Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 29 » Скачать Профессионально-педагогическая подготовка учителя к трудовому воспитанию младших школьников. Юрьева, Галина Петровна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
14:10
Скачать Профессионально-педагогическая подготовка учителя к трудовому воспитанию младших школьников. Юрьева, Галина Петровна бесплатно
Профессионально-педагогическая подготовка учителя к трудовому воспитанию младших школьников

Диссертация

Автор: Юрьева, Галина Петровна

Название: Профессионально-педагогическая подготовка учителя к трудовому воспитанию младших школьников

Справка: Юрьева, Галина Петровна. Профессионально-педагогическая подготовка учителя к трудовому воспитанию младших школьников : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Сочи, 2001 180 c. : 61 02-13/327-X

Объем: 180 стр.

Информация: Сочи, 2001


Содержание:

Введение
Глава первая Профессионально-педагогическая подготовка учителя к трудовому воспитанию младших школьников на li современном этапе
11 Трудовое воспитание младших школьников как социально-педагогическая проблема
12Педагогические возможности трудовой деятельности младших школьников в школе и семье в современных социально-экономических условиях
13Требования к профессионально-педагогической подготовке учителя к трудовому воспитанию младших школьников
Глава вторая Содержание, формы и методы подготовки учителя
• * ' * к трудовому воспитанию младших школьников ц' •
21 Опыт высшей школы в отборе и построении содержания, форм и методов комплексной подготовки учителя к трудовому воспитанию младших школьников
22Специальный курс в комплексной подготовке учителя к трудовому воспитанию младших школьников
23Методика и результаты экспериментальной работы по профессионально-педагогической подготовке учителя к трудовому воспитанию младших школьников

Введение:

Актуальность исследования. Все материальные и духовные богатства, накопленные человечеством на длительном пути исторического развития, созданы в процессе труда - единственного средства развития человеческого общества. Труд выступает как целенаправленная, социально обусловленная деятельность человека, основанная на практическом освоении окружающего мира, преобразовании его сообразно своим потребностям. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. Эти изменения носят многоаспектный характер. В труде происходит умственное, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание и физическое развитие личности. Поэтому прогрессивные мыслители, педагоги, общественные деятели рассматривали подготовку подрастающего поколения к труду как органическую часть общего образования, находящуюся в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, обращая при этом внимание на то, что вне труда невозможно сформировать целый ряд качеств личности. Следовательно, процесс воспитания подрастающего поколения в труде, имеет экономическое, социальное и нравственное значение. Развиваясь и совершенствуясь на протяжении многих веков, он не теряет своей актуальности и значимости и сегодня. Его высшей целью является формирование осознанной потребности в труде.
В условиях структурной перестройки народного хозяйства, перехода к новым социально-экономическим отношениям, внедрения интенсивных технологий и связанных с ними технических средств, создания и развития различных форм собственности (государственная, кооперативная, арендная, акционерная, личная и т.д.), наследования средств производства, становления рынка, в том числе и рынка труда, изменяется характер и содержание труда и, следовательно, подготовка к нему подрастающего поколения. В современных условиях трудовое воспитание детей и подростков должно быть ориентировано на формирование социально-значимых знаний, ценностных ориентаций, личностных качеств, отвечающих динамике социально-экономических преобразований в стране и необходимых для адаптации в сфере производства с различными формами собственности, а также эффективного творческого труда в условиях повышения требований к компетенции, уровню профессионализма на рынке труда. Достигнуть этого возможно за счет формирования системы отношений к предмету, средствам, результатам труда и самому труду. Оказывая воспитывающее воздействие на участников труда, эти отношения представляют собой основу для выработки социально-значимых качеств личности.
Социально-экономические преобразования, произошедшие за последнее десятилетие в стране и обществе, обусловили существенные изменения социальной среды, окружающей младших школьников. Большая часть взрослого трудоспособного населения оказалась вне производства, средства существования семьи добываются случайными заработками, работой на даче, огороде и т. д. Снизилось значение коллективного общественно полезного труда, усилилась важность индивидуального труда для существования семьи. Отсутствует влияние рабочего класса на формирующуюся личность. Негативное воздействие на учащихся оказывают подростки группы риска, неблагополучные семьи, часть программ средств массовой информации и видеопродукции. Сузилась школьная база организации трудовой деятельности учащихся начальных классов, в том числе трудового воспитания.
В сложившихся условиях решение многих задач трудовой деятельности, трудового воспитания младших школьников настоятельно требует активного участия семьи, располагающей большими возможностями создания условий для их посильного труда, в том числе на личном подворье, даче, огороде и т. д. Однако реализация этих возможностей в значительной мере зависит от оказания конкретной, адресной, квалифицированной педагогической помощи семье, родителям учащихся силами учителей начальных классов. Необходимо объединенными усилиями семьи и школы создать центр трудового воспитания младших школьников, в котором учитель должен быть координатором постановки воспитания младших школьников. Основными задачами педагогического руководства семейно-школьным трудовым воспитанием является оказание помощи родителям в определении методов, приемов и средств воспитания младших школьников, в организации и руководстве трудовой деятельностью учащихся в школьных и домашних условиях, осуществлении процесса формирования личностных качеств.
Все эти обстоятельства потребовали основательного усовершенствования профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов к трудовому воспитанию младших школьников в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями страны и требованиями общества к трудовой подготовке подрастающего поколения. Особого внимания заслуживает исследование проблемы подготовки учителя к формированию личностных качеств воспитанников на основе отношений, возникающих в труде.
Педагогическая наука уделяла и продолжает уделять значительное внимание проблемам трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания младших школьников, подготовке учителя начальных классов к педагогической деятельности в области трудового воспитания. Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового воспитания школьников, подготовку учителя начальных классов к этой работе внесли К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Я. Стоюнин, Н.В. Касаткин, Д.Д. Семенов, Н.И. Пирогов, В.В. Водовозов, К.Н. Модзалевский, К.Ю. Цируль, К. А. Сент-Илер, А.Ф. Гартвиг и многие другие.
Исследования проблемы подготовки учителя начальных классов к трудовому воспитанию младших школьников базируются на научных трудах видных отечественных педагогов: J1.C. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, М.Н. Скаткина, Ю.К. Бабанского, С.И. Архангельского,
B.А. Сластенина, П.И. Пидкасистого, JI.B. Занкова, Б.Т. Лихачева и других. Различные аспекты теории и практики трудового воспитания характеризуются в работах П.Р. Атутова, С .Я. Батышева, К.А. Ивановича, А.Г. Калашникова,
C.М. Шабалова.
Проблема воспитания сельского младшего школьника рассматривалась в работах М.С. Кравченко, В.И. Роенко, О.М. Шиловой (социальная среда современного села и ее роль в развитии личности); С.А. Бронникова, М.В. Воропаева,
А. Муханбетжановой (особенности воспитания в сельской школе); А.Ф. Ахматова, М.Т. Иванова, И.Г. Ткаченко, В.Д. Хрущ (педагогические возможности сельской школы в формировании личностных качеств учащихся); В.Ф. Афанасьева, Т.К. Искакова, З.М. Магомедовой, З.Я. Якубова (использование народных традиций в воспитательной работе с сельскими школьниками).
За последние годы защищено больше ста докторских и кандидатских диссертаций по подготовке учителя-многопредметника, в том числе к организации разнообразной трудовой деятельности младших школьников. Однако остается не решенной проблема подготовки учителя к трудовому воспитанию младших школьников в условиях развития рыночных отношений, создания различных форм собственности, что отрицательно сказывается на формировании личностных качеств подрастающего поколения, его социализации и самореализации и является причиной возникновения и развития социально и педагогически острых противоречивых тенденций. В их числе противоречия: между новыми требованиями социально-экономических условий к трудовому воспитанию младших школьников и недостаточным освоением студентами сущности этих условий; между спецификой сельского образа жизни, содержания труда и в целом унифицированным подходом к содержанию трудового воспитания сельских школьников; между необходимостью учитывать в современном трудовом воспитании возрастные, половые, индивидуальные особенности учащихся и почти полным отсутствием такой подготовки учителя начальных классов; между сложившейся практикой трудового воспитания младших школьников и ограниченностью подготовки учителя традиционными подходами. Поступательно развивающийся характер перечисленных противоречий, актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность обусловили выбор темы нашего диссертационного исследования «Профессионально-педагогическая подготовка учителя к трудовому воспитанию младших школьников».
Проблема исследования состоит в существенном совершенствовании подготовки учителя начальных классов к трудовому воспитанию младших школьников в соответствии с изменившимися социально-экономическими условиями страны и требованиями общества к трудовой подготовке подрастающего поколения, в обосновании педагогической целесообразности комплексной подготовки учителя к трудовому воспитанию младших школьников.
Цель исследования состоит в разработке, обосновании и экспериментальной проверке содержания, форм и методов подготовки учителя к трудовому воспитанию младших школьников в условиях социально-экономических преобразований в стране.
Объектом исследования является процесс и результат подготовки учителя начальных классов.
Предмет исследования - содержание, формы и методы профессионально-педагогической подготовки учителя к трудовому воспитанию младших школьников в изменившихся социально-экономических условиях.
Гипотеза исследования: учитель начальных классов будет успешно подготовлен к трудовому воспитанию младших школьников, если будет теоретически обоснована и раскрыта сущность проблемы подготовки учителя к трудовому воспитанию младших школьников в современных условиях; определены педагогические возможности трудовой деятельности в формировании личностно-ценностных качеств младшего школьника; в основу отбора содержания, форм и методов профессионально-педагогической подготовки учителя и разработки теоретической модели будут положены аналитически выявленные требования к указанной деятельности и историко-педагогический опыт становления такого специалиста в системе педагогического образования; полученные результаты экспериментальной проверки подтвердят доступность, посильность и достаточность разработанного содержания, форм и методов подготовки учителя на основе комплекса учебных дисциплин, специального курса и педагогических практик.
Задачи исследования:
1. Обосновать и раскрыть сущность подготовки учителя к трудовому воспитанию младших школьников в условиях развития новых форм собственности как социально-педагогическую проблему.
2. Выявить педагогические возможности трудовой деятельности младших школьников в школе и семье в современных социально-экономических условиях.
3. Определить и обосновать требования к профессионально-педагогической подготовке учителя к трудовому воспитанию младших школьников в условиях социально-экономических преобразований.
4. Произвести историко-педагогический анализ подготовки учителя к трудовому воспитанию младших школьников в опыте высшей школы.
5. Разработать содержание, формы, методы и критерии профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов к трудовому воспитанию младших школьников.
6. В процессе эксперимента определить доступность, посильность и достаточность профессионально-педагогической подготовки учителя к указанной педагогической деятельности.
Общей теоретико-методологической основой исследования является диалектический метод познания как основа научной педагогики, положение о творческой сущности личности, системный подход к исследованию образовательного процесса, идеи гуманизации образования. Исследование опирается на методологию современной педагогики (Б.С. Гершунский, А.А. Кирсанов, А.И. Кочетов, В.В. Краевский, B.C. Леднев и др.), идеи педагогической интеграции (А.П. Беляев, Ю.С. Тюнников, В.Т. Фоменко, Н.К. Чапаев), теоретические подходы к отбору содержания образования и педагогическому проектированию (М.Н. Скаткин, В.П. Беспалько, Е.С. Заир - Бек, Ю.С. Тюнников).
Методы исследования. Исследование выполнено разнообразными принятыми в педагогической науке методами, в числе которых широко использовались методы теоретических исследований: изучение философской, педагогической, методической литературы: анализ, синтез, абстрагирование, моделирование; методы эмпирического исследования (систематические и периодические наблюдения, изучение школьной и вузовской документации, анализ и обобщение опыта работы школ и педагогических институтов, анкетирование, беседа, тестирование и т.д.); статистико-математические методы обработки экспериментальных данных.
Педагогические наблюдения в течение трех лет за работой студентов пединститута, беседы, интервьюирование учителей, студентов, преподавателей способствовали выявлению условий совершенствования подготовки учителя начальных классов к трудовому воспитанию младших школьников, что позволило отработать и проверить рациональные формы и методы такой подготовки, апробировать разработанную программу специального курса «Профессионально-педагогическая подготовка учителя к трудовому воспитанию младших школьников в современных условиях», программно-методическое пособие к нему.
Проведенный в процессе исследования анкетный опрос помог определить реальное состояние процесса трудового воспитания младших школьников в школе и семье в оценках самих учащихся, их родителей и учителей, установить факторы, влияющие на воспитательные возможности трудовой деятельности учащихся начальных классов, уточнить знания и умения студентов и учителей начальных классов по вопросам трудового воспитания детей младшего школьного возраста.
В основе исследования лежит констатирующий и формирующий эксперимент, опытно-практическая работа по разработке и внедрению элементов педагогической теории, изучение теоретического материала, проведение лабораторных и практических работ, выполнение заданий педагогических практик; широко использовался метод экспертных оценок.
Этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Исследование выполнялось поэтапно с 1998 по 2001 гг. на базе факультета педагогики и методики начального образования Славянского филиала АГПИ.
На первом этапе (1998 - 1999 гг.) изучались литературные источники, определялся уровень подготовки студентов к трудовому воспитанию младших школьников, анализировались разработки внедрения изучаемой проблемы в практику работы образовательных учреждений, формулировалась научная проблема, разрабатывался аппарат исследования.
На втором этапе (1999 - 2000 гг.) концентрировалось внимание на организации и проведении констатирующего и формирующего эксперимента, разрабатывалось содержание подготовки студентов, система учебных заданий, применение дидактических средств и других условий эффективной опытно-практической работы. Обрабатывались и анализировались участниками эксперимента данные выполненных заданий, обсуждались перспективные задачи.
На третьем этапе (2000 - 2001 гг.) завершался формирующий эксперимент комплексной подготовки учителя к трудовому воспитанию младших школьников, обобщались результаты, оформлялась диссертационная работа.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем поставлена и раскрыта подготовка учителя начальных классов к трудовому воспитанию учащихся в условиях кардинальной перестройки народного хозяйства, развития на базе личных хозяйств новых форм собственности, нетрадиционных видов семейного бытового труда как актуальная социально-педагогическая проблема; определены и сформулированы, в рамках современной государственной образовательной стратегии, требования к указанной педагогической деятельности учителя, выявлены структурные компоненты и обоснована система профессиональной подготовки учителя начальных классов к трудовому воспитанию учащихся на принципах объединения современных семейных и общественных ценностей и экономических установок; разработана и экспериментально проверена содержательная и процессуальная стороны комплексной профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов к трудовому воспитанию младших школьников в условиях социально-экономических преобразований, структурной составляющей которой является созданный специальный курс.
Теоретическая значимость состоит в обосновании особенностей содержания и значения трудового воспитания в современных социально-экономических условиях рождения новых форм собственности и возрастающей роли хозяйственно-экономических ценностей семьи в этом процессе, выявлении системы требований к содержательной и процессуальной сторонам профессионального и личностного становления и обеспечения готовности к созданию эффективной воспитательной среды, позволяющей с принципиально новых позиций рассматривать и проектировать целостную модель профессионально-педагогической подготовки учителя к трудовому воспитанию и социализации личности младшего школьника.
Практическая значимость работы: сконструирована модель комплексной подготовки учителя начальных классов, включающая систему специальных профессиональных знаний и умений, которые обеспечивают в контексте новой социально-экономической действительности выполнение нетрадиционных педагогических функций по решению совместно со школой и семьей задач координированного воспитательного воздействия на младшего школьника в процессе его посильного долевого участия в различных видах семейной хозяйственно-трудовой деятельности; экспериментально апробирован разработанный специальный курс «Профессионально-педагогическая подготовка учителя начальных классов к трудовому воспитанию младших школьников в современных условиях» и программно-методическое пособие к нему целенаправленно и системно охватывающие многоаспектные теоретические и практические вопросы трудового воспитания, в современных социально-экономических условиях.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования систематически обсуждались с участниками эксперимента на заседаниях кафедры MHO и совете факультета педагогики и методики начального образования Славянского филиала АГПИ, а также на IV Международной конференции по проблемам технологического образования школьников в г. Самаре (2000), научно-практической конференции молодых ученых по проблемам развития социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона в г. Краснодаре (2000), научных итоговых конференциях Славянского филиала Армавирского государственного педагогического института (1998 - 2001), Днях науки студентов Славянского филиала АГПИ (1999 - 2001), освещались в публикациях автора. Результаты исследования внедрены в практику работы факультета педагогики и методики начального образования Славянского филиала Армавирского государственного педагогического института. Материалы исследования использовались на курсах повышения квалификации учителей Краснодарского края.
Достоверность результатов исследования обеспечена теоретико-методологической обоснованностью исходных позиций, использованием комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования; количественным и качественным анализом фактов, материалов и результатов опытно-экспериментальной работы, реально отражающих теоретическую и практическую стороны исследуемой проблемы; обработкой и широким обсуждением результатов, использованием объективных и доказательных методов исследования.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Подготовка учителя начальных классов к трудовому воспитанию учащихся обусловлена социально-экономическими преобразованиями в стране, повышением роли семейного воспитания и является важной социально-педагогической проблемой.
2. Трудовая деятельность младших школьников в школе и семье в современных социально-экономических условиях содержит существенный воспитательный потенциал, является мощным средством формирования ценностных качеств личности ребенка и фактором, определяющим систему требований к профессионально-педагогической подготовке учителя.
3. Подготовка учителя к трудовому воспитанию младших школьников в условиях коренных преобразований в стране и обществе должна основываться на целенаправленном отборе учебного материала психолого-педагогических, медико-биологических, общенаучных, общеобразовательных, методических учебных дисциплин, специального курса и педагогических практик, построении комплексного содержания и применения адекватных форм и методов познавательно-профессиональной деятельности студентов.
4. Разработанный специальный курс «Профессионально-педагогическая подготовка учителя к трудовому воспитанию младших школьников в современных условиях» является системообразующей составляющей комплекса подготовки специалистов к указанной педагогической деятельности.
Просмотров: 148 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031