Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 1 » Скачать Психологические аспекты развития ценностного отношения школьников к объектам природы : На примере профильных экологических бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
11:28
Скачать Психологические аспекты развития ценностного отношения школьников к объектам природы : На примере профильных экологических бесплатно
Психологические аспекты развития ценностного отношения школьников к объектам природы : На примере профильных экологических и психологических классов

Диссертация

Автор: Волошина, Татьяна Семёновна

Название: Психологические аспекты развития ценностного отношения школьников к объектам природы : На примере профильных экологических и психологических классов

Справка: Волошина, Татьяна Семёновна. Психологические аспекты развития ценностного отношения школьников к объектам природы : На примере профильных экологических и психологических классов : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Самара, 2002 182 c. : 61 03-19/70-X

Объем: 182 стр.

Информация: Самара, 2002


Содержание:

Введение
Глава первая Теоретико-методологические основы понимания сущности экологических ценностей
11 Экологические ценности как структурная составляющая общечеловеческих ценностей
12 Субъектное отношение и экологические ценности
13 Экологические ценности в современном социокультурном контексте Философские и религиозно-мифологические основания экологических ценностей
14 Взаимосвязь профессионального самоопределения и экологических ценностей
15 Выводы по первой главе
Глава вторая Формирование отношения школьников к экологическим ценностям 5S
21 Пути формирования субъектного отношения к природе
22 Психолого-педагогические механизмы формирования экологических ценностей
23 Внутренние условия формирования системы экологических ценностей (эмоционально-личностные условия и когнитивные)
24 Методика исследования
25 Результаты исследования и их интерпретация
26 Эколого-психологический тренинг по формированию экологических ценностей школьников
2 7 Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность исследования. По мнению многих учёных, взаимодействие человеческой цивилизации и биосферы Земли зашло в тупик. Выходом из этого тупика может стать радикальная перестройка деятельности человека в соответствии с законами жизни биосферы. Опустошая природу, человечество ещё не в полной мере ощутило экологические последствия своей деятельности. «Но меньше всего, по словам известного эколога Конрада Лоренца, человечество замечает, какой ущерб наносит этот варварский процесс его душе». В последнее время всё чаще проблемы гуманизации в образовании и поиск эффективного механизма регуляции экологически значимой деятельности связываются с формированием экологического сознания людей на основе ценностных установок, направлен-• ных на сохранение, восстановление и рациональное использование природы. Общечеловеческие ценности далеко не всегда занимают приоритетное место в ценностной иерархии личности. Однако в качестве гуманистического идеала они прочно сохраняют своё доминирующее и верховное место в структурной ценностной иерархии.
Различные учёные называют различные ценности, такие как природные, научные истины, общечеловеческие моральные, некоторые нормы международного права, мир, ценность другой личности, жизнь человечества, всё биологическое богатство видов живой природы, ф нравственность, всё то, что создано за века интеллектом и руками человека, человеческий род (генофонд), естественную среду обитания, простые нормы нравственности, общечеловеческое сознание и многое другое.
Объединяющим различные подходы в отнесении тех или иных ценностей к общечеловеческим нам видится в результате сопоставления различных точек зрения относительно номенклатуры общечеловеческих ценностей, что приводит к следующей их структуре: жизнь каждого отдельного человека, жизнь человеческой популяции, экологические ценности, здоровый образ жизни каждого человека и всего общества (Бусыгин А. Г.).
На фоне осознания того, что экологический кризис невозможно преодолеть без изменения господствующего экологического сознания, являющегося его психологической базой, встала необходимость формирования новой системы ценностей, адекватной современной ситуации в системе "человек - среда", то есть экологических ценностей, являющихся структурной составляющей ценностей общечеловеческих. Важнейшей же характеристикой экологичной личности является субъектное восприятие природных объектов, которое в наибольшей степени складывается в процессе формирования субъективного отношения « к природе (Василенко JL И.). В этой связи большой интерес представляет изучение сущности и предпосылок субъектного отношения к природе, возможностей целенаправленного формирования экологических ценностей.
Актуальность выбранной темы обусловлена, с одной стороны, возрастанием необходимости формирования экологического сознания вообще, субъектного отношения к природе, экологических ценностей в частности. С другой - недостаточностью проводимой в данном направлении работы. Кроме того, актуальность тематики определяется • необходимостью оценки эффективности экологического образования.
Критерием эффективности его когнитивного аспекта является владение соответствующей суммой знаний, умений и навыков, их оценка осуществляется через систему контрольных, зачетных и практических работ. С оценкой эмоциональной составляющей все обстоит значительно сложнее, в силу того, что, с одной стороны ее необходимость осознается недостаточно четко, а с другой - общепринятых подходов к ее оценке пока нет. Во-вторых, полученные в результате исследования данные открывают перспективы для повышения эффективности экологического образования в целом и коррекции уже сложившегося отношения к природе в частности.
Трудно, практически невозможно в сложившихся условиях за ограниченное время воспитать экологическое сознание1 у взрослого населения. Эту стратегическую работу необходимо начинать с подрастающего поколения, сознание которого не отягощено в такой мере, как у взрослых, антропоцентрическими установками.
Стало очевидным, что проблема социально-экологического воспитания подрастающего поколения требует нового подхода, так как имеет дело с органически взаимосвязанной системой природных, социально-природных и социально-психологических факторов.
Поэтому выбор нашего исследования обусловлен противоречием
• между потребностью современного общества в формировании экологического сознания подрастающего поколения (школьников), способного осуществлять экологоцентрический подход во взаимоотношениях с другими членами общества и природными объектами, и отсутствием достаточно результативного подхода к организации его воспитания.
Это противоречие и определило ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ, суть которой заключается в ответе на вопрос: каковы психологические аспекты, условия и средства активизации педагогической деятельности, способствующие формированию у молодого поколения, то есть школьников, ценностного отношения к объектам природы.
1 С терминологической точки зрения словосочетание «экологическое сознание»не является достаточно строгим, но оно уже устоялось и стало традиционным. Иногда «экологическим сознанием» называют только то. что можно обозначить как «экологичное», «экологизированное» сознание. То же самое относится к понятию «экологические ценности». В данном исследовании будут использоваться оба понятия в их расширенном толковании. Во избежании терминологической путаницы вместо понятия «экологические ценности» будет использоваться словосочетание «позитивные экологические ценности».
Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования «Психологические аспекты развития ценностного отношения школьников к объектам природы (на материале профильных экологических и психологических классов) ».
Объект исследования: формирование ценностного отношения школьников старших классов к объектам природы в процессе обучения в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: психологические аспекты формирования ценностного отношения учащихся старших классов к объектам природы.
Цель: выявление закономерностей и факторов процесса формирования экологических ценностей у старшеклассников и разработка технологий реализации данного процесса.
В качестве гипотезы исследования выступают следующие предположения:
1) Система ценностных ориентаций старшеклассников современных общеобразовательных школ обусловлена профилем обучения. В ценностных отношениях учащихся двух типов профильных классов (экологического и психологического) ценности экологического порядка будут занимать более высокие ранги в экологическом профильном классе.
2) Экологические классы по эмоциональной составляющей ценностного отношения к природе будут превосходить психологические классы.
3) Учащиеся экологических классов по уровню сформированности экологического сознания будут превосходить учащихся психологических классов.
4) В структуре личности существуют определённые качества, благоприятствующие развитию ценностного отношения к объектам природы.
5) Существующее содержание и формы организации и обучения старшеклассников недостаточно способствуют формированию экологических ценностей.
6) Существует принципиальная возможность развития экологических ценностей старшеклассников, независимо от избранного профиля, обусловленное специальной тренинговой программой.
Данная цель и гипотезы реализуются на основе решения следующих задач:
1.Обосновать взаимосвязь формирования субъективного отношения к природе и экологического воспитания. Описать процесс и механизмы формирования эмоционально-аффективной составляющей отношения к природе.
2. Произвести эмпирическое исследование специфики субъективного отношения к природе у школьников специализированных и неспециализированных классов по параметру эмоциональности. Сделать вывод о соотношении эмоциональных и когнитивных компонентов экологического воспитания.
3.Проверить гипотезу о взаимосвязи между спецификой общей системы ценностей с системой экологических ценностей и степенью субъектности отношения к природе. Выделить закономерности и предпосылки формирования позитивных экологических ценностей.
4.Разработать методический инструментарий, позволяющий диагностировать структуру и индивидуальную иерархию экологических ценностей, уровень сформированности экологического сознания.
5.Разработать экспериментально и апробировать технологии формирования ценностного отношения к объектам природы.
Методологической основой исследования являются философско-этические теории и концепции, раскрывающие проблему ценностей человеческого существования, теории и концепции научного и морального познания; учение о рефлексивной природе сознания и мышления человека.
Источниками исследования являются фундаментальные положения и идеи:
•о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности ( К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, А. А. Бодалев, JI. П. Буева, JI. С. Выготский, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. А. Ядов);
•о рефлексивной природе сознания и мышления человека ( Г. В. Акопов, В. П. Зинченко, В. В. Знаков, Ю. Н Кулютин, Т. А. Колышева, В. А. Лекторский, В. А. Лефевр, И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов, Г. С. * Сухобская, В. С. Швырев).
Существенное значение в концептуальном плане имеют: -теория ценностей, разработанная в философско-этических исследованиях ( С. Ангелов, О. М. Бакурадзе, Б. С. Братусь, В. Брожик, В.
A. Блюмкин, В. П. Выжлецов, М. С. Каган. М. Момов, В. Н. Сагатовский,
B. Т. Тугаринов, М. Б. Туровский);
•основные положения о единстве научного и морального познания ( Р. Г. Апресян, Л. М. Архангельский, В. И. Бакштановский, В. Т. Ганжин,
A. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, Т. Джафарли, А. И. Титаренко, А. Г. » Харчев, К. А. Шварцман);
•основные положения о функциях ценностей и ценностных ориентациях в сознании человека ( Н. А. Бердяев, Б. С. Братусь, А. В. Брушлинский, С. С. Бубнова, А. Г. Бусыгин, В. П. Выжлецов, М. С. Каган,
B. П. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, В. С. Мерлин, М. Момов, Г. Олпорт, М. Рокич,
B. Н. Сагатовский, А. И. Титаренко, Дж. Холланд, P. X. Шакуров, Э Шпрангер);
•основные положения методологии педагогики и методики исследования ( А. Л. Бусыгина, В. В. Давыдов, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. С. Ильин, В. В. Краевский, А. И. Пискунов, В. М. Полонский, М. Н. Скаткин);
•современные концепции гуманизации образования ( И. Ю. Алексашина, В. П. Бездухов, М. Н. Берулава, В. С. Библер, В. М. Богуславский, С. Г. Вершловский, Э. Д. Днепров, А. В. Кирьяков, И. А. Колесникова, Ю. Н. Кулюткин, А. А. Мелик-Пашаев, В. А. Сластенин, Г.
C. Сухобская, Е. И. Шиянов, Л. И. Фришман);
•положения о сущности целостного учебно-воспитательного процесса ( Ю. П. Азаров, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Б. П. Битинас, В. В. Давыдов, В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, В. С. Ильин, В. М. Коротов, И. Я. Лернер, Б. Т. Лихачев, А. К. Макарова, Л. Н. Митина, Л. Ф. Спирин, Г. И. Щукина);
•концепции личностно-ориентированного образования и обучения ( Д. А. Белухин, Е. В. Бондаревская, Ю. Н. Кулютин, С. В. Кульневич, А. Б. Орлов, В. И. Пугач, В. В- Сериков, И. С. Якиманская).
Эмпирическая база исследования: общая численность охваченных исследованием составила 460 человека. Из них 320 учащихся 11 классов (160 учащихся экологического класса и 160 - класса, имеющего психологическую профильную направленность) и 140 студентов гуманитарного и экологического факультетов (1-2 курсы). Исследование осуществлялось в три этапа:
•на первом этапе (1996 - 1997 гг.) изучалось состояние проблемы в педагогической теории и школьной практике. В результате были выработаны исходные теоретические положения, определилась научная гипотеза;
•на втором этапе (1998 - 2000 гг.)осуществлялась экспериментальная проверка теоретических положений, касающихся условий и средств, обеспечивающих приобщение учащихся к экологическим ценностям в процессе обучения в школе, разрабатывалась примерная программа проведения этой работы;
•на третьем этапе (2000 - 2001 гг.) путём опытной психолого-педагогической работы были конкретизированы и проверены выработанные теоретические положения. Количественный и качественный анализ данных, полученных на выходе опытно-экспериментальной работы, позволил сделать вывод об эффективности предложенной диссертантом модели психолого-педагогической деятельности, отражающей логику приобщения учащихся к экологическим ценностям, проверить условия и средства, направленные на активизацию процесса развития ценностного отношения к объектам природы.
Результатом заключительного этапа явились практические рекомендации и предложения по их внедрению.
В исследовании использовались следующие теоретические и эмпирические методы:
1. Теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы (опрос, наблюдение, анкетирование, тестирование с использованием ряда классических методик): Субъектификация природных объектов ( Ясвин-Дерябо); Методика на определение доминантности ценности отношения к природе А.Ф.Лазурского; Тест ценностных ориентации М. Рокича, адаптированный Бубновой С.С.; Модификация цветового ассоциативного теста Люшера (Левин - Дерябо); Методика многофакторного исследования личности Р.Кэттела;; Метод парных сравнений ценностнах ориентаций по критерию предпочтения Бубновой С.С.; Экспресс-методика диагностики уровня сформированности системы экологических ценностей, позволяющая диагностировать уровень формирования экологического сознания; Критериальный тест уровня экологического знания.
3 . Методы статистической обработки результатов исследования (Excel), Модификация метода многомерного шкалирования ценностных ориентаций В.Ю.Крылова.
Научная новизна диссертационного исследования.
1. Расширены научные представления об условиях и факторах развития ценностных ориентаций.
2. Разработана исследовательская модель психолого-педагогической деятельности, отражающая психологические аспекты развития ценностного отношения школьников к объектам природы, логику приобщения учащихся к экологическим ценностям в различных организационных формах обучения и воспитания, заключающаяся в ш следующем: обоснование положительной роли эмоционального компонента субъективного отношения к природе, обоснование наличия прямой зависимости между эмоциональным и когнитивным компонентами субъективного отношения к природе, создание методического инструментария для диагностики системы и иерархии экологических ценностей в структуре сознания, выявление личностных свойств, коррелирующих с высоким уровнем сформированности системы экологических ценностей.
Теоретическая значимость исследования. Результаты 4 исследования расширят научные представления о роли эмоционального компонента в приобщении учащихся к экологическим ценностям; будут способствовать теоретическому осмыслению и совершенствованию работы по повышению педагогической квалификации учителей в той части, которая относится к приобщению учащихся к экологическим ценностям. Обоснование логики педагогической деятельности по приобщению учащихся к экологическим ценностям составит основу для новых теоретических представлений о функциях ценностных ориентаций в решении социально значимых проблем. В теорию обучения привносятся новое содержание и формы деятельности педагога.
Практическая значимость исследования состоит в том, что проведённое эмпирическое исследование и полученные в ходе его данные по специфике субъективного отношения к природе у школьников специализированных экологических и неспециализированных классов могут быть использованы как при разработке коррекционных программ, так и учебных курсов для средней школы.
Предложенный нами методический инструментарий «Экспресс-методика диагностики уровня сформированности системы экологических ценностей» позволяет осуществлять диагностику уровня формирования экологического сознания и может быть применена в ходе коррекционной работы.
Разработанные нами и апробированные технологии формирования системы экологических ценностей могут быть использованы для оптимизации процесса экологического воспитания и зарождения экоцентрированного сознания.
Надёжность и достоверность результатов достигнуты избранным методологическим подходом к проблеме, соответствием научного аппарата предмету и задачам исследования, применением апробированного инструментария проведения психологических исследований, репрезентативной выборкой исследования, проверкой результатов при помощи стандартных статистических методов обработки.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Выявлена сложная психологическая обусловленность ценностного отношения учащихся к объектам природы.
2. Исследовательская модель психолого-педагогической деятельности, отражающая логику приобщения учащихся к экологическим ценностям в различных организационных формах обучения и воспитания, заключающаяся в следующем:
•обосновании положительной, значимой роли эмоционального компонента субъективного отношения к природе,
•обосновании наличия сложной зависимости между эмоциональным и когнитивным компонентами субъективного отношения к природе,
•создании методического инструментаря для диагностики системы и иерархии экологических ценностей в структуре сознания,
•выявлении личностных свойств, коррелирующих с высоким уровнем сформированности системы экологических ценностей и экологического сознания в целом.
3. Специальная тренинговая программа, направленная на формирование экологических ценностей.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 227 наименований работ отечественных и зарубежных авторов и приложения. Основной текст диссертации изложен на 157 страницах, содержит 5 рисунков и 17 таблиц.
Просмотров: 150 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930