Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 21 » Скачать Роль региональных средств массовой информации в формировании политического имиджа акторов электорального процесса : На примере бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
15:30
Скачать Роль региональных средств массовой информации в формировании политического имиджа акторов электорального процесса : На примере бесплатно

Роль региональных средств массовой информации в формировании политического имиджа акторов электорального процесса : На примере Карачаево-Черкесской Республики

Диссертация

Автор: Коркмазов, Руслан Рамазанович

Название: Роль региональных средств массовой информации в формировании политического имиджа акторов электорального процесса : На примере Карачаево-Черкесской Республики

Справка: Коркмазов, Руслан Рамазанович. Роль региональных средств массовой информации в формировании политического имиджа акторов электорального процесса : На примере Карачаево-Черкесской Республики : диссертация кандидата политических наук : 23.00.02 Ставрополь, 2006 174 c. : 61 06-23/153

Объем: 174 стр.

Информация: Ставрополь, 2006


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основы анализа роли средств массовой информации в формировании политического имиджа акторов электорального процесса
11 Средства массовой информации в электоральном процессе: основные теоретико-методологические подходы
12 Региональный электоральный процесс в современной России
13 Современные политические технологии формирования имиджа акторов электорального процесса
ГЛАВА 2 Роль и место региональных средств массовой информации в процессе формирования политического имиджа электоральных акторов в Карачаево-Черкесской Республике
21 Особенности формирования политического имиджа основных акторов современного электорального процесса Карачаево-Черкесии
22 Роль СМИ в формировании политического имиджа основных акторов электорального процесса Карачаево-Черкесии
23 Межэтническая напряженность как фактор электоральных процессов в Карачаево-Черкесской Республике

Введение:

Актуальность темы исследования. Переход к гражданскому правовому обществу в России сопровождается созданием новых институтов и механизмов формирования политической структуры общества. Выборность представителей законодательной и исполнительной власти различных уровней носит системообразующий характер для любого демократического общества. На сегодняшний день средства массовой информации являются мощным орудием влияния на политическое сознание населения. Сила воздействия СМИ на электорат позволяет судить об их высокой значимости в развитии и становлении политических процессов общефедерального и, что особенно актуально, регионального уровня.
Многоаспектность использования СМИ в целях воздействия на формирование отношения электората к тому или иному политическому событию или персоне предполагает более подробное изучение функциональной роли средств массовой информации в развитии электоральных процессов, что обеспечит прирост нового научного знания и позволит не только объяснять текущие политические процессы в обществе, но и прогнозировать их.
Актуальность исследования усиливается в связи с тем, что на данный момент мы находимся на стадии формирования демократических традиций в России и переживаем постепенную замену заимствованных выборных технологий на технологии и методики, адаптированные к электоральной действительности нашего государства. Но пока еще практика российских электоральных процессов свидетельствует о том, что в них широко применяются западные технологии и методики без учета как отечественной, так и региональной специфики. Особенно это актуально для регионов, отличающихся сложным этническим составом, как, например, Северный Кавказ в целом и Карачаево-Черкесская Республика в частности. На основании наблюдений за частотой и активностью избирательных кампаний в КЧР проведено исследование данных особенностей и представлены соответствующие обобщения.
Динамика российского электорального процесса достаточно высока, и это предполагает постоянное изменение объекта научного исследования. В различных избирательных кампаниях роль и функции СМИ существенно различаются, и данные различия носят как функциональный, так и содержательный, как федеральный, так и региональный характер. Следовательно, научное осмысление различных сторон этой проблемы является актуальной и представляет собой для политической науки несомненный теоретический и практический интерес.
Степень разработанности проблемы. Основная масса публикаций, содержащих исследования по данной проблеме, посвящена теории и практике использования СМИ в ходе избирательных кампаний, политическому маркетингу избирательных кампаний, политической имиджелогии, анализу текущих избирательных кампаний. Однако основной и неотъемлемой частью политического процесса является электоральный процесс. Исходя из этого, исследование электоральных процессов необходимо рассматривать в контексте исследования политического процесса в целом, и в первую очередь следует назвать работы М. Вебера, А. Гидценса, У. Изарда, Д. Истона, Д. Робертса и А. Эдвардса. В современной российской политологической науке можно выделить работы Г.А. Аграната, Т.А. Алексеевой, О.В. Гаман и др.1.
Наряду с работами, посвященными исследованиям политического процесса, следует выделить исследования, посвященные теории и практике коммуникации, так как роль средств коммуникации в политическом процессе достаточно велика. Это труды представителей западной политологической мысли Г. Лассуэлла, Д. Зеллера, Б. Коэна, Дж. Клаппера, У. Липпмана, П. Ла
С середины XX века в западной и советской политологической науке усиленное внимание стало уделяться вопросам социальной ответственности в функционировании средств массовой информации. Появились публикации, которые в основном рассматривали СМИ в качестве главного инструмента, применяемого в ходе избирательных кампаний. Данному явлению способствовал тот факт, что с развитием демократии и провозглашением свободы слова в российский период СМИ все больше придавался статус «четвертой власти», которая все активнее включалась в электоральный процесс. В диссертационном исследовании были использованы работы, посвященные теории и практике СМИ, следующих западных авторов: Г. Альтшул, Э. Денис, Д. Мэр-рилл, С. Фред, С. Сиберт, У. Шрамм, Т. Питерсон. На ряду с ними использовались работы представителей отечественной политологической науки, таких как С.И. Беглов, С.В. Большаков, И.В. Жуков, Я.Н. Засурский, М.Н. Ким, А.К. Михальская, А.Н. Назайкин, Е.А. Сарасов, Н.И. Трефилова,
1997. - Т.2; Roberts J., Edwards A. The Analysis of Political Structure // A New Dictionary of Political Analysis. - N.Y., 1991. - P. 39.
О.В. Федотова, Е. Фомичева, Ю.В. Чемякин, В.И. Чигарев, Ю.А. Шерковин и
В процессе становления и развития гражданского общества, демократических выборов и политической власти в России получили дальнейшее развитие и теоретические, и методологические аспекты политического управления региональным электоральным процессом.
Появилось достаточно большое количество публикаций, посвященных теоретическим выводам и методическим рекомендациям, применяемым политическими лидерами, организациями, партиями, публичной властью для определения своих целей, методов и программ и воздействия на поведение граждан. К наиболее значимым среди подобных публикаций относятся работы И.Л. Викентьева, Б.Н. Головко, В.П. Дубицкой, В.А. Евстафьева, В.И. Егорова, Т.А. Кузнецовой, С.Ф. Лисовского, Т.В. Ляпиной, Л.С. Макарона,
И.Я. Мельника, Е.Г. Морозовой, B.JL Музыканта, Г.В. Пушкаревой, Д.Я. Рай-городского, М.И. Тарарухина, В.И. Яссонова.4
Наряду с исследованиями, посвященными рассмотрению теоретических и методологических проблем электоральных процессов в отдельную группу можно выделить исследования, посвященные технологиям избирательных кампаний. Авторы в своих исследованиях в основном анализируют наиболее применяемые подходы и технологии и на их основе предлагают обобщенные модели построения избирательных кампаний (Д. Блэк, М. Брайн, А. Вилдавский, Д. Гаречт, Р. Катц, Б. О'Дей, Н. Полсби).5 Особое значение имеют исследования, рассматривающие избирательные технологии, учитывая российские особенности проведения выборов (В.Н. Амелин, Г.В. Голосов, Д.М. Дурдин, Н.В. Ильин, С.В. Устименко, А.Н. Жмыриков, З.М. Зотова, А.А. Максимов, Е.П. Малкин, Е.А. Сучков, В.В. Полуэктов, Д.Г. Рот-ман, В.А. Рыжков, Т.М. Рыскова, B.C. Топоров, И.Р. Яновский)6.
4 См.: Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М., 1999; Евстафьев В.А., Яссонов В.И. Введение в медиапланирование. - М., 1998; Лисовский С.Ф. Политическая реклама. - М., 2000; Crotty W.J., Freeman D.M., Gatlin
5 См.: Black D. The Theory of Committees and Election. - Cambridge, 1958; Katz R.S. Democracy and Elections.N.Y.- Oxford, 1997; O'Day B.J. Political Campaign Planning Manual. - N.Y., 1998; Garecht J. Political Start-Up Capital: http://www.localvictory.com: Brain M. How Election Campaigns Work: http://www.howstuffworks.com; Polsby N.W., Wildavsky A. Presidential Election. Strategies of American Electoral Politics. - N.Y., 1985.
6См. Яновский И.Р. На пути к реальному народовластию: избирательные технологии в России XX века. - М., 1999; Амелин В.Н., Устименко С.В. Технология избирательной кампании. - М., 1993; Максимов А.А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов (российский опыт). - М., 1999; Жмыриков А.Н. Как победить на выборах: Психотехника эффективного проведения избирательной кампании. - Обнинск, 1995; Малкин Е., Сучков
E. основы избирательных технологий. - М., 2002; Зотова З.М. Избирательная кампания: технологии организации и проведения. - М., 1995; Полуэктов В.В. От двери к двери. Полевые технологии в избирательных кампаниях. - М., 2002; Ротман Д.Г. Электоральные
Опыт проведения выборов в России хотя и является относительно небольшим по своей продолжительности, тем не менее, на его основе был накоплен богатый материал для общего и более детального анализа избирательных кампаний, позволяющего выявить ведущие тенденции и отдельные черты электоральных процессов нашего государства. Исходя из этого, можно выделить авторов, уделяющих главное внимание рассмотрению последних избирательных кампаний в России: Ю.А. Веденеев, В.Н. Гельман, А.С. Журавлев, Г.М. Заболотная, З.М. Зотова, А.П. Кабаков, О.П. Кудинов, М.И. Кукушкин, А.В. Лукашев, В.И. Лысенко, А.В. Пониделко, В.П. Пугачев, В.В. Согрин, А.Ю. Шутов, А.А. Югов.7
Политическая ситуация и избирательные кампании в Карачаево-Черкесии анализируются в исследованиях следующих авторов: С.А. Абдоков, A.M. о
Абдукадыров, А.К. Баташева, А.Х. Ерижева, В.Ш. Нахушев, Е.А. Щербина. исследования: сущность и технология// Социс. - 1998. - №9. - С.43-55; Топоров В. Виртуальная реальность выборов// Свободная мысль. - 1996. - №11. - С. 12-24.
См.: Ерижева А.Х. Специфика политического конфликта в многонациональном регионе (на примере Карачаево-Черкесской Республики)/Социальные конфликты: экспертиза прогнозирование технологии разрешения. Вып. 18. Этническая и региональная конфликтология. - М. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - С. 397 - 414; Абдукадыров А. Воспитание в духе традиционной этики кавказских народов как средство консолидации // Тезисы докладов международной конференции 18-22 мая 1995 г. - М., 1995. - С. 30; Малышева Д. Проблемы стабильности на Кавказе и международный опыт урегулирования и разрешения конфликтов // Материалы международной конференции Северный Кавказ: проблемы стабильности и перспективы развития. Закавказье - 24-26 октября 1997. - Сочи, 1997; Нахушев В.Ш. Власть и властные отношения в многонациональном
Несмотря на достаточно глубокое и разностороннее рассмотрение региональных электоральных процессов в научной среде, а также накопленный практический опыт и эмпирический материал, собранный в период избирательных кампаний в КЧР в период с 1991 по 2005 гг., существует потребность в обобщающих исследованиях, синтезе и углубленном исследовании проблемы взаимодействия региональных СМИ и основных акторов электоральных процессов.
Объектом исследования являются деятельность региональных средств массовой информации.
Предмет исследования - роль средств массовой информации в формировании политического имиджа акторов электорального процесса Карачаево-Черкесской Республики.
Цель исследования - определить политические возможности региональных средств массовой информации в формировании политического имиджа акторов электорального процесса.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:
• изучить и систематизировать основные современные теоретико-методологические подходы к исследованию роли региональных средств массовой информации в электоральном процессе;
• выявить основные тенденции в развитии регионального электорального процесса современной России;
• рассмотреть содержание и возможности применения современных политических технологий формирования имиджа акторов электорального процесса; регионе//Этнические проблемы современности. Выпуск 5. Проблемы гармонизации межэтнических отношений в регионе: Материалы научной конференции (14-15 сентября 1999 г.). - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - С. 104-112; Щербина Е.А. Этнические процессы в карачаево-Черкесской Республике: конфликтологический анализ и вопросы регулирования/Социальные конфликты: экспертиза прогнозирование технологии разрешения. Вып. 18. Этническая и региональная конфликтология. - М. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - С. 431 - 443.
• определить основные особенности в формировании политического имиджа акторов электорального процесса Карачаево-Черкесской Республики;
• показать роль СМИ в формировании политического имиджа основных акторов электорального процесса Карачаево-Черкесии;
• исследовать межэтническую напряженность как фактор электоральных процессов в Карачаево-Черкесской Республике.
Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования определяется его целью и задачами. В качестве теоретико-методологической основы диссертант рассматривал теорию социальной коммуникации, изложенную в работах Лассуэлла Г.9, а также Берельсона Б. и Яновица М.10,
11 12 Липпманна У. , Лазарсфельда П. . Коммуникативная модель Лассуэлла Г. была выбрана в связи с тем, что она является наиболее полной системой методов исследования массовых коммуникативных процессов. Теория социальной коммуникации в рамках электорального процесса позволяет наиболее эффективно определить роль СМИ в формировании политического имиджа акторов электорального процесса, а также основные способы воздействия СМИ на региональный электорат.
В диссертации в качестве основных эмпирических методов рассмотрены и применены методы социологического количественного анализа (контент-анализ), и методы качественного анализа текстов - (интент-анализ). Использование данных методов определено особенностями самой политической науки, широко использующей методики, разработанные в рамках других научных дисциплин, а также системностью объекта диссертационного исследования.
9См.: Lasswell H.D, The Structure and Function of Communication in Society: Mass Communication, Wilbur Schramm, ed., - Urbana, 1949. л ' ' ' '
См.: Berelson В. and Janowitz M., eds., Reader in Public Opinion and Communication. -Glencoe, 1953.
11 См.: Lippmann W. Public Opinion. - N.Y., 1960.
12Cm.: Lazersfeld P., Berelson B. & Gaudet H. The People's Choice. How the voters makes up Ms mind in a presidential campaign. - N.Y., Columbia fniv. Press, 1948. и
Для решения поставленных задач автором использовались некоторые общенаучные методы, такие, как системный и сравнительный анализ. Рассмотрение электорального процесса как динамичной системы дало возможность выявить взаимодействия акторов этого процесса в использовании СМИ. Сравнительный анализ был использован для определения особенностей участия СМИ в различных избирательных кампаниях.
В качестве информационно-эмпирической базы исследования использованы материалы региональных СМИ, в том числе статьи государственных и оппозиционных газет издающихся на 5 языках народов Карачаево-Черкесии ("Возрождение республики", "День республики", "Къарачай", "Ата Джурт", "Юйге игилик", "Джамагъат", "Черкес хэку", "Абазашта", "Ногай давысы"); архивные передачи Государственной телерадиовещательной компании "Карачаево-Черкесия". Были проанализированы выборы в Государственную Думу Российской Федерации (1993, 1995, 1999 гг.), выборы депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики (1995, 1999 гг.), мэров городов КЧР (1997-2001 гг.), глав и депутатов выборных органов (1997-2003 гг.). Этот период вполне позволяет провести сравнительное исследование региональных СМИ в ходе различных выборов одного уровня, сопоставить основные изменения в рамках выборов в различные органы государственной власти местного самоуправления Карачаево-Черкесии.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• определено, что средства массовой информации в электоральном процессе конституируют публичную сферу как коммуникацию между политической элитой и объединенными в аудитории индивидами и оказывают значительное воздействие на аудиторию, формирование политических ориентаций и установок избирателей;
• обосновано, что региональный электоральный процесс является неотъемлемой частью сложной открытой российской политической системы и особенности электората рассматриваемого региона обусловливают специфику формирования политического имиджа акторов электорального процесса;
• определены пути повышения эффективности применения политических технологий формирования политического имиджа акторов электорального процесса;
• выявлено, что в силу малочисленности населения и избирателей Карачаево-Черкесии, а также компактного проживания людей независимо от их социального статуса, в республике отсутствуют возможности эффективного применения манипулятивных технологий формирования политического имиджа электоральных акторов;
• на основе сравнительного анализа деятельности СМИ в формировании политического имиджа акторов электорального процесса в двух избирательных циклах выборов в федеральные и региональные органы государственной власти показано, что стремление политических акторов контролировать и использовать государственные и муниципальные СМИ наталкивается на их определенную независимость и это снижает возможности по манипуляции общественным сознанием;
• установлено, что население республики в период выборов в основном политизируется по этническому признаку в связи с полиэтничностью населения, а так же в связи с активной деятельностью основных акторов электорального процесса по политизации этничности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Средства массовой информации обладают различными возможностями и силой воздействия и оказывают значительное влияние на формирование политических ориентации и установок избирателей. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ, и, прежде всего, радио и телевидение. Они активно влияют не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношение к политике в целом. Особенно велика роль средств массовой информации в переходные периоды общественного развития, поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения и добиться массовой поддержки политики социальных преобразований.
2. В региональных электоральных процессах современной России можно отметить усиление роли федерального центра, связанное с выстраиванием так называемой «вертикали власти», усиливается влияние федеральной власти на региональном и муниципальном уровнях, слабеет реальная оппозиция существующей власти, происходит возрастание роли политических партий, а так же происходит снижение значимости ключевых промышленно-финансо-вых олигархий, возрастание голосования «против всех», рост абсентеизма, масштабное расширение электората «партии власти».
3. Применение технологий формирования политического имиджа акторов электорального процесса является необходимостью в силу того, что современные избиратели не воспринимают обезличенные, абстрактные идеи, в центре внимания на выборах оказывается воплощение некоего образа политического лидера, который ассоциируется у населения с определенными проблемами, стоящими перед обществом, и путями их разрешения. Особенности политических процессов в нашей стране определяют специфику российских электоральных технологий. Средства массовой информации выступают одним из основных инструментов при использовании электоральных технологий.
4. В Карачаево-Черкесии в силу территориальных особенностей, основная масса населения республики проживает в городе Черкесске и его пригородах и в связи с этим имеет место широкая информированность населения о реальных действиях политических акторов, их целях и задачах, последствиях управленческих решений, что не позволяет политическим деятелям манипулировать общественным мнением и массовым сознанием в целом. В республике отсутствуют возможности эффективного применения манипулятивных технологий формирования политического имиджа электоральных акторов.
5. Итоги выборов 1991-2005 гг. в Карачаево-Черкесской Республике показали, что средства массовой информации играют определенную, достаточно заметную роль в формировании имиджа основных акторов электорального процесса. В связи с этим, наряду со стремлением контролировать и использовать государственные и муниципальные СМИ в регионе, основные акторы электорального процесса создают свои печатные издания. Другой особенностью функционирования СМИ в КЧР является наличие реальной свободы слова и независимых средств массовой информации, не позволяющих политическим деятелям манипулировать общественным мнением избирателей и массовым сознанием в целом.
6. Рассмотрение имиджей кандидатов в органы государственной власти и местного самоуправления КЧР на основе материалов в региональных СМИ подтвердило проявление в КЧР общей закономерности, которая проявляется и в других полиэтничных регионах. Каждый из реально претендующих на победу участников избирательной кампании в качестве опоры определял для себя в основном не социальные, а этнические группы, тем самым раскалывая электорат на этнические составляющие, порою враждебные по отношению друг к другу. Таким образом межэтническая напряженность стала одним из существенных факторов электоральных процессов в Карачаево-Черкесии.
Теоретическая значимость исследования определяется его новизной и состоит в том, что изложенные в диссертации положения позволяют расширить спектр знаний о методах исследования роли региональных средств массовой информации в электоральном процессе в полиэтничных субъектах РФ на примере Карачаево-Черкесии. На основе результатов исследования возможно усовершенствовать формы и методы конструирования политического имиджа акторов избирательных кампаний с учетом особенностей политической культуры населения КЧР.
Практическая значимость исследования. Итоги работы позволяют сформулировать ряд практических рекомендаций по нормативному регулированию деятельности средств массовой информации в избирательных кампаниях. Возможно применение технологии анализа использования СМИ в электоральном процессе на уровне города - административного центра субъекта РФ. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке учебных курсов для студентов, обучающихся по специальностям «Связи с общественностью» и «Политология».
Апробация диссертации. Диссертация выполнена и прошла обсуждение на кафедре философии СГУ и отделе социально-политических проблем Кавказа Южного центра РАН и рекомендована к защите в диссертационном совете по специальности 23.00.02 - Политические институты, этнополитиче-ская конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Основные положения диссертации были представлены научной общественности на следующих научных конференциях: Международная конференция «Горные страны: расселение, этнодемографические и геополитические процессы». (Ставрополь - Домбай, 2005 г.); Российско-германская научно-практическая конференция «Инновации в местном самоуправлении: Юг России в контексте национального и европейского опыта». ( г. Ростов-на-Дону, 2005 г.); 50-я юбилейная научно-методическая конференция «Университетская наука региону». (Ставрополь, 2005г.). Основные идеи диссертационного исследования были апробированы в рамках российского образовательного проекта «Медиакратия», (Москва, 2005.).
Основные положения и выводы диссертации изложены в 7 публикациях общим объемом 3,2 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы. Общий объем работы - 175 страниц. Список литературы включает 285 наименований.
Просмотров: 157 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031