Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 25 » Скачать Политика Советского государства в области культуры (октябрь 1917 - 1921 гг.). Гулев, Владимир Викторович бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
12:34
Скачать Политика Советского государства в области культуры (октябрь 1917 - 1921 гг.). Гулев, Владимир Викторович бесплатно
Политика Советского государства в области культуры (октябрь 1917 - 1921 гг.)

Диссертация

Автор: Гулев, Владимир Викторович

Название: Политика Советского государства в области культуры (октябрь 1917 - 1921 гг.)

Справка: Гулев, Владимир Викторович. Политика Советского государства в области культуры (октябрь 1917 - 1921 гг.) : диссертация кандидата исторических наук : 07.00.02. Москва, 1984 241 c. : 61 85-7/582

Объем: 241 стр.

Информация: Москва, 1984


Содержание:

ГЛАВА
I ПЕРЕХОД СРЕДСТВ ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА В " РУКИ ПОБЕДИВШЕГО ПРОЛЕТАРИАТА
§I Основы культурной политики Советского государства
§2» Создание органов государственного руководства и управления культурой • • • • • • •
§3, Ликвидация бург^уазных учреадений культуры и создание пролетарских учреждений культуры
ГЛАВА
II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ РЕАЖЗАЦИа
§I, Ограничение и вытеснение реакционной буржуазной культуры
§2, Поддержка первых ростков социалистической
10гльтуры
§3 Освоение культурного наследия ЗАБЛКНЕНИЕ ПРИМЕЧАНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНШХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Революционный характер современной эпохи, эпохи перехода от капитализма к социализму, определяет возрастающий интерес к истории социалистического строительства в нашей стране - первой стране победившего социализма, Одной из важных закономерностей перехода к социализму является культурная революция - глубочайший переворот в духовной жизни, в ходе которого создается культура нового, социалистического типа, а широкие народные массы, лишенные до этого доступа к сокровищницам мировой и национальной культуры, получают возможность создавать собственную культуру, стать активным субъектом культурного строительства» Культурная революция - это не стихийный процесс, развивающийся самопроизвольно, без руководящего начала, как это представлялось оппортунистам П Интернацио*нала» Исходя из принципов революционного марксизма, Российская Коммунистическая партия взяла дело строительства новой культуры в свои руки, "Мы - комляунисты. Мы не вправе сидеть сложа руки и позволять хаосу распространяться, как ему угодно. Мы должны стремиться к тому, чтобы с ясным сознанием руководить также и этим развитием, чтобы формировать и определять его результаты',говорил В.И*Ленин в беседе с К,Цеткин по вопросам культуры.Форм1фующим началом развития социалистической культуры, культурной революции явилась деятельность Советского государства, культурная политика которого разрабатывалась и осуществлялась под руководством Коммунистической партии. Поэтой^у адекватное понимание и объективное освещение сложных цроцессов культурной революции невозможно без изучения и анализа культурной политики Советского государства.В постановлении июньского (1983 г,) Пленума Щ КПСС "Актуальные вопросы идеологической,"массово-политической работы партии" было указано на необходимость "улучшить пропаганду марксизма-ленинизма, истории и политики партии, опыта ее деятельнос2 ти на различных этапах борьбы за социализм" • В этом плане особый интерес представляет изучение культурной политики Советско-^ го государства первых лет революции, когда под руководством Коммунистической партии вырабатывались и проходили цроверку на практике ее основные принципы, формы и методы. Многое из ценного опыта тех лет имеет непреходящее значение и в наше время. Показ конкретных путей превращения культуры "из орудия капитализма в орудие социализма"*^ в нашей стране, обобщение опыта культурной политики Советского государства в первые послеоктябрьские годы помогает коммунистическим партиям других стран правильно учесть и реализовать такую закономерность строительства социализма, как "осуществление социалистической революции в облас*ти идеологии и культуры"^.История культурной революции в нашей стране является ареной острой идеологической борьбы. Наши идейные противники, извращая ход культурного строительства в СССР, особенно изощряются в домыслах по поводу партийно-государственного руководства культурой в условиях социализма^* Разоблачение этих домыслов является одной из насущных задач советских историков культуры. Поэтому немаловажное значение имеет изучение культурной политики Советского государства в ноябре I9I7-I92I гг., когда были разработаны основы культурной политики и цроводшшсь первые революционные преобразования в сфере культуры.Изучение истории вьфаботки и осуществления советской культурной политики цредполагает анализ реального процесса развития культуры, детерминируемого различными ^торами. Решение этой задачи вызывает необходимость освещения некоторых теоретикоч«етодологических проблем» Каждое историческое исследование не только излагает факты, освещает события, дает им интерпретацию, но и использует определенный понятийный аппарат* Дабы точнее выявить предмет исследования, очертить 1фуг явлений и процессов, подлежащих исследованию, целесообразно дать определение понятиям "духовная культура" и "культурная политика". Опираясь на работы советских философов, социологов и историков культуры, учитывая специфику исторического исследования и не претендуя на окончательность формулировок, попытаемся дать определение этим понятиям.По нашему мнению, культура^ - это совокупность духовных ценностей, аккумулировавших социальный опыт человечества и вли^^щ и х (или способных влиять) на общественную жизнь, а такке процессы" и механизмы производства, хранения, распределения, распространения и потребления духовных ценностей. Под механизмами по-^ нимаются учреждения культуры (театры, киностудии, кинотеатры, издательства, архивы и т.д.) и органы государственного и общественного руководства и управления учреждениями культуры и духовными процессами.К сожалению, в научной литературе еще не решен общеметодологический вопрос - вопрос о соотношении системности и комплексности как в онтологическом аспекте, т.е. какие различные стороны объективной реальности отразкают понятия "система" и "комплекс", так и в гносеологическом аспекте, т.е. в чем различие системного подхода и комплексного подхода как путей познания объективной реальности.Система - это множество компонентов с отношениями и связями между ними, образующее определенную целостность. Комплекс это система, состоящая из компонентов, разных по своей природе.Систе^шый подход дает системное отображение объекта, т.е. происходит выделение целого из среды, компонентов системы, системообразующих связей и отношений, в том числе и объекта с разноприродны^ш компонентами, которые являются предметами различных научны2с дисциплин. Комплексный подход призван дать системный синтез предметов различных научных дисциплин на основе системного отображения объекта с разноприродными компонентами.Сложность познавательной ситуации заключается в том, что в предмет комплексного изучения должны войти не только разноприродные компоненты объекта, но и связи и отношения между ними.В гносеологическом аспекте комплекс - это система различных научны>1 дисциплин, изучающих системный объект во всей его полноте, т»е. не только разноприродные компоненты, но и связи и отношения между ними, внешние связи, функционирование, развитие и т.д. Главная трудность создания такого комплекса заключается в том, чтобы на основе системного отображения объекта комплексного изучения выявить, определить, установить связи между различными научными дисщшлинами.Если рассмотреть состав духовной культуры, то в соответствии с основными формами сознания: научно-теоретическим, художественнонэбразным, нравственным и религиозным сознанием в культуре можно выделить следующие компоненты: научный, художественный, нравственный и религиозный^^, В свою очередь эти компоненты включают в себя элементы - научный - различные науки: физику, химию, биологию, политэкономию, историю, социологию и т.д.; художественный - различные виды искусства: художественную литературу, театр, кино, изобразительное искусство и т.д.Духовную культуру необходимо рассматривать как систему не только с точки зрения ее состава, когда она предстает как совокупность различных сфер культуры. С точки зрения функционирования и развития (при учете специфики исторического исследования) духовная культура предстает, по нашему мнению, как совокупность следующих компонентов (которые имеются во всех сферах культуры): - культурное наследие (фонд духовных ценностей как национальной, так и мировой культуры); - актуальная культура общества (фонд духовных ценностей, находящихся в обращении в обществе в'данное время); - создатели духовных ценностей; - процессы создания духовных ценностей; - органы государственного и общественного руководства и управления культурой, их деятельность; - учреждения культуры, их функционирование (производство, сохранение, распределение, распространение духовных ценностей); - процессы потребления духовных ценностей, их социальная эффективность^^.Духовную культуру необходимо рассматривать и с точки зрения ее классовой принадлежности, идеологической и социально-психологической направленности* В этом случае компоненты ку^льтуры членятся (в некоторых случаях более или менее условно) по классовому признаку, Компоненты культуры имеют между собой системообразущие связи и отиошениЯф На одну из таких связей, социально-психологическую, указывал еще Г.В.Плеханов: "В литературе, искусстве, философии и т.д. выражается общественная психология"^^, без которой, по его мнению, "нельзя сделать ни шагу в истории литературы, ис1сусства, философии и проч."^^.В соответствии с принципом "иерархичности"^^ культура ока-^ зывается включенной в политическую систему общества, которая определяет ее основные цели и задачи, условия функционирования и развития, и в экономическую систему, которая также со своей стороны детерминирует условия функционирования и развития культуры, так кшс экономические отношения возникают не только по поводу производства материальных благ, но и в связи с созданием и реализацией духовных ценностей. В конечном итоге системообразущими связями и отношениями между компонентами духовной культуры являются экономические и идеологические отношения, социально-психологические связи и связи управления. Это обстоятельство будет учтено в настоящем исследовании.Культурная политика Советского государства будет рассматриваться не только на уровне ее общих принципов, но и на уровне ее реализации в области театра, кинематографа и книгоиздательского дела. Выбор этих сфер культуры для раскрытия темы обусловлен следущими соображениями. Как показывают многочисленные факты, культурная политика в указанных сферах достаточно полно отражала содержание общей культурной политики Советского государства, а полученные выводы и обобщения в целом репрезентативны применительно к политике пролетарского государства в области всей культуры. Культурная политика в сфере театра, кинематографа и книгоиздательского дела имела в то время много общих черт, что позволяет исследователю сделать попытку применить комплекс оный подход к изучению и освещению историко-культурной тематики, создать обобщающую картину культурных процессов. И, наконец, выбор этих сфер культуры для раскрытия темы диссертации дает возможность глубже проследить взаимосвязи между социально-экономической и культурной политикой Советского государства, высказать нашу точку зрения на еще . _ дискуссионную в советской историографии проблему "культурное строительство" и "военный коммунизм".Объектом настоящего исследования явилась деятельность Советского государства, руководимого Коммунистической партией, в области культуры, органов государственного руководства и управления культурой и учреждений культуры ЬЬсквы и Петрограда как крупнейших политических, социально-экономических и культурных центров страны, где вырабатывались и осуществлялись на практике принципы культурной политики. Культурная политика в других ре^ гиенах составляет предмет специальных исследований.Хронологически работа охватывает период с ноября I9I7 г. по I92I г., т.е. со времени свершения Великой Октябрьской социалистической революции до перехода к новой экономической политики, что в 0СН0Ш10М совпадает с общепринятой периодизацией культурной революции в СССР (ноябрь I9I7-I920 гг.) Временной "захват" начала перехода к нэпу вызван необходимостью нагляднее оттенить некоторые особенности культурной политики Советского государства в условиях первых трех лет революции.В советской историографии пока нет работ, специально посвященных изучению 1огльтурной политики Советского государства первых лет революции. Данная диссертация является первым исслеII дованием этой пробделш с попыткой применить комплексный подход к изучению истории духовной культуры. Культурная политика Советского государства в области театра, кинематографа и книгоиздательского дела была детерминирована советской политической и социально-экономической системой и имела следующие основные направления: формирование советской системы руководства культурой, распространение и утверадение коммунистической идеологии, строительство социалистической культуры, борьба против буржуазной идеологии, освоение культурного наследия, повышение культурного уровня народа, создание пролетарских учреждений культуры, экспроприация у бл»куазии средств духовного производства, В диссертации проанализированы основные направления советской культурной политики, показано их единство в изучаемых сферах культуры, выделены этапы культурной политики. В конкретно-историческом плане освещается влияние представлений о путях и темпах перехода к социализму и вытекавшей из этих представлений социально-экономической политики Советского государства на его культурную политику. В частности, специально рассмотрен вопрос о том, как социально-экономическая обстановка, социально-психологическая атмосфера второй половины 1920 - начала I92I гг. оказади сильное влияние на культурную политику в области теат^ ра, кинематографа и книгоиздательского дела. В это время четко выявилась тенденция перехода к созданию социалистической культуры быстрыми темпами. В этой связи мы даем свою принципиальную оценку такого сложного и противоречивого явления культуры революционной эпохи, как "Театральный Октябрь", отмечая, что его возникновение связано не с инициативой В.З.Мейерхольда, а явилось выражением отмеченной выше общей тенденции.В диссертации подробно раскрывается борьба против буржуазной вдеологии, освещены такие вопросы, как создание и деятельность органов идеологического контроля над учреждениями культуры по классовому отбору духовных ценностей, по очищению от реакционных ценностей театральных сцен, кинопроката, книжного рынка, по критическому освоению достижений культуры прошлого и т,д, При решении этих вопросов имело место столкновение различных точек зрения внутри советских культурных сил, что также показано в диссертащш.Наличие историографических работ по проблемам культурной революции в СССР''", в которых в той или иной степени рассматриваются общие вопросы культурной политики Советского государства в первые годы революции, избавляет нас от необходимости развернутого анализа имещейся литературы по этим вопросам. Отметим лишь, что в работах советских исследователей раскрывается ленинская теория культурной революции, ее сущность и закономерности, исторический опыт ее осуществления в СССР, руководящая роль Коммунистической партии в культурном строительстве, культурно-организационная функция Советского государства, преемственность в развитии социалистической культуры, борьба против буржуазной идеологии в области культуры и другие важные проблемы истории советской культуры^^. Их разработка помогает определить содержание, роль и место культурной политики исследуемого периода.Биллик высказывает такое мнение: "Ускоренный ход строительства нового общества проявлялся не только в экономике. В этом же плане, думается, можно рассматривать и многое из того, что делалось в области культуры"*^ • Отсюда логично вытекают и некоторые различия в оценке изменений в культурной политике Советского государства в связи с переходом к нэпу, В.Т.Ермаков склонен утверждать, что в решениях партийных и государственных органов по проблемам культуры, принятых в первой половине 20-х годов, "отсутствует постановка воцроса о новом курсе, о новой установке партии в культурном строительстве, диктуемых переходом от ро "военного коммунизма" к нэпу"*^ *^ . В.Л.Соскин придерживается точки зрения, что "между мирной культурной работой периода "военного коммунизма" и культурной работой в условиях нэпа имеются существенные различия"^.Вопросы культурной политики Советского государства в той или иной степени нашли свое отражение в трудах по истории театра, кинематографа и книгоиздательского дела, в частности формирование органов государственного руководства и управления культурой (за исключением органов идеологического контроля), создание пролетарских учреждений культуры, распространение коммунистичеокой идеологии, создание социалистической культуры, освоение культурного наследия^ • Для раскрытия темы нашего исследования определенное значение имеет историография борьбы Коммунистической партии и Советского государства против бур^азной идеологии на культурном фронте в первые годы революции. Эта литература пока немногочисленна^* Исследователи, как правило, рассматривают лишь вдейную борьбу против буржуазной идеологии. Не принижая значение прямой идейной борьбы, необходимо подчеркнуть, что в борьбе против буржуазной идеологии важнейшее значение имела деятельность Советского государства по регулированию духовного производства - в первую очередь, ограничение, вытеснение, ликвидация буржуазных учреждений культуры как носителей реакционной буржуазной идеологии и культуры, идеологичес1шй контроль над учреадениями культуры, Организация идеологического контроля на основе классовоГО принципа лишь затрагивается в некоторых работах Ч В диссертации расш11рены рамки изучения этих вопросов.Следует отметить, что в освещении вопроса о национализации и ликвидащш буржуазных учреждений культуры среди исследователей нет ед1шства. Историки театра связывают вопрос о национализации театра исключительно с декретом СНК от 26 августа I9I9 г. "Об объединении театрального дела", в котором одни исследователи видят законодательный акт о полной национализации театров^^, другие выделяют главным образом административные тогда как этот декрет был актом о частичной национализации театров, сопровождавшейся некоторыми административными преобразованиями.Историческая общественная психология, ее воздействие на развитие искусства стали цредметом специального изучения лишь примерно в последние полтора десятка лет*^ , но тем не менее работы в этой области помогают историку в изучении того, что можно назвать "духом эпохи", "духом времени" или социально-психологической атмосферой, которая побуждает людей к определенным действиям. Примечательно, что историки начинают обращаться к психологии при исследовании духовных процессов прошлохю? Таким образом, различные аспекты культурной политики Советского государства первых лет революции в советской историографии получили лишь фрагментарное освещение. Проблема еще ожидает своего обобщающего монох'рафического исследования. Сегодняшнее состояние историографии советской культуры, ее источникевой базы позволяет перейти к такому исследованию. Предлагаемая диссертационная работа является попыткой именно такого освещения проблеглы.Цель данного исследования - рас1фыть конкретно-исторические закономерности культурной политики Советского государства в области театра, кинематографа и книгоиздательского дела, формы и методы ее осуществления, показать созидательную роль пролетарского государства в культурном прогрессе первой страны социализма.Основные задачи исследования: - выявить важнейшие факторы и условия культурной политики государства диктатуры пролетариата первых лет революции; - проанализировать главные направления культурной политики Советского государства; - показать важнейшие результаты осуществления культурной политики применительно к указанным сферам культуры.Структура работы обусловлена целями и задачами данного исследования. В то же время мы сочли возможным анализу культурной политики Советского государства предпослать рассмотрение такого вопроса, как имевшие в то время представления о путях и тешах перехода к социализму и вытекавшей из них социально-экономической политики государства диктатуры пролетариата, которая, на наш взгляд, оказывала сильное воздействие на культурную политику, определяя во многих случаях ее содержание и нацравленность.Важнейшим источником работы являются труды В.И.Ленина, в которых были разработаны принципы пролетарской государственности, определены цели, главные направления, принципы, формы и методы культурной политики Советского государства. Конечной целью культурной политики Советского государства периода построения социализма было осуществление культурной революции» В работах В. И,Ленина освещены такие важные проблемы культурной революции как взаимосвязь культурных процессов с процессами политической и экономической жизни, программа культурной революции как составная часть плана строительства социализма, проблема двух культур в каждой национальной культуре классово антагонистического общества с вытекающими отсюда задачами пролетарского государства в сфере духовной жизни, обоснована необходимость экспроприации у буржуазии средств духовного производства, определены формы и методы борьбы против буржуазной идеологии, раскрыта историческая преемственность в процессе формирования социалистической культуры, сформулированы принципы партийно-государственного руководства развитием советской культуры, показана роль пролетарского государства в осуществлении культурной революции.Ленинские идеи культурной революции легли в основу важнейших решени!^ Коммунистической партии в области культурной политики» В Программе РКПСб), принятой УШ съездом партии (18^23 марта I9I9 г.), в разделе'"В области общеполитической" было указано йа "необходимость экспроприации у буржуазии средств духовного производства для фактического осуществления прав и свобод пролетариата и 1срестьянства. В разделе "В области народного просвещения" были намечены меры по превращению культуры "в орудие коммунистического перерождения общества"^^ - создание сети культурно-просветительных учреждений, пропаганда коммунистичеогагх идей, борьба с религиозным влиянием и т.д. дЦальнейшие шаги в разработке, конкретизации культурной политики Советского государства были осуществлены в резолюции УШ съезда партии "О политической пропаганде и культурно-просветительной работе в деревне". "Резолщия ЦК РКПСб) о Пролеткультах I декабря 1920 г." указала на необходимость усиления идейного и организационного влияния Колшунистической партии и Советского государства на пролетарские культурные организации для борьбы с буржуазными влияниями.Большое методологическое значение для настоящего исследования имеют Тезисы ЦК КПСС "50 лет Великой Октябрьской социалистической революции", "К 100-детию со дня рождения Владимира Ильча Ленина", Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 г. "О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции", Постановление ЦК КПСС от 13 декабря 1979 г. "О 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина", в которых содержится классовая, партийная оценка культурной политики Советского государства первых лет революции, ее сущности и содержания.Одним из важнейших источников являются законодательные акты Советского государства, в которых закреплялась культурная политика, разработанная Коммунистической партией^^. С наибольшей полнотой и точностью советские законы в области культурного строительства содержатся в публикациях "Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства" и "Декреты Советской власти". В этих публикациях имеются такие важные документы,как декрет ВЦИК и СНК от 9С22) ноября I9I7 г. "Об учреждении Государственной комиссии по просвещению", декрет ВЦИК от 20 мая I9I9 г. "О Государственном издательстве", декрет СНК от 26 августа I9I9 г. "Об объединении театрального дела", декрет СНК от 27 августа I9I9 г. "О переходе фотографической и кинематографической торговли'и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению", заложившие основы советской государственной системы культуры, и многие другие.Решения Коммунистической партии намечали генеральную линию культурной политики, которая затем закреплялась в законодательных актах Советского государства, воплощение в жизнь которых было обусловлено рядом факторов. Поэтому, если ограничиться лишь увынеуказанными источниками, то невозможно получить представление о реальном процессе культурного строительства, о результатах культурной политики. Вследствие этого большое значение имеют публикации до1сументов и материалов, отражающих культурное строительство непосредственно в области театра, кинематографа и книгоиздательского дела^^, В этих публикациях, однако, не достает документов о деятельности органов идеологического контроля, а также отсутствуют материалы, отражающие тенденцию создания социалистической культуры быстрыми темпами.Важны1л источником, освещающим изменение соотношения пролетарских и буржуазных учреждений культуры в области театра и книгоиздательского дела, являются публикации статистических материло алов* . Подобные данные относительно кинопредприятий содержатся в периодической печати.Живая ткань истории складывается не только из действий партий, государства, но и деятельности личностей, которая находит отражение в различных документах. Практическое осуществление идей Коммунистической партии возлагалось на коммунистов, возглавлявших те или иные участки культурного фронта и игравших большую роль как в формировании, так и в реализации культурной политики, - В.В.Воровского, Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, М.Н.Покровского и других. Их работы имеют большое значение в разработке избранной проблемы^^. Первое место среди руководителей культуры по праву занимает нарком цросвещения А.В.Луначарский, который работал в непосредственном и постоянном контакте с В.И.Лениным, под его руководством^. Работы А.В.Луначарского, в которых содержится не только обоснование и разъяснение культурной политики Советского государства, но и марксистская оценка многих явлений культуры, являются ценным источником. Несмотря на наличие Собрания сочинений А.В.Луначарского, публикаций его документов и материалов;^ освещение культурной политики, картина деятельности Луначарского были бы существенно неполными без использования материалов, содержащихся в сборниках его статей 20-х годов, в периодической печати^.Ценным источником при изучении различных аспектов советской культурной политики и разнообразных явлений культурной жизни являются мемуары активных участников культурного фронта - заведующего отделом печати Моссовета Н.С.Ангарского - об организации книгоиздательского дела в Москве, М.Вольфсона, Л.Рузера - о работе Госиздата, руководителя книгоиздательства "Алконост" М.Алянского - об издании произведений А.Блока и в связи с этим о некоторых аспектах деятельности отдела печати Петросовета, А.И.Могилевского - об улучшении театрального репертуара в Москве, А.Разумного - о деятельности В.Э.Мейерхольда по национализации театров, И.Нежного - о создании и деятельности Мастерской коммунистической драматургии, Председателя Всероссийского фотокиноотдела Наркомпроса Н.Ф.Преображенского - о принципах отбора кинокартин к демонстрации и других^'.Для освещения избранной темы исследования в научный оборот введен ряд архивных материалов. Большое значение для раскрытия культурной политики Советского государства имеют документы, характеризущие процесс создания, структуру, механизм действия и практику органов государственного руководства и управления культурой, в особенности органов идеологического контроля. Эти документы извлечены из фондов коллегии Наркомпроса, Театрального отдела и Кинокомнтета Наркомпроса Центрального государственного '^ архива РСФСР, фонда Всероссийского фотокиноотдела Наркомпроса Центрального государственного архива литературы и искусства СССР, фонда Государственного издательства РСФСР Центрального государственного архива Октябрьской революции СССР, В фовдах ЦГАОР СССР были выявлены документы о пресечении Госиздатом распространения религиозно-монархической литературы, о деятельности Редакционной коллегии Госиздата по отбору книг для издания как буржуазными книгоиздательствами, так и самим Госиздатом, об обследовании Госиздата Наркоматом РКИ летом 1920 г,, о ликвидации буржуазно-интеллигентских книгоиздательств в конце 1920 г, и другие. Из материалов ЦГА РСФСР были использованы документы о создании агитфильмов к первой годовщине Красной Армии, о просмотре Кинокомитетом Наркомпроса киносценариев, подготовленных частными кинофирмами, и был выявлен принципиально важный документ - проект "Декрета о национализации всех театров и зрелищ в РСФСР" предполагавший полную национализацию всех театров и дакщий возможность однозначного толкования декрета "Об объединении театрального дела" как акта о частичной национализации театров, В ЦГАЛИ СССР были обнаружены документы, характеризующие осуществление идеологического контроля над прокатными конторами и кинотеатрами.Архивные документы использовались в сочетании с материалами партийной и советской печати Москвы и Петрограда - газет "Правда", "Петроградская правда", "Известия ВЦИК", "Вечерние известия Московского Совета рабочих и красноармейских депутатов", "Известия Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов", "Коммунистический труд", "Северная Коммуна", "Жизнь искусства", "Искусство Коммуны", журналов - "Коммунистическое просвещение", "Народное просвещение", "Вестник работников исY кусств", "Вестник театра", "Книга и революция", "Печать и революция", а также буржуазной печати - газет "Киногазета", "Театр", "Театральный курьер", журналов - "Вестник литературы", "Культура театра", "Сине-фоно", В периодической печати было обнаружено много материалов, отражащих деятельность органов государственного руководства и управления культурой, в частности органов идеологического контроля, явлений и процессов культурной жизни, на страницах партийной и советской печати велась активная борьба против проявлений буржуазной идеологии* Периодическая печать явилась незаменимым источником сведений о разнообразных явленишс культурной жизни Москвы и Петрограда - о деятельности театральных органов, занимающихся подбором репертуара для театров Москвы и Петрограда, о попытке буржуазии создать свой кинокомитет в начале I9I8 г., об установлении идеологического контроля над кинематографом, над книгоиздательствами в Москве, о переходе низкопробных районных театров в Москве в ведение районных советов весной-осенью I9I8 г%23, о закрытии театров за порнозтрафию и фарсовый репертуар, о требованиях полной национализации театров, о передаче некоторых национализированных киноателье в ведение художественных коллективов весной 1920 г., о заявлениях творческой интеллигенции в связи с закрытием книгоиздательств во второй половине 1920 г., об антисоветских выступлениях в театрах Петрограда в январе I9I8 г., об антиреволюционной нацравленности пьесы "Смерть jO^TOHa" К^Бюхнера в переделке А.И.Толстого, поставленной театром Корша, установление идеологического контроля над хроникальными киносъемками в Москве и Петрограде, над театральными постановками и кинотеатрами в Мос1Шв, о принципах отбора кинокартин в Петрограде, о репертуаре кинотеатров Москвы и Петрограда, о конкурсах киносценариев, пьес, художественных произведений и о многих других.Таков характер основных использованных в исследовании источников и их значение.
Просмотров: 176 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930