Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 19 » Скачать Проблема идентичности образа литературного героя как проблема повествования. Барабанова, Наталья Витальевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
00:33
Скачать Проблема идентичности образа литературного героя как проблема повествования. Барабанова, Наталья Витальевна бесплатно
Проблема идентичности образа литературного героя как проблема повествования

Диссертация

Автор: Барабанова, Наталья Витальевна

Название: Проблема идентичности образа литературного героя как проблема повествования

Справка: Барабанова, Наталья Витальевна. Проблема идентичности образа литературного героя как проблема повествования : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.08 Самара, 2004 316 c. : 61 05-10/503

Объем: 316 стр.

Информация: Самара, 2004


Содержание:

1 Введение
Глава
I Проблема идентичности личности как проблема повествовательного развертывания образа главного героя в романе XX века
11 Структура образа героя и романное повествование: постановка проблемы идентичности личности в романах ТМанна
12 Проблема тождества
13 1 Идентичность сознания и повествование
14 Сознание героя и сознание повествователя
15 Структурирование целостности сознания героя
16 Редукция персонажа
17 Инаковость и я персонажа
18 Неуловимость человеческого Я как проблема повествования
19 Повествование как форма идентификации героя в процессе воспоминания
110 3 Фантазия и воспоминание
111 Идентичность героя как проблема композиции
112 Модель построения и функционирования личной идентичности
113 Проблема множественности Я персонажа: герой в роли автора
114 Сюжет и характер
115 Художественная деятельность как проблема повествования
Глава
II Проблема построения образа героя в романе ТМанна «Признания авантюриста Феликса Круля»
21 Проблема субъекта повествования: возможный подход к анализу романа
22 Идентичность рассказчика
23 Идентичность героя и сюжетно-символическое пространство романа
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение:

Данное литературного исследование героя. посвящено проблеме идентичности личности в образа реальной Формирование идентичности действительности рассматривается в данной диссертации, прежде всего, с точки зрения актов сознания личного субъекта, в которых и происходит конституирование этого личного субъекта. Сознание субъекта непосредственно связано с актами восприятия, которые направлены либо на внешний мир, либо на собственное сознание личности, либо на отношения между Я и действительностью, между сознанием и конкретными формами бытия личности в действительности. Герой не возникает в романном повествовании сразу как нечто готовое, это, прежде всего, именно образ, который находится в процессе непрерывного формирования: в ходе развертывания произведения как целого возникают все новые и новые образы героя. Эти образы порождаются повествовательными точками зрения это точки зрения многообразными повествователя, рассказчика, это различные формы повествования от лица других персонажей, наконец, это и внесубъектные формы построения образа героя, каждая из которых, так или иначе, дает свое понимание, изображение, свой образ героя. Эти изображения характеризуют, как известно, не только самого героя, но и носителя речи, и мир художественного произведения в целом. Тем самым идентичность каждого героя литературного произведения оказывается проблемой, то есть, прежде всего, проблемой идентичности его образа, включающей в себя целый ряд аспектов. Идентичность подразумевает феномена, то есть соотнесение многоаспектное творческое образа героя со смысловым, осмысление идейным, социальным, культурным содержанием, формирующим его определенность. Проблема идентичности образа литературного героя обусловлена, в нашем понимании, с одной стороны, тем двоевластием в произведении автора и героя, о котором писал М.М.Бахтин, с другой стороны, процессуальным характером повествовательной деятельности творческого субъекта динамическинапряженным соотношением взаимодействием ценностной, смысловой направленности творческого субъекта, реализацией которой в произведении является герой. В процессе творческой деятельности идентичность образа героя формируется через отношение к определенным сторонам культурного, идейнофилософского, нравственно-психологического, социально-значимого содержания, связанного с полнотой действительной жизни конкретной личности человека. Лишь в качестве одного и менее значимого аспекта проблема идентичности включает в себя телесно-визуальную завершенность образа, создаваемую с помощью повествовательных единиц. Идентичность формируется в процессе повествования это деятельность, направленная на создание и сохранение некоторой определенности сознания и внешних форм бытия личности героя. В последовательности актов формирования идентичности создаются и сменяют друг друга различные образы героя, возобновляемые и опознаваемые читателем на основе повторяемости отдельных моментов сознания персонажа, создаваемых различными субъектами повествования, мотивов, других внесубъектных форм создания образа. В ходе развития идентичность героя получает минимальную романного действия любое ее определенность, последующее обогащение связано с частичным разрушением первоначальной заданности, каждый следующий шаг в нарушении этой уже сформированной данности стимулирует дальнейшее развертывание повествования, дальнейшую ее разработку. Повествование, таким образом, рассматривается в диссертации как процесс формирования идентичности образа героя. Процессы идентификации литературного героя в повествовательном произведении и понятие идентичности мало изучены в литературоведении. При этом они представляют собой важный аспект в понимании механизмов создания и восприятия художественного образа. Возникает необходимость рассматривать способы построения целостного образа героя в плане процессуальности повествовательной деятельности. Развертывание образа поэтому должно быть понято как процесс смены разных образов-проекций идентичности героя, которые являются, с одной стороны, формами идентификации автора, а с другой, проектами возможных форм идентичности личности в действительности культуры. В центре внимания должен оказаться не просто художественный образ или образ героя, и даже не формы его идентичности, а проблема формирования его целостности и самотождественности в повествовании. Соответственно и проблему сознания необходимо непосредственно связать с повествованием, и в этом рассмотреть идентичности. Речь должна идти об анализе способов завершения образа литературного героя, формирующих его идентичность. Важной задачей является осознание вопросы самосознания героя как проблемы ключе личностной проблем, связанных с формированием идентичности самим литературным героем в повествовании, и возможность определения его идентичности читателем в системе романного целого. Поэтому необходимо анализировать закономерности формирования идентичности образа литературного героя в системе персонажей в романном целом на разных уровнях повествования, определять варианты постановки и разработки проблемы идентичности личности в романном повествовании XX века, связанные с пониманием проблематичности личностного бытия и проблемой субъекта в целом, как она возникает и осознается в культуре XX века. Проблема идентичности героя и понимание авторского способа ее решения является основополагающим фактором для понимания целостности любого художественного произведения в жанре романа, однако наиболее остро проблема идентичности субъекта, личности, а также образа героя в литературе ставится в художественной культуре XX века. Поэтому основным материалом исследования М.Пруста, являются произведения О.Хаксли, Г.Гессе, Х.Кортасара, Дж. Джойса, М.Фриша, А.Дёблина, Т.Бернхарда, Л.Пиранделло, Э.Елинек, У.Дрезнер и др. Особое внимание уделяется творчеству Т.Манна, последовательно ставившего в своем творчестве в центр внимания различные аспекты идентичности личности и творческого субъекта. С помощью анализа форм идентичности образа литературного героя мы стремимся показать следующее: проблема идентичности личности и субъекта содержательно объединяет жизнь автора и его самосознание в процессе творческой деятельности, воображаемую жизнь героя в романном целом и механизмы функционирования сознания читателя; 2) формой авторской идентичности в творческой деятельности и идентичности читателя в процессе рецепции является образ героя, выступающий в виде проекта воображаемой личности; 3) идентичность героя формируется в динамическом, процессе формирования и последующего разрушения колебательном стабильной определенности его качеств ради обогащения образа героя новыми атрибутами, подтверждающими его самотождественность в целостности художественного произведения; 4) идентичность автора формируется в процессе определения и выявления его позиции по отношению к общественным и культурным нормам, мировоззренческим идеям, поведенческим стереотипам и оценке их значения и смысла в жизни человека; 5) проблема идентичности образа главного героя решается в процессе повествования с помощью сюжетно-композиционных, повествовательных решений и в свою очередь формирует структуру романа, так что форма идентичности героя и композиция романа предстают в виде взаимозависимых повествовательных структур. 6) Кроме этого, анализ идентичности образа главного героя в романе Т.Манна «Признания авантюриста Феликса Круля» должен показать, что этот роман имеет замкнутую, циклическую композицию, является завершенным произведением и связан с традицией не только плутовского, но, прежде всего, барочного галантного романа. 7) Проблематичность идентичности героя Феликса Круля, который в сюжетно-композиционном пространстве романа проходит путь становления художника и в то же время заключает в своей жизни, понимаемой в символическом ключе, важнейшие этапы субъекта творческой деятельности, раскрывает внутреннюю проблематику авторского повествования в данном романе. Методологическую основу исследования составляют идеи М.М.Бахтина, связанные с завершением образа и диалогическими отношениями между автором и героем. В работе используется концепция колебательного процесса формирования представления о себе («самости») через отношения с окружающим миром («инаковостью») П.Рикера, идеи Ж.Лакана о появлении субъекта лишь в момент его семиотической деятельности, а также разработки рецептивной эстетики. В разработке проблемы повествовательного развертывания образа литературного героя учтена современная теория субъекта, которая создает условия для анализа процессуально-динамических аспектов формирования образа героя и выдвигает проблему идентичности самого образа персонажа. Тем самым открывается новый спектр проблем, связанных со структурированием идентичности образа в процессе повествования. Идентичность романного персонажа и является реализуется структурообразующей в динамической категорией целостности повествования повествования. Она неразрывно связана с авторским способом овладения художественным целым и является способом конструирования целостности персонажа. Создание целостности персонажа является одной из задач эстетической деятельности автора. Завершенность персонажа не имеет оснований в действительности и является смысловым единством, целиком опосредованным автором, а затем и читателем. Эта целостность изображается с помощью отдельных элементов. Поэтому при подробном рассмотрении и сопоставлении с возможными подобными вариантами целостности реальной личности она обнаруживает огромное количество лакун. С этим связана проблема создания целостности образа героя и проблема понимания жизни и характера персонажа. Предметом художественного освоения в литературе, как известно, является человек. Человеческая жизнь, как пишет М.М.Гиршман, полностью «становится облекаясь в содержанием литературного произведения, лишь словесную форму, обретая в ней индивидуально-конкретное и завершенное воплощение» [135, 60]. Поскольку человеческая жизнь является центральным стержнем в предметности художественного освоения, постольку само по себе логоцентричное повествование совершается с помощью антропоморфных конструктов, будь то повествователь, рассказчик или герой, которые неизбежно вмещают в себя противоречивые подходы в понимании личного субъекта и его взаимодействия с целостностью художественного произведения. Любой персонаж является воображаемым проектом личного субъекта, то есть индивидуума, включенного в определенную семиотическую систему. Визуализированный проект личного субъекта, реализующийся в герое, делает каждого героя важным центром, в котором сходятся как интересы автора, так и читателя. Сознание любого субъекта живет за счет непрерывно сменяющихся идентификаций с явлениями предметного, мира. чувственного, психического, цепь абстрактно-категориального и т.д. Непрерывно сменяющаяся идентификаций определяет объект сознания любого субъекта, становится формой функционирования сознания личного субъекта. В плане физического, социального, культурного, психического и прочих форм познания себя человек непрерывно сопоставляет, соотносит себя с образами других людей, каждый раз с образом конкретного другого. Вслед за идентификацией следует приятие этого образа, но любое приятие тут же порождает более или менее глубокое отторжение [389, 40-41], за счет чего этот образ получает именно статус другого, инакового, не-меня. Человек проявляет наибольший интерес к инаковой человечности, так как она позволяет осуществиться его самопознанию. Любой герой является одной из возможных проекций человеческой инаковости. Герой, стоящий в центре нашего внимания, является проекцией индивидуума. Индивидуум можно понять как фундаментальное единство психофизиологической жизни человека, на основе которого зарождается ментальное представление о Я, и затем появляется способность к проявлению себя в качестве Ж.Лакан также говорит о неизменном моменте отторжения и отрицания образа другого, который появляется сразу после восприятия этого образа, то есть сразу после идентификации с ним. Любое позитивное сочувствие и соучастие моменту жизни другого порождает тут же внутреннее отрицательно маркированное отторжение его. За счет этого колебательного процесса формируется представление о Я и о другом [320, 253].субъекта. Речь о Я как субъекте, когда мы говорим в духе просвещенческой идеи его автономности, подразумевает отношение Я к самому себе, такую рефлексию, которая является особым случаем субъектно-объектных отношений. Я в рефлексии самого себя относится к себе как к объекту, оно пытается удержать это необходимое для рефлексии
Просмотров: 154 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930