Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 29 » Скачать Развивающий потенциал педагогического взаимодействия с детьми третьего года жизни в условиях дошкольного образовательного бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
14:50
Скачать Развивающий потенциал педагогического взаимодействия с детьми третьего года жизни в условиях дошкольного образовательного бесплатно
Развивающий потенциал педагогического взаимодействия с детьми третьего года жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения

Диссертация

Автор: Яфизова, Римма Иршатовна

Название: Развивающий потенциал педагогического взаимодействия с детьми третьего года жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения

Справка: Яфизова, Римма Иршатовна. Развивающий потенциал педагогического взаимодействия с детьми третьего года жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.07 Санкт-Петербург, 2006 212 c. : 61 07-13/1669

Объем: 212 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2006


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы развивающего потенциала педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста
11 Взаимодействие как философско-психолого-педагогическая категория
12 Ребёнок третьего года жизни как субъект развивающего взаимодействия в педагогическом процессе
12 Организация педагогического процесса в группах раннего возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения
Выводы по первой главе
Глава 2 Опыт реализации развивающего потенциала педагогического взаимодействия воспитателя с детьми третьего года жизни
21 Задачи и методика констатирующего эксперимента
22 Особенности педагогического взаимодействия воспитателя с детьми раннего возраста
23 Задачи, содержание и этапы преобразующего эксперимента
24 Результаты реализации развивающего потенциала педагогического взаимодействия с детьми третьего года жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения
Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность исследования. Модернизация отечественного образования ориентирована на существенное обновление целей, содержания, способов и форм организации педагогического процесса на всех ступенях непрерывного образования человека, в том числе и на первом - дошкольном этапе.
Особым потенциалом, позволяющим решить многие актуальные для современного образования задачи, обладает педагогическое взаимодействие, -при условии его ценностно-целевой и организационно-технологической ориентации на взаимное обогащение, развитие субъектов этого процесса.
Однако анализ массовой практики показывает, что развивающий потенциал педагогического взаимодействия явно недооценивается в дошкольных образовательных учреждениях. В одних случаях педагогическое взаимодействие ориентировано на решение воспитательных и дидактических задач образования ребенка, в других - разворачивается как процесс воздействия и решения педагогом задач, не ориентированных на возможности и особенности детей.
Таким образом, в современной образовательной ситуации достаточно четко вырисовывается противоречие между требованиями к проектированию нового качества педагогического взаимодействия воспитателя и воспитанников и реальным состоянием этого взаимодействия, отношениями в нем субъектов дошкольного образования.
В педагогической науке накоплены знания о моделях педагогического взаимодействия (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов), о позиции педагога и воспи-туемого в педагогическом взаимодействии (В.А. Петровский), о педагогическом взаимодействии как процессе организации педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, Б.А. Юсфин). В дошкольной педагогике исследованы особенности организации взаимодействия субъектов в разновозрастной группе детского сада (Е.Н. Герасимова). Проанализированы особенности педагогического взаимодействия в игровой, познавательной, трудовой и других видах деятельности дошкольника (Т.И. Бабаева, P.M. Буре, Я.Л. Коломенский, М.В. Крулехт, Е.А. Панько, В.И. Логинова, О.В. Солнцева и др.). Однако в этих работах не исследовались потенциальные развивающие возможности педагогического взаимодействия с детьми раннего (третий год жизни) возраста.
В современных исследованиях разрабатывается проблема адаптации ребёнка к дошкольному образовательному учреждению (Г.Г. Григорьева, Л.В. Самарина, В.А. Холопова), ранней социализации (В.Г. Алямовская), недостаточного нервно-психического развития (К.Л. Печора), девиации поведения детей раннего возраста (Л.Н. Павлова, Е.О. Смирнова) - но в них педагогическое взаимодействие и его возможности в развитии детей на ранних этапах не рассматривались.
Таким образом, социальная значимость и недостаточная теоретическая изученность возможностей педагогического взаимодействия для развития ребенка раннего возраста, посещающего детский сад, определили выбор темы исследования: «Развивающий потенциал педагогического взаимодействия с детьми третьего года жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения».
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать педагогические условия реализации развивающего потенциала педагогического взаимодействия воспитателя с детьми третьего года жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: педагогическое взаимодействие с детьми третьего года жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: развивающий потенциал педагогического взаимодействия с детьми третьего года жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования
Исследование строилось на следующих гипотетических положениях:
• Развивающий потенциал как многообразные развивающие возможности педагогического взаимодействия с детьми третьего года жизни реализуется в том случае, если это взаимодействие приобретает черты развивающего и развивающегося процесса.
• Характеристики развивающего взаимодействия связаны с динамикой личностно-социального развития ребенка и развитием профессиональной компетентности педагога в организации этого взаимодействия. Характеристики развивающегося взаимодействия определяются закономерной логикой последовательной смены ситуаций педагогического взаимодействия.
• Реализация развивающего потенциала педагогического взаимодействия обеспечивается рядом создаваемых в педагогическом процессе условий.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать развивающий потенциал педагогического взаимодействия и особенности взаимодействия воспитателя с детьми раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
3. Организовать опытно-экспериментальную работу по реализации развивающего потенциала педагогического взаимодействия с детьми третьего года жизни.
4. Проанализировать влияние педагогических условий на процесс реализации развивающего потенциала педагогического взаимодействия воспитателя с детьми третьего года жизни.
Методологической основой исследования являлись положения: о ребенке как развивающейся личности, субъекте детских видов деятельности и нравственного поведения; о педагогическом взаимодействии как открытом, развивающемся процессе, обуславливающем взаиморазвитие субъектов образовательного процесса и качество результатов этого процесса; о профессиональной компетентности педагога. Теоретические основы исследования: философские, социально-психологические и педагогические исследования проблемы взаимодействия (А.Н. Аверьянов, Г.М. Андреева, JI.B. Байбародова, И.И. Жбанкова, Н.Ф. Радионова, А.Н. Самбуров, и др.); теории социализации личности, педагогические концепции социализации ребёнка (К.А. Абульханова-Славская, Б.П. Битинас, Л.П. Буе-ва, Н.Ф.Голованова, Н.П. Дубинин, О.В. Дыбина, Б.Д. Парыгин, Т.Н. Маль-ковская и др.); теория социального познания, психология общения, взаимоотношений и взаимодействий детей раннего и дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв, М.И. Лисина, Н.Н. Обозов, Т.А. Репина, А.А. Рояк, Е.О. Смирнова, Е.В. Субботский, Н.А.Хаймовская, В.М. Холмогорова и др.); концепции дошкольного детства как первоначального этапа в становлении личности, теория целостного развития ребёнка в онтогенезе (Т.И. Бабаева, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, А.В. Запорожец, М.В. Крулехт, Т.А. Комарова, В.Г. Маралов, B.C. Мухина, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.); концепция личностно-ориентированного педагогического процесса (Ю.П. Азаров, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.В.Давыдов, С.В. Кульневич, О.Г. Прикот, К.Д. Радина, Э.В.Соколов, И.С. Якиманская, и др.); исследования в области организации педагогического процесса в группах детей раннего возраста (Н.М. Аксарина, Е.Н. Герасимова, Е.В. Зворыгина, В.Г. Нечаева, К.Л. Печора, и др.); концепция построения развивающей среды дошкольных учреждений (JI.M. Кларина, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, М.Н. Полякова, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, В.А. Ясвин и др.); исследования в области профессионально-педагогического образования (Е.П. Белозерцев, Р.С. Буре, А.Г. Гогоберидзе, Н.В.Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Л.В. Позняк, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицина и др.).
Использована комплексная методика исследования, включающая теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент (констатирующий, преобразующий); наблюдения, анкетирование, опрос, консультирование. Основные этапы организации исследования:
На первом этапе (2002-2003 гг.) - анализировалась литература по исследуемой проблеме, были определены понятийный аппарат, рабочая гипотеза, разработана программа исследования, намечены подходы к опытно-экспериментальной работе.
На втором этапе (2003-2004 гг.) - одновременно с дальнейшей теоретической разработкой проблемы осуществлялась опытно-экспериментальная работа по выявлению специфики и впоследствии реализации развивающего потенциала педагогического взаимодействия с детьми третьего года жизни.
Третий этап (2004-2005 гг.) - был посвящен анализу полученных результатов, их обобщению и систематизации, оформлению материалов диссертационного исследования.
Базы исследования: опытно-экспериментальная работа осуществлялся в дошкольных образовательных учреждениях г. Санкт - Петербурга: ГДОУ детский сад «РАДУГА» Центрального района, ГДОУ № 47 и ГДОУ Центр развития ребёнка детский сад № 64 Калининского района. В исследовании приняли участие 64 ребёнка третьего года жизни, их родители, воспитатели в количестве 20 человек и педагоги дополнительного образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Педагогическое взаимодействие с детьми третьего года жизни может рассматриваться как сущность педагогического процесса в группе раннего возраста, процесс организации жизнедеятельности и общения ребенка со сверстниками и педагогами. Развивающий потенциал педагогического взаимодействия с детьми третьего года - это совокупность многообразных возможностей, позволяющих рассматривать данный процесс как ведущий фактор взаиморазвития субъектов образовательного процесса, обеспечивающий качество образовательных результатов. Реализация развивающего потенциала педагогического взаимодействия связана с рассмотрением его как целостного развивающего и развивающегося процесса.
2. Педагогическое взаимодействие как развивающий процесс по отношению к детям данного возраста может быть охарактеризован как процесс, обуславливающий динамику личностно-социального развития ребенка третьего года жизни - процесс самоидентификации, потребность в эмоциональном контакте, активность и инициативность во взаимодействии со взрослым и сверстником, социальное взаимодействие в игре.
Педагогическое взаимодействие как развивающий педагога процесс характеризуется потребностью в развитии профессиональной компетентности, стремлением к анализу и самоанализу ситуаций взаимодействия с ребенком, проектированием и реализацией индивидуально-ориентированных ситуаций взаимодействия в контексте задач личностно-социального развития ребенка.
Педагогическое взаимодействие как развивающийся процесс может быть охарактеризован как процесс последовательно сменяющих друг друга ситуаций взаимодействия педагога с ребенком, педагога с детьми, ребенка со сверстниками. Логика данного процесса задается актуальными задачами личностно-социального развития каждого ребенка.
Реализация развивающего потенциала педагогического взаимодействия обеспечивается педагогическими условиями:
• профессиональной компетентностью педагога в организации педагогического процесса, обеспечением возможностей для профессионального творчества, сотрудничества; проектирования ситуаций развивающего и развивающегося взаимодействия;
• реализацией в педагогическом процессе комплексной психолого-педагогической диагностики личностно-социального развития детей и ситуаций педагогического взаимодействия, осуществляемой сообществом педагогов и психологов детского сада в форме постоянных диагностических срезов;
• построением педагогического процесса как процесса развивающего и развивающегося взаимодействия, в котором педагоги реализуют ситуации взаимодействия, обусловленные уровнем личностно-социального развития ребенка;
• проектированием и созданием специальной предметной среды в группах раннего возраста, обеспечивающей реализацию развивающего потенциала педагогического взаимодействия.
В качестве показателей реализованного развивающего потенциала педагогического взаимодействия с детьми третьего года жизни выступают: положительная динамика в личностно-социальном развитии детей, развитие профессиональной компетентности педагогов в организации развивающегося педагогического взаимодействия.
Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается:
• непротиворечивостью и четким обозначением теоретико-методологических позиций, формированию которых способствовал анализ литературы по проблеме исследования;
• применением методов исследования, адекватных предмету, целям, задачам исследования;
• личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, направленной на решение системы исследовательских задач;
• положительными результатами эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования обсуждались и докладывались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена (2002 -2005гг.); отражены в материалах научно-практических конференций: Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы модернизации дошкольного образования в условиях 1уманизации российского образования» (Киров, 2003); «Реалии и перспективы образования и развития детей в XXI веке» (Ульяновск, 2005); «Система дошкольного и начального образования: пути развития» Герценовские чтения (Санкт-Петербург, 2005); «Диагностика и мониторинг в сфере воспитания» (Тольятти, 2006); «Теоретические и прикладные аспекты современного дошкольного образования» (Ярославль, 2006). Материалы исследования отражены в публикациях автора. Результаты исследования внедрены в учебный процесс отделения дошкольного образования Института детства РГПУ им. А.И. Герцена. Результаты исследования использованы при выполнении работ по гранту Федерального Агентства по образованию. (Государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд по контракту № П-80 от 13.07.2006 г. Программа (мероприятие): Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, задача II «Развитие системы обеспечения качества образования», мероприятие 8 «Совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений (организаций)» Проект: «Разработка минимальных лицензионных требований для дошкольных образовательных учреждений».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 209 наименований и приложений. Текст иллюстрирован таблицами, отражающими основные положения и результаты исследования. В приложении представлены таблицы, опросники для педагогов и родителей, анкеты, дневник само- ^ анализа педагогического взаимодействия для воспитателя, организационно-методическое обеспечение программы обогащения профессиональной компетентности педагогов.
Просмотров: 167 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031