Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 23 » Скачать Система бюджетного регулирования в Российской Федерации. Попкова, Наталья Александровна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
12:33
Скачать Система бюджетного регулирования в Российской Федерации. Попкова, Наталья Александровна бесплатно

Система бюджетного регулирования в Российской Федерации

Диссертация

Автор: Попкова, Наталья Александровна

Название: Система бюджетного регулирования в Российской Федерации

Справка: Попкова, Наталья Александровна. Система бюджетного регулирования в Российской Федерации : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.10 Саратов, 2003 215 c. : 61 04-8/1108

Объем: 215 стр.

Информация: Саратов, 2003


Содержание:

Глава 1; Основы бюджетного регулирования при формировании бюджетов всех уровней
11 Теория бюджетного регулирования, вертикальное и горизонтальное регулирование бюджетов »
12 Бюджетный федерализм как основа формирования приоритетов бюджетного регулирования ^
13 Упорядочение бюджетного устройства Российской Федерации и разграничение расходных полномочий между ^ звеньями российской бюджетной системы
Глава 2: Организация бюджетного регулирования в Российской Федерации о/г
21 Регулирование налоговых доходов субъектов Федерации (на примере Саратовской области) ^^
22 Выравнивание доходов бюджетов субъектов Федерации (на примере Саратовской области) ^-
23 Система бюджетного регулирования на уровне муниципальных образований (на примере Саратовской области)
Глава 3: Совершенствование системы бюджетного регулирования в Российской Федерации
31 Упорядочение системы регулирования расходных полномочий и доходных источников бюджетов всех уровней , „
32 Развитие механизмов бюджетного выравнивания

Введение:

Актуальность темы исследования. Федеративное устройство российского государства ставит руководство страны перед необходимостью приведения всех объектов государственного управления в соответствие с общепринятыми принципами его функционирования. Это относится и к бюджетной системе страны. Вопрос совершенствования системы государственного регулирования бюджетов всех уровней является неотъемлемой частью общей стратегии развития России на среднесрочную перспективу. Неразвитость системы бюджетного регулирования, отсутствие стабильности в ней блокирует развитие многих стратегически важных направлений государственной политики, в частности, становления в России института местного самоуправления, развития инвестиционной инициативы регионов, перехода к системе автономных бюджетов на каждом бюджетном уровне.Большинство современных проблем системы бюджетного регулирования в России лежит уже вне сферы формализованных способов распределения финансовой помойки субъектам Федерации и местным бюджетам. Неизбежность применения механизмов бюджетного выравнивания обусловлена принципиальной невозможностью достижения «идеального» распределения расходов и соответствующих им доходов между всеми уровнями бюджетной системы, включая как минимум два уровня местных бюджетов. Разнообразие структуры органов местного самоуправления в регионах вынуждает федеральный центр предоставлять им существенные законодательные права в формировании эффективной модели регулирования субрегиональных финансов с учетом местных реалий.Система бюджетного регулирования в России в настоящее время это сложный и противоречивый комплекс финансовых методов и механизмов, вектор развития которых в долгосрочном плане ориентирован на реализацию федеративных принципов функционирования российского государства. Актуальность совершенствования российской системы бюджетного регулирования определяется незрелостью и малым опытом функционирования федеративных отнонюний как таковых. Принципы ее построения и функционирования находятся в постоянном движении, она приводится в соответствие с объективными требованиями времени и прогресса. В этом смысле актуальность совершенствования системы бюджетного регулирования в России на годы вперед определяется объективным ходом политического развития молодого федеративного государства.Степень разработанности проблемы. Наличие четкой, отлаженной системы регулирования бюджетов разных уровней является индикатором степени развитости федеративных отношений в государстве. В России весь комплекс проблем регулирования финансовых отношений бюджетов обусловлен сложностью и многогранностью этой сферы отношений, с одной стороны, и преимущественно частным характером теоретических разработок проблематики бюджетного федерализма, с другой. Динамичное развитие внутренних и внешних социально-экономических факторов в стране не сопровождалось адекватным развитием основ бюджетной системы из-за неполноты разработки теоретических основ и методологии механизма ее трансформации.С 1991 года исследованием проблем построения и функционирования системы бюджетного регулирования в ходе становления бюджетного федерализма в России занимается целый ряд ученых-теоретиков и специалистов-практиков. Научные работы большинства экономистов советского периода (Д.А. Аллахвердян, М.В. Васильева, Л.П. Павлова, Г.Б. Поляк, В.М. Родионова, М.В. Романовский, Я.Б. Хесин) в области регулирования финансовых основ государственного устройства в большинстве своем не могли быть применены в условиях одновременного развития федеративных отношений и рыночных принципов хозяйствования.Только с фактическим становлением федеративных отношений в России и, как следствие, с происходящими существенными изменениями в бюджетной сфере в 1993-1995 гг., стали появляться первые труды в области «российской модели» бюджетного федерализма.Многочисленные исследования в области бюджетных отношений в России можно условно разбить на четыре фуппы. К первой относятся ученые-экономисты советского периода (Г.В. Базарова, Л.М. Бирман, А.Г. Игудии, Г.Б. Поляк, В.М. Родионова, М.В. Романовский), чьи исследования заключались, в основном, в разработке условий и принципов трансформации бюджетной системы советской России в бюджетную систему федеративного государства.Ко второй группе можно отнести работы по изучению принципов и перспектив бюджетного федерализма в зарубежных странах, имеющих давние традиции построения и регулирования отношений между бюджетами в федеративных условиях, с целью применения их опыта в России.Результаты исследований российскими специалистами бюджетной практики США, Канады, Австралии, Франции, Германии в большинстве случаев опережали возможности применения в России зарубежных приемов и механизмов бюджетного регулирования в среднем на 4-5 лет. Кроме того, изучение зарубежного опыта функционирования конкурентной и кооперативной моделей бюджетного федерализма собрало вокруг себя наибольшее число сторонников развития его российской модели именно по одному из этих двух вариантов. Хотя уже в зарубежных странах и даже в России наиболее перспективным направлением признается грамотное сочетание элементов этих, казалось бы, полярных моделей.К третьей фуппе исследований (В.Н. Лексина, Л.Н. Лыкова, Л.В. Смирнягин, И.А. Умнова) можно отнести работы по общим вопросам федеративных отношений и региональной политики, одним из составных элементом которых и выступали бюджетные отношения и их регулирование.К четвертой группе — все многообразие статей в специализированных периодических изданиях относительно проблем и особенностей регулирования финансовых отношений между бюджетами в отдельных субъектах Федерации и муниципальных образованиях. Кроме того, вслед за рядом публикаций с критикой первого опыта реформирования системы бюджетного регулирования широко стали применяться методы регулирования доходной части нижестоящих бюджетов с использованием математических моделей. С принятием Бюджетного и Налогового Кодексов РФ, Концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 гг. была предпринята попытка устранить наиболее явные отклонения действующей системы бюджетного регулирования в России от стандартных требований к формированию комплекса налогово-бюджетных полномочий органов власти в федеративном государстве, привести все ее компоненты в соответствие с объективными территориальными различиями и реальным состоянием экономики. к 2001 году появились многочисленные работы, обобщающие опыт функционирования местных финансов в условиях становления федеративных отношений в России. В исследованиях Л. Еремеевой, B.C. Мокрого, Л.И. Прониной, А.Н. Швецова проанализирована фактически сложившаяся структура управления местными бюджетами в регионах, предложены механизмы укрепления финансовых основ органов местного самоуправления.Основной проблемой, препятствующей построению единой и эффективной системы бюджетного регулирования в России, является асимметрия бюджетного устройства регионов. Причем, эта асимметрия носит в равной степени, как политический, так и экономический характер.Несмотря на ряд целенаправленных действий, предпринятых федеральным центром по устранению политической составляющей бюджетной асимметрии, в начале нового века политический фактор все еще продолжает сказываться на регулировании финансовых отношений между бюджетами в стране. В связи с этим, в теоретических исследованиях проблем бюджетного обеспечения политических основ функционирования российского государства акцент в настоящее время смещается с констатации и анализа бюджетной асимметрии, а также предложений по ее сокращению в сторону обоснования закрепления общих принципов бюджетного устройства, детализации и конкретизации их проявления в практическом функционировании системы бюджетного регулирования.Актуальность темы, степень ее научной разработки и практической значимости определили выбор темы, цели и задачи диссертационного исследования.Цель диссертационного исследования. Основной целью работы является исследование теоретических и практических вопросов бюджетного регулирования в России, разработка законодательных и практических предложений по совершенствованию системы бюджетного регулирования в соответствии с объективными требованиями процесса становления российской модели бюджетного федерализма на современном этапе.Задачи исследования. В соответствии с целью исследования автором поставлены следующие задачи теоретического и прикладного характера: - раскрыть экономическое содержание бюджетного регулирования в современной системе бюджетных отношений в Российской Федерации; - исследовать содержание и возможности использования в России методов бюджетного выравнивания, применяемых в зарубежной практике бюджет1юго регулирования; - определить организационные основы функционирования механизма вертикального выравнивания с элементами горизонтального распределения средств; - разработать рекомендации по совершенствованию отдельных законодательных норм, регулирующих вопросы формирования доходов местных бюджетов, и рекомендации по их практическому применению; - разработать модель выравнивания доходов местных бюджетов в рамках субъекта Российской Федерации; - разработать методические рекомендации по применению модели бюджетного выравнивания доходов местных бюджетов в рамках субъекта Российской Федерации.Предметом исследования в диссертационной работе являются бюджетные отношения, складывающиеся в Российской Федерации в процессе бюджетного регулирования.Объектом исследования в диссертационной работе является система бюджетного регулирования Российской Федерации, включая систему межбюджетного регулирования доходов бюджетов разных уровней. В качестве региона, на примере которого рассматриваются особенности ее функционирования, взята Саратовская область.Методологической основой исследования послужили научные методы системного, сравнительного и логического анализа, обобщения, синтеза, экономико-математическое табличное и графическое моделирование, принципы и приемы статистического метода.Теоретическую базу диссертационного исследования составляют положения и выводы, сформулированные в научных трудах отечественных и зарубежных специалистов по проблемам, относящимся к теме диссертации.Информационной базой работы послужили программные документы и законодательные акты Российской Федерации, Краснодарского края, Саратовской, Тюменской, Свердловской, Пермской областей, плановые и отчетные данные Министерства финансов РФ и министерства финансов Саратовской области, материалы соответствующих законодательных и исполнительных органов власти, статистические материалы Госкомстата РФ и Саратовской области.Объем и структура работы. Цель и задачи исследования определили структуру работы и приложений. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (166 наименований), 5 диаграмм, 28 таблиц, 8 рисунков, 12 приложений. Общий объем работы 182 страницы машинописного текста.В первой главе работы раскрыты теоретические аспекты системы бюджетного регулирования. Сформулирована авторская позиция в отношении содержания российской системы бюджетного регулирования.Доказана невозможность применения в российской бюджетной практике механизмов горизонтального выравнивания, применяемых в зарубежной бюджетной практике. Раскрыта проблематика неурегулированности бюджетного устройства субъектов Российской Федерации, дана оценка практике решения ими вопроса своего бюджетного устройства. Проведен анализ законодательства ряда регионов России в части регулирования разфаничения расходных полномочий между региональным и муниципальным уровнем власти.Во второй главе на примере Саратовской области рассмотрены особенности бюджетного регулирования на уровне субъекта Российской Федерации. Детально отражен процесс эволюции методики расчета трансфертов регионам, выявлены недостатки и достоинства этого метода на разных этапах его становления. Рассмотрены проблемы финансовых отношений регионального бюджета с местными бюджетами.В третьей главе работы представлен ряд законодательных и практических предложений по совершенствованию системы бюджетного регулирования с учетом фактической структуры финансов местного самоуправления. Прокомментирована модель выравнивания доходов местных бюджетов в рамках субъекта Российской Федерации, разработанная с учетом рекомендаций автора, зарубежной практики горизонтального выравнивания и положений проекта нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - проект закона).В заключении изложены основные выводы и предложения по результатам проведенного исследования. В приложении представлены методические рекомендации автора по применению модели выравнивания доходов местных бюджетов в рамках субъекта Российской Федерации.Наиболее важные научные результаты заключаются в следующем: 1. раскрыто содержание бюджетного регулирования в Российской Федерации как системы отношений между бюджетами разных уровней и конкретными получателями бюджетных средств, в качестве которых могут выступать как нижестоящие бюджеты, так и субъекты общественных отношений; показано место межбюджетных отношений в системе бюджетного регулирования; в структуре системы бюджетного регулирования выделен отдельный блок бюджетных отношений, не являющихся элементами межбюджетного регулирования; 2. дана характеристика основных элементов механизмов вертикального и горизонтального выравнивания, применяемых в зарубежной практике бюджетного регулирования; показаны отличительные особенности их функционирования, заключающиеся в различии механизмов перераспределения средств и их фактическом движении в рамках вертикального и горизонтального выравнивания; 3. обоснована невозможность использования в российской практике бюджетного регулирования зарубеж1юго опыта горизонтального выравнивания; сформулированы предложения по организации бюджетного регулирования в рамках субъекта Российской Федерации; 4. разработан и предложен механизм вертикального выравнивания с применением элементов горизонтального распределения средств, предусматривающий налоговый трансферт в виде зачисления в нижестоящий бюджет поступлений от налога вышестоящего бюджетного уровня пропорционально какому-либо параметру; в качестве универсального и удобного в применении параметра на современном этапе предложена численность населения административных единиц нижестоящего бюджетного уровня; 5. разработана модель выравнивания доходов местных бюджетов в рамках субъекта Российской Федерации, реализующая следующие принципы: - принцип сочетания механизмов централизованного регулирования доходов местных бюджетов с элементами децентрализации в распределении бюджетных средств между ними; - принцип деления местных бюджетов разных уровней на условные группы в соответствии с уровнем их доходности; - использование поступенчатого выравнивания доходов местных бюджетов разных уровней с применением элементов горизонтального распределения средств; - применение механизма налогового трансферта, распределяемого пропорционально численности населения муниципальных районов, городских округов и поселений.Основными задачами, достигаемыми в рамках авторской модели выравнивания доходов местных бюджетов в рамках субъекта Российской Федерации, явились: - минимизация интенсивности и объема финансовых потоков по вертикали бюджетной системы в рамках субъекта Федерации путем отвлечения реализации части задач выравнивания на введение в бюджетную практику механизма вертикального выравнивания с элементами горизонтального распределения средств; - реализация избирательного подхода к субъектам бюджетных отношений нижестоящего бюджетного уровня в процессе оказания им финансовой помощи в зависимости от их объективного финансового положения; - более справедливое перераспределение доходов от неравномерно распределенных доходных источников среди городских и сельских поселений, дополнительных поступлений от долей федеральных и региональных налогов в бюджеты муниципальных районов и городских округов (пропорционально численности жителей); - четкое разграничение «радиуса действия» механизмов вертикального выравнивания и механизмов вертикального выравнивания с элементами горизонтального распределения средств в системе бюджетных отношений в рамках субъекта Российской Федерации, а также последовательности их реализации (не временной, а смысловой).6, даны методические рекомендации по применению модели бюджетного выравнивания доходов местных бюджетов в рамках субъекта Российской Федерации, представлен перечень источников средств, перераспределяемых в рамках субъекта Российской Федерации между местными бюджетами разных уровней; разработан сводный показатель, с учетом которого происходит ранжирование источников средств по II необходимости их перераспределения между местными бюджетами разных уровней; 7. сформулированы замечания и предложения по приведению в соответствие с действующим законодательством и теоретической природой некоторых финансовых понятий ряда положений проекта нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящихся к бюджетному регулированию доходов органов местного самоуправления. В частности: - обоснована несостоятельность предлагаемого проектом закона дотационного механизма оказания финансовой помощи бюджетам городских и сельских поселений путем переуступки «дополнительных нормативов поступлений региональных налогов и сборов, а также дополнительных нормативов поступлений федеральных налогов и сборов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, в бюджеты муниципальных образований» (п.2 статьи 60 проекта закона); - обоснована несостоятельность предлагаемого проектом закона механизма перераспределения среди бюджетов городских и сельских поселений доходов от неравномерно распределенных налоговых источников в виде переуступки долей федеральных и региональных налогов (п.2 статьи 60 проекта закона); - фонд финансовой поддержки городских и сельских поселений, имеющий целью перераспределение доходов от неравномерно размещенных налоговых источников по городским и сельским поселениям предложено формировать исключительно из доходов от неравномерно распределенных источников, а не за счет доходов от дополнительно переуступаемых долей региональных и федеральных налогов.Теоретическая и практическая значимость работы заключается в определении понятия бюджетного регулирования, в формулировке элементов механизмов вертикального и горизонтального выравнивания, применяемых в зарубежной бюджетной практике. Практическая значимость работы заключается в разработке авторской модели бюджетного выравнивания на субфедеральном уровне и методических рекомендаций по ее применению с учетом проводимой в России реформы оргагюв местного самоуправления. В модели учтено предложение автора относительно введения в бюджетную практику режима налогоЕюго трансферта, распределяемого пропорционально численности жителей субъектов бюджетных отношений нижестояш,его бюджетного уровня. Результаты исследования могут представлять значительный профессиональный интерес для федеральных, региональных законодательных и исполнительных органов власти в ходе дальнейшего упорядочения структуры бюджетного устройства субъектов Федерации и совершенствования системы регулирования нижестоящих бюджетов.Апробация работы. Результаты исследования используются в работе министерства финансов Саратовской области. Основные результаты и предложения автора докладывались на международных научно-практических конференциях в г. Волжском (сентябрь, 2001 г.), Санкт-Петербурге (октябрь, 2001 г.), Саратове (июнь, 2001 г.). Ряд разработок используется в учебном процессе, в темах и курсах, посвященных бюджету, бюджетной системе и региональным финансам. По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 3,25 печатных листа.
Просмотров: 167 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031