Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 13 » Скачать Педагогическая технология управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков. Воронов, Юрий Сергеевич бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
20:48
Скачать Педагогическая технология управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков. Воронов, Юрий Сергеевич бесплатно
Педагогическая технология управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков

Диссертация

Автор: Воронов, Юрий Сергеевич

Название: Педагогическая технология управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков

Справка: Воронов, Юрий Сергеевич. Педагогическая технология управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.04 / Воронов Юрий Сергеевич; [Место защиты: Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья] - Санкт-Петербург, 2009 - Количество страниц: 489 с. ил. Санкт-Петербург, 2009 489 c. :

Объем: 489 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2009


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ
11 Тренировочный процесс как объект управления
12 Закономерности морфофункциональной специализации организма детей в условиях спортивной деятельности
13 Особенности тренировочной и соревновательной деятельности на этапах предварительной подготовки, спортивной специализации, углубленной тренировки и спортивного совершенствования
14 Управление многолетней подготовкой юных спортсменов с учётом их индивидуальных особенностей
15 Роль комплексного педагогического контроля и спортивного отбора в системе управления многолетней подготовкой спортсменов 38 •
16 Соревновательная деятельность как критерий эффективности управления тренировочным процессом спортсменов-ориентировщиков
17 Проблемы управления многолетней подготовкой спортсменов-ориентировщиков

Введение:

Проблема и актуальность исследования. Накопленный в передовой отечественной и мировой спортивной практике опыт свидетельствует о существенной зависимости результативности соревновательной деятельности на этапе высшего спортивного мастерства от эффективности построения учебно-тренировочного процесса юных спортсменов на этапах предварительной, базовой и углубленной спортивной подготовки.
Однако в настоящее время в спортивном ориентировании, как относительно молодом виде спорта, наблюдается проблемная ситуация, которая определяется существующим объективным противоречием между несовершенством традиционно сложившейся методики подготовки спортивного резерва, использующей предельно ограниченный комплекс средств и методов тренировки юных спортсменов, и необходимостью неуклонного повышения эффективности управления подготовкой на разных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса, что, в конечном итоге, и определяет успех выступления на международной спортивной арене сборной команды страны.
Системное представление об актуальных проблемах многолетней подготовки юных спортсмепов-ориентировщиков даёт ретроспективный анализ специальной литературы, отражающий наиболее существенные для циклических видов спорта теоретико-методические закономерности данного педагогического процесса. Следует отметить, что в настоящее время разрабатываются и уточняются методические положения, которыми следует руководствоваться в процессе управления подготовкой юных спортсменов (В.П. Филин, Н.А. Фомин, 1980; М.Я. Набатникова с соавт., 1982; В.П. Филин, 1987, 1990, 1998; В.Н. Платонов, К.П. Сахновский, 1988; К.П. Сахновский, 1990; Л.П. Матвеев, 1991; В.Г. Никитушкин с соавт., 1994; В.П. Губа, 1997, 1999, 2000; А.П. Золотарев, 1997, 1999; О.И. Камаев, 2000). Сохраняет свою актуальность проблема отбора юных спортсменов, несмотря на то, что отдельные аспекты этой проблемы освещены в работах А.А. Гужаловского (1976, 1979, 1986), А.Л. Лагоши (1977), Р.Е. Мотылянской (1979), В.К. Бальсевича (1980), С.В. Брянкина, А.Т. Константинова (1982), В.М.
Волкова, В.П. Филина (1983), Р.Б. Шварца, С.В. Хрущева (1984), М.С. Бриля (1982, 1989), В.М. Волкова (1979, 1981, 1981, 1993), В.Н. Платонова, В.А. Запорожанова (1990), И.И. Мелиховой (2007). По-прежнему имеет высокую значимость поиск информативных методов педагогического контроля специальной подготовленности спортсменов на различных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса (М.Я. Набатникова, 1974, 1978; Н.И. Морозова, 1990; В.А. Ботух, 1991; В.Н. Платонов, М.Н. Булатова, 1992; А.Н. Корженевский с соавт., 1993; С.А. Локтев, 1994). Важнейшим звеном в подготовке юных спортсменов остаётся планирование тренировочных и соревновательных нагрузок (В.П. Филин, 1973, 1987; В.Н. Плохой, 1983; А.Н. Корженевский, В.И. Ларионов, 1989, 1994; В.В. Ивочкин, 1997; П.В. Квашук, 1993, 1998, 2003). В этом направлении необходимо конкретизировать подходы к обоснованию оптимальных объёмов и интенсивности нагрузки применительно к спортсменам различного возраста.
Несомненно, что дальнейшее развитие спортивного ориентирования во многом зависит от результатов научных исследований, направленных на изучение важнейших закономерностей, присущих спортивной тренировке ориентировщиков на разных этапах многолетней подготовки. Констатируя значимые достижения в разработке отдельных направлений юношеского спорта, следует отметить, что в спортивном ориентировании имеются практические проблемы, которые требуют своего научного разрешения:
• не разработаны научно-методические основы педагогической технологии управления спортивной подготовкой юных ориентировщиков, что затрудняет подбор средств, методов и организационных форм тренировки во временной и содержательной структуре каждого из этапов подготовки, предшествующих периоду высшего спортивного мастерства;
• до настоящего времени не исследованы вопросы взаимосвязи учебно-тренировочного процесса с возрастной структурой соревновательной деятельности, что не позволяет оптимизировать технико-тактическую подготовку, и оставляет открытым вопрос продолжительности этапа начального обучения основам спортивного ориентирования;
• не установлена возрастная динамика и сенситивные периоды специфических проявлений двигательных и интеллектуальных способностей юных спортсменов-ориентировщиков на разных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса;
• не разработано возрастное нормирование тренировочных нагрузок по специализированности, психомоторной сложности и направленности, что затрудняет их планирование и контроль;
• не определены доминантные факторы, обусловливающие высокий уровень специальной подготовленности ориентировщиков на разных этапах многолетней тренировки, что ограничивает возможности управления учебно-тренировочным процессом и снижает эффективность комплексного контроля и отбора юных спортсменов.
Таким образом, в настоящее время наметилось отставание программно-нормативных документов в спортивном ориентировании от передовой научной мысли в области детско-юношеского спорта, что является одной из причин крайне нестабильных выступлений российских молодежных и юношеских команд на крупнейших международных соревнованиях.
Потребность обеспечения педагогической практики управления многолетней подготовкой юных ориентировщиков инновационными знаниями о структуре и содержании обучающих и тренирующих воздействий, адекватных ритмам их возрастного развития в процессе онтогенеза указывает на необходимость проведения специальных исследований по различным аспектам данной проблемы. Одним из перспективных направлений в этом плане является изучение структуры основных компонентов подготовки спортсменов-ориентировщиков на различных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса с позиций системного подхода. Исходя из выше изложенного, можно заключить, что актуальность избранной темы исследования определяется практическими запросами вида спорта, а разработка теоретико-методических основ отбора, контроля, методов начального обучения и планирования тренировочных нагрузок становится одним из ведущих направлений в системе управления многолетней подготовкой юных ориентировщиков, направленной на достижение высших уровней спортивного мастерства.
Гипотеза. Предполагалось, что в процессе многолетней подготовки спортсменов-ориентировщиков при целенаправленном применении тренировочных и соревновательных нагрузок существенно изменяются соотношения доминантных факторов специальной подготовленности, количественных и качественных показателей соревновательной деятельности, состав и структура её базовых компонентов.
Представлялось, что педагогическое управление тренировочным процессом юных спортсменов-ориентировщиков будет более эффективным, если его осуществлять на основе:
•принципа детерминированности тренировочного процесса возрастной динамикой ведущих показателей соревновательной деятельности;
•организации обучающих и тренирующих воздействий адекватных ритмам возрастного развития параметров двигательной и умственной работоспособности, обеспечивающих успешность стимулируемого развития специальной подготовленности юного спортсмена;
•приоритетного формирования в процессе начального обучения пространственно-временной антиципации стратегии и тактики соревновательной деятельности, которая определяется сложными формами интеллектуальной активности;
•применения информативных методик педагогического контроля и спортивного отбора, основанных на интегральной оценке уровня специальной подготовленности и спортивной одарённости;
•возрастного нормирования тренировочных нагрузок с учётом их специализированное™, направленности и адекватности индивидуальным биоритмологическим особенностям развития организма в процессе онтогенеза.
Цель исследования — теоретически разработать и экспериментально обосновать педагогическую технологию управления спортивной подготовкой юных ориентировщиков на основе учёта их индивидуальных возрастных особенностей физического и интеллектуального развития и закономерностей формирования структуры соревновательной деятельности на разных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса.
Объект исследования — процесс многолетней спортивной подготовки юных ориентировщиков.
Предмет исследования - организационно-методические условия реализации педагогической технологии управления структурой и содержанием многолетней подготовки спортсменов-ориентировщиков 9-18 лет, направленной на повышение эффективности их соревновательной деятельности.
Методологическая основа исследования опиралась на положения следующих теоретических концепций: оптимального функционирования системы спортивной тренировки (В.К. Бальсевич, Ю.В. Верхошанский, А.Н. Воробьёв, JI.M. Куликов, Ю.Ф. Курамшин, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов, Ф.П. Суслов, В.П. Филин, Н.А. Фомин); фундаментальных основ обучения двигательным действиям (Н.А. Бернштейн, П.Я. Гальперин, Д.Д. Донской, П.Ф: Лесгафт); психофизиологии спортивной деятельности и физических упражнений (Б.Г. Ананьев, Л.Ф. Бурлачук, В.М. Волков, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Родионов); спортивной морфологии (Р.Н. Дорохов, М.Ф. Иваницкий, Э.Г. Мартиросов, Б.А. Никитюк); основополагающие установки по индивидуализации процесса спортивной подготовки (В.П. Губа, П.В. Квашук, В.Г. Никитушкин, В.А. Сальников). Для повышения качества научных исследований в работе применён системный подход, основой которого является комплексное изучение явлений как единого целого, состоящего из множества взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов. Данный методологический подход опирался на труды по теории функциональных и кибернетических систем (Н. Винер, П.К. Анохин) и теории адаптации (Ф.З. Меерсон, В.Н. Платонов).
Научная новизна полученных результатов. В настоящей работе впервые использован системный подход при изучении проблемы многолетней подготовки спортивного резерва в ориентировании, и на этой основе определены пути оптимизации тренировки детей, подростков, юношей и девушек, специализирующихся в данном виде спорта. К наиболее существенным научным результатам исследований следует отнести:
• инновационную педагогическую технологию управления многолетней подготовкой юных ориентировщиков, включающую следующие компоненты: методики спортивного отбора, начального обучения, педагогического контроля, планирования тренировочных и соревновательных нагрузок, реализация которых даёт возможность при стандартных условиях и ресурсах существенно повысить результативность обучающих и тренирующих воздействий;
• структуру и содержание корреляционных взаимосвязей между показателями специальной подготовленности и результативностью соревновательной деятельности в зависимости от этапа многолетней подготовки, что является основанием для постановки цели и задач тренировки, выбора средств и методов их реализации;
• универсальную методику спортивного отбора детей, занимающихся спортивным ориентированием, из групп предварительной подготовки в учебно-тренировочные, что позволяет качественно реализовать диагностический алгоритм оценки перспективности спортсмена; в динамику показателей антропометрии, функциональной, физической и интеллектуальной подготовленности спортсменов-ориентировщиков 9-20 лет, позволяющих достоверно определить возрастные границы эффективного развития ведущих способностей в периоды их естественного ускоренного прироста;
• дифференцированные модульные программы с обоснованным для каждого возраста соотношением общих и парциальных объёмов нагрузки и рациональным распределением лыжной и беговой подготовки, что даёт возможность при стандартном объёме и интенсивности выполняемой тренировочной работы существенно повысить результативность её воздействия;
• инновационную методику начального обучения технико-тактическим действиям и навыкам ориентирования на основе стимулирования творческой активности, реализация которой существенно повышает уровень оперативного мышления и эффективность соревновательной деятельности;
• надёжные и информативные методики текущего и этапного контроля отдельных сторон интегральной подготовленности ориентировщиков 9-18 лет, дающие возможность стандартизировать процедуру тестирования, получать объективную информацию о состоянии спортсмена и обеспечить эффективную индивидуальную коррекцию тренирующих воздействий.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в разработке научно обоснованной педагогической технологии управления процессом многолетней подготовки юных спортсменов-ориентировщиков на основе учёта доминантных факторов специальной подготовленности и ведущих компонентов структуры соревновательной деятельности с использованием информативных методов отбора и педагогического контроля. В работе теоретически обоснованы подходы к конструированию соревновательных дистанций на основе морфологического анализа, что обеспечивает достаточный набор методических возможностей для создания индивидуально приемлемых учебно-тренировочных дистанций. Результаты исследования дополняют теорию и методику детско-юношеского спорта понятием о динамике развития специальной умственной работоспособности человека, которая в значительной степени обеспечивает высокую эффективность реализации двигательного потенциала в условиях соревновательной деятельности. Дальнейшая разработка данного подхода актуальна не только для ориентирования, но и других видов спорта, где соревновательный результат определяется уровнем развития интеллектуальной сферы деятельности спортсмена.
Практическая значимость исследований заключается в разработке программно-методического содержания технологии управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков; методических рекомендаций по применению комплекса тестов для спортивного отбора и контроля подготовленности; педагогической модели начального обучения технико-тактическим действиям и навыкам ориентирования.
Результаты исследований используются в учебном процессе вузов физической культуры при изучении дисциплин «Теория и методика избранного вида спорта»,
Основы научно-методической деятельности в спортивном ориентировании» и «Спортивно-педагогическое совершенствование».
Полученные в результате исследований данные легли в основу программно-нормативного документа, разработанного для спортивных школ Российской Федерации, утверждённого Министерством образования РФ (Ю.С. Воронов, Ю.С. Константинов. - Программа по спортивному ориентированию для ДЮСШ и СДЮШОР. - М., 2000).
Материалы исследования могут быть использованы при конструировании соревновательных дистанций в спортивном ориентировании бегом^ разработке учебных программ, проведении педагогических проблемных семинаров для тренеров-преподавателей, в учебном процессе факультетов повышения уровня послевузовского образования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Способность сохранять высокий уровень психических процессов в условиях нарастающего физического утомления выступает в качестве интегрального показателя состояния ориентировщика на всех этапах многолетней подготовки и отражает степень согласованности между двигательными, интеллектуальными и энергообеспечивающими функциями, взаимодействие и взаимовлияние которых определяет высокую результативность соревновательной деятельности, регламентирует последовательность обучения приёмам и способам ориентирования, акценты планирования соревновательных дистанций, алгоритмы нормирования и реализации тренировочных нагрузок.
2. Возрастная динамика количественных и качественных показателей соревновательной деятельности, спортивно-технического мастерства, физической, интеллектуальной и функциональной подготовленности являются основой для разработки учебно-тренировочных программ избирательной направленности, перманентных и вариативных параметров соревновательных дистанций, должных норм и шкал оценок текущего состояния и спортивной одарённости ориентировщиков 9-18 лет на всех этапах многолетней тренировки.
3. В процессе развивающего обучения юных спортсменов-ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам у них, в результате аналитического решения проблемной задачи на основе осмысленной переработки поступающей информации, создаётся единичный зрительный образ, отображающий уникальность ландшафта конкретной местности. Целенаправленное решение подобных интеллектуальных задач формирует у спортсмена обобщённый приём создания образа, который переносится на последующие задания и становится основой оперирования со спортивной картой, то есть основой технико-тактической подготовленности.
4. Высокие факторные нагрузки показателей, характеризующих доминантные компоненты физической и интеллектуальной подготовленности высококвалифицированных спортсменов-ориентировщиков, объединённые в одном гетерогенном факторе, являются основанием для выбора в качестве приоритетных сторон спортивного отбора и педагогического контроля уровня развития специальной выносливости и моторной координации, оперативного мышления, распределения, переключения и объёма внимания, оперативной и наглядно-образной памяти.
5. Основой разработки тренировочных программ избирательной направленности на всех этапах многолетней подготовки для ориентировщиков в возрастном диапазоне 9-18 лет является принцип адекватности тренировочных нагрузок биоритмологическим особенностям развития организма, а их индивидуализация предусматривает поступательное увеличение объёма бега с картой в течение всего рассматриваемого возраста, что обеспечивает выраженное, направленное, сопряжённое развитие кардио-респираторной системы и специфических интеллектуальных способностей юных спортсменов.
6. Теоретико-методическая основа педагогической технологии управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков базируется на принципе сопряжённого развития в процессе тренировки интеллектуального и двигательного компонентов интегральной подготовленности при ведущей роли первого; систематическом использовании в процессе начального обучения вербализованного анализа выполняемых двигательных действий, применяемых способов ориентирования и возникающих при этом ощущений; целенаправленном повышении качественного аспекта тренировки путём стимулирования мыслительной активности юных ориентировщиков; оперативном применении индивидуализированных тренировочных программ с вариативным содержанием заданий для коррекции выявленных рассогласований между текущим состоянием спортсмена и запланированным.
Апробация работы и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационной работы докладывались на двух международных, шести республиканских и трёх региональных конференциях, а также на семинарах тренеров детско-юношеских спортивных школ России. Основные результаты проведённых исследований отражены в 79 публикациях центральных и местных издательств, в том числе, в монографии «Система подготовки спортивного резерва в ориентировании» (2003) и в учебных пособиях: «Комплексный педагогический контроль в спортивном ориентировании» (1995), «Отбор и определение перспективности юных спортсменов-ориентировщиков» (1998), «Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков» (1998), «Общие основы подготовки спортивного резерва в ориентировании» (2001), «Картографический метод исследования в спортивном ориентировании» (2007).
Материалы диссертации используются в учебном процессе Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, а также в учебно-тренировочном процессе ДЮСШ и СДЮСШОР спортивного ориентирования городов Смоленска, Брянска, Москвы и спортсменами молодежной сборной России, о чём свидетельствуют имеющиеся акты внедрения.
Структура и объём диссертации. Основное содержание работы изложено на 424 страницах компьютерной вёрстки и состоит из введения, семи глав, выводов, списка литературы и приложений. Диссертация содержит 99 таблиц и 25 рисунков. Список литературы включает 507 источников отечественных и зарубежных авторов.
Просмотров: 143 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930