Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 28 » Скачать Петербург как пространство русско-итальянского диалога культур XVIII - первой половины XIX вв.. Тетдоева, Светлана Алексеевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
12:21
Скачать Петербург как пространство русско-итальянского диалога культур XVIII - первой половины XIX вв.. Тетдоева, Светлана Алексеевна бесплатно
Петербург как пространство русско-итальянского диалога культур XVIII - первой половины XIX вв.

Диссертация

Автор: Тетдоева, Светлана Алексеевна

Название: Петербург как пространство русско-итальянского диалога культур XVIII - первой половины XIX вв.

Справка: Тетдоева, Светлана Алексеевна. Петербург как пространство русско-итальянского диалога культур XVIII - первой половины XIX вв. : диссертация кандидата культурологии : 24.00.01 Санкт-Петербург, 2003 148 c. : 61 04-24/39

Объем: 148 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2003


Содержание:

Введение3
Глава 1Историко-культурологические основы исследования * культурных контактов России и Италии
§ 1 Культурные контакты как фактор исторической динамики культуры14
§ 2 Историческая ретроспектива российско-итальянских связей 35-
§ 3 Влияние итальянской культуры на особенности Петербургского стиля48
Глава И Итальянское влияние на формирование художественного пространства Петербурга в XVIII - первой половине XIX вв
§ 1 Роль итальянских зодчих в создании архитектурного облика Петербурга73
§ 2 Влияние итальянской художественной традиции на русскую живопись XVIII - первой половины XIX веков в Петербурге96
§ 3 Развитие российско-итальянского диалога культур114

Введение:

Глобализация стала определяющей тенденцией современного этапа мирового культурно-исторического процесса. Однако формирование единого культурного пространства осуществляется в контексте длительного исторического развития, в ходе которого происходят «соприкосновения» различных культур и цивилизаций. Любая культура живет не только по законам саморазвития, но и испытывает на себе последствия различного рода культурных контактов. Нарастающая от века к веку интенсивность межкультурных взаимодействий ускоряет противоположные тенденции в развитии культур.
С одной стороны, боязнь утраты культурной самобытности стимулирует выработку активных охранительных мер в отношении внешних культурных влияний. С другой стороны, ориентация на ведущие мировые державы, желание подражать сложившемуся образу и уровню жизни нередко приводят к механическому заимствованию инокультурных ценностей, недооценке собственного исторического опыта, утрате исконных традиций, а как следствие - ряда признаков индивидуальной неповторимости и самобытности собственной культуры. В-третьих, в истории хорошо известны случаи глубокого взаимообогащения национальных культур в условиях налаженного ими взаимообмена и творческой интерпретации результатов.
Общая геополитическая ситуация в мире свидетельствует о существовании двух противоположных тенденций в развитии современной культуры. С одной стороны, происходит интеграция процессов межкультурного взаимодействия, и единение национальных культур. Стремление европейских стран к созданию единой Европы, образование различных экономических и политических союзов, преодоление идеологического противостояния Востока и Запада, расширение международных контактов и сотрудничества, народная дипломатия, единство информационного пространства — все это способствует сближению стран, народов, культур. С другой стороны, в мире наблюдаются процессы дезинтеграции, проявления национализма и сепаратизма. Различные формы псевдопатриотизма и шовинизма, межнациональные противоречия, религиозный экстремизм и фундаментализм сеют вражду и ненависть к другим культурам, препятствуют культурному обмену между разными со-цио-культурными группами и целыми народами. Современная ситуация предопределяет особую актуальность исследования вопросов культурных связей.
Специфику современной культурной ситуации во многом определяет существование двух основных типов культур — западного и восточного, взаимодействие которых в современном гуманитарном знании рассматривают в контексте двух основных концепций: диалога культур и столкновения цивилизаций. И именно потому, что ни одна культура в процессе своего становления и развития не свободна от добровольного или вынужденного взаимодействия с иными культурами, выявление конструктивного потенциала культурных контактов, а также осмысление всех противоречивых тенденций этого процесса обретают в наши дни актуальную значимость. Важность изучения различных аспектов межкультурных контактов возрастает как в связи с необходимостью установления конструктивного диалога между народами, так и в аспекте перспектив развития взаимопонимания и толерантности.
Взаимодействие между культурами, принадлежащими к разным эпохам, открывает широкие перспективы для изучения форм наследования культурных текстов, проблемы подражания, взаимодействия, взаимосвязи и взаимопроникновения различных культур, способствует осознанию включенности всех национальных культур в единый процесс мирового развития.
Наиболее яркий процесс взаимодействия и взаимопроникновения культур в России происходил в Санкт-Петербурге. С момента своего зарождения Петербург стал символом нового этапа развития русской культуры, ознаменованного кардинальными изменениями во всех ее сферах. Новая столица не просто превращала Россию в морскую державу, она создавала особое пространство для насыщения русской традиционной культуры достижениями соседних государств в области наук, искусств, ремесел. Своеобразие Санкт-Петербурга заключается также в том, что его культура свидетельствует о перспективности сознательной установки на диалог между народами, ее отличительной чертой стала открытость «Другому», желание понять его.
Санкт-Петербург стал не только главным культурным центром, он воплотил весь дух петровских преобразований, связанных, прежде всего с процессами европеизации. На протяжении ХУ1И-Х1Х веков складывался неповторимый стиль петербургской жизни, наложивший отпечаток на все формы духовной и художественной культуры.
В год 300-летия города осуществлялось множество юбилейных проектов. Один из них «Санкт-Петербург на перекрестке культур» - серия путеводителей, отражающих вклад иностранцев в строительство и культуру города. Этот проект в определенной мере восстанавливает историческую справедливость в оценке вклада иностранных специалистов в культуру города, является формой выражения благодарности горожан, своеобразной точкой отсчета дальнейшего диалога Петербурга с культурами других стран.
В данной работе исследование проводится на примере становления культурного пространства Санкт-Петербурга XVIII - первой половины XIX века, в тот период, когда были синтезированы лучшие черты традиций и достижений как западной, прежде всего итальянской, так и российской культуры.
Степень научной разработанности проблемы.
Тема настоящего исследования затрагивает целый ряд смежных проблемных полей. В этой связи следует отметить характерную для современности неравномерность отражения разных сторон исследуемой проблемы в научной литературе. Несмотря на то, что культурное взаимодействие Запада и России является объектом устойчивого историко-теоретического интереса, тем не менее пространство русско-итальянского диалога культур исследовано недостаточно.
Проблемы культурных связей и влияний неотделимы от изучения развития культурно-исторического процесса в целом. Они получили детальное отражение в исследованиях российских и зарубежных ученых.
В современной отечественной культурологии наиболее известны работы Артановского С.Н., Завадской Е.В., Иконниковой С.Н., Кагана М.С., Ке-фели И.Ф., Махлиной С.Т., Моисеева В.М., Селиванова В.В., Соколова Э.В., Среди классических зарубежных авторов следует отметить работы Тойнби А., Шпенглера О.
Оригинальное видение проблемы культурных контактов, особое значение культурного взаимодействия в раскрытии глубинных смыслов и пластов локальных культур, как в рамках одной эпохи, так и значительно отдаленных друг от друга во времени, было предложено в контексте диалогической концепции культуры, разработанный Бахтиным М.М. и получившей развитие в работах Баткина JI.M., Библера B.C., Бубера М., Григорьевой Т.П., Конрада Н.И. и др.
Большой теоретико-концептуальный вклад в изучение и историко-философское осмысление проблемы культурно-исторического синтеза и взаимовлияния культур внесли работы Гердера И.Г., Виндельбанда В., Трельча Э., а также труды русских философов - Соловьева B.C., Федорова Н.Ф., Федотова Г.П., Флоровского Г.В. и др.
Вопросы истории русской культуры, истории античной культуры и ее связи с русской культурой различных периодов нашли свое отражение в многочисленных классических публикациях русских исследователей. Таковы труды общеисторические Ключевского В.О. Карамзина Н.П., Соловьева С.М., Данилевского Н.Я.
Кроме того, данная тема рассматривалась в работах отечественных историков Зимина A.A., Альшица Д.Н., Платонова С.Ф. Шапиро A.JL,
Проблемы эстетики Возрождения исследовалась Лосевым А.Ф., Кнабе
Проблема семиотики культурного пространства города рассмотрена известными учеными - Лотманом Ю.М., Успенским Б.А., Топоровым В.Н.
Непосредственно культурному взаимодействию России и Италии уделяли внимание как отечественные, так и зарубежные исследователи. Значительный вклад в их изучение внесли итальянские ученые Берти Дж. «Россия и итальянские государства в период Рисорджименто». М., 1959 (Berti G. Russia е Stati italiani nel Risorgimento. Torino, 1957); известный славист Этторе Ло Гатто «Русские в Италии. Вторая половина 1В века.» («Russi in Italia. Dal secolo XVII ad oggi», 1971), где автор дает обширный перечень российских деятелей культуры, посетивших Италию, и характеризует их впечатления, в ней отражен интерес русских к эпохе итальянского Возрождения. В издании с аналогичным названием «Русские в Италии» («I Russi е Г Italia. A cura di Vit-torio Strada», 1995) под редакцией профессора Витторио Страды рассматривается процесс развития итальянской культуры в России. В этот сборник вошли работы специалистов, освещавших некоторые проблемы и значение русского присутствия на Апеннинском полуострове. В Италии издан библиографический словарь «Русские и Италия» (Russi е 1' Italia. Vol. Bio-bibliografico/ P.Todeschini. A cura di P.Cazzola. CIRVI. 1998), составленный ПТодескини (под редакцией Пьеро Каццолы). Богатый материал по истории русской культуры и русско-итальянских связей содержится в «Русско-итальянском архиве» под редакцией Даниелы Вирджи в 1998 г. Однако в данных публикациях тема Петербурга как пространства русско-итальянского диалога культур не рассматривается.
Следует отметить исследования, посвященные проблемам российско-итальянских взаимоотношений. Среди них работы Тимофеева Н.И. «СССР -Италия: культурные связи», где автор, используя богатейший фактический материал, почерпнутый из архивов, прослеживает живую связь времен начиная с XV века, когда произошло взаимное «открытие» русскими и итальянцами друг друга, и до середины 90-х годов; Шарковой И. С. «Россия и Италия. Торговые отношения XV - первой четверти XVUJ в», где представлены сведения о первых политических и торговых контактах России с итальянскими государствами; Крыловой Т.К. «Россия и Венеция на рубеже ХУ11-ХУ111 вв.», в которой автор раскрывает историю развития взаимоотношений петровской России и Венеции; Сибирева Г.А. "Неаполитанское королевство и Россия в последней четверти XVIII в.".
Изучению культурного пространства Петербурга посвящены работы Анциферова Н.П. «Непостижимый город», Лотмана Ю.М. «Семиотика города», Кагана М.С. «Град Петров в истории русской культуры», Волкова С. «История культуры Санкт-Петербурга», Агеевой О.Г. «Величайший и славнейший более всех градов в свете.» - град Святого Петра» и др.
Все названные и многие другие исследования, содержат глубокий теоретический и исторический анализ истории итальянской и русской культуры XVIII - нач. XIX вв., вместе с тем в них не ставилась специально задача выявления связей итальянской культуры с культурой Петербурга. Решение этой научной задачи и стало предметом настоящего исследования.
Цель диссертации: исследование динамики культурных контактов России и Италии в пространстве Петербурга XVIII — первой половины XIX вв.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• теоретический анализ культурных контактов как фактора исторической и социальной динамики;
• изучение истоков культурных контактов Италии и России до первой половины XIX вв.;
• исследование исторической ретроспективы российско-итальянских связей;
• анализ влияния итальянской культуры на формирование особенностей становления и развития культуры Петербурга XVIII- первой половины XIX вв.;
• исследование развития диалога культур России и Италии;
• анализ форм проявления и утверждения влияния итальянской культуры в формах искусства русского барокко и классицизма (живопись, зодчество).
Объект исследования: культурные контакты России и Италии как фактор исторической и социальной динамики XVIII - первой половины XIX вв.
Предмет исследования: культура Петербурга как пространство российско-итальянского диалога культур в исследуемый период.
Методологическая основа исследования. Примененная в диссертации методология исходит из системного, целостного философско-культурологического и историко-культурологического анализа развития Петербурга как пространства русско-итальянского диалога культур XVIII - первой половины XIX. Философско-культурологический метод изучает динамику культурного пространства, культурные контакты, взаимовлияния, взаимодействия, диалог, наследие, преемственность, диффузию и др.
Исторический подход позволяет учесть специфику развития российско-итальянских связей в их ретроспективе, а также исследовать культурные контакты как фактор исторической динамики развития культуры в целом. Историческая ретроспектива в исследовании Петербурга как пространства русско-итальянского диалога способствует выявлению внутренней логики и преемственности в развитии отечественной культуры.
Методология диссертации исходит из анализа развития Петербурга как явления, имеющего как всеобщие для других культур черты, так и национально особенные формы. Междисциплинарный подход, обращение к философии, истории, культурологии, искусствоведению и другим наукам способствует более глубокому исследованию влияния русско-итальянского диалога культур в обозначенный период.
В диссертации использован компаративистский метод исследования, что позволило, анализировать широкий фактологический материал.
В работе нашли применение типологический, историко-функциональный, историко-генетический методы исследования, принятые современной наукой о культуре.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
• прослежена эволюция культурных контактов России и Италии, начиная со времен Киевской Руси до активного культурного сотрудничества с Италией XVIII - первой половины XIX века;
• рассмотрен процесс становления и развития культуры Петербурга в контексте культурных контактов Италии и России, использованы такие понятия, как динамика культурного пространства, культурные контакты, взаимодействие, диалог, наследие, преемственность, диффузия и др.;
• определена специфика культурного влияния Италии на развитие петербургской культуры XVIII - первой половины XIX вв., обусловившая переориентацию художественных вкусов, культурных интересов и потребностей российского общества и способствовавшая утверждению европейской культуры в России;
• изучена роль итальянских зодчих в формировании архитектурного облика Петербурга (Д.Трезини, Н.Микетти, Ф.Растрелли, А. Ринальди, Дж.Кваренги, К.Росси, Л.Адамини, Д.Лукини).
• введен в научный оборот малоисследованный материал Российского Государственного Исторического архива, связанный с жизнью и творчеством итальянских архитекторов И. Скотти и В. Беретти (Фонд 789);
• раскрыта роль итальянских живописцев в становлении художественной жизци Петербурга (Д.Валериани, Ж.-Л.Токе, С.Торелли, П.Гонзаго, Ф.Фонтебассо, С.Тончи);
• проанализировано значение деятельности российских архитекторов и художников - пенсионеров в Италии как формы развития диалога культур (В.Баженов, И.Старов, В.Стасов, А.Мельников, И.Неелов, Ф.Волков, И.Мартос; К.Брюллов; К.Иванов; И.Айвазовский);
Теоретическая значимость исследования определяется в первую очередь тем, что феномен петербургской культуры исследован в широком историко-культурном и социальном контексте. Трансформации, происходившие в культуре Санкт-Петербурга XVIII - первой половины XIX вв. под влиянием культурных контактов, рассмотрены как органичный компонент социокультурной динамики российского общества.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Культурные контакты являются фактором исторической динамики культуры, взаимовлияния, взаиморазвития культур. Межкультурное взаимодействие включает трансляцию, трансплантацию, творчество в манере иной культуры, синтез и создание культурного стиля.
2. Культурное пространство Петербурга сформировалось в ходе длительных культурных контактов России и Запада и представляет собой синтез российских и европейских культурных традиций. Динамика и интенсивность культурных контактов Петербурга определила особенности развития петербургской культуры в разные исторические периоды.
3. В петербургской культуре ХУТИ - первой половины XIX вв. воплощается образ Италии эпохи Возрождения, происходит диалог культур.
4. Итальянские зодчие сформировали облик классического Петербурга -первого европейского города в России.
5. Итальянские художественные традиции влияли на русскую художественную кудьтуру, что способствовало расцвету портретной живописи, пейзажной, созданию исторических монументальных полотен.
6. Академия Художеств и Общество поощрения художников развили традиции диалога между Россией и Италией и способствовали глубокому постижению итальянской культуры русскими архитекторами и художниками - пенсионерами в XVIII - XIX вв.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования дают возможность более глубоко осмыслить феномен межкультурного взаимодействия й его влияния на развитие мировой культуры, демонстрируют перспективность развития концепции единого пространства мировой культуры, а также способствуют дальнейшему укреплению русско-итальянских культурных связей и их изучению. К выводам и методике анализа можно обратиться при изучении культурных связей между другими странами. Материалы исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов: «Культурология», «История мировой культуры», «История Петербурга», спецкурсах по проблеме связей России и Италии.
Апробация и внедрение работы. Основные положения диссертации были изложены в ряде публикаций и выступлении на научной конференции «Современные проблемы межкультурных коммуникаций» с докладом «Санкт-Петербург как пространство диалога культур России и Италии», СПбГУКИ 2003; обсуждении диссертации на кафедре теории и истории культуры СПбГУКИ; материалы исследования использовались в чтении курса лекций «История Санкт-Петербурга», в проведении экскурсий по городу и пригородам Санкт-Петербурга.
Структура диссертации обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение и список литературы на русском и итальянском языках.
Просмотров: 214 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031