Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 29 » Скачать Развитие познавательной активности детей на основе принципа преемственности в системе Детский сад - школа. Зайко, Вера бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
14:27
Скачать Развитие познавательной активности детей на основе принципа преемственности в системе Детский сад - школа. Зайко, Вера бесплатно
Развитие познавательной активности детей на основе принципа преемственности в системе "Детский сад - школа"

Диссертация

Автор: Зайко, Вера Васильевна

Название: Развитие познавательной активности детей на основе принципа преемственности в системе "Детский сад - школа"

Справка: Зайко, Вера Васильевна. Развитие познавательной активности детей на основе принципа преемственности в системе "Детский сад - школа" : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Майкоп, 1999 200 c. : 61 00-13/377-0

Объем: 200 стр.

Информация: Майкоп, 1999


Содержание:

Глава
I Развитие познавательной активности личности как психолого-педагогическая проблема
11 Познавательная активность ведущее свойство личности -
12 Современные подходы к решению проблемы активности личности в теории и практике образования —
13 Принцип преемственности как методологическая основа развития познавательной активности личности ребенка в системе "детский сад школа"— ^
Глава
II Педагогические условия развития познавательной активности старших дошкольников и младших школьников в системе непрерывного образования —
21 Моделирование процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
22 Экспериментальная методика процесса развития познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста
23 Специфика подготовки будущего учителя к работе по развитию познавательной активности дошкольников , ™ и младших школьников -
Заключение -- - -

Введение:

Проблема активности личности как одна из важнейших ее сущностных характеристик сегодня особенно актуальна.Активность - это динамизм личности, инициатива, гибкость, чуткое улавливание ситуации, конструктивность действий, преобразующее начало жизнедеятельности человека.Особую ценность представляет познавательная активность как бескорыстное стремление человека к познанию и преобразованию окружающего мира.К.Д.Ушинский рассматривал активность как познавательную способность, присущую человеку от природы. Однако, для того, чтобы эта способность нашла практическое применение в познавательной деятельности личности, необходимо естественное стремление ученика к самостоятельности, которую следует направить на активное и сознательное восприятие сообщаемых знаний еще с раннего возраста. Наиболее успешно принцип активности будет реализовываться в обучении и воспитании , если не нарушена преемственность между детским садом и школой.Это общее положение педагогики приобретает особую значимость в современных условиях, ибо новая образовательная парадигма ориентирована на гуманистические идеалы, на развитие склонностей и способностей каждого ребенка.В методологическом плане реализация образовательной парадигмы обеспечивается разработкой индивидуальных, духовных, социальных программ развития разных возрастных групп детей (дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников), опирающихся на целостное и системное знание о развивающемся человеке.Кроме того, проблема активности должна рассматриваться как высшая цель развития личности, как условие ее самоопределения, как средство развития креативности, наконец, как высший результат совместной деятельности педагога и ребенка.Такой ракурс проблемы активности в современной педагогике не всегда находит отражение в массовой образовательной практике. исследовалась А.В.Даринским, Б.П.Есиповым, Н.А.Половниковой и др.; познавательная самостоятельность учащихся - Д.В.Вилькеевым, М.А.Даниловым, И.Я.Лернером, М.И.Махмутовым; интерес и познавательная потребность - Л.И.Божович, В.С.Ильиным, Ю.В.Шаровым; пути воспитания познавательной активности на уроке, во внеклассной и внешкольной работе В.В.Беловой, А.З.Иоголевичем, Г.Ц.Молоновым, Е.А.Тереховой и др.Определенный вклад в решение проблемы познавательной активности в последние десятилетия внесли работы Н.Ф.Добрынина, Н.Г.Морозовой, Н.Ф.Харламова, Т.И.Шамовой, Г.И.Щукиной.Некоторые диссертационные исследования (Л.А.Венгера, Т.С.Комаровой, Г.С.Парамоновой, В.А.Петровского, Ф.А.Сохина) посвящены психолого-педагогическому анализу воспитания познавательной активности дошкольников.Работы Р.Абдукадирова, Г.В.Быховца, И.А.Головановой, И.Н.Гончаровой, О.Р.Лагутиной, В.Я.Лыковой, З.Б.Лопсоновой, Л.В.Орлова, А.И.Пеленкова, Т.А.Плотникова посвящены вопросам преемственности детских садов и школ в обучении и воспитании детей. Они касаются организационного плана взаимодействия этих учреждений, преемственности в содержательном плане, раскрытия позиций педагога - воспитателя, учителя и детей младшего школьного возраста.Многообразие подходов к исследованию проблемы активизации познавательной деятельности учащихся, с одной стороны, является свидетельством ее актуальности, а с другой, - многоаспектности. Именно последнее обстоятельство обусловливает необходимость вновь обратиться к данной тематике в свете новых социальных условий и в связи с созданием в последние годы многоуровневой системы образования.Актуальность и недостаточная разработанность проблемы развития познавательной активности личности обусловили выбор темы нашего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия развития познавательной активности старших дошкольников и младших школьников в структуре непрерывной системы образования? Решение данной проблемы и составило цель нашего исследования.Объектом исследования избрана познавательная активность детей в условиях детского сада и начальной школы.В качестве предмета исследования выступает процесс развития познавательной активности детей на основе преемственности детского сада и школы.В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи: 1. На основе ретроспективного анализа раскрыть сущность и развитие проблемы познавательной активности личности ребенка младшего возраста.2. Раскрыть сущность принципа преемственности как методологической основы развития познавательной активности ребенка в деятельности дошкольных образовательных учреждений и начальной школы.3. Определить критерии и показатели сформированности познавательной активности дошкольников и младших школьников.4. Разработать теоретическую модель процесса развития познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе принципа преемственности.5. Определить специфику подготовки будущего учителя и дошкольного работника по развитию познавательной активности детей.6. Провести опытно- экспериментальную работу по верификации, апробации и практической реализации основных положений исследования.Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективное развитие познавательной активности детей младшего возраста на основе принципа преемственности возможно, если: - выявлены, обоснованы, разработаны педагогические условия развития познавательной активности детей на основе принципа преемственности; - в образовательно-воспитательном процессе осуществляется одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности; - развитие познавательной активности опирается на научно обоснованную концепцию отбора и разработки содержания, форм и методов обучения; - реализуется и сохраняется непрерывность в деятельности дошкольного учреждения и общеобразовательной школы; - учитывается поэтапность формирования познавательной активности детей в процессе продуктивной творческой деятельности; - организуется специальная подготовка будущих учителей по формированию познавательной активности детей в системе непрерывного образования.Методологической основой исследования явились философские категории деятельности личности, ее активности; современные концепции гуманизации и гуманитаризации образования; личностно-ориентированный подход в образовании; использование национально-регионального компонента в образовательно-воспитательном процессе.Для решения поставленных в диссертации задач и объективной проверки исходных предположений использован следующий комплекс исследовательских методов: -теоретический анализ (историографический, сравнительносопоставительный, логический); -опросно- диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседы, тестирование, оценивание); -обсервационные (прямые, косвенные и включенное наблюдение за детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также за процессом подготовки педкадров); -практические ( анализ продуктов деятельности); -экспериментальные (констатирующий, формирующий и диагностирующий педагогический эксперимент); -статистическая обработка полученных данных.Организация и база исследования. Эмпирической базой исследования явились: личный опыт работы диссертанта на факультете национальной школы Адыгейского государственного университета; опыт научно- методической, педагогической и административной работы в институте повышения квалификации при Адыгейском государственном университете; практика работы общеобразовательных учреждений г.Майкопа (средние школы №2,14; учебно- воспитательный комплекс №32, п республиканская гимназия, дошкольные образовательные учреждения №14 и 39), г.Москвы (СШ №323, ДОУ №134), станицы Гиагинской (СШ 1 и 2 и ДОУ), аула Кошехабль (ДОУ №1).Всего исследованием были охвачены 80 детей дошкольных образовательных учреждений, 102 школьника, 183 педагога и родителей детских садов и школ.Этапы исследования На первом этапе (1995-1996 гг) осуществлялись изучение и теоретические обобщения философской, педагогический, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме, определение степени ее новизны и актуальности, анализ и обобщение опыта воспитания познавательной активности дошкольников и школьников.На втором этапе (1996-1998 гг) разрабатывалась теоретическая концепция развития познавательной активности старших дошкольников и младших школьников, выявлялись критерии и показатели сформированности познавательной активности; проверялась научная достоверность выдвинутой гипотезы и задач исследования.На третьем этапе (1998-1999 гг) анализировались полученные результаты, осуществлялось их внедрение в практику, обобщались материалы исследования, завершалось оформление рукописи диссертации.Научная новизна и теоретическая значимость исследования: - теоретически обоснованная сущность понятийного ряда: "поисковая активность", "познавательная активность", "преемственность"; - определены критерии и показатели сформированности поисковой активности у дошкольников и познавательной активности - у младших школьников; - создана концептуальная модель системы развития поисковой активности у старших дошкольников и познавательной активности у младших школьников; - установлена методологическая сущность и роль принципа преемственности в развитии познавательной активности личности ребенка в системе непрерывного образования; - раскрыты особенности подготовки учителя к работе по развитию познавательной активности дошкольников и младших школьников.Практическая значимость диссертационного материала заключается в разработке методики организации познавательной деятельности (содержания, методов и средств), процесса поэтапного формирования познавательной активности дошкольников и младших школьников, а также организации преемственности детского сада и школы в работе по развитию познавательной активности детей.Материалы исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке и переподготовке учителей и дошкольных работников.На защиту выносятся следующие положения: - обоснование целостного взгляда на процесс формирования активности личности как самоопределяющего условия ее развития, включающего как внутренние психические свойства (потребности, мотивы, интерес), так и внешние факторы (деятельность, культуру, ценностные приоритеты, социум); обоснование особенностей познавательной активности как интегрального свойства младших школьников, опирающегося на потребность в знаниях, новых впечатлениях, интерес к школе и являющегося качеством продуктивной деятельности; - обоснование содержания, форм и методов познавательной деятельности учащихся, направленных на развитие познавательной активности ребенка; - процесс поэтапного формирования познавательной активности детей младшего возраста на основе принципа преемственности.Достоверность и обоснованность полученных в исследовании данных обеспечены четкостью исходных методологических позиций, глубоким теоретическим анализом проблемы, широтой и разносторонностью экспериментального исследования, адекватных его объему, цели, задачам и логике, достаточной длительностью и возможностью повторения педагогического эксперимента, позволивших провести количественный и качественный анализ его результатов, репрезентативностью объема выборок и статической значимостью полученных данных, а также контрольным сопоставлением результатов исследования с материалами других авторов.Апробация и внедрение результатов исследования.Основные результаты, выводы, рекомендации исследования периодически обсуждались на кафедре психолого- педагогических дисциплин АГУ (1992 - 1999 гг.), на краевых и республиканских научнопрактических конференциях (г.Майкоп, г.Рязань, г.Карачаевск).Диссертационный материал используется в практике работы дошкольных образовательных учреждений, школ г.Майкопа, АГУ. Структура и объем диссертации.Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Объем диссертации 200 страниц компьютерного набора.Диссертация содержит пять таблиц, один график. Список литературы включает 228 наименований.
Просмотров: 146 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031