Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 1 » Скачать Реализация принципа экологически устойчивого и безопасного развития территории методами муниципального социального управления бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
12:00
Скачать Реализация принципа экологически устойчивого и безопасного развития территории методами муниципального социального управления бесплатно
Реализация принципа экологически устойчивого и безопасного развития территории методами муниципального социального управления (на примере Московского региона)

Диссертация

Автор: Любич, Вячеслав Аркадьевич

Название: Реализация принципа экологически устойчивого и безопасного развития территории методами муниципального социального управления (на примере Московского региона)

Справка: Любич, Вячеслав Аркадьевич. Реализация принципа экологически устойчивого и безопасного развития территории методами муниципального социального управления (на примере Московского региона) : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.08 / Любич Вячеслав Аркадьевич; [Место защиты: ГОУВПО "Московский государственный университет приборостроения и информатики"] - Москва, 2010 - Количество страниц: 123 с. Москва, 2010 123 c. :

Объем: 123 стр.

Информация: Москва, 2010


Содержание:

Введение
Содержание
Глава 1 Регулирование природоохранных отношений в социологическом измерении
11 Процессы глобализации в сфере обеспечения устойчивого развития экосистемы планеты Роль муниципальных образований (МО)
12 Методологические основы социально-экологического управления на территории МО
13 Муниципальная система экологической безопасности Московского региона как часть совокупных усилий мирового сообщества
Глава 2 Особенности муниципальной системы экологической безопасности (МСЭБ) столичного региона
21 Специфика экологических угроз и рисков на территории МО
22 Экономический аспект муниципального социального управления природопользованием - возможности и резервы
23 Проблема консолидации всех участников природоохранной деятельности МО
Глава 3 Муниципальная общность как субъект социального управления экологической безопасностью в столичном регионе
31 Значение экологической позиции и личных усилий граждан в работе
32 Потенциал молодежных муниципальных природоохранных организаций
33 Актуальные вопросы осуществления социально-экологического учета и контроля

Введение:

Актуальность диссертационной работы определяется тем, что в данный исторический момент экологические угрозы приобрели в результате влияния мирового финансового кризиса явную тенденцию к усилению. В этих условиях особенно важно закладывать в государственные антикризисные программы новую, более эффективную модель обеспечения экологической безопасности, основанную на понимании, что российскому обществу жизненно необходимо выработать такие механизмы экологического управления на всех уровнях, и в первую очередь, на муниципальном, которые базируются на учете общественного мнения и экологических ожиданий населения.
Уже начавшаяся в стране трансформация системы управления предусматривает усиление роли социального управления, в том числе и на муниципальном уровне, в экологизации хозяйственной деятельности, в оздоровлении среды обитания человека, в предотвращении возможных антропогенных загрязнений. Однако приходится констатировать, что в ходе социально-экономических, политических изменений, происходящих в России, механизмы совершенствования социального управления экологической безопасностью в муниципальных образованиях изучаются пока еще явно недостаточно, до сих пор не осуществлен поиск средств и методов интегрирования местного самоуправления в систему государственного, регионального и городского обеспечения рационального и безопасного природопользования. Таким образом, исследование избранной темы с применением методов социологии представляется актуальным и в теоретическом, и практическом аспектах.
Степень разработанности темы. Анализ научной литературы и диссертационного фонда последних лет показал, что проблема социального управления экологической безопасностью человека на муниципальном уровне рассматривается учеными как многоаспектная и междисциплинарная. К ней обращаются философы, социологи, экосоциологи, экономисты, политологи, специалисты по национальной и экологической безопасности, санитарии и гигиены, биологии, экологическому праву, медицине и другим дисциплинам. Так, в 19-20 вв. в работах классиков социологии О.Конта, К.Маркса и Ф.Энгельса, Э.Дюркгейма, Г.Спенсера, М.Вебера, П.Бурдье рассмотрены связь биологической и социальной организации и самоорганизации, значение гармонии общества и природы. Представителями Чикагской школы — Р.Парком, Э.Берджесом, Р.Макензи был осуществлен социологический анализ зависимости пространственного расселения людей от механизмов экономической конкуренции, при этом Р.Парком особо подчеркивалась связь экологического порядка с моралью общества. Выводы эволюционистов К.Линнея, А.Гумбольта, Тейяра де Шардена, считавших природу святыней, В.И.Вернадского о ноосфере - сфере разумного природопользования, Н. Моисеева о гармоничной коэволюции био-социо-сфер, Н.Рейсмерса, В.Кудрявцева, О.Аксеновой, С.Баньковского, В.Глазычева и других являются фундаментальными для данной темы.
В советское и постсоветское время в работах О.Балацкого, В.Горбатовского, Н.Рыбальского, Т.Потапова, И.Игнатович. С. Бобылева,
A.Ковалевой, В.Лукова, В.Гарина, Э. Гирусова, А. Думнова, В. Назарова, Н.Нарбута, М.Скибицкого, С. Степанова, А.Селиверстовой, А.Федотова, В. Хаскина, В. Халипова, А.Ходжаева и других рассмотрены теоретические и практические вопросы, связанные с общим улучшением социального управления экологической безопасностью человека.
Наиболее значимыми с точки зрения изучаемой здесь проблематики можно назвать работы В. Данилова-Данильян, В.Иванова, А.Шмаль, Ю.Галкина,
B.Кухаренко, С.Морозова, Г.Попова, С.Прущак, А.Акимовой, доказывающие необходимость незамедлительного включения в критерии социально-экономического роста страны, регионов и муниципальных районов социальные и экологические параметры.
Подытоживая данный обзор, следует отметить, что если основные методологические подходы к социальному управлению экологической безопасностью в какой-то мере и можно считать на сегодняшний день раскрытыми, то концептуальный методологический подход к модернизации социального управления экологической безопасностью человека на муниципальном уровне обоснованным считать еще нельзя. В плане теории социального управления не было работ, базирующихся на таком подходе к экологическим угрозам и рискам, при котором местное самоуправление входит в число ответственных уровней за экологическую безопасность наравне с государством, регионом, городом. И не было еще сколько-нибудь серьезных попыток сформу-, лировать принципы взаимодействия органов местного самоуправления с трудовыми коллективами, с населением, установить взаимосвязь между экологической безопасностью и качеством жизни людей, между муниципальной системой экологической безопасности человека и системой национальной безопасности страны.
Объект исследования - муниципальная общность, коллективы предприятий и организаций, население, социальные институты, статусы, роли, социальные группы и личности (факторы, агенты) со своими диспозициями, установками, интересами, их взаимодействие на социальном пространстве в целях обеспечения экологической безопасности человека.
Предмет исследования - система социального управления экологической безопасностью на муниципальном уровне, ее методы.
Цель исследования — выявить особенности и направления позитивного улучшения системы социального управления экологической безопасностью человека в современных российских условиях.
Задачи исследования:
• охарактеризовать «экологическую безопасность» как понятие социологии;
• выявить характерные черты социального пространства на муниципальном уровне, его габитуса;
• эмпирически установить наиболее опасные экологические угрозы, выявить причины и виновников возникновения экологического неблагополучия, происшествий, угроз, рисков;
• определить условия соучастия и мотивации социальных групп и организаций в данной сфере деятельности;
• выявить недостатки действующей системы социального управления экологической безопасностью на местах и обосновать рекомендации по совершенствованию форм и методов этой работы, по укреплению ее правовой, кадровой, материальной, технической, финансовой, информационной базы;
• выявить и оценить возможности восстановления разрушенной природной среды, вовлечения в эту работу широких слоев общественности, негосударственных организаций и движений, формирования и воспитания экологической ответственности и этики у руководителей предприятий, каждого жителя, социальных групп и всего муниципального сообщества.
• выяснить технические, технологические, социально-экономические, психологические и другие причины нарушений информационного и гражданского права населения МО.
Основные положения, выносимые на защиту: стратегия социального управления экологической безопасностью человека определяется в настоящее время необходимостью преодоления антропогенных угроз здоровью и жизни людей, последствий мирового финансового кризиса, необходимостью выживания в этих сложных условиях;
• новые требования к социальному управлению на муниципальном уровне обусловлены трансформацией системы ценностей, прослеживанием прямой зависимости между экономическими и социокультурными изменениями в жизни общества и сменой управленческой парадигмы в изучаемой сфере;
• решение проблемы управления экологической безопасностью человека на муниципальном уровне связано, с одной стороны, с ясным пониманием ее сложности, а с другой — с единством и консолидацией действий всех участников природоохранной деятельности на муниципальном уровне, независимо от ведомственной принадлежности;
• социальное управление значительно усилит свою эффективность, если создаст условия, при которых будет выгодно не нарушать природоохранное законодательство.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
• уточнено понятие «экологической безопасности» как состояние экологического баланса, не вызывающего физических, социально-экономических, психологических нарушений в жизни людей;
• эмпирически подтверждена необходимость модернизации социального управления природоохранной деятельностью, доказана необходимость введения эколого-социального приоритета в процесс преобразования экономической парадигмы хозяйствования;
• предложены формы и методы усиления контроля и санкций за нарушения экологического законодательства с учетом особенностей муниципального образования и местного самоуправления;
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения современной социологии управления о социально-дифференцированном управленческом воздействии на объект, идеи современной социологии о конструировании экологической реальности.
Диссертант в своем исследовании опирался на труды по научной экологии Московского государственного университета приборостроения и информатики. Методологическое значение для исследования имела, выработанная в ней социологическая концепция изучения экологической безопасности человека (Г.Попов, С.Морозов, Ю.Козлов, Н.Нарбут и другие).
Эмпирической, информационной базой исследования являются:
• данные анкетирования работников муниципальных образований;
• данные анкетирования руководителей предприятий и организаций, расположенных на территории МО Москвы и столичного региона по вопросам совершенствования социального управления экологической безопасностью человека;
• данные ряда тематических анкетных опросов среди населения, в том числе опроса по теме «Место и роль общественности в социальном управлении экологической безопасностью на муниципальном уровне»;
• данные неформализованных интервью среди молодежи МО столичного региона на тему «Образование для устойчивого развития»;
• результаты контент - анализа почты администрации муниципальных районов и редакций местных газет на тему «Экология, здоровье и настроение населения»;
• вторичный анализ результатов социологических исследований, опубликованных документов и отчетов по данной проблематике, материалов государственных докладов по экологической ситуации в стране и регионах, а также аналитических материалов, опубликованных в научной литературе, профильной прессе, научно-практических и отраслевых журналах.
Практическая значимость диссертационной работы определяется возможностью применения полученных теоретических выводов и практических разработок для совершенствования эколого-законодательной базы применительно к МО, при составлении долгосрочных и среднесрочных программ по регулированию экологических угроз на местном уровне. Поднятые в данном исследовании вопросы и предлагаемые подходы к их решению могут быть использованы в качестве основы для разработки методики принятия и реализации управленческих решений органов государственной и муниципальной власти в вопросах оздоровления социально-экологического пространства МО с учетом его специфики и объективных сложностей вхождения в рыночную экономику.
Результаты исследования могут быть использованы в образовательных программах высшего профессионального образования по курсам социологии управления и местного самоуправления. Также они могут оказать практическую помощь руководителям региональных природоохранных служб в их деятельности по подбору и подготовке кадров для работы в области социального управления экологической безопасностью человека в МО
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедр Московского государственного университета приборостроения и информатики, Российской академии инноваций, неоднократно представлялись на научно-практических конференциях и экологических форумах национального масштаба, в том числе были изложены автором в виде научного сообщения «Роль и место органов социального управления и местного самоуправления в обеспечении экологической безопасности населения».
Просмотров: 131 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930