Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 1 » Скачать Педагогические условия творческой самореализации личности в дополнительном музыкальном образовании. Васильев, Михаил Александрович бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
11:09
Скачать Педагогические условия творческой самореализации личности в дополнительном музыкальном образовании. Васильев, Михаил Александрович бесплатно
Педагогические условия творческой самореализации личности в дополнительном музыкальном образовании

Диссертация

Автор: Васильев, Михаил Александрович

Название: Педагогические условия творческой самореализации личности в дополнительном музыкальном образовании

Справка: Васильев, Михаил Александрович. Педагогические условия творческой самореализации личности в дополнительном музыкальном образовании : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Васильев Михаил Александрович; [Место защиты: Ленингр. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина] - Санкт-Петербург, 2010 - Количество страниц: 164 с. ил. Санкт-Петербург, 2010 164 c. :

Объем: 164 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2010


Содержание:

Введение
Глава I Педагогические условия как прикладная проблема творческой самореализации личности в дополнительном музыкальном образовании
11 Развивающие функции дополнительного образования обучающихся
12 Роль народного музыкального творчества в развитии личности обучающихся в дополнительном образовании
13 Проблема педагогических условий творческой самореализации личности в дополнительном музыкальном образовании
Выводы по I главе
Глава II Проектирование и создание педагогических условий творческой самореализации личности обучающихся в дополнительном музыкальном образовании
21 Организация опытно-экспериментальной работы
22 Развитие музыкально-творческого потенциала как компонент системы педагогических условий творческой самореализации личности
23 Монографический метод изучения творческой самореализации личности обучающихся
Выводы по II главе

Введение:

Актуальность исследования обусловлена задачами развития инновационного общества в России, повышения роли человеческого капитала, творческого потенциала каждого человека, его способности к творческой самореализации в различных видах общественно и личностно значимой деятельности.
В современных исследованиях проблемы человека, его сущности и целостности, растет интерес к изучению таких процессов и явлений, которые раскрывают внутренние факторы развития человеческого потенциала и его самореализации: саморазвитие, самооценка, саморегуляция, самосознание и др. Данные феномены отражают системное качество человека, его самость, входят в структуру личности и связываются с возможностью перехода от воспитания к самовоспитанию (Б.Г. Ананьев, JI.A. Гол овей, Э.В. Сайко и
Наиболее актуальными в современных психолого-педагогических исследованиях стали понятия «самоактуализация», «саморазвитие» и «самореализация» (Э.В. Галажинский, JI.A. Коростылева, Н.Б. Крылова, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, A.B. Мудрик, Н.Б. Никитина, К. Роджерс, В.И. Слободчиков, К. Юнг и др.), хотя в их определениях нет четкости и единой точки зрения на соотношение этих понятий.
В педагогических исследованиях проблема самореализации, в том числе творческой самореализации личности, разработана недостаточно (A.B. Ба-таршев, Е. Е. Вахромов, С.С. Гиль, Н.В. Тимофеева, С.Н. Усова и др.), не определена система педагогических условий творческой самореализации личности в процессе образования, поэтому педагог не может целенаправленно использовать данный фактор развития и воспитания личности в образовательном процессе.
Наиболее благоприятные условия для творческой самореализации личности имеются в дополнительном образовании, основными функциями которого являются культурообразующие и развивающие, прежде всего, творческий потенциал личности. Дополнительное музыкальное образование позволяет обучающимся включиться в различные виды творческой деятельности и способствовать развитию музыкально-творческого потенциала их личности. Вопрос о педагогических условиях творческой самореализации личности в дополнительном музыкальном образовании исследован недостаточно относительно таких образовательных учреждений, как педагогический колледж и музыкальная школа в их сравнении.
Дополнительное образование рассматривается в исследовании как то, которое обучающиеся в различных видах образовательных учреждений получают по собственному желанию, дополнительно к основному, обязательному. Дополнительное музыкальное образование в музыкальной школе учащиеся получают дополнительно к общему образованию в общеобразовательной школе. Дополнительное музыкальное образование в педагогическом колледже учащиеся (студенты) получают дополнительно к среднему профессиональному образованию во внеучебное время. Дополнительное музыкальное образование в колледже не включается в учебный план и не является обязательным.
Дополнительное музыкальное образование направлено на формирование музыкальной культуры как составной части общей культуры личности растущего человека. Особую роль в этом процессе играет народное музыкальное творчество, музыкальный фольклор как традиционный тип художественной культуры, сочетающий в себе коллективность опыта и индивидуальность исполнения, утилитарные и эстетические ценности, элементы различных видов народного искусства (синкретизм), универсальные способы взаимодействия человека с внешним миром и локальность фольклора, его связь с региональными этнокультурными зонами (А.Ф. Камаев, Т.Ю. Камае-ва). Многогранные особенности народного музыкального творчества создают благоприятные педагогические условия для реализации развивающих и куль-турообразующих функций дополнительного музыкального образования, которое может стать продуктивным педагогическим средством творческой самореализации личности растущего человека.
Актуальность исследования определяется его направленностью на разрешение существующих объективных противоречий между:
• возросшей потребностью общества формировать в процессе образования личность, способную к самореализации своего творческого потенциала в общественно и личностно значимой деятельности, и недостаточной разработанностью проблемы творческой самореализации личности в педагогических исследованиях, в том числе отражающих сферу дополнительного образования;
• осознанием педагогами роли дополнительного музыкального образования как средства творческой самореализации личности и неразработанностью педагогических условий, обеспечивающих осуществление этой роли, а также развивающих и культурообразующих функций в процессе реализации музыкально-творческого потенциала обучающихся.
Таким образом, проблема исследования заключается в разработке теоретических и практических основ создания системы педагогических условий для организации дополнительного музыкального образования с целью творческой самореализации личности. Данная проблема определила выбор темы диссертационного исследования - «Педагогические условия творческой самореализации личности в дополнительном музыкальном образовании».
Цель исследования: теоретико-экспериментальное обоснование системы педагогических условий творческой самореализации личности в дополнительном музыкальном образовании.
Объект: дополнительное музыкальное образование в области народного творчества.
Предмет: система педагогических условий творческой самореализации личности в дополнительном музыкальном образовании в области народного творчества.
Гипотеза исследования: система педагогических условий творческой самореализации личности в дополнительном музыкальном образовании может стать продуктивной, если:
• теоретическое обоснование и разработка этой системы условий будут опираться на методологию системного, личностно-деятельностного, культурологического и акмеологического подходов;
• практическая реализация этой системы условий будет сопровождаться проектированием педагогической системы дополнительного музыкального образования, обеспечивающей его развивающие и культурообразующие функции;
• содержанием дополнительного образования станет народное музыкальное творчество как синтетический вид искусства, открывающий многогранные возможности для творческой самореализации личности обучающих-1 ся;
• будет использован монографический метод изучения процесса творческой самореализации личности, раскрывающий индивидуальные особенности развития музыкально-творческого потенциала обучающихся подростков и юношей.
Задачи исследования:
1) определить базовые понятия исследования в русле методологии личностно-деятельностного, культурологического и акмеологического подходов;
2) разработать и реализовать систему педагогических условий творческой самореализации личности в дополнительном музыкальном образовании посредством народного песенного и инструментального искусства;
3) создать научно обоснованную модель педагогической системы дополнительного музыкального образования как средства творческой самореализации личности;
4) выявить возможности монографического метода изучения особенностей процесса творческой самореализации личности подростков и юношей в дополнительном музыкальном образовании.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• идеи целостности и «самости» человека, отраженные в фундаментальных трудах по философии, психологии, акмеологии, педагогике, и раскрывающие сущность феномена самореализации личности (К.А. Абульхано-ва-Славская, А.И. Анциферова, Б.Г. Ананьев, A.B. Батаршев, JI.A. Коросты-лева, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.Ф. Лосев, А. Маслоу, A.B. Мудрик, К. Роджерс, В.И. Слободчиков, К. Юнг и др.);
• положения системного, личностно-деятельностного, культурологического и акмеологического подходов в педагогике (Е.В. Бондаревская, В.И. Загвязинский, A.C. Запесоцкий, B.C. Ильин, В.В. Краевский, Г.Д. Кириллова, В.Н. Максимова, В.В. Чернов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др-);
• основы эстетического воспитания и полихудожественного образования (Б.В. Асафьев, Э.А. Верб, С.И. Назарова, Б.М. Йеменский, Б.А. Столяров, H.A. Терентьева и др.);
• теоретические основания творческой деятельности и развития творческого потенциала личности в процессе образования (В.И. Андреев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Вишнякова, В.В. Краевский, П.И. Пидкасистый, А.Я. Пономарев и др.);
• принципы и методы музыкальной педагогики в контексте исследования народного музыкального творчества (Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, Л.А. Безбородова, Д. Кабалевский, А.Ф. Камаев, Т.Ю. Камаева, Т.С. Комарова, Е.Д. Критская, М.С. Осеннева, H.A. Терентьева, К.Л. Старикова, Л.В. Школяр и др.);
• концепция дополнительного образования, реализующего развивающие и культурообразующие функции как приоритетные (А.Г. Асмолов, В.А. Березина, А.К. Бруднов, Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Д. Санитарова, А.И. Щетинская, Е.В. Петрова и др.);
• современные подходы к созданию педагогических условий для развития личности в процессе образования (Г.Г. Воронцова, A.B. Гусев, A.B. Ка-занникова, A.B. Кириллов, A.B. Курвина, Г.С. Маломоркина, В.П. Никитина, В.И. Соколов, Л.А. Чистякова и др.).
Методы исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической и музыкальной литературы по проблеме исследования, ее обобщение, определение базовых понятий, моделирование, установление исходных концептуальных позиций;
• педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, сбор и обработка диагностических результатов, монографический метод.
База исследования: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж № 8» Санкт-Петербурга; учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 17 имени А.Г. Рубинштейна» Санкт-Петербурга; кафедра теории и методики непрерывного образования Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина.
Этапы исследования:
На первом этапе (2004—2005 г.г.) - аналитико-поисковом — проводился анализ философской, психолого-педагогической, акмеологической и методической литературы, учебных программ дополнительного музыкального образования, опыта вокально-инструментальных ансамблей в педагогических колледжах и музыкальных школах, музыкально-концертной деятельности в дополнительном образовании; определялись гипотеза исследования, его научно-понятийный аппарат, теоретико-методологическая основа.
На втором этапе (2006-2007 г.г.) - опытно-экспериментальном - осуществлялась разработка экспериментальной учебной программы, основанной на интеграции русского народного песенного и инструментального искусства; организация педагогического эксперимента и музыкально-концертной деятельности; наблюдение, анкетирование и тестирование обучающихся; моделирование педагогической системы и апробация монографического метода; создание и апробация системы педагогических условий творческой самореализации личности в дополнительном музыкальном образовании.
На третьем этапе (2007-2009 г. г.) - обобщающем — проводился анализ, обработка, интеграция и обобщение полученных результатов исследования, их внедрение в практику, расширение музыкально-концертной деятельности, оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в:
• теоретико-экспериментальном обосновании системы педагогических условий творческой самореализации личности в дополнительном музыкальном образовании обучающихся подросткового и юношеского возраста;
• создании научно обоснованной модели педагогической системы дополнительного музыкального образования в области музыкального фольклора как средства творческой самореализации личности;
• в выявлении особенностей системы педагогических условий творческой самореализации личности в дополнительном музыкальном образовании в практике работы педагогического колледжа и музыкальной школы;
• в определении особенностей педагогического применения монографического метода к решению задач изучения и сопровождения процесса творческой самореализации личности в дополнительном образовании средствами музыкального фольклора.
Теоретическая значимость исследования состоит в:
• раскрытии педагогического смысла творческой самореализации личности в дополнительном образовании, заключающегося в создании педагогических условий для развития и реализации музыкально-творческого потенциала обучающихся подросткового и юношеского возраста;
• уточнении базовых понятий исследования «творческая самореализация личности», «музыкально-творческий потенциал», «народное музыкальное творчество», «педагогические условия» и других с позиций методологии личностно-деятельностного, культурологического и акмеологического подходов;
• в обосновании структуры педагогической системы дополнительного музыкального образования и системы педагогических условий творческой самореализации личности обучающихся.
Практическая значимость исследования выражается в:
• выделении комплекса показателей творческой самореализации личности в дополнительном музыкальном образовании (активное участие в концертной деятельности, выступления на концертах в качестве солистов, постоянное обновление и расширение репертуара, реализация и развитие музыкального творческого потенциала и др.);
• разработке методики диагностики музыкально-творческого потенциала личности;
• создании программы дополнительного музыкального образования в студии «Музыкальный фольклор»;
• применении системы педагогических условий творческой самореализации личности в дополнительном музыкальном образовании средствами музыкального фольклора в практике педагогического колледжа и музыкальной школы.
Рекомендации по применению результатов исследования.
Результаты исследования могут быть использованы в системе дополнительного музыкального образования, в научно-педагогической деятельности преподавателей педагогических училищ и вузов, при подготовке и повышении квалификации педагогов-музыкантов, при организации музыкально-концертной деятельности обучающихся.
На защиту выносятся следующие положения:
• Дополнительное музыкальное образование (ДМО) становится продуктивным педагогическим средством творческой самореализации личности, когда создается система педагогических условий, обеспечивающих совокупность развивающих и культурообразующих функций этого образования путем интеграции учебной и творческой деятельности, образовательной и музыкально-концертной деятельности, народного песенного и инструментального искусства с саморазвивающей деятельностью обучающихся. Акмеоло-гический подход к организации ДМО выступает как ведущее педагогическое условие, которое выражено в ориентации педагога на саморазвитие и мотивацию творческих достижений обучающихся.
• Система педагогических условий творческой самореализации личности в дополнительном музыкальном образовании строится на основе структурно-функционального подхода и включает две группы условий, выделенных по разным функциональным основаниям. При этом одно и то же условие может выполнять разные функции. Первую группу составляют условия, которые выполняют функции обеспечения организации ДМО как педагогической системы и средства развития личности в процессе этого образования. Это: организационно-педагогические условия (создание педагогической системы ДМО, интеграция основного и дополнительного образования, видов деятельности обучающихся и видов народного музыкального искусства, индивидуальный подход и индивидуальные программы, использование форм и методов музыкальной педагогики) и психолого-педагогические (развитие музыкально-творческого потенциала, обучение в соответствии с этапами процесса саморазвития, создание развивающей творческой среды, акмеолого-педагогическое сопровождение, монографический метод, развитие профессионализма преподавателя как педагога и как музыканта). Вторую - условия, которые выполняют функции обеспечения успешности педагогической и музыкальной деятельности на основе акмеологического подхода и особенностей музыкальной педагогики, реализующей культурологический подход в образовании, специфику музыкальной культуры. Это: общепедагогические (применение акмеологического подхода, создание педагогической системы ДМО, интеграция видов образования и видов деятельности, развивающее педагогическое общение, индивидуальный подход, акмеолого-педагогическое сопровождение) и музыкально-образовательные условия (музыкальный фольклор как содержание ДМО, формы и методы музыкальной педагогики, развитие музыкально-творческого потенциала, организация музыкально-концертной деятельности, индивидуальные программы развития музыкально-творческого потенциала, развитие преподавателя как педагога и как музыканта). Структурно-функциональный подход используется как составная часть системного подхода.
• Творческая самореализация личности рассматривается как этап процесса саморазвития, включающего: самопознание - самоопределение - самоизменение - творческую самореализацию - самоанализ и самооценку. Педагогический смысл творческой самореализации состоит в том, что этот этап обеспечивается дополнительным музыкальным образованием путем создания системы педагогических условий, направленных на развитие обучающихся как субъектов саморазвития и самореализации, развитие их музыкально-творческого потенциала и мотивации достижений.
• Модель педагогической системы дополнительного музыкального образования как средства творческой самореализации личности отражает структурно-логические связи между целью и результатом образования - развитие обучающегося как субъекта саморазвития и творческой самореализации, музыкальной культуры личности, и педагогическими условиями, которые обеспечивают развивающие и культурообразующие функции педагогической системы.
• Монографический метод в дополнительном музыкальном образовании может быть использован как способ изучения и способ сопровождения процесса творческой самореализации личности, как компонент индивидуальных программ развития музыкальной деятельности, выявляющий общее и особенное в самореализации обучающихся подросткового и юношеского возраста.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются его концептуальной целостностью, последовательной реализацией избранных методологических подходов, использованием во взаимосвязи совокупности теоретических и эмпирических методов, включая монографический, отобранных в соответствии с задачами и этапами исследования; экспериментальным подтверждением теоретических положений исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедрены при организации творческой деятельности обучающихся в музыкальных объединениях педагогического колледжа №8 и детской музыкальной школы №17 Санкт-Петербурга, в концертной деятельности диссертанта в фольклорном ансамбле г. Хельсинки (Финляндия); методические рекомендации использованы в школе №411 Санкт-Петербурга, в Черно-реченской ООШ Ленинградской области. Материалы исследования обсуждались на международных научно-практических конференциях (Царскосельские чтения 2006-2009 гг., Санкт-Петербург); на заседаниях кафедры теории и методики непрерывного образования ЛГУ имени A.C. Пушкина.
Материалы исследований отражены в публикациях автора (6 статей).
Просмотров: 128 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930