Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 1 » Скачать Развитие связной речи у учащихся с задержкой психического развития в условиях общего образования. Крылова, Елена Викторовна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
11:19
Скачать Развитие связной речи у учащихся с задержкой психического развития в условиях общего образования. Крылова, Елена Викторовна бесплатно

Развитие связной речи у учащихся с задержкой психического развития в условиях общего образования

Диссертация

Автор: Крылова, Елена Викторовна

Название: Развитие связной речи у учащихся с задержкой психического развития в условиях общего образования

Справка: Крылова, Елена Викторовна. Развитие связной речи у учащихся с задержкой психического развития в условиях общего образования : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Крылова Елена Викторовна; [Место защиты: Ленингр. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина] Санкт-Петербург, 2008 209 c. : 61 08-13/1060

Объем: 209 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2008


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Теоретические основы проблемы изучения связной речи детей
11 Связная речь как предмет изучения психологии, лингвистики и психолингвистики
12 Клиническая и психолого-педагогическая типология детей с задержкой психического развития, проблемы их обучения
13 Особенности речи детей с задержкой психического развития
14 Методические подходы к развитию связной речи детей с проблемами в развитии
ВЫВОДЫ
ГЛАВА II Особенности связной речи учащихся с задержкой психического развития (экспериментальное изучение)
111 Организация и содержание констатирующего эксперимента по изучению особенностей связной речи учащихся с задержкой психического развития
112 Методика исследования связной речи детей младшего школьного возраста
113 Изучение особенностей связной речи учащихся с задержкой психического развития
ВЫВОДЫ
ГЛАВА Ш Развитие связной речи у учащихся с задержкой психического развития в условиях общего образования
III 1 Организация, основные направления, методы и приемы коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи детей с задержкой психического развития
III2 Содержание коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи у учащихся с задержкой психического развития
1113 Содержание коррекционно-развивающей работы учителя по развитию связной речи у учащихся с задержкой психического развития на уроках русского языка
1114 Взаимодействие учителя-логопеда и родителей по развитию связной речи детей с задержкой психического развития
1115 Результаты формирующего эксперимента
ВЫВОДЫ

Введение:

В последние десятилетия в общеобразовательных школах неуклонно растет число детей, испытывающих трудности в обучении. Как показали комплексные исследования М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, У.В. Ульенковой, Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой, И.Ф. Марковской, М.Н Фишман и др. большую часть контингента учащихся с трудностями в обучении составляют дети, специфические особенности развития которых квалифицируются как «задержка психического развития».
Одним из факторов, препятствующих полноценному обучению детей, является несформированность их связной речи. Умение связно, последовательно и точно, грамматически правильно и образно выражать свои мысли является необходимым условием успешности обучения по всем дисциплинам, позволяет расширять возможности в общении с окружающими людьми.
Нормальный уровень развития связной речи предполагает сформированность всех подсистем языка (фонетико-фонематической и лексико-грамматической), а также достаточный уровень развития познавательной деятельности ребенка.
Тесная связь мышления и речи в процессе онтогенеза подчеркивается многочисленными психологическими и психолингвистическими исследованиями (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, С.Д. Кацнельсон, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Т.В. Рябова (Ахутина) и др.).
Связная речь представляет собой сложную речемыслительную деятельность и является одним из показателей состояния мышления ребенка. Вследствие этого при всех отклонениях в развитии интеллектуальной и речевой деятельности отмечаются в той или иной степени нарушения связной речи. Особенно выражены эти нарушения у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Научные исследования в области изучения состояния связной речи детей с задержкой психического развития Р.И. Лалаевой, Д.И. Бойкова, Н.Ю. Боряковой, Е.С. Слепович свидетельствуют о значительных нарушениях внутреннего программирования и языкового оформления связных высказываний этой категории детей.
Согласно статистическим данным, полученным от психолого-медико-педагогической комиссии г. Смоленска в 2005-2006 учебном году, в городе функционировали 133 класса коррекционно-развивающего обучения 7 вида, в
2006-2007 учебном году - 122 класса коррекционно-развивающего обучения. В
2007-2008 учебном году на основании Приказа Управления образованием и молодежной политики Администрации г. Смоленска от 24.09.2007 № 329 «О специальных коррекционных классах и классах компенсирующего обучения» в муниципальных образовательных учреждениях средних общеобразовательных школах г. Смоленска открыто 102 класса коррекционно-развивающего обучения для детей с задержкой психического развития.
Таким образом, тенденция свертывания классов коррекционно-развивающего обучения вынуждает детей с задержкой психического развития обучаться в массовых классах и, нередко, по программам с углубленным изучением ряда предметов.
Следовательно, сегодня особенно остро стоит проблема создания наиболее благоприятных условий для обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных школ.
В отечественной логопедии известны методические рекомендации для развития связной речи детей с задержкой психического развития, разработанные Р.И. Лалаевой, И.Н. Лебедевой, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко, но их применение наиболее эффективно в специально созданных для обучения детей с задержкой психического развития условиях (при наличии классов коррекционно-развивающего обучения, в специальных коррекционных школах VII вида). В условиях сложившейся ситуации, при включении детей с задержкой психического развития в массовые классы, специалисты не располагают методическими рекомендациями, позволяющими наиболее эффективно развивать связную речь у учащихся с задержкой психического развития.
Данное противоречие определило проблему диссертационного исследования и актуальность выбранной темы: развитие связной речи у учащихся с задержкой психического развития в условиях общего образования.
Проблема исследования заключается в выявлении особенностей связной речи у учащихся с задержкой психического развития, а также в определении приоритетных направлений и методической системы коррекции нарушений связной речи у детей с задержкой психического развития в условиях массовой общеобразовательной школы.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования — процесс формирования связной речи у детей с задержкой психического развития в условиях общего образования.
Предмет исследования — коррекционно-педагогический процесс, направленный на развитие связной речи у учащихся с задержкой психического развития 2-го года обучения в условиях общего образования.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие связной речи у учащихся с ЗПР в условиях общего образования возможно при условии, если:
1.У читывать особенности связной речи детей с задержкой психического развития, уровень ее развития, симптоматику и механизмы.
2,Организовать индивидуально-дифференцированный подход к проведению коррекционно-логопедической работы с учетом уровня развития связной речи и психолого-педагогических особенностей детей с задержкой психического развития.
3. Осуществлять комплексный подход к развитию связной речи детей с задержкой психического развития с участием логопеда, учителя и родителей.
Для достижения- поставленной- цели и доказательства выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1 .Проанализировать теоретический и методический аспекты исследуемой проблемы в лингвистических, психологических, психолингвистических и научно-методических исследованиях.
2. Разработать и обосновать адекватную модель диагностики состояния связной речи у младших школьников с задержкой психического развития.
3. Выявить особенности связной речи у учащихся с задержкой психического развития с учетом семантических и лексико-грамматических критериев.
4. Определить основные принципы, направления, методы и приемы коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи детей с задержкой психического развития в условиях общего образования и экспериментально проверить их эффективность.
Новизна исследования состоит в том, что:
• на основе лингвистической и методической литературы разработана классификация семантических и лексико-грамматических ошибок;
• выделены и охарактеризованы уровни развития связной речи у учащихся с задержкой психического развития с учетом семантических и лексико-грамматических особенностей; разработаны индивидуально-дифференцированные направления и методическая система коррекционной работы (с учетом уровня развития связной речи и психолого-педагогических особенностей детей с задержкой психического развития); в научно обоснована эффективность реализации комплекса педагогических направлений, методов и приемов, осуществляемых логопедом, учителем и родителями в целях развития связной речи детей с ЗПР в условиях общего образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• выявлены и охарактеризованы уровни развития связной речи детей с задержкой психического развития; выделены наиболее специфические семантические и лексико- грамматические трудности, характерные для связной речи детей каждого из уровней;
• научно обоснованы и определены основные принципы организации коррекционно-педагогической работы (принцип комплексности, и индивидуально-дифференцированного подхода), направления, методы и приемы по развитию связной речи детей с задержкой психического развития в условиях общего образования.
Практическая значимость исследования: разработана и апробирована методика исследования связной речи младших школьников с балльно-уровневой оценкой, которая содержит разностороннее изучение связной речи, включая понимание и продуцирование отдельных и связных речевых высказываний различной сложности; разработаны совокупность педагогических приемов и учебно-методические материалы для логопедов, учителей начальных классов и родителей, необходимые для развития у учащихся с задержкой психического развития связной речи в условиях общего образования. Результаты исследования могут быть использованы логопедами учителями начальных классов, учителями классов коррекционно-развивающего обучения, родителями, психологами.
Методологическую основу исследования составили: положение о взаимодействии мышления и речи в ходе развития ребенка (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д. Слобин, Дж. Брунер и др.); психологические и психолингвистические теории о порождении речевого высказывания (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Т.В. Рябова (Ахутина), Г.В Колшанский, С.Д.Кацнельсон и др.); положение, представленное в научных трудах А.Р. Лурии, Н.И. Жинкина, Т.М. Дридзе и др; о двух объективно существующих сторонах (планах) речевого сообщения: плана содержания (внутреннего, семантического плана) и плана выражения (внешнего, языкового); лингвистические представления об организации текста и основных его характеристиках Дж. Лайонеза, Е.С. Кубряковой, Г.А. Золотовой, Л.П. Доблаева, Ю.А. Сорокина, К. Кожевниковой, Е.А. Реферовской, Ван Дейка и др.; психолого-педагогические концепции М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой, К.С. Лебединской, Е.А. Екжановой, Л.Б. Баряевой, И.Ф. Фишман, С.Г. Шевченко и др. об этиологии, механизмах и симптоматике задержки психического развития; теоретические труды в области методики обучения родному языку Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, В.Г. Горецкого и др.
Методы исследования.
Интерпретационные методы: анализ психологической, лингвистической, педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме. Эмпирические методы: праксиметрические — изучение, анализ личных дел и медицинских карт учащихся, участвовавших в эксперименте; экспериментальные - психолого-педагогический эксперимент по изучению и развитию связной речи младших школьников. Количественный и качественный анализ продуктов речевой деятельности учащихся (протоколы, аудиозаписи); математико-статистический анализ (t-критерий Стьюдента).
Организация исследования. Исследование проводилось в период с 2003 по 2008 год на базе пяти общеобразовательных школ № 7, № 9, № 25, № 26, № 39 г. Смоленска. В психолого-педагогическом эксперименте участвовало 60 учащихся с ЗПР (по заключению ПМГЖ) и 30 их сверстников с нормальным психофизическим развитием, хорошо успевающих по всем учебным дисциплинам. Средний возраст испытуемых составил - 8л.2 мес.- 8л. 11 мес.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2003-2004г.г.) анализировалась научно-методическая литература по проблеме исследования, разрабатывалась методика проведения эксперимента, были определены критерии и уровни сформированности связной речи.
На втором этапе (2004-2006г.г.) был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого изучалось состояние связной речи детей, осуществлялся анализ полученных результатов. Были выделены уровни успешности выполнения заданий методики. Определены основные принципы, направления, методы и приемы коррекционной работы логопеда, учителя начальных классов и родителей по развитию связной речи учащихся.
На третьем этапе (2006-2008г.г.) был проведен формирующий эксперимент: изучалась зависимость динамики состояния связной речи от принципов, определяющих организацшо коррекционной работы, от выбранных направлений, методов и приемов; обосновывались теоретические и практические выводы, оформлялся текст диссертации.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования были доложены и обсуждены на 53-й научно-практической конференции преподавателей и студентов в Смоленском государственном университете «Проблемы профессиональной подготовки педагогов в контексте модернизации российского образования» (2005г.); на курсах повышения квалификации специалистов школы-интерната VII вида г. Гагарина (2005г.); на областном семинаре учителей-логопедов в Смоленском областном центре диагностики и консультирования (2006г.); на 54-й научно-практической конференции преподавателей и студентов в Смоленском государственном университете (2006г.); на методическом объединении учителей начальных классов г. Починок (2006г.); на 55-й научно-практической конференции преподавателей и студентов в Смоленском государственном университете (2007г.); на областном методическом объединении учителей классов КРО, проходившем на базе Института усовершенствования учителей г. Смоленска (2007г.); на 58-й научно-практической конференции преподавателей И студентов в Смоленском государственном университете (2008г.); на комплексных курсах повышения квалификации учителей-логопедов Вяземского района Смоленской области (2008г.).
Положения, выносимые на защиту:
1. У учащихся с задержкой психического развития отмечается вариативность нарушений в овладении связной речью, проявляющаяся в различном соотношении семантических и лексико-грамматических ошибок, как на уровне предложений, так и на уровне владения разными видами текстовой деятельности.
2. Обучение детей с ЗПР в условиях общего образования затрудняет процесс развития связной речи у данной категории детей и вызывает необходимость разработки специальной методической системы для целенаправленного коррекционного воздействия.
3. Реализация индивидуально-дифференцированного, комплексного подхода с привлечением к коррекционно-педагогическому процессу учителя начальных классов и родителей, использование специально разработанных направлений, методов и приемов способствуют более эффективному преодолению нарушений связной речи у детей с задержкой психического развития в условиях общего образования.
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, состоящего из 203 литературных источников. Диссертационное исследование содержит 209 страниц машинописного текста, включающих 20 таблиц и 4 диаграммы.
Просмотров: 274 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930