Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 7 » Скачать Основные тенденции развития мордовской лирики на современном этапе, 1980-90-е годы. Баранова, Екатерина Валерьевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
16:41
Скачать Основные тенденции развития мордовской лирики на современном этапе, 1980-90-е годы. Баранова, Екатерина Валерьевна бесплатно

Скачать Основные тенденции развития мордовской лирики на современном этапе, 1980-90-е годы. Баранова, Екатерина Валерьевна бесплатно

Основные тенденции развития мордовской лирики на современном этапе, 1980-90-е годы

Диссертация

Автор: Баранова, Екатерина Валерьевна

Название: Основные тенденции развития мордовской лирики на современном этапе, 1980-90-е годы

Справка: Баранова, Екатерина Валерьевна. Саранск, 0 187 c. :

Объем: 187 стр.

Информация: Саранск, 0


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Формы выражения авторского сознания в современной мордовской лирике
§11 Философские мотивы и способы их раскрытия в современной мордовской лирике
§ 12 Своеобразие изображения внешней реальности в произведениях мордовских поэтов
§ 13 Синтез гражданственности и публицистичности - новая черта мордовской лирики на современном этапе
§ 14 Мир интимно-личностных переживаний в лирике
ГЛАВА II Традиции и новаторство в современной мордовской лирике
§111 Фольклорные традиции в творчестве современных мордовских поэтов (ПВ Алёшина, ИА Калинкин, СВ Кинякин, АД Сульдина,)
§ II2 Жанрово-стилевые искания мордовских лириков на современном этапе (МА Бебан, ИА Калинкин, ИН Кудашкин, АДСульдина)
§ II3 Особенности мордовского стихосложения и языка лирических произведений современных поэтов (ПВ Алёшина, ЛФ Дергачёва,
НИ Ишуткин, ИА Калинкин, СВ Кинякин, ИН Кудашкин,
ВИ Нестеров, АД Сульдина, ДА Таганов, НП Циликин)

Введение:

В литературоведении не затихают споры, о лирике. Сам термин «лирика» понимается двояко: с одной стороны, под лирикой подразумеваются и стихотворные, и прозаические произведения, пронизанные лирическим мироощущением, а с другой стороны, всё же чаще ее ограничивают только лирическими стихами.
Спорным является и вопрос о месте лирики среди других искусств. Например, Г.Н.Поспелов в книге «Искусство и эстетика» и В.В.Кожинов в «Книге о русской лирической поэзии XIX века» безоговорочно относят лирическую поэзию к выразительному искусству, а Т.И.Сильман придерживается мнения, что она ближе к искусству изобразительному. Мы присоединяемся к компромиссному решению М.А.Палкина, который относит лирику к изобразительно-выразительному искусству, с одной оговоркой: преобладание элементов изобразительности или выразительности в конкретном произведении зависит от индивидуально-авторского замысла.
Сам термин «лирика» возник в эллинистический период развития древнегреческой культуры (III и первая половина II веков до н. э.) и включал в себя всю не эпическую поэзию. Исторически лирика возникла раньше - в устном народном творчестве.
Лирика как особый род литературы не располагает своим, только ей присущим предметом изображения, можно сказать, что лирике доступны все стороны действительности, так как она выражает эстетическое отношение к категориям счастья, идеала, цели и смысла жизни. Однако организация, упорядоченность слов, которыми мыслит поэт-лирик, несколько сужают тематическое пространство. Вместе с тем существует широкая возможность для выражения различных вариантов переживаний.
Процесс создания стихотворения сопровождается движением мысли поэта от частного к общему, т.е. художник стремится раскрыть свой индивидуальный опыт так, чтобы соотнести его с опытом читателя. Художественный образ движется от прототипа к типу, от личного к обобщенному. Это проявляется в освобождении от всего излишне индивидуального.
Если лирика, по сравнению с прозой и драматургией более субъективна и личностна, то это не означает, что лирической поэзии не свойственны законы типизации, реалистичность изображения объективных закономерностей жизни.
В критике и литературоведении не раз возникали острые споры и дискуссии, внешним поводом для которых послужило появление термина «лирический герой». В ходе этих споров были высказаны мнения и «за», и «против» него. Противники термина выдвигали тезис о тождестве самого поэта и его образа в лирике. С таким чрезмерным биографизмом в истолковании авторской личности нельзя согласиться. Поскольку предмет лирики -субъективный мир человека, то целесообразно исследовать этот мир на материале собственной духовной жизни. Поэтому стихи и пишутся чаще всего от первого лица, поэтому и возникает вопрос об авторском «Я». Эта проблема в значительной степени разработана, но все еще не утратила свой актуальности.
Лирический герой - это суммарный образ, который не может сложиться в одном или нескольких стихотворениях. Поэтому, анализируя ка-кое-либо стихотворение отдельного поэта, правомерно будет говорить не о лирическом герое, а о его состоянии, характерных психологических особенностях. Эти определяющие черты и составляют в совокупности целостный многогранный образ лирического героя.
Исследуя творчество художника в целом, мы определяем, кто его лирический герой, человеком каких мыслей, характера, идеалов он является. Это, в свою очередь, дает возможность определить мировоззрение, социальный и эстетический идеал поэта.
Лирическому герою в отдельном произведении не свойственны разносторонность, многогранность героя эпического, но следует помнить о таком специфическом свойстве лирики, как отражение мгновения, а цельный характер героя может сложиться только при рассмотрении всех проявлений его настроения.
Как видим, лирический герой - явление вполне реальное и содержательное, и поэтому нельзя отрицать его существования, тем более что существование это в достаточной степени обосновано теоретически, чтобы служить надежным инструментом при исследовании поэзии.
Литературе каждого исторического периода, в том числе и современной литературе присуща своя система жанров. Лирика не статична, она функционирует как живой процесс, постоянно обогащая себя, выходя за свои пределы, но оставаясь лирикой. Каждый художественный текст должен быть мотивирован с учетом специфики выбранного жанра. А лирика в этом плане очень консервативна: она воплощает поэтическую информацию, следовательно, все ее составные элементы заранее ожидаемы и вместе с тем неожиданны.
Жанры лирики сегодня претерпели существенную трансформацию, являющуюся естественным процессом дальнейшего развития. При анализе лирики исследователь сталкивается с особым затруднением, которое возникает у каждого, кто пытается дифференцировать ее жанровые разновидности. Сделать это не всегда возможно, так как существует огромное количество стихов с гибкими синтетическими формами, размытыми жанровыми признаками, а классические жанровые формы со строго регламентированной структурой используются поэтами все реже. Взаимопереходность, текучесть, чрезвычайная гибкость, живой калейдоскоп лирического мира затрудняет определение границ жанра. Но, тем не менее, ясно, что необходимы какие-то принципы, которые должны служить ориентиром, отправной точкой анализа. Жанр - это совокупность особенностей сюжетосложения, композиции, стиля, определяемая своеобразием видения мира художником, а также закономерностями развития литературного процесса.
Литературоведению известны жанровые классификации лирики, в основе которых лежат: специфика организации поэтической речи, речевой интонации (Б.В. Эйхенбаум подразделяет лирику на три типа: декламатив-ная (риторическая), напевная и говорная); функции речи (Г.Н. Поспелов различает медитативно-изобразительную, описательно-изобразительную, «персонажную» и повествовательную лирику); ситуация переживания, художественная конструкция лирического субъекта и стиль (В.И.Арешка подразделяет лирику на следующие типы: песенная, манифестационная (декларативная), нарративная (повествовательная), медитативная или философская).
В данной работе для разделения произведений лирики предложен принцип «содержательной формы» и, исходя из него, выделены четыре большие тематические подгруппы: философская, гражданско-публицистическая, пейзажная и любовная лирика. Основным эстетическим признаком при разграничении лирических произведений становится характер и направленность самого переживания и чувств, которые являются преобладающими.
Время критического анализа фундаментальных основ нашего общества выдвигает на первый план необходимость осмысления пройденного страной и человеком исторического пути, осознания противоречий глобального масштаба, затрагивающих самые основы существования цивилизации. В жизни и литературе формируются и утверждаются черты нового философского мышления, которые приводят к внутренним, собственно художественным изменениям во всех жанрах, влияя на их дальнейшее развитие. В лирике появляются качественно новые произведения, не вмещающиеся в строгие рамки тех или иных видовых классификаций. Мы считаем, что исследование современной лирики, основанное только на учете традиционных жанровоопределяющих признаков, не вполне отвечает состоянию поэзии на современном этапе. Необходим подход и с позиции идей, проблематики, образов и характеров, который предполагает, что лирические произведения - это синтез всего поэтического многообразия.
Потребность нравственного самоопределения во всех сферах жизни обусловила ориентацию на устойчивые черты народной жизни - духовность и национальное самосознание, уже на новом витке народной культуры.
Время перемен отразилось и на стилевых процессах развития лирики. Прежде всего, это выражается в незавершенности, незаконченности и недостаточной художественной отчетливости формирующихся стилевых течений. Поэты находятся в поисках собственного стиля, иногда ограничиваясь простым следованием традиции. Этим объясняется частая повторяемость художественной мысли, узнаваемость стиля, даже сходство мотивов. Мы не считаем это проявлением слабости поэтического таланта и объясняем влиянием драматической ситуации времен застоя, когда была прервана преемственная связь в развитии поэзии. Негативное воздействие особенно сказывается на творчестве молодых поэтов, которые осознают свою ответственность за восстановление прерванной традиции. Они ведут поиски эстетических ценностей в историческом прошлом своего народа.
Современная мордовская лирика требует постоянного внимания со стороны литературоведов и критиков, так как именно в ней появляются черты тех тенденций, которые впоследствии становятся общими для всех родов литературы. Однако изучению живого процесса развития мордовской лирики уделяется не очень много внимания, причем и оно ограничивается анализом отдельных произведений или рецензиями на поэтические сборники. Совершенно недостаточно исследований лирики последних лет, которые раскрывали бы ее основные тенденции и характерные черты, во многом отличающиеся от довольно подробно изученной поэзии 1950-70-х годов.
Актуальность темы состоит в необходимости обобщающих исследований, связывающих развитие современной лирики с тенденциями национальной культуры и творческими поисками самих поэтов; определяется неизученностью стиховой культуры мордовской лирики; важностью определения характера художественных поисков современной мордовской лирики с точки зрения их эстетической ценности. Воспитание культуры чувств людей сегодня рассматривается как задача не меньшей важности, чем овладение достижениями современной науки. Поэтому и возрастает социальная роль лирики и актуальность лирического творчества для литературы в целом и мордовской, в частности.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые рассмотрены основные явления, проблемы и закономерности лирики 80-90-х годов как живого литературного процесса с учетом его противоречивости, наличия в нем как разнонаправленных художественных тенденций, так и той системы связей между ними, которая позволяет говорить о целостности современной мордовской лирики. В предлагаемых теоретическом аспекте и практическом объеме современная мордовская лирика еще не изучалась, поэтому мы считаем, что данная работа может стать началом исследования сложного и противоречивого процесса развития лирики в период 1980-90-х годов.
Основная цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы составить целостную картину состояния современной мордовской лирики как составной части общего литературного процесса, обнаружить основные тенденции ее развития и найти им реальное подтверждение в конкретных поэтических произведениях. В соответствии с этой целью необходимо было решить следующие задачи:
• выявление основных черт современной мордовской лирики с учетом ее родовой специфики ;
• рассмотрение характерных особенностей отдельных жанров современной мордовской лирики в исследуемый период ;
• выявление положительных и негативных тенденций в поэтическом осмыслении и отражении действительности на основе анализа поэтических произведений как уже известных поэтов, так и начинающих авторов;
• определение на различных уровнях типологических параллелей использования фольклорных традиций современными мордовскими поэтами.
Методологической основой диссертации является этико-философская концепция о диалектическом соотношении общего и особенного в применении к категории национального в художественном творчестве. Обязательной предпосылкой научной состоятельности исследования признается положение о национальной специфике художественных явлений в условиях контактных и межнациональных связей, а также современные мировоззренческие ориентиры, основанные на приоритете общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
Применялась методика многоплановых подходов к анализу на основе различных методов, таких как: историко-теоретический, который направлен на выяснение истоков, содержания и художественной сущности изучаемого материала; структурно-аналитический, определяющий конкретные идейно-тематические и художественно-изобразительные аспекты; метод интеграции знаний, позволяющий выявить определённые закономерности функционирования традиций в современной лирике.
Теоретической основой диссертации послужили труды известных литературоведов М.М.Бахтина, А.С.Бушмина, В.В.Виноградова, П.С.Выходцева, И.Л.Гринберга, В.М.Жирмунского, А.А.Михайлова,
Д.Н.Овсянико-Куликовского, Г.Н.Поспелова Т.И.Сильман, Л.И.Тимофеева. - при определении специфичности лирики как литературного рода; В.А.Зайцева, В.В.Кожинова, Е.П.Любаревой, Н.Р.Мазепы,
A.И.Павловского, А.П. Эльяшевича - при рассмотрении отдельных аспектов проблемы лирики; А.В.Алешкина, А.Г.Борисова, В.В.Горбунова, Г.И.Горбунова, М.Ф.Ефимовой, М.Г.Имярекова, В.М.Макушкина, М.И.Малькиной, Е.И.Чернова - при определении национального своеобразия мордовской лирики; критические статьи, обзоры новых публикаций, печатающиеся в общероссийской и национальной периодике - при определении закономерностей и тенденций развития современной лирики.
Стремление рассмотреть современную мордовскую лирику в самых различных аспектах обусловило изучение работ, посвященных отдельным проблемам: «Фольклорные традиции в современной мордовской поэзии» Н.П.Самаркиной; «Фольклорные традиции в мордовской поэзии (на анализе творчества мокшанских поэтов)» О.И.Налдеевой; «Современная русскоязычная поэзия Мордовии в контексте мордовской литературы (70-80-е годы)» С.П.Гудковой; «Проблемы развития финноязычной поэзии Карелии в её связях с фольклором» Э.Л.Алто; «Развитие марийского стихосложения» Н.И.Куторова; «Традиции и новаторство в эстонской советской поэзии» Э.К.Лыхмус; «Современный русский стих. Метрика и ритмика» М.Л.Гаспарова; «Стилевые течения в русской советской лирической поэзии» Л.И. Лубянской; «Русская лирическая поэзия 1960-1980-х годов: (Основные тенденции развития)» А.В. Науменко-Порохиной и др.
Материалом исследования стали наиболее яркие произведения П.В.Алешиной, А.В.Арапова, И.М.Девина, Л.Ф.Дергачевой, Ч.Г.Журавлева. Н.И. Ишуткина, И.А.Калинкина, Р.С.Кемайкиной, С.В.Кинякина, И.Н. Ку-дашкина, М.И.Малькиной, А.К.Мартынова, М.Моисеева, Д.Т.Надькина.
B.И.Нестерова, И.В.Носикова, Р.К.Орловой, А.Д.Сульдиной, Д.А.Таганова.
Н.П. Циликина на мокша и эрзя-мордовских языках, вышедшие в отдельных или коллективных сборниках и периодических изданиях, начиная с 1980-го года. Перевод текстов с мордовского-мокша и мордовского-эрзя языков наш, подстрочно-смысловой, кроме особо указанных случаев.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов, теоретических положений и конкретного материала при изучении особенностей развития мордовской литературы, ее актуальных проблем, при чтении курса лекций, спецкурсов, при разработке спецсеминаров для студентов, учебников и методических рекомендаций по мордовской литературе для вузов и общеобразовательных школ. Выводы, полученные в ходе осуществленного исследования, позволяют внести ряд корректив в оценки современной лирической поэзии литературной критикой, при рассмотрении ее художественного многообразия.
Апробация результатов исследования проходила на кафедре литературы МГПИ им. М.Е. Евсевьева. По результатам исследования опубликованы статьи в сборниках: «А.С. Пушкин и современность», «Актуальные проблемы литературоведения и методики преподавания литературы» и в журнале «Мокша» №5,1999 год. Делались сообщения на научно-практических конференциях преподавателей и студентов МГПИ им. М.Е. Евсевьева (1999г.).
Работа изложена на 187 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, который включает 258 наименований.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи исследования, основные методологические подходы к изучаемой проблеме, выявлена степень ее научной разработанности. В заключении даются основные выводы.
Просмотров: 161 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930