Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 19 » Скачать Правовое регулирование обеспечения уплаты таможенных платежей. Коваленко, Елена Петровна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
00:41
Скачать Правовое регулирование обеспечения уплаты таможенных платежей. Коваленко, Елена Петровна бесплатно
Правовое регулирование обеспечения уплаты таможенных платежей

Диссертация

Автор: Коваленко, Елена Петровна

Название: Правовое регулирование обеспечения уплаты таможенных платежей

Справка: Коваленко, Елена Петровна. Правовое регулирование обеспечения уплаты таможенных платежей : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.14 / Коваленко Елена Петровна; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского] - Саратов, 2009 - Количество страниц: 214 с. Саратов, 2009 214 c. :

Объем: 214 стр.

Информация: Саратов, 2009


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретико-правовые основы обеспечения уплаты таможенных платежей
§ 1 Таможенные платежи как институт таможенного права
§ 2 Понятие, правовая природа и принципы обеспечения уплаты таможенных платежей
§ 3 Способ обеспечения уплаты таможенных платежей: понятие, виды
Глава 2 Особенности правового регулирования способов обеспечения уплаты таможенных платежей
§ 1 Залог и поручительство в таможенном законодательстве: правовая природа, общие черты и отличия—
§ 2 Банковская гарантия и правовые основы ее использования
§ 3 Иные способы обеспечения уплаты таможенных платежей

Введение:

Актуальность темы исследования. Таможенные платежи в современных условиях остаются одним из важных источников пополнения государственной казны. При этом повышение собираемости таможенных платежей находится в прямой зависимости от объемов внешнеторговой деятельности и от уровня эффективности применяемых правовых средств, гарантирующих своевременное и полное поступление таможенных платежей в казну государства.
Следуя общепринятым международно-правовым нормам, Таможенный кодекс Российской Федерации (далее по тексту — ТК РФ)1, вступивший в законную силу 1 января 2004 г., в качестве одного их базовых принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу устанавливает принцип, согласно которому таможенные органы вправе требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ. Обеспечение уплаты таможенных платежей на данном этапе развития российской экономики является наиболее эффективной гарантией наполнения государственной казны и, как следствие, стабильности всей финансовой системы государства.
Комплексность отрасли таможенного законодательства отражается и на I институте обеспечения уплаты таможенных платежей, поскольку отношения, возникающие в его рамках, регулируются нормами гражданского и таможенного законодательства.
Действующий ТК РФ детально регулирует порядок, условия предоставления и способы обеспечения уплаты таможенных платежей, однако, на практике реализация норм кодекса все же порождает проблемы, требующие немедленного реагирования в виде внесения соответствующих изменений и дополнений в таможенное законодательство. I
1 См.: Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ (с изм. и доп., включая от 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066; 2009. № 1. Ст. 22.
Кроме того, в настоящее время в законодательстве не нашли своего закрепления такие важные для таможенного обеспечения правовые понятия, как «таможенные платежи», «обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (таможенное обеспечение)», «способ обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (способ таможенного обеспечения)». Недостаточно полно и широко изученными следует признать вопросы правового регулирования механизма таможенного обеспечения в целом, и отдельных способов таможенного обеспечения в частности. В связи с этим комплексная теоретическая разработка проблем таможенного обеспечения позволяет выявить пробелы в законодательстве, а также различные коллизии и неточности в регламентации таможенного обеспечения и создать адекватную нормативную базу в части регулирования данного механизма.
Актуальность темы диссертационного исследования определяется необходимостью уяснения правовой природы таможенных платежей, анализа содержания обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, а также поиском путей повышения эффективности использования на практике отдельных способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. Решение этих и других поставленных в работе во-. просов имеет важное значение как для теории финансового, таможенного права, так и для правовой науки в целом.
Состояние и степень научной разработанности темы. До настоящего времени в юридической науке не проводились комплексные теоретические исследования проблем обеспечения уплаты таможенных платежей, хотя в последние годы в различных отраслях права ученые стали уделять больше внимания исследованиям отдельных элементов и дискуссионных вопросов обеспечения исполнения обязательств.
Существенное влияние на содержание работы оказали труды российских ученых дореволюционного и советского периодов: JI.K. Вороновой, С.А. Котляровского, И.Х. Озерова, М.И. Пискотина, К.К. Сандровского,
С.Д. Цыпкина, И.И. Янжула и др.
Теоретической основой исследования проблем обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей выступили труды ведущих ученых России и Ближнего зарубежья в сфере финансового, таможенного права: Н.М. Аргемова, Г.В. Арупоняна, ОЮ. Бакаевой, ICA. Бекяшева, М.Е. Береговой, ДБ.Винницкого, БИГабричидзе, Е.Ю.Грачевой, ВГ.Драганова, СБ.Запольского, НИ. Землянской, Е.А. Имыкшеновой, МБ. Карасевой, СБ. Кивалова, А.Н. Козьтрина, ИИ Кучерова, Е.У. Латыповой, АФ. Ноздрачева, СГ. Пепеляева, Г.В. Петровой, ИВ. Рукавишниковой, Э.Д Соколовой, ВГ. Свинухова, ТИ Трошкиной, СБ. Халипова, Н.И. Химичевой, ВИ Шавшиной, РА Шепенко и др.
Автор опирался, кроме того, и на выводы специалистов в области административного права, таких как Д.Н. Бахрах, А.В. Демин, В.М. Манохин, В.И. Новоселов, Ю.Н. Старилов, Ц.А. Ямпольская и др.
При проведении настоящего исследования были использованы труды ведущих ученых в области теории права и государства: С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, A.M. Васильева, Д.А. Керимова, P.O. Киримовой, А.В. Малько, Д.Е. Петрова, С.В. Полениной, И.Н. Сенякина, Ю.А. Тихомирова, и др.
При рассмотрении в работе правовой природы, сущности и способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей особое внимание уделено научным достижениям специалистов в сфере гражданского, банковского права, в т.ч., В.А. Белова, В.В. Витрянского, Б.М. Гонгало, Л.Г. Ефимовой, Т.И. Илларионовой, О.С. Иоффе, А.В. Латынцева, Е.А. Павлодского, Е.Н. Пастушенко, Н.Ю. Рассказовой, Т.Г. Тимаковой, Г.Ф. Шершеневича и др.
Сравнительно недавно содержание исследуемого явления было раскрыто в диссертационной работе Т.А. Тулуповой1, однако, обеспечение уплаты таможенных платежей в ней определяется через правовой режим. За рамками этого научного труда остались место и особенности субинститута обеспече
1 См.: Тулупова Т.А. Правовой режим обеспечения уплаты таможенных платежей: дне. . канд. юрнд. наук. M., 2006. ния уплаты таможенных платежей в системе таможенного права, проблемы классификации способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, основные начала (принципы) обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специфика правового регулирования отдельных способов обеспечения уплаты таможенных платежей, в связи с этим данные обстоятельства требуют более детального научного исследования в рамках правового регулирования обеспечения уплаты таможенных платежей. Работа направлена на решение научной задачи исследования и анализа применения способов обеспечения уплаты таможенных платежей.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, а также правоприменительная практика по данной проблематике.
Целью настоящего исследования является комплексная, всесторонняя теоретическая разработка правовых основ обеспечения уплаты таможенных платежей, установление перспектив их развития и путей совершенствования нормативно-правового регулирования и правоприменения.
Достижение поставленной цели определило необходимость решения следующих задач: характеристика таможенных платежей как комплексного правового института, уяснение его места в системе таможенного права; установление особенностей системы таможенных платежей; анализ общих условий обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей; разработка понятийного аппарата, позволяющего уяснить правовую природу таможенных платежей, сущность обеспечения уплаты таможенных платежей, способа таможенного обеспечения (в частности, сформулированы понятия: «таможенные платежи», «обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов», «способ обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов»); систематизация и раскрытие сущности принципов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов; классификация способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и исследование их правового обеспечения и практики применения; сравнительно-правовой анализ таможенного законодательства Российской Федерации и стран СНГ, регулирующего способы обеспечения уплаты таможенных платежей; исследование правовой природы отношений по обеспечению исполнения обязанности по уплате таможенных платежей; разработка рекомендаций по совершенствованию таможенного законодательства Российской Федерации в части обеспечения уплаты таможенных платежей.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы - диалектический метод познания и метод системного анализа, а также частно-научные методы - исторический, сравнительно-правовой, статистический, технико-юридический и др. Так, исторический метод позволил проследить генезис банковской гарантии в российском законодательстве; статистический метод - применялся при определении доли таможенных платежей в доходной части федерального бюджета; сравнительно-правовой метод - позволил сопоставить законодательство стран СНГ и российского таможенного законодательства, регулирующего способы обеспечения уплаты таможенных платежей и др.
Используемые в диссертации методы не исключают возможности простого изложения фактов с целью придания необходимой аргументации достаточной доказательственной силы.
Теоретическую основу исследования составили научные работы по общей теории государства и права, финансовому, таможенному, административному и гражданскому праву. Важное значение в ходе написания диссертации придавалось также анализу нормативных актов и материалам правоприменительной практики.
Нормативная и эмпирическая база исследования. Нормативную базу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты подзаконного характера (в т.ч. приказы и распоряжения Федеральной таможенной службы Российской Федерации).
В качестве эмпирического материала в работе использовались отдельные постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и федеральных арбитражных судов округов, периодическая печать, официальные статистические данные, а также информация сети Интернет, затрагивающие различные аспекты исследуемой проблематики.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые предпринята попытка комплексного исследования вопросов правового регулирования обеспечения уплаты таможенных платежей.
На защиту выносятся следующие положения, являющиеся новыми или содержащие элементы новизны:
1. В теоретическом аспекте таможенные платежи рассмотрены как структурный элемент системы таможенного права, обладающий такими признаками правового института, как устойчивость, единая направленность, юридическое единство и взаимосвязь правовых норм.
Институт таможенных платежей представляет собой сравнительно небольшую, устойчивую группу правовых" норм, регулирующих правоотношения по установлению, исчислению, уплате, взиманию, обеспечению, взысканию и перечислению таможенных платежей в доходную часть бюджетной системы. Предлагается авторское определение понятия «таможенные платежи» - это обязательные платежи (таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы), подлежащие перечислению в бюджетную систему Российской Федерации, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации и Налотовым кодексом Российской Федерации, взимаемые таможенными органами, за исключением случаев, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации, уплачиваемые лицами, участвующими в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, а также, совершающими действия, сопутствующие такому перемещению». Целесообразно закрепить данное определение в статье 11 ТК РФ.
2. Нормативная обособленность, отраслевая разнородность объединенных в институте норм и его составной характер позволили определить институт таможенных платежей как комплексный правовой институт таможенного законодательства, включающий в себя нормы различных отраслей российского законодательства: конституционного, финансового, таможенного, гражданского и др. Результат сравнительного правового анализа отдельных норм таможенного и налогового законодательства показал, что в целях совершенствования правового регулирования в сфере таможенных платежей законодателю необходимо более четко разграничить предметы регулирования налогового и таможенного законодательства, в силу чего пункт 2 статьи 2 Налогового кодекса РФ следует изложить в такой редакции: «К отношениям по установлению, введению и взиманию налога на добавленную стоимость и акциза, взимаемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за их уплатой, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах применяется, в части, не урегулированной таможенным законодательством Российской Федерации».
3. Предлагается положение подпункта 25 пункта 1 статьи 11 ТК РФ изложить в следующей редакции: «под налогами в настоящем Кодексе понимаются налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые таможенными органами, в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации».
Положение подпункта 26 пункта 1 статьи 11 ТК РФ «внутренние налоги — это налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории Российской Федерации» целесообразно исключить в виду несостоятельности данного определения.
4. Доказано, что правоотношения по обеспечению исполнения обязанности по уплате таможенных платежей носят комплексный характер, т.к., с одной стороны, они возникают на основе финансового правоотношения по поводу уплаты таможенных платежей, имеющего публично-правовой характер, (основное правоотношение), а, с другой стороны, возникшее обеспечительное правоотношение носит частноправовой характер (дополнительное правоотношение). Специфика заключается в том, что и в основном, и в дополнительном правоотношении одной из сторон выступает публичное образование (государство) в лице специально уполномоченного им на это органа исполнительной власти — таможенного органа.
5. Формулируются авторские определения следующих понятий.
Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (таможенное обеспечение)» - «это отношения, урегулированные нормами различной правоотраслевой принадлежности, складывающиеся по поводу предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, направленных на создание дополнительных гарантий, способных защитить публичные интересы государства от непоступления или несвоевременного поступления таможенных пошлин, налогов в бюджетную систему государства». Предлагается закрепить данное определение в пункте 1 статьи 337 ТК РФ.
Способ обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (способ таможенного обеспечения)» - «это правовое средство, направленное на создание условий для гарантированного взимания таможенных пошлин, налогов, на защиту фискальных интересов государства путем предотвращения ущерба от неисполнения, неполного либо несвоевременного исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов». Предлагается закрепить данное определение в пункте 1 статьи 340 ТК РФ.
6. Объектом таможенного обеспечения является исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, включающее в себя два вида юридически значимых действий — добровольное исполнение субъектом возложенной на него обязанности (уплату таможенных пошлин, налогов) и ее принудительное исполнение таможенными органами (взыскание таможенных пошлин, налогов). В связи с этим предлагается заменить используемый законодателем термин «обеспечение уплаты таможенных платежей» в виду его несоответствия фактическому содержанию термином «обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов».
7. Разработана система принципов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов: законность, свобода выбора плательщиком конкретного способа обеспечения, целенаправленность таможенного обеспечения, фискальность, приоритетность публичных интересов, сочетание диспозитивных и императивных начал таможенного обеспечения.
8. Сформулированы критерии классификации способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов: 1) отраслевая принадлежность; 2) выполняемые функции; 3) содержание; 4) сфера действия; 5) основания применения; 6) категория плательщика.
9. В целях эффективности применения таможенного обеспечения внесены предложения, направленные на совершенствование норм ТК РФ, в т.ч.: пункт 3 статьи 337 ТК РФ, закрепляющий условия принятия таможенными органами генерального обеспечения, дополнить положением следующего содержания: «Порядок принятия таможенными органами генерального обеспечения определяется нормативно-правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела»; пункт 1 статьи 341 ТК РФ дополнить следующим положением: «Предметом залога не может быть имущество, являющегося предметом другого договора залога»; пункт 2 статьи 341 ТК РФ изложить в следующей редакции: «Залог оформляется в соответствии с гражданским законодательством путем заключения договора между таможенным органом и залогодателем»; статью 346 ТК РФ дополнить положением следующего содержания: «Порядок и условия принятия в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов поручительства определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела»; включить в число способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей удержание имущества и дополнить пункт 1 статьи 340 «Способы обеспечения уплаты таможенных платежей» Таможенного кодекса РФ подпунктом 5 «удержание имущества».
Теоретическая и практическая значимость работы определяется актуальностью и новизной представленных в ней положений, нацеленностью изложенных рекомендаций на совершенствование таможенного законодательства и практики его применения.
Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть применены в процессе преподавания учебных курсов «Финансовое право», «Таможенное право», «Налоговое право».
Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в законотворческой деятельности по совершенствованию правовых норм, регулирующих установление и взимание таможенных платежей, а также в правоприменительной практике.
Апробация результатов исследования была осуществлена в следующих формах:
• чтение лекций и проведение семинарских занятий по финансовому праву в ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»;
• выступление с докладами на научно-практических конференциях;
• публикация научных статей, содержащих основные теоретические выводы и положения;
• обсуждение и одобрение диссертации на кафедре финансового права и судебно-экономических экспертиз ГОУ ВПО «Саратовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованных источников.
Просмотров: 153 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930