Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 1 » Скачать Особенности лоббистской деятельности в современной России : Региональный аспект. Табаков, Александр Викторович бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
12:49
Скачать Особенности лоббистской деятельности в современной России : Региональный аспект. Табаков, Александр Викторович бесплатно
Особенности лоббистской деятельности в современной России : Региональный аспект

Диссертация

Автор: Табаков, Александр Викторович

Название: Особенности лоббистской деятельности в современной России : Региональный аспект

Справка: Табаков, Александр Викторович. Особенности лоббистской деятельности в современной России : Региональный аспект : диссертация кандидата политических наук : 23.00.02 Москва, 2006 184 c. : 61 06-23/245

Объем: 184 стр.

Информация: Москва, 2006


Содержание:

Введение
Глава 1 Лоббизм как общественно-политическое явление и объект политологических исследований
11 Истоки и предпосылки лоббизма как общественно-политического явления, основные трактовки лоббизма
12 Природа и сущностные черты лоббизма
13 Типология основных моделей, форм и методов лоббизма
Глава 2 Политологический анализ особенностей использования лоббизма субъектами региональных политических процессов в современной России
21 Лоббизм как явление современной российской политики
22 Специфические черты и субъекты региональных политических процессов современной России
23 Основные характеристики, формы и проявления лоббистской деятельности субъектов региональных политических процессов в современной России

Введение:

Актуальность темы исследования. Современная Россия переживает непростой исторический период, сопровождающийся кардинальными сдвигами и трансформациями. Страна постепенно начинает преодолевать негативные последствия распада СССР и исправлять просчеты, допущенные во времена «радикальных реформ» начала 90-х гг. XX в. Вместе с тем, наряду с позитивными изменениями последних лет, в ряде сфер жизни российского общества по-прежнему наблюдаются кризисные явления.
Наиболее существенные из них связаны с трудностями формирования цивилизованных рыночных отношений, противоречивостью процесса структурирования российского социума, отсутствием консолидированных интересов основных слоев населения и полноценных каналов их представительства, неразвитостью (а нередко и параличом) институтов гражданского общества.
В этой связи становится особенно актуальным изучение механизмов неофициального, теневого влияния на содержание и динамику политического процесса современной России. Прошедшие за последние годы многочисленные социально-политические и экономические преобразования способствовали становлению в России такого явления, как лоббизм. Это явление связано, прежде всего, с утверждением плюралистической модели демократии, хотя так называемый «коридорный лоббизм»1 имел место и в годы существования СССР в виде корпоративной модели. Сегодня лоббизм стал одним из новых институтов российского социума, занял особое место в системе управленческих отношений. Если на современном этапе российское общество зарождается как демократическое и рыночное, то
1 Кравченко А.И. Лоббизм в России // Социологические исследования. 1996, № 3. С. 60. лоббизм неизбежно должен стать необходимым институтом данного общества. Если же это общество становится гражданским, то институт лоббизма естественно вписывается в него, поскольку позволяет обеспечивать взаимодействие данного общества с органами государственной власти. Наконец, лоббизм, если он является открытым, легитимным, т.е. цивилизованным, призван усилить регулирующую, управленческую и иные функции деятельности институтов власти, качественно совершенствовать динамику интересов социальных слоев, групп и общества в целом.
Вместе с тем, становление многообразных форм собственности, развитие предпринимательской деятельности, видоизменение участия организаций и частных лиц в формировании доходной части бюджета, становление правового обеспечения экономических отношений - все эти сложнейшие задачи решаются в рамках взаимодействия экономической и политической систем в современной России и - что немаловажно - в ситуации острой политической борьбы за власть, характерной тенденцией которой стало перерастание экономической власти в политическую. Именно сейчас представители экономической элиты и заинтересованные группы бизнеса заявляют свои претензии на координацию, корректирование политической линии государства в различных сферах жизнедеятельности общества, поскольку часто от политических решений зависит то, насколько будет реализован и эффективно работать механизм обеспечения защиты социально-экономических прав, насколько эти решения будут способствовать развитию бизнеса.
В России, как, впрочем, и в других странах, именно группы давления, так называемые «лобби», обладают необходимыми финансовыми, материальными и организационными ресурсами для оказания существенного воздействия на органы государственной власти.
При этом лоббизм является наиболее эффективным и часто единственным в нынешних условиях способом добиться реализации групповых целей.
Таким образом, очевидно, что особенности текущего развития страны, протекающего в сложных и противоречивых экономических условиях, не могут не способствовать постепенному превращению российской политики в закрытую сферу, установлению в ней скрытых фаз и механизмов принятия решений. Это открывает множество проблем на пересечении экономики и политики, исследование которых имеет огромное теоретическое, практическое и прогностическое значение. Тем самым изучение основных факторов, способов, моделей и механизмов лоббирования в политической сфере жизни российского общества сегодня становится особенно актуальным.
Степень научной разработанности проблемы. Научное осмысление феномена лоббизма, сущностных характеристик происходящих в обществе политических процессов, механизмов регулирования политическими потоками и контроля над политическим пространством, состояние и перспективы взаимоотношений государства и бизнеса - эти и многие другие вопросы все чаще становятся объектом пристального внимания со стороны различных групп авторов. Вместе с тем, степень разработанности тематики, непосредственно касающейся российского лоббизма, остается пока крайне невысокой - прежде всего, в силу того, что сами связанные с ней аспекты возникли относительно недавно и стали предметом исследований лишь в последние годы.
В трудах советских ученых тема лоббизма имела второстепенное значение. Единственное в то время монографическое исследование американского лоббизма было сделано экспертом Института США и
Канады АН СССР Н.Г. Зяблюком . Тема лоббизма затрагивалась советскими исследователями также в монографиях о структуре и деятельности представительных органов власти, об аппарате государственного управления западных стран (прежде всего США), о государственно-монополистическом капитализме3.
Научные публикации, посвященные лоббизму, в российской политической науке можно условно разделить, за некоторым исключением, на три группы. На первом этапе, до 1993 г., активно анализировался, в основном, зарубежный опыт4. На втором этапе (19931994 гг.) можно наблюдать активизацию интереса к российскому лоббизму как новому явлению в общественно-политической жизни. Однако, авторы этих трудов стремились оправдать не регулируемый законом и малоконтролируемый лоббизм, как «естественный» общественный феномен, и способствовали формированию позитивного отношения общественности к лоббизму5. С 1995 г. по настоящее время продолжается третий этап - этап анализа и попыток теоретического
2 Зяблюк Н.Г. США. Лоббизм и политика. М., 1976.
3 См., например: Мишин A.A. Центральные органы власти США - орудие диктатуры монополистического капитала. М., 1954; Маринин С.Б. США: политика и управление (федеральный правительственный аппарат). М., 1967; Куликов А.Г. Генеральные штабы монополий. М., 1969; Федоров Р.П. Анонимная власть. М., 1970; Четверников С.Б. Кто и как делает политику США. М., 1974, и др.
4 См.: Кочерян С.А. Лоббизм в Соединенных Штатах // Законодательный процесс в США. Федеральный уровень. М., 1990; Вяткин К.С. Лоббизм по-немецки // Полис. 1993, № 1; Прохода Н. Лоббизм: как это делается во Франции // Бизнес и политика. 1995, № 8, и др.
5 См.: Стенограмма международной конференции «Лоббизм и его место в общественно-политической жизни». М., 1993; Радкевич С. О деятельности предпринимателей в сфере лоббизма. М.: Парламентский Центр РФ, 1993; Сахаров Н. Лоббизм как фактор политической жизни // Бизнес и политика. 1994, № 1. С. 30-34; Лепехин В. «Группы давления»: генезис и классификация // Власть. 1994, № 3. С. 69-74; Ольшанский Д. О группах влияния и некоторых «влияющих» в российской политике // Бизнес и политика. 1995, № 1. С. 2-7; Автономов A.C. Лоббизм и политические партии // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1995, № 3. С. 69-75; Малько А. Лоббизм // Общественные науки и современность. 1995, № 4. С. 58-65, и др. осмысления лоббизма, определения его роли и функций в политической системе общества6.
Стоит отметить тот факт, что существенно повысило интерес политологов к теме лоббизма обсуждение законопроекта о лоббистской деятельности. Появившиеся в этой связи публикации часто содержат сравнительный анализ зарубежной теории и практики лоббизма, предлагают пути и методы законодательного регулирования лоббистской деятельности в России .
Также имеется немалое количество работ, носящих исключительно практическую, утилитарную направленность. Они в большинстве своем подготовлены в различных информационно-аналитических центрах. Данные исследования преследуют единую цель - стать для лоббистов руководством к действию. Они также способствуют научному осмыслению важных аспектов проблемы лоббизма8.
6 См.: Лоббизм в России: этапы большого пути. Доклад Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей и Фонда развития парламентаризма в России. М., 1995; Зудин А. Бизнес и политика в посткоммунистической России. Ч. 1-2. М.: Центр политических технологий, 1995; Перегудов С., Семененко И. Лоббизм в политической системе России // Мировая экономика и международные отношения. 1996, № 9. С. 28-42, и др.
См.: Боголюбов С.А. Как регулировать лоббизм? // Законодательство и экономика. 1994, № 15-16. С. 7-10; Вишняков В.Г. Проблемы государственного регулирования лоббизма в Российской Федерации // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1995, № 3. С. 62; Клименко В. Российский лоббизм и проблемы его законодательного регулирования // Бизнес и политика. 1995, № 2. С. 36-43; Лапаева В.В. О концепции проекта закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» // Законодательство и экономика. 1995, № 7-8. С. 5-7; Вишняков В.Г. Проблемы государственного регулирования лоббизма в Российской Федерации // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1995, № 3. С. 62, и др.
8 См.: Общественные объединения деловых кругов России: лоббистский ресурс и политическая роль. Аналитическая серия. Доклады № 1-3. М.: Центр аналитической информации по политической конъюнктуре России, 1994; Цветков А. Управление социально-политическими процессами: технология избирательных кампаний, лоббирования, общественной деятельности. М.: Палея, 1995; Старостин С. Каждому чиновнику уготовано по «лобному» месту // Профиль. 1997, № 9. С. 18-23, и др.
В отличие от российской политологической мысли, в западной политической науке проблемы лоббизма изучаются довольно давно9. В последние годы зарубежные ученые стали проявлять огромный интерес к теме российской модели лоббирования10. Однако отсутствие общепризнанной методики сравнительного исследования представительства интересов в разных странах, трудности получения эмпирического материала, вызванные спецификой объекта исследования, ограничивают результативность этих работ.
Отдельные стороны лоббистской деятельности освещены в исследованиях, имеющих своим объектом группы давления. Данные источники раскрывают наиболее полную картину субъектов лоббистской деятельности11. Изучение системы представительства интересов помогает определить место лоббизма в ней, его взаимосвязь с другими элементами политической системы. Практика лоббирования частично раскрывается при исследовании взаимодействия бизнеса и политики12.
9 См.: Schrift К. The Lobbyists. The art and usiness of influencing lawmakers. Boston, 1951; Banfield E.C. Political Influence. New York, 1961; Milbrath L.W. The Washington Lobbyists. Chicago, 1963; Roche J. P., Levy L.W. Parties and Pressure Groups. New York, 1964; Holtzman A. Interest Groups and Lobbying. New York, 1966; Key V.O. Politics, Parties, and Pressure Groups. New York, 1967; Dexter L.A. How Organizations are represented in Washington. New York, 1969; The Washington Lobby. Washington, D.C., 1971.
10 См.: Rutland P. Business Elites and Russian Economic Policy. Post-Soviet Business Forum, Royal Institute of International Affairs, London. 1992; Fortescue S. Government-Business Relations in Contemporary Russia. Paper presented at the Center for Russian and Euro-Asian Studies University of Melbourne, 25 September 1995; Stykow P. Representation von Wirtschaftsinteressen im russischen Transformationsprozess: Eine Fallstudie // Wollmann, Helmut/ Wiesenthal, Helmut/ Boenker, Frank (Hg): Transformation sozialistischer Gesellschaften: Am Ende des Anfangs (Leviathan Sonderheft 15). Opladen: Westdeutscher Verlag, 1995. S. 437-458.
11 См.: Паппэ Я. Новые группы в России. М., 1994; Нечаев А. Наступило хрупкое равновесие между разными группами влияния // Власть. 1994, № 7, с. 19-26; Федоров Ю. Экономические группы интересов в Росси: ТЭК и добывающие отрасли // Бизнес и политика. 1995, № 1, с. 8-11; Медведев О. Российский ВПК: «младший брат в семействе лоббистов» // Бизнес и политика. 1995, № 1, с. 12-15; Губернаторов В. Группы влияния российских деловых кругов // Власть. 1995, № 7, с. 53-57; Нельсон Л.Д., Кузес И.Ю. Группы интересов и политический срез российских экономических реформ. Критическая версия // Полис. 1995, №6, с. 81-86.
12 См.: Перегудов С. Политическое представительство интересов: опыт запада и проблемы России // Полис. 1993, № 4. С. 115-124; Афанасьев М. Клиентела в России вчера и сегодня //
Несмотря на то, что научный интерес к проблеме лоббизма нарастает, до настоящего времени отсутствует единое комплексное представление о лоббизме как политическом институте, его понятийном аппарате, организационно-правовых формах деятельности лоббистов, видах и группах лоббистских организаций. Исключение составляют отдельные научные работы, в которых освещены некоторые аспекты лоббизма, формы и проявления лоббистской деятельности в России и за рубежом, ставятся частные проблемные задачи по введению правового регулирования лоббизма13.
В этих условиях представляется своевременной попытка автора провести комплексное исследование феномена лоббизма, его роли в современной политической системе, взаимосвязи формирования нового российского государства и появления лоббистских правоотношений в российском обществе.
Объектом диссертационного исследования является лоббизм как феномен общественно-политической жизни, предметом - особенности, тенденции развития, основные формы и проявления лоббизма в деятельности субъектов региональных политических процессов в современной России.
Полис. 1994, № 1. С. 121-126; Перегудов С. Организованные интересы и российское государство: смена парадигм // Полис. 1994, № 2. С. 76-87; Крыштановская О.В. Финансовая олигархия в России // Известия. 1995, № 4; Стрелец И. Современный корпоративизм: экономический аспект// Бизнес и политика. 1996, № 2, и др.
13 См.: Цакунов С. Предприниматели и исполнительная власть: сотрудничество или противодействие // Обновление России: трудный поиск решений. Вып. 1. М., 1992. С. 74-81; Лепехин В. «Предприниматели и власть в современной России (1992-1993 гг.)» (Главы из книги) // Власть. 1993, № 2. С. 85-89; № 4. С. 82-89; Лапина Н. Предприниматели в политическом пространстве // Мировая экономика и международные отношения. 1993, № 6. С. 43-57; Рогачев С. Политический механизм регионального управления и предпринимательство // Предпринимательство и власть: проблемы взаимодействия. М.,
1994. С. 25-31; Даниленко В. Пускать ли бизнес в политику ? // Бизнес и политика. 1994, № 1. С. 7-13; Савин М. Бизнес и политика: проблемы взаимодействия // Бизнес и политика.
1995, № 3. С. 3-8; Кузьмичев А. «Лебедь, рак и щука». К вопросу о политических притязаниях российских предпринимателей // Бизнес и политика. 1995, № 5. С. 7-12; Клименко В. Предприниматели и избирательная кампания в России: цели и задачи // Бизнес и политика. 1995, № 5. С. 13-19; Баталов Э. Экономика и политика в формационный период // Бизнес и политика. 1996, № 1, и др.
В ходе исследования предполагается достичь двуединую цель: во-первых, выявить специфику лоббизма как общественно-политического явления и, во-вторых, проанализировать особенности лоббистской деятельности субъектов региональных политических процессов в современной России.
Для реализации цели исследования представляется необходимым последовательно решить комплекс следующих задач:
• проанализировать основные подходы к определению понятия «лоббизм» и дать его авторскую трактовку;
• рассмотреть природу и сущностные черты лоббизма, место понятия «лоббизм» в понятийно-категориальном аппарате политической науки;
• изучить опыт типологизации лоббизма и выработать его типологию по наиболее значимым основаниям;
• проанализировать основные модели лоббизма, его формы и методы;
• выявить специфику лоббизма как явления современной российской политики;
• исследовать основные характеристики, формы и проявления лоббистской деятельности субъектов региональных политических процессов в современной России.
Достижение цели и задач диссертационного исследования делает необходимым изучение в качестве источников всего доступного массива информации официального, научного и публицистического профиля, связанного с рассматриваемой проблематикой. По уровню обобщения информации, характеру и формам отражения действительности эти источники можно условно разделить на четыре основные группы.
Первую из них составляют официальные данные Госкомстата РФ о динамике текущего социально-экономического развития страны и ее регионов, а также электоральную статистику, публикуемую Центральной избирательной комиссией РФ14.
Вторая группа источников представляет собой работы отечественных и зарубежных исследователей прошлого и настоящего, представителей различных отраслей знания.
Раскрытие выдвигаемой в данном исследовании проблематики не представляется возможным без изучения идейно-теоретического наследия отечественной, европейской и американской философской и социально-политической мысли, вобравшего в себя богатство политической и экономической теории и практики целой эпохи с середины XVIII до середины XX столетия15.
Серьезным подспорьем для исследования стали сформулированные западными политологами концепции плюралистической демократии и корпоративизма16. Большой интерес представляет зарубежная литература по тематике групп интересов и
14 См.: Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2004, № 2 (164); Выборы глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 1995-1997. Электоральная статистика. М.: Весь мир, 1997; Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. М.: Госкомстат России, 2003, и др.
15 См.: Антология мировой политической мысли. В 5 т. М.: Мысль, 1997; Гольдштейн И. Благоприятна ли русская действительность для образования синдикатов и трестов? М., 1913; Загорский С. Синдикаты и тресты. СПб., 1914; Кафенгауз Л.Б. Синдикаты в русской железнодорожной промышленности. М., 1910; Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание 2-е. М., 1954-1974; Ленин В.И. Полное собрание сочинений. В 55 т. М., 1967-1970; Рафалович А. Промышленные синдикаты в России и заграницей. СПб., 1904, и т.д.
16 См.: Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959; Шмитгер Ф. Неокорпоративизм // Полис. 1997, № 2; Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии // Полис. 1996, № 5; Dahl R. Who governs? Democracy and power in American city. Yale University Press, 1961; Dahl R. Dilemmas of pluralism. New Heaven-London, 1981; Truman D. The governmental process. Political interests and public opinion. New York, 1951; Lembruch G., Schmitter Ph. Patterns of corporatist policy making. London, 1982; Rokkan S. Norway: Numerical democracy and corporate pluralism // R.Dahl (ed.). Political opposition in Western democracies. New Heaven and London, 1966, и др. истории их взаимоотношений с государством в советский период и в постсоветской России17.
Важную роль в настоящем исследовании играют концептуальные положения, обобщения и выводы, сформулированные отечественными авторами - представителями различных отраслей политологического знания и смежных наук. Особого внимания заслуживают труды М.Г.Анохина, О.В.Гаман-Голутвиной, А.Б.Василенко, А.Ю.Зудина, Л.Е.Ильичевой, В.С.Комаровского, В.А.Лепехина, Я.Ш.Паппе,
С.П.Перегудова, В.П.Пугачева, А.И.Соловьева и др. Работы российских ученых посвящены анализу феномена лоббизма, специфики деятельности различных групп интересов, особенностей их политического участия и т.д.
Отдельное внимание при разработке заявленных в настоящем исследовании вопросов уделено трудам таких ученых, как Р.Г.Абдулатипов, А.Н.Аринин, И.М.Бусыгина, С.Д.Валентей, В.Я.Гельман, Г.В.Каменская, Л.В.Смирнягин, И.А.Умнова, В.Е.Чиркин19
17 См.: Friedrich С., Brzezinski Z. Totalitarian dictatorship and autocracy. New York, 1956; Ball
A., Millard F. Pressure politics in industrial societies. An introduction. London, 1992; Skilling G., Griffits F. (eds.). Interest groups in Soviet politics. Princeton, 1971, и др.
18 См.: Анохин М.Г. Политический лоббизм: сущность, формы, методы // Политическое управление. Курс лекций. М., 1996. Гаман-Голутвина О.В. Бюрократия или олигархия? // Куда идет Россия? М., 2000; Василенко А.Б. Российские нефтяные компании в политических процессах переходного периода. М., 1997; Зудин А.Ю. Государство и бизнес в посткоммунистической России: цикличность и перспективы институционализации // Куда идет Россия? М., 1998; Ильичева J1.E. Лоббизм и интересы предпринимательства. М., 2000; Лепехин В. Группы интересов как основной субъект российской политической системы // Формирование партийно-политической системы в России. М., 1998; Паппе Я.Ш. «Олигархи»: Экономическая хроника, 1992-2000. М., 2000; Перегудов С.П., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. Группы интересов и российское государство. М., 1999; Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект-Пресс, 1996; Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М: Аспект-Пресс, 2001; Технологии в политике и политическом управлении / Под общ. ред. М.Г.Анохина,
B.С.Комаровского, Ю.И.Матвеенко. М.: Издательство РАГС, 2000; Политология: Учебник / Отв. ред. В.С.Комаровский. М.: Издательство РАГС, 2002, и др.
19 См.: Абдулатипов Р.Г. Перспективы федерализма в России. М., 1999; Аринин А.Н. К новой стратегии развития России: федерализм и гражданское общество. М., 2000; Бусыгина И.М. Региональная политика Европейского Союза и возможности использования ее опыта для России. М.: Институт Европы РАН, 1995. Валентен С.Д. Федерализм: российская и др., посвященных проблематике федерализма и региональной политики, их эволюции в современной России. Их изучение позволяет глубже понять специфику организации российского политического, экономического и социокультурного пространства, подробнее остановиться на выявлении места и роли в нем различных общественно-политических институтов, каналов и характера их взаимодействий друг с другом, в том числе при реализации своих специфических интересов в политической сфере.
Третья группа источников включает разработки отечественных аналитических и консалтинговых центров и структур. Мнения, оценки и прогнозы представителей экспертного сообщества, достаточно хорошо разбирающихся в деятельности крупного российского бизнеса и его взаимоотношениях с властью всех уровней, представлены в периодических изданиях, разовых публикациях и Интернет-ресурсах различных исследовательских центров: Центра политической информации, Центра политических технологий, Центра политической конъюнктуры России и т.д.20 история и российская реальность / РАН, Ин-т экономики, Центр социально-экономических проблем федерализма. М., 1998; Гельман В.Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики // Полис. 1998, № 1; Каменская Г.В. Федерализм: мифология и политическая практика / РАН, Институт мировой экономики и международных отношений. М. 1998; Смирнягин JI.B. Российский федерализм: парадоксы, противоречия, предрассудки. М.: МОНФ, 1998; Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998; Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 1995, и др.
2 См.: Блинова О. «Империи трех»: Смоленский, Фридман, Малкин. М., 1998; Блинова О. Медиа-империи России. М., 2000; Блинова О., Мухин А. «Империи двух»: Лужков, Гусинский. М., 1998; Бунин И. Бизнес-элита и российское общество // Власть. 1996, № 9; Бунин И. «Новые русские» без ретуши // Власть. 1994, № 1; Мухин A.A. Естественные монополии России. М., 1998; Мухин A.A. Коррупция и группы влияния. Книга I. М., 1999; Мухин A.A. «Олигархи» России. М., 1999; Мухин A.A. Бизнес-элита и государственная власть: Кто владеет Россией на рубеже веков? М., 2001; Мухин A.A., Козлов П.А. «Семейные» тайны или неофициальный лоббизм в России. М.: ЦПИ, 2003; Федеральная и региональная элита России: Кто есть кто в политике и экономике. М., 2001; Политические процессы в регионах России / Под ред. Р.Ф.Туровского. Сборник научных статей Центра политических технологий. М., 1998, и др.
Четвертую группу источников составляют труды, статьи и
91 интервью бывших и действующих политиков и бизнесменов . Данные материалы помогают прояснить ряд существенных подробностей, выявить недостающие детали и тем самым облегчить исследование.
Теоретико-методологические основы исследования включают в себя системный, сравнительный, проблемный и другие общенаучные подходы, а также широкий спектр методов современной политологии, политической экономии и ряда других смежных наук. Учитывая исходно комплексный, динамичный характер изучаемого материала, методологический фундамент исследования составили принципы единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, всесторонности, реалистичности, объективности рассмотрения, целостности.
Использование институционального подхода позволяет сфокусировать внимание на неформальных институтах, так или иначе участвующих во взаимоотношениях лоббистов и властных структур в региональном политическом процессе.
Важной составляющей теоретико-методологической базы диссертационного исследования стали такие новые научные парадигмы анализа специфики участия государства и негосударственных институтов и структур в политических процессах разного уровня, как концепция политических сетей, плюралистическая концепция
21 См.: Алекперов В.Ю. Вертикально интегрированные нефтяные компании России. Методология формирования и реализации. М.: АУТОПАН, 1996; Гайдар Е.Т. Экономические реформы и иерархические структуры. Аномалии экономического роста. Соч. в 2 т. М., 1997; Глазьев С.Ю. Почему мы самые богатые, а живем так бедно? Вопросы и ответы. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2003; Ельцин Б.Н. Записки Президента. М.: Огонек, 1994; Зюганов Г.А. Россия - родина моя. Идеология государственного патриотизма. М.: Информпечать, 1996; Илюхин В.И. Спасти Россию. М.: Унита, 1995; Козырев A.B. Преображение. М.: Международные отношения, 1994; Лужков Ю.М. Путь к эффективному государству: План преобразования системы государственной власти и управления в Российской Федерации. М.: МГУ, 2002; Примаков Е.М. Мир после 11 сентября. М., 2002; Шохин А.Н. Взаимодействие властей в законодательном процессе. М., 1997, и др. посредничества, неокорпоративизм и др. Наряду с этим, особое место в работе занимают положения концепций современного гражданского общества, политического участия и т.д.
При выявлении основных механизмов и форм лоббизма в региональном политическом процессе в современной России автор опирался на результаты исследований крупнейших представителей политологической, экономической, правовой и социологической мысли, использовал труды российских и зарубежных ученых.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Лоббизм представляет собой систему реализации интересов различных групп и структур путем организованного легитимного или нелегитимного воздействия на органы, принимающие политико-властные решения. Сущностными чертами лоббизма являются: во-первых, действие не через участие в открытом состязательном процессе завоевания политической власти, а через воздействие на характер ее решений, осуществляемое преимущественно в теневых формах; во-вторых, корпоративный характер отстаиваемых интересов; в-третьих, прагматическая ориентация субъектов лоббистской деятельности.
2. Субъектами лоббистской деятельности выступают группы интересов (их подвиды - заинтересованные группы, группы давления и т.д.), которые можно типологизировать по разным основаниям: по сферам общественной жизни; по властным' структурам, на которые воздействуют лоббистские группы; по характеру интереса субъекта лоббирования; по характеру управленческого решения, на принятие которого хотят повлиять лоббисты; по уровню властной структуры, принимающей решения, и т.д. Эффективность их деятельности определяется набором ресурсов, наиболее существенными из которых являются административные, организационные, материально-финансовые, информационные и силовые.
3. Используемые в процессе лоббирования технологии в самом общем виде можно разделить на открытые и закрытые (тайные). К открытым технологиям относятся: участие в парламентских или ведомственных слушаниях; прямые контакты с официальными лицами, представителями СМИ; оказание помощи в подготовке законопроектов и проектов нормативных актов; консультирование государственных органов и др. К закрытым технологиям можно отнести манипулирование информацией; прямой и косвенный подкуп; угрозы, шантаж и т.д.
4. Вплоть до 1991 г. лоббистская деятельность деловых кругов в России не являлась классическим аналогом соответствующих зарубежных традиций. Она была сосредоточена преимущественно на воздействии на центральные правительственные структуры и другие органы исполнительной власти, а не на парламентские, как принято в странах представительной демократии. Это было предопределено в том числе тем, что процесс принятия решений фактически контролировался органами исполнительной власти.
5. В современной России наиболее распространенной формой является экономический лоббизм, который заключается в отстаивании корпорациями и бизнес-структурами своих интересов в органах власти. При этом практика современного российского лоббизма характеризуется преобладанием неформальных механизмов продвижения и согласования интересов различных экономических и политических субъектов, причем как на федеральном, так и на региональном уровнях.
6. Непременным условием достижения лоббистами своих целей в российских регионах является доступ к государственным ресурсам, который обеспечивается мерами организационного, политического, финансового и коммуникативного взаимодействия с властью. Среди них можно выделить: продвижение на ответственные должности в государственных структурах выходцев из высшего управленческого звена компаний, приобретение информационных активов, а также лоббистский потенциал, определяемый характером взаимодействия с различными административными и политическими институтами.
Научная новизна диссертации определяется рядом особенностей, которые не были обнаружены в существующих исследованиях по сходной тематике. Они заключаются в следующем:
• на основе комплексного анализа основных подходов к понятию «лоббизм» сформулировано его авторское определение, учитывающее особенности лоббизма как общественно-политического явления, рассмотрены его истоки и сущностные черты;
• изучен накопленный опыт типологизации лоббизма и предложена его типология по наиболее значимым основаниям;
• проанализированы основные модели лоббизма, его формы и методы;
• выявлена специфика лоббизма как явления современной российской политики;
• исследованы основные характеристики, формы и проявления лоббистской деятельности субъектов региональных политических процессов в современной России.
Практическая значимость работы, имеющей методологическую направленность, заключается в том, что она, во-первых, может способствовать политической и правовой институционализации основных форм лоббизма в региональных политических процессах в современной России, а во-вторых, еще более привлечь внимание ученых и практиков к одной из актуальнейших и сложнейших проблем, какой является проблема функционирования лоббизма в современных условиях, послужить новым импульсом для ее разносторонних и комплексных исследований.
Полученные результаты могут быть полезны в процессе поиска оптимальных путей государственно-правового реформирования общества. Теоретико-методологические положения диссертации целесообразно использовать как в управленческой практике, так и в законотворческой работе, в том числе различными субъектами права законодательной инициативы при подготовке проектов нормативных актов.
Научные итоги работы представляют интерес для образовательного процесса, прежде всего для высших учебных заведений, имеющих своим профилем изучение и преподавание политических наук. Основные положения и выводы диссертации могут быть полезными для формирования основных и специальных учебных курсов по современной российской политике, политической регионалистике, сравнительной политологии и т.д. Апробация диссертационного исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры мировой и российской политики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и рекомендована к защите.
Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в публикациях автора общим объемом 2 п.л.
Практическое применение материалов исследования осуществлялось в ходе профессиональной деятельности автора в качестве депутата Собрания депутатов города Магнитогорска Челябинской области.
Просмотров: 137 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930