Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 23 » Скачать Педагогическая специфика профильного обучения в общеобразовательной школе. Шамаева, Анна Митрофановна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
13:35
Скачать Педагогическая специфика профильного обучения в общеобразовательной школе. Шамаева, Анна Митрофановна бесплатно
Педагогическая специфика профильного обучения в общеобразовательной школе

Диссертация

Автор: Шамаева, Анна Митрофановна

Название: Педагогическая специфика профильного обучения в общеобразовательной школе

Справка: Шамаева, Анна Митрофановна. Педагогическая специфика профильного обучения в общеобразовательной школе Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 Липецк, 2005 c. :

Объем: стр.

Информация: Липецк, 2005


Содержание:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Введение
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ
11 Сущность понятия «профильное обучение»
12 Компетентностный подход как средство формирования у старшеклассников образа будущей профессии
13 Специфические особенности теории профильного обучения
Выводы
Глава II СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
21 Теоретические основы новых специализированных технологий профильной школы
22 Технологии проектирования профильных курсов
23 Технологии дистанционного образования в системе профильного обучения
24 Анализ экспериментальной работы по исследованию эффективности специализированных технологий профильного обучения
Выводы

Введение:

Актуальность исследования. Происходящие в нашей стране изменения в системе производственных отношений приводят, в конечном счете, к возникновению новых форм трудовой деятельности. Следовательно, человека надо целенаправленно готовить к деятельности в условиях новых общественных, производственных и нравственных отношений. В практику общеобразовательной и профессиональной подготовки молодежи вводится принципиально новая системная составляющая — профильное обучение. В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, .отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [99, с. 4].
Таким образом, переход к профильному обучению преследует следующие цели:
• создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
• способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием;
• расширить возможности социализации учащихся, более эффективно подготовить выпускников средней школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Сегодня можно констатировать, что российским образованием достигнуты определенные успехи в работе по организации профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы: разработаны примерные учебные планы для основных профилей (естественно-математического, социально-экономического, гуманитарного, информационно-технологического и др.); уточнены возможные направления профилизации и структуры профилей; апробированы перспективные формы организации профильного обучения; определены структура и содержание предпрофильной подготовки и др.
Однако, несмотря на достигнутые успехи в теории и практике профильного обучения, все сильнее проявляются противоречия между:
• предметно-знаниевым подходом к организации обучения в общеобразовательной школе и требованиями, предъявляемыми обществом к личностным качествам выпускника;
• между потенциальными педагогическими возможностями профильного обучения и недостаточным их использованием общеобразовательными школами;
• между социально-педагогической значимостью профильного обучения и уровнем разработанности его теоретических и методологических основ.
С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: выявить педагогическую специфику профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования — процесс обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.
Предмет исследования - профильное обучение в общеобразовательной школе.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что система профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы будет более эффективной, если:
• при её проектировании достаточно полно учтены специфические принципы и закономерности профильного обучения;
• система профильного обучения совмещает в себе общекультурную и профессионально-ориентирующую функции;
• ведущим средством формирования у школьников образа будущей профессии является компетентностный подход;
• профилирование учебных курсов осуществляется на базе оптимизационных методов дидактики;
• оптимизация процесса формирования соответствующих компетенций ведется в пространстве информационно-коммуникационной среды.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи:
1. Выявить содержание педагогической специфики профильного обучения.
2. Обосновать комплекс теоретических положений, определяющих целесообразность использования компетентностного подхода в системе профильного обучения.
3. Выявить дидактические условия эффективной реализации профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.
4. Разработать алгоритм создания и реализации личностно-ориентированной образовательной ситуации в профильном обучении.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы: теоретические исследования: анализ и синтез педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования; обобщение, прогнозирование, моделирование систем и процессов; аксиоматический метод построения теории; методы теории графов; эмпирические исследования: изучение передового педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент; методологические средства проектирования новых дидактических средств и их апробирование; статистическая обработка данных эксперимента. Теоретико-методологической основой исследования являются общая теория деятельности и теория профессиональной деятельности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.); системно-функциональный и личностно-деятельностный подходы к обучению и развитию личности (Б. Г. Ананьев, В. И. Андреев, И. Ф. Исаев, А. А. Кирсанов, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, В. В. Сериков, Н. Ф. Талызина, В. Д. Шадриков и др.); теоретические основы и педагогические средства проектирования современных образовательных систем (С. И. Архангельский, В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, О. П.
Околелов; М. Н. Скаткин и др.); теоретические основы педагогических инноваций и оптимизации обучения в современных условиях (В. И. Андреев, Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, В. Я. Ляудис, О. П. Околелов и др.); теоретико-методологические и методические положения концепции профильного обучения (А. А. Кузнецов, А. А. Пинский, А. Г. Каспржак, А. Н. Лейбович, О. А. Логинова,
А. В. Лубков, В. А. Орлов, В. В. Рубцов, М. В. Рыжаков, И. Д. Че-чель).
Существенное значение для проводимого нами исследования имели положения о закономерностях формирования и развития образа профессии (В. Г. Акопов, Д. А. Леонтьев, Б. Д. Лысков, С. В. Зиброва, Е. А. Климов, Н. Н. Нечаев, Г. И. Резницкая, В. Д. Шадриков и др.); мотивации (Б. Г. Ананьев, В. Г. Асеев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.); проектировании содержания учебных дисциплин (И. И. Ильясов, А. А. Кирсанов, В. С. Леднев, О. П. Околелов, и др.); междисциплинарных связях и педагогической интеграции в профессиональной подготовке (В. И. Андреев, С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.).
Экспериментальной базой исследования служили МОУ гимназии, лицеи, общеобразовательные средние школы №№ 1, 12, 19, 33, 44, 66, 68, 69 г. Липецка. Всего в эксперименте, продолжавшемся в период 2000-2004 гг., приняло участие более 1310 учащихся.
Организация исследования. В проведении исследования можно выделить три этапа:
I этап, теоретико-поисковый (2000-2001): изучение состояния исследуемой проблемы, определение общей идеи, выявление противоречий, формирование понятийного аппарата, проблемы, объекта, предмета, цели, задач, гипотезы исследования.
II этап, проектировочный (2001-2002): разработка теоретических основ профильного обучения как специализированной педагогической системы, проектирование модели реализации компетентностного подхода в профильном обучении на старшей ступени общеобразовательной школы.
III этап, экспериментальный (2002-2004): проведение экспериментальной работы, осуществление систематизации, интерпретации, оценки ее результатов, оформление теоретических и практических материалов исследования.
Объективность, достоверность исследования обусловлена методологической обоснованностью содержания и логики исследования, разнообразием методов, экспериментальной работой.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• Установлена теоретико-методологическая специфика педагогики профильного обучения, включающая три типа структур: содержание профильного обучения; образовательные среды и процессы; инструментальные средства проектирования технологий профильного обучения.
• Обоснованы педагогическая целесообразность и эффективность использования компетентностного подхода в системе профильного обучения как средства формирования у школьников образа будущей профессии.
• Разработано методическое сопровождение компетентностного подхода в профильном обучении.
• Разработан, теоретически и экспериментально обоснован комплекс дидактических средств формирования у школьников отдельных компетенций, включающий метод свернутых информационных структур, метод нелинейного структурирования процесса обучения, дистанционное обучение как метод дидактики, радиально-концентрический подход к структурированию содержания вариативного профильного учебного курса.
• Обоснованы теоретические и технологические основы профилирования школьных учебных курсов, ведущие компоненты методики: матрица профилирования, устанавливающая связь элементов содержания профилируемого курса с конкретными компетенциями; сетевой гипертекст курса, отображающий в виде графа ведущие знания и логические связи между ними; технология проектирования вариативного курса.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
• развиты положения теории профильного обучения - дидактические требования к системе профильного обучения, зафиксированные в соответствующих принципах; специализированные формы и методы профильного обучения; дидактические средства проектирования профильного электронного учебного курса; раскрыта сущность компетентностного подхода в системе профильного обучения как средства формирования у школьников образа будущей профессии;
• развиты теоретические положения профилирования школьных учебных курсов (определение сущности понятия «профильный учебный курс», обоснование методов и средств проектирования профильного учебного курса);
• раскрыта сущность дидактического подхода к разработке комплекса инструментальных средств формирования у школьников отдельных компетенций.
Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что в ходе проведенных теоретических и экспериментальных изысканий создан эффективный педагогический инструментарий проектирования технологий формирования у учащихся профильных классов ключевых компетенций. Разработанная методика реализации компетентностного подхода в системе профильного обучения может быть использована и как самостоятельное дидактическое средство в преподавании непрофильных курсов. Прошедшие экспериментальную проверку технологии профильного обучения могут найти применение и в высшей школе.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в гимназиях № 1, 12, 19, лицеях № 44, 66, средних общеобразовательных школах №№ 33, 68, 69 г.Липецка, на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов Липецкого государственного педагогического университета (ЛГПУ), на Международной научно-практической конференции (Липецк, 2004 г.), на методических семинарах кафедры теории и истории педагогики ЛГТУ. По теме исследования опубликовано 14 работ и монография «Профильное обучение (дидактический аспект)».
На защиту выносятся: 1. Комплекс теоретических положений, раскрывающих педагогическую специфику профильного обучения:
• дидактические требования к системе профильного обучения, фиксируемые в соответствующих принципах;
• специфические формы и методы профильного обучения (вариативный учебный профильный курс, гипертекстовый подход к структурированию содержания профильного учебного курса, разветвленная программа профильного учебного курса, др.);
• дидактические средства проектирования профильного электронного учебного курса (средства диагностики и коррекции знаний, графические средства, средства мультимедиа).
2. Комплекс теоретических положений, определяющих целесообразность использования компетентностного подхода в системе профильного обучения как средства формирования у школьников образа профессии:
• дидактические требования к образовательному процессу в условиях компетентностного подхода, заключающиеся в создании ситуаций и одновременно психолого-педагогической поддержке действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции;
• определяющая роль образа профессии в развитии личности учащегося;
• сформированность образа профессии как критерий профессионализации учащегося, его готовности к выполнению определенных социальных функций.
3. Алгоритм создания и реализации личностной образовательной ситуации в системе профильного обучения, позволяющий обеспечить формирование основ конкретных компетенций в условиях образовательной ситуации и предопределяющий активизацию личностного развития школьника:
• постановка общей педагогической цели и формулировка задач;
• выбор вариативного курса и творческой задачи;
• методические рекомендации по работе с вариативным курсом;
• контроль и самоконтроль, рефлексия, поиск путей самоактуализации и самореализации.
Структура исследования определяется его общей логикой и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, 2
Просмотров: 146 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031