Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 1 » Скачать Развитие творческой активности старшеклассников в технологической деятельности. Литова, Зоя Александровна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
11:46
Скачать Развитие творческой активности старшеклассников в технологической деятельности. Литова, Зоя Александровна бесплатно
Развитие творческой активности старшеклассников в технологической деятельности

Диссертация

Автор: Литова, Зоя Александровна

Название: Развитие творческой активности старшеклассников в технологической деятельности

Справка: Литова, Зоя Александровна. Развитие творческой активности старшеклассников в технологической деятельности : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.01 Ярославль, 2005 413 c. : 71 06-13/121

Объем: 413 стр.

Информация: Ярославль, 2005


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретико-методологические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности
11 Проблема творческого развития подрастающего поколения в современном человековедении
12 Сущность развития творческой активности человека в технологической деятельности
13 Состояние проблемы развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности в теории и практике педагогики
14 Методологические подходы к исследованию проблемы развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности
Глава 2 Концепция развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности
21 Закономерности и принципы развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности
22 Модель развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности
23 Проектирование эвристической среды в педагогической системе развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности
Глава 3 Опытно-экспериментальная проверка модели развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности
31 Структура и содержание технологии развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности
32 Педагогические условия развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности
33 Исследование эффективности модели развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности
34 Подготовка педагогов к работе по развитию творческой активности старшеклассников в технологической деятельности

Введение:

В настоящее время актуальное значение приобретает анализ достижений человечества, с которыми оно вступает в новое тысячелетие. Перспективы современного развития цивилизации исследователи связывают с технологической революцией и информационным взрывом.
На рубеже веков приходится задумываться над такими вопросами: Что делать нашей стране, чтобы не потерять технологическую независимость? Какой социальный заказ формулируют сегодняшние перспективы развития науки, техники, экономики и общества для школы? Связан ли он с повышением технологической подготовки выпускников, являющейся, на наш взгляд, пропуском в новое цивилизованное общество, основанное на достижениях науки и техники?
Уровень и характер социально-экономических преобразований в обществе предъявляют новые требования к содержанию общего образования, формам, методам и условиям учебного процесса. Подготовка выпускников общеобразовательной школы требует не только предметных знаний по определённым дисциплинам, но и, прежде всего, готовности к непосредственному участию в широкой преобразовательной деятельности.
В конце ХХ-начале XXI века обозначились первые признаки изменения государственной концепции российского образования в направлении приорите-» та личностного развития и самореализации ученика. Изменение социальноэкономической ситуации в стране требует от школы подготовки социально-активной творческой личности, способной принимать решения в нестандартных ситуациях, действовать быстро, грамотно, продуктивно. В новых экономических условиях успешно адаптируется выпускник, обладающий развитым техническим мышлением, творчески относящийся к делу. Без таких людей не» возможно вести структурную перестройку в экономике и изменяющейся социальной сфере.
Требования современной технологической и социальной практики обусловливают не только адаптацию личности к изменяющейся среде и достижениям научно-технического прогресса, но и превращение творчества в норму её существования. Именно поэтому образование должно быть сориентировано на раскрытие творческого потенциала и инициативы личности, на формирование предприимчивости, восприимчивости к новизне, готовности изменять мир и себя. Соответственно, современные образовательные технологии должны обеспечивать трансформацию знаний в способы деятельности, увеличивающие возможности личности в удовлетворении своих и общественных потребностей.
Новый ракурс получает проблема раскрытия творческих способностей человека, от решения которой зависят условия его эффективной жизни и деятельности в интенсивно меняющемся мире.
Между тем, возможности, представляемые существующей отечественной системой образования для творческой самореализации ученика, весьма ограничены. Школа ориентирована в основном на ретрансляцию ученикам конкретных знаний и достижений. Общепринятое понимание образования как передачи ученику первоначально отчуждённого от него "ничейного" знания доминирует в большинстве нормативных документов, программ и методик.
Такая система образования не нацелена на формирование способностей к творчеству, восприятию и освоению новых знаний, видов и форм преобразовательной деятельности. Необходима научно обоснованная система обучения, которая позволила бы совмещать индивидуальную творческую самореализацию ученика и общественно-государственный заказ на образование.
В настоящее время в школе преобладает гуманитарное образование, мало внимания уделяют технологической подготовке. В последнее десятилетие эта проблема ещё более обострилась, материальная база трудового обучения пришла в упадок.
Несмотря на то, что в большинстве статей и документов, касающихся стратегии развития образования в России, стали говорить о развитии у подрастающего поколения инициативности и предприимчивости, о подготовке конкурентоспособных рабочих и специалистов и при этом конкурентноспособность, инициативность, активность и предприимчивость справедливо ставили в зависимость от уровня развития творческого мышления, способностей к технологической деятельности (1, 7, 63, 265, 364, 367, 368, 375 и др.), работа по укреплению материальной базы трудового обучения, развитию технического творчества учащихся пришла в упадок. В начале 90-х годов прошлого века значительная часть районных центров детского технического творчества была закрыта, уменьшилось количество кружков технического творчества в школах. Изменившиеся условия жизни способствовали падению интереса к техническому творчеству, как у самих учащихся, так и у родителей.
В исследованиях отечественных и зарубежных учёных, предметом изучения которых является комплекс вопросов, связанных с образованием личности (её мышлением, деятельностью, активностью, творчеством, индивидуальностью и т.д.), наметилась тенденция утверждения педагогической ценности личностной ориентации обучения. При этом главным в обучении становится не запоминание общепринятых и изложенных в учебниках определений, закономерностей и фактов, а индивидуальная творческая деятельность ученика, помогающая создавать своё понимание окружающей действительности, фиксируемое в виде индивидуальной системы знаний.
Способность к самостоятельному, творческому мышлению, к инициативной творческой деятельности не является побочным продуктом процесса усвоения знаний, не развивается сама по себе. Как отмечается в многочисленных исследованиях творческой деятельности учащихся, развитие творческих способностей требует особого внимания и специального педагогического воздействия (4, 6, 13, 43, 56, 92, 123, 248, 272, 312, 357, 371, 383 и др.).
В данной ситуации одну из главных ролей в образовании играет подготовка молодёжи к творческой технологической деятельности, обеспечивающей расширенное воспроизводство высокотехнологичной продукции и информации в целях обеспечения непрерывного развития производства, общества и личности каждого человека (4, 3, 6, 15, 95, 304, 357, 383, 390).
Ретроспективный анализ взглядов на образовательный процесс учёных, ставящих в центр внимания самого ученика, показывает, что наибольшую ценность для нашего исследования представляют: эвристический метод Сократа, идея обучения "из собственных корней" Я.А. Коменского, теории естественно* го воспитания Ж. Руссо, педагогика свободного воспитания JI.H. Толстого, "религия творческой личности" К.Н. Вентцеля, эвристическая форма обучения П.Ф. Каптерева, идеи педагогов-прогрессистов (Дж. Дьюи, Е. Паркхерст и др.).
Признание личностного созидательного характера образования является той инвариантной идеей, которая присуща и принципиально важна для современных философских, психологических и педагогических исследований проблем творческой самореализации человека. В отечественных научных поисках наиболее ярко выделяются следующие области и направления изучения творчества, деятельности, активности: философские и методологические проблемы творчества (JIM. Андрюхина, Г.С. Батищев, H.A. Бердяев, Д.Б. Богоявленская, Г .Я. Буш, JI.A. Сабурова, Р. Стернберг, Г.К. Черновская, П.К. Энгельмейер, К. Эрберг и др.); психология творчества (JI.H. Алексеева, С.М. Василевский, JI.C.
Выготский, Ч.М. Гаджиев, П.Я. Гальперин, С.О. Грузенберг, В.Н. Дружинин,
Ю.К. Кулюткин, А.Н. Лук, A.A. Мелик-Пашаев, В.А. Моляко, Я.А. Пономарёв, В.И. Тютюнник, B.C. Юркевич и др.); психологические основы теории деятельности (П.Я. Гальперин, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); творчески-ориентированные образовательные системы (В.И. Андреев, Н.Ф. Вишнякова, П.Ф. Кравчук, Н.П. Пархоменко и др.); проблемы развития творческих способностей учеников средствами отдельных учебных предметов (И.В. Аксёнова, С.И. Брызгалова, В.А. Гервер, Э.К. Герова, И.Н. Емельянова, П.С. Коркина, Г.Н. Никулина, Н.И. Одинцова, В.Г. Разумовский, Г.С. Ригина, Б.П. Эрдниев и др.); организационные аспекты творческой активности и деятельности учащихся (H.A. Абишев, И.П. Белов, С.Г. Добро-творская, И.А. Ильинская, В.Г. Карча, В.П. Кваша, П.С. Коркина, А.Е. Ларин,
В.Д. Максимова, М.П. Пальянов, П.И. Пидкасистый, Н.Ю. Посталюк, Т.Д. Потапова, В.Д. Путилин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.); системы подготовки учителя к творческой деятельности (С.И. Архангельский,
O.B. Дашкевич, B.A. Кан-Калик, А.Ю. Козырева, В.А. Лисовская, Н.Д. Никанд-ров, И.П. Радченко, В.А. Сластёнин, Л.Ф. Спирин и др.).
Особо выделим ряд современных образовательных систем, достаточно полно теоретически обоснованных и эффективно внедрённых в практику, которые включают в себя творческую составляющую процесса обучения как необходимый общий элемент развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Элько-нин, Л.В. Занков и др.), личностно ориентированного обучения (В.В. Сериков, » C.B. Кульневич и др.), концепцию школы диалога культур (B.C. Библер, С.Ю.
Курганов и др.), теорию решения изобретательских задач (Г.С. Альтпгуллер и др.), теорию эвристического обучения (A.B. Хуторской).
Большое значение для решения проблем подрастающего поколения имеют исследования П.Н. Андрианова, П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, Ю.К. Васильева, В.М. Казакевича, В.А. Кальней, Е.А. Климова, В.А. Полякова, Л.Н. Серебренникова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, С.Н. Чистяковой, по» свящённые разработке научных основ и методического обеспечения практической реализации идей технологической подготовки школьников к труду и получению профессии.
Различные аспекты развития творческого, технического мышления, диагностики и развития способностей к творчеству, психологической структуры, динамики и развития творческой деятельности рассмотривали * A.M. Василевская, А.П. Зверик, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, А.Н. Лук,
A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарёв.
Развитие творческой активности, техническое творчество учащихся, взаимосвязь трудового обучения и технического творчества исследовали в своих работах П.А. Андрианов, И.И. Бака, Ф. Бугдаль, Э. Дрефенштедт, Д.И. Пеннер, В.Д. Путилин, В.А. Пятков, В.Г. Разумовский, В.И. Речицкий, В.
Штейнхефел и др.
Принципиальным возможностям обучения творчеству и разработке системы тестов для изучения продуктивного мышления и творческих способностей посвящены исследования А. Анастази, В.И. Андреева, Э.де Боно, Г. Виц-лака, Дж. Гильфорда, Г.Е. Журавлёва, Э. Торранса.
Развитие творческого мышления и технической деятельности во внеурочной работе, в учреждениях дополнительного образования исследовали В.А. Горский, Б.М. Игошев, Й. Компас, Д.М. Комский, Ю.С. Столяров, И.А. Фесик, Р. Фос и др.
Рассмотрением возможности применения конкретных методов активизации мыслительной деятельности в процессе творчества учащихся занимались Г.С. Альтшуллер, Г.Я. Буш, В.Н. Данченко, Б.Л. Злотин, A.B. Зусман, Т.В. Кудрявцев, Д.И. Ландо, А.П. Ляликов, В.М. Одрин, А.Е. Падалко, В.П. Пархоменко, А.И. Половинкин, A.B. Чу с и др.
Результаты их исследований позволили создать богатый материал методов и практических рекомендаций по развитию творческих способностей учащихся их творческой активности.
Вместе с тем ряд авторов (В.И. Андреев, В.И. Белозерцев, Г.Е. Журавлёв, А.П. Ляликов и др.) высказали мнение о том, что, несмотря на ряд вышеназванных исследований, единой чётко-выстроенной системы деятельности школы по подготовке творчески активной личности, обладающей развитым технологическим мышлением, способной адаптироваться в новых экономических условиях, на сегодняшний день не существует.
Анализ проведённых исследований показал, что изучение различных аспектов творческого обучения, творческой личности представляет собой разрозненные элементы отдельных серьёзных направлений, охватывающих большой круг деятельности учащихся. Однако для построения концепции развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности в условиях школы необходима чёткая, научно обоснованная система. Наличие такой структурированной системы поможет педагогическим работникам школ широко видеть и решать проблему. В рамках этой системы каждый учащийся найдёт путь своего творческого развития.
Таким образом, в настоящее время существуют и требуют решения следующие противоречия между:
• объективной потребностью личности в развитии творческой активности в технологической деятельности и неразработанностью дидактических основ построения такого процесса в образовательной школе;
• объективно существующей потребностью общества в получении выпускников школ - творчески активных в технологической деятельности лично
• стей - и стойкой тенденцией к ухудшению реальной педагогической работы школ по этому направлению, вызванной использованием учителями прямых (передаточных) методов образовательной деятельности, не развивающих творческую активность учащихся, и ослаблением состояния технологической подготовки в школе;
• декларированием необходимости развития творческой активности высшими органами образования и подавлением самой творческой активности личности в школе;
• необходимостью обеспечения наиболее полного проявления и развития индивидуальности каждого обучающегося и директивностью системы образования, ориентированной на единые для всех государственные стандарты;
• необходимостью создания новой педагогической модели развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности
• (опережающей, многофункциональной, мобильной, многоуровневой, открытой для развития взаимодействия с внешней средой и самопроектирования обучающимися) и неразработанностью концептуальных основ и механизмов её построения.
Наличие указанных противоречий, актуальность и острота ситуации определили проблему исследования: каковы теоретические предпосылки и педа
• готические основы эффективного развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности? Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - развитие творческой активности старшеклассников в технологической деятельности.
Предмет исследования - теоретико-методологические основы развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности.
Главная идея исследования заключается в том, что развитие творческой активности старшеклассников в технологической деятельности (РТАС в ТД) является одним из базовых компонентов формирования готовности выпускников школ к творческому труду и получению профессии в различных сферах
• практической деятельности; при этом педагогическое влияние на это развитие обеспечивается технолого-эвристическим подходом, который предполагает реализацию средств, позволяющих сформировать индивидуальную творческую траекторию решения технологических задач.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие творческой активности старшеклассников в технологической деятельности будет эффективным, если в его основе лежит технолого-эвристический подход, направленный на развитие субъектности школьника и при этом:
•процесс развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности станет компонентом целостного личностно-ориентированного педагогического процесса школы, в который интегрируется система дидактических целей, задач и содержания их подготовки;
•в образовательном процессе будет происходить сочетание алгоритмичности, являющейся имманентным свойством технологии с вариативностью выбора способа решения эвристических задач;
•принципами развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности будут принципы индивидуально-творческого развития, проектирования образовательной среды, приобретения личного опыта творческой деятельности, овладения и оперирования технологическими знаниями;
• эффективность развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности будет определяться рядом организационно-педагогических условий: дифференциацией учащихся по группам и одновременно выстраиванием индивидуальной творческой траектории; педагогическим обеспечением смены одного этапа становления творческой активности старше классника другим, последовательным продвижением к более сложным этапам; обеспечением доступности решения задач для каждого на максимальной высоте сложности; технологической грамотностью старшеклассников; повышением профессиональной компетентности педагогов; организацией внеурочной и кружковой деятельности технической направленности; профессиональной ори
• ентацией на профессии технического профиля; психолого-педагогических условий: учётом индивидуальных особенностей учащихся, обеспечением благоприятного морально-психологического климата и гуманистической окружающей среды; гуманизацией образовательного процесса; активным участием самого подростка в формировании творческой активности в технологической деятельности; мобилизацией средств саморегуляции личности, в структуру которых входят: самооценка, самоанализ, самоконтроль себя и своей деятельности; эф
• фективностью диагностики процесса; социально-педагогических условий: социально-ценностной мотивацией РТАС в ТД; реальной модернизацией образовательного процесса, направленного на творческое развитие личности учащегося; сотрудничеством с родителями, учреждениями дополнительного образования, предприятиями;
• качество образовательной продукции учащихся и степень развития их
• творческой активности в технологической деятельности повысятся одновременно с усвоением инвариантной и вариативной части образовательных стандартов;
• цели подготовки творчески активных в технологической деятельности старшеклассников в учебном заведении станут ассоциироваться с их жизненными планами;
Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Определить сущность развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности.
2. Обосновать методологическую базу - техно лого-эвристический подход к развитию творческой активности старшеклассников в технологической деятельности.
3. Разработать концепцию, включающую в себя: закономерности, принципы, педагогические условия, содержание, технологию, критерии, систему диагностики и оценки результатов развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности.
4. Разработать модель развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности и определить условия, необходимые для эффективной её реализации.
5. Разработать педагогическую технологию развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности, сочетающую в себе усвоение образовательных стандартов с разработкой индивидуальной творческой траектории для каждого обучающегося.
6. Обосновать структуру и содержание подготовки будущего педагога к работе в педагогической системе развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности.
Методологической основой исследования являются классические положения и современные выводы философии, психологии, педагогики, теории и методики образования, педагогические теории в области трудовой подготовки молодёжи. Исследование опирается на методологию педагогики, рассматривающую развитие личности учащегося как процесс и результат его деятельности; на диалектические положения о развитии личности как субъекта познания общения и трудовой деятельности; о творчестве как механизме саморазвития; о взаимосвязи теории и практики в процессе человеческого познания; о единстве эмпирического и теоретического в научном исследовании.
Методологическими ориентирами исследования выступают: технолого-эвристический, системный, личностно-деятельностный, синергетический подходы, ведущим является технолого-эвристический.
Теоретическим фундаментом исследования являются идеи психологов и педагогов о деятельностном подходе в познании и обучении (П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, и др.); о деятельности как философской категории (Г.С. Батищева, B.C. Швырёва); о деятельности как факторе развития и форме активности (Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна); о психологических проблемах активности и развития индивидуальности (К.А. Абульхановой-Славской, Л.Ф. Алексеева, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выготского); об активизации и интенсификации процесса творческой подготовки учащихся (A.M. Василевской, Т.В. Кудрявцева, A.M. Матюшкина, М.И. Махмутова, Ю.С. Тюнникова, Т.И. Шамо-вой и др.); философский и педагогический анализ структуры технического творчества и учебно-творческой деятельности, проведённый (В.Е. Алексеевым, В.И. Андреевым, П.Н. Андриановым, В.И. Белозерцевым, И.П. Волковым, М.А. Галагузовой, В.А. Горским, М.Г. Давлетшиным, Э.Ф. Зеером, Б.М. Кедровым, Д.М. Комским, А .Я. Найном, Я. А. Пономарёвым, В. Д. Путилиным, Ю.С. Столяровым, В.В. Шапкиным, Г.А. Халемским, В.Л. Худяковым и др.); педагогические концепции творческой деятельности (В.И. Загвязинского, Т.В. Кудрявцева, В.Т. Оконя, М.Н. Скаткина); идеи прагматической педагогики Дж. Дьюи; исследования познавательной деятельности учащихся (Д.В. Вилькевича, М.А. Данилова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова); исследования последних лет в области теории и практики трудовой подготовки учащейся молодёжи (П.Н. Андрианова, П.Р. Атутова, Н.И. Бабкина, С.Я. Батышева, В.А. Полякова, Л.И. Серебреникова, В.Д. Симоненко, Д.А. Тхоржевского и др); дидактические основы построения теории эвристического обучения (A.B. Хуторского); возможности управления образовательной средой со стороны обучающегося (М.И. Рожкова); теория решения изобретательских задач (Г.С. Альтшуллера).
Мы опирались также на исследования учёных о сущности педагогического процесса (Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, И.Я. Лернера), на концепцию проектной культуры (О.И. Генисаретского, K.M. Кантора, А.Г. Раппапорта, В.Ф. Сидоренко); технологической культуры (В.Д. Симонен-ко); психологических основ проектной и конструкторской деятельности (Н.В. Матяш, В.А. Моляко); теории и технологии педагогического образования (В.А. Кузнецовой, М.М. Левиной, В.А. Сластёнина, E.H. Шиянова); системного подхода в проектировании (Дж. Ван Гига, Д. Диксона, Я. Дитриха, В.Д. Цветкова); теоретических подходов к педагогическому проектированию (Н.Г. Алексеева, Л.В. Байбородовой, В.И. Загвязинского, Е.С. Заир-Бека, Г.Л. Ильина, В.В. Кра-евского, М.М. Левиной, Е.И. Машбица, О.Г. Прикота, М.И. Рожкова, В.В. Серикова, В.А. Сластёнина, Г.П. Щедровицкого); на концепцию педагогических технологий (B.C. Безруковой, В.П. Беспалько, М.В. Кларина, В.М. Монахова, Л.С. Подымовой, Г.К. Селевко, М.А. Чошанова, и др.);
Методы исследования определялись его целью, комплексным решением теоретических и практических задач.
В этой связи на общенаучном уровне осуществлялись анализ предмета и проблем исследования на основе изучения научных работ по философии, психологии, социологии, педагогике, теории и методике преподавания технологии, учебных планов, программ по технологии; анализ развития творчества и творческой деятельности; аналогия между производственной и образовательной системами, соответствующими процессами и технологиями; абстрагирование и конкретизация при построении задач образовательного процесса и определении способов их решения; моделирование образовательного процесса и технологической деятельности учеников; структурно-системный и логический анализ.
В работе использовались методы эмпирического уровня: выявление, изучение и обобщение новых педагогических технологий, массовой и передовой педагогической практики, анкетирование, тестирование, целенаправленное наблюдение за процессом развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности; количественно-качественный анализ творческой образовательной продукции учеников, отражающий динамику развития их творческой активности в технологической деятельности. Методы наблюдения за учащимися дополнялись статистическими методами обработки количественных и качественных результатов педагогического эксперимента.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились: средние общеобразовательные школы г. Курска, Железногорского, Курчатовского районов Курской области; г. Старый Оскол Белгородской области; Дворец пионеров и школьников г. Курска, Курский государственный университет, институт повышения квалификации работников образования (ИПК и ПРО).
• Различными видами исследования были охвачены 1534 учащихся школ, 152 учителя, 56 педагогов дополнительного образования, 256 студентов.
Основные этапы исследования:
1 этап - (1985-1989) - определялось проблемное поле исследования, изучалась степень разработанности проблемы в теории, важность технологической подготовки учащихся для их социально-трудовой адаптации, осуществлялся поиск методологических подходов, концептуальных идей развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности.
2 этап - (1989-1992) - проводился сбор и анализ материала, разработка научно-понятийного аппарата исследования, авторской концепции и технологического аспекта решения проблемы, осуществлялось изучение работы в школах, уточнялись исходные теоретические посылки, вносились коррективы в концепцию исследования.
• 3 этап - (1992-2000) - включал организацию и проведение опытно-экспериментальной работы, разрабатывалась и внедрялась комплексная программа развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности в учебных заведениях. На данном этапе проводились основные эмпирические исследования и формирующий эксперимент в ряде школ, на индустриально-педагогическом факультете Курского государственного универси
• тета.
4 этап - (2000-2004) - предусматривал обобщение и теоретическое осмысление результатов опытно-экспериментальной работы. На этом этапе основное внимание уделялось рефлексивной стороне исследования: выяснялось отношение учёных и практиков к разработанной диссертантом концепции, технологии её реализации, подводились итоги диссертационного исследования. Накопленные научные факты, основные результаты исследования получили обобщение и литературное оформление.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается адекватностью методики исследования поставленным в нём задачам, совокупностью методологических подходов: технолого-эвристического, системного, личностно-деятельностного, синергетического, - позволяющих осуществить многоаспектный анализ исследуемого предмета, личным участием автора на всех этапах педагогического эксперимента, начиная с разработки и преподавания спецкурса для учащихся школ "Основы обучения школьников творческой деятельности" до широкого научного обсуждения результатов исследования, длительностью экспериментальной работы, её достаточной репрезентативностью, возможностью её повторения, опорой на ведущие положения отечественных философов о смысле творческой деятельности человека, на достижения современной психологии о природе творчества, тщательным анализом результатов исследования.
Научная новизна исследования состоит в
• обосновании технолого-эвристического подхода, дающего возможность творческого применения педагогической технологии, внесения в неё творческого начала педагога, реализующего данную технологию;
• разработке концепции РТАС в ТД, включающей в себя принципы, педагогические условия, содержание, технологию, критерии, систему диагностики и оценки результатов;
• разработке модели развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности, реализация положений которой на практике позволяет сочетать усвоение базового содержания образования с творчеством учеников, развитием их индивидуальной творческой траектории;
• обосновании педагогической технологии развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности, разработке её структущ ры и содержания;
• определении педагогических условий, необходимых для эффективной реализации педагогической технологии РТАС в ТД применительно к комплексу изучаемых старшеклассниками учебных дисциплин и подготовке педагогических кадров;
• - выявлении уровней и разработке критериально-оценочного аппарата развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в
• разработке теоретико-педагогических основ развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности;
• обосновании педагогических понятий: "развитие творческой активно» сти", "технологическая деятельность", "развитие творческой активности старшеклассников в технологической деятельности", "индивидуальная творческая траектория", "проектируемая эвристическая среда";
• обосновании способов усиления мотивации старшеклассников к творческой деятельности;
• выявлении и обосновании структуры подготовки будущего педагога к
• работе в педагогической системе развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в
• апробировании и внедрении Комплексной программы РТАС в ТД в общеобразовательной школе;
• разработке программ, лекций для обеспечения курсов повышения квалификации учителей технологии, педагогов дополнительного образования по теме исследования;
• программно-методическом обеспечении педагогической системы развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности, включающей учебные и учебно-методические пособия, программы спецкурсов, факультативов и др.
На защиту выносятся:
1. Концепция развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности заключающаяся в том, что на основе технолого-эвристического подхода к структурированию содержания построена модель и технология РТАС в ТД, сочетающая в себе усвоение базовых знаний с формированием индивидуальной творческой траектории для каждого старшеклассника, обеспечивающая оптимальную реализацию интересов личности, активную жизненную позицию и возможности успешной адаптации в условиях современного технологического общества.
Концепция включает три относительно самостоятельных компонента:
• технологический: систему знаний, на основе которой формируются как теоретические знания о технологической деятельности, так и практические трудовые умения и навыки как автоматизированные компоненты умений (инвариантная часть содержания обучения);
• эвристический: овладение системой знаний, способствующих развитию творческой активности старшеклассников в технологической деятельности к созданию образовательной продукции, выработке индивидуальной творческой траектории и качеств творчески активной в технологической деятельности личности (вариативное содержание обучения);
• педагогический, обусловливающий сочетание технологического и эвристического аспектов с помощью разработки и функционирования модели и технологии РТАС в ТД, способствующих образованию старшеклассниками индивидуальной творческой траектории, обеспечивающей их активную жизненную позицию с оптимальной реализацией интересов личности и возможностей успешной адаптации в современном технологическом обществе.
2. Принципы развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности: индивидуально-творческого развития, проектирования образовательной среды, приобретения личного опыта творческой деятельности, овладения и оперирования технологическими знаниями.
3. Критерии развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности, включающие в себя: положительную мотивацию творческой деятельности, подготовленность к творческой деятельности, способность личности к самоуправлению в учебно-творческой деятельности, продуктивность творчества, сформированность творческой активности и готовность к её дальнейшему развитию.
4. Модель развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности представляющую собой взаимосвязь мотивационно-целевого, содержательного, организационного и результативного компонентов. Она включает цели, задачи, содержание, процессы, результаты, критерии и показатели, рефлексию и контроль уровней развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности, педагогов и учащихся. Реализация модели на практике позволяет сочетать творчество учеников с усвоением базового содержания образования в общеобразовательной школе. Модель реализуется поэтапно, предполагая дифференциацию и индивидуализацию обучающихся, органическое соединение учебной, внеучебной и практической деятельности. Она позволяет вести систематический мониторинг эффективности подготовки старшеклассников, дифференцированно строить работу в зависимости от достигнутого будущими выпускниками уровня развития их творческой активности в технологической деятельности.
5. Организационно-педагогические, психолого-педагогические и социально-педагогические условия.
Организационно-педагогические условия определяются дифференциацией учащихся по группам и одновременно выстраиванием индивидуальной творческой траектории; педагогическим обеспечением смены одного этапа становления творческой активности старшеклассника другим, последовательным продвижением к более сложным этапам; обеспечением доступности решения задач для каждого на максимальной высоте сложности; технологической грамотностью старшеклассников; повышением профессиональной компетентности педагогов; организацией внеурочной и кружковой деятельности технической направленности; профессиональной ориентацией на профессии технического профиля.
Психолого-педагогические условия обусловливаются учётом индивидуальных особенностей учащихся, обеспечением благоприятного морально-психологического климата и гуманистической окружающей среды; гуманизацией образовательного процесса; активным участием самого подростка в форми
• ровании творческой активности в технологической деятельности; мобилизацией средств саморегуляции личности, в структуру которых входят: самооценка, самоанализ, самоконтроль себя и своей деятельности; эффективностью диагностики процесса.
Социально-педагогические условия определяются социально-ценностной мотивацией РТАС в ТД; реальной модернизацией образовательного процесса, направленного на творческое развитие личности учащегося; сотрудничеством с родителями, учреждениями дополнительного образования, предприятиями.
Личное участие автора в исследовании состоит в разработке и научном обосновании теоретико-методологических и концептуальных основ исследования, непосредственном осуществлении длительной опытной и экспериментальной работы в качестве заместителя директора по учебно-производственной работе профессионального училища № 15 г. Курска, доцента Курского государст
• венного университета, в создании "команды" исследователей и в осуществлении её научно-методического консультирования, в непосредственном участии в организации и проведении эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли своё отражение в монографии, пятнадцати учебно-методических пособиях, научных статьях, в выступлениях на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях разного уровня: международных - в Туле (1995, 1996, 1997), Брянске (1997, 1998, 2003, 2005); Курске (2003), Москве (1999, 2003, 2004), всероссийских - в Курске (1997, 2003, 2004), межрегиональных - в Ярославле (2003); в журналах: "Педагогический поиск", "Школа и производство", "Школа", "Народное образование", "Наука и школа", "Школьные технологии", "Профессиональное образование", "Ярославский педагогический вестник".
Результаты исследования апробированы на практике в ряде общеобразовательных школ Курской и Белгородской области, на курсах учителей технологии в Курском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, на индустриально-педагогическом факультете Курского госу-• дарственного университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, 5 таблиц, 2 схем, 8 рисунков, 5 приложений.
Просмотров: 148 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930