Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 22 » Скачать Профессиональное развитие кадров системы социальной защиты населения Российской Федерации. Локонова, Юлия Михайловна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
14:11
Скачать Профессиональное развитие кадров системы социальной защиты населения Российской Федерации. Локонова, Юлия Михайловна бесплатно
Профессиональное развитие кадров системы социальной защиты населения Российской Федерации

Диссертация

Автор: Локонова, Юлия Михайловна

Название: Профессиональное развитие кадров системы социальной защиты населения Российской Федерации

Справка: Локонова, Юлия Михайловна. Профессиональное развитие кадров системы социальной защиты населения Российской Федерации : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.04 Москва, 2005 159 c. : 61 06-22/30

Объем: 159 стр.

Информация: Москва, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ КАДРОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 Профессиональное развитие кадров: операционализация понятий
12 Содержание и характер профессиональной деятельности кадров системы социальной защиты населения
13 Социальная диагностика в системе профессионального развития кадров социальной защиты населения
Глава П СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАДРОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
21 Процесс профессионального развития кадров системы социальной защиты населения
22 Особенности профессионального развития кадров системы социальной защиты населения
23 Технологии образования в профессиональном развитии кадров системы социальной защиты населения

Введение:

Актуальность темы диссертационного исследования определяется особой значимостью профессиональной деятельности кадров системы социальной защиты населения, что обусловлено современными объективными условиями и субъективными факторами.
К объективным условиям относятся глобальные изменения института семьи, происходящие во многих индустриально развитых странах, что приводит к динамичному увеличению доли одиноких престарелых людей в возрастной структуре российского общества.
Субъективным для России фактором является маргинализация части населения, которая катализирует потребность в профессиональных кадрах системы социальной защиты населения. В стране наблюдается рост детской беспризорности, сиротства, социального неблагополучия (по данным на начало 2004 года в России было более 419590 неблагополучных семей, в которых проживало около 425 тысяч детей, в том числе 7191 безнадзорных и беспризорных детей).1
В России сложилась система социальной защиты, в которой четко обозначены функциональные роли кадров в профессиональной структуре социума. В связи с этим актуализируется, во-первых, потребность социологического анализа состояния профессионального развития кадров этой системы. Во-вторых, возникает необходимость обстоятельной научной проработки проблемы оценки кадров системы социальной защиты населения.
Научное осмысление новых подходов к социальному процессу профессионального развития кадров системы социальной защиты населения, а также к технологиям и механизмам, обеспечивающим этот процесс, способствует теоретическому обоснованию современной концепции социальной защиты населения.
1 Российский статистический ежегодник. 2004: Стат.сб./Росстат. -М., 2004. -С.376.
Этим и другими обстоятельствами обусловлен выбор автором темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
По проблематике диссертационного исследования опубликовано немало научных работ, которые дают определенное представление об изученности темы.
Социологическая разработка профессионального развития кадров ведет свое начало с идей Э.Дюркгейма - о целостности общества, главной функцией которого является воспитание в человеке умения подчинять личные интересы общественным; с трудов М.Вебера - об интерпретации профессиональных качеств как единства социального и индивидуального. Особый вклад в исследование этой проблемы внесли Т.Парсонс, изучавший профессиональный комплекс в социальной структуре общества, а также Ф.Гидденс, Ю.Хабермас, исследовавшие в своих работах профессиональную социализацию и духовно-нравственное формирование личности. Среди отечественных исследователей проблемы следует назвать труды А.Ф.ЬСони, П.Л.Лаврова.
По избранной проблематике особую значимость имеют идеи: Н.А.Бердяева - о столкновении личных интересов и потребностей мировой гармонии; Н.И.Бухарина, В.И.Ленина, А.В.Луначарского - о принципах подбора и расстановки кадров в соответствии с их политическими, деловыми и нравственными качествами. П.А.Сорокиным была разработана программа социологической подготовки специалистов-управленцев, с учетом факторов влияющих на человека в его профессиональной среде.
Проблема профессионального развития кадров системы социальной защиты населения носит междисциплинарный характер, чем обусловлена необходимость применения в ее разрешении подходов, характерных для экономических, юридических, психологических и других наук.
К работам, посвященным анализу социологических, организационных, информационных аспектов профессионального развития управленческих кадров, относятся труды В.М.Анисимова, В.И.Жукова, Т.А.Комиссаровой,
В.В.Лабекина, В.ГГ.ГГугачева, О.В.Ромашова, М.В.Ромма, Н.И.Шаталовой и других ученых1.
В научных публикациях Г.В.Атаманчука, Н.М.Байкова, В.В.Бакушева, Ф.Д.Демидова, В.И.Матирко, В.С.Нечипоренко, Б.Т.Пономаренко, Ю.А.Ткаченко, А.И.Турчинова содержится широкий социологический анализ проблем профессионального развития кадрового потенциала в условиях о трансформации российского общества".
Существенный вклад в проблему профессионального развития кадров вносит акмеологическая наука. В этой связи следует отметить работы А.А.Деркача, А.К.Марковой, С.Ф.Мурашко, А.П.Ситникова, которые способствуют осуществлению устойчивых позитивных изменений в системе управления кадровым потенциалом3.
Исследованию темы способствуют научные публикации, в которых раскрываются вопросы освоения и адаптации зарубежного опыта профессионального образования кадров4.
1 Анисимов В.М. Кадровая служба и управление персоналом организации. -М., 2003; Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. -М, 2003; Комиссарова T.A. Управление человеческими ресурсами. -М., 2002; Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. -М„ 2002; Ромашов О.В., Ромашова Л.О. Социология и психология управления. -М, 2002; Ромм М.В. Адаптация личности в социуме. -Новосибирск, 2002; Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. -М„ 2002; Шаталова Н.И. Трудовой потенциал работника. -М„ 2003. См.: Атаманчук Г.В., Матирко В.И. Государственная служба: кадровый потенциал. -М., 2001; Банков Н.М. Кадровый потенциал органов государственной власти и муниципального управления. Автореф. . докт. социол. наук. -М., 2002; Бакушев В.В., Демидов Ф.Д. Профессиональное образование в начале нового века и подготовка государственных служащих. -М„ 2003; Мельников В.П., Нечипоренко B.C. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность. -М., 2003; Обучение государственных служащих: современное состояние и перспективы /Под общ. ред. В.И. Матирко. -М., 2002; Пономаренко Б.Т. Профессиональное образование кадров управления: тенденции и приоритеты//Государственная служба и кадровый потенциал России: история, современность, будущее. -Курск, 2002; Пономаренко Б.Т. Профессионализм как основа государственного регулирования кадрового потенциала Российской Федерации//Государственная кадровая политика и механизмы ее реализации. -М„ 2002; Ткаченко Ю.А. Организационные и правовые основы обучения государственных служащих. -М„ 2001; ТурчиновА.И. Глобализация и кадровый потенциал России/Жадровик. -N« 4, 2003; Турчинов А.И. Реформа государственной службы и проблемы качества работы с кадрами//Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных служащих: опыт, проблемы и пути совершенствования. -М., 2002.
3 См.: Акмеология/Под общ. ред. Деркача A.A. -М„ 2002; Деркач A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.5: Акмеологические технологии диагностики и актуализации личностно-профессионального роста. -М., 2001; Деркач A.A. и др. Психология развития профессионала. Учебное пособие. -М, 2000; Маркова А.К. Психология профессионализма. -М„ 1996; Мурашко С.Ф. Программно-целевая модель развития профессионального Я современного государственного служащего. -М., 2000 и др.
4 Василеико И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., -2001; Журавлев Г1.В., Олегов Ю.Г., Волгин H.A. Управление человеческими
Процесс становления социального работника как профессионала проанализированы в трудах В.Г.Бочаровой, Л.Д.Деминой, И.А.Зимней,
B.И.Курбатова, А.И.Ляшенко, И.В.Неретина, П.Д.Павленка, А.М.Панова, З.М.Саралиевой, В.А.Сластенина, Е.Р.Смирнова, Л.В.Топчего1 и ряда других ученых.
Вопросы подготовки специалистов в области управления и организации социальных служб освещаются в работах Л.Г.Гуслякова, А.И.Войтенко,
C.А.Григорьева, В.А.Иванникова, В.Н.Ковалева, Е.И.Комарова, В.П.Мельникова, Г.И.Осадчей, М.В.Фирсова, Е.И.Холостовой2.
В исследованиях С.А.Беличевой, И.А.Зимней, Б.Шапиро определены новые подходы к личностно ориентированной подготовке социального работника в контексте гуманистической и культурологической парадигм. Особенности формирования специалиста в системе профессионального обучения и воспитания рассмотрены в работах В.Г.Бочаровой, А.Вербицкого, И.М.Лаврененко, П.Д.Павленка, В.А.Сластенина, Н.Б.Шмелевой, Е.Р.Ярской-Смирновой3.
В последние годы по исследуемой проблеме защищены ряд диссертационных работ. Так, М.Беляевой и П.Лодиным раскрыты особенности ресурсами: опыт индустриально развитых стран. -М., 2002; Литвинцева Е.А. Государственная служба в зарубежных странах. М., -2003; МожаеваЛ.Г. Развитие систем образования в западных странах в условиях глобализации//Глобализация и образование. -М., 2001; МэннингН. Реформа государственного управления: международный опыт. -М„ 2003.
1 Павленок ГТ.Д. Социология. - М.: «Маркетинг», 2002., Сластенин В.А. Социальный работник: личность и профессия//Социальная работа. Вып.6. -М„ 1992. и др.
2 Актуальные проблемы состояния и перспективы социальной работы в России. - М., 1994; Антология социальной работы. В 3-х т./Сост. Фирсов M.B. - М., 1995; Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. - М., 1998; Осадчая Г.И. Социология социальной сферы: Учебное пособие для высшей школы/Ред.:В.А.Мансуров, Т.И.Шарков; МГСУ. -2-е изд., перераб. и доп. -М,: Академический проект, 2003.-336 с; Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. -М., 1995; Философия социальной работы/ Отв. ред. Митрохин В.И. - М., 1998 и др.
3 Бочарова В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности,'/Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. -Тула, 1993. —4.1. -С.34-49; Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста)//Российский журнал социальной работы. -М., 1995. -.Nil. С.79-82; Социальные работники: обязанности и оплата труда. -М., 2001; Топчий Л.В. Социально-правовые основы становления профессиональной социальной работы в России. -М., 2000; Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. -М., 1993; Шмелева Н.Б. Профессиональное развитие личности социального работника в системе подготовки и переподготовки кадров. -Ульяновск, 1994; Ярская-Смирнова Е.Р. Профессиональная этика социального работника. -M., 1999; подготовки специалистов социальной работы для учреждений здравоохранения. В.Ивановым рассмотрены особенности подготовки специалистов для социальной службы семьи. Вопросам подготовки специалистов социальных служб уделено внимание в работе К.Оганяна. Региональным аспектам формирования кадров системы социальной защиты населения посвящена работа М.Мункуевой.1
Проблемам личности социального работника, его профессиональной компетенции в области социальной защиты посвящены работы Н.Аминова, А.Варги, Т.Демидовой, Г.Кузнецовой.2
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов по теме диссертационного исследования показал, что в последние годы в научной литературе усилилось внимание к вопросам профессионального развития кадров в целом. При всей широте спектра исследований проблема профессионального развития кадров системы социальной защиты населения в социологической литературе рассматривается фрагментарно. Этим и другими обстоятельствами обусловлен выбор соискателем темы, цели, объекта, предмета и задач исследования.
Объект исследования - кадры системы социальной защиты населения. Предмет исследования - профессиональное развитие кадров системы социальной защиты населения.
Цель исследования — выявить особенности профессионального развития кадров системы социальной защиты населения в современных российских условиях и определить на этой основе факторы, которые могут способствовать повышению эффективности управления этим процессом.
Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:
1 Мункуева M.M. Региональная политика формирования кадров системы социальной защиты населения: социолого-окономический анализ: Автореф.дис. канд.с.наук: 22.00.08. -М„ 2000. -31с. Аминов H.A. Методическое руководство по измерению социально-психологического климата образовательных учреждений. -М., 1999. -108с.
• систематизировать и уточнить понятийный аппарат по изучению данной научной проблемы;
• раскрыть специфику содержания и характера профессиональной деятельности кадров системы социальной защиты населения;
• дать характеристику социальной диагностики и показать её функциональную значимость для определения эффективности профессионального развития кадров системы социальной защиты населения;
• проанализировать процесс профессионального развития кадров системы социальной защиты населения и выявить факторы его оптимизации;
• определить особенности профессионального развития кадров системы социальной защиты населения;
• проанализировать технологии образования в профессиональном развитии кадров системы социальной защиты населения и определить факторы повышения эффективности этого процесса.
Теоретико-методологической базой исследования являются классические и современные положения социологии труда, социологии социальной работы, общей теории управления, социологические теории личности; системный анализ развития кадрового потенциала; структурно-функциональный анализ системы социальной защиты населения.
При исследовании проблемы использованы основополагающие социологические концепции, имеющие методологическое значение: О.Конта о динамике социальных процессов, Г.Спенсера - о функциях как способе деятельности или трансформации, Т.Парсонса - об изменениях профессиональной структуры общества, П.Сорокина - об изучении циклических и ритмических повторяемостей в социальных феноменах как важной задаче социологии, условии формирования социологических законов или достоверных научных обобщений.
Эмпирическую базу диссертационной работы составляют результаты социологических исследований, проведенных «Государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Московский областной учебный центр «Нахабино», в которых диссертант принимал непосредственное участие:
1. «Оценка состояния профессионального уровня подготовки современных кадров системы социальной защиты населения Московской области» 2000 - 2004 гг. (руководитель: А.М.Коньков). Опрошено 624 человека. Выборка квотная. Индекс: ОС ПК - 2004.
2. «Актуальные проблемы профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих Московской области» апрель - июнь 2003 г. (руководитель: А.М.Коньков). Опрошено 875 муниципальных служащих из 61 муниципального образования Московской области. Выборка квотная. Индекс: АП МС - 2003.
В диссертации автор использовал также результаты вторичного анализа социологических исследований, проведенных учеными Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в 1999-2000гг.
Основные результаты, полученные автором, и их научная новизна состоят в следующем:
1. Дана авторская интерпретация категории «профессиональное развитие кадров». Профессиональное развитие кадров системы социальной защиты населения - это динамичный, системно-организованный, вариативный, индивидуально-творческий процесс становления специалиста как профессионала. Уточнено социологическое содержание категорий: профессионализм, профессионализация, профессиональное развитие. Обозначены методы изучения данной профессиональной структуры.
2. Исследованы содержание и характер профессиональной деятельности кадров системы социальной защиты населения. Обозначен посреднический характер профессиональной деятельности кадров системы социальной защиты населения. Определены профессиональные требования к специалисту.
3. Раскрыта функция социальной диагностики в анализе эффективности профессионального развития кадров системы социальной защиты населения: учет процессного характера профессиональной деятельности; использование комплекса методов; алгоритмизация процесса получения информации о профессионализме кадров. В связи с этим изучены показатели, группы и виды их качеств.
4. Дана авторская интерпретация процесса профессионального развития кадров системы социальной защиты населения. В его основу положены принципы: профессионального развития; дополнительного профессионального образования; развивающего обучения; профессионализации; единства обучения и воспитания; андрагогические принципы. Определены основные факторы оптимизации процесса профессионального развития кадров.
5. Определены особенности профессионального развития кадров системы социальной защиты населения, которые проявляются как возросшая востребованность профессионализма кадров; необходимость специальных знаний, умений, навыков; тесная взаимосвязь профессионализма со стабильностью состояния кадров. При этом направленные процессы, ведущие к мастерству, сочетаются с ненаправленными, имеющими вид спирали, каждый цикл которой отличается более высоким уровнем сложности.
6. Проанализированы технологии образования в профессиональном развитии кадров системы социальной защиты населения. Выявлены основные условия и этапы использования данных технологий. Показано, что профессиональное развитие кадров предопределяет необходимость совершенствования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, потребность опережающей нацеленности образования на достижение социально значимых результатов.
Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования состоит в систематизации теоретических положений, связанных с определением понятия профессионального развития кадров системы социальной защиты населения как процесса, и представлении механизмов и технологий обеспечения реализации данного процесса. Теоретическое обоснование и результаты социологических исследований могут стать материалом для формирования основных направлений деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере социальной политики; организации работы органов государственного управления по формированию системы подготовки кадров, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров системы социальной защиты населения.
Апробация результатов исследования. Отдельные его теоретические положения и выводы прошли апробацию в докладах и научных сообщениях автора на:
• межвузовской научно-практической конференции «Информационные технологии XXI века», (г.Москва, декабрь 2003г.);
• семинаре «Комплексный подход к решению проблем защиты прав несовершеннолетних» (Московская область, г.Реутов, декабрь 2003г.).
• областной конференции для работников кадровых служб «Новое законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации: проблемы, перспективы реализации» (Московская область, Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Московский областной учебный центр «Нахабино», ноябрь 2004г.).
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы.
Просмотров: 149 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031