Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 1 » Скачать Повышение качества профессиональной подготовки следователей в вузе МВД России с учётом региональной специфики. Баранникова, бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
11:20
Скачать Повышение качества профессиональной подготовки следователей в вузе МВД России с учётом региональной специфики. Баранникова, бесплатно
Повышение качества профессиональной подготовки следователей в вузе МВД России с учётом региональной специфики

Диссертация

Автор: Баранникова, Наталья Валерьевна

Название: Повышение качества профессиональной подготовки следователей в вузе МВД России с учётом региональной специфики

Справка: Баранникова, Наталья Валерьевна. Повышение качества профессиональной подготовки следователей в вузе МВД России с учётом региональной специфики : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Санкт-Петербург, 2004 167 c. : 61 05-13/885

Объем: 167 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2004


Содержание:

Глава
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ В ВУЗАХ МВД РОССИИ
11 Особенности деятельности следователей в Уральском регионе
12 Критерии и показатели качества профессиональной подготовки следователей в вузе МВД России
13 Повышение качества профессиональной подготовки как педагогическая проблема высшей школы
14 Программа повышения качества профессиональной подготовки следователей с учётом региональной специфики
Глава
II ОПЫТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ ДЛЯ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА В ВУЗЕ МВД РОССИИ
21 Совершенствование структуры и содержания подготовки следователей с учётом региональной специфики
22 Организация учебно-методической работы на факультете по подготовке следователей
23 Организация и содержание переподготовки преподавателей юридического вуза
24 Оценка деятельности по повышению качества профессиональной подготовки следователей для Уральского региона

Введение:

Актуальность темы исследования. Современный этап развития обучения в высшей школе характеризуется ориентацией на качество профессиональной подготовки специалистов. Об этом свидетельствует большое количество исследований по проблеме, материалы международных и региональных научно-практических и методических конференций, которые ежегодно проводятся в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Тюмени и многих других городах страны.В вузах МВД России идёт активный поиск условий и средств, способствуюищх совершенствованию процесса подготовки кадров для подразделеш1Й органов внутренних дел. Проблемы профессиональной гюдготовки и пути повышения её качества в учебных заведениях МВД России рассматривались в трудах многих исследователей. Значительный вклад в развитие вузовской юридической педагогики внесли Безносов СП., Васильев В.Л., Иваницкий Л.Т., Кикоть В.Я., Коновалова Л.И., Олейников B.C., Рыбников В.Ю., Сальников В.П., Силкин И.И., Слепов В.Я., Хальзов В.И., Юрченко Я.Я. и другие авторы. Их работы служили основой для исследования проблемы повышения качества профессиональной подготовки будущих следователей в вузе МВД России. Одним из современных направлений повышения качества профессионального образования является развитие практико-ориентированных технологий обучения, в том числе учёт требований региона, в котором будут работать выпускники конкретного учебного заведения.Работа следователя в Уральском регионе имеет существенные особенности, которые обусловлены большими расстояниями и отдалён1юстью районных подразделений органов внутренних дел от центра.В связи с этим при работе в Уральском регионе следователям приходится сталкиваться с определёнными трудностями профессионального и личностного характера, которые предъявляют специфические требования к выпускникам вуза и должны учитываться в процессе профессиональной подготовки.В тоже время подготовка следователей с учётом региональной специфики их деятельности практически не исследована. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) второго поколения по специальности 021100 - «Юриспруденция», которая включает в себя уголовно-правовую специализацию (ведомственная специализация - предварительное следствие в органах внутренних дел), и программы учебных дисциплин, учебных практик и стажировки не отражают такую специфику.Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью педагогической подготовки следователей в вузе МВД России с учётом региональной специфики и недостаточной её научнометодической разработанностью.Цель исследования: повышение качества профессиональной подготовки следователей на ос1юве учёта особенностей деятельности сотрудников органов внутре1пшх дел в Уральском регионе.Объект исследования: процесс профессиональной подготовки следователей для Уральского региона в вузе МВД России.Предмет исследования: организационно-педагогические условия повЕ.ииения качества профессиональной подготовки следователей для Уралиэского региона в вузе МВД России.Гипотеза исследования: качество профессиональной подготовки следователей может быть повышено, если: - её структура и содержание учитывают специфику работы выпускников вуза в регионе; - организация учебно-методической работы вуза обеспечивает введение региональной специфики в учебный процесс; (S - в учебный процесс внедряются практико-ориентированные методы обучения, формируюии1е знания и умения, важные для работы следователя в условиях Уральского региона; - программа подготовки и переподготовки преподавателей вуза включает информацию о региональной специфике работы сотрудников органов внутренних дел.Задачи исследования: 1. Выявить специфику условий работы следователей Уральского региона.2. Определить критерии оценки и результативность деятельности по повЕэПнению качества профессиональной подготовки следователей для Уральского региона.3. Разработать профамму повышения качества профессиональной подготовки следователей для Уральского региона.4. Обосновать организационно-педагогические условия повышения профессиональной подготовки следователей с учётом региональной специфики.5. Разработать практические рекомендации по повышению качества профессиональной подготовки следователей для Уральского региона в вузе МВД России.Методологическую основу составили идеи о системном подходе к профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов, о личностно-деятельностном подходе к совершенствованию профессиональных качеств и подготовки сотрудников ОВД к профессиональной деятельности, о развитии личности и зависимости этого процесса от условий деятельности.Научно-теоретическую основу исследования составили труды: - по методологическим проблемам развития личности и субъекта профессиональной деятельности: Ананьева Б.Г., Зимней И.Л., Климова Е.Л., Конюлевои СВ., Леонтьева Л.Н., Ломова Б.Ф., Иазаренко Л.Ф., Рсана Л.Л., Рубинштейна Л., Як-унина В.Л.; - по вопросам профессиональной подготовки в военных и юридических учебных заведениях: Барабанщикова Л.В., Кикотя В.Я., Латышева О.М., Слепова В.Я., Скопылатова И.Л, Юрченко Я.Я.; - по проблемам совершенствования профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов: Васильева В.Л., Гейжан Н.Ф., Колодкина Л.М., Иваницкого А.Т., Олейникова B.C., Сальникова В.П., Силкина Н.Н., Хальзова В.И., Числова А.И. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: - аналитические: анализ психолого-педагогической литературы по теме; анализ нормативных документов, регламентирующих работу следственных подразделений УВД (ГУВД) МВД России; анализ содержания и форм профессиональной подготовки следователей в учебных заведениях МВД России; анализ переподготовки преподавателей юридического вуза в системе повышения квалификации и в процессе служебной подготовки; - диагностические: анкетирова1ше, экспертные оценки, беседы с руководителями и сотрудьшками следственных подразделений УВД (ГУВД) МВД России, к-урсантами и слушателями вузов МВД России, анализ, обобщение и математические методы обработки эмпирических данных; формирующие: разработка программы повышения качества профессиональной подготовки следователей с учётом региональной специфики; разработка и введение в учебную программу спецкурса по проблеме; организация научно-методического обеспечения разработанной программы; консультации преподавателей по содержанию и специфике деятельности сотруд1шков следственных подразделений органов внутренних дел.Исследование проведено в 2001-2004 гг. на базе следственных подразделений ОВД ГУВД Тюменской области, на факультетах по подготовке следователей и правоохранительной деятельности Тюменского юридического института МВД России. В исследовании участвовало 32 сотрудника следственных подразделений, 208 курсантов и слушателей факультетов по подготовке следователей и правоохранительной деятельности, преподаватели Тюменского юридического института МВД России.Исследование проводилось в три этапа. I этап - содержал изучение литературы и диссертационных исследова1Н1Й но проблеме совершенствования профессиональной подготовки; анализ директивных требований и практики профессиональной подготовки следователей; анализ практики комплектования штатов в следственных подразделениях органов внутренних дел и документов, направленных на совершенствование деятелыюсти следственных подразделений; выявлялась структура и содержание понятия «качества профессиональной подготовки»; определялись цели, гипотеза и задачи исследования (2001 г.). II этап - выявлялись проблемы вхождения следователей в профессию в зависимости от уровня их базового образования; их затруднения в нрофессиональной деятельности па начальном этапе. Проводилась первичная диагностика, выявлялись запросы и затруднения следователей разного уровня подготовки, работающих в разных районах Уральского региона.Исследовались проблемы профессиональной подготовки следователей в учебных заведениях (2002 г.). III этап — разработана и апробирована программа повышения качества нрофессиональной подготовки следователей с учётом региональной специфики. Проводился анализ эффективности проведённой работы, обобп1ение полученных результатов, публикация промежуточных данных; подготовка диссертационного исследова1Н1я к защите (2002-2004 гг.). Fla защиту' выносятся следующие положения: 1. Специфика работы следователей Уральского региона. В условиях выезда в отдалённые районы сотрудникам приходится длительное время взаимодействовать в малой (следственно-оперативной) группе, действовать в непредвиденных ситуациях и принимать решение самостоятельно при отсутствии связи с центром, руководителем следственного подразделения.Помимо основных функций, связа1П1ых с расследованием преступлений, следователь исполняет множество дополнительных обязанностей, обусловленных некомплектом личного состава в отдалённых районах Урала и Сибири; осуществляет следственные действия с непрофессионально подготовленными кадрами. Как следствие определены требования к профессиональной подготовке будущих следователей.2. Профамма повышения качества профессиональной подготовки следователей для Уральского региона, которая включает в себя орга1И1зационный, управленческий и педагогический блоки, которые дифференцированы по этапам вхождения в профессию, по формам обучения и восгштания, по содержанию профессиональной подготовки. Содержание конкретизировано в спецкурсе «Деятельность следователя в Уральском регионе».3. Организационные условия повышения профессиональной подготовки следователей с учётом региональной специфики: включение спецкурса в перечень специальных дисциплин ГОС ВПО второго гюколеьшя по специалыюсти 021100 — «Юриспруденция» и в профамму повышения квшшфикации и переподготовки профессорско-преподавательских кадров; учебно-методическое обеспечение работы на факультете по подготовке следователей; организация профессионалыюй подготовки и псрсгюдготовки кадров для следствия по очной и заочной формам обучения, на факультете повьннения квалификации; целевая направленность научных исследова1П1Й и методического материала (учебных программ, учебников, пособий); обмен опытом работы с сотрудниками ОВД на местах; проведете профориентационной работы с курсантами и слушателями, развивающей точные и полные знания о профессии следователя, а также мотивацию выбора данной специальности.4. Педагогические условия повышения профессиональной подготовки следователей с учётом региональной специфики: практико-ориентированиое содержание профессиональной подготовки на факультете, усиливающее многопрофильность знаний и у^мений курсантов; умений организовать ритмичную работу, распределять рабочее время; введение интерактивных методов преподавания, развивающих коммуникативные качества и умения будущих следователей; целенаправленная воспитательная работа с курсантами, усиливающая ответственность и самостоятелыюсть специалиста в принятии решений. HayMiiati новизна исследования заключается в следующем: впервые проблема повышения качества профессиональной подготовки следователей в вузе МВД России с учётом региональной специфики стала предметом специалыюго исследования; - выявлена организационно-содержательная специфика деятельности следователей ОВД для Уральского региона; - разработаны критерии оценки и результативность деятельности но новьнпению качества профессиональной подготовки следователей для Уральского региона; - разработана и апробирована программа повьннения качества профессиональной подготовки следователей с учётом регионшн>ной спе1щфики, включающая в себя организационный, управленческий и педагогический блоки, дифференцированные но этапам вхождения в профессию, по формам обучения и воспитания, по содержанию профессиональной подготовки; - определены организациоьпю-педагогические условия повышения профессиональной подготовки следователей с учётом региональной специфики в условиях вуза, организация и содержание переподготовки преподавателей юридического вуза в системе повышения квалификации и в процессе служебной подготовки.Практическая значимость исследования состоит в том, что: - проблема учёта региональной специфики актуализирована как важное направление повышения качества профессиональной подготовки следователей для органов внутренних дел Уральского региона; - выделенные критерии и показатели качества профессиональной подготовки могут применяться с целью анализа и совершенствования ирофессиональной подготовки следователей как в процессе организации их обучения, так и в процессе самообразования; - программа повышения качества профессионалыюй подготовки следователей с учётом региональной специфики может быть использована на других факультетах и в других вузах МВД России; - материалы исследования могут быть использованы при подготовке и переподготовке следователей орга1юв внутренних дел, начинаюпшх иреподавателей в целях повышения качества обучения сотрудников правоохранительных органов.Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется использованием современной методологии личностноориентированного обучения и воспитания, системного анализа при рассмотрении состояния проблемы, выбором теоретических и эмпирических методов, адекватных его целям и задачам; охватом репрезентативной выборки; комплексным характером научно-методических рекомендаций; личным участием автора в проведении аналитического, диагностического и формирующего этапов исследования в качестве начальника учебнометодического отделения учебного отдела Тюменского юридического института МВД России.Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России (20032004 гг.); на научно-практических конференциях: «XXI век: образование и духовно-нравственное воспитание» (Тюмень, 2004 г.), «Юридическое образование в правоохранительных органах: состояние и перспективы» (Санкт-Петербург, 2004 г.), «Образование в Тюменской области: интеллектуальный и социально-культурный потенциал» (Тюмень, 2004 г.); научно-методических конференциях: «Фундаментализация профессионального образования в университетском комплексе» (Тюмень, 2004 г.); учебно-методических конференциях «Пути соверп1епствования учебно-воспитательного процесса в ВУЗе» (Тюмень, 2004 г.); учебнометодических сборах: «Концептуальное единство учебного процесса и проблемы взаимодействия структурных подразделений Тюменского юридического института МВД России» (Тюмень, 2003 г.), «Активные формы обучения в высших учебных заведениях: современное состояние и нерспективы развития» (Тюмень, 2003 г.), «Пути повышения качества профессиональной подготовки курсантов и слушателей в вузах МВД России» (Тюмень, 2004 г.).Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (8 разделов), заключения, библиографического списка используемой литературы (187 источников) и 5 приложений.Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается научный аппарат исследования: цель, объект, предмет, гигютеза, задачи, методы и этапы исследования, характеризуется его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; содержатся сведения об апробации результатов; приводятся положения, выносимые на заитту.В первой главе «Теоретические осиовы повытсиия качества профсссиоиалыюй подготовки следователей в вузах МВД России», состоящей из четырёх разделов, анализируются методологические основы повышения качества профессиональной подготовки в высшей школе, рассматриваются особенности деятельности следователей в Уральском регионе, раскрывается суицюсть и содержание понятия «качество профессиональной подготовки», представлена программа повышения качества профессиональной подготовки следователей с учётом региональной специфики.Во второй главе «Опыт повышения качества профессиональной подготовки следователей для Уральского региона в вузе МВД России», состоящей из четырёх разделов, рассмотрена организация диагностического этапа исследования и его основные результаты, обосновываются совершенствование структуры и содержания подготовки следователей с учётом региональной специфики, раскрываются организация учебнометодической работы на факультете по подготовке следователей, организация и содержание переподготовки преподавателей юридического вуза, определяются критерии оценки и результативность деятельности по повышению качества профессиональной подготовки следователей для Уральского региона.
Просмотров: 138 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930