Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 23 » Скачать Психологические факторы готовности студентов педагогических учебных заведений к развитию интеллектуальной сферы школьников. бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
12:55
Скачать Психологические факторы готовности студентов педагогических учебных заведений к развитию интеллектуальной сферы школьников. бесплатно
Психологические факторы готовности студентов педагогических учебных заведений к развитию интеллектуальной сферы школьников

Диссертация

Автор: Вожиевская, Татьяна Ивановна

Название: Психологические факторы готовности студентов педагогических учебных заведений к развитию интеллектуальной сферы школьников

Справка: Вожиевская, Татьяна Ивановна. Психологические факторы готовности студентов педагогических учебных заведений к развитию интеллектуальной сферы школьников : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Санкт-Петербург, 2007 177 c. : 61 07-19/602

Объем: 177 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2007


Содержание:

ВВЕДЕНР1Е
Глава
I ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
11 Психологические особенности студенческого возраста
2 Готовность личности к выполнению деятельности
13 Теоретические представления о развитии интеллектуальной сферы школьника в процессе обучения и воспитания
Глава
II ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАПИЯ
21 Организация и этапы исследования
22 Описание выборки испытуемых на разных этапах исследования
23 Методы и методики исследования
Глава
III РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ
31 Основные принципы и критерии формирования экспериментальных групп обследуемых студентов Ъ
1 Личностные факторы готовности студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников
33 Интеллектуальные особенности студентов как критерии готовности к развитию интеллектуальной сферы школьников
34 Развитие индивидуально-психологических характеристик студентов в процессе обучения в вузе db 5, Структура готовности студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников
36 Программа развития личностных и интеллектуальных качеств студентов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Актуальность исследования. Изменения, происходящие в обществе, требуют от человека как способности адаптироваться к ним, находить своё место в меняющейся социальной ситуации, так и способности активно вмешиваться в них, направляя эти изменения в удобное для себя русло, А это невозможно выполнить без развития интеллектуальной сферы. Как указывается в федеральной программе развития педагогического образования России на 2001-2010 гг., «педагогическое образование является приоритетной и системообразующей областью в сфере образования, которая обеспечивает формирование профессионально-компетентной личности педагога, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность на её результаты». Однако просто провозглашать высокую общественную значимость педагогической деятельности сейчас уже недостаточно. Необходимо найти в самой системе подготовки будущих учителей те действенные механизмы улучшения практики, которые ей изначально были присущи, но в силу многих обстоятельств до сих пор не реализованы. Современная социальная ситуация в России требует от человека более гибкого мышления, быстрой и эффективной адаптации к меняющимся условиям, нетрадиционного мышления. Важным средством формирования таких способностей является развивающая направленность образования. В исследованиях многих авторов подчеркивается то обстоятельство, что обучение не может быть развивающим, если оно направлено только на усвоение знаний, а способы их добывания, интеллектуальные умения формируются стихийно (Менчинская Н.А., 1989; Чуприкова Н.И., 1994; Шадриков В.Д., 1996 и др.). Таким образом, в современных условиях интеллектуальное развитие школьника, формирование у него базовых интеллектуальных умений представляет собой актуальную проблему теории и практики обучения. К настоящему времени исследователями накоплен ценный психологопедагогический материал, который может служить основой для разработки методики обучения, предусматривающей одновременное формирование у школьников системы научных знаний и развитие интеллектуальных умений. Современная школа пытается воспользоваться результатами данных исследований, но это лишь эпизодические действия. Объясняется это не только сложностью самой проблемы, но и недостаточной подготовленностью учителя к её самостоятельному освоению. Результаты анкетирования, бесед, нестандартизированного интервью, проведённого со студентами Псковского государственного педагогического университета и учителями школ г. Пскова и Псковской области (в опросе приняли участие 83 студента и 64 учителя) показали, что большинство из них (64%) имеют слабое представление о том, как развивать интеллектуальную сферу школьников, испытывают большие затруднения методического характера. Причиной описанного положения является недостаточная подготовка студентов в педагогическом вузе к данному виду деятельности. В связи с указанным обстоятельством особую актуальность приобрела проблема подготовки будущих учителей к работе по развитию интеллектуальной сферы школьников. Цель исследования: выявить психологические факторы, способствующие формированию готовности студентов педагогического вуза к развитию интеллектуальной сферы школьников.Предметом исследования является совокупность психологических факторов, определяющих готовность студентов педагогического вуза к развитию интеллектуальной сферы школьников. Объект исследования студенты Псковского государственного педагогического университета им, СМ, Кирова, Для проведения исследовательской работы были привлечены студенты Псковского государственного педагогического университета им, СМ, Кирова всего 443 человека, эксперты (педагоги) 69 человек. Всего респондентов- 512 человек, В основу исследования были положены гинотезы; 1) психологическими факторами готовности студентов педагогических учебных заведений к развитию интеллектуальной сферы школьников являются индивидуально-психологические и личностные особенности студентов; 2) готовность студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников представляет собой интегративную характеристику, обладающую определённой структурой и уровнями. Для осуществления цели исследования решались следующие задачи: 1, Проанализировать личностные факторы готовности студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников, 2, Исследовать индивидуально-психологические характеристики студентов, определяющие их готовность к работе по развитию интеллектуальной сферы школьников, 3, Выявить структуру и уровни готовности студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников Разработать программу подготовки студентов педагогического вуза к развитию интеллектуальной сферы школьников. Теоретико-методологическую основу исследования составили: идеи деятельностного подхода к исследованию процесса познания и развития личности (Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Леонтьев А.Н,, Матюшкин A.M., Фельдштейн Д.И., Холодная М.А., Шадриков В.Д., Якиманская И.С. и др.); идеи о продуктивном характере мышления, структуре и содержании процесса мышления, его роли в развитии личности (Абульханова-Славская К.А., Библер B.C., Брушлинский А.В., Казанская В.Г., Калмыкова З.И., Менчинская Н.А., Пономарёв Я.А. и др.); идеи поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П.Я., Леонтьев А.Н., Талызина Н.Ф. и др.); идеи интеллектуального развития личности (Богоявленский Д.Н., Гельфман Э.Г., Демидова Л.Н., Калмыкова З.И., Холодная М.А. и др.); теории умственного развития (Вернер X., Гибсон Э., Клапаред Э., Рибо Т., Уиткин X., Чуприкова Н.И. и др.); идеи формирования интеллектуальных умений и навыков (Богоявленская Д.Б., Кабанова-Меллер Е.Н., Менчинская Н.А., Паламарчук В.Ф., Усова А.В. и др.); идеи формирования профессионально-педагогических умений учителя (Абдуллина О.А., Казанская В.Г., Кузьмина Н.В., Сластенин В.А. и ДР-)- Научная новизна исследования заключается в том, что в работе разработана модель готовности студентов педагогических учебных заведений к развитию интеллектуальной сферы школьников; определены уровни сформированности личностного, интеллектуального, операционального и рефлексивного компонентов готовности студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников. Практическая значимость исследования заключается в том, что на основании полученных результатов разработаны практические рекомендации по созданию психолого-педагогических условий, способствующих формированию готовности студентов педагогических учебных заведений к развитию интеллектуальной сферы школьников, а также программа занятий по развитию личностных и интеллектуальных качеств студентов. Результаты исследования могут быть использованы при проведении практических занятий в педагогическом вузе, курсах повышения квалификации учителей. Данная работа может оказаться полезной для решения различных задач в деятельности преподавателей вузов, таких, например, как выбор индивидуального подхода к студентам, определение путей совершенствования их интеллектуальных, личностных и профессиональных качеств, определение причин неудач в учебной деятельности. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается разносторонним теоретическим анализом проблемы, валидностью и надежностью применяемых в исследовании методик, статистической обработкой данных в соответствии с установленными для научных исследований требованиями, репрезентативностью выборки испытуемых в количественном и качественном отношении. Положения, выноснмые на защнту. 1. Готовность студентов педагогических учебных заведений к развитию интеллектуальной сферы школьников представляет собой интегративное, целостное личностно-функциональное образование, обеспечивающее Эффективное включение студентов в педагогическую деятельность по развитию интеллектуальной сферы школьников, и включает в себя личностный, интеллектуальный, операциональный и рефлексивный компоненты. 2. В качестве критериев готовности студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников можно выделить следующие: наличие высокой мотивации к развитию интеллектуальной сферы школьников, высокий уровень усвоения психолого-педагогических знаний о развитии интеллектуальной сферы школьников, высокий уровень интеллектуального развития студентов, что составляет продуктивный потенциал их будущей деятельности, 3. Готовность студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников представлена на высоком, среднем и низком уровнях развития, которые обусловлены степенью сформированности компонентов её структуры. 4. Формирование готовности студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников может осуществляться в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла, специальных вариативных дисциплин, а также во время педагогических практик с помощью специально разработанных психолого-педагогических рекомендаций. Апробация исследования; основной теоретический материал и результаты эмпирического исследования изложены в публикациях автора, докладывались и обсуждались на научных конференциях Псковского государственного педагогического университета им. СМ. Кирова, Псковского областного института повышения квалификации работников образования, Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Пермского государственного университета. Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Полученные данные включены в программу спецкурсов и педагогических практик для студентов педагогического университета.Практическая апробация и внедрение полученных в исследовании данных, выводов, рекомендаций осуществлены автором в процессе профессиональной подготовки студентов в Псковском государственном педагогическом университете имени С М Кирова, По результатам диссертационного исследования было издано учебнометодическое пособие (Вожиевская Т.Н. Формирование интеллектуальных умений студентов: Учебно-методическое пособие. Псков: ПОИПКРО, 2006. 58 с. ISBN 5-7522-0241-8).
Просмотров: 166 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031