Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 23 » Скачать Психологические новообразования дошкольного периода развития. Кравцова, Елена Евгеньевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
12:22
Скачать Психологические новообразования дошкольного периода развития. Кравцова, Елена Евгеньевна бесплатно
Психологические новообразования дошкольного периода развития

Диссертация

Автор: Кравцова, Елена Евгеньевна

Название: Психологические новообразования дошкольного периода развития

Справка: Кравцова, Елена Евгеньевна. Психологические новообразования дошкольного периода развития : диссертация доктора психологических наук : 19.00.13 Москва, 1996 320 c. : 71 97-19/4-8

Объем: 320 стр.

Информация: Москва, 1996


Содержание:

Глава 1 Понятие возрастных психологических новообразований и их роль в дошкольном воспитании
11 Проблема возрастных психологических новообразований
12 Психологическое новообразование кризиса семи лет и готовность к школьному обучению
13 Проблема психологического новообразования дошкольного возраста
Глава 2 Психологическое новообразование кризиса семи лет
21 Экспериментальное изучение новообразования кризиса семи лет
22 Генезис произвольных форм общения в дошкольном возрасте
Глава 3 Центральное психологическое новообразование дошкольного периода развития
31 Экспериментальное изучение воображения дошкольника
32 Взаимосвязь воображения и игры в дошкольном возрасте
Глава 4 Формирование психологического новообразования дошкольного периода развития
41 Формирование воображения в разных возрастных группах детского сада
42 Особенности общения ребёнка с окружающими при формирвоании воображения в дошкольном возрасте
43 Роль воображения в коррекции детей с аффективным поведением
Глава 5 Формирование психологического новообразования кризиса семи лет
51 Формирование психологической готовности детей к обучению в школе
52 Формирование произвольности в общении у детей дошкольного возраста
Глава 6 Воображение как новообразование дошкольного периода развития
61 Обучение и игра в старшем дошкольном возрасте
62 Психологический механизм развития творчества в дошкольном возрасте
63 Роль воображения в психическом развитии детей дошкольного возраста

Введение:

Проводившаяся в последнее десятилетие в нашей стране реформа образования выявила многие проблемы. Распад единой системы дошкольного воспитания и возникновение на её месте разнообразных альтернативных программ и учреждений ни в коей мере не решили всех проблем в этой области, в том числе проблем психологической подготовки детей к школе, преемственности дошкольного и школьного образования, профилактики и помощи детям, имеющим различные трудности в развитии, формирования творческих способностей и многих других вопросов.Поиск путей формирования личности ребёнка в дошкольном возрасте был предметом изучения многих отечественных и зарубежных исследователей ( А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, Ф. Бауэр и др.) Вместе с тем, представляется, что накопленные в современной психологии данные нуждаются в теоретическом осмыслении и объединении в единую, отвечающую психологическим особенностям детей дошкольного возраста систему образования.Теория и практика дошкольного воспитания содержат в себе не только системные представления, но и разрозненные положения, часто противоречащие друг другу и трудно реализуемые в детских учреждениях. Главная причина такого положения дел видится в том малом влиянии, которое оказывала возрастная психология и психология развития на дошкольное воспитание в целом. Созданная в первые годы советской власти и сохранявшаяся более семидесяти лет система дошкольного воспитания во многом противоречила логике психического и личностного развития дошкольников, что и получило отражение в Концепции дошкольного воспитания (ж. Дошкольное воспитание № 9 1989). Часто следующая ступень образования, в данном случае школа, диктовала дошкольному воспитанию свои методы и критерии, формы и содержание обучения. Это в корне противоречит сделанному Л.С. Выготским замечанию, что обучение в дошкольном возрасте имеет свою специфику и что очень важно не превратить "школы для маленьких в маленькие школы". Получившие широкое распространение в последнее время различные про- и мини- гим( ( _ . " назии свидетельствуют, что маленькие школы медленно, но верно превращаются в "большие школы", то есть в учреждения, где господствуют специфические для школы формы и методы обучения. Многие исследователи дошкольного детства (А.П. Усова, З.М. Богуславская, Т.С. Комарова и др.) писали об учебной деятельности у детей дошкольного воз• • раста, в то время как те ученые, которые ввели это словосочетание как научное понятие в возрастную психологию, справедливо считают, что учебная деятельность впервые появляется только в младшем школьном • • возрасте, причем возникает она в полноценно присваоенном виде лишь к концу этого возрастного периода (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).В периодизации психического развития, предложенной Д.Б. Элькниным, которая была построена на основе теории Л.С. Выготского и деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, была сделана попытка объединить основополагающие данные, накопленные в возрастной психологии. Однако влияние деятельностного подхода оказалось столь сильным, что многие положения и понятия культурно-исторической концепции не получили должного развития. Вместе с тем представляется, что фундаментальные понятия концепции Л.С. Выготского остаются актуальными для современной психологии, позволяют найти решение многих проблем теории и практики дошкольного воспитания и могут стать базисом для создания целостной, действительно развивающей и психологически обоснованной системы дошкольного образования.В контексте вышесказаного особое значение имеет психологическая специфика возраста, особенности развития детей, позволяющие определять их психологический возраст. Главное содержание психологических возрастов и кризисов развития, по мнению Л.С.Выготского, заключается в возникновении психологических новообразований. Изучению новообразований дошкольного возраста посвящена данная работа.Цели исследования 1) изучение центрального психологического новообразования дошкольного детства; 2) изучение новообразования кризиса семи лет; 3) разработка условий и механизмов целенаправленого формирования психологических новообразований дошкольного периода развития.Объект исследования Дети от 3 до 7 лет, изучавшиеся в условиях общественного и семейного воспитания.Предмет исследования Психологические закономерности развития детей дошкольного возраста в контексте проблемы возрастных психологических новообразвании.Гипотезы исследования Общая гипотеза Воображение является центральным психологическим новобразованием дошкольного периода развития. Это означает, что специфика становления вображения, логика его развития в дошкольном возрасте определяют всю стратегию и тактику обу-чения и воспитания дошкольников. Условия и механизмы развития воображения являются основанием генезиса новобразования кризиса семи лет, обеспечивающего психологическую готовность детей к новому периоду развития - младшему школьному возрасту.Частные исследовательские гипотезы 1. Психологическая готовность детей к школе зависит от становления новых, произвольных форм общения, от возникновения и развития новых форм кооперации и сотрудничества, появляющихся в старшем дошкольном возрасте в связи с формированием ведущей деятельности дошкольников - игры.2.УСЛ0ВИЯМИ развития произвольности в общении являются: - сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности, отвечающих специфике психологичского возраста; - организация совместной продуктивной деятельности детей и взрослого, где конечный продукт является для ребёнка наглядной оценкой успешности его взаимодействия с другими людьми; - использование адекватных возрасту игровых форм активности ребёнка.3. Целенаправленное формирование психологической готовности к обучению в школе предполагает создание особых форм организации занятий, где в обучение детей дошкольного возраста последовательно вводятся воображаемые ситуации, харакерные для основных видов детской игры.4. Аффективное поведение детей дошкольного возрастанаходится в прямой зависимости от уровня и особенностей развития воображения.Методы, направленные на исправление девиантного поведения и методы, направленные на формирование воображения, одновременно являются и способами коррекции детей с аффективными проявлениями.5. Психологическим механизмом развития творчества в дошкольном возрасте является формирование воображения, которое обеспечивает как смысловую сторону деятельности, так и специальные технические способы выражения собственного замысла.6. Развитие воображения в дошкольном возрасте связано с произвольностью в эмоциональной сфере. Выделенное Л.С.Выготским "обобщение переживания" является итогом психического развития в литическом периоде и, одновременно, показателем того, что ребёнок входит в кризис семи лет. "Интеллектуализация аффекта" свидетельствует о прохождении ребенком кризиса семи лет и, одновременно, может быть показателем психологической готовности детей к школьному обучению.Задачи исследования 1. Выявить и изучить особенности новых видов общения и сотрудничества детей со взрослым и сверстниками, возникающих в старшем дошкольном возрасте.2. Определить характер изменений в отношении ребенка к самому , появляющихся во время кризиса семи лет.3. Установить роль и значение новых видов общения ребёнка с окружающими, а также особенностей самооценки для формирования психологической готовности к школьному обучению.4. Определить пути и методы воспитания и развития общения детей со взрослым и сверстниками, а также адекватного возрасту отношения к самому себе с целью формирования психологической готовности к школьному обучению.5. Выявить психолого-педагогическую основу ориентации детей дошкольного возраста на индивидуальные и коллективные (со взрослым и сверстниками) виды деятельности.6. Определить психолого-педагогические требования к продукту совместной деятельности детей для различных возрастных групп.7. Выявить и изучить условия, способствующие развитию произвольности в общении у детей дошкольного возраста.8. Разработать новые формы организации занятий, включающие в себя различные виды детской игры.9. Определить псхологические механизмы взаимосвязи игры и обучения с целью организации занятий, адекватных возрастным особенностям детей дошкольного возраста.10. Выявить структуру воображения и логику его развития в дошкольном возрасте.11. Определить типы взаимосвязи игры и воображения в дошкольном возрасте.12. Разработать методы диагностики и коррекции детей с трудностями в поведении и аффективными реакциями.13. Определить показатели творчества в изобразительной деятельности дошкольников.14. Выявить условия и механизмы развития творчества в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.15. Выявить роль воображения в общем контексте психического развития детей в дошкольном возрасте.Научная новизна и теоретическая значимость исследования В исследовании предложена и обоснована оригинальная теоретическая позиция, согласно которой воображение как новообразование дошкольного периода развития входит в структуру эмоциональных процессов и является психологическим механизмом опроизволивания эмоций.Установлено, что существуют два ключевых момента в развитии произвольности эмоций - "обобщение переживания", являющиеся итогом развития в литическом периоде и психологической основой вступления ребенка в кризис семи лет, а также "интеллектуализация аффекта" как результат кризиса семи лет, разделяющего дошкольный и младший школьный возрасты. В работе представлена целостная система развития игровой деятельности в дошкольном возрасте, выявлены и показаны механизмы взаимосвязи игры и обучения, воображения и творчества, игры и воображения в дошкольном возрасте. Проведены теоретические и экспериментальные поиски, позволившие конкретизировть структуру новообразования кризиса семи лет . Показана роль компонентов психологической готовности детей к школьному обучению в становлении учебной деятельности младших школьников. Выявлена структура воображения в дошкольном возрасте, определена логика его развития, установлены особенности воображения по сравнению с другими психическими процессами. Показано, что нарушение развития воображения ведёт к трудностям в психическом и личностном развитии детей. Выявлены пути коррекции детей с аффективными проявлениями. Представлены теоретиче« • ские и экспериментальные доказательства трехчленного строения кризиса семи лет и показана связь общения ребёнка с окружающими в разных фазах критического периода.Практическое значение работы.Изучение психологических новообразований дошкольного периода развития позволило установить ряд принципов и конкретных методических решений, позволяющих целенаправленно строить развивающее образование детей дошкольного возраста, адекватное их психологическим особенностям. Представленная в исследовании система развития игровой деятельности позволяет, во-первых, существенно повысить уровень психологической готовности детей к обучению в школе, во-вторых, способствует развитию у детей творческих способностей и, в-третьих, сделать ребёнка центральной фигурой образовательного процесса. Использование в практике работы с детьми дошкольного возраста методов обучения и воспитания, учитывающих закономерности формирования возрастных психологических новообразований, позволяет значительно повысить уровни развития общения детей с окружающими, получить прогрессивные изменения в самосознании детей, строить обучение детей, адекватное их психологическим особенностям. В исследовании получены данные, позволяющие диагносцировать и корректировать трудности в психическим развитии детей дошкольного возраста. В ходе экспериментальной работы была создана образовательная программа"Золотой ключик", использующаяся в учебно-воспитательных комплексах детский садначальная школа. Разработана система подготовки и переподготовки педагогических кадров для экспериментальных дошкольных учреждений и школ.Основные положения, выносимые на защиту 1. Воображение в дошкольном возрасте имеет следующую структуру и стадии развития: доминирование предметной среды ( опора на наглядность), включение в состав воображения прошлого опыта, наличие особой внутренней надситуативной позиции. Развитие воображения в дошкольном возрасте можно представить как движение от предметной ситуации к возникновению у ребёнка особой внутренней позиции.2. Воображение является центральным психологическим новобразованием дошкольного возраста. Это означает, что стратегию и тактику обучения, адекватного психологическим особенностям дошкольников, следует строить исходя из логики развития воображения в дошкольном возрасте.3. Игровая деятельность в дошкольном возрасте проходит следующие стадии: элементарная режиссёрская игра -^ образная игра -> сюжетно-ролевая игра -^ игра с правилами -> режиссерская игра нового уровня.4. Психологический механизм объединения игры с другими видами деятельности связан с введением в эти виды деятельности воображаемой ситуации.5. Важнейшим условием развития общения и совместной деятельности детей со взрослым и друг с другом является индивидуальная самостоятельная деятельность детей.Методы исследования В качестве основного метода, использовавшегося в исследовании, являлся экспериментально-генетический метод, предложенный Л.С. ВыF ГОТСКИМ. На разных стадиях исследования он реализовывался в разнообразных методах и методиках, специально подобранных и разработанных для конкретных целей. В исследовании применились как методы срезов, так и длительный, лонгитюдный эксперимент, проводившийся на базе семи учебно-воспитательных комплексов детский сад-школа. В качестве конкретных методик использовались оригинальные авторские диагностические методики, методы анкетирования родителей и воспитателей, психологические наблюдения, коррекцонные методы работы с детьми. Разработаны методы работы с воспитателями, позволяющие существенно повысить их профессиоальный уровень.Апробация работы Результаты исследования представлялись на региональных, всесоюзных и международных конференциях и симпозиумах (Всесоюзные педагогические чтения, Пенза, 1989, Международная конференция ОМЕР, Москва 1989, Международная конференция "Развитие культурноисторической концепции", Москва 1993, Международная конференция "Лев Выготский и современное человекозание", Москва 1994, Международная конференция "Роль семьи и развитие личности ребёнка в свете идей Л.С. Выготского", Гомель 1994, научно-пракическая конференция "Игра и её роль в психичском развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста" Белоозерск,1994, научно-практическая конференция "Общение, взаимодействие, сотрудничество" Долгопрудный,1995, Международная конференция " Связь психологической теории Л.С.Выготского с современностью"Пиза,1995, Международная конференция "А.В. Запорожец и современная наука о детстве",Москва, 1995). Материалы работы докладывались на Учёном совете НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, на Ученом совете Психологического института РАО, на кафедре психологии МГЗПИ, на кафедре дошкольного воспитания и начального образования Ростовского-на-Дону Института повышения квалификации, на координационном совете по детству Администрации Московской области. Разработанная на основе исследовательских данных программа "Золотой ключик" получила одобрение Экспертного Совета по общему образованию Министерства образования Российской Федерации и рекомендована Министерством образования к внедрению.
Просмотров: 192 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031