Форма входа

Главная » 2014 » Май » 31 » Скачать Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии. Зайцева, Ольга Рафаилевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
17:16
Скачать Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии. Зайцева, Ольга Рафаилевна бесплатно

Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии

Диссертация

Автор: Зайцева, Ольга Рафаилевна

Название: Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии

Справка: Зайцева, Ольга Рафаилевна. Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Волгоград, 2005 153 c. : 61 05-13/2575

Объем: 153 стр.

Информация: Волгоград, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ХРИСТИАНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
11 Ретроспективный анализ развития религиозного воспитания в Германии
12 Основные функции христианства и христианской педагогики
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 СИСТЕМА РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ГЕРМАНИИ
21 Цели и задачи религиозного воспитания
22 Основное содержание религиозного воспитания
221 Католическое воспитание в средней школе
222 Евангелическое воспитание в средней школе
Выводы по 2 главе

Введение:

Актуальность исследования. Кризис, поразивший важнейшие сферы духовной жизни человечества - науку, религию и образование, привел к фактическому расколу единого материально-духовного пространства цивилизации, породил все более углубившийся разрушительный по своим последствиям разрыв между знанием и историко-культурными традициями, самым неблагоприятным образом сказался и продолжает сказываться на состоянии и развитии образования. Во всем мире идет поиск способов расширения и углубления гуманитарной культуры подрастающих поколений, возрождения духовных сил (Власова Т.И., Мухамеджанова Н.М.).
Духовный кризис в нашей стране осложнен господствовавшим в советский период тоталитарным мышлением, при котором человеку было свойственно недостаточное осознание своих чувств, эмоций, своего «я». Все это сказывалось на системе воспитания, способствовало разрушению подлинных ценностей или осуществлению их на псевдо-нравственных основах. Тем актуальнее представляется для настоящего периода России переориентация мировосприятия, рассмотрение под новым углом зрения исконно человеческих ценностей, среди которых особо важна гуманизация, одухотворение подрастающих поколений, раскрытие человеческих способностей и качеств, приобщение к высшим духовно-нравственным ценностям.
Образование в XXI веке направлено на воспитание человека с гуманистическим мироощущением, который был бы способен ориентироваться в сложной социокультурной ситуации, строил бы свои отношения с окружающими на основе взаимопонимания, сотрудничества, толерантности. Поэтому одной из приоритетных задач сегодня в школе является воспитание человека нравственности и культуры.
Опираясь на лучшие традиции отечественного образования, сберегая духовные основания и ценности важно, тем не менее, наполнить их более глубоким философским смыслом, обновить содержание, насытить процесс образования человека высоким гуманным смыслом, истинной культурой. Интегрированное целостное знание о мире не может сегодня не включать в себя как составную часть также знание религии, основанное на философском осмыслении. «Для нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, переживающей трудный этап своего политического, экономического и социального переустройства, крайне важно осознание ценностных оснований религиозных учений как компонента педагогической и общей культуры, необходимого для воспитания уважения, доброты, толерантности». (55; 108)
В настоящее гремя педагогами (Власова Т.И., Глейзер Г.Д., Колесова И.С., Остапенко А., Суворов С.Б. и др.) признается необходимость создания в школе воспитательной системы, осуществляется поиск воспитательных мер по духовно-нравственному обогащению учащихся.
Судя по материалам международных Рождественских чтений и других конференций, посвященных вопросам духовного воспитания, многие видные деятели образования (Давлетин К.Д., Дивногорцева С.Ю., В.М.Филиппов и др.) связывают возрождение Отечества с возрождением традиционных религий и в первую очередь православия. Все большее число педагогов прибегает к сотрудничеству представителями православной церкви, используя в своей работе опыт воспитания воскресных школ.
Формирование личности абсолютно невозможно. Личность может только саморазвиваться (Б.М. Бим-Бад). Все, что она приобретает, присваивая культуру, проходит через фильтры неповторимого своеобразия, и эта работа по присвоению культуры может осуществляться ею только самостоятельно. Воспитание же в силах помочь (или помешать) личности в этом труде самосотворения, оно способно повысить (или понизить) эффективность диалога становящейся личности с миром культуры. Воспитание призвано облагородить, очеловечить разрушительно эгоистические природные влечения, ибо иначе совместная жизнь людей становится невозможной.
Именно воспитанию принадлежит решающая роль в том или ином типе религиозной идентификации личности как одном из самых важных с содержательной точки зрения продуктов ее самоопределения.
Индифферентность в вопросах веры не менее страшна, чем ложные ответы на неизбежные вопросы, поскольку свидетельствует об опустошенности души и поддерживает невежество (Козырев Ф.Н.). Религиозное мировоззрение, становление и развитие которого входит в задачи воспитания, дополняет, а не заменяет собой мировоззрение научное. Воспитатель должен помочь в поиске и нахождении правильных и конструктивных ответов на мировоззренческие вопросы.
Воспитание не просто должно помогать ребенку войти в жизнь, но, по возможности, в лучшую жизнь. Это будет возможно, если научить его употреблять силы духа и тела для служения высшим идеалам и ценностям, а не для угождения своим слабостям.
Нынешний политический, социально-экономический кризис не был бы так опасен и продолжителен, если бы не усугублялся кризисом духа, кризисом воспитания, кризисом человека. Понимая это, выход видится в поиске достойных альтернатив нынешним кризисным явлениям. Поиск реальных путей повышения воспитательного потенциала отечественной школы побуждает к изучению зарубежного опыта в решении проблемы гуманизации воспитания.
Школа возникла и сложилась в качестве необходимого дополнения и восполнения к тому, что давалось семьею и церковью. Она учила элементарной грамотности, открывая человеку богатство мира книг, всего, что сохранилось и передано от предыдущих поколений, она учила умению ясно и отчетливо формулировать мысль и думать. Она уделяла немалое внимание языкам, древним и новым, сознавая изначальную сакральную силу слова.
Гуманистическую педагогику часто называют инновационной, хотя таковой она является для нас, а ведущие зарубежные системы уже давно эволюционируют в сторону гуманистической направленности воспитания. Поэтому есть все основания обратиться к опыту зарубежной педагогики, в частности к католической педагогике Германии, страны, система образования и воспитания которой имеет очень высокий международный авторитет.
Принципиальное отличие зарубежного воспитания от нашего в том, что образованный западный человек всегда ближе всего знаком со своим Отечеством: языком, историей, географией, политическим и экономическим положением, русский же менее всего знаком именно со своей Родиной.
Суждение о том, что для оздоровления общества многое может сделать религия, не лишено основания (Аскарова Г.Б., Глейзер Г.Д., Любан Т.Н., Лыкова Н.Г., Метлик Н.В. и др.). Развитие гуманизма неотделимо от христианского мировоззрения, искусства, культуры, именно они вели общественную мысль по пути осмысления человеческого в человеке.
В условиях вступления России в единое образовательное пространство в работе отечественных школ необходимо учитывать опыт зарубежных педагогов. В России сейчас происходит восстановление православного воспитания, при этом используется дореволюционный опыт, опыт русских эмигрантов (В.В. Зеньковский, С. Слободской и т.д.). При этом идет расхождение в терминологии христианская педагогика - Зеньковский В.В., православная педагогика - Е. Шестун, церковная педагогика - А. Гармаев). Нам видится целесообразным изучить основы религиозной педагогики для * использования данного знания при обновлении отечественной православной педагогики.
Христианская педагогика как наука о задачах и путях религиозного воспитания и образования призвана выявить и возродить образ Божий, живущий в душе. Она утверждает бесконечную ценность и важность, уникальность и неповторимость человека, его особое предназначение. В силу того, что религия занимала и занимает важное место в сознании Ф значительной части немцев, определяя во многом дух и национальную культуру народа, накоплен большой опыт в области религиозного просвещения и воспитания, а преподавание религии включено в стандартные программы общего образования. Ценные мысли о воспитании детей средствами религиозной морали, национального самосознания, единства внутреннего (духовного) и внешнего (социального) опыта в поиске добра, единства веры и разума продуктивные пути использования воспитательного потенциала Библии представлены в работах немецких педагогов, психологов и теологов (Бухера А, Грабера Р., Нипкова К.Е., Шмидт Г.Р, Фейфеля Э., и др.).
Изучение и анализ литературы и психолого-педагогических источников позволяет утверждать, что в России вопросам христианского воспитания посвящено достаточное количество исследований (Власова Т.И., Давлетин К.Д., Дивногорцева С.Ю., Каледа Г., Куломзина С.С., Метлик И.В., Хриенко Т.В., Чурсина Э.А., Шестун Е. и др.), хотя наблюдается совсем небольшое количество практических рекомендаций по проведению занятий по христианскому воспитанию.
Нами выявлено, что религиозная педагогика Германии является одним из аспектов сравнительной педагогики (Ахтамзян П.В., Баев В.Г., Боришанская М.М., Воробьев Н.Е., Вульфсон Б.Л., Джуринский
A.Н., Ильин А., Пискунов А.И., Писарева Л.И. и др.)- В Германии вопросами религиозной педагогики занимаются Аретц Й, Бартоломеус
B., Дёргер Г.Й., Фокс Г., Фройденберг Г., Гроссманн К., Джеймс В., Кауфман Ф. К., Кёхер Р., Лихтенштайн И. и др.
Таким образом, в поиске новых источников и путей гуманистического воспитания подрастающего поколения, есть все основания дать взвешенную педагогическую оценку идеям современной немецкой религиозной педагогики.
Отсутствие какой-либо системы обращения к опыту религиозной педагогики в целях гуманистического воспитания личности позволяет обозначить ряд противоречий между:
• недостаточностью информации о религиозном воспитании, закономерностях его функционирования и необходимостью этих знаний для педагогической науки и практики; светским антропоцентрическим пониманием сущности нравственного воспитания и необходимостью учета христианских традиций семьи, носителем которых является ребенок; правом самоопределения личности в вопросах веры и узкой направленностью педагогического влияния образовательных учреждений в мировоззренческом плане;
• общественной потребностью в использовании религиозного знания в процессе воспитания и уровнем наших знаний об объективно существующем огромном воспитательном потенциале христианского вероучения и разработанных методах его использования в процессе воспитания в Германии.
Проблема настоящего исследования состоит в выявлении сущности целей, задач, методов религиозного воспитания в Германии на современном этапе.
С учетом этого мы сформулировали тему нашего исследования: Религиозное воспитание учащихся в современной немецкой школе.
Объектом исследования является религиозная педагогика Германии.
Предметом исследования выступает религиозное воспитание как одна из составляющих среднего образования в Германии.
Цель исследования состоит в изучении, анализе и систематизации опыта религиозной педагогики, касающегося воспитания подрастающего поколения.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести ретроспективный анализ развития религиозного воспитания в Германии.
2. Показать цели и задачи религиозного воспитания школьников.
3. Проанализировать основное содержание современной религиозной педагогики Германии.
4. Охарактеризовать конфессиональные особенности религиозного воспитания.
Задачи определили логику построения работы, ее содержание, структуру и методы исследования.
Теоретико-методологической основой исследования являются: идеи гуманистической философии о человеке как субъекте отношений и собственной жизни, способной к саморазвитию, самореализации во взаимодействии с другими людьми; исследования российских ученых по сравнительной педагогике (Н.Е.Воробьев, Б.Л.Вульфсон, Г.Генкель, М.И.Демков, А.П.Джуринский, А.В.Духавнева, Л.Д.Столяренко и др.); исследования немецких ученых по католической педагогике (В.Бартоломеус, Р.Грабер, Г.Дёргер, Г.Отто, Г.Шмидт, М.Штальманн, Г.Штокк и др); концептуальные идеи целостного педагогического процесса (В.С.Ильин, В.В.Краевский и др).
Источниковедческой базой являются: отечественная и зарубежная философская, историческая, социальная и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, а также ранее выполненные диссертационные работы по православному воспитанию. с
Основополагающими стали работы немецких ученых Бухер А. Преподавание Закона Божьего: между учебной дисциплиной и жизнью (Bucher, A. Religionsunterricht zwischen Lernfach und Lebenshilfe), Дергера Г.Й. Преподавание Закона Божьего в школе (Doerger H.J. «Relligionsunterricht in der Schule»), Луман H. Функции религии (Luhmann, N. Funktion der Religion) и Трогера В. Цели воспитания с учетом требований времени (Troger W. «Erziehungsziele angesichts der Aufgaben der Zeit»). Нами широко использовались статьи и рецензии из журналов «Kirche und Gesellschaft», «Духовно-нравственное воспитание», «Вопросы философии», «Педагогика», «Педагогический вестник», из вестников Епископской конференции Германии, а также нами использованы материалы официальных сайтов Министерства культуры Баварии, Евангелической церкви Бранденбурга, Епископской конференции Германии и др. Важное значение для нашего исследования имела личная переписка с преподавателем религиоведения в немецкой школе Дитером Драбо и пастором Волгоградской лютеранской церкви Дитрихом Хальманом.
Нами широко использовались такие методы научного исследования как теоретический анализ, проблемно-сравнительный анализ национальных систем религиозного воспитания, метод систематизации и классификации на основе изучения научной литературы отечественных и европейских авторов, обобщение и синтез.
Достоверность научных результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью концептуальных позиций, их соответствием тенденциям развития социально-педагогической действительности, использованием комплекса методов исследования, адекватных его предмету, задачам и логике, репрезентативностью полученных выводов.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что проанализировано современное религиозное воспитание в общеобразовательной школе Германии, уточнено понимание термина «религиозное воспитание» в немецкой христианской педагогике, охарактеризованы основные цели, задачи, принципы религиозного воспитания, выявлены функции религиозных занятий в системе духовного и нравственного воспитания учащихся Германии.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что систематизировано знание об истории развитии теории и о современном состоянии религиозного воспитания в Германии в рамках сравнительной педагогики, проведен анализ и определено влияние религиозного воспитания на развитие личности школьников. Результаты исследования могут быть использованы при разработке концептуальных основ построения учебного процесса в сфере дополнительного образования.
Практическая значимость результатов исследования. Материалы данного исследования могут быть использованы студентами и аспирантами при изучении христианской педагогики, преподавателями при составлении спецкурсов по зарубежной педагогике. Историко-педагогический анализ религиозного воспитания Германии может
11 служить ориентиром для дальнейших исследований по зарубежной христианской педагогике.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях, материалы которых освещались на Международной научно-методической конференции «Инновационно-педагогические подходы в подготовке специалистов для сферы физической культуры и спорта» (Волгоград, 2003 г.), Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные процессы подготовки специалистов в высшем учебном заведении» (Волгоград, 2003 г.), VII Региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2003 г.), Всероссийской научно-методической конференции «Современное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития» (Волгоград, 2004 г.), VIII Региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2004 г.), на научно-практической конференции посвященной 60-летия Победы в Великой Отечественной войне (Волгоград, 2005 г.), Всероссийской научно-методической конференции «Современное профессиональное образование: актуальные проблемы и пути совершенствования» (Волгоград, 2005 г.).
Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе работы соискателя преподавателем иностранного языка в Волгоградском государственном педагогическом университете, посредством обсуждения итогов работы на заседаниях кафедры Романо-германской филологии Волгоградского государственного педагогического университета.
Положения выносимые на защиту.
1. Христианство в целом и христианское воспитание в частности на протяжении всего существования европейской цивилизации оказывали непосредственное влияние на развитие общества. Ретроспективный анализ развития школьного мирового образования и системы образования Германии показал, что его истоком является именно религиозное воспитание. Религиозное воспитание было способом передачи культурных и национальных традиций. На современном этапе развития средних общеобразовательных школ приоритетным также считается религиозное воспитание, которое строится с учетом светских научных достижений в педагогике, психологии и т.д., а также с учетом религиозных догматов.
2. Правильное сочетание двух основных целей в немецкой религиозной педагогике: воспитание для вечной жизни и воспитание для земной жизни, - должно образовывать единую, целостную цель христианского воспитания, которое при этом понимается как специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее освящение и преобразование личности воспитанника, ее обожение, освобождение от пороков, которое при этом не является вырабатыванием определенных норм поведения и стереотипов отношений, а является живой духовной реакцией на происходящее. Исходя из указанных целей, в религиозно-воспитательном процессе выделяют следующие задачи: усовершенствование духа, формирование мировоззрения, пробуждение, развитие, укрепление способностей, передача духовного опыта, сохранение церковных традиций в семье, в приходе и в школе. Кроме того, несомненным является тот факт, что религиозное воспитание есть форма передачи национальных традиций и патриотизма.
Религиозное воспитание в Германии, как элемент обязательного образования, позволяет реализовывать следующие функции: воспитательную, мировоззренческую, коммуникативную, ценностно-ориентационную, нормативно-регулятивную, познавательную, которые в свою очередь, стимулируют познавательную и поисковую активность в осмыслении таких глобальных мировоззренческих проблем, как бытие и
13 природа Бога, цель и смысл человеческой жизни и т.д.
3. Воспитательный процесс в немецкой школе основывается на принципах меры, единства мистического и рационального, соподчинения духовного, душевного и телесного в структуре личности, социальности христианской педагогики, которые способствуют осознанию учащимися необходимости жизни с Богом, планомерному их приобщению к жизни в религиозной общине. Содержание религиозного воспитания в немецкой средней школе строится по следующим пунктам человек: мир, Библия, Бог, Иисус Христос, религиозное мировоззрение, - таким образом, что охватывает не только конфессиональные особенности, но и межрелигиозные и общекультурные вопросы, осуществляя связь с другими предметами.
4. Наличие двух ведущих конфессий (католицизм и протестантизм) на территории Германии потребовало изучения их особенностей в рамках воспитательного процесса в школе, что позволило выявить следующее: во-первых, занятия по религиоведению направлены на приобщение учащихся к своим конфессиям, во-вторых, католическое религиоведение является более централизованным и консервативным, а евангелическое религиоведение соотносится с конкретными церквями и более открыто для инноваций. На занятиях по религиоведению учащиеся приобретают ряд компетенций необходимых для их личностного развития: религиозная компетенция, предметная компетенция, личностная компетенция, социальная компетенция, методическая компетенция — которые необходимы для полноценной жизни и сосуществования в обществе.
Объем и структура работы. Диссертационное исследование (144 с.) состоит из введения (12 е.), двух глав (49 и 54 е.), заключения (5 е.), списка использованной литературы, насчитывающего 213 источников, из них 119 - на иностранных языках (немецкий и английский) и 8 приложений, текст диссертации содержит 4 таблицы.
Просмотров: 167 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031