Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 13 » Скачать Развитие средних технических училищ в России в конце XIX - начале XX века. Синюшин, Виктор Борисович бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
21:31
Скачать Развитие средних технических училищ в России в конце XIX - начале XX века. Синюшин, Виктор Борисович бесплатно
Развитие средних технических училищ в России в конце XIX - начале XX века

Диссертация

Автор: Синюшин, Виктор Борисович

Название: Развитие средних технических училищ в России в конце XIX - начале XX века

Справка: Синюшин, Виктор Борисович. Развитие средних технических училищ в России в конце XIX - начале XX века : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 2003 154 c. : 61 04-13/1144

Объем: 154 стр.

Информация: Москва, 2003


Содержание:

Глава
I РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И МЕСТО СРЕДНИХ ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ В ЕГО СТРУКТУРЕ В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ XX ВЕКА
§1 Становление, развитие и состояние промыишенного образования в России к концу XIX века
§2 Средние технические училища в начале XX века
Глава
II ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДНИХ ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ
§1 Отраукение задач средних технических училищ различного типа в их учебных планах
§2 Содер:У1сание и организация обучения в средних технических училищах

Введение:

Обоснование темы. Конец XX столетия в России ознаменовался серьезнейшими политическими и социальными изменениями, что повлекло за собой существенные изменения в сфере состояния и подготовки производительных сил. Многие технические специалисты среднего уровня оказались невостребованными. И если в этих условиях общеобразовательная школа сохраняет способность решать основные образовательные задачи, то средняя профессионально-техническая школа, утратив ясное понимание своих задач - подготовку специалистов для нужд производства - оказалась в тяжелом состоянии.Отсутствие ясного понимания необходимости среднего технического персонала на производстве негативно отразилось, естественно, и на развитии профессионального образования в стране, поставив общество перед необходимостью пересмотреть сложившийся в последние десятилетия подход к образованию молодежи и подготовки ее к будущей деятельности.Положение усугубилось еще и резким снижением мотивации к получению среднего технического образования: большинство молодежи по данным различных социологических опросов, совсем не стремится посвятить себя производственной деятельности.Одним из важных путей преодоления страной экономических трудностей является восстановление, а затем и увеличение промышленного потенциала. Важным движителем этого процесса является наращивание числа технических специалистов новой генерации, подготовка которых должна стать одной из основных задач. В связи с этим реформа как российского образования в целом, так и системы профессионально-технического образования, в частности, является чрезвычайно актуальной.Для правильного осмысления путей и средств реформы образования любого уровня, необходимо знание теоретического наследия и практического опыта, накопленного в России к началу XX века, когда, в частности, уже сложилась государственная система промышленного образования, имевшего - 4 своей задачей именно подготовку практических работников в сфере производства.Особый интерес представляет история возникновения и развития средних технических училищ, поскольку именно этот тип учебных заведений был призван решать одну из самых насущных проблем - подготовку специалистов со средним техническим образованием, на которых возлагалась задача повышения эффективности различных отраслей производства.В официальных документах и педагогической литературе конца XIX начала XX века по проблемам профессионального образования говорилось о профессиональном образовании, техническом образовании и промышленном образовании. В советское время появилось понятие «профессиональнотехническое образование», которым обозначалась вся система подготовки квалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства в профессионально-технических училищах на базе полной или неполной средней общеобразовательной школы.Поскольку данная работа охватывает период конца XIX - начала XX века, в ней, с соответствующими комментариями, будут преимущественно использоваться понятия того времени.Большинство работ того времени по существу являлись описательными очерками о состоянии технического образования, а непосредственное участие авторов в деятельности соответствующих учебных заведений затрудняло им оценивать ситуацию достаточно объективно.Отечественная педагогическая наука XX века также не оставили без внимания историю развития системы промышленного образования в России.Однако большинство исследователей рассматривало процесс становления профессионального образования в целом, не вычленяя его отдельные направления и соответствующие им типы учебных заведений. Подобный подход давал лишь общее представление о системе профессионального образования, но не раскрывал содержательно функционирование ее составляющих. Это касается и средних технических училищ, несмотря на то, что именно их деяСм.: Максин И.М. Очерк развития промышленного образования в России 18881908 гг.-СПб, 1909.-175 с. - 6 тельность вызывала наибольшие дискуссии среди педагогов и организаторов образования.Исследователи истории образования в послеоктябрьский период с самого начала рассматривали развитие промышленного образования в нашей стране обособленно, в отрыве от европейских аналогов, в то время как при разработке проектов реформы образования, при составлении учебных планов и программ, деятели просвещения конца XIX - начала XX века изучали и использовали опыт промышленно развитых европейских стран, в первую очередь Австрии и Германии.Оценивая результаты исследований, проведенных в советский период, нельзя не отметить политизированность выводов, что, безусловно, повлияло на их объективность и полноту. Так, в обстоятельной работе Н.Н. Кузьмина постоянно говорится о нежелании царского правительства создавать и развивать технические учебные заведения в достаточном количестве, чтобы воспрепятствовать росту образовательного уровня населения. Однако изучение и анализ документов, архивных материалов, различных публикаций в периодической печати конца XIX - начала XX века дает возможность увидеть, с какой серьезностью и основательностью относились ученыепедагоги и организаторы образования того времени к данной проблеме, а причины медлительности в деле открытия новых технических училищ следует искать в другом: в самой системе принятия решений, когда на прохождение многочисленных инстанций требовалось длительное время.Наиболее близким к теме настоящего исследования было исследование А.Н. Веселова «Проблемы становления и развития среднего профессионально-технического образования в России». Позднее в своей книге, в основу которой были положены результаты названного исследования, автор, однако, ограничился только хронологически последовательным рассмотрением событий, а вопросы содержания подготовки в средних технических училищах, организации и методов обучения в них, особенностей содержания образования, присущих тому или иному типу учебных заведений были затронуты поверхностно.Есть очерки о дореволюционном периоде развития системы профессионально-технического образования в трудах по истории профессиональноКузьмин Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. - Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во. 1971, - 19 См. Веселев А.Н. Среднее профессионально-техническое образование в России.Очерки по истории. - М.: Трудрезервиздат. 1959. - 103 с. - 8 технического образования в СССР, но это были лишь краткие обзоры, поскольку это не входило в предмет исследования авторов.В обобщающ,их трудах по истории отечественной педагогики также содержатся разделы, посвященные развитию профессионально-технического образования в дореволюционной России, однако они являются сокращенными вариантами уже выше названных работ.Имеется также ряд публикаций, посвященных юбилейным датам в истории отдельных учебных заведений, но их авторы не ставили перед собой серьезных исследовательских задач, сосредоточившись, главным образом, на описании конкретных фактов и событий.В последние годы после длительного перерыва наблюдается повышение интереса к проблемам истории профессионально-технического образования в России в конце XIX - начале XX века, что вызвало появление ряда диссертационных исследований.'* Большинство из них посвящены отдельным направлениям профессионально-технического образования и охватывают широкий спектр проблем.См. напр. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. / Под. Ред. Я. Батышева-М. «Педагогика», 1981,- 351с.См.: Очерки истории и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX века. / Под ред. Э.Д. Днепрова, Ф. Егорова, Ф.Г. Паначина, Б.К. Тебиева.-М.: "Педагогика", 1991.-448с.; ^ См.: Губин П.И. Новозыбковский сельскохозяйственный техникум (Очерк истории). - Брянск: Приокское кн. изд-во, Брянское отд. 1974. - 86 с; Перфильев В.И. Комиссаровское техническое училище. М.: 1965 - 93 с; См.: Луценко Е.М. Развитие среднего специального образования на Украине во второй половине XIX в. Дис. канд. ист. наук. - Киев, 1991. - 196 л.; Тебиев Б.К. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX - начала XX в. Дис. докт. пед. наук. - М., 1991. - 379л.; Дунаева О.В. Развитие специального образования в условиях губернского города во второй половине XIX века (На примере Пензы). Дис. .. .канд. пед. наук.Так, Т.А. Абдулмуталинова, видит научную новизну и теоретическую значимость своего исследования в том, что ею введены в научный оборот архивные материалы и документальные источники, хотя их перечень, указанный в разделе библиография полностью соответствует аналогичному разделу диссертационного исследования B.C. Логиновой, выполненного значительно раньше. Нельзя также согласиться с утверждением автора о том, что соотношение общего и специального образования в профессионально-технических учебных заведениях зависело только от социально-экономических условий, государственной политики в области профессионально-технического образования, а также общественной и частной инициативы на разных этапах развития профессионально-технических школ России, поскольку главным критерием, определяющим указанное соотношение, была конечная цель конкретного учебного заведения и уровень общего образования необходимый для успешного усвоения специальных предметов.В диссертационном исследовании Д.А. Куприкова «Становление ремесленного и профессионального обучения в России» на защиту были вынесены положения о наличии взаимосвязи между развитием производительных сил и системой трудовой подготовки молодежи, о влиянии системы подготовки молодежи к труду на развитие промышленного производства и т.п.Однако выводами из проведенного исследования это никак не подтверждается, там говорится совершенно о других проблемах. - 1 0 В перечисленных работах средние технические училища, действовавшие в системе Министерства народного просвещения, специально не рассматривались, а упоминания о них весьма отрывочны, что явно недостаточно для понимания действительных особенностей, присущих учебным заведениям этого типа.Из вышесказанного можно сделать вывод, что средние технические училища в системе промышленного образования России конца XIX - начала XX века, не были до сих пор предметом специального изучения, хотя именно в эти годы они получили наибольшее развитие, а после революции стали базой советской средней профессионально-технической школы.Данными соображениями и был обусловлен выбор темы исследования - «Развитие средних технических училищ в России в конце XIX - начале XX века».Объектом данного исследования является система промышленного образования в России в конце XIX - начале XX века.Предмет исследования - развитие средних технических училищ различных типов, находившихся в ведении Министерства народного просвещения России в период с 1881 г. до февраля 1917 г.Цель исследования раскрыть принципы организации деятельности средних технических училищ, охарактеризовать содержание и методы обучения в них.В соответствии с поставленной целью необходимо было решить следующие задачи: - выявить причины создания государственной системы промышленного образования в России конца XIX - начала XX века; - охарактеризовать различные типы средних технических училищ, особенности организации их деятельности, пути их развития и предполагавшегося реформирования накануне октябрьского переворота; - 1 1 - выявить соотношение общеобразовательной и специальной подготовки учащихся и, в связи с этим, охарактеризовать содержание обучения в средних технических училищах различного типа; - выявить общие тенденции в изменении учебных планов под влиянием новых требований, предъявлявшихся промышленностью того времени к техническим специалистам среднего звена.Источниками исследования послужили законодательные акты, уставы учебных заведений, учебные программы, отчеты учебных округов и учебных заведений, материалы съездов деятелей по техническому и профессиональному образованию, педагогическая литература. Были использованы разнообразные материалы, содержащиеся в переписке государственных и общественных организаций, частных лиц и в периодике того времени, а так же материалы Российского Государственного исторического Архива.В ходе исследования использовался комплекс методов, характерных для историко-педагогического исследования: теоретический, исторический, историко-педагогический и сравнительный анализ различных литературных и документальных материалов по теме исследования, обобщение результатов этого анализа.Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: - дана содержательная характеристика среднего профессиональнотехнического образования в исследуемый период, которое рассматривается как одно из звеньев единой системы отечественного промышленного образования, основные принципы которого были сформулированы в «Общем нормальном плане развития промышленного образования в России». На обширном фактическом материале показано, что средние технические училища, с одной стороны, давали законченное среднее специальное образование, позволявшее выпускникам успешно работать на промышленных предприятиях различных отраслей промышленности, а с другой - предоставляли возмож- 1 2 ность выпускникам продолжить образование в высших специальных технических училиш;ах; - охарактеризованы основные этапы подготовки и принятия законов, регламентировавших организацию средних технических училищ. Принятию этих законов предшествовало всестороннее обсуждение ключевых вопросов, в котором принимали участие не только представители заинтересованных министерств и ведомств, но и педагоги, деятели просвещения и широкие слои общественности. Подобный подход, с одной стороны, давал положительные результаты, позволяя учесть и более глубоко проанализировать опыт, накопленный в различных регионах страны, а с другой - способствовал достижению компромисса, хотя это в отдельных случаях и приводило к потере основной цели. Так, отказ под влиянием общественного мнения от радикальных реформ реальных училищ, привел к двусмысленному положению средних технических училищ, которые не получили полноценной общеобразовательной базы; - прослежена динамика развития содержания обучения в средних технических училищах различного типа, организации и методов обучения, которые базировались на «Основных положениях о промышленных училищах», типовых уставах и других нормативных документов, регламентировавших деятельность этих учебных заведений. - раскрыты основные причины и различные направления предполагавшейся реформы отечественной системы промышленного образования в целом и средних технических училищ в частности, необходимость которой стала очевидной в начале XX века.Практическая значимость результатов проведенного исследования состоит в возможности использования их в процессе дальнейшего исследования истории и теории профессионально-технического образования в России, при разработке нормативных документов по этой проблематике, в учебном процессе в средних профессионально-технических учебных заведениях. - 1 3 На защиту выносятся следующие положения: 1 Развитие промышленного образования в России в конце XIX - начале XX века было вызвано, с одной стороны, бурным ростом промышленного производства, требовавшим специально подготовленных кадров, с другой повышением интереса к получению профессионального образования широких слоев населения и осознанием в правительственных кругах необходимости повысить его образовательный уровень. Поэтому создание системы промышленного образования в России в конце XIX - начале XX века, несмотря на ряд недостатков, явилось результатом проведения комплекса научно обоснованных, организационно взвешенных мероприятий со стороны государственных и общественных организаций и с использованием частной инициативы на местах.2 В конце XIX - начале XX века был практически реализован основополагающий принцип разделения общего и специального образования, выдвинутый «Общим нормальным планом промышленного образования в России» и впоследствии использованный уже в процессе создания советской системы профессионально-технического образования.3 Содержание общеобразовательных дисциплин в средних технических училищах, помимо достижения традиционных образовательных задач - общего развития учащихся - использовалось для более осмысленного овладения учащимися знаниями, необходимыми для профессиональной деятельности на промышленных предприятиях России. В отечественных средних технических училищах в процессе подготовки учащихся к практической деятельности особое внимание уделялось организации производственного обучения в мастерских при учебных заведениях и непосредственно на фабриках и заводах, что было отличительной чертой по сравнению с аналогичными учебными заведениями в Германии и Австрии, где подобная форма обучения в то время не применялась.4 Средние технические училища в России обеспечивали достаточно широкую специальную подготовку, что позволяло выпускникам работать на - 1 4 предприятиях различного профиля без дополнительной переподготовки. Таким образом, уже в конце XIX - начале XX века в практике работы средних технических училищ наметился подход, который в советское время получил название «принципа политехнизма».Результаты, полученные в ходе исследования, докладывались автором на научно-практических конференциях Московского Педагогического Государственного Университета в апреле 2000 г. и марте 2001 г., а также публиковались в различных научных изданиях. - 1 5
Просмотров: 149 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930