Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 29 » Скачать Парадигма стратегического управления в аграрном секторе экономики в условиях реформирования : теория, методология, практика. бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
14:41
Скачать Парадигма стратегического управления в аграрном секторе экономики в условиях реформирования : теория, методология, практика. бесплатно
Парадигма стратегического управления в аграрном секторе экономики в условиях реформирования : теория, методология, практика

Диссертация

Автор: Ильин, Николай Петрович

Название: Парадигма стратегического управления в аграрном секторе экономики в условиях реформирования : теория, методология, практика

Справка: Ильин, Николай Петрович. Парадигма стратегического управления в аграрном секторе экономики в условиях реформирования : теория, методология, практика : диссертация доктора экономических наук : 08.00.05 / Ильин Николай Петрович; [Место защиты: С.-Петерб. гос. аграр. ун-т] Санкт-Петербург - Пушкин, 2007 324 c. : 71 07-8/585

Объем: 324 стр.

Информация: Санкт-Петербург - Пушкин, 2007


Содержание:

Введение
Глава I, Теоретике методологические основы стратегического управления в аграрном секторе экономики
11, Социально-экономическая сущность и принципы формирования системы стратегического управления
12 Влияние аграрной реформы на процессы управления в отрасли
13 Проблемы формирования механизма стратегического управления в отрасли
Глава
II Формирование парадигмы стратегического управления в условиях социально экономической нестабильности
21 Концепция стратегического управления в аграрном секторе
22Классификация и ранжирование факторов рыночной среды, влияющих на формирование системы стратегического управления
221 Факторы системности и самоорганизации
222 Факторы риска и неопределенности
23 Прогноз в стратегическом управлении
231 Прогноз в выработке стратегии
232 Анализ точности прогнозных оценок и эффективности процедур прогнозирования
Глава
III Экономическая информация в системе эффективного стратегического управления
31 Роль и значение экономической информации в процессе стратегического управления
32 Современный российский рынок деловой информации
33Формирование рынка деловой информации в аграрной сфере, как важнейшее условие обеспечения стратегического управления в отрасли
Глава
IV Развитие механизма информационного и алгоритмического обеспечения стратегического управления
41 Концептуальные подходы к построению системы интеллектуального обеспечения стратегического управления
411 Система информационного обеспечения: динамика и особенности,
412 Система алгоритмического обеспечения процесса стратегического управления
42 Разработка модели диагностики рыночного поведения аграрного предприятия
Глава V Повышение эффективности стратегического управления в аграрном секторе экономики
51 Стратегическое управление как эффективный технологический процесс
52 Ключевые направления стратегического управления в аграрном секторе
52 Усиление роли государства в регулировании рынка
522 Управление земельными ресурсами
523 Управление устойчивостью аграрного предприятия
53 Очередность внедрения системы интеллектуального обеспечения процесса управления и оценка результатов
Выводы и предложения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Актуальность темы исследования. Тяжелое положение, в котором в последнее время оказался аграрный сектор страны, обусловлено рядом причин. Сложившаяся ситуация вызвана как ошибочной государственной политикой в отношении аграрного сектора в годы, предшествующие реформированию, так и непродуманными действиями по переводу его к рыночным принципам хозяйствования в начале девяностых годов прошлого века. Одним из кардинальных просчетов процессов реформирования стала идеализация рынка в качестве регулятора складывающихся новых производственных отношений. Роль государства в регулировании отрасли при таком подходе свелась к минимуму. Такая трактовка перехода к рыночным условиям функционирования привела к дальнейшей деградации отрасли и криминализации ряда ее бизнес процессов. В то же время, свойственная отрасли инерционность проявилась в сохранении на различных уровнях государственного управления старых структур, не отвечаюших рыночным условиям работы. Существование таких структур, управляющие функции которых не могут быть реализованы в рыночных условиях, привело к дальнейшей дезорганизации в отрасли. Опыт последних десяти пятнадцати лет показал, что эффективное функционирование и развитие аграрного сектора экономики страны в новых условиях невозможно без организации эффективного процесса стратегического управления в аграрной отрасли. Причем сложившаяся ситуация требует разработки общей парадигмы стратегического управления, в рамках которой обеспечивалась бы возможность перехода отрасли на траекторию устойчивого развития. При реализации такого общего подхода должны быть учтены как факторы рыночной среды, так и необходимые регулирующие воздействия органов государственного управления в целях решения общехозяйственных задач. При этом необходимо отметить, что значительное ускорение проходящих изменений в окружающей и внутренней среде аграрного предприятия, трансформация роли человеческого фактора.возрастание конкурентной борьбы привели, с одной стороны, к росту значения стратегического управления, а с другой стороны, к значительному усложнению указанных проблем стратегического управления. Успешное решение проблем основ возможно и только путем дальнейшего развития и теоретических принципов стратегического планирования управления в аграрном секторе экономики и разработки практической реализации. методов их В настоящий период логическим продолжением развития теории стратегического управления является включение ее в контекст современных маркетинговых подходов, которые в наибольшей степени отвечают реалиям перехода к рыночным принципам хозяйствования. До настоящего времени секторе было явно использование маркетинговой теории в аграрном недостаточным, в лучшем случае ограничиваясь оперативными процедурами, обеспечивающими процесс сбыта уже произведенной сельскохозяйственной продукции. В процессе разработки стратегии в аграрном секторе маркетинговая теория обычно не использовалась Практическая реализация усложняющихся процедур стратегического управления в отрасли становится возможной только с применением на всех этапах разработки и реализации стратегии комплекса современных информационных технологий. Формирование рыночных механизмов в АПК, создание необходимых условий функционирования основных аграрного рынка товаропроизводителей и потребителей, субъектов требуют формирования соответствующей среды информационных технологий для обеспечения процесса разработки стратегии, а в более широком плане интегрированного информационного пространства АПК. При этом обеспечивается соответствие сложности системы управления в аграрном секторе многомерности окружающей среды. Таким образом, важной и актуальной проблемой на данном этапе перехода аграрного сектора страны к рыночным условиям хозяйствования является разработка технологии стратегического управления, отвечающей как сложившейся ситуации, так и ориентированной на обеспечение устойчивого развития отрасли в интересах всего общества. Состояние и изученность проблемы. В мировой экономике накоплен значительный опыт стратегического управления в аграрном секторе. Имеются фундаментальные теоретические исследования в данной области, отраженные в значительном числе публикаций. В отечественной экономической науке организация стратегического управления в отрасли с учетом особенностей современного рынка разработаны состояния российского меньшей агропродовольственного в значительно степени. Еще менее изученной остается проблема интеллектуального обеспечения процесса стратегического управления в аграрном секторе на основе использования современных средств вычислительной техники и информационных технологий. Пути и принципы формирования агропродовольственного рынка страны рассмотрены в работах отечественных ученых Г.А. Баклаженко, Г.В. Беспахотного, А.С. Барышникова, А.А. Богданова, В.Р. Боева, В.А. Боровика, Г.И. Будылкина, И.Н. Буробкина, Н.А. Витке, О.С.Виханского, А.К. Гастева, А.П Градовой Ю.В. Гусева, Р.М.Качалова, Г.Б.Клейнера, Н.Д. Кондратьева, В.В. Милосердова, Н.А. Моисеенко, П.П. Пастернака, И.Ф. Пискуненко, А.Е. Романова, Г. Струмилина, В.Л.Тамбовцева, А.Д. Урсула, И.Г., Ушачева, А.В. Чаянова, И.Ф. Хицкова и исследователей. Различные аспекты теории, методологии и практики развития ряда других рыночной экономики разрабатывались многими зарубежными авторами, в том числе такими, как Акофф Р., Ансофф И., Дойль П, Дракер П., Карлоф Б., Кейнс Дж., Котлер Ф., Мескон М., Минцберг Г., Портер М., Саймон Г., Самуэльсон П., Тейлор Ф., Томпсон А., Чандлер А., и др. Песмотря на значительное количество научно-практических исследований в данной области, ряд принципиальных аспектов проблемы остается вне исследовательского поля. Требует решения целый комплекс важных теоретических и практических вопросов, связанных с обеспечением процесса эффективного стратегического управления в аграрной отрасли в период реформирования на основе использования современных принципов управления бизнес процессами и комплекса существующих информационных технологий. Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является развитие теоретических и методологических основ управления в аграрном секторе, разработка парадигмы, концепции, практических форм и методов обеспечения эффективного стратегического управления в системе АПК на базе использования современных информационных технологий. В соответствии с поставленной целью основные задачи исследования заключались в следующем: и исследовать сущность, структуру, уточнить содержание понятий тенденции в развитии методологии стратегического определить управления; провести анализ последствий институциональных преобразований, проводимых в аграрном секторе страны и их влияние на процесс стратегического управления в отрасли; выявить и систематизировать факторы аграрной рыночной среды, влияющие на организацию процессов управления в отрасли; разработать механизмы в целях использования стратегического современных управления в информационных аграрном секторе; технологий сформировать парадигму и разработать современную концепцию стратегического управления, отвечающую реалиям ситуации, сложившейся в аграрном секторе; исследовать сущность экономической информации как ресурса эффективного стратегического управления; разработать технологию и пути практического осуществления эффективного стратегического управления в аграрной отрасли в условиях реформирования. Объект исследования. Объектом исследования является система стратегического управления в аграрном секторе на различных уровнях в условиях переходной экономики, а также принципы и процессы формирования информационно технологической среды интеллектуального обеспечения такого управления. Предмет исследования. Предметом исследования являются методологические и методические проблемы разработки технологии эффективного стратегического и реализации а также управления, методологические принципы и методический инструментарий системного построения единого информационного пространства АПК на основе интеграции информационных ресурсов и технологий агробизнеса. Методологическая Методологической фундаментальные и теоретическая основа исследования. послужили и теоретической основой исследования в трудах положения, представленные классиков и современных отечественных и зарубежных учёных-экономистов, программные, директивные и нормативные документы органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития и реформирования аграрной экономики. В основу исследования положен системный и ситуационный подходы, научные обобщения производственного опыта. Исследования проведены с использованием диалектического подхода к процессам и явлениям. Для решения отдельных задач использовались такие методы, как абстрактнологический, монографический, программно-целевой, расчётно- конструктивный, экономико-статистический, экспертных оценок. Информационное обеснечение исследования составили отчётные и статистические материалы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Госкомстата Российской Федерации, годовые отчёты сельскохозяйственных предприятий, экспериментальные данные научных учреждений Россельхозакадемии, Федеральные Законы и Указы Президента Российской Федерации, а также материалы исследования автора. Научная новизна нсследования. Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии теоретических, методологических основ и практических подходов к формированию технологии эффективного стратегического управления в системе АПК в условиях ее реформирования. Основные научные результаты, полученные автором в ходе исследования и составляюш,ие его научную новизну, состоят в следующем: выявлены тенденции и направления развития концептуальных основ теории стратегического управления; уточнено содержание понятий "стратегическое управление", "самоорганизация" и "цикличность" применительно к рыночным субъектам, расширен состав элементов рыночного субъекта как системы, что развивает понятийный аппарат, позволяет более полно и достоверно описывать и эффективно управлять экономическими процессами в аграрном секторе; определены основные последствия институциональных преобразований, выявлены и систематизированы факторы рыночной среды, оказывающие существенное влияние на выработку стратегии; сформулирована управления парадигма в аграрном и разработана секторе, конценция стратегического обеспечивающие повышение эффективности управления за счет существенного расширения круга учитываемых факторов; разработаны методы стратегического управления в аграрном секторе, учитывающие его свойства синергизма и самоорганизации, которые уравновешивают экономических различного вида; неустойчивость протекающих в процессов и противодействует открытых воздействию системах рисков определены основные направления государственных регулирующих воздействий, обеспечивающих организацию общественно рационального функционирования аграрного сектора экономики; разработаны среды основы АПК, как построения комплекса интегрированной информационной и информационной алгоритмической подсистем, что обеспечивает адекватность управления в аграрном секторе многомерности рыночной среды; установлена связь между экономическими системы циклами маркетинговым жизненным циклом товара; разработана модель диагностики рыночного поведения аграрного предприятия с использованием методов образов; установлены и обоснованы теории распознавания ключевые направления стратегического управления в аграрном секторе на различных уровнях управления; разработана технология эффективного стратегического управления в аграрном секторе в условиях реформирования. Пра1стическая значимость исследований состоит в дальнейшем развитии теории и практики стратегического управления в аграрном секторе экономики, что обеспечивает возможность существенного увеличения эффективности стратегического управления в отрасли. Диссертационная работа выполнена в рамках комплексной темы НИР экономического факультета СПбГАУ 2006 2010гг. «Разработка методологии, методов и информационных технологий учета, анализа, прогнозирования и управления экономическими процессами в аграрном секторе экономики субъектов РФ», пункт 1.3 «Теоретико методологические и проблемы формирования, обеспечения регулирования, ресурсного информационного агромаркетинговых систем в регионах РФ». Полученные результаты могут быть использованы нри разработке интегрированной информационной среды АПК, а также при реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 745 Федеральная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)" Основные положения исследования использованы в учебном процессе при изложении ряда тем курсов "Менеджмент", "Основы маркетинга", "Маркетинговые исследования", "Маркетинговые коммуникации". Апробация работы. Разработанные автором концептуальные подходы были использованы при разработке планов экономического и социального развития АПК Северо Западного региона России до 2010 года и при выполнении в 2004 году по контракту с Правительством Санкт Петербурга работы «Оценка эффективности использования сельскохозяйственных земель, расположенных на территории Санкт Петербурга». Предложенные автором подходы были использованы также при реализации международных программ ТАСИС и ТЕМПУС, в том числе при создании системы дистанционного аграрного образования с использованием компьютерных сетей, а также при разработке учебников и учебных пособий для подготовки слушателей в системе дистанционного образования. Материалы диссертационной работы докладывались на научных конференциях профессорско преподавательского состава и аспирантов СПбГАУ 1998-2007гг. Всего по теме диссертации опубликована 41 печатная работа в виде двух монографий, книг, научных статей, журнальных публикаций общим объемом 98 печатных листов, из которых 39 п.л. принадлежат лично автору. Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, приложения. Работа изложена на 276 страницах машинописного текста, содержит 27 таблицу, 14 рисунков. Во введении обоснована актуальность темы, определены цель и задачи исследования, показана научная новизна и практическая значимость работы, формы апробации и реализации результатов, методы исследования.первой главе «Теоретико методологические основы стратегического управлеиия в аграрном секторе экономики» исследована социально экономическая сущность и принципы формирования системы стратегического управления, определено влияние аграрной реформы на процессы управления в отрасли и рассмотрены проблемы формирования механизма стратегического управления в отрасли. Во второй главе «Формироваиие нарадигмы стратегического управления в условиях социально экономической нестабильиости» сформулирована парадигма и разработана концепция стратегического управления агробизнесом, управления как реализация маркетингового проведены классификация и ранжирование факторов рыночной среды, влияющих Определены на формирование и системы стратегического прогнозирования управления. в системе сущность содержание стратегического управления в контексте маркетинговой теории. В третьей главе «Экономическая информация в системе эффективного стратегического управления» рассмотрены роль и значение экономической информации в процессе стратегического управления. Проанализирован современный российский рынок деловой информации и исследованы вопросы формирования рынка деловой информации в аграрной сфере как важнейшее условие обеспечения эффективного стратегического управления в отрасли. В четвертой главе «Развитие механизма алгоритмического разработаны обеспечения информационного и управления» системы подсистемы стратегического поведения стратегического к концептуальные обеспечения, и подходы которая построению включает интеллектуального информационного управления. алгоритмического модель обеспечения Разработана диагностики рыночного аграрного предприятия. В пятой главе управления «Повышение эффективиости стратегического секторе экономики» рассмотрены вопросы в аграрном организации технологического стратегического стратегического нроцесса. управления В в управления качестве аграрном как ключевых секторе эффективного направлений рассмотрены концептуальные аспекты усиления роли государства в регулировании рынка, процесс управления земельными ресурсами на региональном уровне и управление устойчивостью аграрного предприятия. Определена очередность внедрения системы интеллектуального обеспечения процесса управления. В выводах и предложениях сформулированы основные результаты исследования.
Просмотров: 173 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031