Форма входа

Главная » 2014 » Июнь » 23 » Скачать Педагогические основы построения системы регионального мониторинга математической подготовки школьников. Шведова, Наталья бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
19:28
Скачать Педагогические основы построения системы регионального мониторинга математической подготовки школьников. Шведова, Наталья бесплатно
Педагогические основы построения системы регионального мониторинга математической подготовки школьников

Диссертация

Автор: Шведова, Наталья Васильевна

Название: Педагогические основы построения системы регионального мониторинга математической подготовки школьников

Справка: Шведова, Наталья Васильевна. Педагогические основы построения системы регионального мониторинга математической подготовки школьников : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02, 13.00.01 Ярославль, 2004 292 c. : 61 05-13/666

Объем: 292 стр.

Информация: Ярославль, 2004


Содержание:

Глава I Теоретические и организационно-методические проблемы построения мониторинга
Раздел Мониторинг как педагогическая проблема
111 Мониторинг как практическая система
112 Педагогический мониторинг и его классификация в образовании
113 Таксономия учебных целей
114 Характеристики исследования применительно к мониторингу
115 Контроль и оценивание
116 Принципы построения и функционирования системы регионального мониторинга математической подготовки школьников
117 Критерии и показатели региональной системы мониторинга
Раздел Педагогические средства реализации мониторинга математической подготовки школьников
121 Тест как измерительный инструмент
122 Характеристики качества измерителя
123 Классификация тестов
124 Требования к составлению тестовых заданий
125 Классификация тестовых заданий
126 Конструирование теста
127 Технологический цикл создания теста
128 Определение шкалы, оценивание
129 Единый государственный экзамен средство для управления образовательными системами
Глава II Практическая реализация региональной системы мониторинга математической подготовки школьников
211 Постановка системы исследовательских задач
212 Модель региональной системы мониторинга уровня математической подготовки школьников
213 Этапы становления системы мониторинга
214 Схема функционирования мониторинга уровня учебных достижений учапхихся по математике
215 Нормативно-правовая база, обеспечивающая функционирование мониторинга
216 Построение измерителя для реализации целей мониторинга
2161 Конструирование технологической матрицы, спецификация к тесту
2162 Разработка банка заданий
2163 Апробация измерителя в базовых школах и его корректировка
217 Репрезентативная выборка залог адекватного представления состояния математической подготовки учащихся
218 Проверка гипотезы о законе распределения
219 Обеспечение стандартизации процедуры проведения мониторинга
2110 Подготовка кадров для проведения мониторинговых исследований
2111 Единый государственный экзамен по математике как одно из средств реализации мониторинга
2112 Перепроверка экзаменационных работ выпускников
2113 Анализ и интерпретация результатов мониторинговых исследований (на примере Ярославской области)

Введение:

Одним из важнейших направлений модернизации системы российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. Цель государственного контроля качества - обеспечить стабильное соответствие качества образования потребностям человека, общества и государства.В последнее время в регионах создаются центры тестирования, аттестационные службы, в рамках которых формируются модели мониторинга. Например, в Самарской области создан «Региональный Центр мониторинга», в Республике Чувашии «Республиканская служба образовательной статистики и мониторинга качества образования». Разработанные в других областях аналогичные системы не могут быть механически перенесены на Ярославскую область, так как не учитывают ее специфических особенностей.Фундаментальной составляющей школьного российского образования является математическая подготовка, которая всегда была объектом пристального внимания. Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, новыми государственными требованиями сформулированными в стандарте образования к математической подготовке школьников, а с другой, сложившейся системой оценивания учебных достижений в каждом образовательном учреждении (ОУ).Необходимым условием повышения качества математической подготовки является не эпизодический контроль, а систематическое комплексное наблюдение за изменениями в системе математического образования в области и на уровне ОУ, выявление факторов, влияющих на уровень подготовки, то есть другими словами осуществление долгосрочного мониторинга. в настоящее время, с одной стороны наблюдаются широкие возможности по использованию различных учебно-методических комплектов, с другой - ограниченность информации о результативности их применения у педагогов. Возникает необходимость в унифицировании диагностики результатов математической подготовки учап];ихся.Однако в педагогической литературе отсутствует описание содержательного и управленческого мониторинга математической подготовки школьников (уровня учебных достижений по математике).Изменения в сфере образования, произошедшие за последнее время, привели к противоречию между развитием образовательных услуг, с одной стороны и отсутствием системы контроля, направленной на обеспечение объективности проверки знаний на основе государственных требований к уровню подготовки, с другой.Разрешению противоречия между потребностями практики в системе отслеживания учебных достижений школьников и соответствующей коррекции математического образования, и недостаточным теоретическим обоснованием, разработанностью методик реализации мониторинга посвящена данная работа.Целью настоящего исследования является построение системы мониторинга, которая дает целостное представление о качестве математической подготовки выпускников в целом по области и на уровне ОУ, позволяет прогнозировать динамику развития системы математического образования в регионе и своевременно выявлять факторы влияния.Объект исследования: Региональная система математического образования.Предмет исследования: Динамика изменений региональной системы математического образования и методика построения инструментария для осуществления мониторинга этого образования.Можно сформулировать следующую гипотезу исследования: Система мониторинга уровня учебных достижений школьников может способствовать повышению эффективности математического образования в области, если: - будет удовлетворять потребностям субъектов образовательного процесса; - рассматривать изменения в системе математического образования комплексно и в динамике; - применять инструментарий, адекватный целям; - осуществляться в соответствии с принципами конвенциальности, открытости, единства информационной среды; - позволять проводить сравнительный анализ учебных достижений различных групп школьников, выявляя массовые пробелы в знаниях и факторы их влияния; - обеспечиваться нормативно-правовой базой.Цель исследования и гипотеза потребовала решения системы поставленных исследовательских задач: 1. Определить сущность регионального мониторинга математической подготовки школьников, функции и принципы.2. Построить региональную систему мониторинга математической подготовки школьников, выявить его содержательную и организационную структуру, 3. Разработать измеритель, адекватный целям мониторинга, и экспериментально проверить его эффективность в реальных условиях.4. Сформировать систему интерпретации, анализа и представления результатов мониторинговых исследований.Методологической и теоретической основой исследования являются фундаментальные положения и современные выводы философии, социологии, экологии, психологии, педагогики, методики преподавания математики.Исходные теоретические позиции базируются на: теории педагогических систем (В.П.Беспалько, М.С.Каган, Н.В.Кузьмина, Л.Паладьев, М.Н.Скаткин, В.Н.Садовский, В.П.Симонов, Е.И.Смирнов, Э.Г.Юдин); теории тестирования (В.С.Аванесов, А.Анастази, П.Клайн, Г.С.Ковалева, Е.А.Михайлычев, А.Н.Майоров, Н.Л.Майорова, Т.Д.Макарова, В.И.Нардюжев, А.О.Татур, Г.А.Урванцева, М.Б.Челышкова, А.Н.Щапов); общей теории педагогической диагностики, начиная с научных положений классиков зарубежной и отечественной педагогики (В.С.Блум, А.Дистерверг, К.Ингекамп, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци), и продолжая современными исследованиями (А.В.Басов, В.В.Давыдов, К.А.Краснянская, А.Э.Симановский, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин); теории статистики (И.И.Елисеева, Дж.Гласс, В.В.Майоров, Д.А.Новиков); теории мониторинга (В.А.Кальней, А.М.Кукуев, А.Н.Майоров, Ю.Б.Осипов, В.Г.Попов, В.Н.Чупин, Е.Шишов); теории социологических исследований (И.В.БестужевЛада, А.П.Куприян, Дж.Б.Мангейм, В.А.Ядов); методики преподавания математики (М.И.Башмаков, Г.Д.Глейзер, В.А.Гусев, А.В.Дорофеев, А.Г.Мордкович, Р.С.Черкасов, И.Ф. Шарыгин); теории графического анализа (Э.В.Чекотовский, В.Боровиков); теории педагогических исследований (В.И.Загвязинский, Ю.А.Конаржевский).Методы исследования определялись его целью, комплексным решением теоретических и практических задач. Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ литературы по предмету исследования; психолого-педагогическая диагностика (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование); моделирование, анализ, синтез, классификация, обобщение; педагогическое измерение и математико-статистическая обработка количественных данных.Опытно-экспериментальная работа проводилась в основных и средних образовательных учреждениях Ярославской области.Базой исследования являлись школы №2, №3, №8, №9, №20, №76, №87, гимназия №1 г.Ярославля, Ивняковская, Глебовская, Курбская, Медягинская, Ширинская, Шебунинская, школы Ярославского района. Ярославский областной институт развития образования.Различными видами исследования было охвачено около 14 тыс. школьников, более 500 учителей математики, все муниципальные округа (19 МО) Ярославской области.Исследование проводилось в течение 6 лет и включало четыре этапа.Основные этапы исследования.Первый этап (1998г.) - включал подбор и изучение научнометодической литературы по проблеме мониторинга в различных науках, анализировался отечественный и зарубежный опыт в области тестологии, определялся понятийный аппарат.Второй этап (1999-2000г.г.) - создана модель системы мониторинга математической подготовки школьников в области.Уточнилась методологическая и теоретическая базы исследования, формулировались цели и задачи работы. Создавались организационно-педагогические основы для проведения мониторинговых исследований. Определялась творческая группа по наработке банка заданий по математике, которые апробировались в базовых школах.Третий этап (2000-2003г.г.) - осуществлялась опытноэкспериментальная работа по реализации построенной системы регионального мониторинга уровня учебных достижений по математике. Разработан и апробирован измеритель по математике за курс основной школы. Проведены мониторинговые исследования по алгебре и геометрии. Разработана схема анализа и интерпретации результатов, определены потенциальные пользователи информации.Четвертый этап (2004г.) - осуш,ествлялась обработка, анализ и обобщение материалов исследования, литературное оформление результатов работы.Научная новизна работы состоит в следующем: - построена модель деятельностной системы мониторинга математической подготовки школьников в регионе; - определена совокупность теоретических положений, раскрывающих понятие и сущность мониторинга математической подготовки школьников; - сформулирована система принципов создания и функционирования системы мониторинга математической подготовки школьников; - определены и конкретизированы критерии и показатели, которые обеспечивают функционирование мониторинга математической подготовки школьников.Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: термин определен в главе II, п. 1.2.2 охарактеризованы функции мониторинга математической подготовки школьников по математике; - разработан критериально-оценочный аппарат математической подготовки школьников; - раскрыты возможные подходы к организации мониторинга математической подготовки школьников и использованию его результатов; представлено уточнение содержания понятий «мониторинг», «тест»; предложена научно-обоснованная программа курсовой подготовки зрителей математики по вопросам измерения в образовании.Практическая значимость состоит в том, что; - построенная модель системы мониторинга математической подготовки школьников доведена до уровня практической реализации; - разработаны методические рекомендации по функционированию мониторинга математической подготовки школьников в регионе, - подготовлены научно-методические материалы по разработке контрольно-измерительных материалов по математике; - разработана схема интерпретации, анализа и представления результатов в удобную для восприятия форму; - выявлены потенциальные пользователи информации мониторинговых исследований математической подготовки школьников.Построенная система мониторинга математической подготовки школьников способна отслеживать зфовень подготовки учащихся с целью выявления пробелов в усваиваемом материале для последующей корректировки учебного процесса и прогнозированием его развития.На защиту выносятся: - принципы построения и функционирования региональной системы мониторинга математической подготовки школьников. - комплекс критериев и показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии региональной системы математического образования. - построенная модель региональной системы мониторинга математической подготовки школьников, включающая несколько иерархических подсистем. - методика конструирования измерителя по математике. - методика анализа и интерпретации результатов, выявления факторов, влияющих на математическую подготовку школьников.Личный вклад автора состоит в: - самостоятельной разработке и построении системы мониторинга математической подготовки школьников; - определении целей и задач мониторинговых исследований математической подготовки учащихся; - конструировании измерителя по математике; - руководстве по реализации опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях области; - осуществлении программно-методического обеспечения реализации мониторинга; - интерпретации полученных данных, на основе которой предложены практические рекомендации.Достоверность результатов исследования обеспечивается: обоснованностью положений психологии и педагогики; выбором средств и методов, адекватных задачам исследования; апробацией; репрезентативностью, статистической обработкой полученных данных; сочетанием количественного и качественного анализа экспериментальных материалов.Апробация и внедрение результатов исследования.Основные положения исследования были представлены в учебнометодических пособиях и публикациях (19 публикаций по теме диссертации). По материалам исследования автор выступал перед учителями и преподавателями общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования, работниками органов управления образованием Ярославской области. Разработанные в ходе исследования рекомендации и пакеты учебно-методического обеспечения используются в работе общеобразовательных школ Ярославской области. Результаты исследования использованы в аналитических материалах об уровне подготовки по математике школьников Ярославской области.Материалы исследования послужили основой для лекционных курсов повышения квалификации учителей математики, руководителей школ.Апробация, распространение основных идей мониторинговых исследований математической подготовки школьников осуществлялись в процессе совместной работы автора исследования с органами управления образованием на региональном и местном уровнях.Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Содержит рисунки, таблицы, диаграммы и схемы, подготовленные и выполненные автором (6 рис)^ков, 30 таблиц, 16 диаграмм, 9 схем).Основное содержание работы Одной из первоочередных задач образовательной политики России является повышение качества образования. Под качеством образования в программе развития образования в Ярославской области понимается «соответствие образовательных результатов нормативным требованиям, потребностям социума, рынка труда и обучающихся». Для повышения качества математического образования необходима система его массовой оценки, которая бы дала объективную сопоставимую и достоверную информацию на различных уровнях иерархической системы образования. Назрела потребность в создании системы мониторинга математического образования в регионе.Первая глава диссертации - «Теоретические и организационно-методические проблемы мониторинга» состоит из двух разделов: «Мониторинг как педагогическая проблема», «Педагогические средства реализации мониторинга математической подготовки школьников», В первом разделе анализируется понятие мониторинга, рассматривается дефиниция мониторинга в различных сферах жизнедеятельности человека. Феномен понятия «мониторинг» возник в конце двадцатого столетия с появлением информационных технологий, В последние годы это понятие широко используется в экологии, социологии, медицине. В работе подробно рассматриваются подходы к данному понятию в каждой из этих областей в качестве способа исследования реальности, и (или) способа управления.Становление концепции мониторинга в педагогической науке тесно связано с «педагогической диагностикой». Классики педагогики (Я.А.Каменский, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, Ф.А.И.Диствервег) неоднократно обращались к проблеме педагогической диагностики, как систематического и комплексного наблюдения за учащимися. Хорошо известны в области педагогической диагностики работы зарубежных педагоговисследователей К.Ингекампа, Б.С.Блума, А.Анастази, а также наших соотечественников В.П.Беспалько, Н.Ф.Талызиной, В.П.Симонова.В настоящее время феномен педагогического мониторинга активно разрабатывается многими учеными: А.Н.Майоровым, Е.Шишовым, В.А.Кальней, Д.Ш.Матросом и др.В настоящее время мониторинг в образовании нумсдается в теоретическом обосновании и разработке конкретных методик его реализации.Теоретический анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное определение понятия «мониторинг». Одни определяют мониторинг как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе (А.Н.Майоров, Д.Ш.Матрос), другие - как теоретически обоснованное измерение и оценку результатов обучения (М.И.Грабарь), третьи - как систематическое стандартизированное наблюдение (В.Г.Попов, СЕ. Шишов, В.А.Кальней), четвертые - как форму организации наблюдения (А.М.Кукуев). В своем исследовании определение, данное А.Н.Майровым, мы рассматриваем как методологическое. В результате анализа большого количества определений и характеристик даем следующее определение мониторинга: «Мониторинг — это целенаправленная система стандартизированного регулярного наблюдения, сбора, хранения, обработки информации, на основе теоретически обоснованных измерений, позволяющая судить о состоянии системы образования, корректировать и прогнозировать ее развитие».Подчеркнем тот факт, что мониторинг реализуется в рамках управленческой деятельности, его результаты должны быть доступны для управленцев, и они являться необходимым условием эффективности управления.Педагогический мониторинг многогранен и может рассматривать различные аспекты педагогической деятельности: содержание образования, доступность, эффективность, качество, условия осуществления педагогической деятельности, мотивацию к обучению, результативность образовательного процесса и т.д.В зависимости от направленности целей и задач педагогического мониторинга, он может быть классифицирован по достаточно большому количеству оснований: по целям, основам экспертизы, используемым средствам (А.Н.Майоров); по иерархии систем управления (Д.Ш.Матрос, Д.М.Полев); по масштабу целей образования, по этапам обучения, по охвату наблюдения, по организационным формам (С.Е.Шишов, В.А.Кальней); по предмету отслеживания (А.С.Белкин).Организация мониторинга связана с определением и выбором оптимального вида мониторинга, с учетом особенностей конкретной учебно-педагогической ситуации.Мониторинг как исследовательский комплекс сам является определенной системой элементов. Её элементами являются субъекты исследований, критерии и показатели, средства мониторинговой деятельности.Опираясь на концепцию В.Г.Попова, мы вьвделили основные функции мониторинга: интегративную, обеспечивающую комплексную характеристику процессов, происходящих в образовании; диагностическую, сканирующую состояние системы образования; сравнительную, создающую условия для сравнения состояния системы образования, её элементов в пространстве и времени; экспертную, осуществляющую экспертизу состояния развития системы образования, её компонентов и подсистем; информационную, обеспечивающую получение сопоставимой, достоверной информации для анализа и прогноза состояния и развития системы образования; коррекционную, позволяющую использовать мониторинговую информацию при совершенствовании образовательного процесса, принятии обоснованных управленческих рещений, путем воздействия на влияющие факторы.Составляющей мониторинга качества обучения является мониторинг математической подготовки щкольников (уровня учебных достижений по математике).Нами проанализированы различные подходы таксономии учебных целей (Б.С.Блум, Г.С.Ковалева, В.П.Беспалько, В.П.Симонов, В.С.Аванесов, The Programme for International Student Assessment). Несмотря на разнообразие различных подходов, они не противоречат друг другу, В своей работе мы приняли, как основополагающую, таксономию В.П.Беспалько, в силу ее технологичности, иерархичности и удобства классификации задач.Анализ современной педагогической литературы и опыта формирования образовательной среды позволил выделить характеристики исследования применительно к мониторингу: показатели, критерии, параметры, признаки и индикаторы. В работе разработана и представлена схема\ изображающая зависимость между характеристиками исследования. Для обеспечения единого образовательного пространства в регионе предложена таблица индикаторов, в которой указаны название, логическая формула, символ-обозначение, потенциальные потребители информации.На основе целей мониторинга уровня учебных достижений школьников по математике, мы выделили основные принципы построения системы мониторинга.Один из основополагающих методологических принципов исследования - принцип научности. Практическое построение системы мониторинга должно быть научно обосновано, цели стоящие перед ним тесно связаны с объективными закономерностями, происходящими в образовании. Этот принцип на первый план выдвигает связь теории с практикой.Система мониторинга должна обеспечивать объективными знаниями потребителей об изучаемом объекте, вникать в суть изучаемых проблем и выявлять их причины. Научность подразумевает обязательное использование исследовательских средств, что позволяет свести к минимуму субъективизм и односторонность в суждениях.Принцип отслеживания проявляется в системном, процессуальном подходе. Каждый элемент этой системы образует устойчивые связи с другими элементами. Данная система многоуровневая и способная к саморазвитию. Этот принцип предполагает: проведение мониторинговых исследований уровня учебных достижений школьников по математике в начальной, основной и средней школах по одной и той же технологии; осуществление региональных исследований с использованием опыта российских и зарубежных педагогических сообществ; использование одних и тех же методик при проведении регионального и внутришкольного мониторингов. Процессуальность
Просмотров: 158 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30