Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 22 » Скачать Подготовка будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе. Металова, бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
14:16
Скачать Подготовка будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе. Металова, бесплатно
Подготовка будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе

Диссертация

Автор: Металова, Инна Геннадьевна

Название: Подготовка будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе

Справка: Металова, Инна Геннадьевна. Подготовка будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Чебоксары, 2003 249 c. : 61 04-13/1178

Объем: 249 стр.

Информация: Чебоксары, 2003


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СЕЛЬСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
11 Подготовка будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка как педагогическая проблема
12 Сущность, структура и содержание подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе
13 Критерии и уровни готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе
Глава 2 ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СЕЛЬСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
21 Организация и ход опытно-экспериментальной работы
22 Педагогические условия совершенствования подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе

Введение:

Актуальность исследования. Происходящие в стране социально-экономические преобразования требуют обновления школы, гуманизации воспитательных отношений, всесторонней педагогизации социальной среды и воспитания учителя нового поколения. По отношению к сельской школе актуальность данного вопроса значительно возрастает. В Российской Федерации 69,8% всех школ расположены в сельской местности. В них обучается 30,6% всех учащихся страны и работает 40,7%) учителей. Примерно 50-60% всех сельских школ являются малокомплектными. В Чувашии 695 общеобразовательных школ, в том числе 543 школы - в сельской местности. Из общего числа общеобразовательных школ 57 - начальные (все в сельской местности), 176 - основные (из них 168 сельских), 446 - средние (из них 313 в сельской местности).
С целью развития сельской школы предпринимаются многочисленные организационные, содержательные и методические преобразования: создание школ нового типа, введение новых учебных планов, нового содержания обучения, различных форм его дифференциации, прием детей в школу не с 7, а с 6-6,5 лет, обучение иностранному языку со второго класса и др.
Вместе с тем необходимо отметить, что модернизация сельской школы осложняется рядом обстоятельств, одним из которых является нехватка педагогических кадров, способных работать в новых условиях. Данное обстоятельство порождает необходимость совершенствования системы профессиональной подготовки учителя для сельских школ. Особого внимания, на наш взгляд, требует совершенствование подготовки учителя начальных классов как специалиста, ведущего несколько предметов, к преподаванию иностранного языка, в ходе которой, наряду с формированием его профессионально-педагогической готовности учитывалось бы своеобразие деятельности педагога в условиях отдаленности большинства сельских школ от культурных и научно-методических центров, малой наполняемости классов и социальной обусловленности быть готовым к проведению занятий с учащимися начальных классов по иностранному языку.
Решение данной проблемы нам видится во введении на психолого-педагогическом факультете второй специальности - учитель английского языка, в частности, на чувашском отделении.
Изучение литературы по теме исследования показало, что проблема подготовки будущих учителей иностранного языка к работе в начальных классах сельской школы в настоящее время остается недостаточно разработанной. '
Проблема подготовки специалистов в высшей педагогической школе нашла свое отражение в исследованиях С.И. Архангельского, В.П. Беспалько, М.А. Галаузовой, В.И. Зазвягинского, В.П. Ковалева, О.Г. Максимовой и др.
Общетеоретические основы профессиональной подготовки учителя изложены в трудах О.А. Абдуллиной, Н.Н. Верцинской, И.Ф. Исаева, В.А. Кан-Калика, Н.Е. Мажара, В.Г. Максимова, А.И. Мищенко, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова и др.
В отечественных исследованиях А.И. Кондратенкова, И.С. Решетникова, И.С. Соловецкого, К. Ушакова, П.Т. Фролова и др. рассматривается проблема особенностей организации обучения и воспитания учащихся сельской школы.
Проблеме подготовки учителя для работы в условиях сельской школы посвящены так же исследования А.И. Архиповой, Е.В. Бондаревской, Н.С. Жбанковой, J1.B. Левчук, З.Г. Найденовой, Н.Д. Неустроева, В.А. Полякова, Т.Т. Саввинова, В.Е. Турина, О.М. Шерайзиной, A.M. Цирюльникова, и др.
Вопросы управления педагогическим процессов в сельской школе рассматриваются в исследованиях И.И. Августевич А.Ф. Иванова, В.П. Ковалева, В.Г. Разумовского, В.А. Сластенина, Е.В. Тонкова и др.
Изучению структуры педагогической деятельности педагога и оценке его работы посвящены работы Н.Ф. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, JI.M. Митиной и др.
Исследования А.С. Дровалевой, О.А. Красновой, П.П. Пивненко посвящены проблеме готовности учителя к реализации воспитательной функции в сельской школе.
В работах И.Н. Верещагиной, Н.В. Витт, М.Г. Каспаровой, К.А. Китайгородской, Н.В. Кузьминой, Е.И. Пассова и др. определены педагогические основы подготовки будущих учителей иностранного языка средней общеобразовательной школы.
Вместе с тем проблема подготовки будущего учителя начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской школе является недостаточно изученной. Таким образом, существует противоречие между потребностью современной сельской школы в высококвалифицированных учителях начальных классов, готовых и к преподаванию иностранного языка и недостаточной разработанностью теоретических основ соответствующей подготовки.
С учетом данного противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого была сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия совершенствования подготовки будущего учителя начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе? Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объект исследования - система профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в педагогическом вузе.
Предмет исследования - педагогические условия совершенствования подготовки будущего учителя начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе.
Гипотеза исследования: подготовка будущего учителя начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе будет эффективной, если реализовать комплекс педагогических условий:
• применение личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего ипдивидуалыю-личпостпую ориентацию будущих учителей начальных классов на предстоящую профессиональную деятельность и эффективность процесса формирования у них готовности к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе;
• наличие научно обоснованной системы подготовки студентов факультета, готовящего учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской школе, построенной на основе личностно-ориентированного подхода;
• обучение студентов умению использовать современные педагогические технологий в преподавании иностранного языка с учетом типа школы и учета индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей учащихся;
• внедрение в учебный процесс высшей школы спецкурса «Особенности подготовки учителя начальных классов к преподаванию иностранного языка в условиях села».
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
• охарактеризовать современное состояние процесса подготовки будущего учителя начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе в теории и практике;
• разработать модель системы подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе;
• определить критерии и уровни профессиональной готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе;
• выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия совершенствования процесса профессиональной' подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе.
Тсорстшсо-методологическую основу исследования составили: диалектическая теория познания о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений; системный подход к изучению и организации педагогических процессов; теории о творческой сущности человека, развитии его профессиональных способностей в процессе деятельности; теория гуманизации образовательного процесса.
Теоретическую основу исследования составили идеи об особенностях сельской школы с точки зрения ее трудностей и преимуществ (И.С. Решетников, И.С. Соловецкий, К. Ушаков, П.Т. Фролов и др.). В своем исследовании мы также опирались на теоретические положения, изложенные в научных трудах посвященных подготовке учителя сельской школы (О.М. Шерай-зина, Н.С. Жбанкова, В.А. Поляков, Е.В. Бондаревская, JI.B. Левчук и др.); основные теоретические положения организации педагогического процесса в сельской школе (И.И. Августевич, А.Ф. Иванов, В.П. Ковалев, В.Г. Разумовский, Е.В. Тонков и др.); общетеоретические основы профессиональной подготовки учителя (О.А. Абдуллина, Н.Н. Верцинская, И.Ф. Исаева, В.А. Кан-Калик, Н.Е. Мажар, В.Г. Максимов, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шия-нов и др.); теоретические положения готовности учителя к реализации воспитательной функции в сельской школе (А.С. Дровалева, О.А. Краснова, П.П. Пив-ненко); основные положения подготовки учителей иностранного языка средней общеобразовательной школы (Н.В. Витт, М.Г. Каспарова, К.А. Китайгородская, И.Н. Верещагина, Е.И. Пассов и др.)
Для решения задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы: анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы; изучение педагогического опыта и нормативно-правовых документов; анализ Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 033200 - «Иностранный язык», учебных планов и программ курсов, изучаемых студентами психолого-педагогического факультета Чувашского государственного университета им. И.Я. Яковлева; метод моделирования; педагогический эксперимент; педагогпчсскос наблюдение; анкетирование, бсссды, тестирование; метод экспертных оценок; методы статистической обработки данных исследования и др.
Организация, этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе психолого-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. Всего исследованием охвачено 245 студентов, 285 учителей и руководителей общеобразовательных школ Чувашской Республики. Базовыми явились общеобразовательные школы, расположенные в д. Кинчеры, д. Шихабылово, д. Синдер Урмарского района и д. Анд-реево-Базары, д. Янтиково, д. Байгулово Козловского района Чувашской Республики, Чувашский национальный лицей-интернат им. Г.С. Лебедева, Республиканский институт образования ЧР.
Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.
Первый этап (1995-1998 гг.) исследования состоял в осмыслении темы, изучении философской и психолого-педагогической литературы по проблемам подготовки учителей иностранного языка. С целью выяснения состояния разработанности проблемы исследования анализировался и обобщался опыт педагогических вузов России, был разработан понятийный аппарат исследования, сформулирована рабочая гипотеза, проведен констатирующий этап педагогического эксперимента. Наблюдение за деятельностью учителей иностранного языка, опрос и анкетирование будущих учителей начальных классов позволили определить уровень их готовности к преподаванию иностранного языка в начальных классах сельской школы.
Второй этап (2000-2002 гг.) включал в себя проведение формирующего этапа эксперимента, внедрение разработанного нами спецкурса «Особенности подготовки учителя начальных классов в условиях сёла», предполагающего использование современных методик и технологий; обобщение материалов данного этапа эксперимента, проверку и уточнение научно-мстодичсских выводов, получеппых в ходе его проведения.
Третий этап (1998-2002 гг.) исследования заключался в проверке и обработке результатов проведенной работы, уточнении теоретических и экспериментальных выводов, оформлении материалов исследования в виде кандидатской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• разработана модель системы совершенствования подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе;
• определены критерии и уровни профессиональной готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе;
• выявлены и обоснованы педагогические условия совершенствования подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно дополняет и обогащает теорию профессионального педагогического образования, раскрывая сущность и содержание процесса профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, а также научно обоснованные рекомендации по совершенствованию процесса формирования профессионально-творческой направленности личности будущих учителей начальных классов способствуют совершенствованию процесса подготовки и преподавания иностранного языка в сельской школе. Многократно проверенные в ходе исследования методики диагностирования уровня развития личностных качеств будущих учителей начальных классов доказали возможность и целесообразность их использования по совершенствованию подготовки студентов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе. Научно-методические материалы: учебно-методическое пособие
English Idioms: пособие для совершенствования подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию английского языка», «Тексты для чтения: методическая разработка для студентов психолого-педагогического факультета», программа спецкурса «Особенности подготовки учителя начальных классов к преподаванию иностранного языка в условиях села», прошедшие экспериментальную проверку, могут быть использованы на курсах повышения квалификации учителей начальных классов и иностранных языков и на учебных занятиях по иностранному языку в педагогических вузах.
Достоверность и обоснованность результатов, полученных в ходе исследования, обеспечиваются методологической обоснованностью исходных позиций, адекватностью комплекса взаимодополняющих методов исследования его цели и задачам, последовательным проведением этапов педагогического эксперимента, количественным и качественным анализом результатов эксперимента, личным опытом работы в учебном заведении для сельских детей Чувашской Республики и в педагогическом вузе в качестве преподавателя иностранного языка.
На защиту выносятся:
1. Система совершенствования подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной III коле.
2. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе:
• применение личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего индивидуально-личностную ориентацию будущих учителей начальных классов на предстоящую профессиональную деятельность и эффективность процесса формирования у них готовности к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе;
• наличие научно обоснованной системы подготовки студентов факультета, готовящего учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской школе, построенной на основе личностно-ориентированного подхода;
• обучение студентов умению использовать современные педагогические технологии в преподавании иностранного языка с учетом типа школы и учета индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей учащихся;
• внедрение в учебный процесс высшей школы спецкурса «Особенности подготовки учителя начальных классов к преподаванию иностранного языка в условиях села».
Апробация и внедрение результатов исследования проводились на всероссийских (Ульяновск, 2003 г., Челябинск, 2003 г.), республиканских научно-методических и научно-практических конференциях (Чебоксары 19972003 гг.), на заседаниях кафедр педагогики и иностранного языка (вторая специальность) Чувашского государственного педагогического университета им. И .Я. Яковлева, на курсах повышения квалификации Республиканского института образования Чувашской Республики.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Просмотров: 149 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031