Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 7 » Скачать Психическое выгорание специальных педагогов и его влияние на психологическое благополучие учащихся с отклонениями в развитии. бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
17:10
Скачать Психическое выгорание специальных педагогов и его влияние на психологическое благополучие учащихся с отклонениями в развитии. бесплатно

Скачать Психическое выгорание специальных педагогов и его влияние на психологическое благополучие учащихся с отклонениями в развитии. бесплатно

Психическое выгорание специальных педагогов и его влияние на психологическое благополучие учащихся с отклонениями в развитии

Диссертация

Автор: Феофанов, Василий Николаевич

Название: Психическое выгорание специальных педагогов и его влияние на психологическое благополучие учащихся с отклонениями в развитии

Справка: Феофанов, Василий Николаевич. Психическое выгорание специальных педагогов и его влияние на психологическое благополучие учащихся с отклонениями в развитии : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.10 / Феофанов Василий Николаевич; [Место защиты: ГОУВПО "Нижегородский государственный педагогический университет"] - Нижний Новгород, 2009 - Количество страниц: 236 с. 16 ил. Нижний Новгород, 2009 252 c. :

Объем: 252 стр.

Информация: Нижний Новгород, 2009


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретические и методологические аспекты изучения психологического здоровья учителей массовых и кор-рекционных общеобразовательных учреждений в современной науке
11 Психическое выгорание как синдром нарушения психологического здоровья у педагогического персонала
111 Психологическое здоровье и синдром психического выгорания
112 Проявления и динамика синдрома психического выгорания
113 Причины возникновения и этиология синдрома выгорания
12 Особенности психологического здоровья педагогического персонала учреждений массового и специального образования
13 Влияние особенностей деятельности и личности педагога на психологическое здоровье его учеников
Выводы по первой главе
Глава 2 Экспериментально-психологическое изучение влияния синдрома психического выгорания специальных педагогов на эмоциональное отношение учащихся с отклонениями в развитии к учителям-дефектологам и школьной ситуации в целом
21 Программа экспериментального изучения влияния синдрома психического выгорания специальных педагогов на эмоциональное отношение учащихся с отклонениями в развитии к учителям-дефектологам и школьной ситуации в целом
22 Психологическое здоровье педагогических работников системы специального образования
221 Изучение удовлетворенности специальных педагогов своей профессией и работой
222 Выраженность психического выгорания учителей специальных (коррекционных) школ
223 Факторы риска возникновения психического выгорания у учителей специальных (коррекционных) школ
224 Особенности самореализации представителей системы специального образования
225 Корреляционные связи на выборке педагогов дефектологов
226 Обсуждение результатов, полученных при исследовании психологического здоровья специальных педагогов
23 Эмоциональное благополучие учащихся с отклонениями в развитии и их отношение к специальным педагогам и школьной ситуации в целом
231 Эмоциональное благополучие детей с легкой степенью умственной отсталости
232 Эмоциональное отношение детей с легкой степенью умственной отсталости к специальным педагогам и школьной ситуации в целом
24 Профилактика и коррекция синдрома психического выгорания у педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность исследования. Проблема исследования психологического здоровья специальных педагогов, несмотря на свое практическое и теоретическое значение представлена в науке на настоящий момент недостаточно. Вместе с тем эмпирические исследования показывают, что учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений по сравнению с коллегами из массовых школ отличаются крайне низкими показателями физического и психологического здоровья, характеризуются эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личных достижений (Р.О.Агавелян, 2000; Н.М.Назарова, 2000; А.Х.Пашина, 1995; А.С.Шафранова, 1925; Т.И.Янданова, 2001 и др.).
Актуальность обозначенной проблемы обусловлена также влиянием, оказываемым преподавателями на личностные и поведенческие характеристики учащихся (Т.И.Александрова, 2006; Р.Берне, 1986; Л.С.Выготский, 1983-1984; Е.В.Григорьева, 2000; С.М.Громбах, 1988; И.Г.Дубов, 1987; М.Е.Зеленова; 2000; Д.Н.Исаев, 1983; В.Г.Казанская, 2005; А.К.Маркова, 1993; Д.Р.Мерзлякова, 2006; В.К.Мягер, 1983; В.А.Петровский, 1987; А.О.Прохоров, 1990; К.Р.Роджерс, 1994; Н.К.Смирнов, 2005; В.А.Сонин, 1998; Ю.В.Янотовская, 1987 и др.).
Влияние психического выгорания как одного из синдромов нарушений психологического здоровья учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений на эмоциональное благополучие учащихся с отклонениями в развитии не являлось предметом научного исследования. До настоящего времени недостаточно представлены основные теоретические положения, касающиеся психологического здоровья специальных педагогов: феноменология, сущностные характеристики, структура и факторы формирования, а также влияние их личности, особенностей деятельности на психологическое здоровье учеников с отклонениями в развитии. Это определило проблему диссертационного исследования и актуальность выбранной темы: психическое выгорание специальных педагогов и его влияние на психологическое благополучие учащихся с отклонениями в развитии.
Выше изложенные аспекты проблемы определили объект, предмет, цель, задачи и гипотезу исследования.
Цель исследования: выявить особенности синдрома психического выгорания учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений в аспекте их влияния на эмоциональное отношение детей с отклонениями в развитии к педагогу и школьной ситуации в целом.
Объект исследования: психологическое здоровье учителей как фактор их эффективного влияния на детей с отклонениями в развитии.
Предмет исследования: влияние специальных педагогов с синдромом психического выгорания на эмоциональное отношение учащихся к ним и школьной ситуации в целом.
Гипотеза исследования: педагоги специальных (коррекционных) образовательных учреждений имеют высокий риск возникновения и развития синдрома психического выгорания, что в свою очередь снижает эффективность их педагогического влияния на учащихся с отклонениями в развитии.
Интенсивность (выраженность) симптомов психического выгорания напрямую зависит от отсутствия специальной дефектологической подготовки учителей и характера диагностируемого нарушения у учащихся.
Задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме психологического здоровья учителей как фактора их эффективного влияния на учащихся, а также раскрыть содержание феномена «психическое выгорание» в контексте профессионально-педагогической деятельности.
2. Разработать и апробировать диагностический комплекс, позволяющий выявить особенности личности и профессиональной деятельности специальных педагогов, степень влияния синдрома психического выгорания на эмоциональное отношение детей с отклонениями в развитии к учителю и школьной ситуации в целом.
3. Оценить степень распространенности и структуру синдрома психического выгорания среди учителей специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений.
4. Выявить факторы риска возникновения и развития синдрома выгорания на выборке педагогов системы специального образования.
5. Проанализировать влияние личности учителя с высоким уровнем психического выгорания на степень его привлекательности со стороны учащихся и эмоциональное отношение к школьной ситуации.
6. Разработать рекомендации по профилактике и преодолению психического выгорания педагогов как фактора повышения эффективности влияния учителя-дефектолога на поведение и личность учащихся с отклонениями в развитии.
Методологической основой исследования являются: деятель-ностный подход в психологии (Б.Г.Ананьев, 1980; П.Я.Гальперин, 1965; В.В.Давыдов, 1988; A.B.Запорожец, 1986; А.Н.Леонтьев, 1983;
A.Р.Лурия, 1956; С.Л.Рубинштейн, 1998; Д.Б.Эльконин, 2008 и др.); системный историко-эволюционный подход к изучению человека (А.Г.Асмолов, 2002; Л. Фон Берталанфи, Л.С.Выготский, 1983-1984; Г.Олпорт, 1998 и др.); концепция профессионального развития учителя (Н.В.Кузьмина, 1967; А.К.Маркова, 1993; Л.М.Митина, 2004;
B.А.Сластенин, 1990); уровневый подход к феномену здоровья
Б.С.Братусь, 1988; В.Н.Мясищев, 1995; В.Я.Семке, 1991 и др.); психологические концепции психического выгорания (В.В.Бойко, 2004; Н.Е.Водопьянова, 2008; В. Е. Орел, 2001; Т.И.Ронгинская, 2002; Е.С.Старченкова, 2008; Т.В.Форманюк, 1994; НЛ.РгеиёепЬе^ег, 1974; С.МазЬсЬ, 1982 и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования для «взрослой» и «детской» частей выборки, адекватных его предмету: теоретический анализ философской, психолого-медико-педагогической литературы; эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, изучение продуктов деятельности, констатирующий вариант эксперимента); методы математической обработки и качественного анализа полученных данных.
Достоверность и надежность полученных данных обеспечивалась обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме; репрезентативностью выборки; использованием современных надежных и валидных методик, адекватных целям и задачам исследования; сочетанием количественного и качественного анализа; корректностью применения методов математико-статистического анализа.
Научная новизна заключается в том, что получены оригинальные данные об особенностях психического выгорания педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Впервые описано значение таких факторов выгорания как возраст, педагогический стаж, специальное образование, вид и степень нарушения ребенка, социокультурные условия осуществления педагогической деятельности (мегаполис или малый город). Выявлено негативное влияния учителей-дефектологов с высоким уровнем психического выгорания на формирование эмоционального отношения к ним со стороны учащихся с отклонениями в развитии и привлекательности школьной ситуации в целом для последних.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении феномена психического выгорания как одного из синдромов нарушений психологического здоровья применительно к педагогам, работающим с детьми с отклонениями в развитии. Разработана авторская классификация симптомов психического выгорания, пять стадий (этапов) развития синдрома. Дополнена классификация факторов риска возникновения и развития феномена, уточнены структура и выраженность отдельных содержательных компонентов изучаемого синдрома на выборке специальных педагогов. Полученные данные о влиянии психического выгорания на профессиональную деятельность учителей-дефектологов, расширяют представление о роли межличностной привлекательности (аттракции) в общности «специальный педагог — ученик с отклонениями в развитии».
Практическая значимость исследования. Апробированный диагностический комплекс может быть рекомендован для оценки особенностей личности и профессиональной деятельности специальных* педагогов, наличия у них симптомов психического выгорания, а также степени их влияния на эмоциональное отношение к ним со стороны учащихся с отклонениями в развитии и привлекательность школьной ситуации в целом для последних. Полученные данные могут быть использованы в работе практических психологов образовательных учреждений для разработки и применения специальных программ профилактики и преодоления синдрома выгорания как фактора повышения эффективности влияния специальных педагогов и учителей массовых общеобразовательных школ на поведение и личность учащихся с отклонениями в развитии. В целях совершенствования психологической готовности педагогического персонала к работе с детьми с особыми образовательными потребностями материалы исследования могут лечь в основу определения квалификационных требований к специалисту в системе подготовки, переподготовки педагогов-дефектологов и специальных психологов в вузах, институтах повышения квалификации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Одним из синдромов нарушений психологического здоровья личности является феномен «психического выгорания».
2. Высокий уровень развития выгорания встречается у значительной, части педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений и способен привести их к профессиональной деформации.
3. Структура синдрома выгорания у специальных педагогов аналогична таковой у представителей других профессий: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция профессиональных достижений.
4. У представителей специальных (коррекционных) школ присутствует неравномерная выраженность симптомов выгорания, в зависимости от таких факторов как возраст, педагогический стаж, отсутствие специальной дефектологической подготовки, характер диагностируемого нарушения у учащихся, а также территориальная (социокультурная) принадлежность.
5. Специальный педагог с высоким уровнем психического выгорания оказывает негативное влияние на формирование эмоционального отношения к нему со стороны учащихся с особыми образовательными потребностями и привлекательности для детей школьной ситуации в целом.
Организация и основные этапы исследования. Исследование проводилось в период 2003-2008 гг. на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений: трех школ VIII вида и школе-интернате II вида (г. Оренбург), общеобразовательных учебных заведений I и II вида городов Оренбургской области (г. Орск и г. Бузу-лук), а также классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) и общего вида (г. Оренбург). Проведение работы было организовано в 4 последовательных этапа:
I этап — аналитико-поисковый (2003-2004). Проведен теоретический анализ основных подходов зарубежных и отечественных исследователей к здоровьесбережению и психопрофилактике в учительской среде. Обобщен опыт деятельности специальных педагогов, а также проведен анализ нормативно-правовой и инструктивно-методической документации специальных (коррекционных) школ. Сформулированы цели, задачи, основные понятия и гипотеза исследования.
II этап — эмпирический (2004-2006). Проведено пилотажное исследование особенностей психологического здоровья педагогического персонала специальных и массовых общеобразовательных учебных заведений, подтвердившее актуальность поставленной проблемы. В результате получены первые представления о структуре изучаемого явления и социально-демографические корреляты (взаимосвязи), уточнившие рабочую гипотезу исследования. По итогам этого этапа была выделена экспериментальная группа педагогов с высоким уровнем психического выгорания.
III этап - опытно-экспериментальный (2006-2007). Изучено собственно психологическое воздействие, которое оказывают специальные педагоги с синдромом психического выгорания и низкой степенью самореализации в профессиональном плане на психологическое здоровье детей с особыми образовательными потребностями.
IV этап — результативно-обобщающий (2007-2008). Систематизированы, обобщены и проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы, оформлен текст диссертационного исследования и разработаны научно-методические рекомендации.
Апробация работы. Результаты исследования докладывались и обсуждались на двух международных (Оренбург, 2004; 2007); одной Российско-Белорусской (Киров, 2003); трех всероссийских (Казань, 2002; Оренбург, 2003; Тамбов, 2003); трех межрегиональных (Оренбург, 2002; Липецк, 2002; Москва, 2005) и тринадцати региональных научно-практических конференциях; а также Международном форуме «Охрана здоровья детей в России: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)» (Москва, 2006). Полученные в ходе работы данные обсуждались на заседаниях кафедр специальной психологии и специальной педагогики ОГПУ (2003-2005), специальной психологии МГПУ (2006-2007), специальной педагогики и методик обучения ОГПУ (2007-2008). Материалы исследования докладывались практическим психологам, специальным педагогам, работающим в школах I, II и VIII видов, студентам выпускных курсов по дисциплине «Психология личностного здоровья», слушателям курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Основные результаты исследования нашли свое отражение в 37 публикациях автора.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (включает 290 наименований, в том числе 27 на иностранном языке) и 7 приложений. Текст диссертационного исследования изложен на 252 стр. Работа содержит 20 таблиц, 13 рисунков.
Просмотров: 166 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930