовки курсанта; теоретически разработанный и экспериментально проверенный комплекс условий совершенствования системы ИФО может применяться в учебно•• воспитательном процессе других образовательных учреждений (техникуме, институте, университете и др.).Достоверность и обосноваЕгаость полученных результатов и намеченных выводов обеспечивается исходными методологическими позициями; использованием системы метгодов, адекватных предмету и задачам исследования, длительностью экспериментальной работы, репрезентативностью эмпирических материалов, достаточным объемом выборки, а также личным участием автора в экспериментальной и практической деятельности. В экспериментальном исследовании приняли участие 617 курсантов экологического и технологического факультетов СВИРХБЗ и СФАУ. Апробация и внедрение результатов исследования. Содержание исследования нашло отражение в 9 публикациях автора, на заседаниях кафедры специализации ЭВЗРКУ ПВО и кафедры АСУ СВИРХБЗ, на научнопрактических семинарах ЭВЗРКУ ПВО и СВИРХБЗ, на межвузовских конференциях преподавателей Саратовского государстве1ПЮГо университета им.Н.Г.Чернышевского, педагогического института Саратовского государственного университета. Саратовского государственного технического университета. В ходе опытно-экспериментального исследования разработаны методические пособия: "Индивидуализация практического обучения", "Разработка индивидуализированных обучающих компьютерных систем", "Структура организационных ИФО в ввузе", "Система ИФО, применяемая на разных этапах подготовки курсантов". Результаты констатирующего и обучающего экспериментов внедрены в систему подготовки курсантов на кафедре АСУ СВИРХБЗ. На защиту вьп10С51тся: 1. Характеристика видов ИФО в военном вузе, их конструкция и условия применения для профессиональной подготовки курсанта, учитьшаюпдае индивидуальные особенности будущего профессионала - уровни развития его сознания и самосознания, мотивационно-потребностной направленности, особенности протекания психических процессов.2. Педагогическая система ИФО в ввузе, ориентированная на достижение курсантами высоких результатов в учебной работе, приобретения опыта самообразования и саморегуляторной деятельности в процессе обучения.3. Критериально-диагностический аппарат оценки эффективности системы ИФО.
4. Механизм использования системы ИФО на разных этапах подготовки К5фсанта и ее эффективное воздействие на формрфование профессиональной пригодности, ориентирующая будущего специалиста на овладение опытом саморазвития, а также практических умений самооценивания, самопрограммирования, самопроектирования своей профессиональной деятельности.5. Комплекс информационньЕс, дидактических, психологических и организационньБс условий совершенствования системы ИФО с помощью разработанной модели управления, обеспечивающей опережающее приспособление личности курсанта к социально-профессиональной среде учебного процесса в соответствии с прогрессивными тенденциями развития образования.Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений. i
Просмотров: 156 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031