Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 23 » Скачать Проектирование интегративных образовательных программ педагогами дополнительного образования детей на основе акмеологического бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
14:13
Скачать Проектирование интегративных образовательных программ педагогами дополнительного образования детей на основе акмеологического бесплатно
Проектирование интегративных образовательных программ педагогами дополнительного образования детей на основе акмеологического подхода

Диссертация

Автор: Санитарова, Надежда Дмитриевна

Название: Проектирование интегративных образовательных программ педагогами дополнительного образования детей на основе акмеологического подхода

Справка: Санитарова, Надежда Дмитриевна. Проектирование интегративных образовательных программ педагогами дополнительного образования детей на основе акмеологического подхода : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Санкт-Петербург, 2004 236 c. : 61 04-13/2608

Объем: 236 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2004


Содержание:

ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
11 Дополнительное образование детей в аспекте модернизации системы российского образования
12 Теоретико-методологические основы проектирования образовательных программ для системы дополнительного образования детей: акмеологичес -кий подход
13 Акмеологическая модель и технология проектирования интегративных образовательных программ
14 Интеграция как методологический принцип проектирования интегративных образовательных программ
Выводы по главе
ГЛАВА 2 АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ
21 Акмеологический подход к проектированию интегративных образовательных программ как условие развития творческой деятельности педагогов и обучающихся
22 Развитие профессиональной зрелости педагогов в процессе проектирования и реализации интегративных образовательных программ
23 Развитие творческой индивидуальности обучающихся в детском объединении на основе интегративной образовательной программы
24 Результативность опытно-экспериментальной работы по реализации авторской интегративной образовательной программы художественно-эстетического профиля
25 Воспитание обучающихся на основе народного творчества, традиций и ремесел как задача интегративной образовательной программы
Выводы по главе

Введение:

Актуальность темы исследования.В Концепции модернизации российского образования определено значение дополнительного образования детей (ДОД) в системе непрерывного образования, в развитии их творческих способностей и индивидуальных интересов. В связи с этим усиливается потребность в педагоге - акмеологе (В.Н. Максимова, М.А. Вострова), способном не только вести интегрированные курсы, но проектировать интегративные авторские образовательные программы (МОП), на основе проектнотехнологической компетентности и высокой мотивации творческих достижений. Необходимость научного осмысления творческого развития педагога и обучающихся в процессе проектирования и реализации ИОП определяет актуальность данного исследования.Практическая актуальность исследования состоит в том, что накопленный опыт работы по проектированию,. апробации и внедрению ИОП как на уровне учреждения дополнительного образования детей (УДОД), так и на уровне детского объединения будет способствовать развитию проектно-технологической компетентности педагога и его профессиональной зрелости, развитию творческих способностей, особенно у педагогов ДОД, не имеющих базового педагогического образования.Проблема исследования заключается в разработке акмеологического подхода к проектно-технологической деятельности педагога ДОД как инновационного процесса, направленного на целостное и творческое развитие педагогов и обучающихся. В основе этой проблемы выделилось основное противоречие: между реальной потребностью практики в проектировании и реализации ИОП и отсутствием необходимого уровня проектно-технологической компетентности и мотивации творческих достижений у педагогов ДОД, профессиональной зрелости как готовности к инновационной деятельности. Социальная, научная и практическая значимость проблемы исследования обусловили выбор темы "Проектирование интегративных образовательных программ на основе акмеологического подхода".Объект исследования: проектирование образовательных программ в системе дополнительного образования детей.Предмет исследования: проектирование интегративных образовательных программ на основе акмеологического подхода.Цель исследования: научно обосновать и экспериментально апробировать модель проектирования интегративных образовательных программ на основе акмеологического подхода как фактора творческого развития педагогов и обучающихся.Гипотеза исследования: проектирование интегративных образовательных программ педагогами ДОД на основе акмеологического подхода будет выступать как фактор творческого развития педагогов и детей, если: • теоретико-методологическую основу проектирования ИОП составит акмеологическая концепция и модель, ориентированные на развитие творческой индивидуальности; • ведущими принципами проектирования ИОП будут: междисциплинарная интеграция, профессиональная направленность, акмеологическая ориентация деятельности педагога и обучающегося, их саморазвитие, рефлексивность, мотивация достижений, творческая самореализация и другие; • проектирование будет осуществляться как инновационная проектировочная управленческо-педагогическая деятельность педагогов, обеспечивающая формирование их профессиональной зрелости и творческую самореализацию обучающихся. • педагогические технологии проектирования ИОП будут обеспечивать опережающее развитие' творческих способностей педагога, а технологии реализации ИОП - творческую самореализацию обучающегося; Задачи исследования: 1. Теоретический анализ научно-исследовательской, педагогической, акмеологической, психологической, философской литературы и разработка концепции исследования.2. Разработка модели и технологии проектирования интегративных образовательных программ на основе акмеологического подхода.3. Разработка и апробация разных видов ИОП: программы развития учреждения; многопредметной образовательной программы ДДТ и программы художественно-эстетического профиля для детского объединения.4. Конкретизация основных понятий исследования "интегративная образовательная программа", "профессиональная зрелость педагога ДОД", "творческая самореализация ученика" и разработка методик диагностики этих феноменов на практике.5. Определение показателей развития творчества педагогов и детей в процессе реализации ИОП и обобщение результатов опытноэкспериментальной работы.Теоретико-методологическую основу исследования составили труды по теоретическим основам дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, А. К. Бруднов, В. А. Горский, О. Е. Лебедев, Н.Ф. Родионова и др.); научные положения о гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, В.В. Горшкова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); психологические и акмеологические теории профессиональной деятельности и непрерывного образования педагога (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Ю.А. Гагин, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Е.А. Климов, А.А. Макареня, В.Н. Максимова, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая, В.Н. Скворцов и др.); теоретико-методологические подходы к проектированию и развитию образовательных систем (О.С. Анисимов, Ю.В. Громыко, Е.С. Заир-Бек, Н.А. Масюкова, Т.Г. Новикова, О.Г. Прикот, В.Е. Родионов, В.И. Слободчиков, А.П. Тряпицына и др.); основы теории развития творчества (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, Л. Рубинштейн и др.); концепция непрерывного образования взрослых (А.И. Жилина, Ф. Касаткин, Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Онушкин, В.И. Подобед и др.).Исследование развивает акмеологические идеи целостного развития человека в процессе образования, достижения им вершин в профессиональной деятельности и жизнедеятельности, идеи саморазвития и самореализации, творчества, зрелости и интеграции (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева, Г.С. Сухобская и др.).В работе использованы следующие методы: анализ педагогической, акмеологической, психологической, философской литературы по проблеме исследования, теоретическое моделирование и педагогическое проектирование; педагогический эксперимент; анализ результатов образовательной деятельности; анкетирование; психологическая и педагогическая диагностика; метод наблюдения; анализ собственной педагогической деятельности; методы математической статистики.Методики исследования: анкетный опрос; специальные тестовые задачи; анализ деятельности педагогов; анализ домашних заданий.Экспериментальная база исследования.В ходе эксперимента базу исследования составили: обучающиеся и педагоги Дома детского творчества (ДЦТ) г. Сосновый Бор; обучающиеся в подростковых клубах г. Сосновый Бор; педагоги и методисты Центра Развития Творчества (ЦРТ); педагоги и методисты Методического объединения ГДТЮ г. Санкт-Петербурга; педагоги, обучающиеся в Областном Центре развития дополнительного образования (ОЦРДО) г. Санкт-Петербурга. Всего экспериментом охвачено 136 педагогов и 158 обучающихся за 1999-2004 г.г..Этапы исследования.Этап первый — поисковый, (1999-2001 гг.) - изучение философской, науковедческой, психолого-педагогической и акмеологической литературы по проблемам проектирования, условий целостного развития педагогов и обучающихся, гуманизации образования, творческого и профессионального становления обучающихся и педагогов; формулировка исходной гипотезы; определение основных положений проектирования и реализации ИОП для УДОД и условий творческого развития обучающихся и педагогов при проектировании ИОП. Этап второй - опытно-экспериментальный, (2001-2003 гг.) экспериментальная проверка гипотетических предположений, формирующий эксперимент, анкетный опрос и анализ продуктов деятельности педагогов и домашних заданий обучающихся; доработка концепции исследования, конкретизация ведущих понятий исследования.Этап третий - результативно-обобщающий, (2003-2004 гг.) - выводы на основе обработки эмпирических данных, обобщение результатов исследования и проверка гипотезы, конкретизация концепции, оформление диссертации.Основные понятия исследования: 1) интегративная образовательная программа, под которой понимается совокупность учебных программ по предметам, интегрированных между собой на основе общего профиля или общих направлений образования и ведущих идей, обеспечивающих ее целостность; 2) профессиональная зрелость педагога ДОД - это его готовность к инновационной профессионально-педагогической деятельности, в структуру которой входят: профессиональная компетентность; педагогическое мастерство как способность к творческому решению нестандартных задач; инновационно - педагогическая направленность личности педагога как устойчивая мотивация творческого подхода к педагогической работе; 3) проектно-технологическая компетентность - инновационной компонент профессиональной зрелости, выражающийся в единстве теоретического, практического, мотивационного, личностного и творческого компонентов готовности педагога к проектировочной деятельности; 4) проектирование ИОП коллективная инновационная управленческо-педагогическая деятельность педагогов ДОД по созданию интегративного проекта образовательного маршрута обучающихся; 5) акмеологический подход к проектированию — это ориентация педагогов ДОД на развитие творческой индивидуальности как ведущую цель образовательной программы, моделирование интегративных результатов творческого развития педагогов (профессиональная зрелость) и обучающихся (творческая самореализация), реализация принципов саморазвития, рефлексивности, мотивации достижений, обеспечение успеха в технологиях развития творчества и технологиях системной диагностики.Основные результаты исследования.1. Разработана концепция, модель и технология проектирования ИОП для ДОД на основе акмеологического подхода.2. Конкретизирован понятийный аппарат исследования.3. Спроектированы ИОП: художественно-эстетического профиля, многопрофильная для ДДТ и программа развития ДДТ.
4. Определены показатели творческого развития педагогов в процессе проектирования и реализации ИОП.
5. Создана модель проектно-технологической компетентности педагогов ДОД как условия и результата их творческого развития.6. Разработана методика диагностики, получены экспериментальные данные о показателях творческого саморазвития обучающихся по интегративной образовательной программе художественно-эстетического профиля.Научная новизна исследования состоит в разработке концепции, модели и технологии проектирования ИОП дополнительного образования детей на основе акмеологического подхода, ориентированного на развитие творческой индивидуальности как педагога, так и обучающегося, в разработке и изучении показателей профессиональной зрелости педагогов творческой самореализации обучающихся в процессе реализации таких программ.Теоретическая значимость исследования.1, Разработана концепция и акмеологическая модель, которые определяют совокупность научных принципов и содержание этапов проектирования интегративной образовательной программы на основе акмеологического подхода.2 Конкретизировано научное содержание основных понятий исследования относительно системы ДОД: интегративная образовательная программа; проектирование ИОП; акмеологический подход к проектированию ИОП; профессиональная зрелость педагога; проектнотехнологическая компетентность педагога дополнительного образования; творческая самореализация обучающихся; технология проектирования и др.3 Разработана теоретическая модель творческого развития профессиональной зрелости педагога ДОД, имеющая трехкомпонентную структуру: специально-предметное и психолого-педагогическое развитие (профессиональная компетентность), творческое развитие и развитие личностно-профессиональных качеств.4 Разработана структура профессиональной зрелости педагогов ДОД, инновационным компонентом которой является проектно-технологическая компетентность, обеспечивающая готовность педагога к проектировочной деятельности на основе акмеологического подхода.Практическая значимость исследования: 1. Разработана и апробирована интегративная образовательная программа художественно-эстетического профиля. Профамма прошла экспертизу в Комитете общего и профессионального образования г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, получила статус "Авторской", в областном конкурсе авторских программ педагогических работников УДОД получила диплом Лауреата (2000 г.).2. Разработана и апробирована интегративная многопрофильная образовательная профамма учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества г. Сосновый Бор. По данной программе ДДТ проводит образовательную деятельность, в 2001 году в результате аттестации и аккредитации учреждения по программе была получена лицензия и аккредитация на образовательную деятельность; также разработана и апробирована программа развития учреждения ДДТ.
3. Разработано методическое обеспечение к основным темам программы, автор которого стал победителем областного конкурса методических материалов в Областном Центре развития дополнительного образования (2001г.).4. Подготовлено методическое пособие по проектированию ИОП художественно-эстетического профиля для детских объединений УДОД.
5. Разработана авторская методика диагностики уровней творческой самореализации обучающихся по интегративной образовательной программе.На защиту выносятся следующие положения: 1 .Акмеологический подход к проектированию интегративных образовательных программ дополнительного образования детей состоит в ориентации педагогов на развитие творческой индивидуальности на основе принципов саморазвития, рефлексивности, мотивации достижений, обеспечение успеха, индивидуализации творческой самореализации, междисциплинарной интеграции в процессе проектирования и реализации таких программ.2. Концепция проектирования ИОП на основе акмеологического подхода включает совокупность идей, отраженных в: 1) акмеологической модели проектирования ИОП; 2) технологии проектирования; 3) структуре профессиональной зрелости как акмеологического критерия готовности педагогов к развитию творческой деятельности обучающихся; 4) структуре проектно-технологической компетентности; 5) акмеологической модели развития профессиональной зрелости педагога ДОД; 6) методике диагностики творческой самореализации обучающихся, их обученности и воспитанности.3. Проектирование интегративных образовательных программ педагогами дополнительного образования детей представляет собой коллективную инновационную управленческо-педагогическую деятельность по созданию междисциплинарных проектов образовательной деятельности обучающихся (многопрофильных и однопрофильных), обеспечивающих их творческую самореализацию в избранном направлении или профиле дополнительного образования.4. Результатом проектирования ИОП, организуемого методистом Дома детского творчества как инновационная деятельность, является опережающее развитие творческих способностей педагогов, которое выражается в их профессиональной зрелости, включающей проектнотехнологическую компетентность и характеризующей их готовность к созданию психолого-педагогических условий для творческой самореализации обучающихся на этапе реализации таких программ.Апробация и внедрение осуществлялись: в практической деятельности методистов и педагогов в Доме детского творчества г. Сосновый Бор; в виде докладов на кафедре акмеологии и психологии ЛОИРО, лабораторий акмеологии образования и управления образованием взрослых в ИОВ РАО с 1999 по 2004 гг.; на международных и региональных научно-практических конференциях в ЛОИРО (1999-2004 гг.): "Личность, образование и общество в России начала XXI века" (2001 г.), IV областная научно-практическая конференция "Здоровье.Валеологические технологии" (2002 г.), I областная научно-практическая конференция "Культурное наследие Ленинградской земли" (2003 г.), "Личность. Общество. Образование" (2003, 2044 г.г.). Международная научно-практическая конференция "Образование взрослых в современном развивающем обществе" в ИОВ РАО (2003 г.); на методических курсах в ГДТЮ (1999-2004 гг.); на курсах повышения квалификации в ОЦРДО (2004 г.); а также в публикациях диссертанта.Структура диссертации отражает логику исследования и его результаты. Она состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы.
Просмотров: 147 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031