Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 25 » Скачать Особенности реализации личностно-ориентированной коммуникации в новых информационных технологиях : на материале русского бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
12:38
Скачать Особенности реализации личностно-ориентированной коммуникации в новых информационных технологиях : на материале русского бесплатно
Особенности реализации личностно-ориентированной коммуникации в новых информационных технологиях : на материале русского и английского языков

Диссертация

Автор: Белозерцев, Алексей Владимирович

Название: Особенности реализации личностно-ориентированной коммуникации в новых информационных технологиях : на материале русского и английского языков

Справка: Белозерцев, Алексей Владимирович. Особенности реализации личностно-ориентированной коммуникации в новых информационных технологиях : на материале русского и английского языков : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.20 / Белозерцев Алексей Владимирович; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т] Тюмень, 2008 250 c. : 61 08-10/295

Объем: 250 стр.

Информация: Тюмень, 2008


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАЦИИ КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
11 Содержание термина «коммуникация»
12 Основные параметры и факторы осуществления коммуникации, выделяемые в рамках междисциплинарного комплексного подхода26 /121 Психолингвистический аспект коммуникации
122 Социолингвистический аспект коммуникации
123 Лингвокультурологический аспект коммуникации
13 Личностно-ориентированная коммуникация как особый вид коммуникации
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАМКАХ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Введение:

В данной работе всестороннее изучаются особенности языковой реализации личностно-ориентированной коммуникации в виртуальном пространстве, создаваемом посредством новых информационных технологий. Исследование выполнено в рамках компаративной лингвистики и предполагает определение специфики осуществления указанного вида коммуникации на английском и русском языках, выявление общих и отличительных характеристик искусственно созданного информационного пространства различного лингвокультурного содержания; а также реализации личностно-ориентированного языкового взаимодействия в нем.
Стремительное и вместе с тем неизбежно ускоряющееся развитие информационных технологий вновь и вновь ставит все человечество в абсолютно новые условия языкового взаимодействия. При постоянном расширении общего объема пространства, в котором происходит речевое взаимодействие людей, за счет усовершенствования и увеличения количества возможных средств осуществления теле- и веб-коммуникации протяженность времени, затрачиваемого на общение, сокращается. В связи с этим обостряется проблема своевременной и корректной» ориентировки в информационном мире, а также актуальность умений и навыков грамотного речевого и адаптивного поведения во вновь складывающихся и быстро меняющихся коммуникативных условиях.
Формирование указанных умений и навыков становится неотъемлемой частью построения языковой личности современного коммуниканта, способного решать возникающие коммуникативные задачи в сжатые сроки в условиях межкультурной интеграции и глобализации, что, в свою очередь, должно базироваться на теоретически обоснованном знании специфики различных типов дискурса и особенностей реализации коммуникации с непрерывно обновляющимися параметрами.
В силу обширности вопроса в настоящей работе мы ограничиваем себя анализом личностно-ориентированной коммуникации как звена, в достаточной мере опосредующего осуществление коммуникации социально-ориентированного типа, и как формы частного проявления индивидуальных особенностей коммуникантов, на основе изучения которых становится возможным дальнейшее обобщение и классификация. Соответственно, при общей характеристике средств и способов осуществления коммуникации в, новых информационных технологиях мы подробно остановимся на описании тех из них, которые наилучшим образом обеспечивают возможность осуществления коммуникации личностно-ориентированного типа, а именно: на программе ICQ, предполагающей межличностное речевое взаимодействие тет-а-тет; IRG, допускающей интерактивное общение в аморфной и разнородной группе пользователей; веб-форуме, обеспечивающем возможность отсроченной обратной связи, осуществляемой также на фоне общей доступности транслируемой информации; программах электронной; почты, являющихся модернизированным прототипом традиционной письменно-документальной почты.
Следует отметить, что обозначенная проблема одновременно является предметом, отражающим интересы психологии, социологии, философии, t лингвистики, культурологии. Однако во многих работах спектр феноменов* подлежащих анализу в рамках данного вопроса, сужается до установления внутри- и междисциплинарного статуса такого явления, как компьютерная коммуникация, либо монополизируется проблемой взаимодействия человека и электронных машин, функционирующих на основе цифрового кодирования информации. Подобная установка в целеполагании при проведении исследовательской работы выводит из внимания необходимость последовательного и детального описания изучаемого явления, отличительных особенностей его функционирования как целостной структуры. Такой подход может представлять собой лишь первый этап общего анализа.
Вышеизложенные положения определяют актуальность настоящей исследовательской работы: на данный момент в науке существует потребность в подробном описании особенностей и закономерностей протекания феномена коммуникации, осуществляемой в рамках новых информационных технологий. Кроме того, при проведении исследования необходимо учитывать, что научное изучение данного явления должно носить междисциплинарный характер, обеспечивая глубокий анализ и сопоставление взаимосвязанных и взаимозависимых параметров и компонентов процесса коммуникации, выделяемых в разных науках.
В области лингвистических наук в рамках изучения графических, лексических и текстовых характеристик коммуникативных процессов, осуществляемых при помощи мультимедийных и сетевых средств компьютерного типа, уже намечены основные направления исследований и достигнуты определенные результаты. А. Г. Аврамова, И. В. Азарова, А. А. Атабекова, М. Б. Бергельсон, JI. Т. Боброва, И. Нл> Горелов, В. И. Ермаков, А. К. Зайцев, Д. Каннингэм, Р. К. Потапова, И. Н. Розина проводят изучение особенностей функционирования виртуального коммуникативного поля.
В работах П. Веларди, Г. Гусейнова, О. И. Ермаковой, О. А. Кармызовой, П. В. Лихолитова, Е. В. Лушниковой, Р. Навигли, Нл Нестерова, Е. И. Шейгал рассмотрены особенности функционирования языка в информационном пространстве, создаваемом компьютерными сетями, и специфика образования компьютерного жаргона. Характеристика явления гипертекста и особенностей проявления языковой личности в гипертексте дается в работах М. Визель, О. В. Дедовой, Н. Ф. Ковалевой, О. А. Левоненко, С. В. Лесникова, А. Мышенковой, М. Л. Ремневой, Ф. О. Смирнова, С. Г. Тер-Минасовой, Дж. Сьюлера, В. Л. Эпштейна и др.
Проблемы моделирования языкового общения и его особенностей в рамках виртуальной реальности исследуются в трудах А. П. Башановой, Е. Н. Вавиловой, Б. Ю. Городецкого, О. В. Дедовой, Г. Г. Кондратьева, Е. И. Литневской. Разработке критериев оценки коммуникативной составляющей компьютерной сети посвящены работы К. Верри, В. А. Коломиец, В. В. Красных, Г. С. Пшегусовой, Ю.С. Степанова.
В рамках дисциплин, смежных с лингвистикой в интересах изучения внутренних и внешних параметров межличностной коммуникации, следует отметить работы таких ученых, как: П. В. Алексеев, Г. М. Андреева, Б. X. Бгажноков, В. И. Беликов, В. П. Белянин, А. А. Бодалев, А. В. Брушлинский, И. Н. Горелов, И. А. Зимняя, Е. В. Клюев, JL П. Крысин, Г. М. Кучинский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. А. Маслова, Т. Н. Персикова, Р. К. Потапова, Е. Ф. Тарасов, Т. Н. Ушакова.
Теоретической базой исследования послужили труды видных представителей отечественной и зарубежной лингвистики: В. Г. Адмони, К. Айслер-Мертц, И. В. Арнольд, Н. Д. Арутюновой, М. М. Бахтина, К. Беккер, В. Д. Бондалетова, И. А. Варшавской, Р. Вердебер, К. Вердебер, В. В. Виноградова, Т. Г. Винокур, Т. А. ван Дейка, Е. А. Земской, В. И. Карасика, Ю. Н. Караулова, В. В. Красных, Ю. Подгурецки, Ю. В. Рождественского, Э. Сепира, Ю. М. Скребнева, Г. Я. Солганика, Ю. С. Степанова, И. А. Стернина, Е. Ф. Тарасова, Р. Якобсона, а также работы психологов (Франси Бо, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурии, Н. А. Носова, Б. Д. Парыгина), философов (П. В. Алексеева, М. С. Кагана, В. Е. Кемерова, А.Ф. Лосева и др.), социологов (В. И. Беликова, Л. Б. Никольского, А. Д. Швейцера, С. Эрвин-Трипп).
Разработка основных понятий и структуры коммуникации производилась с опорой на исследования М. А. Василика, П. Вацлавика, Н. Д. Десяевой, А. Зверинцева, Л. М. Земляновой, Е. В. Клюева, А. В". Соколова, Г. Г. Почепцова, Э. Гриффина, М. Ханна и др.
Объектом изучения является виртуальная личностно-ориентированная коммуникация, которая понимается нами как межличностное коммуникативное взаимодействие субъектов, осуществляемое посредством локальной компьютерной или глобальной сети Интернет, при котором создается особая модель реальности, характеризующаяся физической непредставленностью человека при выраженности его графического или видеоаудиального образа.
В качестве предмета исследования нами рассматривается знаковое выражение социальных, психических и физических проявлений субъектов при осуществлении личностно-ориентированной коммуникации на русском и английском языках в виртуальном-пространстве, создаваемом специализированными программами, функционирующими по типу ICQ, IRC, веб-форума и электронной почты.
Цель диссертационного исследования состоит в выявлении и последующей классификации специфических особенностей реализации личностно-ориентированной коммуникации при сопоставлении вариантов ее осуществления в русскоязычном- и англоязычном киберпространстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда,задач:
1) анализ существующих определений таких понятий, как «коммуникация», «личностно-ориентированная коммуникация», «виртуальная коммуникация», для выявления всех аспектов и параметров этих феноменов;
2) описание важнейших характеристик и факторов, влияющих на коммуникативное поведение субъектов речевого взаимодействия в их типичном* социокультурном окружении;
3) определение содержания термина «новые информационные технологии» • как обозначения одного из специфических видов коммуникативной среды;
4) характеристика коммуникативного пространства сетевых ресурсов: ICQ, IRC, веб-форума и электронной почты как наиболее популярных специализированных программ для осуществления личностно-ориентированной коммуникации в письменно-печатной форме;
5) анализ важнейших особенностей языкового и неязыкового выражения виртуальной личностно-ориентированной коммуникации;
6) сопоставление особенностей виртуальной личностно-ориентированной коммуникации, осуществляемой на английском и русском языках.
В соответствии с поставленной целью и задачами применялись следующие методы исследования: метод семантического и контекстуального анализа; метод сопоставительного анализа для обзора существующих подходов к исследованию феномена коммуникации и для компаративного изучения специфики виртуальной коммуникации; метод сплошной выборки; метод интроспекции с целью проверки основных теоретических положений путем самоанализа, обращения к результатам собственного опыта работы с исследуемым материалом; метод интерпретативного анализа; метод классификации при выделении факторов, влияющих на характер и составные компоненты процесса коммуникации; метод компьютерной обработки информации; оппозитивный метод для выявления контрастных характеристик виртуальной коммуникации, осуществляемой на английском и русском языках; дистрибутивный метод для установления внутриязыкового статуса и лексико-грамматической валентности языковых и неязыковых единиц в сфере виртуальной коммуникации; метод компонентного анализа элементов, выделенных в качестве специфически сетевых.
Материалом для исследования послужили тексты виртуальной переписки по различным областям личностных интересов общим объемом более 7000 условных страниц, а также данные словарей разнотипной компьютерной терминологии на английском и русском языках. Материал рассматривался как непрерывный континуум, дискретные единицы-которого в полной мере обладают специфическими характеристиками, присущими тексту в целом, независимо от частоты их использования.
Рабочей гипотезой является предположение, что в течение процессов межкультурной глобализации и интеграции на современном этапе развития цивилизации становится возможным выделить и классифицировать общие для разных наций особенности коммуникативного поведения в виртуальном пространстве, создаваемом новыми информационными технологиями. Эти особенности могут быть сформулированы как своеобразные универсалии, отражающие закономерности коммуникативных процессов общечеловеческого информационного виртуального пространства, и использоваться для грамотного и более совершенного осуществления глобальных социокультурных процессов и программ, нацеленных на решение задач национального и межнационального характера. Изучение особенностей межличностного коммуникативного взаимодействия, позволяющее установить и упорядочить специфические характеристики виртуальной коммуникации, выявляет параметры для создания централизованных, моделей массовой коммуникации1 в- условиях регулярно и быстро обновляющегося пространства, создаваемого средствами новых информационных технологий.
Научная новизна исследования состоит в комплексном междисциплинарном подходе не только к изучению, но и к описанию основных параметров и факторов осуществления межличностных коммуникативных процессов в среде новых информационных технологий. Впервые предпринята попытка классифицировать типичные для разных культур особенности и закономерности коммуникативного поведения субъектов и выделить возможные универсалии для проведения дальнейшей структуризации целостного явления виртуальной коммуникации и последующего моделирования коммуникативных тактик и стратегий. Охарактеризованы особенности потребностно-мотивационного и исполнительного компонентов в коммуникативном поведении реально существующих пользователей программ, функционирующих по типу ICQ, IRC, веб-форума и электронной почты.
Теоретическая значимость диссертации заключается в разработке, категориального аппарата виртуальной коммуникации, а также в дальнейшем рассмотрении таких проблем компаративной лингвистики, как специфика и нюансы виртуальной личностно- и социально-ориентированной коммуникации на* разных языках. Описание особенностей виртуальной личностно-ориентированной коммуникации в сравнении с коммуникацией, осуществляемой традиционными способами, может быть экстраполировано на другой языковой материал в силу универсальности некоторых явлений. Подобная универсальность проявляется в специфике воздействия развивающихся новых информационных технологий на процессы речевого информационного обмена в рамках физически осязаемой действительности.
Практическая ценность настоящего исследования определяется-возможностью использования его теоретических положений и практических результатов в разработке лекционных курсов и семинарских занятий по теории коммуникации, общему языкознанию, межкультурной коммуникации, при создании терминологических словарей и специализированных справочников, а также для повышения эффективности коммуникативного взаимодействия специалистов в виртуальной среде новых информационных технологий.
Концептуальные идеи диссертации отражены в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Виртуальная личностно-ориентированная коммуникация, подчиняясь общим законам осуществления речевого взаимодействия, имеет специфические черты в сопоставлении с традиционной коммуникацией, осуществляемой в физическом пространстве.
2. Среди выявляемых особенностей реализации виртуальной личностно-ориентированной коммуникации существуют общие характеристики, универсальные для разных языковых культур.
3. Современные российский и англоязычный компьютерные дискурсы обладают собственными отличительными, уникальными характеристиками, отражающимися в особенностях построения синтагматических конструкций разного уровня и в сфере образования новых национально отмеченных и закрепленных смыслов и понятий.
4. Существующие особенности-виртуальной личностно-ориентированной коммуникации в-сопоставлении с коммуникацией, осуществляемой-в сфере реальной действительности, обусловлены спецификой невербального компонента ситуации речевого взаимодействия.
Апробация и внедрение работы. Основные положения и результаты исследования были изложены в докладах на III международной научной конференции «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах» (Челябинск, 2006 г.) и IV международной научной конференции «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах» (Челябинск, 2008.г.).
По теме диссертации опубликовано 10 работ.
В изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Белозерцев А. В. Факторы и особенности реализации личностно-ориентированной коммуникации в виртуальном пространстве [Текст] // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск, 2008, № 3. - С. 14-19.
Статьи и материалы докладов в иных изданиях:
2. Белозерцев А. В. Коммуникативная ситуация - один из важнейших элементов акта коммуникации [Текст] // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: тез. III Междунар. науч. конф., Челябинск, 27-28 апр. 2006 г. — Челяб. гос. ун-т, 2006.-С. 148-150.
3. Белозерцев А. В. Роль внешних факторов в акте коммуникации [Текст] // Вопросы современной филологии и методологии обучения языкам в вузе и школе: сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2006. - С. 22-23.
4. Белозерцев А. В. Некоторые особенности реализации коммуникации в среде Интернет [Текст] // Проблемы межкультурной коммуникации в теории языка и лингводидактике: материалы 1Г Международной научно-практической конференции, Барнаул, 5-6 октября» 2006 г.: в 2 частях / под ред. Т. Г. Пшенкиной.-Часть 1. — Барнаул: БГПУ, 2006. — С. 10-12.
5. Белозерцев А. В. О важности комплексного подхода при изучении особенностей коммуникации, осуществляемой посредством компьютерных сетей [Текст] // Изменяющаяся Россия: новые парадигмы и новые решения, в лингвистике: Материалы I Международной научной конференции, Кемерово, 29-31 августа 2006 г.: в 4 частях / Отв. ред. Е. А. Пименов, М. В. Пименова. -Кемерово: Юнити, 2006. - Часть 1. - С. 254-257.
6. Белозерцев А. В; Психологический аспект рассмотрения проблемы коммуникации в среде новых информационных технологий [Текст] // Язык и межкультурная коммуникация: материалы IV Межвузовской научно-практической конференции, 25-26 апреля 2007 года. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007.-С. 110-111.
7. Белозерцев А. В. О роли социальных факторов в речевой коммуникации, осуществляемой в среде Интернет [Текст] // Системное и асистемное в языке и речи: Материалы Международной научной конференции (Иркутск, 10-13 сентября 2007 г.) / Под ред. М. Б. Ташлыковой. - Иркутск: Изд-во Иркутск, гос. ун-та, 2007. - С. 594-598.
8. Белозерцев А. В. Социолингвистический аспект межличностной коммуникации в среде Интернет [Текст] // В: А. Богородицкий: научное наследие и современное языковедение: тр. и матер. Междунар. науч. конф., Казань, 4-7 мая 207 г. Т. 2: Сравнительно-историческое языкознание. Сопоставительное языкознание. Фонетика и фонология. Морфемика, словообразование. Лингво дидактика / Казан, гос. ун-т; Ин-т языкознания РАН; Ин-т лингвист, исслед. РАН; под общ. ред. К. Р. Галиуллина, Г. А.
Николаева. - Казань: Казан, гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина, 2007. - С. 48-50.
9. Белозерцев А. В. О культурологических факторах, обусловливающих специфику коммуникативных процессов [Текст] // Ethnohermeneutik und kognitiv Linguistik / Hrsg. von R. D. Kerimov. - Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2007. - S. 427-432.
10.Белозерцев A.B. Об общих специфических характеристиках виртуальной личностно-ориентированной коммуникации [Текст] // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: тез. IV Междунар. науч. конф., Челябинск, 25-26 апр. 2008 г. Т. 2. — Челяб. гос. ун-т, 2008. - С. 137-140.
Структура и объем исследования определены поставленной целью и задачами. Настоящая диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 175 наименований, и приложения. Общий объем работы составляет 250 страниц печатного текста.
Просмотров: 148 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930