Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 25 » Скачать Психологические особенности отношения к материнству матерей-подростков. Волкова, Вероника Вячеславна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
12:37
Скачать Психологические особенности отношения к материнству матерей-подростков. Волкова, Вероника Вячеславна бесплатно
Психологические особенности отношения к материнству матерей-подростков

Диссертация

Автор: Волкова, Вероника Вячеславна

Название: Психологические особенности отношения к материнству матерей-подростков

Справка: Волкова, Вероника Вячеславна. Психологические особенности отношения к материнству матерей-подростков : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.13 Петропавловск-Камчатский, 2005 243 c. : 61 06-19/12

Объем: 243 стр.

Информация: Петропавловск-Камчатский, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИНСТВУ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ 11 ФЕНОМЕН
11 Психологический анализ системы субъективных отношений личности
12 Основные теоретико-методологические подходы к 37 исследованию материнского отношения
13 Развитие отношения к материнству у матерей-подростков
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ 123 ОТНОШЕНИЯ К МАТЕРИНСТВУ МАТЕРЕЙ-ПОДРОСТКОВ
21 Программа и методы исследования
22 Анализ и интерпретация результатов, полученных в ходе 139 исследования

Введение:

Актуальность темы исследования. Проблема ювенильного материнства в последние десятилетия становится все более актуальной в связи с ростом сексуальной активности подростков, ведущей к возрастанию количества непланируемых беременностей и родов, и, следовательно, к увеличению количества юных матерей. По данным Международной Федерации ^ планирования семьи ежегодно в мире рожают более 15 млн. девочекподростков. Несмотря на то, что проблема материнства в подростковом возрасте, ввиду малой изученности и чрезвычайной актуальности, определена в 1998 г. в "Специальной программе научных работ, развития и научных экспериментов в воспроизводстве человека" Всемирной Организации Здравоохранения как приоритетное направление исследований, по-прежнему отмечается преобладание акушерско-гинекологических и социально-%23 гигиенических аспектов ее изучения, психологические аспекты ювенильного материнства в настоящее время остаются неразработанными.
Психологические аспекты материнства изучены преимущественно у взрослых женщин фертильного возраста. Поток зарубежных и отечественных исследований в области психологии материнства отличается обширностью, разнонаправленностью концепций и подходов, множественностью культурных и индивидуальных вариантов. Материнство рассматривается с нескольких позиций: как культурно-исторический феномен (Ф.Ариес, Э.Бадинтер, (%23 Л.С.Выготский, И.С.Кон, Б.Корнел, М.Мид, К.Флейк-Хобсон, Э.Эриксон), биологическое инстинктивное поведение (Р.Дате, Р.Джелес, Д.Дьюсбери, И.Клифт, А.Коллинз, К.Лоренц, Н.Мартин, Х.Монтагнер, Н.Николсон, Д.Скузе, Н.Тинберген, К.Фабри, Л.Фаербэнкс, Р.Фоли, Р.Хайнд, Г.Харлоу), психофизиологический феномен (И.А.Аршавский, А.С.Батуев, Ф.Р.Вульф, Е.В.Кушнеренко, Е.Б.Михайлова), конфликт "идентификации-дифференциации" при формировании зрелой половой идентичности женщины (Д.Винникотт, С.Гроф, Г.Каплан, М.Кляйн, М.Марконе, Д.Пайнз, С.Фанти, З.Фрейд, К.Хорни), часть личностной сферы женщины (Г.А.Арина, Д.Бибринг, К.Боннэ,
Т.Верни, О.Р.Ворошнина, Ж.В.Завьялова, И.Ю.Ильина, Н.Б.Кедрова, Н.П.Коваленко, А.Д.Кошелева, С.Лебовици, Т.В.Леус, С.Ю.Мещерякова, П.Шерешевскнй, Ю.И.Шмурак, Г.Г.Филиппова, ЛЯрроу), функция по обеспечению развития ребенка (Н.Н.Авдеева, М.Айнсворз, О.В.Баженова, Л.Л.Баз, Д.Боулби, В.И.Брутман, А.Я.Варга, В.Келли, О.А.Копыл, М.И.Лисина, М.Махлер, С.Ю.Мещерякова, Р.Ж.Мухамедрахимов, В.С.Мухина, В.И.Перегуда, М.С.Радионова, Г.А.Свердлова, Е.А.Сергиенко, Г.В.Скобло, А.С.Спиваковская, Р.Спитц, М.Раттер, Т.Филд, А.Фогел, Г.Харлоу, Д.Штерн, Д.Якобсон).
Особенности материнства несовершеннолетних представлены в работах Е.В.Андрюшиной, К.Блюм, В.И.Брутмана, Ю.А.Гуркина С.Н.Ениколопова, Р.К.Игнатьевой, И.П.Катковой, Л.Клерман О.И.Лебединской, Р.Миллер, Р.Ж.Мухамедрахимова, М.Ньюкомб, М.С.Радионовой, С.Филд, М.Б.Хамошиной, А.В.Черникова, А.Элстер, В.К.Юрьева. Однако в этих работах материнство юных, в большинстве случаев, рассматривается как девиация. Не изучены причины, побуждающие девочек-подростков рожать и психологические процессы, которые приводят к такому несвоевременному решению. Анализ особенностей семейной констелляции, полового и психического развития не позволяет прийти к однозначным выводам по данным вопросам. Вместе с тем, знание о психологических причинах, детерминирующих рождение ребенка у несовершеннолетних, является важным для разработки и реализации комплексных программ помощи матерям-подросткам.
До настоящего времени недостаточно изучены особенности становления субъективного отношения матери-подростка к новой социальной роли, будущему ребенку и материнству в целом. Отсутствуют исследования взаимосвязи между уровнем зрелости отношения к материнству и уровнем развития системы самоотношения, родительских установок и предполагаемых стилей последующих взаимоотношений с ребенком.
Необходимость данного исследования также обусловлена постоянно растущим запросом со стороны практики и усилением психологических проблем материнства и детства, связанных с обострением демографической ситуации, ростом социального сиротства, ювенильиого материнства, стимулированных ранних браков.
Психологическая практика в настоящее время сталкивается с недостаточной разработанностью теоретического, методического и организационного обеспечения растущего социального запроса на психологическую помрщь ь матери-подростку в формировании адекватных адаптационных механизмов новой социальной роли, так как ювенильное материнство является серьезным испытанием и протекает в условиях функциональной, психологической и социальной незрелости. Поэтому для разработки и реализации комплексных программ помощи матерям-подросткам особую актуальность приобретает задача научного анализа психологических процессов и механизмов, детерминирующих ювенильное материнство.
Актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточная разработанность, а также высокая социальная значимость изучения особенностей материнства в подростковом возрасте и возможностей психологической и социальной адаптации матерей-подростков определили выбор темы исследования, ее объекта и предмета.
Объект диссертационного исследования - отношение к материнству как психологический феномен.
Предмет исследования — психологические особенности отношения к материнству матерей-подростков.
Исходя из предмета и объекта, сформулирована цель исследования -изучение психологических особенностей отношения к материнству матерей-подростков.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что отношение к материнству матерей-подростков характеризуется особенностями, детерминированными общей незрелостью личности подростка, несформированностью системы ее самоотношения.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа источников по проблеме исследования раскрыть особенности формирования и развития субъективного отношения к материнству; выделить основные психологические критерии, позволяющие определить уровень сформированности материнского отношения.
2. На основе выявленных психологических особенностей и вариантов незрелого отношения к материнству построить психологическую модель ювенильного материнства.
3. Провести эмпирическое исследование уровня развития субъективного отношения к материнству матерей-подростков.
4. Рассмотреть и охарактеризовать возможные варианты уровня зрелости материнского отношения матерей-подростков в зависимости от уровня личностной зрелости и сформированности системы ее самоотношения.
Методологическую основу исследования составили следующие научно-теоретические концепции и положения отечественной и зарубежной психологии: культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, психологическая концепция субъективных отношений личности В.Н.Мясищева, положения о природе и структуре самоотношения (С.Р.Пантилеев, Н.И.Сарджвеладзе, Е.Т.Соколова В.В.Столин), положения системного подхода (А.Г.Асмолов, Б.Ф.Ломов, К.К.Платонов, Э.Г.Юдин), основные положения психологии развития и психологии личности подростка (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Т.В.Драгунова, И.В.Дубровина, С.Л.Рубинштейн, М.Кле, И.С.Кон, Б.Ф.Ломов, В.С.Мухина, Л.Ф.Обухова, Г.Оллпорт, К.Н.Поливанова, А.М.Прихожан, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн, С.Холл, Э.Эриксон), основные положения психоанализа, рассматривающие конфликт "идентификации-дифференциации" при формировании половой идентичности женщины (Д.Винникотт, С.Гроф, О.Каплан, М.Кляйн, М.Марконе, Д.Пайнз, С.Фанти, З.Фрейд, К.Хорни), положения о концептуальной модели материнства (В.И.Брутман, С.Ю.Мещерякова, Г.Г.Филиппова), положения о социальной детерминации материнства (Ф.Ариес, Э.Бадинтер, Л.С.Выготский, И.С.Кон, Б.Корнел, М.Мид, К.Флейк-Хобсон, Э.Эриксон), положения о специфике родительско-детского взаимодействия (Н.Н.Авдеева, М.Айнсворз О.В.Баженова, Л.Л.Баз, Д.Боулби,
B.И.Брутман, А.Я.Варга, В.Келли, О.А.Копыл, М.И.Лисина, М.Махлер,
C.Ю.Мещерякова, Р.Ж.Мухамедрахимов, В.С.Мухина, В.И.Перегуда, М.С.Радионова, Г.А.Свердлова, Е.А.Сергиенко, Г.В.Скобло, А.С.Спиваковская, Р.Спитц, М.Раттер, Т.Филд, А.Фогел, Г.Харлоу, Д.Штерн, Д.Якобсон).
Методы исследования: теоретический анализ источников по теме исследования, теоретическое моделирование, опрос, тестирование. Для изучения особенностей субъективного отношения к материнству матерей-подростков применялись следующие методики: Опросник материнского отношения (ОМО), рисуночный тест "Мой будущий ребенок", модифицированный Г.Г.Филипповой, тест "Родительское сочинение" разработанный В.В.Столиным, методика выстраивания смысловых конструктов (модифицированный вариант репертуарной личностной решетки Г.Келли), Опросник самоотношения (ОСО) В.В.Столина, С.Р.Пантилеева, методика измерения родительских установок и реакций PARI (адаптирована Т.В.Нещерет).
При обработке полученных данных применялись методы математической статистики (корреляционный анализ, факторный анализ, критерий углового преобразования Фишера, t-критерий Стьюдента), контент-анализ ("Родительское сочинение", методика выстраивания смысловых конструктов), качественный анализ (проективный, структурный) и содержательная интерпретация результатов. Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel ХР и пакета статистического анализа SPSS for Windows v 13.0.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, репрезентативностью выборки, применением комплекса методов, адекватных сущности изучаемых явлений, использованием валидных, надежных и апробированных в отечественной и зарубежной психологии психодиагностических методик, применением методов статистической обработки данных, соответствующих цели и задачам исследования, качественным анализом результатов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Субъективное отношение к материнству в подростковом возрасте отличается дефицитарностью его отдельных компонентов: когнитивного и аффективного.
2. В зависимости от того, какой из компонентов в структуре субъективного отношения является дефицитарным, можно выделить два основных типа незрелости материнского отношения: с доминированием когнитивной незрелости и с доминированием аффективной незрелости.
3. Незрелое отношение к будущему ребенку, к себе как матери базируется на недоформированной системе самоотношения девочки-подростка.
4. Незрелость отношения к материнству определяет систему родительских установок личности матери и стиль последующих взаимоотношений с ребенком.
Научная новизна исследования:
• выделена и охарактеризована структура субъективного отношения к материнству;
• определены психологические критерии, позволяющие оценить уровень сформированности субъективного отношения к материнству;
• разработана и описана иерархическая модель структуры отношения к материнству: базовый (модальность, интенсивность, широта, устойчивость), производный (доминантность, когерентность, эмоциональность, степень обобщенности, принципиальность, активность), высший уровень (степень сознательности отношения); определено, что уровень сформированности отношения определяет зрелость и компетентность материнства; разработан Опросник материнского отношения (ОМО), представляющий собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление уровня сформированности отношения к материнству, которое рассматривается как целостная система индивидуальных избирательных, сознательных позиций, лежащая в основе женского "Я" личности;
• в ходе изучения проблемы исследования получены результаты, раскрывающие особенности и закономерности формирования материнского отношения
Ф матерей-подростков, варианты его незрелости на когнитивном и аффективном уровне;
• разработана психологическая модель ювенильного материнства; выявлена зависимость между незрелостью отношения к материнству, системой родительских установок и стилем последующих взаимоотношений с ребенком.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенный в диссертации анализ особенностей формирования субъективного отношения к материнству позволяет расширить существующие в общей психологии, психологии личности и психологии развития представления о формировании и развитии субъективного отношения материнству, об особенностях ювенильного материнства и перспективах родительско-детского взаимодействия матерей-подростков. Разработаны теоретические положения и получены эмпирические данные, позволяющие создать индивидуализированную, ориентированную на ^ взаимодействие матери и младенца программу раннего вмешательства в родовспомогательных учреждениях. Данные исследования могут лечь в основу концепции адаптации матерей-подростков к новой социальной роли, эффективного материнства и развития личности юной женщины и ее ребенка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в диссертации средства психологического анализа подросткового материнства могут быть использованы для дифференциации зрелых и незрелых стратегий поведения несовершеннолетних матерей, построения различных тактик клинико-психологической и психосоциальной помощи в рамках комплексной программы "Маленькая мама" в период идентификации беременности, ранней неонатальной адаптации матери-подростка и ее новорожденного ребенка с целью преодоления негативных последствий преждевременного материнства.
Экспериментальная база исследования. В эмпирическом исследовании принимали участие две группы испытуемых. Экспериментальную группу составили 52 девочки-подростка, находящиеся на третьем триместре ^ беременности и непосредственно перед родами, наблюдающиеся в Центре ф планирования семьи, женской консультации №1, городском родильном доме №1 г. Петропавловска-Камчатского, возраст которых на момент наступления беременности не превышал 16 лет (48,7% составили 16-летние девушки, 46,3% -15-летние, 2,7% - 14-летние, 2,3% - 13-летние). В контрольную группу вошли 104 женщины фертильного возраста (от 20 до 44 лет), ожидающие рождение первого ребенка.
Апробация и внедрение результатов. Полученные в ходе исследования данные были представлены в докладах на научно-теоретических и научно-практических конференциях, методологических семинарах кафедры теоретической и практической психологии КГПУ в 2001-2005 гг. Автор выступал с докладами по теме исследования на межрегиональных научно-практических конференциях: "Личность. Духовность. Творчество" (2000); "Проблемы психологии развивающейся личности" (2004); "Психологическое пространство личности" (2004); "Проблемы психологии личности: возрастной, ^ социальный и культурно-исторический аспект" (2004). Результаты исследования обсуждались на заседаниях Лаборатории психологических исследований проблем развития личности НИИ РГП КГПУ в 2003-2005 гг. Материалы исследования были использованы автором при разработке спецкурса "Особенности ювенильного материнства", при проведении психопрофилактической и психокоррекционной работы с несовершеннолетними беременными в рамках программы "Маленькая мама" на базе ЦПС г. Петропавловска-Камчатского. ii* Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух
Просмотров: 152 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930