Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 1 » Скачать Педагогические условия формирования экономического мышления у школьников межшкольного учебного комбината. Анурова, Галина бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
11:38
Скачать Педагогические условия формирования экономического мышления у школьников межшкольного учебного комбината. Анурова, Галина бесплатно
Педагогические условия формирования экономического мышления у школьников межшкольного учебного комбината

Диссертация

Автор: Анурова, Галина Трифоновна

Название: Педагогические условия формирования экономического мышления у школьников межшкольного учебного комбината

Справка: Анурова, Галина Трифоновна. Педагогические условия формирования экономического мышления у школьников межшкольного учебного комбината : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Комсомольск-на-Амуре, 2006 226 c. : 61 07-13/908

Объем: 226 стр.

Информация: Комсомольск-на-Амуре, 2006


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования экономического мышления школьников межшкольного учебного комбината
11 Философские и психолого педагогические основы формирования экономического мышления у школьников
12 Педагогические подходы к решению проблемы формирования экономического мышления у старших школьников
13 Педагогические условия формирования экономического мышления у старших школьников в процессе их обучения в межшкольном учебном комбинате
Выводы по первой главе
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования экономического мышления у школьников межшкольного учебного комбината
21 Организация и методика исследования
22 Методика формирования экономического мышления у школьников
23 Результаты экспериментальной работы 129 Выводы по второй главе 145 Заключение 147 Библиографический список 150 Приложение

Введение:

Изменение социально-экономических условий в обществе, динамическое развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости требуют новых подходов к воспитанию и образованию, усиленного внимания к проблеме подготовки подрастающего поколения к реальным условиям жизни и трудовой деятельности, адаптации к современным экономическим условиям. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способны к сотрудничеству, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, обладают развитым чувством ответственности за страну.
Во второй половине 80-х годов XX столетия в России стали складываться гражданское общество и правовое государство, ориентированные на законы рыночной экономики. Изменение требований к уровню подготовки выпускников школ и корректировка образования с учетом меняющейся ситуации на рынке труда, запросов работодателей обусловили необходимость реформирования экономического образования в общеобразовательной школе. Именно рыночная экономическая система во многом определяет подход к экономическому образованию, важнейшей целью которого является воспитание экономического образа мышления и формирование экономического мышления у школьников, поэтому экономическое мышление является не только отражением проводящихся преобразований в экономической жизни общества, но и необходимой предпосылкой их прогресса.
В настоящее время сложилась определенная система экономического образования, накоплен опыт профильного обучения (профильные классы, элективные курсы) в школах, которое ориентировано на углубленное обучение школьников в области экономики с целью дальнейшего обучения в вузе. Повышенный спрос на получение экономических знаний привел к новым формам организации экономического образования. К таким формам относится преподавание основ экономической теории и прикладной экономики в учреждениях дополнительного образования, межшкольных учебных комбинатах, экономико-математических школах и т. д.
Актуальность исследования основывается на нескольких принципиальных позициях:
• отечественными учеными А.И. Абалкиным, А.И. Абрамовой, А.Ф. Амендом, Ю.К. Васильевым, J1.J1. Любимовым, Б.И. Мишиным, А. Прутченковым, В.К. Розовым, Д.Е. Сорокиным, И.А. Сасовой, К.А.Улыбиным, Б.П. Шемякиным и др. отмечаются важнейшая роль экономического образования и воспитания в овладении основами экономического мышления и привитию навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях у учащихся, воспитании гражданственности и формировании гуманистических и демократических ценностей и убеждений школьников. Однако в отечественных школах до сих пор отсутствует систематическое обучение экономике школьников, которое широко практикуется во всех развитых странах;
• анализируя обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования, Государственный образовательный стандарт подготовки выпускника школы, можно констатировать, что распределение учебного времени на дисциплину «Экономика» минимально, что приводит к недостаточному уровню сформированности экономического мышления выпускника школы;
• не в полной мере изученными и разработанными продолжают оставаться педагогические условия формирования экономического мышления школьников межшкольного учебного комбината, отсутствует эффективное методическое обеспечение занятий по экономическому направлению;
• среди исследований по проблеме формирования экономического мышления большую часть составляют работы, касающиеся учащихся профессионально-технических училищ, студентов техникумов и студентов педагогических вузов (А.Ю Архипов, J1.B. Галкина, В.Г. Краморенко, M.J1. Малышев, Г.С. Свиридова и др.). Вместе с тем, на наш взгляд, недостаточно освещены вопросы формирования экономического мышления у школьников, в частности, обучающихся в межшкольном учебном комбинате.
Все более явными становятся противоречия между:
• новыми требованиями, предъявляемыми обществом к выпускнику общеобразовательной школы в области экономического образования и реальным содержанием подготовки учащихся школ в области экономического образования;
• требованиями общества к личности выпускника общеобразовательного учреждения, стремящемуся повышать экономическое образование и недостатком знаний, умений и навыков, готовности к реальным условиям жизни и трудовой деятельности, адаптации к современным экономическим условиям;
• целостностью процесса формирования экономического мышления у школьников межшкольного учебного комбината и отсутствием системной разработки теоретико-методологических основ и адекватного методического обеспечения данного процесса.
Указанные противоречия определяют проблему исследования, которая сформулирована следующим образом: каковы теоретические основы, подходы и педагогические условия формирования экономического мышления у школьников межшкольного учебного комбината?
Решение этой проблемы составляет цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка формирования экономического мышления у школьников межшкольного учебного комбината на основе реализации педагогических условий.
Актуальность проблемы и недостаточная ее разработанность в педагогических исследованиях определили тему диссертационного исследования: «Педагогические условия формирования экономического мышления у школьников межшкольного учебного комбината».
Объект исследования: процесс обучения школьников в межшкольном учебном комбинате.
Предмет исследования: педагогические условия формирования экономического мышления у школьников межшкольного учебного комбината.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы формирования экономического мышления у школьников на основе анализа ведущих тенденций развития экономического образования, педагогической теории и практики.
2. Выявить, обосновать и реализовать педагогические условия формирования экономического мышления в процессе обучения школьников в межшкольном учебном комбинате.
3. Разработать и апробировать в учебном процессе методическое обеспечение формирования экономического мышления у школьников в межшкольном учебном комбинате.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что успешность формирования экономического мышления учащихся межшкольного учебного комбината обеспечивается, если:
• каждый школьник будет: обладать знаниями об экономических явлениях и их взаимосвязи; оценивать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
• опираться на основы экономического анализа при выборе самостоятельных экономических решений, связанных с выполнением роли потребителя, работника и собственника; понимать закономерности рынка труда;
• учебная деятельность школьников по формированию экономического мышления будет носить практико-ориентированный характер и созданы условия для творческого самовыражения;
• использовать инновации в оценивании учебных и личностных достижений старшеклассников.
Общую методологическую основу исследования составляет:
• философский аспект: положения диалектики, ее теории познания и связанного с ним мышления (Г.В.Ф. Гегель, А.В. Ерахтин, В.А. Лекторский, К. Маркс, М.К. Мамардашвили, Ф. Энгельс и др.);
• исследования авторов по проблемам мышления (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, O.K. Тихомиров и др.);
• личностно-ориентированный подход к обучению (В.А. Беликов, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др); положения системно-деятельностного подхода (Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, В.П. Журавлев, А.Н. Леонтьев, Л.М. Панчешиков, С.Л. Рубинштейн, В.Ю. Садовский и др.).
Теоретической базой исследования служат:
• современные теории экономического образования и воспитания (А.И. Абрамова, А.Ф. Аменд, Ю.К. Васильев, Л.Л. Любимов, Б.И. Мишин, А. Прутченков, В.К. Розов, Б.П. Шемякин и др.);
• работы по проблемам экономического мышления (Л.И. Абалкин, А.Ю. Архипов, Л.С. Бляхман, М.Л. Малышев, П. Хейне и др.);
• теоретические исследования педагогических условий (А.Я. Найн, П.И. Пидкасистый и др.); труды по теории педагогических систем (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, В.В. Давыдов, Т.А. Ильина, Л.В. Занков, П.М. Эрднев и др.);
• работы по использованию самостоятельной работы и применению знаний на практике (К.А. Абульханова-Славская, Б.П. Есипов, Ю.Н. Кулюткин, ИЛ. Лернер, Н.А. Менчинская, М.Н. Скаткин, А.В. Усова и др.).
Методы исследования. Решение поставленных задач обеспечивается комплексом взаимодополняющих методов исследования, среди которых методы теоретического анализа философской, социологической, психологической и педагогической литературы; диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, самооценка, экспертная оценка, ранжирование, обобщение); обсервационные; праксиметрические; эксперимент; педагогическое моделирование; методы математической и статистической обработки экспериментальных данных.
Базой исследования являются: Комсомольский-на-Амуре межшкольный учебный комбинат № 1, «Школа экономики и бизнеса» на базе ГОУ ВПО «КнАГПУ», МОУ СОШ № 1, 5, 23, 27, 32, 34, 36, 51 города Комсомольск-на-Амуре. В исследовании принимали участие школьники 1011 классов, экспериментальной работой на разных ее этапах было охвачено 252 старшеклассника.
Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.
Первый этап: (1996-2000 гг.) - анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, изучение опыта работы преподавателей по формированию мышления в образовании, определение понятия «экономическое мышление», выявление средств формирования экономического мышления у школьников.
Второй этап (2000-2001 гг.) - разработка и проведение диагностического эксперимента, определение требований и педагогических условий успешного использования средств формирования экономического мышления у школьников межшкольного учебного комбината; проведение первого этапа формирующего эксперимента, обработка результатов.
Третий этап (2001-2003 гг.) - проведение эксперимента, анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; разработка методического обеспечения формирования экономического мышления у школьников межшкольного учебного комбината.
Четвертый этап (2003-2005 гг.) - анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; подготовка методических рекомендаций и оформление результатов исследования в виде диссертации.
Наиболее существенные результаты, полученные соискателем, и их научная новизна заключаются в следующем:
1. Уточнены сущность понятия и элементы системы формирования экономического мышления школьников межшкольного комбината (экономический образ мышления школьников, цели, мотивы, виды деятельности школьников, результат формирования экономического мышления школьников).
2. Выявлены теоретико-методологические подходы к решению проблемы формирования экономического мышления у школьников межшкольного учебного комбината.
3. Определены критерии, показатели и уровни экономического мышления у школьников межшкольного учебного комбината.
4. Обоснованы и подтверждены опытно-экспериментальным путем педагогические условия формирования экономического мышления у школьников межшкольного учебного комбината.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно дополняет теорию формирования экономического мышления, инструментальные подходы к диагностике экономического мышления, а именно:
• выявлены критерии экономического мышления (когнитивный, операционный и мотивационный) в соответствии со структурными компонентами и уровни его сформированности у школьников межшкольного учебного комбината;
• выявлены, проверены и апробированы педагогические условия формирования экономического мышления: системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы с учетом актуализации учебно-познавательной деятельности (познание экономической действительности, усвоение экономических знаний, применение знаний на практике);
• соответствие содержания экономического мышления возрастным особенностям и интересам школьников, их растущему стремлению к самопознанию и самореализации; наполнения занятий заданиями практикоориентированного характера, создание условий для творческого самовыражения; инновации в оценивании личных и учебных достижений старшеклассников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
• разработана и внедрена в учебный процесс межшкольного учебного комбината система занятий по воспитанию экономического образа мышления и формированию экономического мышления у школьников;
• разработана методика проведения занятий с использованием игровых ситуаций и упражнений посредством выполнения творческих заданий, отобраны и систематизированы деловые игры и тренинги, рекомендуемые для формирования экономического мышления;
• апробированные материалы исследования могут быть использованы в практической работе преподавателей, учителей экономики в профильных классах школ, в учреждениях дополнительного образования, учреждениях профессионального образования. Выводы и рекомендации, полученные в результате исследования, могут быть включены в спецкурсы для студентов базового педагогического и дополнительного профессионального образования, а также слушателей курсов системы непрерывного педагогического образования;
Достоверность и надежность полученных результатов и выводов обеспечены методологической обоснованностью исходных параметров исследования, адекватностью его задач, методов и логики, репрезентативностью опытных данных, их непротиворечивостью и сравнимостью с массовой практикой, их содержательным анализом, использованием апробированных методов обработки данных.
На защиту выносятся следующие положения:
• формирование экономического мышления необходимо осуществлять на основе системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов с учетом актуализации учебно-познавательной деятельности (познания экономической действительности, усвоения экономических знаний, применение знаний на практике), соответствия содержания занятий в межшкольном учебном комбинате возрастным особенностям и интересам школьников, их растущему стремлению к самопознанию и самореализации;
• в процессе занятий необходимо не только формировать знания и умения за счет введения заданий практико-ориентированного характера, учебных практик, создания условий для творческого самовыражения, но и обеспечить возможность выполнения школьниками различных общественных ролей в жизни и профессиональной деятельности (потребитель, работник, собственник);
• методическое обеспечение формирования экономического мышления у школьников межшкольного учебного комбината включает: программу профиля, положение о практике, тесты, варианты заданий, контрольные работы, тренинги , деловые игры и пр.), инновации в оценивании учебных и личностных достижений старшеклассников (потрфолио работ, презентации, конкурсы, тематические экзамены и др.).
Апробация работы и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования представлены и одобрены на Международном научно-практическом симпозиуме «Научное и научно-техническое обеспечение экономического и социального развития Дальневосточного региона» (КнАГТУ, 1999 г.); на III Международной научно-практической конференции «Дальний Восток: наука, экономика, образование, культура в XXI веке: опыт, прогноз» (ГОУ ВПО «КнАГПУ» 2005 г.); на IV Международной электронной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития образовательной области «Технология»; (ГОУ ВПО «КнАГПУ» 2005 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь: на пороге XXI века» (ОмГТУ, 1998 г.); на региональной научно-практической конференции «Гуманитарные науки и современность» (ГОУ ВПО «КнАГТУ», 2003 г.); на межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы качества педагогического образования» г. Новосибирск; на курсах повышения учителей и заместителей директоров по учебной работе в Комсомольском-на-Амуре филиале Хабаровского краевого института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Материалы исследования и разработанный пакет учебно-методической документации используются преподавателями кафедры экономики на занятиях экономических дисциплин в МОУ СОШ № 27 г. Комсомольска-на-Амуре и в «Школе бизнеса и экономики» при экономическом факультете ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический университет».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений, снабжена таблицами и рисунками, выполненными в виде графиков и схем.
Просмотров: 130 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930